Сенсорный уголок в средней группе своими руками. Оформление группы в детском саду своими руками

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Назначение уголка сенсорики

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:

    Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);

    Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.

    Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.

    Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.

    Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

    Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:

    Доступность;

    Безопасность;

    Креативность;

    Разнообразие объектов.

Оборудование сенсомоторного уголка в помещении

Зрение:

    Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся), дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.

    Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)

    Цветовые пятна-кляксы различной формы.

    Разноцветные полупрозрачные шарфы.

    Картинки-штриховки, картинки-прятки.

    Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.

Слух:

    Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.

    Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.

    Осязание:

    Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.

    Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)

    Выпуклые буквы, цифры.

    Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)

Вкус:

    Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов

    Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.

    Работа в раскрасках - штриховка

    Пальчиковая гимнастика - шнуровка

    Игры с конструктором - мозаика

    Лепка из глины и пластилина

    Нанизывание бус, бисера

    Цветные клубочки ниток

    Работа с ножницами

Актуальность сенсорного уголок в дошкольном образовательно учреждении

Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Варианты реализации и стилизации сенсорных уголков

Сенсомоторные уголки могут нести в себе различную тематику: “Волшебный сундучок”, “Таинственный замок”, “Сказочный остров”, “Кладовая природы”, “Уголок мышонка Пика” и т.д.

Так, в группах раннего возраста должно быть много материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.

Во II младшей группе сенсомоторный уголок можно назвать “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений.

В средней группе сенсомоторный уголок может быть создан на основе различных крышек и называться “Крышкоград”. Дополнением к нему может служить сенсорное панно “Времена года”. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий.

В старшей группе сенсомоторный уголок создается на основе природных материалов – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

В подготовительной к школе группе стоит задача - исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Дети воспринимают звуки, запахи, предметы на ощупь. Каждый из них получает возможность провести исследование с закрытыми глазами. После каждого исследования обсуждаются полученные детьми впечатления. Дети зарисовывают предметы или подбирают картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали, слышали.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
  • Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Наша модель среды группы базируется на двух простых целях:
  1. Детский сад - это второй дом для детей, в котором им должно быть уютно и радостно.
  2. Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.

Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, а именно больше уделяли внимание на развитие сенсорных способностей.

Нам хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. При встрече с детьми в приёмной, мы стараемся создать атмосферу домашнего комфорта и уюта. Предлагаем им яркие, красочные, заводные, мягкие, любимые игрушки детей, которые поселились на разноцветных полках. Образ дома у нас создаёт групповой интерьер комнаты. Заходя в группу, дети проходят, соприкасаясь через сенсорно - разноцветный ленточный душ - ощущая его своим телом, тактильно, какой он мягкий, нежный и лёгкий.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

В нашей группе оборудован уголок сенсорики, в виде сказочного теремка. На полках размещены игры: пирамидки, сенсорные кубики, волшебные шарики.

Также мы приобрели разнообразные тематические вкладыши и другие пособия для решения задач сенсорного воспитания. Используем специальное игровое панно, с помощью которого дети учатся действовать с разнообразными застёжками, упражняются в различении и назывании цветов спектра. Данное пособие развивает мелкую моторику рук, знакомит с различными свойствами предметов: цвет, размер, форма.

Для развития речевых способностей:
  • используем куклы - малютки;
  • марионетки;
  • пальчиковый и настольный театр;
  • куклы - рукавички;
  • играем в день рождения;
  • в дочки - матери;
  • в игру «оживим» наши сказки.

Для развития зрительных способностей: играем в игры, способствующие различению и называнию цвета (2-3), контрастных размеров (большой и маленький), формы (шарик, кубик, кирпичик). Используем разноцветные волшебные бегущие шарики.

Мы используем следующие дидактические игры:

ЦВЕТ: «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; « Волшебная мозайка»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Собери похожее»; «Часть и целое»; «Подбери по форме»; «Похожий не похожий» и т. д.
РАЗМЕР: « Пирамидки»; «Подбери по размеру»; «Вкладыши»; «Большие и маленькие» и т. д.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия:

«Волшебное дерево»; «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.

