Сделай сам! Как развить самостоятельность у ребёнка. Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы


«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи ». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц - только бы учился! - где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? - вздыхают измученные родители на приемах у психологов. - А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала - небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» - возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи : навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, - резюмирует Елена Станиславовна. - Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг ».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается - и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, - а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша - одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему - впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, - инструктирует психолог. - Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, - уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он - член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников - помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада - весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а...

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая - это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие . Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное - не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция - когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай .

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат . Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека . «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок - прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку - ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий - а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие . «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», - решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

2 0

«Хочу стать самостоятельным» - это мысль, которая появляется в голове практически у каждого человека. Многие люди стремятся к самодостаточности. Но не всегда это дается легко. Чтобы жить независимо и быть свободным от других, необходимо приложить немало усилий и запастись терпением.

Материальная самостоятельность

Материальная независимость начинается с полного обеспечения потребностей с использованием только своих собственных финансов. Можно стать самостоятельным только лишь тогда, когда у вас имеется достаточное количество денег. Поэтому для начала необходимо найти работу, чтобы не зависеть материально от своих родителей или других родственников.

Когда же вы трудоустроены и понимаете, что вашей заработной платы хватает на все необходимое и даже больше, нужно обзавестись своим домом. Если на отдельную квартиру денег у вас недостаточно, то вам подойдет аренда жилья. Это может быть дом, квартира или комната. В данном случае решать это нужно с учетом вашего дохода. Стоит помнить, что путь к самостоятельной и независимой жизни очень сложен и не каждый может его пройти. Ведь не все могут сразу найти высокооплачиваемую работу, которая будет удовлетворять и нравиться. Возможно, сначала вам придется устроиться на временную должность для того, чтобы иметь хотя бы какой-то заработок. Нужно быть готовым к тому, что денег будет первое время не хватать на все необходимое. Поэтому придется экономить. Часто родители, беспокоясь о своем ребенке, предлагают помощь. Не нужно от нее отказываться, особенно в первое время она вам понадобится.

Однако не стоит злоупотреблять материальной помощью родителей. Вы можете брать лишь небольшую сумму, если видите, что ваших денег недостаточно на самое необходимое.

Как планировать финансы?

Чтобы научиться преодолевать финансовые трудности, необходимо правильно распределять свой доход. При получении денег откладывайте сразу нужную сумму на аренду жилья и оплату коммунальных услуг. Если вам необходимо купить что-то из одежды или обуви, то отложите дополнительно деньги. Затем оставшиеся денежные средства распределите на продукты до следующей заработной платы. Нужно научиться приобретать только необходимые вещи, экономить и уметь распределять свой доход. Как стать самостоятельным, знает лишь тот, кто через это прошел, и практически любой может сказать, что это не так просто и требует времени.

Как стать самодостаточным

Быть самодостаточным - означает не только иметь финансовую независимость, но и не зависеть от общества в целом. Как стать самостоятельным, понятно многим, а вот чтобы стать самодостаточным, необходимо также приложить некоторые усилия. Для начала необходимо исключить любую материальную зависимость, а затем и эмоциональную. Постарайтесь сделать так, чтобы у вас не было ни перед кем долгов, рассчитайтесь с ними, если такие имеются. Научитесь решать денежные проблемы, не занимая ни у кого даже небольшие суммы. Ведь долг сам по себе означает, что вы зависимы от кого-то и перед этим человеком у вас возникает обязанность. Также необходимо всегда доверять только собственному мнению, не принимать во внимание то, что говорят о вас другие.

Когда человек независим от чужого мнения, то проще решить, что ему действительно нужно и чего он хочет. Не стоит бояться одиночества, так как самодостаточность не предполагает, что вы должны стать изгоем в обществе и ни с кем не общаться. Необходимо находиться в гармонии наедине с самим собой, тогда вам будет проще решать важные вопросы, так как у вас будет время их обдумать. Также нужно учесть, что если вы решили стать более самостоятельным человеком, то теперь в любых жизненных ситуациях вы должны будете довериться своему собственному ощущению.

Прислушайтесь к себе!

Чтобы не нуждаться в советах других, нужно научиться прислушиваться к себе и делать то, что вы считаете верным. Если вы сможете решать проблемы сами, не иметь материальной зависимости, не зависеть от мнения окружающих, значит, вы знаете, как стать самостоятельной личностью, и сможете ею стать.

