Приучаем ребёнка к горшку. Чего никогда не стоит делать

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку . Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи , ;
  • нервные тики , логоневрозы ;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энкопреза , гиперактивности мочевого пузыря .

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость – малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный .

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Тема приучения ребенка к горшку – одна из наиболее обсуждаемых среди молодых родителей. Есть мамы, которые готовы «тренировать» свое чадо чуть ли не с рождения, держа его над ведром или ванной. Другие чуть более терпеливы – они ждут, пока малыш научится сидеть (около 7–8 месяцев), и потом «знакомят» его с горшком.
И тех, и других очень волнует тот факт, что ребенок не ходит на горшок. У такой спешки есть две причины:

Зависимость от убеждений, интересов, удобства взрослых. Некоторые мамы стремятся быстрее приучить ребенка к горшку, потому что долгое использование одноразовых подгузников довольно накладно. Или же, наоборот, мама может сознательно не торопиться с решением туалетного вопроса, потому что пользоваться подгузниками удобнее, не нужно переживать за испорченные вещи и неожиданные казусы.

Давление извне. Молодая семья с маленьким ребенком всегда находится под определенным прессингом со стороны бабушек и дедушек, воспитателей в детском саду, друзей с детьми. Кроме того, родителям первенца свойственно сравнивать достижения своего малыша с успехами ровесников и хвастаться тем, что им удалось приучить ребенка к горшку.

Таким образом, раннее приучение ребенка к горшку обусловлено чем угодно, только не собственными интересами ребенка. Между тем умение самостоятельно пользоваться горшком для малыша – не просто рядовой навык. Первые попытки приучить ребенка к горшку – это большой шаг на пути взросления, качественно новый этап детства, связанный со зрелостью психики ребенка. До недавнего времени все в жизни малыша определяла мама (когда и что есть, чем заниматься), с которой он ощущал неразрывную связь. Но в определенный момент кроха начинает понимать, что мама решает не все, что он сам, по своему желанию может «делать свои дела» и, главное, видеть результат своих действий. Это очень ценное, с точки зрения психологии, «приобретение» для маленького человека.

1. Как понять, что пора ребенка отучать от подгузников?

Чаще всего физиологическая готовность малыша прислушиваться к сигналам своего организма возникает около 1 года. В это время большинство детей уже уверенно сидят, могут сами добраться до горшка и встать с него, подать сигналы о своих намерениях. Поэтому годовалого ребенка уже вполне можно знакомить с навыками туалета, не отменяя при этом привычных подгузников, поскольку контроль за мочеиспусканием и дефекацией формируется от 1.5 до 2-3 лет. Не стоит забывать, что ребенок развивается по собственному графику. Например, грудничок, испытывая дискомфорт при позыве к мочеиспусканию, может активно подавать сигналы маме плачем, призывая ему помочь. Такое поведение, конечно, не означает, что пора приучать ребенка к горшку, но игнорировать его потребности тоже не стоит, ведь это его первые попытки осознать себя и свои желания.

2. Как подготовить ребенка к переменам?

Для начала купите горшок. Он должен быть устойчивым, гладким, теплым и легко доступным. Подберите штанишки или шортики, которые можно было бы легко снять и надеть. Ребенок должен привыкнуть к этому новому предмету и понять, для чего он нужен, а для этого необходимы ваши объяснения. Объясните, что у взрослых есть «большой горшок», покажите, как и для чего им пользуются, и расскажите, что малыш уже достаточно вырос, чтобы тоже получить свой, маленький горшок. Обращайте внимание ребенка на других детей, которые уже умело используют этот навык, и плавно предлагайте ему тоже попробовать

3. В каком возрасте приучать ребенка к горшку?

Пожалуй, возраст 1,5 – 2,5 года – оптимальное время для того, чтобы всерьез заняться приучением ребенка к горшку. Кроха уже в состоянии вырабатывать условный рефлекс не на определенное слово и высаживание, а на ощущение наполненности и позывы к мочеиспусканию и дефекации. Это и лежит в основе самостоятельной регуляции процессов выделения.

