Сценарий праздника «Русской берёзки. Праздник русской березки сценарий

Средняя группа

(экологический праздник)

Цель: Продолжить приобщение детей к духовным ценностям природной

культуры. Создать радостное настроение. Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям, желание любоваться ими и охранять их.

Оборудование зала: макет березки (коллективная работа детей по изодеятельности, листочки березки выполнены ладошками детей, солнце, птицы и цветы на центральной стене.

Действующие лица: Ведущий, «Берёза», Баба Яга, Василиса Прекрасная –

взрослые.

Ход праздника:

Муз. руководитель:

Вот и лето наступило, солнце греет целый день,

Веселиться, петь, резвиться, думаю нам всем не лень!

Солнышко лучистое, доброе, проснись,

В хороводе праздничном с нами покружись!

Хоровод «Солнышко» Е. Железновой

Муз. руководитель:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Ведущая: Ребята, от кого пришло письмо,

Вам хочется узнать?

Тогда надо постараться

Загадку отгадать:

Лето красное встречает – и сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице – в полоску, ты узнаешь… (березку)

Ведущая: Приглашаю вас ребята

Я на летний луг гулять!

Будем вместе веселиться,

Петь, играть и танцевать.

Летняя разминка: Вот идем мы в летний лес полный сказок и чудес.

(раз-два, раз-два)

Мы шагаем по тропинке, не помнем мы не травинки.

(вдох-выдох, вдох-выдох)

Тут березки на пути – надо к ним нам подойти.

А какие березки бывают? (большие и маленькие) (вдох, руки вверх – выдох, руки вниз)

Вдруг поднялся сильный ветер. Он – сильнее всех на свете.

А высокие деревья – на ветру качаются – ветру подчиняются.

Зашуршали листики. Листики зеленые, к веткам прикрепленные.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, какая красивая березовая роща, а вот и наша берёзонька.

Ребята, а вы знаете пословицы, поговорки о березе? Расскажите.

Если с березы и дуба листья не опали полностью – жди суровой зимы.

Когда береза станет распускаться – сей овес.

Осенью листья с берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя. Снизу – поздняя.

Бела береза, да черен деготь.

Ведущая: Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о родной русской природе, о красавице березке.

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Мила она русскому человеку. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту и за пользу, которую она приносит.

Песня «Берёзонька» Н. Соловьёвой

1 реб. - День рождения, день рождения у красавицы лесной!

Мы подарим ей веселье, ленты в косы заплетем!

И красивые сережки будут ей как раз к лицу!

Как березке без сережек? Не бывает так в лесу!

2 реб. – Берёзонька, красавица, мы к тебе пришли,

Ленточки цветные в подарок принесли.

3 реб. – Станем мы берёзку украшать,

Веточки в косички заплетать,

Ленточки шелковые – в косоньки зелёные.

(дети украшают березку ленточками, звучит «волшебная» музыка и березка оживает)

Березка: Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,

С веточками кудрявыми - зелеными косицами?

Березонька – беляночка, красавица лесов,

К воде пошла, умылася, обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася, березовым плечом.

С березкой рядом рощица, семья ее подруг,

И так узнать ей хочется, что нового вокруг?

Березонька – подруженька немного отдохни

И хоровод, Березонька, ты с нами поводи

Хоровод «Ай, да, берёза» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой

Ведущая: Грохот, шум, тарарам,

Это кто стучится к нам? (вбегает Баба Яга с метлой)

Ведущая: Это Баба-Яга, костяная нога.

Что тебе надо от детского сада?

Баба – Яга: Я летела на метле, очутилась на земле.

Долго к вам я собиралась (достает зеркало, смотрится в него)

Так старалась, наряжалась (убирает зеркало)

Баба – Яга: Вы меня к себе не звали, вы меня совсем не ждали.

Вас за это накажу, всех вас праздника лишу.

Я березку обломаю, веточек насобираю,

Чтобы новая метла в небеса меня несла.

Ведущая: Веточки ломать не надо, лучше уходи из сада.

Мы березку защитим и в обиду не дадим.

Входит Василиса Премудрая

Василиса: Мимо шла я по делам, да услышала шум, гам.

Если надо вам помочь, сделать это я не прочь.

Ведущая: Василиса, дорогая, нам не справиться с Ягой.

Бегает она, хлопочет, заломать березку хочет.

Василиса: Не ругайся, старая, ты уймись, Яга,

Ведь на праздник к детям привела тебя судьба.

Баба-Яга: А меня вы не боитесь? Ну, тогда скорей сюда.

Крепче за верёвочку беритесь, начинается игра.

Игра «Перетягивание каната»

Василиса: После игр, бабуленька, сядь и отдохни,

И пляску с платочками нашу посмотри.

Пляска с платочками - Ю. Селиверстова. Сл. - О. В. Долгалёва, на мел. укр. песни «Зiмонька»

4 реб. - Берёзка-лебедь белая, рядком с тобой стоим,

Тебе, моя, несмелая, стихи мы говорим.

5 реб. - Лопочет белая березка, что ей для разудалых кос,

Сейчас желательна расческа, и пудра, чтоб присыпать нос.

И поясок подпоясаться, на длинный белый сарафан.

И зеркальце полюбоваться, на свой изящный легкий стан.

Василиса: Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари до зари

Веселятся ложкари.

Видеокараоке «Лесной оркестр»

Баба-Яга: Ну, ребята, удружили, вы меня развеселили.

Не могу я устоять, так и хочется плясать.

Пляска Бабы-Яги и Василисы (русская народная мелодия)

Василиса: Славно мы повеселились, поиграли, порезвились,

А теперь пришла пора расставаться, детвора.

Баба-Яга и Василиса прощаются и уходят.

Березка: Вы много знаете песен и стихов о моих подружках березках.

