Проектная работа моя семья. Проект «Я и моя семья

«Я и моя семья»

Цели и задачи программы:

Цели программы: : Ознакомление детей с окружающим миром.

Задачи программы:

1. Дать детям представление о семье ее составе, взаимоотношениях с родными людьми

2. сформировать представление о принципе родословной

3. воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения, чувство благодарности за заботу.

Ожидаемый результат:

1. Даны детям представления о семье ее составе, взаимоотношениях с родными людьми

2. сформированы представления о принципе родословной

3. сформировано чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения, чувство благодарности за заботу.

Литература:

1. под редакцией Н. Ф Виноградовой - «Воспитателю о работе с семьей»

2.Киргизова Л.В – «Стать человеком»

    Данилова А.Г – «Этика и психология юношеских отношений»

    Орлова Л.П – «Ежели вы вежливы»

    Осталовская И - «Культура общения юношей и девушек».

    Т. М Афанасьева - «Семья»

    Журнал «Классный руководитель» №3 1999года

    Журнал «Ребенок в детском саду» №4 2001год

    Журнал «Дошкольное воспитание» № 11 2001год

«Я – семь «Я»»

задачи

мероприятия

результат

Сформировать представления о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.

1.Занятие – беседа

«самые любимые (члены семьи)»

2.Беседа «История моей семьи»

3.Занятие – беседа

«Роль современной семьи»

Сформировано представление о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.

Занятие – беседа

«самые любимые (члены семьи)»

Цель : закрепить представления о самых близких людях: у каждого человека свой круг близких людей; с близкими людьми нас связывают особые отношения.

Материал: альбом «Моя семья».

Ход занятия:

Кто такие «Близкие люди».

Воспитатель предлагает поговорить о самых любимых, самых дорогих людях. Близкие люди – это люди, которые всегда рядом: и в радости, и в печали; их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчать, а хочется только радовать.

Воспитатель говорит о том, что у каждого человека есть близкие, родные люди. Читает стихотворение А. Кондратьева «Рядом мама» (название стихотворения не произносит)

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

В радости любой,

В горести любой

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

На ночь и с утра,

Нынче, как вчера, –

Кто тебе желает

Всякого добра?

Кто с тобою рядом,

Рядышком с тобой?

Воспитатель предлагает сказать, кому посвящено стихотворение, кого еще дети могут назвать «близким и родным»; перечисляет своих близких (во время беседы используется материал альбома «Моя семья»).

Воспитатель подводит итог первой части беседы: у каждого человека есть близкие люди: мамы и папы, бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди и т.п.

«За что мы любим близких»

воспитатель предлагает продолжить беседу и подумать над тем, за что дети любят своих близких. Во время беседы воспитатель подчеркивает: близких людей связывают особые отношения.

Беседа «История моей семьи»

Цель: Установление взаимопонимания между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности.

Ход занятия:

Для установления взаимопонимания между родителями и детьми. Для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества, как составление семейных историй и подготовка семейного праздника.

Для родителей и детей были проведены экскурсии по городу, состоялось знакомство с его символикой, историей возникновения микрорайона. Для многих детей было неожиданным услышать, что в некоторых семьях есть (или были) первостроители города. Появился интерес более подробно узнать о своих родных, которые приехали сюда совсем молодыми из разных регионов страны, о традициях тех мест, откуда они прибыли, о появлении семейных традиций, навеянных коренным населением.

Воспитатель:

    Что ты можешь рассказать о себе?

    Кто входит в твою семью?

    Что ты знаешь о своем брате, сестре?

    Какие праздники проводятся в твоей семье?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребенок мог не только пересказать все, что он узнал от взрослых, но и «прочувствовать» особенность того времени когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой; познакомиться с играми в которые они играли, и самому поиграть в них, нарисовать одежду в которой они ходили.

Домашние истории.

Родители рассказывают о своем детстве. Рассматривается семейный альбом. Объясняется кто запечатлен на фотографиях (мама – бабушка ребенка, папа – дедушка ребенка и т.д)

Дом и комната моей мамы.

Рассказывается в какие игры родители играли в детстве. Показываются фотографии школы, классной комнаты, дома в котором жили родители.

Семейные реликвии.

Родители рассказывают о семейных реликвиях. Желательно чтобы отдать ребенку какую-нибудь безделушку – «весточку» из страны детства родителей.

