Сообщение о русских народных платках. Русские шали и платки

В конце 60-х — начале 70 гг. в моду вошли начесы и шиньоны. Вместе с ними популярными стали платки и косынки, завязанные под подбородком с концами впереди. Подобным способом их носили Одри Хепберн, Брижит Бардо, Жаклин Кеннеди, .

В 1970-1980-х гг. одним из атрибутов одежды рок-исполнителей, байкеров, представителей субкультуры стала бандана. Платок складывали пополам так, чтобы получился треугольник. Затем им покрывали голову, завязывая концами назад, кончики заправляли под узел. Как правило, банданы изготавливали из разноцветной ткани с .

В XX веке среди мужчин наряду с шейными платками популярными стали нагрудные, которые носили в верхнем кармане . Наиболее популярны были однотонные шелковые или . Также нагрудные платки выполняли из хлопка и льна. При сочетании платка с галстуком надевали изделия из разных материалов.


Россия. В начале XX века частью русского традиционного костюма Архангельской области стали кустышки. Предмет представлял собой широкий платок, выполненный из тафты красного цвета. Его завязывали так, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны.

Etrо , украшенных фирменным узором бренда — Arnica. Модельер сочетает теплые оттенки темно-серого, изумрудного, розового, фиолетового, оранжевого и синего цветов. Края платка он украшает бахромой, концы – кисточками. В женской коллекции Vivienne Westwood весна-лето 2013 предлагает завязывать шелковый цветной платок узлом по типу капюшон.

Платки от Hermes

Шелковые платки Hermes имеют название – каре. Их выпускают в размерах 16х16 см, 31х71 см, 35х35 см, 45х45 см, 55х55 см, 90х90 см. Полотно для изделий изготавливают из коконов бабочек тутового шелкопряда. Все платки производятся на фабрике в Лионе. Шелковые коконы, из которых прядут нити, привозят из Бразилии.Работа над коллекцией занимает от шести месяцев до года. За этот период художники и дизайнеры прорабатывают оформление платка до мельчайших деталей, анализируя, как он будет выглядеть в развернутом виде и в завязанном различными способами. Затем Жан-Луи Дюма принимает окончательное решение — пополнит ли новый сюжет коллекцию историй Hermes. Если узор утверждают, гравировщик переносит его на трафарет. Чем мельче рисунок на изделии и чем больше использовано оттенков, тем он уникальнее. На каждом каре фиксируется имя художника.

В любой коллекции всегда присутствуют сюжеты с лошадьми (логотипом компании является карета, запряженная лошадью). Самым популярным узором за все время существования каре считается «Brides de Gala»: число проданных экземпляров — 70 000. Подбором палитры для коллекции занимается команда специалистов, которая выбирает оттенки из 75-тысячной базы. Каждая коллекция содержит около 15 вариантов дизайна, каждый из которых доступен в 10 цветовых решениях.

На заключительном этапе специалист подшивает края каре ручным способом, подгибая их на лицевую сторону.

На выполнение этой работы уходит 32 минуты. После этого мастера оставляют два-четыре экземпляра каждой цветовой гаммы — изделие тестируют. Если замечена ошибка, платок сжигают и создают новое полотно.

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А.Блок

Сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами о женском, нежном, целомудренном предмете женского гардероба – о платке.

Раньше я надевала платок только для посещения храма, даже не платок, а палантин, и это было так удобно, и красиво, и ощущения совсем другие, не такие, как от вязаной шапки.
Этой зимой я хотела обновить шапочку, и сколько не искала – все безуспешно, все казалось неудобным, или мне не идет, или цвет не тот. Тогда я вдохновилась образами девушек, которые носят платки вместо других головных уборов, и решила попробовать.

