Организационно-методическое обеспечение программы. Мы учим наших детей

Людмила Слободяник

униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8 «Тополёк»

Города Клинцы Брянской области.

Утверждена :

Педсовет № 1 от 04.09. 2012г.

Председатель педсовета : Агеенко М. Н.

Возраст воспитанников : 4 - 5 лет.

Срок реализации программы : 1 год.

Воспитатель

1-й квалификациооной

Слободяник Л. Н.

Г. Клинцы 2012 год.

программы :

1. Пояснительная записка …. 1-9 стр.

2. Учебно-тематический план…10-14 стр.

4. Материальное обеспечение программы… . 21 стр.

5. Календарно-тематический план…. 22-39 стр.

6. Список литературы…. 40 стр.

Пояснительная записка.

Актуальность работы кружка :

В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм , цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст - начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В средней группе активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.

Основная цель программы :

Создание условий для формирования интеллектуальной активности.

Задачи программы :

способствовать расширению кругозора.

развивать мотивацию к познанию и творчеству.

формировать логическое и творческое мышление, речь дошкольников.

обучать младших школьников работе с различными источниками информации.

развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Разделы программы :

Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала.

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

Математические логические задачи загадки.

Геометрические задачи и головоломки.

Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.

Логические задачи на применение общих знаний.

Отличительные особенности программы :

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так , что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение , речь, расширяется словарный запас.

Участники образовательной программы : 4-5 лет средней группы детского сада.

Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.

Программа рассчитана на 36 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Этапы программы : ознакомительный – 1 год обучения для дошкольников(4-5лет) ;

Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе , дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.

В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий : игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.

Формы реализации программы :

Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы и приёмы реализации программы :

Для качественного развития логического мышления предусмотрено :

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.

К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года.

В начале каждого занятия в кружке несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании в формировании наглядно – образного логического мышления.

Применяются такие методы :

Фонетическая зарядка

Настольно – печатные

Чистоговорки, языколомки,

Словестные игры

Анализ и синтез предметов.

Чтение микрорассказов.

Психогимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Загадки – складки.

Словарные упражнения.

Работа с раздаточным материалом.

Работа с рабочими тетрадями.

В работе использовались следующие приемы :

В качестве исходных детям предлагались слова : хороший, плохой (общеоценочная лексика) ; приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т. п. (частнооценочная лексика, с которой они должны были составить словосочетания : хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т . п.

Составление словосочетаний.

а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами.

б) составление словосочетаний со словами противоположного значения игра “Скажи наоборот”.

в) составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени): суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.

3. Составление предложений :

а) Составить предложение с заданным словом : (хороший) – За окном хороший денек.

б) распространить предложение с помощью синонимов.

Вчера по телевизору смотрели интересную (увлекательную, занимательную) передачу.

г) дополнить предложение словом с противоположным значением : Буратино веселый, а Пьеро…

Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.

Составление рассказов :

а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;

б) составление рассказов по серии сюжетных картин, предложенных из детских журналов периодической печати.

в) составление рассказов по картине и иллюстрации из журналов.

Реализация указанных упражнений происходит в игровой форме. Значительное место уделяется использованию внешних опор и наглядно-иллюстрированному материалу.

Выполнение описанных выше упражнений способствует :

уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;

правильному и точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях;

использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях детей.

Это выражается в более точном определении ситуаций, происходящих событий и более полной оценке детьми характеров героев, их поступков. Игра и игровое общение в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.

Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

игры-путешествия,

игры- читателей,

почемучкины игры

Выигрыш или проигрыш в игре - состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание к рассматриванию предлагаемой литературы и материала, узнавать новое, расширять свой кругозор.

Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.

Организация деятельности.

Кружок первого года обучения формируется из учащихся 4-5лет.

Это дети дошкольного возраста средней группе детского сада. Форма работы – групповая. Можно использовать групповые и звеньевые занятия, работа в парах, исходя из количества учащихся, поставленных задач, места проведения занятий и их продолжительности логического задания.

Ожидаемые результаты освоения программы :

Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся кружка . Создание собственной загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка будет моральное удовлетворение от собственного достижения.