4. Ребенок не сидит на горшке. Как его удержать: настаивать или превращать в игру?

Некоторая настойчивость не помешает, если вы хотите, чтобы использование горшка вошло в привычку. Но это не должно переходить в принуждение и часовые сидения на горшке с плачем, иначе возникнет стойкая негативная реакция на сам процесс… В то же время горшок не должен превращаться в игровой предмет, а поход в туалет – в повод для семейного торжества. Малыша можно увлечь книжкой или игрушкой (им можно даже присвоить статус «туалетных»), но потом забавы должны отойти на второй план, а время сидения на горшке – сократиться.

5. Как приучить ребенка к горшку? Нужно ли подлавливать момент и высаживать малыша или стоит ждать, пока он сам начнет проявлять инициативу?

На первых порах маме придется проявить максимум наблюдательности, чтобы помочь малышу сформировать необходимую связь между своими импульсами и нужным действием. Но не стоит в этом вопросе проявлять слишком много усердия, иначе ребенку просто незачем будет учиться себя контролировать, ведь мама всегда рядом. Чтобы малыш сам начал действовать, необходимо создать для этого условия (сократить использование подгузников, объяснить правила и ввести «пени» за их нарушение и т.д.), а не пускать процесс на самотек.

6. Как относиться к промахам ребенка?

Пока ребенок не ходит на горшок, а только начинает с ним знакомиться, ни о каких наказаниях не может быть и речи, поскольку малыш еще толком не понимает, что от него хотят. На следующем же этапе, когда ребенок уже усвоил правила, но не хочет им следовать, стоит показать ему свою реакцию. И здесь к каждому малышу свой подход: кто-то быстрее заметит мамино расстройство, другой откликнется на то, что мама сердита, третий поймет лишь наказание, например, лишение просмотра мультика. Оставить промахи малыша можно незамеченными в случае, когда ребенок болен, переживает переезд или ссору родителей и т.д., или испачканные трусики – результат досадной случайности, которые бывают даже у детей старшего дошкольного возраста.

7. Надо ли реагировать на «труды» малыша?

Ребенку необходимо видеть, что родители выражают заинтересованность его «приключениями». Тогда ему будет легче расставаться с чем-то «своим», не удерживать это внутри себя. Только важно хвалить содержимое горшка без фанатизма, ведь ребенок ходит на него не ради удовольствия взрослых, а по своей необходимости.

Отношения малыша с горшком очень нестабильны, и достаточно долгое время могут быть моменты протеста, сопротивления, капризов. Но это нормально, малыш не робот, и на его настроение, самочувствие и поведение влияет множество факторов. Однако, если 4-летний ребенок не просится на горшок, не испытывает никакого дискомфорта от мокрого и грязного белья, ходит в подгузниках и не откликается на ваши уговоры воспользоваться туалетом «как взрослый», есть повод насторожиться. Вероятно, вы что-то делали неправильно, или у малыша есть некоторые проблемы в развитии и вам стоит обратиться к психологу. Это же касается и тех случаев, когда ребенок боится горшка: терпит до последнего, лишь бы не пользоваться им. Такие запоры могут быть следствием психологических проблем или определенных неполадок в организме ребенка, которые вызывают у него болевые ощущения. Все эти проблемы могут заставлять ребенка бояться горшка.

9. Как реагировать на успехи и неудачи?

Для малыша огромное значение имеет оценка его действий родителями. Не забывайте поощрять ребенка за старания и применять адекватное наказание в случае активного игнорирования горшка. Однако это вовсе не означает, что ребенок должен стоять в углу за каждые мокрые штаны. Если вы видите, что малыш сам расстроен, не успел, заигрался, но стремится исправиться (например, запоздало бежит к горшку или сообщает вам о случившемся), лучше не обратить внимания на неудачу и помочь ребенку справиться с недоразумением. Но когда уже подросший ребенок явно манипулирует родителями, бывает полезно проявить строгость: «Что ж, раз ты не хочешь меня слушать, мне придется убрать твои любимые носочки с собачками, чтобы они не испортились. Я верну их тебе, когда штаны станут сухими».

