Зачем умирают невесты. Филиппины: почти как живые

» и «Пиковая дама: Черный обряд ».

Как же Святославу пришла идея взять такую популярную для современного русского кино тему — свадьбу («Горько! », «Самый лучший день », «Одноклассницы ») - и превратить ее в хоррор?

Режиссёр вспоминает:

«Началось все с небольшой заметки, кажется, в журнале „Вокруг света“ о нескольких странных свадебных ритуалах и обрядах: жених вез в далекую провинцию свою невесту знакомить с семьей, а родственники эти оказывались, мягко говоря, странными людьми. Идея заинтересовала группу продюсеров, они обратились ко мне с предложением написать сценарий, но мне эта линия показалась недостаточно увлекательной. Удивительный и пугающий ритуал фотографировать мертвецов, который существовал с середины XIX века, подтолкнул нас несколько развить историю, и отсюда, собственно, появилась наша мертвая невеста ».

Картина отсылает зрителей к страшным традициям и обрядам, популярным в XIX веке, но не утратившим, как выясняется, актуальность и в наши дни.

По сюжету главную героиню — Настю — ее возлюбленный Иван везет в родной город знакомиться с родственниками. Поначалу счастливая девушка не замечает странности окружающих, жутких фотографий и разговоров о таинственной предсвадебной церемонии, но, когда Иван исчезает, невеста понимает, что совершила ошибку и ей предстоят непростые испытания.

Обычай фотографировать мертвых появилась еще в начале XIX века. Для тех, у кого не было возможности заказать портрет, фотография была единственным (и более удобным) способом увековечить усопшего.

Мертвыми фотографировали не только стариков, но и детей, и подростков, жизнь которых уносили болезни и катастрофы. С помощью специальных штативов умершему придавали (по крайней мере старались придать) непринужденную позу, а если не удавалось достичь желаемого эффекта — создавали иллюзию глубокого сна.

Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников вместе с умершим. Но фотографы оставляли рядом с умершими особые «символы»: перевернутую розу в руках, или, например, часы, на которых застыло время смерти.

«В то время для девушки свадьба была, практически, равна переходу в другой мир, другое состояние. Она как бы „умирала“ для своей семьи и прежней жизни. Существовало очень много поверий, связанных, например, со смертью невесты во время свадьбы, когда она считалась наиболее уязвимой для „потустороннего мира“. Такие невесты превращались в различные демонические сущности. Именно на основе таких поверий мы выстраивали сюжет, консультируясь с исследователями в этой области»,

отмечает продюсер Владислав Северцев .

Создатели ленты решили объединить странные обычаи с вечной темой замужества и разнообразными свадебными ритуалами, которые пользовались большой популярностью у древнерусских народов. Мрачная история, изложенная в хорроре «Невеста», затрагивает несколько временных периодов — от России XIX века и до наших дней.

В первом трейлере «Невесты» показан довольно атмосферный старинный дом:

Для того, чтобы создать достоверный визуальный ряд двух эпох, съемки проходили в настоящем доме в подмосковной усадьбе Строгановых, где декораторы совместили еще оставшийся с дворянских времен интерьер и мрачные пейзажи.

«Разумеется, нам для съемочных нужд хотелось здание побольше и попросторнее. И число комнат и их размеры изначально нас не очень устраивали, поэтому пришлось кое-что переделать. Кроме того, что внутри мы передекорировали усадьбу под тот период времени, который нам был нужен, она была нами, фактически, отреставрирована. В советское время его перепрофилировали в гостиницу со всем соответствующим отношением к полам и стенам. Мы привели строение в порядок, обновили его, а затем чуточку „состарили“. Часть съемок также проходила вокруг здания в прилегающем парке»,

— рассказывает режиссер ленты.

Конечно же, реставрация дома была не единственной проблемой во время съемок. Актеры — весьма суеверный народ и многие не соглашаются сниматься в гробу, потому что это — плохая примета. Главную героиню играет актриса Виктория Агалакова , для которой эта работа будет дебютом в главной роли в полном метре и неудивительно, что девушка сильно переживала на съемках. Однако, Святослав успокоил актрису, припомнив, что для съемок «Убить Билла » Квентин Тарантино практически закопал Уму Турман в гробу.

«Картина вызвала огромный интерес на международных рынках, так как при классической саспенс структуре сюжета несёт в себе уникальность темы, связанной со старорусскими традициями. Тизер-трейлер картины получил уже более 2 млн просмотров только на YouTube, что подчеркивает живой зрительский интерес к теме»,
22 декабря 2016


Что для вас русская свадьба? Безудержное веселье, песни и пляски, счастливые молодые, а может ломящийся от всевозможных яств стол?

