Шестой месяц жизни начинаем ползать. Игра «Веселый мячик»

Что будет уметь ваш малыш

Поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить.
Произносить некоторые гласные и согласные звуки и их сочетания.
Переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении.
Сидеть без опоры (в 6,5 месяца).
Тянуться за игрушкой, находящейся вне пределов досягаемости.
Перекладывать предметы из одной руки в другую.
Искать упавший предмет.
Подгребать к себе маленькую вещь и зажимать ее в кулак.
Поворачиваться в сторону голоса.
Подтягиваться в стоячее положение из сидячего.
Самостоятельно садиться из положения на животе.
Поворачиваться с живота на спину.

Питание

Если вы уже перевели своего ребенка на искусственное вскармливание, т.
е. начали его кормить молочной смесью или коровьим молоком, то вы, наверное, даете ему молоко, разведенное на 1/4 или в большинстве случаев - цельное. Разведение молока означает - к 150 мл молока прибавить 50 мл отвара и 2 куска сахара (при необходимости). Некоторые дети, если этого требуют важные причины, получают по предписанию врача молоко, разведенное на 1/4, уже с 5-го месяца.
Одно кормление грудью или питье из бутылочки исключаем, потому что ребенок ест кашу. Также в этом месяце исключается и второе кормление или питье, потому что его полностью заменяем овощным супом.
Таким образом, в начале 6-го месяца будем кормить ребенка грудью 4 раза, а к концу месяца - только 3 раза в день.
Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, получает еду 5 раз в день, а именно: 3 раза молочную смесь или молоко, разбавленное на 1 /4, 1 раз овощной суп и 1 раз рисовую кашу (200 г).
Детям, которые уже пьют полноценное молоко, дообеденную порцию можно заменить фруктовым пюре.
Оно может быть приготовлено из протертого яблока, раздавленных черешен, апельсинов или из овощей, протертой сырой моркови. К пюре добавляем еще несколько капель немного подслащенного лимонного сока. Даем приблизительно 150 мл, т. е. примерно полчашки.
Фруктовое пюре ребенок получает до обеда, вместо порции молока в 10 часов. Так ребенок постепенно приближается к типу питания взрослых людей, у которых 3 основных приема пищи, а между ними бывает только легкий завтрак, чтобы не портить аппетит перед сытным обедом, и иногда полдник.

Овощи

Овощи содержат железо и ценные минеральные вещества, которые необходимы организму. Кроме того, в овощах есть витамины, способствующие росту тканей, и клетчатка, которая хотя и не имеет питательной ценности, но необходима кишечнику, так как помогает правильному его опорожнению.
Полезны все виды овощей.
Как правило, детям больше всего нравится морковь и меньше всего - шпинат. Как только ребенок привыкнет к первой группе овощей, можно начать давать и другие: цветную капусту, кольраби, горошек и салат.
В прошлом месяце ребенок привык к овощному супу. С этого месяца мы начинаем кормить его супом, добавляя в него 2 раза в неделю желток, а еще 2 раза в неделю бульон, сваренный из 50 г говядины. Теперь уже можно протереть и добавить в суп 2- 3 чайные ложки нежирного вареного мяса, телячьей печенки.

Случается, что ребенок любит тот или иной вид овощей, а от остальных отказывается. Из этой ситуации есть выход - добавляйте проблемные овощи в суп.
Можно, конечно, подобное отвращение ребенка сломить и иным способом (поскольку оно не обусловлено тем, что органы пищеварения не переносят овощей). Временно исключите тот вид овощей, от которого ребенок отказывается. Кормите его тем, что он любит. Спустя некоторое время, например через месяц, добавьте в овощной суп ложечку тех овощей, от которых он раньше отказывался. Постепенно, ложечка за ложечкой, прибавляйте овощи, пока ребенок не привыкнет. Обычно этот прием оправдывает себя.
Очень важно, чтобы ребенок привык есть все, что ему дают. Это - основа правильного питания в течение всей жизни.

Как только на 5-м месяце начнем давать ребенку кашеобразные блюда, цвет стула начнет меняться: от светло-желтого до слегка темноватого. Перемена цвета происходит постепенно, поэтому это не будет неожиданностью.
Стул приобретает окраску съеденных овощей, например бывает зеленым после шпината и желто-красным после моркови. Это часто приводит матерей в ужас, но не потому, что они боятся какого-нибудь кишечного заболевания, просто они думают, что кишечник ребенка не переваривает овощи, так как они выходят почти неизмененными.
Этого бояться не следует. Процесс пищеварения протекает у вашего ребенка хорошо, и кишечник возьмет из пищи все, что необходимо организму.

