Родительское собрание "садимся за уроки". Домашние задания - с мамой, с репетитором, самому

Дети учатся не только в школе, но и дома. Выполняя домашние задания, они закрепляют усвоенные в классе знания, расширяют и углубляют их. Поэтому успеваемость школьников зависит не только от учителей, но и от родителей. Как же помогать детям хорошо учиться?

Рис. 5. Так нужно сидеть, работая за столом

Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий

Прежде всего необходимо обеспечить детей учебниками и школьными принадлежностями (тетрадями, карандашами, ручкой и перьями, чернилами и т. п.).

Следует также отвести школьнику постоянное «рабочее место», где бы он мог готовить уроки. Если позволяют условия, нужно оборудовать отдельный «уголок школьника». Стол, стул, этажерка или полочка для книг - вот самое необходимое оборудование такого уголка.

Особенно заботливо родители должны относиться к оборудованию рабочего места для ребенка, только что начавшего учиться. Делая уроки за слишком высоким столом, ребенок вынужден изгибаться в сторону,чтобы удобнее было писать. Это ведет к боковому искривлению позвоночника (рис. 3).

Работа за слишком низким столом способствует возникновению сутулости (рис. 4).

Как нужно правильно сидеть, показано на рисунке 5.

Чтобы приучить учащихся к сосредоточенному, напряженному труду, во время приготовления уроков следует соблюдать тишину в комнате. Радиоприемник или репродуктор надо выключить.

Необходимо также приучать детей к соблюдению гигиены умственного труда во время выполнения домашних заданий. Нужно следить за тем, чтобы через 40-50 минут школьники устраивали перерывы на 10-15 минут.

Следует приучать школьников чаще проветривать комнату, где они занимаются, так как чистый воздух - главное условие повышения работоспособности.

Надо требовать от детей, чтобы их учебники, тетради и другие учебные принадлежности были подготовлены для школы с вечера. Выполнение этого требования поможет выработать у детей аккуратность и четкость (рис. 6).

Рис. 6. Учебные принадлежности для школы
надо подготовить с вечера

Помощь детям в выполнении домашних заданий

В отдельных случаях родители могут оказать помощь и в приготовлении уроков.

В семье можно иногда наблюдать две крайности: некоторые родители проявляют полное невмешательство в учебные занятия своих детей. «Это дело школы, учителей», - рассуждают они и не оказывают помощи даже в том случае, если дети нуждаются в ней и родители в состоянии оказать ее.

Другие родители, наоборот, излишне опекают и иногда сами выполняют за детей домашние задания. И в первом и во втором случае родители поступают неправильно.

Домашние задания рассчитаны на самостоятельную работу школьников. В одном из пунктов «Правил для учащихся» записано: «Все домашние уроки выполнять самому». Но родители не могут безразлично относиться к тому, как их дети выполняют уроки.

Иногда школьники, особенно младших классов, забывают или, занявшись игрой, не успевают выполнить задания. Родители должны напоминать им об этом.

Важно ежедневно контролировать выполнение домашних заданий. Надо постепенно приучать детей к самостоятельной усидчивой работе.

Если школьник научится работать организованно и хорошо, надобность в повседневном контроле за качеством выполнения домашних заданий отпадет.

Бывают случаи, когда школьник встречает затруднения при выполнении домашних заданий и обращается за помощью к родителям:

Папа, задача не получается. Такая трудная...

Отец берет задачник и быстро набрасывает решение:

Переписывай.

Такая «помощь» только вредит школьнику. Родители или старшие члены семьи могут и должны помочь ребенку. Но нужно предложить школьнику подумать и попытаться самому еще и еще раз решить трудную задачу и только поеле этого помочь ему.

У учащихся младших классов полезно проверять результаты выполнения уроков: прослушать стихотворение или пересказ выученного материала, просмотреть письменную работу и т. п.

Необходимо иметь в виду, что проверка результатов домашней работы школьников - это дело учителя. Но родители не могут относиться безразлично к тому, что их сын или дочь небрежно, наспех выполняют домашние задания и торопятся на улицу.

Надо проверять качество выполнения учеником домашних заданий и тем самым приучать его работать аккуратно и добросовестно.

Следует поощрять совместные занятия детей: они содействуют приобретению детьми навыков коллективной работы, воспитанию у них чувства товарищеской взаимопомощи.

Особенно полезны совместные занятия для отстающих учеников, а также учеников, не привыкших к усидчивой самостоятельной работе. Однако нужно следить, чтобы они работали самостоятельно и не списывали друг у друга решенные задачи или выполненные упражнения.

Особенно важно, чтобы родители были в тесном контакте с учителем, классным руководителем, советовались с ними и действовали едино.

«Сделал одну ошибку в диктанте, а поставили мне тройку - придирается учительница», - жаловался Коля. Просмотрев тетрадь сына, отец строго сказал: «За такую грязную работу больше тройки поставить нельзя».

Отец Коли поступил правильно. Он поддержал авторитет учительницы. Надо воспитывать у детей уважение к школе, к самоотверженному и благородному труду педагогов.

Иногда родители плохую успеваемость своих детей пытаются объяснить их якобы слабыми способностями. В действительности низкая успеваемость, как правило, объясняется отсутствием у школьников работоспособности, неумением работать.

А неумение работать, в свою очередь, порождает нежелание работать, приводит к потере интереса, легкомысленному отношению к учебе.

Родители вместе с учителями должны выявлять причины, которые мешают детям хорошо и отлично учиться, и устранять эти причины.

Многие родители поручают старшим детям следить за выполнением домашних заданий младшими детьми. Выполнение этих поручений сближает детей. Старшие дети не только проверяют выполнение заданий младшими братьями и сестрами, но и помогают им.

Распространенной ошибкой родителей является невмешательство в школьные дела своих старших детей. А при отсутствии контроля с их стороны даже старшие школьники начинают хуже учиться.

Некоторые родители, не имея соответствующего образования, не могут проверить по существу, как изучают их дети-старшеклассники различные предметы. Тем не менее само повседневное внимание родителей к занятиям сына или дочери, их интерес к школьной жизни дают весьма положительные результаты.

Помощь школьникам 7-го и 10-го классов следует усилить в период подготовки к экзаменам. В это время особенно важно правильно организовать домашние учебные занятия детей.

В период подготовки к экзаменам необходимо свести до минимума различные поручения детям. Конечно, не следует совершенно отстранять их от труда по самообслуживанию, от участия в бытовом труде.

Но этот труд не должен отвлекать от подготовки к экзаменам. На время подготовки к экзаменам следует также сократить развлечения школьников (посещение кино, футбольных состязаний и др.).

Задача родителей - развивать у подростков привычку делиться дома своими мыслями, настроениями, разными событиями из их жизни. При этом на откровенность детей надо реагировать вдумчиво и тактично.