В настоящее время именно так нам и видится торжество.

В древности и средние века русский обряд заключения брака был печален (не вся свадьба от сватовства до пира, а только этот обряд). На Руси день свадьбы - это ритуальные похороны невесты, но которые она облачалась в траурное платье. В некоторых губерниях это были белые рубахи, символизирующие снег и смерть, в других – черные одеяния. Эти наряды имели длинные рукава, закрывающие кисть, чтобы девушка не могла дотронуться до чего либо (прикосновение мертвеца считалось опасным для людей и вещей). Также, например, в Архангельской губернии голову невесты покрывал куколь, в нем обычно хоронили умерших женщин (куколь представляет собой подобие капюшона, с которого ниспускаются на грудь и спину две широкие полосы материи). Но наиболее распространено было покрывало, накинутое на голову девушки. Это делалось, чтобы скрыть от людей взгляд невесты (он тоже считался недобрым).

Наши предки считали, что невеста «умирает» в роду своего отца и «рождается» в роду мужа. Подтверждением этого является и неделя причитаний и вытия незадолго до свадьбы ─ невеста прощалась со своими родителями, подругами и девичьей жизнью (кстати, девушек не выданье специально обучали умению причитать и петь со слезами). Кроме того, заново родившаяся брала не только фамилию жениха, но и меняла имя.

А накануне свадьбы невесту отправляли мыться в бане. И смысл этого действия не гигиенический. Это, по сути, омовение тела перед похоронами. У наших предков баня считалась сакральным местом, где всякий желающий может пообщаться с миром мертвых.

Жених принадлежит к миру живых. Он должен отправиться в мир мертвых, чтобы найти там свою невесту и вернуть ее к жизни (в процессе дефлорации). В Нижегородской губернии подруги невесты открытым текстом заявляли жениху, что в доме лежит покойница. Чтобы забрать ее, необходимо заплатить выкуп.

Жениху найти невесту помогали его друзья. У самого главного и почетного дружка через плечо был перекинут красный рушник – это символ пропуска в загробным мир (в древности на рушниках опускали гроб в могилу).

Итак, невеста найдена, выкуплена, родители благословили молодых. В этот момент невесте вручался в руки веник (веник считался оберегом от нечистой силы, которая может помешать девушке попасть в мир живых).

Далее жених с друзьями и невеста с подругами садились в повозки (это называлось свадебным поездом) и ехали … на кладбище. На кладбище надлежало почтить умерших родственников, дабы они разрешили забрать невесту из царства мертвых.
А потом был свадебный пир и первая брачная ночь. Они были столь интересны, что заслуживают более пристального внимания, чем пару абзацев в этом тексте (ждите следующий пост).

Прошло много времени, свадебные обряды забыты, а многие символы трансформировались. Что мы видим? Красный рушник на плечах у свидетелей стал красной лентой и служит лишь для обозначения этих почетных ролей на свадьбе. Теперь у невесты в руках не веник-оберег, а красивый букет, дополняющий образ новобрачной. Покрывало на голове заменила фата и цель ее лишь эстетическая. На кладбище теперь не заезжают, некоторые пары возлагают цветы к вечному огню. Остался выкуп, но и он теперь представляет собой веселое мероприятие, проводимое лишь по желанию молодых.

Современная свадьба в России стремится быть похожей на западные торжества (индивидуальность, тяга к свободе, отрицание традиций и всего старого). Но хорошо ли это?

Русская культура самодостаточная и богата. Нельзя отрицать тот факт, что она формировалась под влиянием не только Запада, но и Востока. Особенно много восточных традиций пришло в нашу жизнь в период Золотой Орды (коллективизм, ориентир на семью и семейные ценности).

А как считаете вы, Россия должна развивать свою культуру по западному сценарию, стремясь догнать Европу и Америку, или же надо создавать и вспоминать свои традиции?

Свадьба мертвых November 22nd, 2016

Китайцы с древности верят, что человек только в браке может быть счастлив, а холостые люди - обездоленные и неполноценные. В земной жизни (такой короткой) все стремятся найти себе пару, а что же говорить о вечной жизни после смерти! Ведь, согласно китайской религии, человек после смерти в загробном мире встречается со своими умершими ранее родственниками и друзьями. Жизнь там хорошая для тех, кто был праведником на Земле, разводов там нет, и если супруги при жизни жили в счастливом браке, то после смерти им вечно суждено быть вместе.