Следите, чтобы ваш ребенок получал овощи около полудня, - так вы постепенно перейдете в будущем к обычному обеду. Вечером лучше давать кашу, а днем - жидкую пищу, потому что жидкость повышает выделение мочи, тем самым нарушая ночной покой.
Если врач одобрит, то можете переходить на 4-часовые промежутки, что даст вам больше свободного времени для вашей работы. Ребенок ест в 6, 10, 14, 18 и 22 часа, ночью у него 8-часовой перерыв. Последней едой бывает каша, которой мы кормим ребенка перед его отходом ко сну.
Наиболее ценной пищей для ребенка в возрасте до 9 месяцев является материнское молоко, к которому делаются необходимые дополнения. Ребенок, вскармливаемый материнским молоком, менее восприимчив к болезням. Поэтому всячески стремитесь продлить грудное вскармливание до 9-го месяца.

Регулярное взвешивание

Обычно за 5 месяцев ребенок удваивает свой вес при рождении, а к концу первого года жизни - утраивает. Эти данные верны для детей, вес которых при рождении равнялся 3-3,5 кг. Но их нельзя применять для недоношенных детей и детей с большим первоначальным весом.
Не все дети одного возраста имеют одинаковый вес и рост. Вы найдете значения среднего веса в таблице веса в любой поликлинике. Если разница между весом вашего ребенка и весом, приведенным в таблице, слишком велика и у вас на этот счет сомнения, сообщите об этом врачу. У него, наверное, есть иные, более подробные профессиональные таблицы, и он решит, нужно ли принимать какие-то меры. Вы уже знаете, что при наблюдении за развитием ребенка решающее значение имеет систематическое прибавление в весе. Прибавление в весе может быть нерегулярным: то большим, то меньшим, чем указано в книгах, но оно должно быть постоянным.
В третьей четверти первого года своей жизни ребенок ежедневно прибавляет приблизительно от 16 до 18 г, т. е. за 14 дней прибавка составит от 224 до 252 г.

Продолжительность сна также сокращается. Вместо 16- 18 часов, как было на 4-м месяце, ребенок спит всего 16 часов. Важно, чтобы ребенок спал 16 часов вплоть до 13 месяцев своей жизни. Это значит, что он должен ночью спать 10-12 часов, 2-4 часа должен спать до обеда и 2 часа - после.
Когда именно он спит до обеда - совершенно безразлично, зато от послеобеденного сна зависит многое. Если вы уложите ребенка слишком поздно в послеобеденное время, он не захочет вечером вовремя заснуть. Поэтому лучше укладывать его сразу же после кормления, в 14 часов. Ребенок может спать в квартире с открытыми окнами или на улице во время прогулки в коляске.
С самого начала ребенок должен понимать, что ночь предназначена для сна. Однако хорошо известно, что многие дети превращают ночь в день, и этот навык сохраняется у них довольно долго, приводя всю семью в отчаяние.
Избавиться от этой привычки можно, если ежедневно класть ребенка спать в одно и то же время и соблюдать строгий ритм детского распорядка дня. Кроватка должна служить исключительно для сна; нельзя разрешать ребенку в ней шалить. Укладывайте ребенка в постель только тогда, когда пришло время спать.
Не думайте, что если один раз отойти от принятого распорядка, то ничего не случится, а ваш ребенок одинаково хорошо может выспаться и в трамвае, и в незнакомой обстановке в гостях. К сожалению, это не так. Это серьезное нарушение всех хороших привычек, появления которых вы с таким большим трудом добились.

Если ребенок спит словно с приоткрытыми глазами (видна полоска глазного яблока), это не является признаком болезни, ребенок здоров. Вот к ребенку, который постоянно спит с открытым ртом, нужно отнестись с большим вниманием, потому что это явное доказательство заложенности носа (или недостаточного притока воздуха в легкие по другой причине). Ребенок нуждается в осмотре врача-специалиста, который установит, не увеличены ли у него миндалины или аденоиды. Хорошо устранить препятствие раньше, чем появятся более серьезные расстройства и прежде чем ребенок привыкнет дышать ртом.
Иногда ребенок кричит, потому что ему жарко и душно, он весь в поту, особенно если комната давно не проветривалась. Ему необходим приток свежего воздуха. Даже если на улице мороз, это не значит, что в комнатах должна царить жара. Температура в спальне не должна быть выше 18 °С. Каждый час проветривайте помещение в течение 2-3 минут, чтобы произошел воздухообмен. Этого требуют здоровые легкие и кожа вашего ребенка.

Нервный ребенок

Одни дети бывают относительно тихими и спокойными, другие легко раздражаются, часто кричат, плохо спят.
Различие характеров возникает на основе некоторых унаследованных черт нервной системы. Но на формирование характера оказывают влияние воспитание и обстановка. Излишняя раздражительность и нервозность чаще всего являются результатом плохого воспитания.
Если отец и мать сами нервные люди и не считают повышение голоса чем-то из ряда вон выходящим, ребенок вырастет им под стать.
Наиболее частой причиной детской нервозности является разлад в семье. На нервную систему ребенка действуют также споры родителей и неприветливое обращение друг к другу. Родителям следует принимать во внимание присутствие ребенка и не демонстрировать перед ним своих разногласий.