Как самодостаточность влияет на жизнь

Самостоятельность совершенно не обязывает быть одиноким и отрешенным от общества. Так же как и у большинства, у вас должны быть родственники, друзья и семья. Нужно понять, что самостоятельность предполагает лишь то, что теперь вы не будете нуждаться в чьей-то материальной помощи, в советах других, сможете принимать решения в важных вопросах сами. Не показывайте свою независимость в кругу своих друзей. Этим не нужно хвастаться. Ведь ваша самостоятельность - это не достижение, которым нужно гордиться. Вы меняете образ жизни для себя, а не для того, чтобы было, чем похвастаться перед другими. Даже если вы теперь можете сами обеспечивать себя материально, не стоит забывать, что ваши родители также имеют к этому непосредственное отношение. Не развивайте в себе эгоизм, помните о своих родственниках и помогайте им.

Не ограждайтесь от других!

Многие, достигая каких-либо успехов, забывают о своих друзьях либо перестают с ними общаться. Но это неправильно.

Вместо того чтобы оградить себя от общества людей, у которых пока не получилось достигнуть каких-то результатов, дайте им совет из личного опыта, как стать самостоятельным. У многих мужчин и женщин, которые стали достаточно независимыми, возникают проблемы с личными отношениями. Ведь они начинают искать себе в пару таких же, как они.

К сожалению, встречаются эти люди не так часто. Жить вместе и иметь отношения двум самостоятельным и самодостаточным личностям будет очень сложно. Так как в семье кто-то должен заботиться о другом. А при принятии какого-либо решения кому-то придется уступать, что несвойственно самостоятельному человеку.

Большинство людей стремятся к независимости, но не знают, как стать самостоятельным, не имея высокооплачиваемой должности. Однако все заключается не только в материальной поддержке, а также зависит от характера человека. Некоторые воспитаны в такой обстановке, что у них даже не возникает мысли о самостоятельности. Они готовы все время жить за счет других. Сначала они зависят от родителей, затем от мужа или жены, а после перекладывают все на детей. Иногда чрезмерная забота приводит к тому, что человек не способен самостоятельно состояться в жизни и постоянно ждет помощи от других.

Если вы хотите быть самодостаточным...

Некоторые люди говорят: "Мы поможем стать самостоятельным каждому". Но хотелось бы сказать, что таким сможет стать любой человек, главное - иметь желание. А что нужно для самостоятельности и самодостаточности?

  • Найдите работу, чтобы иметь материальную независимость.
  • Выберите подходящий вариант отдельного проживания (приобретение собственного жилья, аренда квартиры или комнаты).
  • Избавьтесь от зависимости от окружающих, имейте свое мнение.
  • Научитесь решать свои проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи других.
  • Полагайтесь полностью только на собственные силы.

Заключение

Теперь понятно, как стать самостоятельным и самодостаточным. Это то, к чему должны стремиться многие. Человек рано или поздно должен осознать, что не может существовать постоянно за чей-то счет, удовлетворять свои потребности с помощью денежных средств, заработанных другими. Каждому необходимо понять, насколько это трудно - обеспечивать свою жизнь без посторонней помощи, а также научиться решать возникающие проблемы самостоятельно.

Введите e-mail адрес:

Часто родители делают выбор за своего ребенка. Разумеется, исключительно из лучших побуждений. Но обучение самостоятельности в принятии решений – очень важный этап воспитания. В противном случае ребенок столкнется с множеством проблем в будущем.

Как развивается самостоятельность

Для начала родители должны давать ребенку принимать решения в незначительных вопросах (например, какую игрушку купить в магазине, какое блюдо приготовить на обед и т. д.). Это формирует важные жизненные навыки, которые можно развивать уже с трехлетнего возраста.

Маленькие решения – это первый шаг к тому, чтобы ваш малыш в будущем стал компетентным, способным, уверенным в себе и ответственным взрослым. Сегодня дети сталкиваются с необходимостью принимать различные решения. Им необходимо научиться справляться с трудными жизненными обстоятельствами и такими факторами, как постоянная занятость родителей, влияние СМИ, преступность, разводы и многое другое.

Для родителей естественно решать за ребенка, что для него хорошо, а что – плохо, как ему поступать и что думать по тому или иному поводу. Родители склонны даже совершать поступки за детей. Это и не дает развить навыки ответственного поведения.

Вся сложность заключается в том, чтобы знать, когда передать ребенку ответственность (соответственную его возрасту и уровню развития) и какую поддержку ему при этом оказать.

Родителям необходимо давать ребенку больше самостоятельности, учиться передавать ему ответственность за принятие решений, учить приспосабливаться к изменчивому миру.

Важно видеть готовность ребенка к принятию самостоятельных решений и ответственности, передавать ему свои ценности и развивать чувство собственного «Я». Всё это – важные этапы развития ребенка, и родителям следует уделять этому достаточно внимания.