Береза – самое красивое дерево России. Шумит оно листвой,

украшает лес, нашу жизнь, но иногда и грустит, как - будто на кого-то жалуется.

Ведущая: Да, бывает, что в лес приходят недобрые люди. Ломают деревья,

обижают птиц, разоряют муравейники. Такие люди наносят вред лесу. Расскажите, как же должны вести себя друзья природы?

6 реб. - Белая берёза – милая сестра,

Ты расти, не бойся звона топора.

Белая берёза, птицы по ветвям!

Я тебя в обиду никому не дам.

7 реб. - Будем березку любить, охранять,

Будем мы взрослым во всем помогать.

Реки, поля и леса сбережем,

Помним о том, что природа – наш дом.

8 реб. - Белая берёза, мой поклон тебе:

Ты в судьбе России и в моей судьбе…

Белая берёза, русская земля:

И печаль, и радость, и любовь моя.

Березка: Каждый куст берегите, ребята, где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.


Курочкина Ирина Александровна

(Для детей средней группы)

  • Тип проекта – познавательно – исследовательский.
  • Руководители проекта – педагоги.
  • Участники проекта – педагоги, дети, родители.
  • Сроки реализации – 3 недели.
  • Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
  • Тема: «Белая березонька» .

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

  1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.
  2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
  3. Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.
  4. Воспитывать интерес детей к объектам природы.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Интеграция образовательных областей

Коммуникация

  • Беседы
  • Свободное общение

Познание

  • Рассказ воспитателя
  • Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

Исследовательская деятельность:

  • обследование и рассматривание листьев
  • определять форму: круглые, овальные, резные
  • окраску: оттенки зелёного, жёлтого цвета
  • величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья
  • поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев
  • дидактические игры

Чтение художественной литературы

  • Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
  • загадывание загадок
  • рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

  • Социализация
  • Экскурсии: по участку детского сада
  • Наблюдения
  • Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

  • продуктивная деятельность
  • совместная работа с родителями

Физическое развитие

  • подвижные игры
  • физкультминутки

Этапы проекта

1 Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2 Деятельный этап.

1 Беседа с детьми.

  • «В гости к Зайке» .

Прогулка

1 Наблюдение за березами.

  • Знакомство с березой.
  • Исследовательская деятельность.
  • Игра «Узнай дерево» .
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор» .

2 Экскурсия по территории детского сада.

  • Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку» .
  • Дыхательное упражнение «Ветерок» .
  • Дидактическая игра «Найди листок какой покажу» .
  • Физкультминутка «Березонька» .
  • Народные приметы про березу.

Работа с родителями.

  • Консультация для родителей .
  • Анкетирование родителей .
  • Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций) .
  • Рассматривание слайдов про березу.
  • Беседа про прочитанному произведению.
  • Дидактическая игра «Сложи картинку» .
  • Физкультминутка «Березка» .
  • Коллективная работа рисунок-аппликация «Осенняя береза» .

3 этап – Коллективная реализация проекта.

1 Развлечение «Во поле береза стояла»

  • Хоровод возле березы. (под музыку «Во поле береза стояла» ) .
  • Исполнение песни про осень.
  • Инсценировка «Лесные музыканты» .
  • Чтение стихов про березу.
  • Игра «Жмурки с Петрушкой» .
  • Угадывание загадок про березу.
  • Игра- сюрприз «Прятки с платком» .

2 Выставка рисунков и поделок сделанные детьми совместно с родителями.

Беседа с детьми.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.

(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик, а на нем сидит зайка. Возле домика зайки береза.) . Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью) .

Воспитатель: Ребята, прочитаем его?

Дети: Да, прочитаем.

Воспитатель: (читает) . «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (зайка показывает березу)

Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята догадались?

Дети: Да, это береза.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому что он белый и с белыми точками.

Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе, Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики) .

Прогулка

Наблюдение за березами.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.) . Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев

зимой очень хрупкие.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет) .

Игра на прогулке «Узнай дерево» . Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку: Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья.)

Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев.

Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам ответить на следующие загадки:

Не заботясь о погоде, Клейкие почки,
В сарафане белом ходит, Зеленые листочки.
А в один из теплых дней, С белой корой
Май сережки дарит ей. Стоит под горой.

Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый) .

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ) .

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим (дыхательное упражнение) .

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) .

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные) .

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются) .

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками) .

Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев. Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу» .

Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька» .

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх) ,
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх) ,
Посреди долинушки (опустить руки) .

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх) ,
Листья зеленые (опустить руки) .
Трава шелковая (движение руками вправо – влево) .
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище) ,

Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой) .
Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:
Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг - к урожаю гороха.
Когда лопаются серёжки у берёз - время сеять хлеб.
Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.
Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в пословицах:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит

Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю,

……… Протяни мне ветку нежную свою.

………Без любви, без ласки пропадаю я,

Белая берёза, милая моя.

Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.

Работа с родителями.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом» , в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

  1. Что такое экология?
  2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
  3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
  4. Посадили ли Вы дерево?
  5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
  6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
  7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
  8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
  9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
  10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
  11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
  12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
  13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
  14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Как листочек березу спас» .

(конспект занятия для средней группы) .

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.

Задачи:

  1. Обучающая: Познакомить детей с рассказом, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения, расширять представления о дереве, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, формировать представления о жизни деревьев, учить наклеивать листочки аккуратно, распределять по разным местам.
  2. Развивающая: Приобщить к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность. Пробуждать интерес к природе.
  3. Воспитывающая: Воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, безопасность.

Словарная работа: позолотило, заглушили, затрепетал, юркнула, хранитель леса, озорники.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, экскурсия по территории детского сада, чтение сказок, рассказов, знакомство с народным творчеством, угадывание загадок, разучивание песен, хоровода «Во поле береза стояла» , заучивание загадок, пословиц, поговорок, беседы, наблюдения про березу.