Обстановка, окружающая малыша, должна, быть тихой и спокойной. С ребенком надо говорить ласково. Около нервного и легко раздражающегося ребенка не должно находиться много людей. Его не следует брать с собой туда, где собирается большое общество. В первую очередь с ним нельзя грубо обращаться. Для него не годятся шумные, возбуждающие игры. На состояние нервной системы ребенка большое влияние также оказывает правильно выбранное питание и распорядок дня. От недостаточного или неправильного питания ребенок легко становится нервным. Он должен вовремя и в определенные часы ложиться спать. Его сон должен быть достаточно долгим.
Никогда не браните ребенка за то, что он плохо спит, не ругайтесь, если он разбудит вас несколько раз за ночь. Если вы уверены, что у ребенка есть все, что ему необходимо: свежий воздух, приятное тепло, правильное питание, если вы уверены, что с самого раннего детства правильно воспитываете ребенка, тогда ищите причину его поведения в чем-то другом. Вы были бы очень виноваты перед своим ребенком, если бы вас удовлетворило утверждение, что он просто унаследовал вашу нервозность и вам ничего не нужно предпринимать, чтобы этого избежать.

Если ребенок ночью плохо спит, то это может быть не только результатом плохого воспитания, но и признаком начинающейся болезни. Мать должна проверить, нет ли у ребенка жара, и при малейшем подозрении измерить температуру. Проверьте, в порядке ли у него стул, не вздутый и не твердый ли животик, свободно ли ребенок мочится, в порядке ли у него глазки и ушки. Ребенок, который сто раз за ночь кричит капризничая, на сто первый раз может иметь причину для крика!
Если все в порядке, ложитесь спать и дайте ребенку покричать в одиночестве, если, конечно, сможете это вытерпеть. Дайте ему понять, что вы твердо- намерены ему помочь, если для этого есть повод, но не собираетесь поддерживать его в намерении покричать на всякий случай. Если причина крика устранима, нужно ее устранить. Относитесь к ребенку так, чтобы ваше поведение не поддерживало в нем склонности к нервности, а, наоборот, способствовало его успокоению. Спросите себя: а может быть, вы и сами кричите друг на друга и дома у вас не всегда спокойно и тихо? Если так, то и от ребенка нельзя требовать, чтобы он был спокойным и тихим.
Ребенок учится, наблюдая и подражая другим. Он подражает поведению окружающих. Вы должны быть осмотрительны, чтобы ребенок не перенял у вас каких-либо черт и привычек, которых вы не хотели бы у него видеть.

Молочные зубы

Первые зубы, которые вырастают у человека, называются молочными, потому что появляются еще в грудном возрасте. Всего у ребенка будет 20 молочных зубов.
Как правило, первые молочные зубы появляются на 6-м месяце, чаще на 7-м, но иногда и на 10-м месяце. Первыми появляются 2 резца на нижней челюсти. Все молочные зубы находятся ребенка в деснах еще до рождения и затем постепенно проре-ываются наружу. Если мать во время беременности заботилась правильном питании, то она сделала все от нее зависящее для формирования хороших зубов у будущего ребенка. Однако одного только хорошего питания во время беременности недостаточно.

Молочные зубы должны «прослужить» до школьного возраста, пока не вырастут постоянные. Постоянные зубы начинают расти в 6 лет и полностью вырастают к 24 годам, когда появляются зубы мудрости. Молочные зубы требуют такого же тщательного ухода, как и постоянные. Внимательно следите за состоянием зубов ребенка.
Ребенок должен получать материнское или хорошее коровье молоко. Молоко содержит кальций и фосфор - 2 важных элемента, необходимых для образования костей и зубов.
Кроме минеральных солей здоровые зубы и десны нуждаются в витаминах. Из препарата, рекомендованного врачом, ребенок получает витамины А и D, а из фруктовых соков - витамин С.
Здоровым зубам нужно также солнце - со всем его благотворным действием на организм человека.
Правильное питание не только сохраняет здоровые молочные зубы, но также способствует образованию здоровых постоянных зубов, которые в это время как раз начинают формироваться в детских челюстях.
Тот, у кого от природы здоровые и прочные зубы, должен заботиться об их сохранении, правильно питаясь. Если у кого-то зубы менее крепкие, то и в этом случае также поможет хорошее питание.

Неправильное прорезывание зубов

Даже у совершенно здоровых детей иногда первые зубы прорезываются только на 10-м месяце! Если вы уверены, что хорошо кормите ребенка, а врач подтвердил, что он здоров, будьте спокойны.
В очень редких случаях вместо нижних могут прорезаться верхние резцы. В этом нет ничего страшного.
Иногда у ребенка уже на 6-м месяце появляются нижние и верхние резцы. Это в значительной мере зависит от наследственности, т. е. в одних семьях зубы появляются очень рано, в других, наоборот, очень поздно. У детей, страдающих рахитом, цингой или каким-нибудь заболеванием желез внутренней секреции, зубы прорезываются очень поздно и неправильно. Но это больные дети, находящиеся под наблюдением врача, и их нельзя сравнивать со здоровыми.