Интересные истории.

Родители рассказывают как ждали появление ребенка, почему выбрали для него именно такое имя. Рассказывается смешной случай из его жизни.

Семейная история.

Родители вместе с ребенком рисуют генеалогическое древо, портреты прабабушек и прадедушек и т.д.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих родных и близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо.

Мы продолжаем работать с семьей. Все это помогает нам добиться согласованности и единства в системе «воспитатель – ребенок - семья»

Занятие – беседа

«Роль современной семьи»

Цель: формирование личности ребенка в современной семье.

Ход занятия:

Многие молодые родители понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет. Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи.

Существует два противоположных типа семейного воспитания – авторитарный и демократический.

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, ее труда, отдыха очень рано становятся и дети. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре. При это родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Ценным средством воспитания являются семейные традиции – передающиеся из поколения в поколение обычаи. Нормы поведения.

Важнейшую роль в воспитании детей педагоги раскрывают на примере опыта лучших семей, данных педагогической, психологической и социальной литературы, а также с помощью художественных средств. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые семейные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семей главной задачи – воспитанию детей.

«В кругу семьи»

Цель

мероприятия

результат

1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

2.осознать свою установку на семейную жизнь.

1.«Я и моя семья»

2.Коллективный творческий праздник

«В кругу семьи»

5.ТЕСТ: « Готовы ли вы к семейной жизни

6. Занятие «Портрет семьи»

1.сформировано представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

2.осознана своя установка на семейную жизнь

Занятие: «Я и моя семья»

Цель: Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге; Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход занятия:

    Ребята. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?

(Дети по желанию подходят к фото своей семьи, рассказывают. Кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья).

    Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались? (Потому что дети любят всех в своей семье: когда папа и мама радом, всегда хорошее настроение, радость, счастье: приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались).

    А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше всех? Кто хочет рассказать нам о этом человеке? Какой он? (Рассказы по желанию детей).

Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т.д)

    Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка рядом с котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?

    Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей, тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

    Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся? (ответы детей). А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать? (Помогаем мыть посуду, бабушке тапочки приносим, папе газету ищем и т.д.).

    Как хорошо, что у ас у всех есть семья. Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.

    Кто в вашей семье старший?

    Кто самый младший?

    Кто кому мама?

    Кто кому сын (дочь)?

    Для мамы ты кто? Для бабушки? Для брата (сестры)?

Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Семью почитали еще с древних времен. Народ слагал много пословиц.

При солнышке – тепло, при матери – тепло.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе – и душа на месте.

Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют.

    Что бы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей своей семье)

После занятия дети рисуют свою семью.

Занятие: Коллективный творческий праздник

«В кругу семьи»

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки, дедушки и дети. Хорошо, что сегодня мы собрались все вместе.

Дети – это чудо света,

Я видел это сам.

И причислил чудо это,

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущем в ответе:

Наше радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети.

Трудно сними, ну и пусть!

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни,

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Ведущий: что такое семья? Это любовь и забота, труд и совместный отдых, радость и печаль, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая и дружная семья из ста человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него. Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга? Тат взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано сто раз слово «понимание»!

Теперь давайте познакомимся. При знакомстве принято вручать свои визитки. Вот и мы хотели бы получить от вас нечто вроде визитки (словесной, музыкальной, танцевальной).

(Выступление родителей и детей).

Ведущий: с давних времен людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В 16 веке в России распространилась любопытная книга – «Домострой». В ней давались поучения и наставления мужу, жене и детям. Там шла речь о самом главном – об ответственности супругов друг за друга, за детей. За престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи. Давайте вспомним пословицы и поговорки о любви и о семье. Ван надо поправить то, что сказано не верно.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).

Любовь –кольцо, а у кольца нет проблем (начало нет, и нет конца).

Милые бранятся только по пятницам (тешатся).

Ведущий: Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити правления в семье сосредотачивались в руках одного человека – отца. Подчинение ему было беспрекословным и полным.

Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у нас скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена!

Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви большого дерева. Имя, которому патриотизмом. Нельзя жить иванами, не помнящими родства. Давайте проверим до какого колена знают своих родственников в ваших семьях.