В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из сосуда по чашечкам).

Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета и свойства (бумага белая, цветная, доски, ковролин), лепим из теста.

Для развития двигательной активности детей в игровых уголках группы размещены разные на ощупь игрушки (волшебный сундучок с сюрпризом; большие мягкие игрушки; сенсорный паровозик; в центре группы - мягкие кубики). Дети обожают кататься на горке, играть с мячами разного размера, заниматься гимнастикой, лазать на лестницы и спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать сорняки, катать игрушки. Любим карабкаться на предметы, сохранять равновесие при ходьбе по доске, по дорожкам со следами ступней, с ладошками, с кочками, с пуговицами, с крышками, ходить и танцевать под музыку на координацию рук и ног. Играют в подвижные игры с разнообразными движениями:

«Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезъянка»; «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.

Для развития слуха: приобретаем игрушки, издающие различные звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он спрятан, слушаем и поём песни из мультфильмов. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты, играем в музыкально-дидактические игры:

«Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т. д.
Используем кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев.

Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение ребёнка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры:

«Мой любимый запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах» и т. д.

Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шкурки; бархатной бумаги); выпуклые буквы, цифры. Очень любят играть с разными по форме мелкими предметами. Игры:

«Найди на ощупь»; «Найди и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.

Ценность игр состоит в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думанья» над задачей. Происходит активизация психологических процессов (анализирующее восприятие, память, мышление, речь), а также качеств личности (целесообразность, настойчивость, самостоятельность, усидчивость и др.) Все эти игры дают широкое поле действия для педагога.

Мы стараемся сделать так, чтобы детям в нашем саду «Радость» было уютно, интересно и радостно. Используя данную технологию обучения, дети стали лучше осваивать материал. Это связано с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. Да и для нас самих наша группа стала настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.

Методист, педагог младшей группы
Детского сада «Радость»
Щекотихина Юлия Михайловна

Оксана Пофтальная (Григорьева)

Просматривая как то в своем архиве свои работы, наткнулась на ту, что может быть актуальной и сегодня и решила представить её на ваш суд.

На одной из сторон я разместила "Девочку в фартуке". С помощью неё дети учатся заплетать косы, вплетать и завязывать ленты, украшать цветами её фартук чередуя различные цвета.

"Осеннее дерево" с цветными листочками разных размеров и разных цветов. Дети прикрепляют листочки ориентируясь на соответствующий размер пуговицы и её цвет. Рядом "Гусеница" с разнообразными застежками.

С другой стороны от "девочки в фартуке" "Елка" с крючками и шишки с петельками для этих крючков.


"Геометрический заяц" выполнен из тканей разной фактуры, дети ощупывают их и запоминают названия, в тоже время называют из каких геометрических фигур состоит заяц.

На обратной стороне ширмы "Объемные геометрические тела" и их плоскостное изображение. "Шумящие бочонки" с различными крупами развивают слуховое восприятие и силу звучания, можно найти похожие по звуку бочонки или прямо противоположные.


"Веселые дорожки" по которым детский пальчик проходит путь от прямой до извилистой. как одной рукой,так и двумя одновременно


"Цифры из шершавой бумаги" ребенку одевается тряпичная маска и он на ощупь определяет и называет цифру


и др. игры с которыми можно ознакомиться в моей презентации. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Я предлагаю вашему вниманию сенсорный коврик, сделанный своими руками. Я работаю воспитателем в группе раннего возраста. Дети в нашей группе.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗВИВАЙ-КА» ЦЕЛЬ: Развитие зрительной памяти, внимания. ОБОРУДОВАНИЕ: пустой контейнер (для заморозки льда, 8 ячеек,.

Дидактические пособия Цель: развивать у детей речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности.