Бестактность, высокомерие, чрезмерная строгость, безразличие к интересам подростков неизбежно приводит к нарушению контакта, а следовательно, к потере влияния родителей на детей.

В подростковом возрасте наиболее интенсивно происходит половое формирование. При простых дружеских отношениях родители всегда имеют возможность говорить с подростками о самых сложных и волнующих вопросах, предупредить поправильные отношения между мальчиками и девочками, содействовать их хорошей дружбе, направить внимание подростков на увлекательные, творческие занятия, на здоровые развлечения.

Неправильно поступают родители, когда они запрещают, порицают дружбу мальчиков и девочек. Бывает, например, так. Вернувшись домой, мать с ужасом увидела, что ее дочка - девятиклассница Люда - сидит на диване с каким-то мальчиком.

Когда мальчик ушел, мать набросилась на дочь:

Бесстыдница! Поклонников развела! - кричала она.

На другой день она пришла в школу. Классный руководитель выслушал ее очень внимательно.

Я не понимаю причин вашего волнения, - сказал он. - Я сам просил Мишу помочь вашей Люде по физике...

Вы?! Но надо же понимать, к чему все это приводит!

Вы сами наталкиваете дочь на мысль, что дружба с мальчиком - какое-то запретное дело, - возразил учитель. Ходил бы мальчик к вам домой, и вы бы убедились, что отношения у них самые чистые...

Школа и родители общими усилиями содействуют развитию дружбы и товарищества, взаимного уважения между мальчиками и девочками, поощряют взаимопомощь в учебных делах, труде, а также и совместные игры.

Для воспитания товарищеских отношений между мальчиками и девочками большое значение имеет хороший пример, какой видят дети в своей семье в лице матери и отца.

Воспитание у детей чувства ответственности за учебу

Успех в учебе во многом зависит от воспитания и закрепления у детей чувства ответственности за свой учебный труд.

Дети не только учатся, но и выполняют разные поручения пионерских и комсомольских организаций, занимаются спортом, внеклассным чтением, помогают родителям в домашнем труде, посещают кино, театры и т. д.

Однако среди всех этих занятий самым главным является учебная работа. Обычно после окончания школы дети мечтают о таких профессиях, которые позволили бы им больше пользы принести своей Родине. Следует разъяснять им, что для этого нужно хорошо и отлично учиться, овладевать знаниями, наукой.

Учиться - это значит трудиться, напрягать свои силы, преодолевать трудности и препятствия. К сожалению, некоторые родители относятся к учению своих детей несерьезно.

Вместо того чтобы после возвращения ребенка из школы дать ему отдохнуть, они дают ему различные поручения, требующие большого напряжения умственных и физических сил. В результате дети переутомляются и иногда не успевают выполнить задания учителей.

Родителям надо регулярно просматривать и подписывать дневники, интересоваться отметками и поведением детей в школе. Правильное ведение дневника приучает детей к аккуратности, организованности и порядку.

Если родители перестают регулярно просматривать дневник, дети не записывают в него домашние задания, скрывают от родителей плохие отметки.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не пропускали без уважительных причин занятий и не опаздывали в школу. Обучение детей в школе проводится по определенной системе и в стройной последовательности.

Поэтому каждый пропущенный учеником урок нарушает нормальный ход обучения и отрицательно влияет на успеваемость. Чтобы наверстать пропущенное, ученику потом приходится работать с большим напряжением несколько дней.

Приниматься за работу ученик должен в одно и то же время, Установленое в режиме дня. Нельзя разрешать ребенку готовить уроки сразу после возвращения из школы. Он должен отдохнуть, пообедать.

Нужно наблюдать за тем, чтобы учебники, тетради и школьные принадлежности лежали на своих местах, чтобы школьник не тратил напрасно времени на их поиски.

Мать одной из учениц говорила на собрании родителей: «Прежде всего я прививаю дочери серьезное отношение к учению. Еще до школы я внушала ей (и внушаю сейчас), что для того, чтобы быть настоящим советским человеком, надо учиться так, как учился Ленин, - на «отлично».

Я очень строго слежу за успеваемостью дочери, помня о том, что если с самого начала пустить учение ребенка на самотек, то это может иметь плохие последствия, которые потом будет трудно исправить.

Несмотря на свою занятость на работе вне дома, я каждый день проверяю, как она выполняет домашние задания, и делаю ей свои замечания о том, как они выполнены и как лучше их выполнить.

Помимо контроля за домашней работой дочери, я интересуюсь также ее ответами в классе: часто спрашиваю, как она отвечала на уроках.

Отличным отметкам открыто радуюсь и хвалю ее, а это, в свою очередь, вызывает у нее еще большую радость и стремление еще лучше учиться по всем предметам».

Это действительно так. Повседневный контроль за учебной работой детей, приучение их к организованной работе - необходимое условие повышения их успеваемости.

Детей среднего и особенно старшего возраста надо приучать к тому, чтобы они свою учебную работу сочетали с активным участием в производительном труде.

Надо покончить с барски пренебрежительным отношением к физическому труду. Ведь коммунизм и труд неотделимы. Коммунизм несет нам не барскую жизнь, где будет царить лень и праздность, а рабочую, трудовую жизнь. К этой жизни и нужно готовить наших детей, подростков и юношество.

Учителя должны учить, а школьники — учиться. Кто бы спорил, но на практике родители сегодня очень часто вовлечены в учебный процесс — одни недовольны качеством преподавания, другие не могут воспитать в ребенке самостоятельность. Из чего же складывается успешная учеба в школе?

Самостоятельность или контроль?

"Я была очень ответственным ребенком и хорошо училась, — рассказала Анна Минаева. — Моя мама никогда не вникала в мои школьные дела. Соответственно, когда мои дочери пошли в школу, я была убеждена, что учеба — личное дело ребенка, домашнее задание — зона его ответственности, и родители не должны чрезмерно вмешиваться в этот процесс.

Разумеется, в первое время я контролировала выполнение домашних заданий, направляла, подсказывала, помогала собирать портфель. Но к третьему классу я ослабила контроль, будучи всегда готова помочь в тех случаях, когда они сами обращались ко мне с вопросом. Казалось бы, такой подход должен воспитывать в детях чувство ответственности.

На родительских собраниях одни учителя прямо говорили, что ждут от родителей активного участия в учебном процессе. Другие жаловались на невнимательность, невыполненные задания, забытые дома тетради и циркули.

Масла в огонь подливали родители одноклассников, ставившие меня в тупик вопросом: "Каким способом вы решали вчерашнюю задачу?" Я отводила глаза и что-то бормотала, а придя домой, первым делом кидалась к детским тетрадкам. Если задача оказывалась решенной правильно, меня преисполняла материнская гордость, если же нет, — терзали сомнения в моей родительской полноценности".