Предлагаем участникам нарисовать свое семейное дерево. (Дети вместе с родителями выполняют задание.)

Ведущий: Сейчас у нас появится настоящий бабушки сундук. В нем много интересных вещей. Выбирайте, что вам приглянется, и пусть каждая семья покажет свой парад мод. (показ моделей происходит под веселую музыку)

Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие – ложатся на них тяжелым бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, но и историю нашей жизни.

Сейчас каждая семья продемонстрирует нам выставку семейных реликвий. Гидами на ней будут наши дети. (проводится экскурсия по необычной выставке).

Ведущий: Следующая часть нашего праздника – веселые конкурсы. На каждый конкурс отводится 3-5минут.

КОНКУРС №1 «Утро»

Дома всегда есть срочные дела, особенно утром: все куда-то торопятся, стараясь при этом помочь хозяйке дома. В конкурсе соревнуется мужская половина семьи. Дедушка чистит лук, сын – картошку, отец вытирает пыль.

КОНКУРС №2 «Сделай сам»

Бабушка пришивает пуговицы к рубашке отца, мама завязывает ему галстук, дочка складывает книги в его портфель.

КОНКУРС №3 «Твой школьный ранец»

Дети торопятся в школу. Мальчик и девочка из каждой команды складывают в свой ранец школьные принадлежности. Побеждает тот, кто складывает это быстрее.

КОНКУРС №4 «Деньги любят счет»

(Распределение денег на карманные расходы.) В каждой команде кто-то считает монеты, а в это время ведущий старается отвлечь всех разговорами.

КОНКУРС № 5 «Домашнее задание»

Кончился рабочий день, но не закончились семейные хлопоты. Дети сели за уроки. Родители им помогают.

Урок 1: Из набора букв нужно составить как можно больше слов, при этом одна и та же буква должна использоваться только один раз.

Урок музыки: Мамы называют песню, которую пели в молодости их родители, дети – песню своих матерей и отцов, бабушки и дедушки – любимую мелодию внуков.

Урок домоводства : Нужно за пять минут скроить и сшить детское платье и продемонстрировать его.

КОНКУРС № 6 «Букет цветов»

На столе разбросаны цветы, две девочки из каждой команды с завязанными глазами собирают их в букет и дарят своим родным.

КОНКУРС № 7 «Нежные слова»

Из каждой команды папа и мама соревнуются, кто скажет друг другу больше ласковых и нежных слов.

Блицтурнир для команд

Вопросы для первой команды:

    без чего хлеб не испечь? (без корочки)

    в каком году люди едят больше обыкновенного? (в високосном)

    на что похожа половина апельсина? (на вторую половину)

    на какое дерево ворона садится после дождя? (на мокрое)

    на каких полях не растет трава? (на полях школьной тетради)

    каким гребнем не расчешешь волосы? (петушиным)

    назовите пять дней недели не называя чисел и названий дней. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

    что делает сторож, если у него на шапке сидит воробей? (спит)

Вопросы для второй команды:

    какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят)

    где вода стоит столбом? (в стакане)

    какой болезнью на суше никто не болеет? (морской)

    по чему ходят, но никогда не ездят? (по шахматной доске)

    что находится между городом и деревней? (союз «и»)

    что можно смотреть с закрытыми глазами? (сон)

    сын моего отца, но мне не брат. Кто он? (я сам)

в конце нашего праздника мы предлагаем каждой команде сказать, что для них значит семья. (ответы родителей и детей)

Ведущий: мне вспомнилась сказка. Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку место сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром.

Действительно, лучше всегда платить добром, оставляя после себя только хорошее, сердечные воспоминания, а чай пить с сахаром. (на стол подается самовар. Вручаются призы участникам и подводятся итоги праздника).

«Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.»

Цель: Раскрыть понятие «Семья», дать представление о ее функциях и видах; формировать убеждение в важности семьи; воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения; развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи; прививать стремление активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, разрешать возникающие в семье проблемы, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.

Оборудование: фрагменты видеофильмов «Москва слезам не верит», «Малыш и Карлсон», рисунки, фотографии, репродукции картин с изображением различных семей. Выставка книг о семье.

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин…

В. Маяковский

«Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин…» Видимо, подавляющее большинство человек согласятся с В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди не в партии вступают, а создают семью. Испокон веков семь помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормально существовать, но даже физическое выживание.

