Символы и мифы о кошках и котах. Как и когда кошки появились на руси

Домашние кошки появились на территории Руси раньше, чем наши предки стали христианами. Самые первые сведения о домашних кошках дают археологические находки на территории бывшего СССР. Вот некоторые данные, приведенные В. Карповым в его работе «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987).

Продвижение домашней кошки от берегов Чёрного моря на суровый север происходило медленно. Так, найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. Но опять-таки только по одному экземпляру в трёх поселениях. Однако уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологи фиксируют появление кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках этот зверь попадает в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье.

Кошка играет также важную роль и у Богини Макоши. В данной статье — нет речи, что Велес в образе кошки, кошка скорее его спутник, т.к. относиться к навьему миру духов.

Велес — одно из центральных божеств в славянской мифологии. Одним из священных животных Велеса, считается мохнатый кот. Считается, что кошка — Зверь Велесов. В мифологии Древней Руси кошка выступала и в роли созидателя, и в роли разрушителя. Одно из главных направлений её деятельности — сохранение домашнего очага. Но и это не всё — кошка у русских является ещё и проводником в потусторонний мир.

В русских сказках, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей, причём едва ли не самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказки, обладал уникальным голосом (слышным за семь вёрст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу.

Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить». В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю - сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

В славянской мифологии Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады. В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства — руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить её уши…

Согласно широко распространенной версии, европейское слово «кошка» произошло от африканского — «кадис». Считается, что первые домашние кошки родом из Египта, откуда их привезли в Древний Рим. Тут-то и начинается загадочная история кошачьего имени. Во-первых, во многих индоевропейских языках слово «кошка» звучит очень похоже: кот, кошка — у славян, кэт — у англичан (cat), катер — у германцев (kater), ша — у французов, но пишется — chat, катто — у прусов (catto), кате — у литовцев (kate), каке — у латышей (kake), котка — у болгар. По латыни дикую кошку называют катус (cattus).

Неужели на все эти названия повлияли североафриконские заимствования? Вряд ли. Основа слова «кот» у европейцев древняя, поэтому столь одинаково она звучит на многих языках. Слово «кот» теснейшим образом связано с очень важным глаголом, обозначающим рождение, — котиться, оно также является составной частью слова, обозначающего звериного детёныша — catulus (по латыни).

Действительно, это мы сейчас говорим, что «звери рожают». Для наших предков такое выражение было неприемлемо. Рожать могла лишь женщина. Дело в том, что слово «родить» — священное и магическое. У славян оно связано с древнейшим Богом умножения рода человеческого — Родом (или Рудрой у древних индо-ариев). Кошка, как и всякий скот, в том числе мелкий, может только котиться. Котятся, кроме кошки, козы, овцы, зайчихи, крольчихи, коровы и другие животные.

Беременная кошка называлась по древнерусски «сукотная». Между словами кот, скот, окот (размножение домашних животных) есть некая связь, может быть, восходящая к началу распространения скотоводства в Европе, примерно, к 6-4 тысячелетию до нашей эры. В это же время, кстати, складывались и древние индоевропейские языки. Слова «кошка» или «кот» в переводе с древнеевропейских языков должны были подразумевать «рожающий или рожающая». Оно указывало на прямую связь древних «мурок и васек» с культом плодородия.

Доказательством подобной версии служат мифологические представления о кошке у древних германцев. В образе кошки у них выступала богиня любви, материнства и плодородия Фрея, супруга солнечного Бога Фрейра. Ничего удивительного здесь нет. Высокая воспроизводимость потомства у кошки хорошо известна.

На Руси самыми распространенными именами наших любимцев были Мурка и Васька. Почему Мурка — понятно, мурлычит много. Но отчего же тогда кота не называют Муром (ведь он урчит не хуже), Иваном или Петром, а именно Василием? Вот здесь заключено второе таинство кошачьего имени для нас, русских. Но оно связано уже чисто со славянской мифологией.

До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего бога подземного царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот являлся спутником Бога Велеса, священным животным, и с ним было связано немало обычаев и обрядов.

После введения христианства на Руси язычество долго сохранялось. Но имя Велеса было запрещено, и древний Бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Велес. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. Поэтому при обращении к Их Мяукающим Высочествам будем помнить, что в каждом из них есть дух великого Велеса.

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере предков, были разного звания, и каждый отвечал за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии славяне относились с трепетным уважением и страхом. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следил за порядком, был доброжелателен, но мог и смертный конец ускорить.

