Сценарии занятий по экологическому воспитанию средняя, старшая, подготовительная группы.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Цель программы:

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) , а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи программы:

  1. Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  2. Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
  3. Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  4. Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  5. Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни

Примерное тематическое планирование

«Вот и осень подоспела»

Список используемой литературы:

  1. Л.А. Обухова, А.В. Кочергина, Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «Вако» 2005г.
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. Москва. Мозайка-Синтез, 2010г.
  3. Л.Н. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» С.-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  4. О.Н. Масленникова, А.А. Филипенко «Экологические проекты в детском саду» , Волгоград, Издательство «Учитель» , 2011г.
  5. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой старшая группа» Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
  6. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» ФГТ Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
  7. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение 2000»
  8. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, «Академия развития» , 1997г.
  9. С.Е. Шукшина «Я и мое тело» Программа занятий и упражнений, дидактические игры, Москва. Школьная пресса, 2009г.
  10. Т.И. Подрезова «Материал к занятиям «Времена года» «Лес» «Грибы» . Москва. Айрис Пресс, 2008г.

Литература для чтения детям:

  1. С.Козлов «Сосновая шишка»
  2. Я. Аким «Зайчик»
  3. И.Бунин «Листопад»
  4. Н.Сладков «Эхо» , «Кто как спит» , «Под снегом» , «Почему ноябрь пегий»
  5. Л.Толстой «деревья дышат»
  6. А.Ремизов «Хлебный голос»
  7. И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
  8. В.Бианки «Прячутся…»
  1. Н.Сладков «Жалобы на сугробе» , «Столовая прорубь» , «Птичьи столовые» , «Суд над декабрем»
  2. Л.Толстой «Зайцы»
  3. И.Полуянов «Шепот снегов»
  4. А.Пушкин «Идет волшебница зима»
  5. Н.Некрасов «Мороз воевода»
  6. Г.Скребицкий «Четыре художника»
  1. Н.Сладков «лесной календарь» «Воробьишкина весна» «Весенние радости» «Медвежья горка»
  2. А.Плешеев «Весна»
  3. В.Степанков «Чудеса весны»
  4. Р.н сказка «Снегурочка»
  5. Э.Шим «Солнечная капель»
  6. Г.Скребицкий «На лесной опушке весна»
  1. К.Бальмонд «Камарики-макарики»
  2. Я. Аким «Веселое лето»
  3. Н.Сладов «Сорока воровка» «Хитрый одуванчик» «Бежал ежик по дорожке» «Все хотят петь»
  4. Л.Толстой «Как мальчик рассказывал про то как его в лесу застала гроза» Быль, «Черепаха»
  5. М.Глинская «Хлеб»

Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень» .

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

Контрольные вопросы:

  1. Какие приметы осени тебе известны?
  2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?
  3. Почему осенью становиться меньше насекомых?
  4. Как животные готовятся к зиме?
  5. Куда улетают птицы осенью?
  6. Что происходит с растениями осенью?

Критерии оценки:

говорящего – 3 балла.

наводящих вопросов – 2 балла.

Задание «Зима» .

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

Контрольные вопросы:

  1. Какая погода зимой?
  2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
  3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
  4. Почему стало меньше птиц?
  5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
  6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

4. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

5. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

6. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Весна» .

Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

  1. Какие приметы весны тебе известны?
  2. Как изменяется погода весной?
  3. Почему стали возвращаться птицы?
  4. Какие изменения происходят с растениями весной?
  5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
  6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Лето» .

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

  1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
  2. По каким приметам ты узнал, что это лето?
  3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
  4. Что делают животные летом?
  5. Чем занимаются птицы?
  6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Живая природа.

Задание «Растительный мир» .

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.

Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.

  1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
  2. Чем дерево отличается от кустарника?
  3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
  4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
  6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
  7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
  8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
  9. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
  10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Задание «Животный мир» .