К концу года дети должны знать и уметь :

Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.

Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.

Знать особенности логических и математических задач, решать их.

Уметь решать и составлять рисуночные ребусы; ребусы, содержащие предлоги и числа,

Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.

Уметь решать и составлять кроссворды.

Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные) .

Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.

Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.

Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.

Учебно-тематический план первого года обучения.

п\п Тема Количество часов

теоретические практические всего

1. Вводное занятие 1 - 1

2. Обобщение. 1 - 1

3. Обобщение предметов по признаку формы. 1 1 1

4. Обобщение предметов по признаку назначения. 1 1 2

5. Обобщение предметов по признаку цвета. - 1 1

6. Сравнение (вводное) . 1 - 1

7. Сравнение предметов по форме и цвету. - 1 1

8. Сравнение предметов по размеру и массе. - 1 1

9. Сравнение предметов по скорости движения. - 1 1

10. Сравнение предметов по расположению. - 1 1

11. Сравнение предметов по назначению. - 1 1

12 Анализ и синтез. Решение и составление задач – шуток. - 1 1

13. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.

14. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

15. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» .

16. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

17. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.

18. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

19. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением. 1 1 2

21 Решение загадок и логических задач о сказочных героях. - 1 1

22. Обучение разгадыванию и составлению загадок. - 1 1

23. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

24. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

25. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

26. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.

Всего : 13 23 36

1. Вводное занятие.

Цели и задачи работы кружка . Рассказ о том, чем дети будут заниматься на занятиях в кружке , правилами поведения. Выставка детских журналов «Смекалочка» , «Игралочка» , «Учимся играя» за2012 год, детских книг по логике, рабочих тетрадей.

1. Обобщение.

1.1. Обобщение.

Логические упражнения «Назови одним словом» , «Что мы имеем только по два» , «У кого две ноги?» , «Что бывает только одно?» .

Материал : картинки с изображением (глаз, зуб, рука, нога, ухо, нос, язык, с изображением животных , насекомых, человека.

1.2. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Какие из этих предметов имеют треугольную (круглую, прямоугольную, квадратную) форму?», И/у «Дорисуй круг.» , И/у «Дорисуй овал…» , И/у «Дорисуй прямоугольник…» , И/у «Дорисуй квадрат…» .

Материал : картинки с , изображением животных , насекомых, человека.

1.3. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Чем похожи, чем отличаются предметы?» . И/у «Что похоже на данную фигуру?»

Материал : картинки с изображением геометрических форм , предметные карточки.

1.4. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Какие геометрические фигуры использовал художник в этих рисунках?» . Моделирование предметов из геометрических фигур по замыслу детей.

Материал : картинки с изображением геометрических форм , предметные карточки, набор геометрических фигур.

1.5. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Чем отличаются отличаются предметы друг от друга? Для чего они предназначены?». И/у «Что лишнее?» .

Материал : картинки с изображением щёток , предметные карточки.

1.6. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Что общего между этими предметами?» . И/у «Что лишнее?» .

Материал : предметные картинки : лошадь, морской конь, детская лошадка - качалка, спортивный снаряд, предметные карточки.

1.7. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Чем похожи и чем отличаются предметы?» . И/у «Что лишнее?» .

Материал : картинки : часы и весы, свеча и лампочка, гитара и пианино; предметные карточки.

1.8. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Какая это посуда : чайная, кухонная или столовая? Почему?» . И/у «Что лишнее?» . Дидактическая игра «Собери разбившийся чайник» .

Материал : картинки с изображением различной посуды .

1.9. Обобщение предметов по признаку цвета.

Логические упражнения «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?», «Назови предметы зелёного цвета, изображённые на картинке ». И/у «Что лишнее?» , «Найди пару» .

Материал : Предметные картинки

1.10. Обобщение предметов по признаку цвета.

Логические упражнения , «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?». Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету» . И/у «Что лишнее?» . Дидактическая игра «Соедини в комплекты» . И/у «Что лишнее?» . Дидактическая игра «Цветное лото» .

Материал : Предметные картинки, лото.

2. Сравнение

2 .1. Сравнение (вводное) .