Как поднимать ребенка после пяти месяцев

Шейные мышцы ребенка в большинстве случаев только на 6-м месяце бывают настолько сильны, чтобы при поднимании удержать его голову и тело в правильном положении; на 5-м месяце это наблюдается в редких случаях. Поднимаем ребенка, взяв его тело обеими руками под мышками с двух сторон, большими пальцами поддерживая грудку. Не следует брать ребенка слишком глубоко под мышками, потому что ваши руки будут сдавливать проходящие там нервы и сосуды. Это очень неприятно и причиняет ребенку боль. Никогда не поднимайте ребенка за ручки, потому что слабые мышцы и связки могут не удержать веса тела, и руки могут вывихнуться в плечевых или локтевых суставах.

Игрушки

Ребенку лучше всего подходят простые гладкие игрушки. Мяч, погремушки, кубики, резиновые куколки и звери - гигиенически самые подходящие игрушки, потому что их можно легко содержать в чистоте.
Все игрушки следует ежедневно (по возможности) мыть в мыльной воде щеткой. Позже, когда ребенок будет старше, надо просто выбрать определенное время для регулярного их мытья.
У ребенка не должно быть много игрушек. Чем их больше, тем скорее они надоедают. Никогда не давайте ребенку много игрушек одновременно. Пусть он играет одной, самое большее двумя. Остальные уберите.
Медвежата и мохнатые звери, которых так любят дети, не слишком подходящие игрушки, потому что накапливают много пыли и плохо поддаются чистке. Затем пыль попадает детям на руки и в рот. Нельзя давать детям бусы: если нитка разорвется, ребенок может проглотить маленькие бусинки или засунуть их в ухо или нос.
Игрушка должна быть не только безопасна и безукоризненна в гигиеническом отношении, но и красива. Красивая, со вкусом сделанная игрушка должна способствовать психическому развитию ребенка.

Развитие речи

Ваши разговоры с ребенком закладывают фундамент для овладения языковыми навыками. Сенсорная речь (понимание того, что он слышит) формируется раньше, а моторная (умение говорить) развивается медленнее.
Чтобы предоставить ребенку возможность понимать отдельные слова, вы должны разговаривать с ним медленно, отчетливо и простыми фразами. Фокусируйте его внимание на вещах, часто встречающихся в повседневной жизни, называйте их коротко: «Эта мамина книжка» или «Вот кукла». Прежде чем сказать что-то еще, всегда делайте паузу, чтобы дать ребенку возможность разобрать ваши слова и отреагировать на них, например повернуться в нужную сторону, если задается вопрос: «Где часы?».

В этом возрасте ребенок способен выполнить простые действия в ответ на вашу просьбу: «Поцелуй бабушку», «Помаши ручкой» или «Дай маме куклу» (слово «пожалуйста» будет совсем не лишним и не усложнит понимание ваших слов, зато приживется в речи ребенка). В первый раз это может показаться простым совпадением, когда вы попросили, а ребенок протянул вам руку в ответ. Но не старайтесь «дрессировать» его, не показывайте разочарования, если ребенок не понимает, о чем речь.
У него наверняка есть любимые песенки и стишки. Как ни надоедает вам исполнять одно и то же, помните, что ребенок учится с ваших слов. Не важно, что вы ему читаете, главное - постоянство. Если мама и бабушка стараются декламировать детские стихи, то ребенок постарше может рассказывать малышу то, что ему задано в школе, а папы иногда отрабатывают тексты своих научных выступлений на неподходящей, казалось бы, аудитории в ползунках.
Первые книги с толстыми страницами из картона, на которых нарисованы неправдоподобно красивые картинки, тоже могут войти в жизнь ребенка в этом возрасте. Почаще показывайте ему на простые предметы, животных или людей, спрашивайте его: «Где собачка?», в конце концов ребенок вас удивит, ткнув пальчиком точно в нужное место на странице.
Кроме стихов и песенок, существуют детские музыкальные записи. Многие дети неравнодушны к классической музыке и у них есть любимые фрагменты, которые действуют либо успокаивающе, либо заставляя ребенка радоваться и буквально прыгать.

Физическое развитие

Старайтесь почаще менять позы и местоположение вашего ребенка: переворачивайте его с живота на спинку, из положения сидя - на живот, переносите из кроватки на пол, чтобы предоставить ему шанс попрактиковаться во всем разнообразии двигательной активности. Как только ваш ребенок будет готов, он может выполнять следующие упражнения:

Стоять у вас на коленях и прыгать;
пытаться сесть;
сидеть в позе лягушки;
сидеть прямо, при необходимости опираясь на подушки;
пытаться встать, держась за ваши пальцы;
пытаться стоять в кроватке или манеже;
отрывать от пола живот, вставая на все четыре конечности;
«летать» по воздуху.