Конечно, для меня было важно, чтобы платок был из натуральных тканей, а также теплым и красивым. Поэтому я напрямую отправилась в магазин «Павлопосадские платки» (Павлопосадкая мануфактура работает с 1795 г.) Выбор платков просто завораживает, выбрать было нелегко, но все же я определилась, выбрав платок бруснично-розово-алых тонов со смешанным узором – немного цветочков и немного орнамента «огурцы». Конечно же, в моем списке ближайших покупок появилось еще минимум 2-3 платка.

Скажу честно – ощущения от ношения платка удивительные. Он смотрится очень женственно и необычно, мягко и скромно. Он сдерживает – в платке намного сложнее, например, грубить, или спорить.

Мне стало интересно изучить историю платка на Руси, и понять, почему же он вызывает у меня такие ощущения?
Предлагаю Вам отправиться вместе со мной в небольшое путешествие по истории.
Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма.
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.

В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы.
Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.

Художник Журавлев.

Затем женщины стали носить убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника - мягкой шапочки, закрывавшей волосы, - и завязывался или закалывался булавками.

Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант - украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.


Художник Суриков

В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.

Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что "дом без кровли", "церковь без купола". Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.


Художник Куликов.

Платок как обозначение социального статуса

У незамужних девушек были иные головные уборы и прически. Главным их головным убором были венцы, называемые также красой. Например, изображение терема в несколько ярусов, разделенных жемчужной обнизью. Венец представлял собой наклеенную на твердую прокладку ленту из византийской парчи, один край которой приподнят и вырезан зубьями. Венчик изготавливали из серебра или бронзы.
На концах венчика устраивали крючки либо ушки для шнурка, которым он завязывался на затылке. Затылок у девушек в таких головных уборах оставался открытым. Вдоль щек спускались от венца рясы - нити бус из камней или чаще жемчуга, а лоб украшали поднизью. Венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались признаком девичества. Венцы девушек среднего достатка состояли из нескольких рядов золотой проволоки, которые иногда украшались кораллами и полудрагоценными камнями. Иногда это была просто широкая повязка, вышитая золотом и жемчугом. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими вышитыми лентами, спадавшими на спину.

Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой, которая называлась столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами. К девичьим лентам пришивали косники - плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Они вплетались в косу с помощью золотой крученой нити. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором.

Платок на голове замужней женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом, вот почему не используя платок женщина выражала свою гордыню, непокорность, в связи с чем не могла быть допущена в храм для духовного покаяния.
Также считается, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить.
Платок дает женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавляет женственности, скромности и целомудрия.

Производство платков

На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила Родионов -первый мастер, чье имя упомянуто, он был и резчиком и набивщиком.
Восточные шали в России появились раньше, чем во Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. - в 1810 г., когда пришел стиль "ампир". В десятые годы 19 в. появились первые русские шали.

    Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.
  • 1. Колокольцовские шали - на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика.

  • 2. В мастерской помещицы Meрлиной, которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. "Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа".

  • 3. В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.

Шали всех 3-х мастерских именовались колокольцовскими. В отличие от восточных и европейских шалей русские шали были двусторонними, изнанка не отличалась от лица, ткались из козьего пуха в технике паласа и ценились очень высоко. В первой четверти 19 в. шаль стоила 12-15 тыс. руб. Лучшие шали ткались в течение 2,5 лет.

В середине 19 в. в России складывается особый центр производства национальных платков - Павловский Посад.) 0 нем есть материал в журнале "Мануфактура и торговля" за 1845 г. Отрывки оттуда: " 13 мая 1845 г. село Вохна Богородского уезда и 4 рядом лежащие деревни переименованы в Павловский посад".
Купец Лабзин и вступивший с ним в дело Грязнов открыли фабрику набивных платков, на фабрике работало 530 рабочих. Шелковые и бумажные изделия фабрики раскупались на ярмарках, которых устраивалось в Павловском Посаде до 9-ти в год.