Логические упражнения «Сравни предметы. Что в них общего?» - (Все предметы круглой формы, (Все предметы красного цвета) ; «Назови самый большой (маленький) предмет, самый солёный предмет, самый лёгкий предмет, самое медленное животное, самый быстрый транспорт, в какой книге больше всего страниц?»

Материал : предметные картинки из игры «Три предмета» .

2.2. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Чья тень?» , «Соедини каждый предмет с его тенью» , «На кого составлен фоторобат» , «Соедини каждого ребёнка с его отражением в кривом зеркале» , «Найди двух близнецов» . «Найди пять отличий» .

Материал

2.3. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Найди похожую вазу» , «Подбери нужное окошко» , «Соедини одинаковые фигуры» , «Найди одинаковые предметы» , «Найди одинаковые по форме флажки» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.4. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Подбери к варежкам их половинки» , «Какая ленточка не похожа на остальные» , «Помоги юному детективу определить кто оставил след» , «Какой оттиск оставит эта печать» , «Подбери правильный осколок к вазе» , «Помоги шофёру подобрать недостающее колесо к машине» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.5. Сравнение предметов по размеру и массе.

Логические упражнения «В каком аквариуме рыбке просторнее плавать?» , «Что тяжелее, что легче?» , «Какие из этих предметов мягкие (металлические, деревянные) », «Расставь полоски в убывающем порядке по длине» . Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.6. Сравнение предметов по размеру и массе.

Логические упражнения «Расставь полоски в возрастающем порядке по ширине» , «Кто толще : большая ветка или тонкое бревно?» , «Кто длиннее : короткая змея или длинный червяк?» , «Кто больше : маленький медведь или большой жук?» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.7. Сравнение предметов по скорости движения.

Логические упражнения «Кто быстрее движется?» , «Расставь картинки в порядке ускорения движения» , «Кто быстрее доберётся до лепестков цветка : бабочка или червяк?» , «Кто больше соберёт мёда : пчела или жук?» , «Кто лучше летает : курица или лебедь?» , «Кто быстрее двигается : ёжик или гусеница?» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.8. Сравнение предметов по расположению.

Логические упражнения «Подбери парные картинки» , «Подбери парные карточки» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.9. Сравнение предметов по назначению.

Логические упражнения «Найди предметы образующие пару » , «Подбери товарищей» , «Соедини головы зверей с их туловищами» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

3. Анализ и синтез.

3.1. Решение и составление задач – шуток.

Логические упражнения «Вставь пропущенное слово (числительное) », «Ответь на вопрос в конце стихотворения» , «Закончи стихотворение» , «Найди ошибку в стихах» .

Материал

3.2. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.

Логические упражнения «Какой предмет на рисунке встречается пять раз?» , «Преобразование фигур » , «Сколько геометрических фигур ты видишь на каждом рисунке?» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

3.3 Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

Логические упражнения «Составление предметов по образцу » , «Составление предметов по контуру» , «Придумывание собственных образцов » .

Материал : Предметные картинки, образец , иллюстрации по теме, ребусы.

3.4. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» .

Логические упражнения «Перебежки» , «Разложи вещи по местам» , «Что сначала, что потом?» , «Превращение» , «Что кому подойдёт?» , «Кто спрятался?» , «Найди где спрятано» .

Материал

3.5. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

Логические упражнения «Закончи рассуждения» , «Задания – рассуждение» , «Части каких животных совместились на этих рисунках?» , «Что странного в этих людях?» , «Где кто отдыхал?» , «Когда это бывает?» , «Что напутал художник?»

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

3.6. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.

Логические упражнения «Как ты понимаешь эти высказывания?» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, иллюстрированные логические задачи.

3.7. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

Логические упражнения «Объясни значение» , «Что это означает?» , «Как ты это понимаешь?» .

Материал : Иллюстрации по теме пословицы.

3.8. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.

Логические упражнения «Найди дорогу» . Показать различные лабиринты.

Материал : Иллюстрации по теме, лабиринты.

3.9. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.

Логические упражнения «Решение кроссвордов» , «Составление кроссвордов» .

Материал : Предметные картинки, иллюстрации по теме, журнал с кроссвордами.