Приучение ребенка к горшку – это естественный момент воспитания малыша. И родители должны создать благоприятные условия для крохи, в которых он мог бы тренироваться и закреплять навык.

Добрый день! Сегодня продолжаем разбирать тему как приучить ребёнка к горшку?

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители, решив приучать ребёнка к горшку.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

ОШИБКА №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

На самом деле на такое осознание у ребёнка большую часть времени носившего «защиту» может уйти до 3-5 месяцев.

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи. Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

ОШИБКА №3

Слишком сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

В стремлении побыстрее приучить ребёнка к горшку, мы забываем о том, чья это зона ответственности?

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать. Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

СОВЕТ № 3. Создавайте условия при которых приучение к горшку произойдет самостоятельно!

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

ОШИБКА №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

Чем это чревато?

В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.

В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога.

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» - это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки. Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

Вы не ругаете ребёнка, но при этом показываете наилучший вариант развития событий, который Вы ждёте от ребёнка. А учитывая то, что ребёнок очень хочет быть хорошим и всегда следует родительским ожиданиям - вы на 1 шаг приблизились к сухому полу в квартире.

ОШИБКА № 5

Незнание стадий знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)

Пример №1.

Пример №2.

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).

Процесс обучения ребенка начинается с самых первых дней жизни малыша. И состоит он не только из различных педагогических методик, но в большей части из обычного жизненного опыта - познания мира методом проб и ошибок. То есть ребенок учится всему тому, что видит вокруг себя. Однако наступает время, когда малыша приходится приучать к особой деятельности, которая касается исключительно его. Именно на такой теме хочется сейчас и остановиться. Как (Комаровский и его методика), что нужно делать, а от каких действий лучше всего отказаться, дабы не травмировать психику своей крохи - об этом далее и пойдет речь.

О готовности малыша к горшку

Пока малыш еще очень маленький, он воспринимает горшок как игрушку. Это для него всего лишь предмет интерьера. Кроха еще не понимает всей его значимости и необходимости. Поэтому не стоит ругать своего ребенка, если он начинает с горшком играть. К слову, очень важно не пропустить этот момент, ведь это отличный повод начать приучать малыша к этому неведомому ему доселе предмету. Можно пробовать высаживать на него игрушки, стараться присаживать самого малыша. Но вот если кроха упирается и сильно плачет, пока нужно на время оставить эту затею. Скорее всего, ребеночек еще просто не готов.

Тут стоит сказать о том, что если мамы начинают высаживать своего малыша на горшок в возрасте 8-9 месяцев, и кроха делает все, что полагается, можно говорить только лишь о грамотно выработанном рефлексе. Малыш будет писать в горшок совершенно неосознанно. Этого можно достичь в основном методом тренировок (чаще всего, если используется наказание). О контролируемом мочеиспускании в таком юном возрасте речи быть не может. А все потому, что нервная система ребенка еще совершенно к этому не готова.

Конкретнее о цифрах

В возрасте до одного года горшок для ребенка еще не является осознанным предметом туалета. Как это уже было сказано выше, он воспринимается малышом, скорее, как игрушка или предмет интерьера. До первого года жизни кроху можно, конечно же, с ним знакомить, но это практически ни на что не повлияет и лишь удлинит время обучения. Сознательность, понятие и, главное, первые признаки самоконтроля к малышу приходят примерно в возрасте 18 месяцев. У кого-то это может случиться на несколько месяцев раньше, но в основном - позже. Нужно понимать, что все цифры условны. И надо просто знать своего кроху, чтобы понимать, готов ли ребенок к высаживанию на горшок.