В 1865 г. Штевко открыл крупное производство набивных платков по шерсти и ситцу. Но только с 80-х годов 19 в., когда фабрика Лабзиных перешла на анилиновые красители, начинает формироваться тип павловского платка, прославившего Павловский Посад. Дело в том, что природными красителями получить чистые яркие цвета на шерстяной ткани чрезвычайно трудно. И вот на смену природным красителям пришли яркие химические - к концу 50-х годов анилиновые, а с 1868 г. - ализариновые.
К концу 19 в. - началу 20 в. павловские платки экспонируются на Международных выставках, покоряя своеобразием и национальной самобытностью. Яркие, многокрасочные они стали самыми любимыми в народе. Их популярность способствовала их универсальность: платок шел ко всему и ко всем - к нарядам крестьян и городских низов.

Узоры павлопосадских платков

Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.

Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.

В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.

Конец XIX - начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Узор набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.

С середины 1920-х годов традиционный цветочный орнамент получает несколько иную трактовку. Цветочные формы в эти годы укрупняются, обретая порой почти осязаемую объемность. Колорит платков строится на ярких контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок.
Рисункам послевоенного периода свойственна декоративная насыщенность, более плотная скомпанованность цветочного узора. Цветовая и композиционная наполненность рисунка со сложными светотеневыми разработками соответствовала общей тенденцией развития прикладного искусства тех лет.
В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павловских шалей. Создание новых рисунков ведется в двух направлениях. Наряду с развитием классической линии появились новые, современные рисунки, учитывающие общеевропейские тенденции развития платка. В соответствии с модой и стилем времени меняется цветовой строй изделий. Колористическая гамма строится на гармоничном сочетании сближенных тонов с преобладанием бежевых, охристых, коричневых и зеленоватых.

Если Вас также, как и меня, заинтересовали платки, то посмотрите платочки на

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда мелькнёт в пыли дорожной
Мгновенный взор из под платка. (А. Блок)


Платок – головной убор, который не перестаёт удивлять. Обыкновенное полотно ткани позволяет нам создавать разные образы с помощью оригинальных способов завязывания платка.


Первое упоминание о платке как о головном уборе восходит во – в 2000 год, только до нашей эры.



И в Египте, и в Ассирии платок демонстрировал общественное положение владельца. Головной убор фараонов назывался нем?с. Это был платок, который являлся знаком власти и подчёркивал богоподобие властителя. Платок закручивался сзади в узел, по бокам спускался до плеч длинными фалдами. Чаще всего платок был в яркую синюю-золотую полоску. Спереди на голове крепился урей – символ богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.



Покровительницей Верхнего Египта была богиня-коршун. Вместе эти два изображения символизировали единство Египта. В древности знаки и символы имели огромное значение, подчёркивая не только статус владельца, но и особые достоинства. Сфинкс в Гизе с телом льва и лицом человека (с чертами лица фараона Хефрена) также покрыт немесом.




Покрывали голову платком с древних времён и в Европе. Среди многих народов покрывать голову платком являлось правилом благопристойности. Чаще всего платок был обязателен женщине, незамужней девушке разрешалось быть с непокрытой головой. Кроме того, платок на голове женщины также подчёркивал её статус и в то же время защищал от непогоды. В Германии женщины стали носить и длинные вуали, которые свободно развевались на плечах, а под подбородком были закреплены брошью.



В 800–ых годах император Карл Великий сумел найти общий язык с багдадским халифом, завязав тесные дипломатические отношения, результатом которых стали торговля между странами. Среди товаров, ввозимых с Востока, оказались шёлковые яркие ткани и прозрачные невесомые вуали. Дамы стали носить их, покрывая голову, на манер накидок так, как сейчас покрывают голову фатой невесты.





Вуаль надолго вошла в гардероб женщины. В XI веке в Европе в качестве головного убора стали носить гебенде – две полоски ткани, одна из которых повязывалась вокруг головы, а вторая обрамляла лицо. Первая полоска украшалась рюшами или вышивкой, к гебенде повязывали иногда вуаль.