Большинство детей начинают уверенно сидеть в возрасте 7- 9 месяцев. Мать узнает, что для этого пришло подходящее время, когда ребенок самостоятельно сидит и может продержаться в этом положении без опоры несколько минут. У шестимесячного малыша мышцы недостаточно сильны, поэтому принуждать его сидеть нельзя. Однако если вы заметите, что у ребенка есть желание сесть, без колебаний подайте ему палец, чтобы он мог его схватить и подтянуться. Продержится он, правда, всего минутку, но это доставит ему большое удовольствие. Таким образом он тренирует свои мышцы и вообще развивается.
Развитие ловкости детских пальцев и ладоней в конце концов приводит к освоению многих важных навыков: владение ложкой, рисование, чистка зубов, завязывание шнурков, застегивание пуговиц, поворачивание ключа в замке и т. д. Ловкость рук развивается быстрее, если ребенок имеет больше возможностей для практики. Следующие предметы и упражнения могут помочь развитию навыков мелкой моторики:

Простые кубики из дерева, пластика или материи;
мягкие куклы и игрушки, изображающие животных;
настоящие или игрушечные предметы домашнего обихода: телефоны (без шнура), ложки, мерные чашки, кастрюли и сковородки, бумажные стаканчики, пустые коробки и т. д.;
мячики, различные по форме и текстуре, которые можно взять в руки и сжимать; они доставляют особую радость, как только ребенок научится садиться на них сверху или катать по полу;
пальчиковые игры.

Навыки общения

Середина первого года - прекрасное время для развития навыков общения у детей. Они улыбаются, смеются, визжат и общаются самыми различными способами, разделяют свое дружелюбие со всеми окружающими, обучены простым формам приветствия и другим основам поведения в обществе, например махать рукой на прощание.
У ребенка начинает пробуждаться понимание. Имена (мамы, папы, сестер и братьев) распознаются первыми, следом за ними простые слова (например, «нет», «бутылочка», «пока»), а вскоре и часто повторяемые в его присутствии выражения («Ты хочешь кушать?» или «Погладь собачку»). Эти языковые навыки (понимание того, что вы сказали) приходят раньше, чем умение говорить. В настоящее время ребенок уже делает первые шаги в этом направлении, учась решать простейшие проблемы, наблюдая и запоминая.
Играйте с ребенком в игры, которые помогут ему наблюдать возникновение причинно-следственных связей (наполняйте пустую чашку водой), объяснят эффект исчезновения предметов (прикройте одеялом любимую игрушку, а затем позвольте ребенку ее поискать или поиграйте в «ку-ку»).
Продолжайте совершенствовать слуховое восприятие ребенка.

Итоги шестого месяца

Нет двух абсолютно одинаковых детей одного возраста: один уже умеет делать одно, второй - другое, и все же оба ребенка могут быть одинаково сообразительными, крепкими и здоровыми. Поэтому не огорчайтесь, если ваш ребенок немного отстал в своем физическом развитии. Он не должен уметь делать то, что уже умеют его сверстники. Вскоре он их догонит, и через несколько месяцев, глядя на него, никто уже не определит, когда он впервые сел - на 5-м или на 8-м месяце.

Обычно ребенок в 6 месяцев:

Способен переменить положение, поворачиваясь со спины на живот и обратно;
умеет подняться и сесть с помощью взрослых;
может схватить определенный предмет;
с уверенностью поворачивает голову на звук, безошибочно узнает мать среди остальных людей;
выражает свое неудовольствие, когда у него берут игрушку:
играет с игрушкой и смотрит на нее уже совершенно правильно, не кося глазами;
подражает некоторым звукам: «ш-ш», «гу-гу», «а-у» и т. п.

Что необходимо ребенку

Давая ребенку овощи, вы вводите в его организм необходимые минеральные соли.
Если ребенок хочет сидеть, не препятствуйте ему. Однако сами его не сажайте.
Находится ли ваш ребенок под постоянным надзором врача? Только так можно предотвратить различные несчастья.
Сделаны ли вашему ребенку прививки? Конечно, уже в родильном доме была сделана прививка против туберкулеза. Позаботьтесь, чтобы ему были сделаны все плановые прививки.

В 5 месяцев в поликлинике обязателен только осмотр педиатра. Средний вес ребенка 7 кг, рост 64-65см. Средняя прибавка в весе за месяц 800 г, в росте 2,5 см. Спит теперь ребенок примерно 15-16 часов в сутки. Днем 2-3 раза по 1,5-2 часа.

Шестой месяц жизни Особенности развития

На шестом месяце ребенок начинает откликаться на свое имя, пытается подползать к игрушкам, умеет хныкать и радоваться, учится играть с игрушками (стучит ими, перекладывает из одной руки в другую, бросает),

может участвовать в игровых ситуациях, начинает произносить слоги, снимает губами пищу с ложки. Имеются мнения, что если проявить терпение можно выработать у ребенка навыки опрятности (научить ребенка писать в тазик). Похвалитесь в комментариях, у кого получилось?!

Шестой месяц жизни Начинаем ползать

С шестого месяца лучше всего перевести ребенка, во время бодрствования, на одеяло на полу: он получит возможность подползать к игрушкам, а Вы не будете беспокоиться, что ребенок откуда-то упадет. В это время очень полезно стимулировать его к ползанию, для этого раскладывать игрушки так, чтобы они были близко, но рукой ребенок не мог до них дотянуться. Можно иногда подкладывать ладонь под стопы ребенку, чтобы он отталкивался и двигался вперед. Рекомендуются также включать специальные упражнения Если ребенок начинает ползать, не ограничивайте его территорию кроваткой или манежем - пусть осваивает просторы квартиры.