Говоря о сенсорном развитии ребенка и создании предметно-развивающей среды для малыша, важно понимать, для чего это нужно. Согласитесь, вдохнув запах, вы лучше его прочувствуете, нежели просто прочтете описание этого аромата, а прикоснувшись к предмету, точнее поймете, какова на ощупь его поверхность, нежели просто увидите изображение на картинке. Так и в случае с детьми – тактильные ощущения у малышей намного сильнее, чем слух и зрение, поэтому окружающий мир они воспринимают и запоминают ярче, если прикасаются к нему, пробуют на вкус и так далее. Соответственно, организуя сенсорное пространство в детской комнате, вы действуете на благо ребенка, помогаете ему успешно развиваться.

Подрастая, малыш нуждается в надежности своего пространства. С одной стороны, в детской комнате ребенок должен ощущать свою защищенность от внешнего воздействия, с другой - иметь возможность прятать что-то от постороннего глаза. В дошкольном возрасте, как никогда раньше, в детской комнате растут тайники, укромные уголки и укрытия. Если второе со временем пройдет, то за психологическим комфортом своего ребенка надо следить и следить.

Полезные советы по оборудованию сенсорной комнаты для детей вы получите, ознакомившись с данным материалом.

Для чего нужна игровая сенсорная комната ребенку?

В три года ребенок начинает ходить в сад. Завязываются новые социальные знакомства со сверстниками и чужими взрослыми. Каждый день для малыша приносит новый стресс, не сравнимый ни с чем, испытанным ранее. Если раньше можно было спастись от всех невзгод на груди у мамы, то теперь, в возрасте самопознания, малышу трудно признаться маме в своем огорчении. Поэтому самое важное, для чего нужна сенсорная комната ребенку, – это служить надежным уголком для детских тайн, своего рода терапевтическим компонентом психологической разгрузки.

Еще в начале двадцатого века ученые выявили благотворное влияние чувственного восприятия окружающей среды на состояние психики человека. Сначала сенсорика применялась как элемент реабилитации для людей с неврозами, потом впервые ее использовали психологи в качестве элемента терапии страхов у детей 5 - 6 лет. После положительной динамики использование сенсорного пространства в психологии и педагогике нашло свое достойное место.

Чтобы организовать сенсорную среду для развития вашего ребенка в детской комнате, достаточно понять, что она работает за счет чувственного восприятия: обстановка комнаты должна воздействовать на зрение, слух, осязание и даже обоняние малыша.

Основные элементы оформления развивающей сенсорной комнаты (с видео)

Хорошо обустроенная сенсорная комната для детей включает в себя грамотное освещение, разнообразные материалы для тактильного контакта, а также звуковое сопровождение. Необходимо в комнате с сенсорной развивающей средой присутствие натуральных ароматов и видеопроекций на стену.

В сенсорной комнате, оформленной дома, ребенок может увидеть, пощупать, услышать и даже почувствовать волшебство. Яркие краски обоев и напольного покрытия, новогодние гирлянды в украшении игровой зоны, шуршащие занавески над пологом кровати - все это способно превратить обычную комнату в волшебный замок.

Важным компонентом правильно организованной сенсорной развивающей среды в детской комнате является разнообразие в освещении. Помимо основной лампы в центре детской необходимо устроить световое шоу: линию светодиодов вдоль полок с книгами, или развесить гирлянды разноцветных ламп, сложенные в цифры, буквы и слова, или устроить точечное освещение в зоне отдыха, рассеянный свет у входа в комнату.

Ваш ребенок боится темноты? Не беда: оформляя сенсорную комнату для дошкольника, поставьте в ней аквариум с ночным светом, и малышу не будет страшно засыпать.

Материалы в сенсорной комнате приближаются к естественным. На полу кровати - плетеный ковер из лозы или шерстяной нити. С одной стороны - это хороший массажный элемент, с другой - яркие краски ковра, необычность плетения и шершавая структура способны активизировать работу фантазии ребенка.