В XIII – XV веках в дополнение к вуали возникает весьма оригинальный головной убор – высокий конус (эннен) с вуалью или даже шлейфом. Кстати, чем знатнее дама, тем выше конус, у принцесс доходивший до метра.





В XVI веке голову, а вернее волосы, стала украшать сетка, которая сохраняла причёску под чепцом или беретом, носили и шапки, отороченные мехом.


В XVII – XVIII веках платкам пришлось уступить место новым головным уборам – капюшонам, а затем и шляпкам.


К началу XIX века появилась мода на шали. Предполагают, что возникла она после египетского похода Наполеона, возвратившись из которого, он привёз своей Жозефине кашмирские шали. Французские аристократки не замедлили повторить опыт первой красавицы Франции, а за ними и все дамы Европы.




Шали пришлись по вкусу не только как красивый аксессуар к нарядам в стиле ампир, но и как защита от холода. Шали были и широкие, и узкие длинные, и квадратные. В те времена ценилось искусство драпировки шали. Они были настолько популярны, что даже появился танец «па де шаль». Шали стали производить в Англии, Шотландии, Бельгии, Франции. Дамы были в восторге от знаменитых лионских шёлковых шалей и ярких русских. К слову сказать, история платка в России – это совсем отдельная тема, о которой мы не раз ещё вспомним.


Ведь «чем глуше деревня, тем ярче платок» – так говорится в русской пословице. Закутанная «в плат узорный» русская женщина – это и есть образ нашей Родины – России. Зимние праздники с катанием на санках русские красавицы встречали в цветастых шалях или в , тех самых, которые легко проходили сквозь обручальное кольцо, а согревали в самые трескучие морозы. Всю эту красоту создавали руки русских мастериц с давних пор, а о шалях в Европе заговорили, как уже было сказано, с начала XIX века.



С тех пор шаль навсегда вошла в гардероб женщины. Оставалась она востребованным аксессуаром до 1920-х годов, затем она не исчезла, просто потеснилась, чтобы уступить место шляпкам. Во второй половине ХХ–го века шаль снова заняла своё место в аксессуарах женского гардероба. В конце 60-х годов стали модны платки в индийском фольклорном стиле.


Шёлковые платки стали необычайно популярны. Их носили все, и звёзды в том числе – Брижит Бардо, Грейс Келли, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и многие другие. Именно звёзды принесли славу некоторым из них, ставших фирменными знаками знаменитых брендов. Например, платок «каре» Herm?s стал знаменит благодаря княгине Монако Грейс Келли.


Затем платки и шали снова немного отошли в сторону, чтобы уступить место беретам, капюшонам, вязаным шапочкам, спортивным кепкам, элегантным мужским шляпам.




Сейчас снова платки и шали вернулись, чтобы не только украсить женскую голову, но и создать оригинальные модели одежды. Их используют в разных интерпретациях. Сегодня это снова стильный и модный аксессуар. Широкую шаль можно перекинуть по диагонали по телу и на поясе стянуть ремешком. Вы будете похожи на греческую богиню. Шаль можно завязать вокруг талии или на бёдрах, главное, подберите правильно цвет шали к своему наряду, лучше в контрастном тоне.


знаменитый плакат, где клепальщица Рози, представляющая женщин-рабочих, демонстрировала всем свои мускулы, прекрасно смотрится в платочке, повязанном вокруг головы с бантиком на макушке. Этот вариант весьма подходит в тех случаях, если с причёской не всё в порядке или вам просто лень ею заняться.


МКОУ «Средняя общеобразовательная школа д.Бурмистрово»

Корона русского платка

Проектная работа

ученицы 9 класса

Ермолаевой Антонины

Руководитель: учительИЗО

I категории Судакова В.В.

2015год

Содержание

Введение

I

Основная часть.

II .

Практическая часть.

III .

Экономическое обоснование проекта.

Расчет себестоимости.

Экономическая оценка проекта.