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

  1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
  2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
  3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
  5. Какие животные живут в почве?
  6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
  7. Относятся ли животные к живым организмам?
  8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
  9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга» .
  10. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Показатели валеологического воспитания и обучения детей старшей группы:

Объём валеологических знаний детей 5-6 лет

Познавательная сфера:

– Иметь первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудке, крови, кишечнике, лёгких, мозге) ; их местонахождение и основные функции;

– Знать условия, в которых человек может быть здоровым;

– Гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки;

– Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по внешним признакам и проявлениям поведения;

– Иметь элементарные представления о своем рождении;

– Сознавать роль матери, отца, семьи у здорового ребёнка.

– Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими умениями закаливания, умения правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;

  • Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги и т.п.

– Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;

– Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

– Значение тренировки мышц для здоровья человека;

– Роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц;

– Необходимость обращаться ко взрослому в случае недомогания, болезни.

Социальная сфера:

– Понимать взаимосвязь человека и природы, использовать знания на практике;

– Регулировать свой образ жизни и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий; выполнять правила поведения на природе и в общественных местах;

– Уважительно относиться к своим родителям и родственникам;

Нравственная сфера:

– Проявлять чуткость к старым больным людям, желание им в чём-то помочь;

– Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;

– Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

Развлечение

БАЛ ЦВЕТОВ

Выставка плакатов совместных работ родителей и детей

«Сохраним окружающий мир»

Системная паутинка по проекту «Цветы»

ЛИТЕРАТУРА


  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.

  2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

  3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.

  4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.

  5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.

  6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.

  7. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.

  8. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.

Приложение

Путешествие в царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Материал: бальзамин, фикус, Карлсон (игрушка).

Словарная работа: бальзамин (огонек), фикус

Ход занятия

Воспитатель . Загадывает загадку

«На окошках растут – людям радость несут»

(Цветы)

Ребята, посмотрите на эти две фотографии (На одной – окно с цветами на подоконнике, на другой – пусто).

Какая фотография вам нравиться больше? Почему?

(Ответы детей)

Как хорошо, что вам понравилась та фотография, где есть цветы, т. е. стоят красивые комнатные растения

А вы видели такие же растения у нас в группе? (Да. Видели.)

А на улице? (Нет. Не видели.)

Правильно, такие растения не растут на улице, они растут только в помещении, в детском саду, дома. Их называют комнатные. Давайте посмотрим, какие комнатные растения есть в нашем уголке природы.

(Подходят к уголку природы и видят там Карлсона, который навел там беспорядок).

Проблемная ситуация

Устранение беспорядка в уголке природы, устроенного Карлсоном. Карлсон прилетел в группу и увидел комнатные растения. Он очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знает, а поэтому один он спрятал под стол, другие накрыл колпаками и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растение по своему усмотрению…

Воспитатель. Ой-ой-ой, Карлсон, что бы ты сейчас мог натворить! Ты разве не знаешь, что так нельзя обращаться с растениями?

Карлсон. А я думал, что растения – это игрушки. И с ними можно обращаться, как с игрушками.

Воспитатель. Вы согласны с ним, ребята? Нет? Тогда расскажите Карлсону, зачем у нас в группе так много цветов. Назовите растения, которые вы знаете.

(Дети рассказывают и называют цветы: бегония, герань, декабрист, фикус и др.)

Чем похожи растения друг на друга?

(У них есть листья , они зеленые. У них есть корни. Они держаться корнями в земле и т. д.)

А чем же они отличаются? (Ответы детей)

Воспитатель. Посмотри, Карлосон, цветы у нас разные. И листики у них разные, и на одних только листики, а на других и цветочки есть. А почему?

Карлсон. Я не знаю.

Воспитатель . Потому что цветочки имеют и разные названия. Ребята, как называются цветочки на этом подоконнике? А на этой полочке?

Рассказы Карлсону о цветах (сравнение по форме, размеру, окраске листьев. Карлсон удивляется, как дети различают растения. Ему кажется, что они все одинаковые. Воспитатель предлагает научить Карлсона различать растения и предлагает ему выбрать любое, которое ему больше всего нравиться. Карлсон выбирает бальзамин. Воспитатель выставляет на столик бальзамин и фикус, рассказывает, как называется каждое растение, из каких частей состоит. Карлсон спрашивает у детей, зачем растениям нужен корень и почему он его не видит. Дети объясняют. Воспитатель обобщает: фикус и бальзамин похожи тем, что у них, как и у всех растений, есть корень, стебель, листья, цветы. Предлагает подумать, чем различаются эти растения и как научить Карлсона распознавать фикус и бальзамин.