А вот холостякам на том свете придется несладко, поскольку они никогда не смогут там найти себе пару. Как же быть, если человек умер, не успев вступить в законный брак? Китайцы очень трепетно относятся к покойным, поэтому они никак не могли позволить своим безвременно почившим близким, не успевшим обзавестись семьей, быть несчастными в загробной вечной жизни. Живые родственники в таких ситуациях подыскивают покойникам пару, тоже ушедшую в мир иной. Затем "молодоженов" хоронят вместе.

И этот брак считается законным!

История минхунь уходит в древность, а в те годы детская смертность была очень высока, да и взрослые люди жили недолго, поэтому многие не успевали жениться. Отсюда и традиция загробных свадеб. Археологи неоднократно находили древние могилы с похороненными в них разнополыми детьми. Надписи, найденные в захоронениях, говорили о том, что это загробный брак.

Даже древнекитайские правители прибегали к этой традиции. Так, у Вэй Цао, бывшего у власти вначале нашей эры, умер сын. Безутешный отец решил женить его на дочери своего подданного, также недавно скончавшейся. Но не успел, поскольку девушку уже выдали замуж за другого покойника.

Шли века, традиция минхунь становилась более редкой и практически совсем исчезла в коммунистическом Китае. Коммунисты сочли загробные свадьбы диким пережитком древности и всеми способами старались искоренить их. Им это удалось сделать в крупных населенных пунктах, но в глубинке минхунь осталась. Особенно часто посмертные браки заключались (и заключаются сейчас) в провинции Шаньси.

В наши дни минхунь снова распространяется по Китаю. Одного желания заключить брак мало, ведь нужно еще найти подходящую пару, а это непросто. Но, как известно, спрос определяет предложение, в Китае в последние годы появились специальные дилеры, которые зарабатывают тем, что подбирают пары для покойников. Их агентурная сеть раскинулась по всей стране, работают они тихо, без огласки, ведь торговля покойниками в Китае запрещена.

Как только в семье умирает молодой человек или девушка, им сразу начинают подыскивать пару среди умерших в округе. Из-за налога на второго ребенка в Китае сложилась непростая ситуация с невестами: на одну китаянку приходится пять женихов. Такая же проблема преследует мужчин и после смерти: найти мертвую невесту умершему китайцу порой сложнее, чем живому. За такой дефицитный "товар" родственники умершей девушки заявляют выкуп от 800 до 7000 долларов, самые дорогие - незамужние девушки, но в условиях дефицита молодых незамужних китаянок сойдет и старая вдова.

Если умерший был совсем беден, и родственники не могут купить ему невесту для загробной ячейки общества, в гроб кладется кукла из муки, одетая в праздничные наряды китайской брачной церемонии. Но мертвых провести еще тяжелее, чем живых, потому родственники "жениха" иногда всей семьей собирают выкуп для настоящей мертвой невесты. Очень редко случается и так, что умершей девушке не удается подыскать жениха. В таком случае ее посмертно отдают в монастырь, в котором помещается табличка с именем усопшей: теперь после смерти о ней позаботится монашеская община.

Учитывая, что для китайских деревень это немалые деньги, многие девушки в провинциях, где до сих пор проводят минхунь, подвержены смертельной опасности. Если в их округе умер богатый парень, не каждая семья упустит возможность заработать на "несчастном случае" со своей дочерью. Большие деньги зарабатывают и ворошители свежих женских могил, которые получают деньги в прямом смысле за то, что могут достать невесту хоть из-под земли.

Когда пара наконец найдена, проводится обряд, пышность которого зависит от благосостояния семьи. Бедные семьи просто хоронят молодоженов вместе, а богатые наряжают их в свадебные шелковые костюмы, жарят свинью или овцу, кладут на пороге красный праздничный саван и запускают петарды. Вместо брачной ночи молодых провожают в последний путь на клабище: для этого гости специально переодеваются из праздничных одежд в траурные.


Невеста стоит около 1500 долларов, это доход небогатой китайской семьи за несколько лет. Немало, но ведь за живую девушку семья жениха платит выкуп, почему же не нужно платить за мертвую? Такая высокая сумма появилась благодаря китайскому правительству, которое запретило иметь более одного ребенка. А поскольку мальчик - это защитник и опора для родителей в старости, то от девочек старались избавляться, а рожали преимущественно мальчиков. Это привело к перекосу, когда в Китае очень много мужчин и мало представительниц слабого пола. Соответственно, и женских трупов меньше, нежели мужских.