К сожалению, свободные от жесткого контроля дочери Анны научились халтурить. Если задание казалось сложным или непонятным, девочки оставляли его незаконченным. Из трех-четырех номеров по математике они могли сделать только два, а про остальные "забыть". Однажды убедившись, что недоделки сходят с рук, сестры стали повторять порочную практику. Это продолжалось до тех пор, пока на очередном собрании Анна не узнала об этих безобразиях.

Анна чувствует свою вину в том, что прекрасно подготовленные к школе девочки не оправдали ее надежд на отличную учебу — в 4-5-х классах среди четвертных отметок забрезжили тройки. В следующем году в школу идет ее младший сын, а сама она готовится к "работе над ошибками".

"Я пришла к выводу, — говорит Анна, — что отдавать ребенку ответственность за свою учебу следует постепенно, проверяя и убеждаясь, что он с этой ответственностью справляется. Моим детям, по-видимому, необходима определенная доля контроля, который не позволит им до конца расслабиться и позволить себе излишнюю беспечность в учебе. Простого вопроса: "Ты сделала уроки?" недостаточно, время от времени я должна просматривать тетради, задавать вопросы по устным предметам и общаться с учителями".

Не учить, но воспитывать

Вере Ивановой тоже сначала не приходило в голову садиться с детьми делать уроки. "Были моменты в начальной школе, когда я пыталась включиться в процесс проверки домашних заданий, — вспоминает она. — Лучше бы не пыталась: слезы, крики, испорченное настроение у всех. Единственное — я постоянно провожу профилактические беседы по поводу важности получения знаний, не оценок! Хотя до 7-го класса за тройки лишала компьютера на выходные. Сейчас это правило не действует, так как компьютер приходится часто использовать для учебы. Но в последнее время пришлось заблокировать все соцсети, и прежде всего ВКонтакте.

В гимназии, в которой учатся мои дети, всем родителям было сказано однозначно: "Уроки они должны делать сами. Не выполнили — отвечать должны сами. Дело родителей — контролировать процесс обучения и создавать условия". Хотя на родительских собраниях выясняется, что многие мамы буквально учатся вместе со своими детьми, в курсе всего, что дети проходят в классе. На мой взгляд, это перебор".

Вера не уверена, что заняла правильную позицию в отношении школьных дел. Но снова проходить курс средней школы она не желает. Поэтому когда у ее детей "совсем затык", с которым они не могут разобраться самостоятельно, она вызывает репетитора. "Хотя это, на мой взгляд, просто дань моде, — считает Вера. — В идеале они должны разбираться самостоятельно или просить учителей пояснить то, что они недопоняли. Ведь это вопрос мотивации — насколько сильно человек хочет выучить и насколько это для него важно. Мы — родители, наше дело — воспитывать, мотивировать, направлять — и все. Учить наукам — это дело учителей".

Если потерялся интерес к учебе

Любое обучение стоит на трех китах: мотивация к учебе, способ подачи материала, индивидуальные способности к усвоению той или иной информации. То есть возможные причины отсутствия интереса к учебе (а их может быть тысяча) будут варьироваться в трех аспектах:

  • у ребенка не выработана цель, для которой ему надо что-либо делать;
  • система обучения нарушена, т.е. не соблюдаются возрастные, психологические и педагогические нормы для конкретного ребенка, поэтому материал не заинтересовывает или остается непонятным;
  • есть особенности развития самого ребенка, нуждающиеся в коррекции, доразвитии, что делает на данный момент невозможным полное и успешное обучение. Речь идет, например, о недостаточности мозговых функций, отвечающих за память, внимание и т.д.

Очевидно, что родители могут помочь в каждой из этих трех причин школьных проблем. Главное — вовремя увидеть, что у ребенка пропало желание учиться и выполнять домашние задания. Задача родителей — не пускать дело на самотек, и если есть ощущение, что со школой у ребенка не все складывается, своевременно принять меры, возможно, проконсультировавшись со специалистами и школьными учителями.

"Если в школе вам говорят "не волнуйтесь, мы сами все сделаем", я бы не советовала родителям верить таким обещаниям", — убеждена Наталья Ивановна Новикова, директор "Первой школы". С ней всецело согласна Марина Николаевна Смирнова, директор Центра индивидуального обучения и развития "Возможность": "Когда ребята чувствуют, что родители интересуются их делами, радуются успехам, помогают, если вдруг забуксовали, то они и ведут себя по-другому. И наоборот — все очень печально, если школьник приезжает домой только поспать, помыться и поиграть на компьютере. Как бы ты ни был занят своими проблемами, необходимо находить время на своего ребенка".

Катерина Смирнова

Обсуждение

Вот только пару дней назад возмущалась в сеиейном кругу: как-то надо менять систему. Родители работают, очевидно приходят домой вечером или поздно вечером, нужно приготовить, постирать, прибраться, по идее надо бы поесть и лечь пораньше спать. Нас до сих пор журят за то, что мы якобы не занимаемся детьми, а проще говоря не учим их. У старшего ребенка 1-ый класс только в след.году, ходим на подготовку, второй год в музыкальную школу, в которой основной предмет раз в неделю и приходится 6 дней в неделю с ребенком заниматься, не хочет, капризничает, естественно, у меня сдают нервы, если я что-то уже трижды объяснила, а ребенок нк понимает, думала за год в муз.школе приучится самостоятельно дом.задание выполнять, ан нет. 2 года платно отходили на рисование, помимо приобретенных чогласно возрасту навыкам никаких сдвигов не заметила. Вроде и заниматься пыталась, а сейчас паника, год до школы, еще не читает, второй малыш, быт, работа...

18.09.2015 01:12:52, Ulyasya

У меня сынок сам выполняет, я проверяю только. Помощи не просит, любит самостоятельно вникать.

Вообще домашние задания отменить. Мой сын мечтает чтобы "как во Франции" сидеть в школе до 4 часов но домой нчего не задавали. не говоря уж о том что родители не всегда могут реально помочь, нас то учили по другому. На днях в поликлинике сидела и мама в очереди с ребенком 1-2 класса пыталась звукобуквенный разбор слов делать - неправильно.

Ну, в общем-то, очевидно - каждому ребенку нужно свое. К кому-то не лезть, кому-то помогать.
Неприятно, что так передергивают, противопоставляя "школьник приезжает домой только поспать, помыться и поиграть на компьютере" и погружение родителей в процесс приготовления домашки. Дети - они же прежде всего дети, а не только лишь "школьники".