Физминутка «Цветок»

(Различные положения пальцев рук имитируют разные виды цветов).

Воспитатель. Сейчас, давайте поиграем в игру «Какого растения не стало?»

На столе выставляется 6-7 растений. Дети из запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло еще. Игра проводиться 7-8 раз. Можно с каждым разом убирать больше растений.

Карлсон. Да, ребята, теперь, благодаря вам, я знаю, какие бывают комнатные растения и как их можно отличить друг от друга. Спасибо!

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Словарная работа: Удобрения, подкормка.

Материал: таз, лейки с водой, тряпочки, кисточки, 2 клеенки, пакет с удобрением, стаканчики с раствором удобрения, модель структуры трудового процесса, карточки-символы, изображающие строение растения.

Предварительная работа : наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; выращивание черенков, рассматривание корней; рассматривание стеблей и листьев у разных растений; обучение уходу за растениями с учетом структуры трудового процесса.

Экспериментальная работ а: Внешний вид растения в зависимости от условий: недостаток влаги, тепла, света, воздуха, сравнение.

Ход занятия

Встреча с бабушкой Федорой.

В группу к детям приходит бабушка Федора.

Федора. Здравствуйте, детишки. Мне подарили для уюта и красоты в доме комнатные цветы, но я совсем не знаю, как какое растение называется и как за ним ухаживать. Помогите, мне, пожалуйста.

Воспитатель . Ребята, вы хотите помочь Федоре? (Получает согласие детей). Дети называют и показывают растения, стоящие на столе.

Игра «Назови растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвертое слева и т. д.) затем условия игры меняются («На каком месте бальзамин?» и т. д.)

Воспитатель . Посмотрите внимательно, у растений разные стебли. Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем еще отличаются растения друг от друга? На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д.?

(рассказы детей)

Федора. Молодцы, столько много всего знаете о растениях. Покажите мне, как за ними нужно ухаживать?

Воспитатель проводит беседу о строении растений

Что есть у каждого растения? (Стебель, корень, листья, цветы)

Выставляются символы и располагаются детьми в определенной последовательности.

Для чего нужны корни?

Чтобы корни хорошо росли, что для этого необходимо? Какие условия? (Горшок, вода, земля, воздух.)

Если не поливать землю, что будет?

Если не рыхлить землю, что произойдет?

Когда корни получат и влагу, и воздух. Какое настроение бывает у растения?

Для чего растению нужны стебель и листья?

Как можно определить настроение у растения? Расскажите.

Что будет с растением, если его поставить в темное место?

Физминутка «Цветок»

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают

Тихо засыпают.

Беседу о правилах ухода за растениями проводит бабушка Федора

Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая, листочки вялые. )

Какой водой вы поливаете? (Комнатной, которая стоит со вчерашнего дня.)

Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы корням было легче расти и дышать.)

Чем вы рыхлите землю? (Палочками.)

А почему палочками? (Чтобы не ранить корни, так как у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности.)

Воспитатель . Что еще нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (Мыть их.)

Как нужно мыть растения? (Крупные листья протираются тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрывает землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливаем из большой лейки или пульвизатора, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточками.)

Воспитатель. Чтобы растения были красивыми, хорошо цвели и росли, нужно не только ухаживать за ними, но и подкармливать их, удобрять. Для этого есть специальные удобрения. Но сыпать порошок прямо на землю нельзя, его прежде надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растение раз в неделю после поливки, чтобы раствор лучше впитывался в землю. После того как вы польете растения, разрыхлите землю, вымойте листочки, возьмете у меня стаканчики с удобрением (для большого растения – полный стакан, для маленького – половина стакана) и подкормите цветы. (Для закрепления трудового процесса на фланелеграфе выставляются модели последовательности действий.)

Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справился с делом. Убирают свои места. Бабушка Федора благодарит детей за хороший рассказ, прощается и уходит.