О дневных и ночных высаживаниях

Разбираясь, как приучать ребенка к горшку, Комаровский говорит еще и о том, что нужно учитывать время суток. Если в полтора года малыш может начинать контролировать позывы своего тела в дневное время, то с ночным периодом дела обстоят не так и просто. Ночью детки могут писаться даже до 4-летнего возраста. И в этом нет ничего страшного. Ведь ночного контроля у детей - примерно 3-3,5 года. Родители об этом не должны забывать.

О показателях готовности ребенка

Часто мамы и папы задаются вопросом о том, как приучить ребенка к горшку в год? Можно ли обучить кроху таким навыкам? Педиатры утверждают, что есть определенные показатели, которые расскажут о том, что малыш полностью готов к высаживанию:

  • Горшок для ребенка не страшен, малыш его не боится и иногда даже пытается сам присесть на него, пусть даже и не спуская штанишки.
  • Один из признаков готовности малыша - его умение самостоятельно ходить и садиться.
  • Следующий показатель - ребенок может рассказать родителям о своих желаниях, потребностях организма.
  • Кроха понимает, когда взрослые к нему обращаются с различными просьбами.
  • Один из признаков - ребенок понимает команды родителей.
  • Если ребенок понимает похвалу и поощрения со стороны взрослых, он также частично готов к высаживанию на горшок.
  • Комаровский утверждает, что если малыш показывает свое недовольство полным подгузником или мокрыми штанишками, он также готов к приучению.

Если же все эти показатели или хотя бы большая часть из них присутствуют, специалисты уверены, что можно начинать процесс приучения крохи к своему горшочку.

Время, когда начинать приучение не стоит

Бывает иногда так, что ребенок боится горшка, ему на нем некомфортно находиться. Это свидетельствует о том, что пока еще не пришло время для первых приучений к данному предмету туалета. Однако тут нужно строго разграничивать манипулятивное поведение ребенка и действительно страх или дискомфорт. Иные показатели, которые свидетельствуют о том, что с первыми высаживаниями нужно повременить:

  1. Во время нервного напряжения малыша или его болезни не стоит начинать процессы приучения.
  2. Время перемен - не лучший час для приучения к горшку. Если семья переезжает, вот-вот ждет пополнения и т. д., это и так стресс для крохи. А обучение в этот период и вовсе окажется неэффективным.
  3. И последний пункт - отсутствие вышеперечисленных навыков, которые свидетельствуют о готовности малыша к высаживанию на горшок.

О выборе горшка

С чего должен начинаться процесс приучения? Конечно же, с правильного выбора самого горшка! Каким он должен быть? Производители сегодня предлагают огромнейший выбор. Это может быть музыкальный горшок для детей, в виде лошадки или машинки, со спинкой и без. Доктор Комаровский же советует выбирать самый простой. В таком случае кроха не будет воспринимать горшок как игрушку. А музыкальный горшок и вовсе рискует выработать рефлекс испражняться под музыку, что в результате окажется большой проблемой. Правила выбора этого предмета туалета:

  1. Как уже было выше сказано, горшок должен быть самым простым. Единственное - можно выбрать тот цвет, который наиболее нравится ребенку.
  2. Наличие спинки не помешает. Малышу должно быть удобно сидеть на своем «троне».
  3. Нужно помнить о том, что ножки крохи должны находиться под прямым углом (или же коленки могут быть немного приподняты). Это очень важно, ведь в противном случае кроха рискует заработать геморрой или же трещины прямой кишки, постоянно давя ножками на диафрагму.
  4. Горшок также должен быть максимально устойчивым. Малыш может вертеться, сидя на нем, и если он несколько раз упадет, то может и вовсе отказаться на него садиться.