Шестой месяц жизни Пытаемся сидеть

В это же время ребенок проявляет желание сесть. Его тоже обязательно нужно поддержать.

Полезно: когда ребенок лежит на спине вкладывать в ручки ребенка свой большой или указательный палец и слегка потягивать ребенка за ручки вперед (не тянуть, если ребенок не проявляет желания сесть), довести ребенка до положения сидя и оставить в этом положении (пока ребенок сам держится за пальцы), затем плавно опустите свои пальцы, чтобы ребенок снова лег на спинку. Это упражнение полезно включать в ежедневную гимнастику.


Можно сделать для ребенка в коляске или кроватке удобную палочку-держалку, чтобы он мог самостоятельно ухватиться за нее руками из положения на спине, и держась за нее, самостоятельно сесть. Палочка должна быть съемной, чтобы ее можно было убирать. При этом обязательно надо предусмотреть, что ручки у ребенка могут сорваться и он снова окажется на спине, чтобы в этом случае он ни обо что не ударился. У нас ребенок очень любил так садиться, долго сидел, держась за палочку в кровати и издавал радостные звуки, а когда ему надоедало начинал реветь, кто-нибудь приходил и опускал его.

На 6-м месяце можно носить ребенка в сумке кенгуру, это развлекает его, способствует его развитию и при этом мамины руки остаются свободными.

До тех пор пока ребенок не будет самостоятельно садиться и уверенно сидеть нельзя: сажать ребенка, подкладывая под спину подушки, сажать его в коляске, на горшок, ставить в ходунки.

Шестой месяц жизни Первые зубы

К 6-ти месяцам у большинства детей прорезаются 2 первых молочных зуба - нижние центральные резцы. Во время прорезывания зубов может отмечаться повышенное слюноотделение, капризы, плохой сон, снижение аппетита, повышение температуры, нарушения стула. В это время пригодятся специальные игрушки-прорезыватели, которыми ребенку будет удобно тереть десны. Помогают временно снять болезненность десен «Калгель» или «Камистад» это специальные гели для десен, содержащие лидокаин, отличие между ними заключается в дозе лидокаина, в «Камистаде» лидокаина больше, поэтому обезболивающий эффект более выражен.

Шестой месяц жизни Первый прикорм

Прикорм не вводится:

  • во время или сразу после острых заболеваний,
  • перед или сразу после прививки,
  • в период обострения аллергического дерматита, любых хронических заболеваний,
  • одновременно с началом приема новых лекарств.

Первым можно вводить (овощное пюре) или Готовить можно самим или пользоваться готовыми продуктами детского питания.

Правила введения прикорма следующие

  • У малыша обязательно должна быть своя отдельная посуда: тарелка, чашка, ложка.
  • Начинают с введения какого-то одного продукта (один овощ или каша из одного злака, без добавок).
  • Следующий продукт вводят только после привыкания к предыдущему.
  • Вводят прикорм постепенно, начиная с 1-2 чайной ложки, увеличивая объем примерно за 2 недели доводя до нужной по возрасту порции прикорма.
  • Вводят прикорм только с ложки.
  • Начинают с жидкой или полужидкой гомогенной консистенции прикорма, постепенно переходя к более густой, а затем содержащей мягкие кусочки.
  • Прикорм дают всегда в начале кормления, и только потом кормят ребенка грудью или смесью.
  • Новый продукт дают в первой половине дня, чтобы оценить реакцию на него.
  • Обязательно с введением прикорма нужно добавить в рацион ребенка воду (100 мл в сутки).
  • Предлагают прикорм несколько раз подряд, рекомендуется готовить без соли, но если ребенок отказывается есть, можно попробовать посолить блюдо и снова предложить ребенку.
  • Если продукт плохо переносится ребенком, вызывает расстройство стула, повышенное, газообразование, боли в животе - его надо временно исключить из рациона и повторить введение через месяц.

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями. Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, - это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями. Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое “я” и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Общая подвижность

1. Лежа на спине. Грудной ребенок может сам поворачиваться на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Хватает ноги, щупает свое тело, изучает его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда делает “мостик”, с гиперэкстензией позвоночника: упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника.

2. Нижние конечности. Они повернуты наружу, согнуты в коленях, а угол между бедром и животом - тупой: нога по отношению к голени вытянута, а лодыжечный сустав обладает хорошей подвижностью. Только в этом возрасте становится возможной полная экстензия нижних конечностей. Движения отличаются большой координацией. Движения нижних конечностей имеют большую амплитуду; ребенок сильно ударяет ножками, останавливается порой на минуту и смотрит на окружающих, как бы требуя их внимания, затем возобновляет движения.

3. Лежа на животе. В этом положении малыш хорошо поднимает голову. Отмечается расслабление туловища. Когда он лежит спокойно на животе, бедра прилегают к плоскости кроватки. Он опирается на предплечья или на руки при хорошем общем равновесии.