IV .

Экологическая оценка проекта.

V .

Заключение.

Список литературы.

Интернет ресурсы.

Терминологический словарь.

Приложение1

Приложение2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Введение

В последнее время особую актуальность приобретает сохранение традиционной культуры русского народа, которая заключает в себе большое количество видов народной творческой деятельности, обладает огромным потенциалом в педагогике. Она включает сформированные веками духовно - нравственные ценности и идеалы народа, выражающиеся в отношении к семье, природе, хозяйству. В далёкие времена русский народный костюм был одним из элементов народного воспитания, ведь в народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, мировоззрение, фольклор, аккуратность, чистота и красота положительно влияли на ребёнка.

Русский народный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов и мировоззрения, на протяжении многих веков существования Руси-России, служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей. Его изучение имеет глубокий идейно - нравственный, патриотический смысл, способствует развитию современного искусства, преемственности поколений, передаче социального опыта последующим поколениям.

На занятиях технологии я познакомилась с таким видом декоративно-прикладного искусства как лоскутная пластика. Работа с тканью своими руками доставляет удовольствие и ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей. У меня появилось желание создать коллекцию сюжетных кукол в национальном русском костюме и более полно рассмотреть элемент костюма -платок.

В своей работе я хочу рассказать о роли платка в традиционной русской культуре и показать десять самых распространенных видов завязывания платка, передав настроение, соответствующее духу русской женщины.

Цель:

    Создать сюжетную куклу в национальном русском костюме с характерными особенностями быта и показать манеры ношения и способы завязывания платков в России.

Задачи:

    Изучить историю возникновения и распространения русского платка.

    Выяснить из каких тканейна Руси изготавливали платки и как их украшали.

    Научиться выполнять макеты кукол.

    Показать традиционныеспособы завязывания платков на Руси.

    Вызвать интерес к народным традициям.

Практическая значимость выбора идеи сводится к тому, что в дальнейшем мне хочется передать свою коллекцию в школьный этнографический музей.

История возникновения и распространения русского платка на Руси.

Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. В старину голову покрывали полотенцами, которые назывались убрусами. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с ХII века. Обычай покрывать голову полотенцами существовал в некоторых местах России еще и в ХIХ веке. Традиции русского платка напрямую связаны с праздником Покрова Богородицы, существующим только в русской православной церкви. На Руси образ замужней красавицы был немыслим без головного убора. Платок на её голове означал перемену социального статусана замужний. Любые изменения в жизни российской женщины отражались на её головном уборе. Во время обряда "Развязывание ума" - первой стрижки, девочке преподносились юбка и платок. Но ношение платка не было для неё обязательным, пока девушка не достигала возраста невесты. Тогда еще она носила венок, ленту, сложенный платок, из-под которого выглядывала коса. Головной убор всегда использовался при гаданиях на жениха, на праздник Покрова и на святки. Свадебный обряд обычно длился больше недели, и каждый этап этого важного торжества в жизни каждой девушки сопровождался ритуалом с головным убором. Основным знаком помолвки являлся платок, надетый на невесту её отцом в присутствии подруг и старших женщин. Показ родственникам, девичник и баня невесты проходили с использованием этого аксессуара. На протяжении всего дня венчания невеста меняла платок несколько раз. После обряда менялась и причёска: одна коса переплеталась в две. Новой родне дарились платки. После свадьбы женщина не могла появляться на людях и среди домашних без головного убора, который состоял из нескольких элементов: повойника - лёгкой мягкой шапочки, под которым прятались косы, "сороки" и платка или шали. "Сорока" - это чепец, сделанный из холста или кумача. Если посмотреть на затылок женщины в этом чепце, то головной убор напоминает птицу с подогнутыми крыльями. Именно эта птица стала символом замужней женщины. Головной убор считался солнечным, небесным знаком, также как и птицы. В качестве украшения для "сороки" использовались перья и пух. Платки, одеваемые поверх, имели различные расцветки. Молодые женщины носили преимущественно пёстрые и красные платки, старшие женщины и вдовы –чёрные.