Вчера только на собрании учительница всерьез говорила чтобы мы проверяди в деетй Все задания. Но при этом "не учили делить как учили нас а то ей потом трудно переучивать". Интересно насколько реально обычному работающему родителю, который приползает домой часов в 7 голодный и уставший ещё и уроками заниматься, особенно если ребенок ни один? В лучшем случае спросишь-сделал? И поможешь разве что в том случае если ребенок что-то не понял

Вообще-то огромное количество детей делают домашние задания, представляете? - на продленке! Где родители вообще не присутствуют. И ничего, нормально делают.
А если еще за невыполненное домашнее задание будут ставить соответствующие оценки, а не страдать толеразмом, как это обычно происходит в школах сейчас, то вообще проблем не будет...

Не согласна со статьей! Ну если только очень НЕ повезло с ребенком тогад конечно.
А так основная мысль - трудолюбивые мамы должны сесть рядом за парту по крайней мере в части ДЗ? Тогда вопрос - а долго так сидеть? До института? А потом деточку на раоту пристраивать? Представляю такой вот цветочек жизни в итоге......

Комментировать статью "Домашние задания - с мамой, с репетитором, самому. С какого класса?"

Контроль ДЗ удаленно. Домашние задания. Образование детей. Прошу помощи в советах и личном опыте по организации контроля выполнения ДЗ удаленно. Исходные данные: ученик 5 класса с полным отсутствием силы воли (ну, либо она есть, но в крайне зачаточном варианте).

Обсуждение

У меня идентичный сын. Высокий интеллект с недоразвитой волевой сферой. Сейчас, а ему 24 года, я жалею что мало занимались в младшешкольные годы. Имею в виду психологическая поддержка. Были очевидные проблемы, а мы упирали на успеваемость, дисциплину, более важные на наш взгляд вещи. А лучше бы корректировали грамотно волевую сферу у специалиста.

Когда вы перестаньте его жалеть,начнете требовать, тогда все изменится. Ваша ситуация это та же моя. Тот же пофигизм к учебе. Жесткие требования от меня,лишение того же кружка пару раз(Я больше тебе не верю) изменят ситуацию.

Домашнее задание не записывает, соответственно я не знаю и проконтролировать не могу. На тройки. Вот что с ним делать? Испробовала всё: от разговоров всех бабушек, дедушек Собственно, помощь в контроле и разжевывании школьной программы. Как мне быть с сыном?

Обсуждение

Та же беда??

20.11.2018 14:25:38, Елена"

Сын едва выскребал тройки в обычном режиме. Контрольные - 4,5. Я устала бороться. Сказала: "Твоё дело, сын. Если что непонятно, я помогу, только попроси. Ты уже взрослый. Моя задача тебя накормить-напоить, постирать-погладить, одеть-обуть и, прости уж, проследить, чтобы ты приходил домой до 22 часов. Остальное всё в твоих руках." Не сидела, не долбила ему мозг.
Двойки с тройками ловит, но реже намного. В экстремальных ситуациях мобилизуется, получает "отлично". Так и живём.
Зато я не психую и он с пониманием несёт бремя ответственности, которое я сложила на его плечи.

11.03.2017 19:42:21, Саоли

Три месяца пытаюсь наладить процесс выполнения домашних заданий, заданных с пятницы если будни под контролем, то странно в выходные исключительно начать делать уроки без Почему - пока не понимаю, но в новом месте временно работает быстрее, чем в привычном...

Обсуждение

Во-первых - чем так забита неделя, что "все расписано по часам"? Может на неделе можно как-то вожжи ослабить?
Во-вторых - после такой рудной недели Вы еще хотите субботу с утра нагрузить? Я бы субботу 100% освободила от любых заданий. А в воскр уже можно и позаниматься.

Вообще-то как минимум в началке не должно быть заданий на выходные. Нашим если задавали, то не позже, чем с четверга на понедельник. Это запрещено всякими санпинами вроде. Поэтому я для начала узнала бы в школе, в чем дело.
Ну и "После рабочей недели, когда все расписано по часам, дочка расплывается и совершенно не может собрать себя в кучу." У вас ребенок похоже сильно перегружен, в эту сторону бы тоже ревизию провела. Второй класс только, ребенок совсем маленький, а уже к концу недели, считайте, падает. И конечно проблемы со вниманием. И учителя подтверждают и еще больше дергают, и еще больше напряжение и утомляемость у ребенка. Замкнутый круг. Ей отдыхать надо в выходные, а вы хотите ей цербера нанять, чтобы еще больше нагрузить.

Дайте задание ей и уйдите из комнаты. Сделает и принесет вам. Мне лично совместные домашние задания надоели ровно через месяц. В принципе уроки она садиться делать! Но я начинаю нервничать,когда она очень,ну очень медленно их делает,зависает,думает о чем то...

Обсуждение

Орать НЕ НАДО!!! Вы показываете свою слабость, и а нужно показывать мудрость. С каждым криком вы РАЗРУШАЕТЕ ваши отношения с дочкой. И со временем это СТАНЕТ НЕОБРАТИМЫМ. Всё что вы можете - это работать НАД СОБОЙ. Искать информацию в интернете, советоваться, присматриваться к другим мамам... и выработать свою линию поведения с дочкой!! Мирную и плодотворную. Главное терпение)))) У нас тоже так было! Ко второму классу с трудами прошло. Мы старались увлечь дочку! Чтобы не стоять с палкой и не заставлять, нашла суперический курс "Письма из сказки. Обучение с увлечением". Там 11 писем, это сказка, и ребенок в ней действующее лицо - много пишет, загадки, ищет "преступников", открывает кафе))) Писать ОЧЕНЬ много, но за уши не оттащить)))) Сама стала следить за чистотой и аккуратностью, стала внимательной!!!

я хорошо умею обьяснять, я очень спокойная в принципе. я со школы занималаь с отстающими и подтягивала их, я вообще реально умею вложить в голову знания-спокойно и рассудительно.
но все это не касается мои детей. я психую только со своими.
и я понимаю почему. потому что я ожидаю от своих детей многого, они должны быть самые умные, старательные и послушные. а они не всегда такие))) и это бесит)))
я точно не права, но в итоге уроки со старшим перешли на няню))))

Я уже не знаю что делать, говорит забывает. Учительница говорит, что пока остальные дети А зачем ВАМ нужно ЕГО домашнее задание? Пока оно нужнее Вам, выхода нет. Если вы проверяете оценки, домашние задания, замечания учителей в этих электронных дневниках...

Обсуждение

Наверное, надо с учительницей "подружиться", а также с другими родителями. Будет проще ребенка контролировать.

Договариваться с учителем. Наш уходил из класса только с росписью учителя в дневник под Д/з.