В сенсорной комнате необходимо выделить три зоны: для отдыха и спорта, для занятий и игр, для расслабления и созерцания.

Не обязательно наполнять детскую дорогими тренажерами, покупать заграничные материалы - сенсорное развивающее пространство можно создать из доступных средств. Разделителем зон может выступать новогодняя гирлянда, желательно разных цветов. Или шторы из бус, разноцветных нитей.

При оформлении сенсорной комнаты в зоне отдыха и спорта можно расположить сухой бассейн с мячами, в котором детям нравится валяться. Рядом положите мяч для упражнений и дорожку для массажа стопы - вот вам обустроенная зона спорта и отдыха.

В зоне отдыха предпочтительны спокойные тона. Здесь же можно развесить текстурные гирлянды, которые так интересно перебирать и разглядывать перед сном. В качестве ночника в сенсорной комнате желательно сделать необычный потолок - звездное небо. Конечно, это стоит денег, но зато потом можно вместе с ребенком разглядывать звездные скопления, фантазировать о космосе и придумывать необычные истории.

Звездный потолок можно создать и с помощью проекции специальным ночником, который каждый вечер усваивает на потолке звездное шоу.

Не следует забывать в сенсорной развивающей среде про звуковое сопровождение, тематические картины и ароматы природы. Удачная идея - совместить проекции красивых картин природы, классическую мелодию и благовония или запахи сухих трав.

Организуя в игровой сенсорной комнате запахи, отдавайте предпочтение естественным ароматам: поместите букет засушенной лаванды в вазу на столе, кусочек натурального мыла - в шкаф с бельем, дольки апельсина и мандариновые шкурки - на полки с книгами. Никаких духов, распылителей с этикетками «освежитель воздуха» в детской быть не должно!

И конечно, не стоит забывать в сенсорной развивающей детской комнате о современных элементах и новых технологиях. Если в вашем доме уже есть игровая приставка, купите к ней модуль игр по типу Kinect. Сегодня существует множество игр, имитирующих спортивные состязания и другие активные виды деятельности.

Если приставки в доме нет - не беда. Купите простую игру «Твистер»: иногда и взрослому полезно почувствовать себя наравне с детьми.

С организацией сенсорной (чувственной) развивающей среды в детской комнате вашего ребенка вы обеспечиваете ему психологический комфорт и возможность расти в естественной познавательной среде.

Посмотрите видео, как можно оборудовать сенсорную детскую комнату:

Как сделать уголок для рисования и лепки в сенсорной комнате (с фото)

Каждая мама сталкивается с тем, что ребенок, познающий мир, активно осваивает рисование. Большинство малышей рисует практически на всех доступных поверхностях: на стенах, обоях, на линолеуме и паркете, на плитке и даже на занавесках.

Поэтому при очередном обновлении интерьера детской комнаты задумывайтесь об обустройстве уголка маленького художника, где ребенок может рисовать, делать поделки из пластилина и других материалов.

Конечно, важной частью организации уголка художника является освещение. Здесь всегда должно быть достаточно светло. Учтите, что дневной свет достаточно рассеянный, а ламповое освещение должно иметь регулировку, чтобы выставлять тени на предметы.

Уголок художника не обязательно оборудовать в сенсорной комнате отдельной от рабочей зоны. Все это можно успешно интегрировать в зону рабочего стола, за которым ребенок не только рисует, но и занимается прикладным искусством, готовится к школе, учится читать, писать и придумывает сюжеты для игр.

Как выглядит уголок для рисования и лепки в сенсорной комнате, показано на этих фото:

Если ребенок обожает делать поделки из пластилина, можно купить специальную массу для лепки в детском магазине, потратив на это солидную сумму денег. А можно создать массу для лепки, заменяющую пластилин, самостоятельно. Для этого достаточно иметь под рукой гелиевое моющее средство и муку.

Одна предприимчивая домохозяйка, видя, как ее ребенок любит играть с тестом, решила сделать для него «волшебный» пластилин. Сынишка любил запах земляники, поэтому мама взяла стакан моющего средства для посуды с таким запахом и добавила к нему муки - столько, сколько потребовалось для замеса.