Этапы приучения к горшку: ознакомление

Итак, как Комаровский советует не спешить, а сам процесс обучения разделить на несколько важных этапов. Первый из них - ознакомление. Так, хорошо, если за покупкой горшка мама отправится вместе со своим ребенком. Кроха сможет выбрать именно то, что ему по душе. Нужно только помнить, что не стоит сомневаться в выборе малыша. Итак, горшок куплен. Теперь его нужно поместить в комнате ребенка на видном месте. Надо постараться объяснить ребенку, что это такое и для чего данный предмет предназначен. Лучше всего свои рассказы проиллюстрировать картинками из книг или же примером высаживания на горшок любимой мягкой игрушки. Не стоит сразу же пытаться посадить туда ребенка. Пусть он свыкнется с новым жителем своей комнаты.

Первые высаживания

Стоит помнить о том, что если ребенок не садится на горшок, не стоит на этом настаивать. Нужно просто на несколько дней забыть об этой науке и отвлечься. А через некоторое время опять попробовать. Так, первые высаживания нужно проводить в самые удобные для испражнения часы: после сна или через полчасика после принятия пищи. В таком случае результат ребенку будет виден. И, конечно же, не стоит забывать, что кроху нужно похвалить после сделанного. Поощрение детьми воспринимается очень позитивно.

Если в первые разы ребенок не желает снимать штанишки и садиться на горшок, можно пока этого не требовать. Хорошо, если малыш хотя бы усядется на этот предмет. Данный период в основном занимает от одной недели до 10 дней.

Сознательные походы

Разбираемся далее, как приучать ребенка к горшку. Комаровский говорит о том, что если кроха уже не боится этого предмета интерьера и спокойно к нему относится, можно высаживать его чаще. Примерно каждые 2-3 часа. Частенько мамы этот период называют «словить попис». То есть родители просто пытаются поймать тот момент, когда ребенок может хотеть испражниться. Это обязательно должно сопровождаться вопросами о том, хочет ли ребенок писать. Формулировать их нужно в удобной для своей крохи форме. Данный этап также длится примерно десять дней.

Однако не стоит полностью привязываться к цифрам. Ведь все дети развиваются по-разному, каждый малыш требует определенного времени для обучения. У кого-то весь процесс обучения может занять срок в полтора месяца, а у кого-то - целых полгода.

О дрессуре и быстрому обучению

Некоторые родители искренне уверены в том, что приучить кроху к горшку можно весьма быстро. Особенно начитавшись статей «приучаем ребенка к горшку за 7 дней» или тому подобных. Сделать это, конечно же, можно. Однако только лишь запугав своего малыша. Да, многие родители хвалятся тем, что их детки в год уже просятся на горшок. Однако они никогда и никому не расскажут, какой ценой они этого достигают. Если бить и ругать ребенка после каждого мочеиспускания в штаны, держать кроху по полчаса на горшке, пока не будет виден результат, добиться быстрого обучения, конечно же, можно. Но стоит ли так издеваться над своим ребенком, коверкая ему психику с самых ранних лет? Как в таком случае поступить - решают только лишь родители крохи.

Как не отбить у малыша желание ходить на горшок

Есть три главных табу, о которых должны помнить все родители:

  1. Нельзя настаивать и заставлять ребенка сесть на горшок, если он этого не хочет делать.
  2. Категорически запрещается удерживать малыша на горшке насильно.
  3. Нельзя ругать кроху за то, что он пописал в штаны. В первое время контролировать позывы своего тела ребенку будет еще весьма сложно.

Если же родители сделали хотя бы одну из вышеперечисленных ошибок, они рискуют отбить у малыша желание высаживаться на горшок. Также нужно помнить, что такое поведение ребенка может быть самым обычным протестом против насильственных действий взрослых. Толку от этого точно не будет.

О подгузниках и горшке

Сколько стоит горшок для детей? Цена его зависит от многих факторов. Самый дешевый из них стоит около 100 рублей, а верхних границ стоимости не уществует. Но, купив этот предмет туалета, нужно помнить о том, что резко отказываться от подгузников не стоит. Тем более что педиатры утверждают, что ношение их никак не влияет на процесс приучения к горшку. На первое время подгузники понадобятся для ночного и дневного сна. Также трудно без них будет обойтись на прогулке. Но постепенно все же придется от подгузников отказываться, но только лишь не в ущерб ребенку.