3.10. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

Логические упражнения «Узнай сказку » , «Что перепутал художник?» , «Что сначала, что потом?» ,

Материал : Предметные картинки, лото «Узнай сказку » , иллюстрации по теме, загадки о сказочных героях.

3.11. Обучение разгадыванию шарад.

Логические упражнения «Разгадывание шарад» , «Составление шарад» - работа в микрогруппах.

Материал : Предметные картинки, иллюстрации по теме.

3.12. Обучение разгадыванию и составлению загадок.

Логические упражнения «Разгадывание загадок» , «Составление загадок» - работа в парах.

Материал : Предметные картинки, иллюстрации по теме.

3.13. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

Логические упражнения «Решение ребусов» , «Составление ребусов» - работа в микрогруппах.

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

3.14. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

Логические упражнения «Решение ребусов» , «Составление ребусов» .

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

3.15. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

Логические упражнения «Вставь пропущенное слово» ,

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

3.16. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.

Логические упражнения

Материал : Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

Материальное обеспечение программы .

1. Дидактические игры : «Неразлучные друзья» , «Что сначала, что потом?» , «Шиворот – навыворот» , «Логическое лото» , «Лото» , «Вспомним сказку» , «Логические игры дошкольникам» .

2. Дидактические игры, изготовленные своими руками : «Что лишнее?» , «Назови одним словом» , «Определение совокупности предметов по заданному числу» , «Магический квадрат» , «Логические игры и упражнения» , «Лабиринты по различным темам» , «Головоломки» , «Найди пару (с цифрами) », «Ребусы» , «Филфорды» , «Кроссворды» , «Тренинги» .

3. Демонстрационный материал : иллюстрации из книг Г. П. Шалаевой , ; «Учимся математике, играя» , «Занимательная логика» Е. И. Соколовой.

4. Подписные издания «Смешарики» , «Учимся, играя» , «Непоседа» , «Смекалочка» .

5. Рабочие тетради для дошкольников «Логика» - «Найди отличия» , «Противоположности» , «Найди, что не подходит» , «Развиваем связную речь» .

6. Цветные карандаши, фломастеры, простые графические карандаши, ножницы,

Календарно – тематическое планирование кружка

«Знайка » .

№ Месяц Неделя Тема Содержание

Ь 1 Книги – загадки. Вводное занятие

2 2 Мир вокруг нас. Обобщение.

3 3 На что похоже? Обобщение предметов по признаку формы.

4 4 Какой формы? Обобщение предметов по признаку формы.

1 Неразлучные друзья. Обобщение предметов по признаку назначения.

6 2 Кому что нужно? Обобщение предметов по признаку назначения.

7 3 Какого цвета лето? Обобщение предметов по признаку цвета.

8 4 Будь внимательным. Сравнение (вводное) .

1 Что общего? Сравнение предметов по форме и цвету.

10 2 Самый лёгкий. Сравнение предметов по размеру и массе.

11 3 Кто быстрее? Сравнение предметов по скорости движения.

12 4 Найди пару. Сравнение предметов по расположению.

1 Неразлучные друзья. Сравнение предметов по назначению.

14 2 Увлекательная математика. Анализ и синтез. Решение и составление задач – шуток.

15 3 Игры со счётными палочками. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.

16 4 Волшебный квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

1 Магический квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.

18 2 Что лишнее и почему? Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» .

19 3 Умные цепочки. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.

20 4 Шиворот – навыворот. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.

1 Противоположности. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.

22 2 Пословица недаром молвится. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

23 3 Крылатые слова. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.

24 4 Путешествие на луну. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.

1 Поможем Знайке . Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.

26 2 Скатерть – самобранка . Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.

27 3 Прогулка в лесу . Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.

28 4 Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

1 Карусель загадок. Обучение разгадыванию и составлению загадок.

30 2 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

31 3 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.

32 4 Прятки с предлогами. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

1 Загадки – шарады. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.

34 2 Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

35 3 Что увидел следопыт? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.

36 4 Турнир головоломок. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон.

Список литературы.

1. Г. П. Шалаева «Больщая книга логических игр» .Москва АСТ. 2011г

2. Свердлова Г. А. «Увлекательная математика» . Брянск 1998г.