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему нужна была семья?

И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких зверей или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Что же такое семья? Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

Из кого состоит семья? Семья состоит из супругов и детей.

А бывают ли семьи организованные иначе?

Простые семьи

Усложненные семьи

Двое родителей и дети

Родители, дети и другие родственники

Один родитель и дети

Один муж, несколько жен и дети (аборигены Австралии)

Одна жена, несколько мужей и дети (эскимосы, тибетцы)

Таким образом, семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я».ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я- дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д.

    А в ваших семьях кто вы? (ответы детей)

Вот сколько ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т.д, а иногда это взрывчатая смесь. Чтобы лучше познать себя, мы должны изучить свою семью, ее родословную. Вы уже составляли на занятиях свое генеалогическое древо. Расскажите, что у вас в результате получилось? (ответы детей)

Зачем нужна семья? Каковы ее функции? У всех народов во всех религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменились, а их назначения нет. В качестве подсказки, наши дети приготовили стихи о семье. (выступление детей)

После выступления детей, воспитатель показывает фрагмент видеофильма: «Москва слезам не верит» и задает вопрос: «Какие функции выполняет семья?»

Функции семьи.

Хозяйственная

Воспитательная

Психологическая.

Хозяйственная: круг хозяйственных обязанностей по дому.

Воспитательная: воспитание детей, роль мамы в воспитании, дефицит мужского внимания.

Психологическая: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.

При подготовке к занятию вы писали мини-сочинения: «Какой я хочу видеть свою семью.» (дети зачитывают свои сочинения)

Для закрепления знаний о функциях семьи заполним таблицу. (дети заполняют таблицу0

Название функции

Вид функции

Уборка квартиры

Проверка д\з у ребенка

Мытье посуды

Обсуждение с членами семьи событий дня

Приготовление обеда

Игры с ребенком

Сочувствие тому, у кого неприятности

Чтение книги (сыну, дочери)

Доставка продуктов

Разговор с сыном (дочерью0 о взаимоотношениях со сверстниками

Уход за цветами

Просмотр и обсуждение телефильма

Уход за домашними животными

Похвала за хорошо выполненное дело

Очень часто в семье бывают конфликты, их причины могут быть разные. Попробуйте разрешить некоторые из них.

(зачитывается письмо десятилетнего мальчика к своей бабушке. Е. Н Хорнива: «Если в семье конфликт»)

Прав ли мальчик? Что можно ему посоветовать?

Как можно разрешить конфликт?

Домашние обязанности должны быть у всех. Давайте проверим, готовы ли вы к семейной жизни? (проводится анкетирование «Готовы ли вы к семейной жизни?»)

Узнали? Вот теперь и сделайте вывод: может что-то надо изменить в своих взглядах, в своем поведении?

И наконец. Последнее задание6 как вы представляете себе идеальную счастливую семью?

Выполнить его нужно в виде рисунка. Может это будет рисунок семьи, родителей и детей, а может, в нем найдут отражения какие-то ваши представления об идеальной счастливой семье. (дети рисуют)

На этом наше занятие закончено. Огромное вам спасибо.

Развитие художественных умений.

Занятие «Портрет семьи»

Цель : Воспитывать у детей доброе отношение к папе, маме и себе: учить передать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности, учить видеть эмоциональное состояние, передавать радость.

Оборудование : листы бумаги в виде рамок (для портрета), краски, кисти, салфетки, цветной экран и вкладыши с мимическими изображениями различных эмоциональных состояний.

Предварительная работа : рассматривание семейных фотографий, портретов. (объяснение того, что человек может быть изображен как в полный рост, так и до пояса)

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих родителей, фотографировались ли с ними в фотоателье? Есть ли у них фото бабушек, дедушек? Может быть, у кого-нибудь такая фотография (картина) в рамочке висит на стене?

Чтение стихотворения А. Кушнера

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется портрет.

Воспитатель предлагает нарисовать семейный портрет – папу, маму и себя, изобразить только головы. Уточняет черты лица, способ передачи волос. Побуждает вспомнить детей какое настроение чаще бывает у родителе. Радость? Грусть? Просит детей мимикой изобразить эти состояния. Показывает их на цветовом экране (вставляет в экран вкладыши с изображением родных эмоциональных состояний, обращает внимание, с помощью какого цвета лучше выразить состояние человека, как нарисовать рот). В случае затруднения при изображении черт лица, волос, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

В конце занятия подводит итог, сдаются рисунки детей.