27.03.2014 10:34:13, караул

Не всем детям необходимо делать домашние задания, чтоб знать изучаемый предмет, тем Да, ей иногда нужна помощь с заданиями и т.д., но если она вспомнит что что-то было задано, а она не Задания бывают и большие, но это не главное. Дети разные. Сыну было проще сразу...

Обсуждение

@Сама отличницей никогда не была, даже один раз была двойка в четверти:))) Поэтому понимаю, насколько важна школа.@
выод НАИСТРАННЕЙШИЙ... Т.е. человек, который в школе отличником не был, при этом вполне довольный собственной жизнью, делает вывод что "нужно быть отличником"??
Странно, очень странно.
Больше похоже на то что "я не была, но вот ты ЗА МЕНЯ будь!"
Не надо исправлять 4 на 5... не надо ругать за 4! не надо даже требовать исправлять 3 на 4! Вот пока до САМОГО не дойдет желание/смысл учебы - все сидения мамы совершенно бесполезны!
Так что.. сначала перестаньте контролировать и проверять ВСЕ те предметы, которые ребенку нравятся и которые у него идут хорошо. Сам, САм и только САМ,
да, и ограничьте время на сидение за уроками. Типа " от и до" после чего встал из-за стола и пошел спать.

Откажитесь от контроля по устным предметам. Договоритесь, что вы не вмешиваетесь в процесс совершенно, пока в четверти не получится 2 или 3. Обычно дети в таком возрасте умеют выкрутиться прочитав быстро на уроке. Если ребенок любит литературу и историю, он справится.
Письменные задания первое время можно проверять только наличие, а вникать в суть только если ребенок задаст вопрос. Потом когда втянитесь просто спрашивать: сделал? и верить на слово. Иногда дети что-то не сдают во время, и позже закрывают долги. В любом случае это полезный опыт. Оценки учителя и без вас стараются поставить хорошие, за тройки учителей ругают. Если вы за четверть ни разу не примете участие в уроках, оценки не изменятся существенно.
Сейчас главное, чему надо научить ребенка - планировать время, работать самостоятельно, принимать решения и отвечать за свои поступки. И найти, то что действительно интересно ЕМУ. А вам желаю излечиться от синдрома отличника.

Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. 6 класс домашние задания. Прошу советов и мнений, хочу набраться терпения, понимания, хитростей, чтобы выдержать очередной год в школе. Спрашиваю, почему не записываешь, почему просто не можешь сесть и сделать?

Но мы всю домашнюю работу делаем, ребенок уходит в школу, как мы думаем с выполненной домашкой, а оказывается - не полностью или не то:-(Очень обидно за Кстати, от двух разных людей слышала, что в их школах -полного дня, все путем - домашнее задание дети не готовят.

Обсуждение

К учителю подойти еще раз и настоятельно порекомендовать ей не уродовать детскую самооценку, и попросить ее придумать что-нибудь конкретно для этого, вашего ребенка. Но только в мягкой форме и с улыбкой. Т.е. потребовать от нее пресловутого индивидуального подхода, который так пропагандируется, и который она отказывается применить))))))

ИМХО, с мотивацией надо поправить. У нас стоит четкая цель - окончить начальную школу на отлично, чтобы в лицей попасть без экзаменов. При начинающихся "ленивчиках" напоминаю, при этом разговор на равных, как двух взрослых людей. Пока действует:-)
Не обязательно делать из ребенка отличника (просто у моей учеба легко идет), можно придумать что-то еще.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
  • дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;
  • познакомить с гигиеническими требованиями к приготовлению домашнего задания.
  • дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.

Форма проведения: семинар-практикум

Участники: родители учащихся 2 класса и классный руководитель/

Подготовка.

I. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки.

II. Проводится анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет

  1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?
  2. В чем заключается эта помощь?
  3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
  4. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста свои занятия.
  5. Есть ли у тебя рабочий уголок?
  6. Как долго ты выполняешь домашнее задание?
  7. С какими предметами ты легко справляешься?
  8. Тебе помогают родители в выполнении дом. заданий?

Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся

III. Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит альбомные листы с заданиями для микрогрупп.

IV. Учащиеся на уроках технологии изготавливают «книжечки» участников собрания (альбомный лист, сложенный пополам, с вопросительным знаком на обложке). Сюда родители записывают вопросы классному руководителю, которые возникли у них до родительского собрания или в ходе его проведения.

V. На заседании родительского комитета обсуждается замысел собрания, предлагаемый классным руководителем, и составляется проект решения родительского собрания.

Учитель составляет слайдовую презентацию памяток, гигиенических требований, режима дня, результаты анкетирования.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг для родителей;
б) оборудование места для работы;
в) «книжечки» участников собрания;
г) памятки родителям: «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки», «Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков»,

Организационный этап

1. Встреча родителей (упражнение на сплочение группы и создание рабочей атмосферы, благоприятного психологического климата)

Упражнение «Подари улыбку соседу» Все в круге. Возьми соседа за руку, улыбнись ему и скажи комплемент. Моя улыбка возвратилась ко мне, но её стало ещё больше, так как ваши улыбки присоединились к ней.

Игра «Веревочка» Веревочку связать так, чтобы получилось кольцо. Все встают в круг и берутся двумя руками за веревочку, которая находится внутри круга. Все закрыть глаза и построить треугольник, квадрат, круг.

Игра «Паровозик» Пошли по часовой стрелке, взялись за талию впередиидущего, потом взялись за двоих.

Рассаживаются за парты.

Скажем о самом ребёнке 4 лучших качества.

Затем целесообразно обсудить с родителями вопрос о том, просто ли было вспоминать и рассказывать о «самом лучшем». Почему? В процессе обсуждения ведущий подводит участников к выводу о том, что мы чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребёнка, чем на его достижения . Это порой мешает нам по достоинству оценить его положительные качества, которые являются главной базой для формирования уверенности.

Повестка дня

  • Как правильно организовать подготовку домашних заданий
  • Итоги учебно-воспитательной работы
  • Организационные вопросы

2. Предоставляется слово для сообщения кл. рук.

Диагностический этап

Игра «Шапка вопросов» (идет осознание родителей своих проблем)

  • У нашего ребенка есть специальное место, где он …
  • Наш ребёнок выполняет домашнее задание…
  • Самостоятельно справляется …
  • Готовит с трудом…
  • Моя помощь в приготовлении д/з заключается…
  • Когда ребёнок учит уроки, мы …
  • Если ребенок выполнил д/з небрежно, то…
  • Мы думаем, что на воскресенье …..
  • Ребёнок начинает приготовление д/з с …
  • При приготовлении д/з необходимо …
  • При подготовке д/з по русскому языку мы …
  • Если ребёнок включается в работу сразу, то …
  • Если ребёнок включается в работу медленно, то …

Результаты анкетирования учащихся:

Анкета для учащихся:

    Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
    да - 19
    нет - 1

    Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
    1 час; 10
    2 часа; 9
    3 часа и более. 1

    С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):
    Математика – 14
    Русский язык – 8
    Чтение – 8
    Ом – 8

    Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши):
    Математика – 6
    Русский язык – 10
    Чтение – 2
    Ом – 7

    Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители (подчеркни)?
    да - 13
    нет - 7

    Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
    Ругают – 3
    Кричат – 1
    Предупреждают – 1
    Бьют – 4
    Наказывают – 4
    Ничего - 7

    Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
    Да – 8
    Нет - 12

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». « Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи»?