Особая мистика окружало строительство нового жилья. Здесь непременно были нужны жертвы духу новостройки. Без обрядового подношения новоселов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечет, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И шёл кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

За овин в хозяйстве отвечал другой домовой — овинник. Страшен он был, так как имел власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по легендам, пожары случались по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступал всегда чёрный кот.

За причастность к магии подземного мира много бед на голову кота падало. По славянским поверьям, если грянет мор или эпидемия, надо хутор или деревню опахать — охранительную черту провести. Потом для крепости колдовства живого кота в борозду закопать. Выручай, Вася, — замолви Велесу словечко, чтобы чуму или холеру стороной провел.

С чародейством и магией была связана и окраска кошки. Белая масть означала связь с зарею, чёрная — с ночью. Вообще черной кошке крепко не повезло. Это масть дыма, нечистой силы. Однако такая напасть на кошку обрушилась, видимо, после распространения христианства, для которого всё, что мохнатое, языческое, — ассоциируется с чертом. У славян-язычников такого рокового отношения к чёрной кошке не было.

Если ночью на грудь навалилась серая кошка - это домовой давит. Надо его сразу спросить: «К добру или к худу?» - и выслушать ответ. (Народная примета).

До сих пор сохранилась на Руси вера, что в несчастном доме коты не ведутся, а кто убьёт кота, тому семь лет ни в чём удачи не видать. Кто любит и бережёт кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».

Много других поверий связано с этим зверем, множество примет и пословиц. Без кошки не изба. На мышку и кошка зверь! Кошки дерутся - мышкам приволье! Кто кошек любит - будет жену любить! Напала на кошку спесь, не хочет и с печки слезть! Любит кошка молоко, да рыльце коротко!

Есть много поговорок, связанных с нравом, повадками кошек, применённых к всевозможным явлениям человеческой жизни: У них лады — что у кошки с собакой! - говорят о сварливой супружеской чете. Захотел от кошки лепёшки! - намекают на чью-либо сомнительную щедрость. Поклонишься и кошке в ножки! - предупреждают гордеца, которому на роду написано переломить свою спесь-гордыню.

По простонародной примете: кошка свертывается клубком - к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребёт лапами стену - к ветру непогожему, пол - к вьюге, умывается - к ведру, лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку (корысть) сулит.

Как с огнём очага, так и с кошкою соединяются приметы о приезде гостей: если умывается кошка или загребает лапами, то ожидай гостей; если при этом лапы у неё холодные - то гости будут чужие и нежеланные, а если лапы теплые - то приедут друзья и родичи.

Бытует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может её уморить до смерти.

Много загадок загадывается про этого живучего зверька: Четыре четырки, две растопырки, один вертун, да два яхонта.

По материалам Яны Раменской

Просмотры: 1 000

В жизни русского человека, да и не только русского, но и всех россиян, кошка кажется чем-то столь же незыблемым как русские народные песни, сказки (вспомнить хотя бы Кота ученого или Кота Баюна), да и сама русская история. Однако мало кому известно, что кошки на нашей территории являются пришлыми животными, причем, пришедшими относительно недавно.

Откуда взялось слово «кот» на Руси…

Несмотря на то, что такие страны как Китай или Англия находятся значительно дальше от Египта, чем Русь, с кошками жителям этих стран удалось познакомиться все же раньше, чем нам. То, что знают многие. Но даже само слово «кот» не является исконно славянским и позаимствовано из латинского языка, где диких кошек обозначают словом «каттус». Именно от него и происходит слово «кот». Немногие знают и то, что самку домашней кошки вплоть до XVI-го века на Руси называли «котка». Кстати, в некоторых славянских языках по сей день сохранилась старинная форма этого слова.

Когда на Руси появились первые кошки

Некоторые источники утверждают, что первые кошки появились на Руси еще во II-V веках, но тогда они были невероятно редкими. Судя по останкам кошек найденным на Южной Украине, в VII-VIII веках они здесь точно обитали, хотя и неизвестно в каких количествах. Но это был юг современной Украины, который тогда только осваивался славянами, а что до территории современной России, то там кошки стали распространяться только в XI веке.


Каким путем попали кошки на Русь, и что было после этого

Предполагается, что на Русь кошек завезли мореходы. Обаятельный зверек никого не мог оставить равнодушным, и он сразу же приобрел огромную популярность. Вскоре уже появилась поговорка, что без кошки нет и избы. Были предусмотрены огромные штрафы, которыми наказывалось похищение кошки. Причем он был даже выше, чем штраф за кражу коровы. Учитывая то обстоятельство, что размер штрафа всегда определяется стоимостью ущерба, можно предположить, что стоимость кошки значительно превышала стоимость коровы.