Цель: Дать детям представление о семье.

Задачи :

1. Воспитывать уважение к семье, доброжелательность в общении, послушание, трудолюбие.
2. Учить называть всех членов семьи.
3. Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей с помощью позитивных переживаний.

Материал: цветные карандаши, лист бумаги, разделенный на части, кружочки из цветной бумаги (красные, синие, зеленые, оранжевые – разной величины), цветные квадраты (желтого и коричневого цвета), клей.

Оформление доски: образец для практической работы с цветными геометрическими фигурами, сюжетные картинки на тему «Семья».

Ход занятия

I. Организационный момент:

1. Приветствие. Эмоциональный настрой.

Игра – викторина «Кто поможет?».

Цель: Развитие и коррекция слухового восприятия.

Ребята, давайте поиграем в игру под названием «Кто поможет?». Я буду задавать вам вопросы, а вы, подумав, станете мне отвечать.

Кто поможет утром рано встать с кровати иль с дивана, чтобы миленький сынок в школу опоздать не смог?
- Если вдруг случилось горе, ты порвал штаны свои, кто их быстренько зашьет и в порядок приведет?
- Кто поможет дочке натянуть носочки?
- Все ребята любят вкусненько покушать. Кто же в доме лучше всех приготовит ужин?
- Все, конечно, угадали – это наши мамы.
- Ребята, у вас на столах лежат кружочки из цветной бумаги. Представьте себе, что кружочек красного цвета – это ваши мамы.

А теперь послушайте другие вопросы.

Если в доме свет потух, лампочка сгорела? Кто же нам поможет, кто исправить сможет?
- Присмотрела в магазине мама множество вещей. Кто поможет их до дома донести скорей?
- В светлый день 8 марта помогает маме он: варит, моет, убирает – поздравляет с женским днем.
- Кто научит сына колотить, строгать, паять? Кто поможет стать сильнее и учиться лишь на 5?

Конечно же, это наши папы.

На партах у вас лежат кружочки из синей бумаги. Представьте себе, что это ваши папы.

А кто это? Послушайте вопросы.
- Кто поможет маме с папой мусор вынести скорей? Кто поддерживать порядок в доме будет каждый день?
- Кто порадует пятеркой? Кто поможет вымыть терку?
- Кто окажет помощь маме, если в доме хлеба нет?
- Кто пойдет гулять с собакой?
- Кто польет цветы?
- Эти несложные дела по силам детям – сыновьям и дочерям.

На партах есть кружочки из зеленой и оранжевой бумаги – это «дети». Но давайте вместе решим, какого цвета будут сыновья, а какого дочери. (Сыновья – зеленого, а дочери – оранжевого).

II. Основная часть.

1. Введение в тему:

а) слово воспитателя.

Посмотрим на свои кружочки. У нас есть мамы, папы, и их дети – сыновья и дочки. Они все родные люди, они живут в одном доме, они все помогают друг другу. Они все любят друг друга и понимают.
- А каким, одним словом мы можем объединить этих людей?
- Это – семья. Без семьи людям очень трудно. Нет рядом родных, любящих людей, которые всегда придут на помощь, приласкают, побалуют. Берегите, любите свою семью. Не ссорьтесь, не огорчайте своих родных людей. Будьте счастливы.

Любовь до луны (Геннадий Кузнецов).

Маму с папой я люблю,
Я за правду говорю,
А совсем не понарошку.
Я люблю сестру и кошку,
И собачек, и утят,
И цыплят, и поросят.
Даже нравятся слоны.
Всех люблю я до луны.
Я люблю до звезд, до неба…
Я люблю окрошку с хлебом
И варенье я люблю,
Мультики, кино и прятки,
С мармеладом шоколадки,
Бабушек люблю я очень.
Бабушки всегда хлопочут
То на кухне, то на грядке,
Значит, все у них в порядке.
Мне мои друзья нужны.
Всех люблю я до луны.