3. Соколова Е. И. «Занимательная логика» . Москва. ОАО «Молодая гвардия» .2005г.

4. Виноградова Н. Ф. «Увлекательные картинки – загадки» . Москва «Вентана – Граф» . 2009г.

5. ГорячевА. В. ,Горина К. И. «Информатика в играх и картинках» . Москва «Балас» .2010г.

6. Периодические издания «Роспечать» за 2011-2012годы «Смешарики» , «Учимся, играя» , «Смекалочка» , «Непоседа» .



Вторая младшая (3-4 года)

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования предназначена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через игру «Танграм», по средствам которой можно решать математические и речевые задачи, способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.

Федеральный закон от 29.12. 2002 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

СанПиН 2,4,1,3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Актуальность : Наибольшую трудность в детском саду испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать, что – то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность. В программе «От рождения до школы» и образовательной программе нет раздела об игре «Танграм» и именно поэтому было решено разработать рабочую программа дополнительного образования предназначенную на всестороннее гармоничное развитие личности детей через игру «Танграм».

1.2. Цель Программы: Научить детей самостоятельно играть в игры - головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты

Задачи Программы:

1. Создавать условия для развития у детей логического и конструктивного мышления на геометрическом материале.

2. Создавать условия для развития у детей практически видоизменять фигуры путем составления их из частей

3. Создавать условия для развития у детей сознательно воспринимать информацию на занятиях, формирования предпосылок учебной деятельности.

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики .

Количественный состав воспитанников - 11 человек. Образовательная деятельность по Программе осуществляется в течение учебного года (с октября по май).В летний период занятия по Программе не проводятся.

Режим реализации Программы

  1. Ознакомить с геометрическими фигурами, понятием цвета, величиной.
  2. Развитие навыков обследования форм зрительным и осязательно – двигательным путем.
  3. Развитие навыков ориентации в пространстве.
  4. Развитие навыков анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы.
  5. Развитие навыков практически видоизменять фигуры путем составления их из частей.

Календарно-тематическое планирование

Дата Тема занятий
1 2 3
1 Сентябрь
1-я неделя
«Путешествие в страну геометрических фигур головоломки Танграм»
2-я неделя «Загадки цвета головоломки Танграм»
3-я неделя «Мы веселые ребята, разные, но важные» (величина геометрических фигур и цвет)
4-я неделя
2 Октябрь
1-2 неделя
Складывание фигур по контуру наложением сверху фигур Танграма в натуральную величину с прорисованными частями (большой и маленький квадрат, конфета, грибок)
3-4 неделя Складывание фигур по контуру наложением сверху фигур Танграма в натуральную величину с прорисованными частями (домик, флажок)
3 ноябрь
1-2 неделя Складывание фигур по контуру наложением сверху фигур Танграма в натуральную величину с прорисованными частями (домик, зайка)
3-4 неделя Складывание фигур по контуру наложением сверху фигур Танграма в натуральную величину с прорисованными частями (зайка, уточка)
4 декабря
1-2 неделя Складывание фигур по контуру наложением сверху фигур Танграма в натуральную величину с прорисованными частями (кошечка в разных положениях)
3-4 неделя Складывание фигур по контуру наложением сверху фигур Танграма в натуральную величину с прорисованными частями (кошечка, елочка)
5 январь
1-2 неделя Складывание фигур по контуру наложением сверху фигур Танграма в натуральную величину с прорисованными частями (дом высокий, дом низкий)
3-4 неделя Складывание фигур по контуру наложением фигур Танграма в натуральную величину с прорисованными частями (дом высокий, дом низкий, елочка). Составление композиции.
6 февраль
1-2 неделя Складывание фигур по схемам (лисичка в разных положениях). Собрать любую фигуру по замыслу.
3-4 неделя Складывание фигур по схемам (кораблик большой и маленький).
7 март
1-2 неделя Складывание фигур по схемам (собака, зайка).
3-4 неделя Складывание фигур по схемам (домик любой величины, уточка). Создание композиции.
8 апрель
1-2 неделя Складывание фигур по схемам (козлик, собака, курочка). Создание композиции.
3-4 неделя Складывание фигур по схемам (птица, рыбка, дельфин). Собрать любую фигуру по замыслу и составить композицию.
9 май
1 неделя Складывание фигур по схемам по замыслу.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, уметь самостоятельно практически видоизменять фигуры путем составления их из частей, работать в коллективе.