Полученная масса походила на марципан и пластилин одновременно. Она не прилипала к рукам и отлично пахла. Ребенок с удовольствием стал лепить и раскатывать куски домашнего пластилина, а изобретательница пошла в эксперименте дальше. Следующим шагом она смешала гель для душа и крахмал. Этот «пластилин» получился хуже предыдущего, но зато удивительно растягивался, словно жевательная резинка.

Точных пропорций в создании этого «пластилина» нет. Однако сочетание крахмала и муки дает желаемую эластичность домашнему пластилину, позволяя создавать из него пластилиновые рисунки и не бояться, что ребенок может отравиться токсичными материалами.

Но самый простой материал для создания игрового инвентаря - соленое тесто. Делается оно легко. На килограмм соли необходимо пол-литра холодной воды, полкило муки и пара ложек клея ПВА. Тесто круто замешиваем.

Вместе с ребенком лепим продукты, предметы для продажи в магазине, выкладываем получившиеся изделия на противень и подсушиваем в разогретой духовке до полного застывания. Готовые изделия должны остыть. Теперь их можно покрыть краской и лаком для придания прочности, или использовать в украшении акриловые краски, которые не требуют верхнего слоя для скрепления.

Очень пригодятся в сенсорной комнате и игрушки для развития мелкой моторики. Ваш ребенок любит играть с мозаикой, но все узоры из готового промышленного набора уже собраны? Предложите создать мозаику из подручных материалов. Снова обратите ваше внимание на содержимое кухонных шкафов. Мозаика из гороха, чечевицы и даже фасоли может занять вашего ребенка и стать хорошей основой для дальнейшего прикладного творчества.

Статья прочитана 2 533 раз(a).

Конференция: Современные педагогические технологии

Организация: МАДОУ ЦРР детский сад №6

Населенный пункт: Пермский край, Губаха

Детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов дополнительного образования, так и в самостоятельной игровой, поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада ¬это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок в группе предназначен:
для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка.
активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Сенсомоторные уголки могут нести в себе различную тематику: “Волшебный сундучок”, “Таинственный замок”, “Сказочный остров”, “Кладовая природы”, “Уголок мышонка Пика” и т.д.

Так, в группах раннего возраста должно быть много материала на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Можно сделать массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Во II младшей группе сенсомоторный уголок можно назвать “Разноцветная мозаика”. Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же здесь должны быть представлены материалы природного характера для игр на развитие тактильных ощущений.

В средней группе сенсомоторный уголок может быть создан на основе различных крышек и называться “Крышкоград”. Дополнением к нему может служить сенсорное панно “Времена года”. Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями может реализовываться много дидактических игр и заданий.
В старшей группе сенсомоторный уголок создается на основе природных материалов – “Кладовая природы”. Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.
В подготовительной к школе группе стоит задача - исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Дети воспринимают звуки, запахи, предметы на ощупь. Каждый из них получает возможность провести исследование с закрытыми глазами. После каждого исследования обсуждаются полученные детьми впечатления. Дети зарисовывают предметы или подбирают картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали, слышали.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка:
Доступность;
Безопасность;
Креативность;
Разнообразие объектов.

Содержание сенсомоторного уголка в группе:
Зрение:

Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся), дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами.
Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
Разноцветные полупрозрачные шарфы.
Картинки-штриховки, картинки-прятки.
Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.
Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки и другие приспособления, издающие интересные звуки.
Осязание:
Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда)
Выпуклые буквы, цифры.
Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов
Совместная деятельность воспитателя и детей вне занятий в сенсомоторном уголке.
работа в раскрасках - штриховка
пальчиковая гимнастика - шнуровка
игры с конструктором - мозаика
лепка из глины и пластилина
нанизывание бус, бисера
цветные клубочки ниток
работа с ножницами