Оборудование: ноутбук с приготовленным заранее материалом (слайды про березу) , вырезанные листочки березы желтого и зеленого цвета, клей, салфетки, ватман с изображением березы без листьев. На стуле сидит плюшевый зайка.

Ход НОД:

1 Организационный момент.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Вы любите гулять на улице осенью?

Что вы делаете на прогулке осенью? А вы бывали в осеннем лесу?

Дети: отвечают

2 Чтение рассказа А.Лопатина, М.Скребцова «Как листочек березу спас» (Серия «Беседы о воспитании» .

Воспитатель: послушайте, ребята, я сейчас прочитаю вам один рассказ называется он «Как листочек березу спас» .

Наступила осень, и береза оделась в золотое платье. Солнечный зайчик прилетел в гости к листочку и весело воскликнул:

Солнышко позолотило тебя, и ты сам стал как солнечный зайчик!

Да, мне нравится мой наряд, но скоро мы расстанемся, - вздохнул листочек.

Не горюй, лето было очень хорошим, и я тебя не забуду, - просиял солнечный зайчик.

Да, лето было очень хорошим. Я много работал и многому научился.

Последние слова листочка заглушили громкие голоса детей. Они пришли в лес на прогулку вместе с воспитателем.

Посмотрите, дети, на эту красавицу березу, какая она красивая. Она такая же живая, как мы, люди. Она дышит, спит и работает. Береза может чувствовать и даже по- своему говорит, - стала рассказывать воспитательница.

Правильно, правильно, - одобрительно зашумела береза.

Воспитательница и ребята ушли вглубь леса, но два мальчика остались на полянке.

Не верю, что деревья чувствуют, -сказал один и отломил ветку у березы.

Пусть дерево мне что- ни будь скажет, -засмеялся другой и начал вырезать, ножиком на коре березы свое имя.

Эти мальчишки погубят березу. Надо прогнать губителей, - решил березовый листочек. Он затрепетал и оторвался от своей ветки.

Плавно кружась, листочек опустился возле пня на краю поляны и заплакал:

Что делать?! Я обещал защитить березу, но не смог!

Из-под пня выглянула полевая мышка и сердито посмотрела на листочек.

Там мальчишки губят березу. Прогони их, - стал просить листочек.

Я не могу прогнать мальчишек. Но здесь неподалеку в старой берлоге живет лесовик. Хотя днем он из берлоги не вылезает, но надо уговорить его помочь. Если люди деревья погубят, нам жить негде будет, -пробормотала мышка.

Она подхватила листочек и юркнула в кусты.

Мальчишки тем временем стали скакать вокруг березы и весело кричать.

Вдруг кто- то схватил ребят ветвями- лапами и поднял их над землей.

Ой, кто это? - испугались мальчики.

Я лесовик, хранитель леса, -пробормотало существо, -

Деревья, кто из вас этих озорников уму- разуму научит? Или мне их в камни превратить?

Они меня поранили, но я научу их уму- разуму, - согласилась береза.

Чистое у тебя сердце, береза, - ответил лесовик, и ребята почувствовали, как они летят по воздуху прямо к березе. Один попал в корни березы, а другой- в ствол. Не успели мальчики прийти в себя, как береза приказала:

Быстрее за работу. Вы корни, крепите меня к земле и добывайте из нее пищу. Ты, ствол, проводи пищу от корней к ветвям.

Мы не удержим такую огромную березу. У нас болят раненые места, - захныкали ребята.

Если вы, корни не удержите меня, я упаду и погибну. Нужно не хныкать, а быстрее лечить раны. Иначе я начну гнить и умру, - строго сказала береза.

Ау- ау, мальчики, где вы?! - раздался крик воспитателя.

Ладно, для первого урока достаточно, - сердито проворчал лесовик. Он махнул лапой и перепуганные ребята снова оказались возле березы.

Вот вы где! Пойдемте обратно, - сказала воспитательница, выходя на полянку.

Извини нас, береза, - прошептал один мальчик, уходя из леса.

А второй- молча погладил березку по белоснежной коре.

Спасибо тебе, мышь. Ты спасла мою маму березу, - прошелестел листочек.

Это не я, а лесовик постарался, - ответила мышка и добавила:

Ты храбрый листочек. Хочешь в моей норе жить и ее украшать?

Листочек согласился, и лесная мышка унесла его в свою норку.

Долгими зимними вечерами они вспоминали лето и лес, деревья и солнышко, а на душе у них была тишина и покой.

Воспитатель: (задает вопросы) Чему научила мальчиков эта история?

Как вы думаете, могут ли деревья и растения слышать, чувствовать и понимать человека?

Как вы думаете, кто спас березу?

1. Рассматривание слайдов.

Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки с изображением березы.

(береза во все времена года)

2. Физкультминутка

Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

3. Рисунок- аппликация «Осенняя береза» (коллективная работа)

На ватмане нарисован макет березы для каждого ребенка вырезаны готовые листья березы.

Дети с помощью кисточки и клея аккуратно клеят листочки на березу.

4. Дидактическая игра

«Сложи картинку» Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей. (собрать картинку березы) .

5. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что сегодня вы узнали?

Как нужно обращаться с деревьями?

В какую игру играли?

Что у нас получилось?

Воспитатель: Зайка, теперь ты много узнал про березу, береги и защищай свое дерево, а теперь нужно нам прощаться. До свидания!

Развлечение «Во поле береза стояла»

Оформление зала: на центральной стене-панно «березовая роща» , в центре зала- бутафорская березка. Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла» ; дети с ленточками в руках входят в зал и встают вокруг березки.

Ведущая:

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Мы вокруг березки
Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет!

Хоровод вокруг березки с лентами.