Задачи: Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.
Правила игры: В игре необходимо соблюдать следующие правила:
1. При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком.
2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу.

Дополнительная образовательная программа ориентирована на использование учебно-методических пособий:

1. Перельман Я., И. – Ленинград, Издательство Радуга, 1972 г.

2. Никитин Б.П. – «Развивающая игра», г. Москва, «Педагогика», 1981.

3. Де Агостине – Танграм «Занимательные головоломки», 2012.

4. Тарабарина Т.И. – Дошкольное и внешкольное образование, Март 20. 2012.

5. Михаил Драко – «Стомахион.Пентамино», Издательство Попурри, 2009.

6. Надежда Вера – «1001+1 фигура», г. Москва, 2007.

7. Джерри Слокум – «Игры на логику Танграм», г. Москва: Мой мир, 2005.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составила воспитатель первой квалификационной категории Свирида Е. В. Март 2017 года Щёлково-3

Рабочая программа кружка «Знайка» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» .

Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется

системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.

Актуальность Программы.

Цель Программы:

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей:

Подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи Программы.

Образовательные:

Формирование и развитие фонематического слуха.

Развитие произносительных умений.

Обучение детей владению звуковой стороной речи – темпом, интонацией.

Знакомство со слоговой структурой слова.

Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.

Расширение словарного запаса детей.

Формирование и развитие звуко - буквенного анализа.

Подготовка руки ребёнка к письму.

Развивающие:

Развитие слухового восприятия

Развитие графических навыков

Развитие мелкой моторики

Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

Воспитание умения работать

Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое) .

В п. 3.2. 6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Способы и формы работы с детьми.

Фонематические упражнения

Работа с текстами

Театрализация

Рисование

Дидактические игры

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

В работе использую много разных игр и игровых упражнений.

Сегодня хочу представить некоторые из них, которые нравятся моим ребятам и достигают наибольший успех.

Домики, Молчанка, Поезд, Угадай-ка, Стоп, мяч, Мяч- смягчитель, Внимательные руки, Кто в домике живёт, Одень слово.

«Кто в какой домик спрятался» (деление слов на слоги) .

«Молчанка»

У детей на столах по 3 карточки с цифрами 1,2 и 3. Воспитатель показывает карточки -дети поднимают карточки с цифрой (количество слогов в слове) .

«Поезд»

Воспитатель предлагает детям посадить пассажиров в вагоны (деление слов на слоги) .

«Угадай-ка»

Дети определяют какой звук в начале слова: гласный- красная, согласный- синяя прищепка.

: «Стоп, мячик остановись»

Дети по кругу передают мяч и называют слова на заданный звук. Если ребёнок затрудняется с ответом, воспитатель произносит: «Стоп, мячик остановись» и он садится на ковёр.

«Угадай слово»

У детей по одной предметной карточке (картинкой к себе) . Начинает игру воспитатель, не произнося первый звук слова:

Здесь. омашка. Дети угадывают слово и чётко проговаривают его.

«Мяч- смягчитель»

Воспитатель или ребёнок в центре круга. Бросок мяча ребёнку- он возвращает: угол- уголь, брат- брать, мел- мель и т. д.

«Внимательные руки»

Дети сидят на ковре. Воспитатель называет слова или показывает картинки, дети определяют первый звук и выполняют движения: гласный- поднимают руки вверх, согласный- руки в стороны.

«Кто в домике живёт»

Дети получают по 2-3 карточки, определяют первые звуки слова: глухой- звонкий и обозначают их символами.

«Одень слово»

Дети подбирают слова к схемам. Например: Кот, ком, лук, лак, сом, сок, сор, сук и т.д.

Игровые упражнения с использованием яркой крупной магнитной азбуки очень нравится детям. Например, ищут заданную букву, составляют слоги с договариванием слов, составляют односложные слова.