В современной школе дети проводят по шесть часов в день, а иногда и более. К счастью, учебная программа по - прежнему включает такие предметы, как физкультура, изобразительное искусство и музыка, а также специальные предметы, направленные на развитие самоуважения. («Все цвета кроме чёрного») Предполагается, что оставшиеся три часа учителя должны потратить на обучение чтению, письму, математике и хотя бы немного естественным наукам. Классные руководители не в состоянии все успеть. Они нуждаются в помощи.

Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике.

Один из родителей рассказывал, что когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Прейдя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним. Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Классный руководитель : Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.

  1. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы , выделить место для занятий , определить наилучший порядок приготовления уроков .
  2. А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу , вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Ситуация 1

«Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса» Но ведь во 2 классе на домашние уроки надо тратить 1,5 часа. Давайте понаблюдаем, как Петя делает уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут….

Но всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу…. Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…. На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

  • дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
  • один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
  • дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
  • один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2 класса.

Такая картина, как вы видите, является типичной. Чуть ли не половина школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Кл. рук: Во-первых , игры. Тихие настольные игры и подвижные сюжетно-ролевые игры.

Во-вторых . Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе с взрослыми, делать его быстро, весело, без раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, помыл руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе - то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы все необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий , без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Кл. рук. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Чтобы он там мог держать книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий

Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, но и постоянное?

Кл. рук: Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определённое место работы . Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Все вспомогательные вещи, которыми придется пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определенное место.

Полезно вместе с ребёнком составить памятку

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор
  4. Сотри со стола пыль
  5. Свет с левой стороны
  6. Уточни расписание уроков на завтра
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий
  8. Убери со стола все лишнее
  9. Сядь на стуле удобно и открой учебник.

Начав сопоставление своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигает того, что все эти действия станут для него привычными.

ВЫВОД: Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памяткой «Садимся за уроки»,

В каком порядке следует учить уроки?

Кл. рук: С выполнения, каких заданий необходимо начинать? С устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных?

Лучше всего научить ребёнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путем сравнения сложности заданий, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее, какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое.

С самого начала ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое было задание в упражнениях.

Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очередность выполнения заданий на основе своих наблюдений. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

  • до 1 часа – в первом классе;
  • до 1,5 часов – во втором;
  • до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

ВЫВОД: Сначала устные предметы – правила, а потом письменные. Трудные, потом легкие

Как приучить к самостоятельности?

Кл. рук: Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его. Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос. Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите. Опережайте школу. Учите таблицу умножения. По русскому языку выполнить вслух, но не писать в учебнике. При письменном выполнении ребёнок ещё раз все вспоминает.

ПАМЯТКА «Как готовить Д/З по русскому языку»

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу

ВЫВОД: Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай» Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления д/з

ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ (приложение 3 )

  1. Проверь, правильно ли организовано рабочее место
  2. Всё должно быть на своих местах
  3. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  4. Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  5. Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.
  6. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  7. На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.
  8. Вслух читает задание упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность
  9. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
  10. Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  11. Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.
  12. Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.
  13. Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости

Закрепление полученных знаний

РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ, ВЗРОСЛЕТЬ!

Ситуация 1

Ваш ребёнок заявил: «Не пойду больше в школу. Заберите меня из неё!» Как вы поступите в данной ситуации?

Ответ: не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода. Вспомните сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой. Не обсуждайте с ребёнком все подробности конфликтных ситуаций. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами. Читайте сами, а не сидите у телевизора. Принимайте участие в жизни класса, ребёнку это приятно.

Ситуация 2

Строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Прихожу с работы в 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

  1. Должен ли ребёнок дожидаться родителей, чтобы выполнить д/з?
  2. Как вы думаете, выполнение д/з должно происходить сначала в черновом варианте, а потом в тетрадь?

Ситуация 3

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. И в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Светлана, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит гулять не пойдет, а как иначе?

  1. Как вы оцениваете поведение родителей?
  2. Нужно ли помогать ребёнку в учебной деятельности?
  3. Если ребёнок получит двойку, то какие будут ваши действия?

Ситуация 4

Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, а потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побывать с мальчиком дома, приучит его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна. Особенно трудно давалось ему письмо. Очень часто бывали слёзы.

– Мама, я так старался, а у меня ничего не получилось. Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.

– Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо, видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил её с соседней буквой. Вот так и другие сможешь написать красиво.

  1. Правильно ли поступила мама Юры?
  2. Как вы помогаете ребёнку, справиться с трудностями письма?

Тестирование родителей

Тест «Какой я родитель?»

Отметьте те фразы, которыми вы чаще всего пользуетесь в семье:

  1. Сколько раз тебе повторять?
  2. Посоветуй мне пожалуйста
  3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а).
  4. И в кого ты такой (ая) уродился(лась)?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. На кого ж ты похож(а)?
  7. Вот я в твоё время!
  8. Ты нам опора и помощник!
  9. Ну что за друзья у тебя!
  10. О чём ты только думаешь?
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А ты как считаешь сынок (доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты!
  14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!
  • 2 балла за ответы № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13,
  • 1 балл за все остальные ответы.

7–8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11–12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любовь.

13–14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.

Решение родительского собрания

  1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
  2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
  3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
  4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
  5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Наталья Ард

Психолог, мама троих детей. Работает с подростками в сообществе подростков и родителей TulaTeens, г. Тула.

Давление и упрёки со стороны родителей. Чувство беспомощности и вины у ребёнка.

Мы попали в замкнутый круг. Каждый день не сделанные вовремя уроки, бесконечная работа над ошибками и новые упражнения. Снова ошибки, снова долгие, затяжные занятия. Ребёнок угасает, истощается и тупеет на глазах, а я… я уже не знаю, что делать. Мы тонем в домашних заданиях. Руки опускаются.

Мама третьеклассника

Что же пошло не так и можно ли помочь утопающему? Почему одни ребята быстро и легко справляются с домашними заданиями, а для других это непреодолимая преграда? Обсудим типичные ошибки при выполнении домашних заданий и расскажем, как их избежать.