Ведущая:

К березке ближе подойдем
И ветки лентами завьем.
Ведущая и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.
Белая березонька,

Ходи с нами гулять.
Ходи с нами гулять,
Осень встречать.
Звучит фонограмма «Голоса осеннего леса»

Исполняется песня про осень «Осень» (муз. И.Кишко, слова И.Плакида.)

Ведущая: Ветками березка машет на опушке,
И привет шлют нам милые зверюшки!
Инсценировка «Лесные музыканты»
Ведущая: Собрались музыканты на лужок,

Принесли музыканты- кто гармошку, кто рожок.
Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки.
Сколько музыкантов- столько и талантов!
Мышка: Мышка на пригорке пляшет возле норки,

Колокольчиком звенит, всех в округе веселит!
Мышка звонит в колокольчик и приплясывает.
Кошки: Две веселых кошки взяли в лапы ложки,
Деревянные, резные, звонкие да расписные!

Играют на ложках.

Медведь: Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зазвенеть!
Станет бить комар в него-
Не услышишь ничего!

Бьет в бубен.
Заяц: Бом-бом, бам- бам!
Заяц сел за барабан!
Заиграл- и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!
Играет на барабане.
Ведущая: Сели звери все рядком,
Заиграли ладком.

Выходите, малыши,

Попляшите от души!

Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.

Поплясали дружно- отдохнуть всем нужно.

(ведущая предлагает прочесть стихи о березе)

Звучит пьеса «Лошадка» , в зал на игрушечной лошадке- палочке въезжает Петрушка.

Петрушка: А вот и ребятишки!
Здорово, парнишки!
Здорово, девчушки,
Резвушки- хохотушки!

Я- ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает) .

Ведущая и дети хвалят лошадку.

Ведущая: А хочешь, Петрушка, мы тебе песенку про лошадку споем?

Песня «Игра с лошадкой» (музыка Кишко) . Петрушка хвалит детей.

Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запряг? (ответы детей) . Ну- кА, где мой платочек?! (Достает платок и завязывает себе глаза) . Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.

Ведущая: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!

Игра «Жмурки с Петрушкой» . В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.

Петрушка: Наконец ее поймал!
Ох, запыхался, устал.
Сяду под березкой, отдохну
Да послушаю тишину!

Садится под березкой, дети- на стульчиках.

Прислушаюсь, как шелестят листочки, как падают листочки.

(Из- за дверей слышится пение, Петрушка прислушивается) .

Кто- то песенку поет,
Кто-то в гости к нам идет!
Матрешка: (входя в зал) :
Это я, Матрешка, песенку пою,

Это я, Матрешка, в гости к вам иду!
По лесу гуляю, загадки собираю!

(загадывает загадки про березу) .

Матрешка: У меня, Матрешки,
Резвые ножки,
Не хотят стоять на месте.
Попляшите со мной вместе!

Исполняется «Маленькая полечка» Д.Кабалевского. Матрешка и Петрушка танцуют в центре круга.

А теперь, ребятки, поиграем в прятки!

Игра- сюрприз «Прятки с платком» . В заключение игры под платком оказывается угощение. Петрушка с Матрешкой раздают его детям, затем прощаются и уходят.

Ведущая: Пора и нам с березонькой прощаться

И в детский садик возвращаться.

(под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» дети еще раз отходят и покидают зал) .

Учебные дисциплины: окружающий мир, русский язык и литература, история, ИЗО.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7-11 лет.

Тип проекта: учебный проект.

Задачи проекта:

  • Развивающие :
    • развивать умение отбирать необходимый материал;
    • развивать коммуникативные навыки;
    • развитие связной письменной и устной речи учащихся;
    • выработка навыков выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия.
  • Обучающие :
    • расширить знания учащихся о жизни березы;
    • выяснить, что означает слово «береза»;
    • выявить роль березы в подержании жизни на Земле.
  • Воспитательные :
    • формировать бережное отношение к растениям;
    • учить соблюдать правила поведения на природы.
  • Практические :
    • создать мини-энциклопедию «Все о березе»;
    • провести праздник «Береза – символ Родины моей».

Результат проекта (продукт): разработка сценария защиты проекта, мини-энциклопедия «Все о березе».

ХОД ПРАЗДНИКА

Ты до того, березонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.

– Ребята! Во время праздника будьте очень внимательны. Вы познакомитесь со многими интересными сведениями о березе. Эти знания помогут вам ответить на вопросы викторины, которую мы проведем в конце праздника, и пригодятся в жизни.

(Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»).

Чтец. (Слайд 3)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грёз.

Чтец. (Слайд 4).

Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Чтец. (Слайд 5)

Чтец. (Слайд 6)

Мы много книг перечитали
И материалы отбирали,
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи березке посвящали.
Писали мы ученые конспекты,
И вот пред вами все наши проекты!

Раздел «Вдохновение»

Чтец. (Слайд 7)

Березы, березы... Вы всегда бескорыстно и надежно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далекие времена были для них источником тепла и света – самой светлой лучиной, самым жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для написания письма берестяные грамоты, летописи.

Чтец. (Слайды 8, 9)

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение «Берёза» Сергея Есенина с детства хорошо знакомо всем.

Белая береза (Слайд 10)
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Чтец. (Слайды 11, 12).

И ныне березка – постоянный спутник человека. Береза – одно из распространенных деревьев Северного полушария, но только в северной и средней полосе России (да еще в Белоруссии) растет береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками. Поэтому и называют березку русским деревом. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Её скромная красота вдохновила и нас, мы тоже посвятили березке свои сочинения в стихах и прозе.

Дети зачитывают свои сочинения о березке. (Слайды 13-21)

Раздел «Рисуем русскую березку»

Чтец. (Слайд 22)

Для защиты проекта «Рисуем русскую березку» мы подготовили панно «Вечно жить березовым рощам», на котором представлены живописные работы учащихся.