С огромным интересом и усердием конструируют буквы из счётных палочек, карандашей и вспомогательного материала.

Логоритмика на звук Ш.

Мы пошли, пошли, пошли. Шишку взяли малыши.

Ветер дует ш-ш-ш Зашумели камыши.

Ну а мы опять пошли и к игрушкам подошли: Ш-ш-ш- (Выполняют движения в соответствии со словами)

Поддерживаю связь с родителями посредством следующих мероприятий:

 Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

 Консультации «Наши результаты» : сентябрь, май.

 Открытые занятия – ноябрь, март.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Важно акцентировать внимание родителей: звук слышим и говорим,

букву видим и пишем.

А также необходимо обратить внимание родителей на две наиболее распространённые ошибки:

  • учим детей звукам, не буквам

Слоги читаем не по звукам, а слитно: ммма.

В заключении хочу сказать, что работа с детьми по данной программе принесла положительные результаты.

Дети освоили понятия «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» .

Умеют выделять слова в предложении, определять их место, составляют

предложение с заданным словом.

Делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах, составляют слова из готовых слогов, имеют представление о ударном слоге.

Понимают и различают понятия «звук» и «буква» .

Имеют представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой) , способны сделать звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.

Читают слоги и простые по звукобуквенному составу слова.

Наш Детский Центр создан в 2007 году в городе Щелково, благодаря высококвалифицированному творческому, сплочённому союзу педагогов дошкольных и подростковых групп.

За 12 лет работы наш Центр подготовил к школе более 200 детей. Наши выпускники показывают неизменно высокие результаты, являясь учениками одних из лучших школ и гимназий Щёлковского района.

Мы предлагаем широкий спектр детских развивающих программ. Каждое занятие основано на разработанных авторских методиках и программах, которые себя зарекомендовали в течение многих лет и являются уникальными.

На каждом занятии, помимо усвоения новых знаний, нашим маленьким ученикам и их родителям гарантировано хорошее настроение и море положительных эмоций. Наш Центр - это большая дружная семья для наших малышей, но при этом к каждому ребёнку мы находим индивидуальный подход.

Понимая и принимая все особенности дошкольного возраста, мы стремимся предложить вам лучшие условия: предварительное бронирование места, различные комплексные групповые и индивидуальные занятия.

Наш Центр оборудован новейшими и уникальными материалами для проведения занятий. Разнообразие такого количества материала накапливалось годами. Это позволяет проводить любое занятие более качественно и интересно. В стенах нашего Центра комфортно малышам и их родителям.


Безопасность ваших детей

Помимо видеонаблюдения в нашем Детском саду находится ТРЕВОЖНАЯ КНОПКА, позволяющая незамедлительно вызвать ГРУППУ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ в случае необходимости.

В своей работе мы используем программы:

  1. Воспитание и обучения в Детском саду» М.А. Васильевой
  2. Методика Б.П. Никитина
  3. Е. Железновой
  4. Зайцева
  5. М. Зарецкой
  6. М.Ю. Картушиной
  7. Н.Б. Буракова
  8. С.Д. Забрамной
  9. Л.Г. Петерсон
  10. Вахрушва
  11. Кочемасовой и другие

Структура

  • развивающие занятия - дети с 10 мес. до 3 лет
  • дошкольное образование - дети 3-5 лет
  • предшкольное образование - дети 5-7 лет
  • дополнительное образование - 7-17 лет

Социокультурная модель образования основана на:

  • передовых и авторских педагогических технологиях;
  • сбалансированности предметов образовательного и художественно-эстетического циклов;
  • едином здоровьесберегающем художественно-эстетическом пространстве

Мы решаем задачи:

  • обеспечения непрерывности и преемственности обучения и воспитания;
  • организация психолого-педагогической поддержки ребёнка на протяжении всего периода обучения;
  • раннего раскрытия творческих способностей детей средствами художественно-эстетического воспитания

Дошкольные группы работают в режиме кратковременного пребывания детей.