Папа краску не убрал,
Он, наверное, устал.
Помогу покрасить рамы,
Я помощница у мамы.
Папа будет рад теперь:
Помогла покрасить дверь.
Вот они заходят в зал…
Папа ремешок достал,
Мама в угол показала
И лицо серьезным стало.
Я наплакала навзрыд,
Стала шмыгать носом.
Папа строго говорит:
«Брать нельзя без спроса».
Стала я совсем большая,
Маме с папой помогаю,
Я игрушки собираю.
Красить вот не разрешают.

Какие еще плохие поступки могут совершать непослушные дети? Нужно ли наказывать таких детей?

А вот еще…
- Дочка у мамы злючкой была: громко кричала, игрушки ломала, маме грубила никого не любила. Но мама у девочки доброй была и ласковым словом лечила она.

Какие ласковые слова говорят мамы своим детям?

б) Пальчиковая разминка «Считалочка».

- Ребята, давайте вспомним считалочку и разомнем наши пальчики. Поставьте перед собой руку с открытой ладонью и загибайте пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – буду я –
Это вся моя семья.

Так о ком мы с вами забыли сказать?
- Да действительно в наших семьях часто рядом с нами живут наши бабушки и дедушки - это мамы и папы ваших родителей. Кроме цветных кружочков у вас еще есть квадратики желтого и коричневого цвета. Желтый – «бабушка», коричневый – «дедушка».

- А теперь возьмите лист бумаги. Этот лист необычный. Рассмотрите его внимательно. Возьмите клей и наклейте в окна листика «всех членов» своей семьи. Первым наклейте того кто главнее всех, затем тех кто будет стоять за ним. (5 мин.) (Показать образец на доске). Вот все и в сборе.

в) Рассказы детей о своих семьях.

г) Обязанности членов семьи.

У каждого члена большой или маленькой семьи есть обязанности.
- Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама?
-А что в семье делает папа?

Папин подарок (Геннадий Кузнецов).

Подарил игрушку папа-
Это песик конопатый.
Знает папа, что собака-
Это лучший друг.
Друг всегда подаст мне лапу,
Потому что он от папы.
Говорю с моей собакой,
Как с живою, вслух.

Чем могут быть полезными дети? Но дети бывают разными и иногда огорчают своих родителей плохими поступками.

Послушайте стихотворение «Помощница».

Помощница (Геннадий Кузнецов).

Стала я совсем большая,
Маме с папой помогаю,
Я игрушки собираю,
Кукле юбочки стираю,
Завтра полку протирала,
Тесто по столу катала,
«Мою» часики под краном-
Вот обрадуется мама!

2. Практическая работа.

Раздать детям разделенные на 6 частей листы бумаги и попросить нарисовать их всех членов своей семьи.

III. Итог. Закрепление результатов занятия.

Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и представилисебе что-то очень хорошее, что было в жизни вашей семьи. Представьте ласковую маму, справедливого папу, сестру или брата с которыми вы часто вместе играете. Вы почувствуете, как вам стало тепло и радостно и как легко стало вашей душе…
Запомните, что вы сейчас чувствуете и сохраните эти ощущения в памяти.

Откройте глаза.
- Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Каким одним словом мы можем объединить маму, папу, детей?
- Какими должны быть послушные дети?
- Чем дети могут помочь своим родителям?

«Я и моя семья»

воспитателя Переясловой Елены Михайловны

Участники проекта :

дети 2-3 лет, воспитатели групп, музыкальный руководитель Хальзова Е.Н., родители.

Срок реализации :

март - апрель 2014г.

Тип проекта:

краткосрочный

Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Проблема:

1. Недостаток знаниймалышейо своей семье.

2. Недостаточная функция семьи в передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.

3. Недостаточное взаимодействиес семьей по вопросам воспитания у детей семейных ценностей.

Актуальность проблемы:

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.

Цель проекта:

Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей представление о семье.

2.Формировать гендерную принадлежность воспитанника с учетом возрастных изменений.

3.Формировать представление о родственных отношениях между «близкими» ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, бабушка, дедушка).

4.Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

1.Владеть понятием «семья».

2.Иметь представление о родственных отношениях.

3.Знать информацию о своей семье, профессии родителей.

4.Составить портфолио детей.

5.Определять свою гендерную принадлежность.

Реализация проекта:

Вид проекта:

творческий, групповой, кратковременный.

Реализация проекта « Я и моя семья».

Подготовительный этап : (вхождение в тему).