Художник. (Слайды 23-30)

Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один –
Весь 3-й А проект готовил:
Одни писали реферат,
Трудились много дней подряд,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес...
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.

Чтец. (Слайды 31-33)

Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.Гаршин, глядя на картину А.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины»». И, действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России.

(Идет показ картины А. Саврасова «Грачи прилетели»).

Чтец. (Слайды 34)

Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березкой качается,
В светлых дождях купается!

(Идет показ картины А. Куинджи «Березов роща»).

Чтец. (Слайд 35)

Перед картиной «Березовая роща» А. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки.

Чтец. (Слайд 36)

На полянке, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березы –
Символ Родины моей.

Чтец. (Слайд 37)

Ты так мила мне, до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина. Березовая русская Россия – Ромашковая добрая страна!

Раздел «Солдатские березки»

Чтец. (Слайд 38)
Какой человек не любит красавицу березку! Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень.
Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

Чтец. (Слайд 39)

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березах
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез...»

Чтец. (Слайд 40)

Затихли военные грозы,
Свинцовых не цокает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом, хранят.
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, трубя:
«Никто, никогда их, Россия,
Не в силах отнять у тебя».
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берез.

Чтец. (Слайд 41)

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежника весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны! ...
Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная, березка,
Теплый образ света и добра!

Раздел «Березовое царство – хорошее лекарство»

Чтец. (Слайд 43)

Милая наша березка не только всесторонне обогащает нас, она еще универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если вы заблудитесь в лесу. Из березовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, активированный уголь, масла. А как ароматен и полезен настой березового гриба-чаги! Не зря его называют березовым бальзамом. Полезен и приятен освещающий древесный эликсир – березовый сок!

Чтец. (Слайд 44)

А русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.

Сценка 1. (Слайд 45)

Кабинет врача. Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.
Врач: Проходите. Садитесь.
(Больная, скрипя и охая, садится).
На что жалобы, хорошая вы моя?
Больная: Ох, доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.
Врач: Так...Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает головой).
Врач (подает бутылочку) :
Принять лекарство «Сок березы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны.
(Больная пьет... Выпрямляется).
Врач: Что, полегчало, милая немножко?
Как ваши поясница, ручки, ножки?
Больная (с легкостью встает) :
Да, очень, очень полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока-пока! Я поскакала!
(Убегает, забыв про костыли) .

Сценка 2.

Врач: Следующий.
(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая) .
Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?
Больная (сквозь кашель) :
Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач: Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.
(Больная приходит в ужас) .
Врач: Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок.
(Достает бутылочку) .
Примите ложечку-другую
(Больная принимает лекарство) .
Ну что? Я верно вам толкую?
Больная: Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!
(Убегает) .
Врач: У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русской сок!

Раздел «Если рядом с тобою береза»

Чтец. (Слайд 46).

Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотрись к березам. Если весной из березы течет много сока, то лето будет дождливое. А какой будет весна, береза рассказывает осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней. И зиму березы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Чтец. (Слайды 47-50)

Известно более 100 видов берез. Березы бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Встречаются березы с желтой, фиолетовой, серой, даже чёрной корой. Царским деревом называют карельскую березку.

Чтец. (Слайд 50)

Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость... Березка – воистину крестьянское дерево. Она напоминает про ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку Рябу, каравай хлеба...

Звучит песня в исп. С.Безрукова «От чего так России березы шумят…». (Слайд 51)

Чтец. (Слайд 52)

Есть у березки и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.

Чтец. (Слайд 53)

Береза является символом самого любимого на Руси праздника – Троицы. Этот день проводили в лесу вокруг березы. Девушки надевали на голову березовые венки, березку украшали лентами и цветами. Вокруг не водили хоровод.

Чтец. (Слайд 54)

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Много бы жалоб поступило от березы, если бы они могли говорить. Особенно весной плачут они горькими слезами. Чтобы напиться сока, люди по-варварски разрубают топором, губят тем самым белую кору.

Чтец. (Слайд 55)

Ввесенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь прозрачная, как слёзы.

Чтец. (Слайд 56)

Много ран наносит природе человек. Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведенных для рубки леса. Сохраним природу для будущих поколений! Люди, не губите березы!

Чтец. (Слайд 57)

Охранять березку
Станем мы гурьбою,
Чтоб краса-березка
Выросла большою!

Раздел «Мы посадим березы кругом»

Чтец. (Слайды 58-60)

Мы разработали план озеленения в нашем городе и предлагаем ввести в традицию школы посадку берез 1 сентября родителями 1-классников и выпускников 11-классников.

Раздел «Что делают из березы»

Чтец. (Слайды 61-69)

Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки, подкладки для рельсов, зубчатые колеса, ружейные ложа.
Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски, нафталин, дёготь.

Раздел «Береза – талисман»

Чтец. (Слайд 70)

Для людей, родивших 24 июня и 22декабря, береза является деревом талисманом. Люди, родившие в эти дни, как правило щедры, жертвенны. Любят общество. Трудолюбивы. Красивы, стройны. Не выносят грубости. Любят дарить и получать подарки. В час невзгод, неприятностей надо найти березу, прикоснуться к ней, обнять её ствол руками, прислониться спиной, довериться ей и попросить помощи. Общаться с ней нужно 20-30 минут и вам станет намного легче, вы обретёте душевное спокойствие.

Раздел «Березка - символ Родины моей»

Чтец. (Слайды 71-72)

Молодые тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому
что вечен наш народ, вечна земля Русская!

Чтец. (Слайды 73)

Береза – сама Россия – ее верная примета, радость, гордость и счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.

Чтец. (Слайд 74)

Опять о них, кудрявых и белесых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси!