4. Положение сидя. Если младенца усаживают при поддержке матери и если мать отнимает руки, которые его поддерживают, грудной ребенок приводит ручки вперед и берет на себя, несколько неловко, тяжесть своего тела. Очень хорошо моторно-развитые дети могут сидеть 3-10 минут.

5. Положение стоя. Если мать поддерживает ребенка подмышки, он опирается сначала неуверенно на кончики пальцев, опираясь несколько лучше на расставленные ноги, но все еще с согнутыми коленями, все тело находится в симметричном положении (голова по той же оси, что и тело). Это не означает, что малыш начнет скоро ходить.

Тонкая подвижность

Хватание руками становится более ловким. Ребенок пользуется всей рукой как черпалкой, всей ладонью, но с частичным противостоянием большого пальца. Если ему дают в руку игрушку, он ее долго держит. Хорошо хватает кольцо рукой. В начале месяца ребенок с трудом удерживает кубик: если ему дают в руку кубик, он держит его ладонью и кончиками пальцев. К концу месяца движение становится ловким, ребенок держит кубик в ладони с закрытыми на нем пальцами; он может схватить по игрушке или кубику в каждой руке, а если они гремят, он ударяет их один о другой. Малыш начинает участвовать всем телом в хватании игрушки, сначала приковывает к ней взгляд, затем, поочередно закрывая пальцы, как бы ловя ее на расстоянии, пробует приблизиться к игрушке. Если ребенка укладывают на живот и кладут перед ним какой-нибудь блестящий предмет на малом расстоянии от руки, он пробует передвигаться, потягивается немного на животе и ему иногда удается схватить предмет. После этого он начинает ликовать, суетиться, издавать крики.

6-ой месяц имеет большое значение в развитие младенца. Сидячее положение становится более стабильным, равновесие совершенствуется в положении лежа на спине и лежа на животе. Изменение положения расширяет кругозор ребенка. Он хорошо контролирует движения головы, вращение улучшается, а тем самым и способность совершенствовать свою моторную функцию. Возрастает контакт с окружающим миром. Из этого следует, что психическое развитие, созревание чувств, социальный контакт зависит от качества развития мышечной системы ребенка.

Речь

В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. Он образует все больше и больше слогов: да, ее, дее, ге-ге, ого-го, соединяет их и произносит ритмично. С каждой неделей можно увидеть, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее, образуют постепенно язык, на котором он будет разговаривать с родителями. Модулируется голос и тон.

Социальный контакт

Грудной ребенок начинает различать лица, которые он видит каждый день. Это заметно из того, что он притихает и прерывает игру, когда по близости появляется кто-нибудь чужой и, когда присутствие последнего ему не по вкусу, он начинает плакать. Малыш радуется, когда видит свое изображение в зеркале. Он различает ласковый, любящий тон голоса от твердого, строгого тона. Воспринимает и реагирует на мимику матери. Поворачивается к источнику шума и реагирует на приятные или неприятные ситуации.

Игра

Появляется новый этап в развитие ребенка - игра. Малыш любит, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Ему нравится, когда мама или папа ударяют в жестяную коробку, гремят погремушкой. Таким образом, предмет в игре используется как средство общения.

Вас должно насторожить, если:

– к концу 6-го месяца, лежа на животе, ребенок не может дотянуться до игрушки;
– к концу 6-го месяца не может ухватить кубик;
– к концу 6-го месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
– к концу 6-го месяца не просится на ручки, протягивая ручонки взрослому.

Практические советы

Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.

Сядьте на пол вместе с ребенком. В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе. Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.

В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.

Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время кормления. Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул. В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске. Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова “удар, ударять”, чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.