Иной раз дело доходит до абсурда. Недавно в Шаньси были пойманы гробокопатели, которые пытались выкопать тело недавно умершей девушки, чтобы перепродать его. А в Янцюане женщина пыталась выкупить в местном морге тело девочки-подростка, чтобы выдать ее замуж за своего умершего брата. Она объяснила свои действия тем, что призрак брата настойчиво приходит в ее сны и требует найти ему молодую жену. Но самым громким стал случай, когда группа лиц убивала девиц легкого поведения и продавала их в качестве мертвых невест.
Покойная невеста - товар редкий, поэтому иной раз свадьбы ждать приходится долго, за это время жених успевает разложиться, поэтому часто на свадьбе невеста свеженькая, а жених - глаза бы не глядели!

Чтобы не доводить до этого, родственники умершего мужчины соглашаются на любую невесту: старую, хромую, уродливую или с какими-нибудь физическими недостатками. Конечно, цена будет значительно ниже. Наблюдались случаи, когда ушлые китайские бабули предлагали свои тела в качестве мертвых невест, правда, оплату требовали провести при жизни (часто от семьи покойного жениха старушки просят ежемесячное пособие). Одна такая бабуля слишком долго зажилась на белом свете, родственникам жениха надоело платить, и они устроили бабке несчастный случай с летальным исходом.

Загробные свадьбы проходят по-разному, все зависит от благосостояния семей. Бедняки просто проводят церемонию бракосочетания и хоронят молодых в одной могиле, а богатые семьи закатывают пиршество с застольем и музыкантами. В первой половине дня поются свадебные песни, а к вечеру - похоронные.

источники

Здравствуйте.

Произошло это со мной августовской ночью в небольшой деревне Волгоградской области, я ездила туда отдыхать к бабуле. Река, луга красивые – красота! И вот однажды засиделась я допоздна у подружки, а когда домой возвращаться стала, черт меня дернул срезать путь и пройти не по улице, а по большому лугу, который находился рядом с речкой. Иду, собаки вдалеке воют, деревья шумят, мост подвесной над речкой раскачивается со скрипом… Страшно! Вдруг слышу плач – горький, надрывный, девчоночий. Оглядываюсь по сторонам и вижу, что возле моста на траве сидит молоденькая девушка… в свадебном платье. Подхожу ближе, замечаю, что вид у платья не очень-то праздничный: белый подол в грязи, юбка порвана чуть ли не до самых бедер, корсет развязан, чулки на девушке изорваны, а обувь вообще отсутствует. Не по себе мне стало от ее вида. Спрашиваю, в чем, мол, дело, чем помочь, а она: «Ничем не поможешь ты мне, иди, куда шла!» Села я возле нее, попросила успокоиться и рассказать, в чем дело. Девушка, не переставая рыдать, сказала, что у нее сегодня свадьба, а брат жениха час назад на этом самом месте ее изнасиловал. Я, конечно, впадаю в ужас, успокаиваю невесту и лихорадочно думаю, что делать. Вдруг девушка встает и решительным шагом идет по мосту. На мой вопрос о том, куда она идет, не отвечает. И тут резко запрыгивает на перила мостика, подранное платье развивается, я вижу, что она сейчас прыгнет! А ведь дно в нашей речке такое, что костей не соберешь – каменистое, с войны еще железяками заваленное. Я ору ей: «Дура, слезь!» – и бегу, чтобы удержать ее, но поздно. Даже не взглянув на меня, прыгнула с моста. Я, отчаянно молясь о том, чтобы она не разбилась, подбегаю к перилам, с которых она спрыгнула, смотрю в воду и не верю своим глазам: ни всплеска на воде, ни даже кругов – совсем ничего. Свесившись с перил чуть ли не по пояс, смотрю на дно мостика – вдруг она зацепилась за что-то в последний момент! Нет ее. Нигде нет. Как испарилась. Вот тут мне стало по-настоящему жутко, и я, подгоняемая нечеловеческим страхом, добежала до дома за минуту и прямо с порога рассказала про все бабушке. Она покачала головой, сказала: «Не к добру это!» Оказывается, лет сорок назад в деревне праздновалась очень пышная свадьба – местный паренек женился на городской девушке из обеспеченной семьи. В самый разгар веселья брат жениха увел невесту на луг и там, несмотря на ее отчаянное сопротивление, грубо изнасиловал, а она потом сбросилась с моста в реку и разбилась насмерть об каменное дно. Бабушка говорит, что призрак этой девушки обычно появляется перед большой бедой в деревне, несколько лет назад она появлялась перед сильной засухой, от которой почти весь урожай на полях погиб.

Уже на следующий день мы с бабушкой узнали, что ночью на другом конце деревни произошел сильный пожар, почти вся улица с домами сгорела, а вместе с домами и люди…