(Звучит песня «Вы шумите, берёзы!» в исполнении» ансамбля «Сябры».)


« Береза – символ России»
Ижевских Светлана Гавриловна, учитель географии
Цели:
Расширить и углубить знания детей о березе, как о дереве, и о ее значении в жизни человека.
Прививать чувство патриотизма, олицетворяя березу, как символ Родины, чувство бережного отношения к природе родного края.
Развивать умение видеть красоту природы, развивать эстетическое восприятие мира.
Учитель: Ребята, по оформлению в классе вы, наверное, уже догадались какая тема нашего мероприятия. Правильно, мы сегодня будем говорить о березе, о самом любимом дереве россиян.
Ученики:1.С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.
2. Ты до того, берёзонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий)
3. На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березки – символ
Родины моей. (М.Ероха)
(Звучит аудиозапись песни « Берёза» в исполнении Н. Расторгуева.)
Учитель: Берёза. Известно, что в ни какой другой стране нет такого обилия берез, как у нас. Березы и Родина. Эти слова неразделимы. Каждый человек, изображая свою Родину, обязательно нарисует березу. Если он окажется на чужбине, то ему будут сниться родные березы. И вы, ребята, когда я вас попросила нарисовать родную сторонку, многие нарисовали березки. Давайте посмотрим на рисунки ребят (рассматриваем выставку рисунков ребят « Родные просторы».)
История, происшедшая с писателем Виктором Петровичем Астафьевым, убеждает нас в этом еще больше: « Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда не бывал. В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех сторон мира: фикусы, платаны, чинары, кипарисы и пальмы, пальмы…
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне….и здесь вовсе затерялись….и от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как веселые строки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо и покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Я глядел на эти березки и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене берёзового листа».
Учитель: Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Их сравнивали с нежной красивой девушкой, невестой. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Ребята, какая самая популярная песня про березку? Правильно. Сейчас девочки исполнят эту песню. (Девочки исполняют песню с хороводными движениями вокруг березки, в руках у них ленточки. В конце песни завязывают на веточки березки свои ленточки). Ребята, а как вы думаете, почему девочки завязали свои ленточки на березу? Летом, в июне месяце, празднуют праздник Троицу. В этот праздник в старину девушки водили хороводы вокруг берез и дарили свои ленточки березе и пели:
«Нынче праздник Троица, стройная береза Пусть дождем умоется, пусть прольются грозы
Коль на ветку тонкую ленту повязать,
То береза ломкая счастья может дать».
А сколько загадок про березу сочинил народ!?
(Девочки, исполнившие песню «Во поле береза стояла», рассказывают русские и удмуртские загадки.)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит.
А в один из светлых дней
Май сережки дарит ей.
Стоят столбы белены,
На них шапочки зелены..4. Беленькие палочки, зеленые махалочки. 5. Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
6. Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. Она весну встречает – сережки надевает.
7. Корка берын баблес йырсиё тодьы ныл сылэ.
8. Сылэ писпу вож-вож, бабылес, юонэз но вань, лянэсэз но вань.
9. Гужем вож буртчин дисен, толалтэ кесяськем шортдэремен10.Мугорыз сисьме, куэз кыле.
Воспитатель: Березе посвящали свои лучшие произведения наши поэты, писатели, художники.(На доске – выставка репродукций картин русских художников.) Березку можно увидеть на картинах Пластова и Левитана, Куинджи и Саврасова. Писатель В. М. Гаршин, глядя на картину Саврасова « Грачи прилетели», сказал: « Я бы назвал эту картину чувство Родины. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзки – все это такое знакомое и родное. А перед картиной « Березовая роща» Левитана испытываешь особую радость. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого.
Наша страна многонациональная. И каждый народ может назвать своим любимым деревом – берёзу. Поэтому у писателей и поэтов любого народа России найдется хоть одно произведение, посвященное березе. Давайте послушаем стихотворения великих русских и удмуртских поэтов. (учащиеся читают стихотворения русских и удмуртских поэтов о березе: С. Есенин « Береза» , А. Прокофьев « Березка», Кузебай Герд « Кызьпуос», А. Волков « Кызьпуос»)
Учитель: Но не только за красоту и стройность полюбили берёзку люди.
В старину берёзу называли деревом четырёх дел: (на доске плакат с записью)
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Ребята, как вы понимаете эту поговорку?
Да, берёза очень полезное и лекарственное дерево.
Ученики:
Берёза выделяет вещества фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии.
Из берёзы – самые лучшие дрова и самые оздоровляющие веники.
Всюду служат вещи сделанные из ее древесины: фанера, лыжи, мебель.
Раньше на бересте писали, и поэтому береза хранит историю далёких предков.
Береза даёт и лучший деготь. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.
Берёзовые почки, листья и гриб-чага издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных, простудных и почечных заболеваниях.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как связана наша деревня с берёзой?
Да, наша деревня по - удмуртски называется Туймыйыл. Корень этого слова – туй. А по- удмуртски бересту называли « туй». По преданию, вдоль речки по дремучему лесу люди ходили за « туем» к истоку этой реки. А начало нашей реки Тоймы находится недалеко от деревни Березняк, где растут берёзовые леса. И, наверное, поэтому и речку так назвали, и деревню. Хотя, существует и другая легенда о возникновении нашей деревни. Эту легенду вы хорошо знаете. Ребята, кто расскажет эту легенду? (ребята рассказывают легенду о возникновении деревни)
Учитель: А зачем люди ходили за туем- берестой? Да, ребята, раньше кора берёзы была незаменимым материалом для изготовления различной посуды. Какую посуду делали из бересты? (Туески, короба, кузовки, солонки). А что хранили в этой посуде? У кого дома есть ещё какая либо посуда из бересты?(Показываю старинный туесок.) Береста отличается замечательной прочностью. Вещь, изготовленная из бересты, могла быть в употреблении десятки лет! Береста не пропускает воду и воздух, не поддается гниению. Поэтому вещи из бересты служили для переноски и хранения различных припасов, жидкостей, в том числе кваса, меда, молока. А сейчас бересту заменили другие материалы. Но не перевелись мастера, которые занимаются берестой. Их работы отличаются высоким мастерством. Люди покупают их изделия, как украшения, на подарки, на сувениры.(показываю современное изделие из бересты)