Итог занятия

Воспитатель. Чему вы сегодня научились? Для чего подкармливают растения? На какую землю должно попадать удобрение? Сколько удобрения нужно лить в горшок с растениями?

Весенние первоцветы.

(интегрированное занятие)

Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Материал: аудиокассета с легкой тихой музыкой, иллюстрации весеннего леса, весенних первоцветов.

Ход занятия

Беседа о первоцветах

(Воспитатель читает стихотворение)

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке.

И сережки распустились

На осине, на ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы.

На сосне блестят красиво

Капли крупные росы.

Набухают соком почки,

Скоро снег растает весь.

И зеленые листочки

Молодой украсят лес!

А что еще кроме молодых листочков, украсит лес? (Цветы.)

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег и появятся первые проталины.)

Самые первые цветы так и называются – первоцветы. Какие первоцветы вам знакомы? (Ответы детей.)

Послушайте, ребята, загадку. О каком весеннем цветке в ней говориться?

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь.

(Подснежник)

Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник.

Давайте рассмотрим иллюстрацию с изображением подснежника

Красивый цветочек? А чем он вам нравиться? (Высказывания детей.)

Послушайте, пожалуйста, стихотворения, которые подготовили ребята о подснежниках.

(Ребенок читает стих.)

На лесной проталинке –

Колокольчик маленький.

Краску взял себе с небес

И украсил ею лес.

Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники.

(Дети рассматривают иллюстративный материал: картинки, открытки, слайды с изображением подснежников на лесной поляне.)

А вот другое стихотворение.

(другой ребенок читает стих.)

Из земли подснежник

Вышел на рассвете.

Глянул боязливо:

Не сорвут ли дети?

Но сказали дети

Ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем:

Все должно цвести,

Чтоб нарядней стала

Вся земля вокруг:

Этот перелесок

И зеленый луг!»

Бегают ребята

По траве гурьбой,

И цветет подснежник –

Нежный, голубой!

(Ю. Капотова)

В стихотворении говорится. Что подснежник боязливо глядит. А почему? (Ответы детей.)

Да, ребята, цветок боится, что его сорвут. Ведь жизнь сорванного цветка недолгая. Быстро вянут букетики подснежников.

А почему обрадовался подснежник из нашего стихотворения? (Высказывания детей.)

Правильно, он рад тому, что ему встретились такие добрые дети, которые любят природу, цветы и не будут рвать подснежники.

А как сами ребята объясняют свой поступок? Почему они не хотят рвать цветы? (Ответы детей.)

Да, ребята хотят, чтобы вся земля вокруг стала нарядной, чтобы все видели красоту весенних первоцветов и радовались ей.

Вслед за подснежниками в лесу появляются лесные фиалки. (Рассматривание иллюстраций. )

Пройдет совсем немного времени, и на смену голубым подснежникам и фиалкам придет еще один из наших любимых лесных цветов. Какой? Догадались? Нет? Тогда слушайте еще одну загадку.

Белые фонарики

На зеленой ножке

Я весной встретила

На лесной дорожке.

Правильно: это ландыши. Поздней весной. Когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат.

А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая, как подснежники? (Рассуждения детей.)

Да, ребята, эти цветы лучше тоже оставить в лесу. В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома. Тем более что ландыши-цветочки появляются не на всех листьях. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цветет он только в возрасте от 7 до 10-13 лет. Вот сорвем мы букетик ландышей. Придем через год на это место, где собирали цветы, а их там уже не будет. Не увидим мы фонариков-колокольчиков! Не разнесется по лесу из запах! Какое настроение тогда будет у вас?

Так как же лучше поступить с ландышами? Рвать или нет? (Высказывания детей.)

Да, пусть цветут ландыши, майский привет весеннего леса.

А знаете ли вы, ребята, что ландыш – лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне в лесу им надо лечиться. Ландыш – ядовитое растение. Листья и особенно плоды ландыша (иллюстрации) – ядовиты. Он соберут травинки ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.

Рисование

Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте на своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. А еще, может быть, нарисуем эти цветы, подарим рисунки маме. Бабушке. Кто из вас, ребята, хочет нарисовать весенние первоцветы – подснежники, фиалки, ландыши? (Дети рисуют.)