В XII-ом веке разведение кошек на Руси становится нормой. Причем, церковь даже поддерживала это дело, взяв животных до поры до времени под свое покровительство. Очевидно церковные закрома изрядно страдали от грызунов, и церковь увидела в кошках божью помощь. В итоге кошки стали жить не только при церквях, но и в царских палатах и даже в деревенских избах. Животное стало покровителем домашнего очага и ездовым животным самого домового. Примерно тогда же, вероятно, и появился обычай при переезде впускать кошку в новый дом первой.

Русич и кошка – братья навек!

С ростом популярности кошек стали появляться и различные , поговорки и пословицы. Кошки прочно вошли в народные сказки, возможно, вытеснив оттуда более древних персонажей взяв на себя их функции. Кошачья натура произвела на русичей достаточно сильное впечатление и кошкам стали приписывать различные магические способности.


Примерно к XVI веку домашняя кошка имелась уже практически в каждой семье Российской Империи. Слова «кошка» и «кот» появляются даже в исторических документах, и не только как самостоятельные, но и в фамилиях влиятельных людей, например боярина Федора Андреевича Кошки-Кобылина. Также достаточно часто «кошка» встречается в прозвищах простых людей. Например, в приказных бумагах 1545 года был отмечен новгородский крестьянин по имени Кот-Мышелов Константин.

Кошки на службе у императрицы

В заключение не будет лишним вспомнить еще одни , связанный с российской историей кошек. Указ российской императрицы Елизаветы Петровны от 13 октября 1745 года приказывает, чтобы казанский губернатор доставил в тогдашнюю российскую столицу восемьдесят самых лучших кошек и котов, а также человека, который ухаживал бы за ними. Столь странный указ имел очень простую причину – императорский дворец сильно страдал от мышей. Спустя некоторое время народная молва приукрасила этот факт массой подробностей полусказочного толка. В итоге стали рассказывать о трех сотнях котов, которые должны были нести службу во дворце.

В России кошки получили широкое распространение всего три-четыре столетия назад. В это трудно поверить, ведь кошки входят в нашу жизнь с детскими потешками, колыбельными, народными сказками. Вспомнить хотя бы сказку «Репка»: «Кошка за Жучку, мышка за кошку...» Кажется, кошки были на Руси всегда... Однако на самом деле и в народной сказке «Репка», впервые опубликованной в 1863 г., о кошке ничего не говорится. Кошку стали звать после Жучки только в позднейших вариантах-переделках, и все прочие «кошачьи» песенки и прибаутки появились не ранее XVIII—XIX вв.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что кошки в Средние века на Руси встречались редко. Это были звери, содержать которых могли только богатые люди. В древнерусском литературном и юридическом памятнике «Правосудие митрополичье» его создание датируется XIV - началом XVI в., перечисляются штрафы, которые должны платить люди, причинившие вред различным домашним животным. За кражу собаки или кошки надлежало уплатить столько же, сколько за угон вола, - три гривны, а за жеребца втрое меньше, всего одну гривну! Этот документ свидетельствует о том, что кошки были редки и ценились дорого.

Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна в середине XVIII в. выписала в Санкт-Петербург из Казани 300 искусных котов-крысоловов для ловли не дававших покоя императрице и её свите крыс в Зимнем дворце. В XVII в. любимый кот царя Алексея Михайловича был настолько значительной «персоной», что художник даже нарисовал его портрет. А сын Алексея Михайловича Пётр I не только сам держал кота, вывезенного из Голландии, но и высочайшим указом повелел подданным «иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Примерно с этого времени кошки в России начали распространяться повсеместно. «Устрашители» мышей и крыс, помощники в деле охраны урожая, ласковые мурлыки быстро завоевали расположение и взрослых, и детей. Кошек полюбили, но при этом продолжали немного их и побаиваться: когти и горящие в темноте глаза невольно наводили на мысль о связи этих зверьков с «нечистой силой».

Здесь вы найдёте полный справочник пород кошек , а также подробное описание каждой породы.

Такое непростое отношение к кошкам отразилось в обычае пускать кошку первой в новый дом. В этом был и элемент гадания: надо посмотреть, как поведёт себя кошка, и по её поведению можно будет предсказать, какая жизнь будет у семьи в этом доме. Были и следы древнего обряда «строительной жертвы»: чтобы новый дом стоял крепко, нужно отдать ему жизнь первого вошедшего, так лучше пустить кошку, чем человека. Но и это ещё не всё. Считалось, что существует тесная связь между кошкой и домовым - духом-хранителем дома, семьи. Запуская кошку в новый дом, хозяева словно переселяли вместе с ней домового, чтобы он по-прежнему хранил семью, не оставил бы её своими заботами, забытый в старом доме.