Учитель: В нашей деревне тоже очень много берёз. Почти все они посажены людьми. Много берёз посадили и школьники: вокруг школы, в школьном парке, вдоль шоссейной дороги. Посмотрите в окно: прямо перед нашими окнами растёт берёзовая аллея. Эти красивые, стройные берёзки были посажены в честь 40 – летия Победы в Великой Отечественной войне.
Ученики: 1. В Росси издавна существует обычай над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве.
2. Берёза давала силы нашим бойцам. Она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и русскую берёзу.
3. Я помню, ранило берёзу
Осколком бомбы на заре,
Студёный сок бежал, как слёзы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
И рано – раненько весною
Берёза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
« Родную русскую берёзу
В обиду больше не дадим!» (С. Васильев)
За селом, вдали, на перекрёстке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские берёзки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали,
Ветки их от взрывов и огня.
Возле тех берёзок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о берёзках
Говорили часто мне бойцы:
« Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берёз (М.Селезнев)
(Ученики исполняют песню « Русские берёзы».Учитель: Уважали и любили берёзу солдаты. Сколько их, умирая, свои последние слова, говорили берёзе?! Сколько наших солдат – земляков остались лежать далеко от своей Родины, среди них, наверное, есть и ваши дедушки, прадедушки.
Но их души ожили вот в этих посаженных берёзках. Они гордо стоят и оберегают вас от злых ветров и ураганов. Ребята, вы уже знаете, что 2010 году 9 мая исполняется 65 лет со дня Победы. Наша школа решила в честь этого юбилея посадить 65 берёзок, создать Парк Победы. Мы с вами тоже должны принять активное участие в посадке этого парка.
Учитель: Ребята, почему же берёза такая красивая, почему у неё кора белая, какие ещё секреты таит она в себе?
Ученики:
Цвет берёзовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. А чёрные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
Берёза широко распространена на территории России и представлена 140 видами. У нас растут два вида: берёза бородавчатая и берёза пушистая.
Растёт берёза быстро. За 25 лет она поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за тёплые летние сутки до 40 вёдер влаги.
Берёза может жить до 300 лет. Но в основном берёзы живут 100 – 150 лет. Причиной этого могут быть ежегодные сборы берёзового сока.
Раненое дерево, лишаясь своих запасов, которые идут для образования молодых побегов и листвы, истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок.
Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине. (Ф. Сологуб)
7. Сюрес дурын кызьпу будэ, (на удмуртском языке)
Куаръёсыныз со чаштыртэ.
Сое тирен мур чогиллям,
Тулыс куазен сосыртиллям.
Сылэ кызьпу кален бордса Ас улонзэ туж каргаса.
Синкылиез шап – шап вия,
Нокин сое уг эркия…
Эн борд, эн борд, нуныкае,
Тодьы чебер вож апае:
Чогем инты бадзым овол,
Сурсву дырды туж мур овол,
Шунды адзоз – нуныялоз,
Зигыртыса ик чупалоз,
Чук тол тонэ чем вешалоз,
Синвуостэ ваньзэ куасьтоз.
Дорад учы карзэ лэсьтоз,
Уйбыт – уйбыт туж кырзалоз.
Вось луэмдэ нош вунэтод,
Азьло кадь ик нош куашетод.(Кузебай Герд)
Учитель: Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево! Из – за витаминного сока и веников, страдает берёза каждой весной и летом. Старинная пословица гласит: Березовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Ребята, мы должны быть более внимательными, бережливыми, милосердными. Берёза будет давать нам и веники, и дрова, и бересту, и сладкий сок. Но не обязательно ведь рубить целое дерево, чтобы собрать веники. Находятся ещё такие невежественные люди – они и дерево рубят, и обломают берёзу до последней веточки, или, ещё хуже, обломают самую верхушку. Какой вред они наносят дереву и в целом – природе, её красоте и гармонии?!
А если уж ты захотел берёзового сока, то потом не оставляй ранку не закрытой, а замажь её глиной. И бери сок только у взрослых, толстых деревьев, ведь молодым берёзкам нужно ещё много витаминов, чтобы расти.
Учитель: Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Пальмы, баобабы, кофейные деревья…названия эти связаны с далёкими странами, о которых мы знаем только понаслышке, из книг и телевизионных передач. А вот нашу Родину невозможно представить без берёзки, белоствольной красавицы. Берёза – символ России, нашей Родины.
Ученики:
Без берёзы не мыслю России, -
Так светла по – славянски она.
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.
Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.(Олег Шестинский)
(Ученики исполняют песню « Край родной»Учитель: Ребята, сколько нового и интересного мы узнали о берёзе. А вот мы сейчас посмотрим, как вы слушали, что вы запомнили?
Вот в этом туеске лежат вопросы и ждут, не дождутся, когда вы их разгадаете. А, кроме того, здесь лежит и один сюрприз, и еще много чего интересного.
Вопросы из туеска:
Сколько видов берёз существует?(около140 видов)
Как называют кору берёзы?
Какой гриб растёт под берёзой?
Что можно изготовить из коры берёзы и из её древесины?
Почему кору берёзы любят учёные – историки.
Почему сок берёзы сладкий?
Кто написал стихотворение « Белая берёза»?
Как закрыть рану берёзы после сбора сока?
Почему берёзу называют доброй няней ели?
Сколько лет живёт берёза?
(награждения участников викторины, сладкие угощения)
Литература:
1. Сценарии Ф. Ситдиковой, И. Малышевой //Восптание школьников, 1994, № 3; 2004,
№ 4.
2. Энциклопедия « Что такое? Кто такой?».- М., 1997
3. Перевозчиков Г. М, Петров П. Н. Арлэн нылпиосыз.- Ижевск,1991

Светлана Козлова
Сценарий экологического праздника. «Люблю березку русскую»

Познавательное развлечение «Люблю березку русскую »

Цель. Обобщить представления детей о значении природы в жизни людей; о деревьях, животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течение года. Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров. Прививать любовь к Родине, родной природе.