В качестве небольшого вывода хочется сказать о том, что будет ли у ребенка горшок со спинкой, в виде лошадки или музыкальный, весь процесс обучения зависит только лишь от родителей. Нужно помнить, что важно запастись терпением и спокойствием. Также надо быть последовательным в своих решениях. То есть, решив научить своего малыша, нужно делать это регулярно, не устраивая себе или крохе каникулы на день или даже неделю. И самое главное, весь процесс у ребенка должен быть сопряжен с хорошим настроением. Только в таком случае результат не заставит себя ждать, а сам процесс обучения пройдет без слез ребенка.

Как рассстаться с памперсом

Когда же пора начинать приучать ребенка к горшку? Этот вопрос беспокоит многих родителей. Некоторые мамы пытаются отрегулировать данный вопрос уже в 3-4 месяца. Есть другая крайность – мол, делать этого не надо вовсе. Иногда можно встретить рекомендации высаживать ребенка на горшок, как только он научиться сидеть.

Для осознанного приучения ребенка к горшку необходима определенная зрелость нервной системы, обеспечивающая сознательный контроль мочеиспускания и дефекации (опорожнения кишечника). Такой контроль у большинства детей формируется между годом и двумя. Именно в этот период происходит осознанное приучение ребенка к горшку. Но в этом возрасте ребенок может противиться чему-то новому, поэтому постепенное приучение можно начать несколько раньше.

Во втором полугодии количество мочеиспусканий постепенно уменьшается, и к годовалому возрасту ребенок может оставаться сухим час и более. В это же время вырабатывается определенный ритм опорожнения кишечника. Кроме того, в этом возрасте дети перед тем, как «сделать свои дела» могут беспокоиться и подавать определенные сигналы, понятные родителям. Это значит, что можно начать приучать малыша к горшку. Если вы меняете подгузник, а он оказывается сухим, подержите малыша над горшком или высадите на него. Удалось добиться желаемого – похвалите, нет – не беда. Ребенок еще слишком мал.

Очень важно, чтобы контроль за деликатными действиями ребенка был максимально доброжелательным и не сопровождался выговорами, насмешками или (ни в коем случае!) телесными наказаниями. Период приучения к туалету не всегда проходит гладко. Суровые методы воспитания могут оставить след в сознании или подсознании на всю жизнь.

Как помочь ребенку преодолеть этот непростой этап в развитии? Постарайтесь выбрать теплое время года (конечно, лучше всего лето), когда проще переодеваться и сушить одежду.

Обязательно объясните ребенку, что он может обходиться без подгузников, потому что вырос. Помогите ребенку осознать ощущения, возникающие при необходимости сесть на горшок. Если вы видите характерные изменения в поведении ребенка, мягко, но настойчиво предложите ему сесть на горшок. Когда ребенок поймет, какие ощущения возникают при необходимости посещения туалета, ему проще будет сообщить об этом вам.

Если ребенок опоздал с предупреждением, не ругайте его, а похвалите и скажите, что в следующий раз обязательно получится. Малышу очень важна ваша в него вера. Часто первый этап приучения к горшку выражается тем, что ребенок сообщает о горшке, как только намочит штанишки. Наберитесь терпения, это первый шаг.

Нередки ситуации, когда малыш, вроде уже привыкший к горшку, вновь отказывается от него. Попробуйте понять, с чем это связано, если явных причин нет – наберитесь терпения и повторите все сначала. Не надевайте снова подгузники, если случился конфуз, это замедлит становление навыка опрятности.

Важно, чтобы отказ от подгузников не проходил в стрессовой ситуации, не совпадал по времени с другими заметными переменами в жизни (переезд, выход мамы на работу, начало посещения детского учреждения, болезнь, рождение младшего ребенка), в этом случае процесс отвыкания может быть слишком трудным и долгим. Если к 3-летнему возрасту ваши усилия не увенчались успехом - это повод задуматься и обратиться к помощи специалиста.