Сегодня в это трудно поверить, но до X века домашних кошек на Руси практически не было. Историки предполагают, что этих первых пушистых зверьков в Россию завезли мореплаватели.

Кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры - всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Кошка в храме

Католическая Церковь считала кошек исчадьем ада и без зазрения совести сжигала бедных животных на кострах. А вот православные священники сразу прониклись к «коткам» - именно так раньше называли кошек. Пушистые зверьки охраняли съестные припасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в церковь. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для кошек.

Кошка - это роскошь

Поначалу в жилищах простых смертных кошки не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману - кошки обитали только в домах богатых особ. В патриархальной Москве кошка была атрибутом благополучия и достатка в семье.

Жили кошки и при императорских дворцах, которые, как и обычные жилые помещения того времени, очень страдали от грызунов. Так, у Петра I имелся любимый кот, которого он окрестил по традиции Василием. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Петр сразу оценил пользу, приносимую этими животными, и тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору привезти ей уже 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. Считалось, что казанские зверьки - лучшие крысоловы.
Екатерина II возложила на кошек еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только амбары, но и произведения искусства. Коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не меньше, чем шедевры живописи или скульптуры.

Только к концу XVIII века кошки появились и в крестьянских избах.

Кошки уже давно существуют бок о бок с человеком, и в каждой существующей на планете культуре этим очаровательным животным отводится своя очень важная роль.

История кошек в России: без кошки нет избы

Лапы первой домашней кошки ступили на русскую землю в 11 веке, а на землях, ныне относящихся к югу Украины, они и вовсе появились в 7-8 столетиях, о чем свидетельствуют найденные кошачьи останки. Впрочем, судя по некоторым данным, на землях, относящихся ныне к Одесской и Черкасской областям Украины, первые кошки появились уже даже во 2-5 веках, хотя в те времена они были большой редкостью. Как бы то ни было, известно, что животное на Русь привезли мореплаватели, и успех странного пушистого зверя был просто ошеломительным! В ходу сразу же появилась пословица «Без кошек нет избы», а безопасность и жизнь животных было решено защитить на уровне законодательства. Для этих целей придумали закон, который, в частности, предусматривал солидный штраф за кражу кошки. Удивительно, но его сумма была даже больше, чем размер штрафа, положенного за кражу коровы или угон вола.

Приметы и предсказания

Помимо этого, история кошек на Руси характеризовалась постоянным появлением примет, связанных с их жизнью. Эти приметы до сих пор в ходу, а основаны они были на суеверии о том, что кошки приносят удачу. Так, славяне решили, что трехцветная кошка обязательно принесет счастье своим хозяевам, а семицветный кот и вовсе будет гарантией благополучия. В то же время зародилась и примета, касающаяся черных котов, которых считали приносящими неудачи, хотя, с другой стороны, славяне верили и в то, что если завести черного кота в доме, он принесет неудачу прежде всего ворам, которые решатся на этот дом посягнуть, а заодно убережет и от грозы. Кроме того, кошек считали предсказателями погоды или каких-либо событий в семье: например, славяне верили, что если кошка не дает проходу хозяйке, это принесет последней обновку. И, конечно же, кошек с радостью сделали героями русских сказок. Все знают, например, знаменитого Кота-Баюна, говорившего человеческим голосом, а также массу других «кошачьих» персонажей, в характеристиках которых так или иначе просматривается любовь славян к ним.


Разведение кошек в России

Разведением кошек славяне начали преимущественно в 7 столетии. При этом эта работа проводилась при поддержке церкви, которая охраняла этих животных и разрешала их селить при монастырях и церквях, а также в деревенских избах и даже в царских палатах. Тогда же появилась примета запускать кошку первой в новый дом – «на счастье», а животным, как и в Древнем Египте, отвели роль хранителей домашнего очага. Однако несмотря на то, что история кошек в России имеет такой продолжительный период их разведения, всерьез племенной работой занялись лишь в 20 столетии. В 1980 году в стране появилось общество любителей котов, которое и начало организовывать первые выставки своих питомцев и определять чемпионов. Сегодня в России разводят свыше 20 пород, широко известных в мире, а кроме того, русские кошки имеют целых 500 вариаций окраса. Поэтому совсем не удивительно, что некоторые иностранцы считают за честь приобрести хотя бы одного исконно русского зверя (например, русскую голубую или сибирскую кошку), будучи уверенными, что таком коту не будет равных во всем мире.