1. Затянутый старт

«Моя дочь может 30 минут перекладывать учебники, ходить на кухню за стаканом воды, отвлекаться на младшего брата, ныть и объяснять, почему она не хочет делать уроки. Всё, что угодно, кроме выполнения домашней работы».

Привычка долго раскачиваться, откладывать дела и отвлекаться - бич большинства школьников. Привычка, которая незаметно и безжалостно съедает время.

Главное - начать быстро и весело. Как помочь? Пообещать сладкий приз по окончании или другое вознаграждение, например: «Успеешь сделать уроки до 17:00 - пойдёшь на тренировку или в театральную студию».

2. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Вы можете не обращать на это внимание, но на рабочем месте - бардак в голове.

Помогите ребёнку. Скажите ему: «Оставь на столе только дневник, учебник и материалы к одному уроку. Выучи и убери, затем доставай следующий». Удивительно, насколько эта простая рекомендация экономит время.

3. Привычка делать домашнее задание перед уроком, а не после

Делать уроки в последний момент, постоянно откладывать и жить с чувством опоздания. Вы не задумывались, что слово «успех» происходит от слова «успевать»?

Измените ситуацию и перестаньте догонять уходящий поезд. Опережайте, атакуйте! Пусть все задания будут сделаны сразу после уроков уже сегодня. Чувство свободы будет лучшей наградой.

4. Неограниченное время на выполнение домашних заданий

Заняты́е дети, у которых расписана каждая минута, делают уроки быстро и качественно. Они интуитивно правильно организуют работу, вычленяя суть и экономно расходуя время. Помните закон Паркинсона? «Работа заполняет время, отпущенное на неё».

Вам могут помочь таймер, звуковой сигнал, песочные часы, ритм чередования рабочих блоков и коротких отдыхов. Никогда не позволяйте детям до бесконечности растягивать выполнение уроков за счёт прогулок, друзей и .

5. Освобождение ребёнка от обязанностей по дому

«Что вы, Любочка учится каждый день до двенадцати или даже до часу. Она ложится позже нас и встаёт раньше. Как придёт домой, перекусит и сразу за уроки. Так и сидит».

Не позволяйте ребёнку сидеть. Домашние хлопоты - это продуктивный отдых. Научите ребёнка чередовать уроки с короткими полезными переключениями по 10–15 минут. Пусть он пропылесосит комнату, помоет полы, погуляет с собакой или уберёт покупки в холодильник. Усталые мозги за такое скажут спасибо. И уроки сделаются быстрее.

6. Обучение только по учебнику

Если ваш ребёнок занимается только по учебникам, он никогда не станет культурным и образованным человеком. Выучить, чтобы ответить и забыть? Да он просто тратит время впустую!

Давайте разберёмся, как же надо. В учебнике даны только выжимки знаний. Они плохо усваиваются, зубрить их бесполезно. Гораздо лучше глубоко и комплексно изучать тему, находить взаимосвязи между предметами, смотреть и читать художественные книги по теме урока.

За каждой фразой из учебника должны вставать картинки, образы, истории, факты. Так знания становятся образованием и остаются с человеком.

Конечно, в рамках учебного года с его калейдоскопической скоростью это нереально. Но выход есть. Откройте YouTube и поищите видео по теме урока. Как правило, по многим темам есть документальные фильмы по 10–20 минут с опорой на учебник.

Научите ребёнка смотреть ролики в ускоренном режиме. Через 15–20 минут он будет владеть материалом, приводить примеры. Отличные оценки в школе и репутация интересного человека гарантированы.

7. Выполнение всех заданий в полном объёме

Наиболее ярко это заметно в начальных классах. Прессинг на ребёнка со стороны родителей необходим традиционной российской школе как рычаг влияния.

Школа же оказывает давление на учителя, требуя хороших показателей по экзаменам, олимпиадам, конкурсам. Поэтому зачастую учителя ведут себя так, будто их предмет - единственный. Но учителей много, а ваш ребёнок один, его ресурсы ограничены.

Берегите силы ребёнка, не позволяйте переутомляться и истощаться. Выберите ключевые предметы, отдайте им предпочтение и спокойнее относитесь к остальным.

Способность ученика справляться с домашней работой - показатель успешности обучения в школе. Родители могут помочь ребёнку организовать этот процесс. Помните при этом, что уроки нужны для закрепления знаний, а не ребёнок для уроков. Будьте на стороне его интересов.

Рассказывает мама пятиклассника: «В школе я была отличницей и всегда делала все уроки. На это уходило всё мое время. Мне некогда было гулять с подругами, читать книги или просто ничего не делать. Моя двоюродная сестра, ровесница, не стремилась хорошо учиться. Она с мамой много читала, путешествовала, разговаривала, играла с подругами. Уроки делала по остаточному принципу.

Я выросла, стала бухгалтером и не очень довольна жизнью. Моя сестра - успешный человек. Она состоялась в семье, работе, бизнесе. Её уважают, у неё есть своё мнение, своя интересная жизнь. Этот пример всегда перед глазами, когда проверяю домашнюю работу сына».

Может быть, причина в отношении к домашним заданиям? Возможно, для в жизни не надо тратить всё время только на уроки?

Проанализируйте ошибки и помогите своему ребёнку подходить к выполнению школьных уроков более эффективно. Порадуйтесь вместе с ним тому, насколько быстрее он будет с ними справляться и как изменится его жизнь.

Чтобы закрепить успех, заранее придумайте, как вы будете вместе радоваться жизни в освободившееся от уроков время.

Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. Ниже приведен список приемов, призванных помочь домашних заданий и предотвратить фрустрация, гнев и разочарование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь в выполнении домашнего задания

Каждый вечер в миллионах домов по всей стране разыгрывается одна и та же старая пьеса о детях и их домашнем задании. В ней могут участвовать разные действующие лица, но сценарий всегда один и тот же. Родители на протяжении всей истории пытались помочь детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания родителем вместо ребенка. В любом случае существует масса проблем. В попытках справиться с этими проблемами родители используют метод проб и ошибок, подкуп, подарки, рассуждения, и все, что может, по их мнению, сработать в данном случае.

Нет никакого сомнения в том, что мотивы родителей самые естественные. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? На самом деле, беспокойство и напряженность и для детей, и для родителей, вызывает не сама причина, а приемы, используемые для достижения цели.

Для некоторых детей школа является источником постоянного стресса. Если принять во внимание, какие требования предъявляются в школе к выполнению заданий, беспокойство относительно того, одобрят ли тебя родители, страх неудачи и так далее, становится ясно, что дети могут рассматривать дом как что-то вроде рая, где они могут отдохнуть.