Ландыш Кислица Мать-и-мачеха

Колокольчик Подснежник Купальница


Пролеска Первоцвет Фиалка

Серия: "Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем"

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей и подготовительной) даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой. Цель занятий - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту. Методическое обеспечение занятий адаптировано к возрасту детей, широко используются загадки, стихи, игры. Курсы занятий разработаны авторами на основе многолетней работы во всех возрастных группах ДОУ.
Книга адресована воспитателям и методистам ДОУ, домашним воспитателям (гувернерам). Полезные рекомендации в ней найдут и родители дошкольников.

От авторов...... 3 РАЗДЕЛ 1. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром детей в средней группе...... 4 Цели и задачи экологического воспитания в средней группе...... 4 Сценарии занятий для средней группы...... 5 Сентябрь...... 5 Занятие 1. В гостях у Сентябринки...... 5 Занятие 2. Путешествие в осень...... 6 Занятие 3. Наблюдение за хомяком...... 9 Октябрь...... 9 Занятие 1. Кто живет в лесу?...... 9 Занятие 2. Путешествие в царство комнатных растений...... 11 Ноябрь...... 12 Занятие 1. Водное царство живого уголка...... 12 Занятие 2. На бабушкином дворе...... 14 Декабрь...... 15 Занятие 1. Кошка и собака – наши милые друзья...... 15 Занятие 2. На птичьем дворе...... 16 Январь...... 18 Занятие 1. Снеговичок...... 18 Занятие 2. Колобок удивляется...... 19 Февраль...... 21 Занятие 1. Посадка лука...... 21 Занятие 2. Знакомство с кроликом...... 22 Март...... 23 Занятие 1. Красная Шапочка рассказывает о птицах...... 23 Занятие 2. Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями...... 25 Апрель...... 27 Занятие 1. Весенние секреты...... 27 Занятие 2. Что растет в лесу?...... 29 Май...... 30 Занятие 1. Мишутка знакомит с растениями&медоносами и медом...... 30 Занятие 2. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям...... 32 РАЗДЕЛ 2. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...... 35 Цели и задачи экологического воспитания в старшей группе...... 35 Сценарии занятий для старшей группы...... 35 Сентябрь...... 35 Занятие 1. Что нас окружает?...... 35 Занятие 2. Воздух...... 36 Занятие 3. Воздух, вода и свет...... 38 Занятие 4. Чистый воздух и вода – богатство страны...... 40 Занятие 5. Хлеб - всему голова...... 42 Занятие 6. Ржаной и пшеничный хлеб...... 44 Занятие 7. Работа дежурных в уголке природы...... 45 Октябрь...... 46 Занятие 1. Водоемы родного края...... 46 Занятие 2. Овощи и фрукты...... 48 Занятие 3. Незнайка пришел в гости...... 50 Занятие 4. Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?...... 52 Занятие 5. Путешествие растений...... 53 Занятие 6. Лекарственные растения...... 54 Занятие 7. Как звери к зиме готовятся...... 55 Ноябрь...... 57 Занятие 1. Перелет птиц...... 57 Занятие 2. Человек – часть природы...... 59 Занятие 3. Растения лечат...... 61 Занятие 4. Волшебница&осень...... 63 Занятие 5. Кто живет в нашем аквариуме?...... 66 Декабрь...... 67 Занятие 1. Удивительный лес...... 67 Занятие 2. Домашние животные - друзья человека...... 71 Занятие 3. Дикие животные...... 74 Занятие 4. Экзотические животные...... 76 Январь...... 79 Занятие 1. Снег и его свойства...... 79 Занятие 2. Как звери в лесу зимуют...... 81 Занятие 3. Жизнь птиц зимой...... 84 Занятие 4. Рассматривание веток деревьев...... 85 Февраль...... 87 Занятие 1. Зимние явления в неживой природе...... 87 Занятие 2. Второе наблюдение за аквариумными рыбками...... 88 Занятие 3. Посадка лука...... 90 Занятие 4. «Зимушка&зима»...... 91 Март...... 93 Занятие 1. Комнатные растения. Уголок природы...... 93 Занятие 2. Посев семян помидоров для выращивания рассады...... 