Дети в русских костюмах под музыку водят в зал.

1 ребенок. Нет лучше и милей Росси.

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей.

Тебе несем мы свой привет

2 ребенок. Тебе, Россия, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим

И прославляем наш народ.

Ведущий. Не случайно мы начали наш праздник «Люблю березку русскую… » с этих слов. Березка – символ России , символ молодости, прекрасного, поэтического.

Где бы ни росла русская березка , везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее, живительное солнце греет ее. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку ! Это же сама Россия наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир!

Песня о Родине

Ведущий. Удивительная судьба у русской березки . На миру она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе . Поэт С. Есенин называл Россию страной «березового ситца » , а березку – нежной юной , чистой девушкой.

Ребенок. Улыбнулись сонные березки ,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки.

И горят серебряные росы.

Танец «Русский перепляс »

Ведущая. Береза – единственное дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года , осенью – в золотом убранстве, зимой – сверкающая в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной – ослепительно-белая на фоне изумрудной травы.

Ребенок. Мы всех приглашаем в гости к березке .

На перекрестке русских дорог и песен .

Звучит негромкая музыка, ребенок читает стихотворение об осени.

Ведущая. Осенью листочки начинают желтеть, сначала наверху, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Игра «Собери листья»

Ведущая. Любят березку птицы , любят грибы» лисички, сыроежки и конечно подберезовики . Березовый лес не бывает пустым. Здесь каждому найдется место. Здесь всегда кипит жизнь.

Какие ягоды вы знаете, которые растут в нашем лесу? Посмотрите, какие ягоды брусники поспели.

Девочки в шапочках ягод исполняют песню «Брусника» .

Ведущая. Хочу напомнить вам, ребята, что в лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки деревьев. Лес – это дом, в котором живут птицы, звери и их детеныши. Зачем портить чужой дом! Если вы нашли в лесу куст орешника, то не обрывайте все орехи, оставьте угощение белочкам, дятлам и бурундукам, которые в это время года готовят запасы на зиму.

Стихотворение «Осенние заботы»

Звучит негромкая музыка, ребенок рассказывает стихотворение и зиме.

Меняется декорация осенней березы на зимнюю .

Песня «Первый снег»

Ведущая. Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь. Больному здоровье и людям некопаный колодец». У народной загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно, береза . В старину темными зимними вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали. Вышивали. Печь топили звонкими березовыми дровами : и жара и света много. Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой . Из березовых почек и бересты готовили лекарства , а березовыми веничками парились в бане- хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок . А скучно станет, достанет крестьянин деревянные ложки, да сыграет и споет веселую русскую песню .

Оркестр на народных инструментах.

Ведущая. А что же в лесу зимой делается. Тихо. Березы стоят в белоснежных нарядах. Почему в лесу так тихо? Где звери и птицы? Никого не видно и неслышно.

Ответы детей. Птицы улетели в теплые края, медведь, еж впали в спячку.

Игра «Кто был под березой »

Под березой лежат , клочок рыжей шерсти, перо, обглоданная ветка, «следы» волка, мыши. Дети по предметам отгадывают животное.

Подвижная игра «Ай, дили-дили мы кого-то видели…»

Звучит музыка, меняется декорация.

Ведущая. Едва повеет теплом, как березы окутывается легким прозрачным изумрудно-зеленым облаком. Это свернутые почки начинают разворачиваться в пахучие глянцевые березовые листики . Светло и празднично весной в березовой роще . Березки принарядились в белые атласные сарафаны. На белой бересте четко выделяются черточки, через которые береза дышит .

Береза - щедрое доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок . Любят сладкие березовые слезы медведь , глухарь, муравьи и бабочки. Многие люди собирают березовый сок . Он очень полезен, богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится : «Береза плачет кровавыми слезами»

Ребенок. Роща юная, белоствольная на заре росой умоется.

Звоны слышатся колокольные - Воскресение светлое, Троица

Ведущая. На Руси всегда любили белоствольную березку-красавицу . Считали символом девичьей нежности и красоты. На троицу ветками берез украшали дома и храмы, пели песни, водили хороводы, украшали березку лентами .

Ребенок. Разбежались по лужайке беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки-подростки белоствольные березки .

За руки взялись и вот - закружился хоровод.

Девичий хоровод с платками.

Ведущая. Отзвенят Троицкие хороводы – тут и весне конец, а лету- начало. После Троицы можно траву косить, ломать ветки на веники, ждать урожай, а в свободное время - отдыхать и играть.

Ведущая. А вы слышите в лесу какой-то шум.

Драматизация экологической сказки «Обмен квартир» .

Участвуют родители, дети, воспитатели.

Малоподвижные игры «Липкие пеньки» , «Ежики»

Ребенок. Ты можешь удивиться, узнав, - Земля наш дом!

Живут все звери, птицы, и мы с тобой живем.

Ребенок. Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела ,

И под елкой жил смешной красивый еж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь!

Песня «Если все вокруг подружатся»