Если же они испытывают стресс и дома, когда родители "стоят у них над душой" во время выполнения домашних заданий, то где тогда то место, где они могут "повесить шляпу на гвоздь"? Для работающих родителей это можно сравнить с такой ситуацией, когда вы работаете целый день и получаете свою долю стресса, и возвращаетесь домой в такую же напряженную обстановку. Прикиньте, сколько вы будете в состоянии выдержать подобную ситуацию.

Помните при этом, что у взрослых всегда есть возможность выхода из ситуации, когда давление становится непереносимым, а дети такой возможности лишены.

Ниже приведен список приемов, призванных помочь домашних заданий и предотвратить фрустрация, гнев и разочарование.

1. Расписание для домашней работы.

Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашнюю работу. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Такие дети могут принять решение, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или после ужина. Это их личное дело, которое зависит от их стиля учебы.

Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько возможно. Это поможет в частности, справиться с такой проблемой, как "вылавливание" детей и "усаживание" их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное расписанием на домашнюю работу, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и все остальное могут подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером обязательно проверьте выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, что могут принести в школу работу с ошибками, и поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Это действие родителей дает ребенку чувство завершенности работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также чувство безопасности и уверенности, что работа выполнена без ошибок. Это уверенность ребенок принесет с собой в класс, и, соответственно, будет более уверен в себе, когда будет выполнять классную работу. Однако, если вам очевидно, что ребенок не понял какой-то материал, вам нужно дать знать об это учителю.

2. Распределите задания по важности.

Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут долго мучиться этой проблемой.

Есть дети, которые пользуются горизонтальной перспективой. Так происходит, когда они считают все задания одинаково значимыми, и не устанавливают никаких приоритетов. Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое - вторым, и так далее.

Многие дети имеют тенденцию использовать количественный подход (сколько заданий осталось сделать) вместо качественного (учитывающего относительную трудоемкость заданий). Это означает, что если им дано 5 различных заданий, то они в первую очередь выполнят четыре наиболее легких. С их точки зрения, таким образом у них остается несделанным всего одно задание, даже если оно на самом деле самое трудное.

3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки.

Для многих родителей это большая и постоянная проблема. Единственное, что можно сказать по этому поводу, это то, что родители, использующие такой метод контроля, не только подвергают себя огромной фрустрации и гневу, но и создают "выученную беспомощность".

Многие родители скажут вам на это, что их дети просто не умеют работать, если родители не сидят рядом с ними. На самом деле, не верно, что дети не могут работать, они сознательно решают не работать. Часть детей перестают работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание.

Это - очень нездоровая "зависимость", потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в классе. Вследствие этого, ребенок может решить вообще не делать работу в классе, и приносить недоделанные задания домой.

Таким образом, они могут полностью завладеть вниманием мамы и папы. Проводя целый день на работе, родители очень устали, и одна мысль о том, что им придется три часа подряд провести, сидя около ребенка, может привести к проблемам.

Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.

4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно.

Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т.п.

Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: "Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ".

Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства "несоответствия". Если же вы начнете с разбора ошибочных заданий, да еще и рассердитесь, то ребенок, вместо того, чтобы исправлять задание, будет переживать, что он вызвал ваше неудовольствие.

Может оказаться удобным проверять маленькие порции заданий. Для многих детей лучше, если они немедленно могут получить подтверждение, что все сделано правильно.

Попросите ребенка, чтобы он сделала сначала только пять примеров и дал их вам проверить.

Отметьте те, которые сделаны правильно, и предложите ребенку перейти к следующей группе примеров.

Таким образом ребенок получает немедленную обратную связь и одобрение, и у него появляется положительная мотивация для того, чтобы выполнять следующее задание.

Кроме того, если ребенок начал что-то делать неправильно, есть возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку, так что ребенку не придется потом переделывать все задание целиком.

5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд, пока не закончит. Это нормально, если ребенок все это время действительно работает, и если задание действительно требует столько времени на выполнение.

Однако если вы видите, что через или два после начала работы ребенок находится в том же положении, как и через 10 минут после начала работы, надо прекратить эту деятельность.

Единственное, чего вы достигните в противном случае, это добьетесь возросшего чувства "несоответствия" у ребенка. Возможно, вы примите решение завершить работу ребенка после определенного времени и напишите учителю записку, объясняющую обстоятельства. Скорее всего, такого типа проблемы могут быть решены на встрече с учителем.

Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.

Во-первых, он мог просто не понять новый материал в классе, и поэтому не быть в состоянии выполнить домашнее задание.

Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.

В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.

6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику.

В большинстве учебников в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения параграфов.

Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как он начнет читать главу учебника. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

У некоторых детей существует тенденция запоминать абсолютно все.

Возможно, стоит дать такому ребенку карандаш и попросить отметить слово или предложение, которое, возможно является ответом на один из вопросов. Тогда ребенку будет легче ориентироваться в тексте, когда он будет искать ответы на вопросы в книжке.

Рассмотрите возможность записать главу из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что, чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность, что информация будет усвоена.

Так что, имеет смысл записать на магнитофон главы из учебников по истории или естествознанию, чтобы ребенок слушал эти записи одновременно с чтением. Таким образом будут задействованы как визуальные, так и аудио каналы приема информации.

Время от времени добавьте шутку, или песню, или какое-то обращение к ребенку, чтобы поддержать его интерес.

7. Обращайте внимание на невербальные сигналы.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в фрустрацию и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки.

Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне.

Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления "языка тела" - все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

Все это особенно важно в отношении маленьких детей, которые не делают различия между неодобрением родителями их деятельности и потерей родительской любви.

Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.

8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка.

Некоторые родители готовы сделать за ребенка всю его домашнюю работу. Хотя исходно мотивом родителей может быть желание помочь ребенку справиться с особо трудным заданием, конечный результат может быть разрушителен.

Дети чувствуют себя "неадекватными", когда родители доделывают за них их работу.

Во-первых, они это воспринимают как свой провал.

Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.

Встречаются родители, которые выполняют за своих детей полностью годовой проект (аналог курсовой работы, по объему и значимости в итоговой оценке, но они бывают не только в ВУЗе, но и в школе). Такая практика увеличивает зависимость детей и их чувство беспомощности.

Если ребенок не может доделать задание, хотя честно старался, напишите записку учителя, в которой объясните все обстоятельства. Большинство учителей среагируют адекватно.

Подытоживая все сказанное, прежде чем сесть помогать ребенку в его домашней работе, убедитесь, что вы не видите никаких симптомов более серьезных проблем. Когда родители пытаются работать с детьми, имеющими серьезные проблемы с обучаемостью и пониманием материала, или очень сильно напряженными, они могут получить в результате фрустрацию, гнев и растерянность.

Если же вы будете следовать правилам, о которых было рассказано выше, результат и для детей, и для родителей будет более благоприятным.