95 Занятие 3. Дикие и домашние животные...... 97 Апрель...... 98 Занятие 1. Культурные и дикорастущие растения...... 98 Занятие 2. Космос. Звезды. Вселенная...... 100 Занятие 3. Насекомые...... 105 Занятие 4. Одуванчик...... 107 Май...... 108 Занятие 1. Высадка рассады помидоров на грядку...... 108 Занятие 2. Природа и люди...... 109 Занятие 3. «Весна&красна»...... 111 Занятие 4. КВН «Времена года»...... 113 РАЗДЕЛ 3. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром детей в подготовительной группе...... 116 Цели и задачи экологического воспитания в подготовительной группе...... 116 Сценарии занятий для подготовительной группы...... 116 Сентябрь...... 116 Занятие 1. Начало осени (сентябрь). Экскурсия в парк...... 116 Занятие 2. Планета Земля - наш общий дом...... 117 Занятие 3. Ранняя осень...... 118 Занятие 4. Воздушный океан...... 120 Занятие 5. Царица&водица...... 122 Занятие 6. Солнце - источник тепла и света...... 131 Октябрь...... 133 Занятие 1. Золотая осень...... 133 Занятие 2. Гуманное отношение к природе...... 135 Занятие 3. Экскурсия в лес...... 137 Занятие 4. Подарки осени...... 138 Занятие 5. Природная стихия - огонь...... 141 Занятие 6. «Что мы сажаем, сажая леса?»...... 145 Ноябрь...... 150 Занятие 1. «Природа - чудесница»...... 150 Занятие 2. Кто главный в лесу? Живые цепочки...... 153 Занятие 3. Жизнь зверей осенью...... 155 Занятие 4. Сбережем удивительный мир растений и животных леса...... 158 Занятие 5. «Вечная слава воде»...... 162 Занятие 6. Грибными дорожками...... 163 Занятие 7. Перелетные птицы...... 167 Декабрь...... 170 Занятие 1. Наблюдение за морской свинкой...... 170 Занятие 2. Полет на Луну...... 171 Занятие 3. Экскурсия в зимний парк...... 172 Занятие 4. Корабль пустыни...... 174 Занятие 5. Наблюдение за попугаями...... 175 Январь...... 177 Занятие 1. Зимушка&зима...... 177 Занятие 2. Жизнь птиц зимой...... 179 Занятие 3. КВН «Мы - друзья природы»...... 183 Занятие 4. Наблюдение за черепахой...... 185 Занятие 5. «Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко»...... 186 Февраль...... 189 Занятие 1. В гостях у морского царя...... 189 Занятие 2. КВН «Хлеб да каша - пища наша»...... 191 Занятие 3. Родной край...... 192 Занятие 4. В гостях у солнышка...... 193 Март...... 196 Занятие 1. Что где растет, кто где живет?...... 196 Занятие 2. Поливка комнатных растений...... 198 Занятие 3. Черенкование комнатных растений...... 201 Занятие 4. Викторина о лесе...... 203 Занятие 5. КВН «Природа вокруг нас»...... 204 Апрель...... 208 Занятие 1. Экскурсия в весенний парк...... 208 Занятие 2. Космос. Вселенная. Звезды...... 209 Занятие 3. Птицы нашего края...... 211 Занятие 4. Экскурсия в весенний парк...... 213 Май...... 214 Занятие 1. Лес весной. Весенние первоцветы...... 214 Занятие 2. Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка...... 217 Занятие 3. «Дарьюшкины сказки»...... 220 Занятие 4. Солнечные лучики...... 223 Занятие 5. Облака...... 225 Приложение. Загадки, стихи, игры...... 228 Загадки...... 228 Стихи...... 230 Познавательные, природоведческие игры...... 231 Список музыкальных произведений...... 234 Литература...... 235

Издательство: "Вако" (2011)

1. Образовательные задачи:
— расширять знания о лесе и его обитателях;
— закреплять правила поведения на природе.
2. Развивающие задачи:
— развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
— развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы.
3. Воспитательные задачи:
— воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
— картины с изображением птиц, зверей, деревьев, насекомых, контуры цветов, поляна-ватман;
— картинки с изображением листьев деревьев;
— аудиозапись голосов птиц;
— карточки с изображением следов животных;
— «чудесный мешочек»;
— обруч гимнастический.