12 преимуществ самостоятельного принятия решений

  • Ощущение контроля ситуации. Все люди хотят чувствовать, что они контролируют ситуацию. И если выбор, который ежедневно делает ребенок, дает ему уверенность в своих силах, необходимо дать ему возможность делать этот выбор. Так у него не будет необходимости достигать контроля над ситуацией деструктивным способом (например, вступая в конфликты с родителями, учителями и т.д.).
  • Повышение самооценки. Самостоятельность и чувство контроля ситуации позволяет ребенку ощущать уверенность.
  • Развитие навыков саморегуляции. Ребенок с высокой самооценкой, ошибаясь в принятии решений, учится исправлять ошибки, анализировать ситуацию и не чувствует себя неудачником.
  • Развитие мотивации. Чаще всего ребенок берется за те дела, которые выбрал сам.
  • Развитие чувства гордости ребенка. Он чувствует, что его вклад в общее дело важен.
  • Это учит ребенка сотрудничать с другими членами семьи.
  • Мотивация ребенка брать ответственность за выбор, который он делает, и за последствия этого выбора.
  • Развитие мышления. Ситуация выбора дает возможность генерировать новые идеи и видеть новые возможности.
  • Помогает лучше справляться с задачами. Он учится нестандартному мышлению, видению многих вариантов решения задачи и поиску лучшего из них.
  • Развитие творческого потенциала. Ребенок исследует новые возможности.
  • Развитие здоровых взаимоотношений с окружающими.
  • Это помогает усваивать моральные ценности. Когда решения, которые принял ребенок, ценят, он учится уважать чужие решения и брать во внимание чужие потребности, делая собственный выбор.

Ребенок, который не развивает навык принятия решений, склонен:

  • Зависеть от родителей и других людей даже во взрослом возрасте.
  • Находиться под сильным влиянием друзей или сверстников.
  • Обижаться на родителей и других взрослых, которые ограничивают их свободу.
  • Сомневаться в собственных способностях.
  • Неоправданно рисковать.
  • Не пытаться достичь большего и максимально реализовать свой потенциал.

Как найти баланс между контролем родителей и самостоятельностью ребенка

Малыш не может быть полностью независимым и принимать все решения самостоятельно – он все еще нуждается в вашей заботе, и еще недостаточно развит физически, умственно и эмоционально.

Но как родителям найти идеальный баланс между тем, чтобы контролировать ситуацию и позволять ему принимать решения? Всё зависит от способности ребенка брать на себя ответственность за сделанный выбор. Родители должны уважать его способность решать задачи самостоятельно и не унижать его чувство собственного достоинства.

Чтобы дать ребенку возможность принимать решения, следуйте таким советам:

  • Давайте ему выбор и оказывайте поддержку в случае необходимости. При этом помните, что иногда бывают ситуации, когда правильное решение всего одно (например, в ситуациях, где возможно нарушение закона).
  • Отслеживайте границы вашей личной ответственности как родителя, например, в случаях, когда на кону стоит безопасность ребенка или когда возможна критическая ситуация.
  • Ребенок тоже должен видеть такие ситуации и понимать, что в таких случаях решения должны принимать родители или другие взрослые. Объясните ребенку, что в отдельных случаях возможно только одно правильное решение (например, чтобы избежать опасности или проблем с законом).
  • Устанавливайте границы, оставляя право принимать решения, в случаях, когда временной фактор является решающим (например, решая, когда просыпаться, чтобы не опоздать в школу, или когда возвращаться домой с вечеринки).
  • Всегда помните, что ребенок должен принимать решения в соответствии со своим возрастом и способностями. Решения, которые принимает малыш, должны соответствовать рамкам дозволенного.
  • Чем младше ребенок, тем меньше вариантов выбора у него должно быть. Маленькие дети еще не понимают всех обстоятельств и не способны принимать логичные, взвешенные решения. Например, он еще не понимает, что, если он не наденет свитер, выходя на улицу, он может простудиться.
  • Сначала предлагайте малышу два варианта выбора и по мере его взросления и готовности к принятию решений увеличивайте количество вариантов. Когда он подрастет, создайте ему безопасные условия для принятия решений.
  • Вместо того, чтобы говорить ребенку «нет», если его решение неприемлемо, предлагайте ему альтернативу. Предлагайте подумать над возможным развитием событий. Так ребенок поймет, что вы заботитесь о его безопасности.
  • Учите ребенка на собственном примере, ведь он – ваше отражение. Покажите ему пример эффективного принятия решений, чтобы он мог его усвоить и перенять.

Помните, что возможность самостоятельно принимать решения важна для каждого человека. И если ваш ребенок захочет надеть на праздник то, что покажется вам глупым или неуместным, спросите себя: как свобода выбора влияет на малыша, и почему он поступил именно так.

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.