Опрос детей на тему « Что я знаю о семье?».

Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье.

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Основной этап : (продуктивный, совместная деятельность с детьми).

Мероприятия

Участники

Ответственные

Анкетирование, «Что мы знаем о семье».

март-апрель

родители

Открытие проекта.

педагоги, дети, родители

Создание предметно-развивающей среды. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

март-апрель

родители, педагог

Создание библиотеки по теме «Моя семья» (стихи, пословицы, рассказы).

март-апрель

Создание фотоальбома «Моя семья».

март-апрель

педагог, родители

Беседа на тему: «Что такое семья?»

педагог, дети

Проведение праздника «Мамин день».

музыкальный руководитель

Изготовление подарков для членов семьи.

педагог, дети

Д/и. для девочки, для мальчика.

Дети, педагог

С/р. игра «Семья», «Мама заболела», «Приготовим обед», «Постираем платочки».

март-апрель

дети, педагог

Проведение праздника «Папа может».

март-апрель

дети, педагог, музыкаль-ный руководи-тель, родители

Составление коллажа «Я и моя семья»

дети, педагог

Презентация проекта

педагог, дети, родители

Познавательное развитие:

Дидактические игры «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало), «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений). «Собери портрет из деталей», «Составь семью из фигурок». «Радость - или огорчение?» (родителям, от поступков детей; с черными и белыми фишками) и другие.

Просмотр презентации на тему « Семья». Рассматривание фотографий членов семьи, альбома « Профессии наших родителей». Рассматривание репродукций картин по теме « Мать и дитя».

Речевое развитие детей

Чтение художественной литературы: р.н.с.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Гуси –лебеди», Д. Габбе « Моя семья», Н. Артюхова « Трудный вечер", разъяснение пословиц. Рассказы детей о своей семье. Рассказ педагога из личного опыта на тему « Моя семья». Чтение стихотворений о семье.

Решение проблемной ситуации « Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку...?».

Познавательная НОД « Я и моя семья».

Художественно – эстетическое развитие:

Изготовление подарков для мам и пап.

Создание коллажа « Моя семья». Разучивание песен о маме.

Социально-личностное развитие детей.

Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевые игры::»Поможем маме приготовить обед»,»Постираем платочки», «Магазин»,»Уложим дочку спать»,»Искупаем Катю.

Сотрудничество с семьей:

Создание портфолио о своём ребёнке, альбома» Я и моя семья»

Взаимодействие со специалистами:

Музыкальный праздник «Мамин день».

Анкета « Знакомство с семьей ребенка».

Заключительный этап:

« Я и моя семья».

Начали мы свою работу с опроса детей по теме « Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Результаты опроса помогли нам определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.

Затем провели анкетирование среди родителей и составили социальный паспорт на каждого ребенка; обсудили с родителями проект и определили содержание деятельности и возможности родителей.

Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о себе и о семье. Чтобы сформировать представление о гендерной принадлежности, в утренние часы, перед обедом проводили с детьми интересную игру « Кто у нас какой?». Дети рассматривали себя в зеркало и описывали свой внешний вид, это помогло им увидеть сходство и различие между собой. Играя в игру « Разложи по порядку», дети смогли понять и увидеть наглядно рост и развитие человека с учетом возрастных изменений. Для некоторых стало открытием, неожиданностью то, что они раньше были младенцами, а в будущем станут бабушками и дедушками. Очень понравилось детям составлять коллажи на тему:»Моя семья».Рассматривание фотоальбома помогает малышам легче справиться с адаптацией к условиям детского сада.

Когда дети получили больше знаний о своем внешнем виде и родителей, мы перешли к изучению ближайшего окружения воспитанников. После ряда бесед, рассказов детей и педагогов из личного опыта, у детей стала складываться правильная картина их ближайшего окружения, их семьи. Посторонние люди отсеялись. Помогла в этом и игра « Составь семью из фигурок», в ней наглядно сразу стало видно из скольких человек у кого состоит семья, у кого семья большая, у кого поменьше. Упорядочили полученные знания через просмотр презентации « Семь Я» и познавательного занятия «Наша дружная семья».

Так же отметили совместные увлечения членов семьи, рассмотрев совместно собранные коллекции, что помогло сблизить членов семьи, вызвать у детей гордость за своих близких.