Ход занятия

I. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С.Погорельский)

II. Основная часть.

1. Правила поведения в лесу.
Воспитатель:
Мы в лесу. Повторим правила поведения в лесу.

Дети рассказывают:
1. Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.

2. Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.

3. Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.

4. Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.

2. Деревья в лесу.
Воспитатель:
Лес наш необычный, он волшебный — в нем растут загадки, а это еще интересней. Как вы думаете, что такое лес?
Дети отвечают.

Воспитатель: С помощью загадок мы выясним, какие деревья растут в нашем лесу.

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
(Ели)

Не береза, не рябина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит.
(Осина)

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)

Русская красавица
Стоит на полянке,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)

Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зеленой.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей.
(Дуб)

Воспитатель: Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»

Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.

3. Поговорим о птицах.

Воспитатель: Каких птиц вы услышали? Какие бывают птицы? А что значит – перелетные?
Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю вам загадки о птицах.

Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут… (кукушки)

Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета,
Песнь красива ее и долга –
Флейтой свищет в лесу… (иволга)

Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза – пятачком,
Ушастая голова, это… (сова)

Воспитатель: Отгадали все загадки. Умеете по голосу узнать птицу. Предлагаю игру «Совушка».

Ход игры. Обруч лежит на полу. Это «гнездо совы». В него становится ребенок, избранный «совушкой». Остальные дети «мотыльки» и «жучки».

Они становятся на другой стороне площадки, середина которой свободна.

На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются» «мотыльки » и «жучки» начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают пыльцу с цветов.

На слова воспитателя «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в любой позе. «Совушка» в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились. Отводит их в свое «гнездо». «Совушка » ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День начинается, все просыпаются». Тогда она возвращается к своему «гнезду», «мотыльки» и «жучки» начинают летать. «Совушка» выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра повторяется.

4. Зверей узнаем по следам.
Воспитатель:
Не только птицы живут в нашем лесу. А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»

Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением следов животного и отвечают, кому они принадлежат. (Заяц, белка, ёж, лось)

Воспитатель: Вспомните загадки о том животном, чей след угадали.
Дети рассказывают загадки.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)

На спине его иголки
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это… (ёж)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)

Воспитатель: По следам отгадали животных. Загадки о них знаете. Пусть звери спокойно живут в лесу.

5. Цветочная поляна.
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие по волшебному лесу. Мы вышли на поляну, но на ней нет цветов. Как здесь скучно и уныло. Надо посадить цветы. Помогут нам в этом загадки. Перед вами «поляна». Поможем украсить её цветами. (Ватман с нарисованными на нем стеблями и листьями цветов. Отгадывая загадку ребенок к стебельку прикрепляет цветок-отгадку)

В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой
Яркий и душистый,
Бело-серебристый. (Ландыш)

В беленьких платьицах,
Жёлтые глазки…
Ты назовёшь их
Без всякой подсказки.
(Ромашки)

С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша,
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)

Дети берут цветы-отгадки и «сажают» на полянку-ватман.

Воспитатель: Полюбуйтесь красивой полянкой. Нравится вам в лесу?

6. Шестиногие малыши.
Воспитатель:
Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие насекомые живут в лесу.

С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)

III. Заключительная часть.

1. Главный человек в лесу.
Воспитатель:
Кто следит за порядком в лесу, а если нужно, помогает всем его обитателям?

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет — кто? (Лесничий)

Воспитатель: Да, ребята, лесничий (егерь) главный человек в лесу. В чем заключается работа лесничего?
Дети отвечают.

Воспитатель обобщает ответы детей:
— Лесничий руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, от пожара и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес поделён на участки. За каждый участок отвечает лесничий.

2. Подведение итогов.
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Кого вы встретили, путешествуя по лесу?
Дети отвечают.

Воспитател ь:

Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес
Полон сказок и чудес!