Время отдыха. Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

Окончание первого полугодия жизни ребенка - это своего рода критический период, или переходный - подготовка к прорезыванию и прорезывание зубов, подготовка к так называемой "вертикализации", т.е. к умению садиться и вставать.
Задолго до прорезывания зубов у малыша обычно усиливается выделение слюны, припухают десны. Следите, чтобы подбородок ребенка и шейные складки не были постоянно влажными ~ под руками у вас всегда должна быть чистая мягкая салфетка для вытирания слюны. Очень важно в этот период особенно тщательно, несколько раз в день мыть игрушки с мылом и ополаскивать их кипяченой водой - ведь ребенок не просто берет их в рот, а активно трет ими десны, и грязная игрушка может стать причиной такого неприятного заболевания, как стоматит.
Обычно у малыша на 6-м месяце сначала прорезываются 2 нижних или 2 верхних центральных резца, поодиночке, с интервалом 5-6 дней, а иногда и оба сразу. Следует сказать, что сроки прорезывания зубов у здоровых детей могут быть разными, есть дети, у которых они прорезываются уже в 3-4 месяца, а есть в 8-9. Обычно это связано с влиянием наследственных факторов. Но есть состояния, при которых прорезывание зубов задерживается значительно - прежде всего, это рахит и некоторые другие заболевания. Поэтому, если у ребенка до 8 месяцев не прорезались первые зубы, обратитесь к врачу.
Процесс прорезывания зубов у большинства детей несколько нарушает их состояние и самочувствие. У многих малышей за 3-4 дня до этого события может участиться стул, снизиться аппетит. Ребенок становится капризным, хуже спит, трется лицом о подушку, о мамино плечо. Может даже несколько повыситься температура. В этот период родители должны быть очень внимательны - ведь с прорезыванием зубов, поскольку сопротивляемость организма снижена, может совпасть и какое-то заболевание. Если температура выше 37,5 градусов или если у ребенка рвота, понос, возбуждение или вялость, нужно вызывать врача.
На шестом месяце жизни у детишек, родившихся у мам со снижением гемоглобина, возможно развитие железодефицитной анемии (сейчас таких мам особенно много, так как питание населения недоброкачественное). Поэтому поинтересуйтесь у врача, не пора ли сделать ребенку анализ крови - это поможет своевременно ликвидировать дефицит железа, повысить сопротивляемость организма, предупредить наслоение инфекционных заболеваний.
В возрасте 5-6 месяцев в питание ребенка обычно вводят творог, который вы получите на молочно-раздаточном пункте (ослабленным детям по рекомендации врача творог иногда вводят раньше). Этот полезный продукт вводят постепенно, с 1/4 чайной ложки, растирая его с молочной смесью, кефиром ("Агу"), или смешивая с кашей, фруктами. Кормят ребенка по-прежнему 5 раз в день, меню его примерно такое: в 6 часов - 200 граммов грудного молока, молочной смеси или кефира, в 10 часов - "завтрак" - 150 г 10%-й каши и 40-50 г фруктового пюре или тертого яблока, в 14 часов - "обед" - 180-200 г овощного пюре и 40-50 г сока, в 18 часов - вновь грудное молоко (у искусственников - смесь) и 3-5 ложек творога, протертого со смесью или с фруктово-ягодным пюре, и на ночь - в 22 часа или в 22.30 - грудное молоко или смесь.
Не забывайте о гимнастике! На шестом месяце обязательны упражнения, развивающие мышцы спины, рук, ног, готовящие малыша к ползанию и ходьбе). Стимулировать ползание можно, положив перед ребенком, лежащим на животе, игрушку и слегка подталкивая ребенка к ней, помогая встать на четвереньки. Не огорчайтесь, если в конце шестого месяца ваш ребенок еще не умеет самостоятельно садиться - многие дети вначале овладевают умением вставать из коленно-локтевого положения, а уже затем - самостоятельно садятся.
Пощряйте ребенка манипулировать игрушками, например извлекать звуки из озвученных игрушек. Разнообразные движения рук способствуют дальнейшему познанию мира, стимулируют развитие активной речи. К концу 6-го месяца малыш подолгу повторяет отдельные слоги - "ба-ба-ба", "ля-ля-ля", "ма-ма-ма". Играя с ребенком, используйте этот его "словарный запас". Сосредоточив внимание малыша на своем лице, губах, мама или папа спокойным ласковым голосом повторяют доступные ему слоги. чередуя их с известными детскими стишками, прибаутками. Обычно на это малыш отвечает активным лепетом. К 6 месяцам ребенок должен также уметь хорошо есть густую пищу с ложки и придерживать руками бутылочку, из которой его кормят.
Если вы не делали этого раньше, на 6-м месяце уже обязательно начните вырабатывать у ребенка навыки опрятности. Если он проснулся сухим, подержите его над горшком, тазиком, поощряя соответствующими звуками. За успех похвалите, если же попытка не удалась, не говорите с малышом сердитым тоном, чтобы не вызвать негативного отношения к этой процедуре, имейте в виду, что детей, преимущественно воспитываемых в памперсах, приучать к опрятности сложнее - многие из них очень долго не просятся на горшок.

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитя овладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка . Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становится предметная деятельность - это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот период яркой сенсорной активности &nBsp; ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием.

Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой,&nBsp; неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции . Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги. Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков , возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка . Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги - чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии . Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка , советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание , а на три месяца и больше - как значительное отставание в развитии , которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Развитие и воспитание ребенка . 6-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития активной речи и мышления

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 6-го месяца

1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.

2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.

3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.

1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.

2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка .

3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.

1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку , используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.

2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.

1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.

2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).

3. Продолжать развивать действия рук.

Задачи

1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.

2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки - подвески, изменять положение других и т.п.).

3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.

1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.

3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.

4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка , реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.

5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

1. Продолжать развивать речевой слух ребенка , побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.

2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).

3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи - проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.

4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.

5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.

1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.

3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе - подтягивание на руках: подползание (к игрушке).

4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).

5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)

6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.

Материал. Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).

Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.

Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка .

ЗАНЯТИЕ 3

1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.

2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.

Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).

Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.

3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.

Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.

1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.

Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.

В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.

Примечание:

«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.

2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.

Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка , называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка . Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) - другое имя.

Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.

1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка . Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка .

2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.

Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.

3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».

Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).

Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».

Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.

Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка . Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.

Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.

В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку , лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка .

Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.

Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.