Обсуждая с детьми проблемную ситуацию « Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку...?», играя в игру « Радость или огорчение?» мы старались подвести детей к тому, что нужно заботиться и помогать своим близким членам семьи, любить их. Помогло нам в этом и разъяснение пословицы детям « Когда семья вместе – сердце на месте» и беседа « Как мы помогаем своим близким?».

Давая детям новые знания о семье, об их ближайшем окружении, мы не могли не затронуть тему безопасности ребенка. Через игру « Свой, чужой, знакомый» мы постарались дать первоначальные знания детям о том, как нужно себя вести с незнакомыми людьми на улице, если ты находишься без присмотра взрослых. По этой теме еще предстоит работа в дальнейшем.

Получив новые знания о себе, о своем ближайшем окружении, о взаимоотношениях в семье, дети стали отражать это в своих сюжетно - ролевых, режиссерских, строительных играх. Сюжет игр заметно обогатился, расширился.

Все это время мы работали в тесном контакте с родителями. Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает нам библиотека, собранная с помощью родителей. Мы разработали тематические консультации и памятки для родителей. Совместно с родителями реализовали конкурс – выставку фотографий «Я и моя семья».

На этом реализация нашего проекта закончилась. Нам удалось реализовать поставленные нами цели и задачи, решить проблему разобщенности между семьей и детским садом, наладить функцию передачи семьей детям значимых семейных и жизненных ценностей.

Итоги работы проекта для детей:

1. Рассказы о семье.

3. Изготовление подарков для членов семьи.

4. Создание портфолио.

5. Праздники: «Мамин день», «Папа может».

Итоги проекта для педагога:

1. Конспекты по теме проекта..

2. Создание библиотеки.

3. Музыкальный СД диск.

4. Планирование по данной теме.

Итоги работы проекта для родителей:

1. Анкетирование «Я и моя семья».

2. Фотоальбом «Я и моя семья».

3. Создание портфолио.

4. Праздники: «Мамин день», «Папа может».

5. Консультация для родителей «Ребенок и семья».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Конспект занятия

по теме: «Моя семья »

в объединении «Теремок»

1-го года обучения, 5-7 лет

Педагог дополнительного образования:

Григорян Вера Михайловна

Кавказский район

2015 год

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

образовательные:

Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком;

Развивающие:

Закреплять знания о родственных связях слов;

воспитательные:

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа : рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

План занятия

I. Организационный момент. (2мин).

II. Основная часть. (10 мин).

  1. Беседа.

2. Физминутка "Семейная зарядка".

III. Практическая часть. (15мин).

  1. Дидактическая игра "Подбери признаки".
  2. Игра «Сравни кто старше и кто младше».

IV. Итог занятия. (3мин).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

« Сам цветочек - это я, а еще моя сестра,
Папа с мамой листочки мои,
Бабуля с дедулей мои корешки.
Цветок наш красуется в зелени луга,
Все мы в семье своей любим друг друга».

Ребята, вы догадались о чём сегодня мы будем говорить и какая тема нашего занятия? (Дети объясняют)

II. Основная часть.

  1. Беседа.

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

Как думаете вы, ребята, что такое семья?

Семья - это союз двух людей; которые полюбили друг друга и решили вести совместное хозяйство и жить вместе. Поженившись, они становятся мужем и женой. Потом в семье рождаются дети, и супруги становятся папой и мамой.

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

Иногда семью человека называют словом «родня». Подберите слова близкие по значению слову «родня», т. е. родственные слова -родители, родственники, родные. Родня - это мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры, дяди и тети.

2. Физминутка.

« Маму я свою люблю, я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, ни словечка не скажу».

  1. Практическая часть.

1. Дидактическая игра "Подбери признаки".

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

  1. Игра «Сравни - кто старше? Кто младше?».

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;
Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;
Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;
Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;
Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

  1. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

/договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я/ ходит на работу - шьет – зарабатывает деньги - проверяет уроки – ходит в магазин за покупками - учит уроки – готовит пищу - ухаживает за цветами – вытирает пыль - моет посуду – убирает в доме – гладит – играет – стирает – читает - мастерит –

IV. Итог занятия.

Ребята, что бы вы хотели пожелать своей семье?

А что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать …)

Наше занятие закончено, до свидания.

Пришла пора возвращаться в свою группу.

Дети прощаются.