Наша цель:

1. Помочь развитию ребенка в соответствии с его природными задатками и возможностями в процессе усвоения общечеловеческих ценностей и культурного опыта;
2. Развить в детях умения мыслить творчески и критически принимать правильные решения в сложных ситуациях;
3. Добиться хорошего физического развития и сформировать привычку к здоровому образу жизни;
4. Воспитать в детях чувства собственного достоинства, независимости, уважения к другим, ответственности, трудолюбия и доброты.

Опираясь на традиционные ценности и современные педагогические методы, педагоги нашего Центра создают такую образовательную среду, которая способствует естественному развитию детей, стимулирует их, позволяет после адаптироваться к требованиям сегодняшнего сложного и быстроменяющегося мира.

Мы учим наших детей:

  • Проявлять любознательность, творчество, настойчивость, ответственность;
  • Отвечать за свое повеление и безопасность;
  • Умению слушать и слышать;
  • Умению общаться;
  • Получать удовольствие как от процесса деятельности, так и от ее результата;
  • Осваивать основные умения и идеи через собственный непосредственный опыт.

Мы хотим, чтобы уже в дошкольном возрасте дети полюбили чтение. Мы используем активные методы, так называемые методы междисциплинарных исследований и проектов, для развития у детей научных и математических представлений. Программа дошкольного отделения включает в себя также развитие речи, английский язык, музыку, ритмику, рисование, окружающий мир.

Игра - естественная часть детской жизни. Через игру дети познают окружающий мир, учатся коллективному решению проблем и овладевают учебными навыками.

Наши педагоги верят в большие возможности своих учеников. Они сотрудничают с родителями детей, создавая атмосферу взаимного доверия и уважения. Учителя постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, используют на своих занятиях все то новое и интересное, что появляется в педагогической практике.

Логопед высшей категории поможет решить проблемы с речью и правописанием. У нас есть замечательный педагог английского языка, способный научить вашего ребёнка языку в ненавязчивой и игровой форме.

Главная задача дошкольного отделения - разностороннее развитие и обучение маленьких детей. Мы уверены, что при переходе в начальную школу они будут умственно, физически и социально готовы к освоению различных образовательных программ.

Всем родителям хочется, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и отзывчивыми, стараются дать им все только самое лучшее. В этом помогают педагоги, имеющие опыт работы, знания, и очень любящие детей. В Щелково такие педагоги работают в детских развлекательных центрах.

Детский центр «Знайка» приглашает всех детей. В заведении царствует домашняя атмосфера, проводятся «волшебные» праздники, интересные занятия и предлагается вкусная еда. Этот детский центр Щелково представляет как заведение, в котором детям уютно и весело. Ребята узнают много полезного и нового, развивают творческие и умственные способности, знакомятся со сверстниками, находят много друзей.

Работа профессионалов

Детские развлекательные центры в Щелково помогают обучиться основам математики, театральному искусству, а также развить речь и логическое мышление. Даются уроки вокального мастерства. Детей учат говорить на иностранных языках, а сам процесс познания интересный и захватывающий. Оттачивается музыкальный слух, ребята овладевают искусством передавать эмоции посредством движений на активных классах ритмики. Опытные, любящие детей педагоги работают в центре «Знайка». В доступной форме они помогают детям овладеть необходимыми знаниями и навыками.

Уникальные услуги

В центре «Знайка» предлагаются развивающие занятия для детей вместе с родителями. Общение с близкими взрослыми и сверстниками — эффективный инструмент воспитания. Совместное творчество и радость чудесных открытий дарят истинное наслаждение.

Для каждого малыша обязательно найдется занятие по вкусу, а время пролетит незаметно.

Если родители задумались о том, чтобы подготовить ребенка к школе, то опытные педагоги помогут преодолеть трудности.

Праздники и семейные торжества

Помимо творческих студий и общеобразовательных занятий, центр «Знайка» с радостью организует и проведет день Рождения и любой другой праздник. В процессе подготовки будут учтены все детали. Предлагается развлекательная программа с персонажами, фокусы, дискотека, шоу мыльных пузырей и многое другое. Доверив проведение праздника детскому центру, родителям остается побеспокоиться только о приглашении гостей. Мероприятие всегда получается ярким и запоминающимся, а гости остаются под впечатлением. Воспитатели центра всегда стремятся к сотрудничеству с родителями.