Повойник

Технологии изготовления и украшения платков.

Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу.До появления монопольной промышленности крестьяне, наряду с ручным ткачеством на Руси во второй половине XIX века производство платков на станках приняло массовый характер,стали выпускаться более дешевые набивные платки. Ткали платки дома на простых самодельных станках. Украшали узорами и ткаными полосами. В XIX веке уже было известно украшение тканей набивным способом, когда с появлением городов ткани стали предметом торговли. Чтобы ускорить процесс нанесения рисунка доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и ударами деревянного молотка помогали изображению отпечататься. В XVII веке набойкой для себя и на продажу занимались нижегородские кустари. Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже XVIII-XIX вв. Основой будущей текстильной промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станами. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки (Приложение 1)для узорного ткачества. Ручной крестьянской набойке уже приходилось конкурировать с фабричным ситцепечатанием.

Первые мануфактуры по изготовлению платков.

Мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашмирских, возникла в 1806 году в вотчине помещицы Н.А.Мерлиной в деревне Скородумовке Нижегородской губернии. В 1813 году в селе Хава Воронежской области в имении помещицы В.А.Елисеевой была открыта мануфактурная мастерская. Великолепны были знаменитые «колокольцевские» шали. Назывались они так потому, что делались в сельце Александровка Саратовской губернии, в имении генерала Д.Колокольцева. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Инициаторами их производства были московские фабриканты Гучковы в 40-х гг. XIX века. Техника ткачества позволяла делать узоры одно- и двусторонние.

НаРуси носили шали, полушалки, платки и подкалки такая классификация платков, причем с вариантами объяснений, бытовала у жительниц Алтайского края: шаль и полушалок обязательно должны быть с кистями, полушалок меньше размером, чем шаль, платок без кистей, может быть и одноцветным и многоцветным, подшалок – с рисунком в углу.

Шаль

Традиционные способы завязывания платков на Руси.

Существовало десять способов завязывания платка, которые существовали на Руси уже несколько веков, но все еще встречаются в наше время и прослеживаются в современных способах ношения это повойник,ревун,(Приложение 2); пошиши,комок, моршень,(Приложение 3);покрыткаплат, складка,(Приложение 4);мартушка,кулечек (Приложение 5).

Инструменты и приспособления.

Для работы мне необходимо:

    1 м. алюминиевой проволоки (каркас куклы).

    Хлопчатобумажная ткань белая и цветная.

    Разноцветные тесемки.

    Хлопчатобумажные нити.

    Ножницы.

    Швейная машинка.

    Фанера (для подставки).

    Клей ПВА.

Технология изготовления макета куклы.

Название операции

Фото

Инструменты, материалы и приспособления

1

Создать эскиз

Ватман, карандаш, ластик.

2

Приготовить проволочный каркас

Плоскогубцы.

3.

Формирование головы и туловища.

Синтепон, капроновая ткань, нить.

4.

Сшить рубаху.

Белая ткань.

5.

Сшить юбку. При раскрое костюма учитываем требования традиционного кроя народной одежды

Цветная ткань, тесемки для отделки.

6.

Повязать платок.

Тонкая ткань.

7.

Приготовить основание.

Лобзик, ДСП, линейка, карандаш.

8.

Куклу прикрепить к основанию.

Шуруп, отвертка.

Организация рабочего места и техника безопасности.

Для работы над проектом у меня есть все необходимое: рабочий стол, швейная машинка, утюг, гладильная доска. Работать с этими изделиями труда не составляет так, как знания работы и технику безопасности на швейной машинке и утюгом приобрела на уроках технологии. Работать с тканью приобрела на школьном кружке «лоскуток».

Экономическое обоснование проекта

Расчет себестоимости

Наименование

Количество на 1 единицу

Цена (за 1 м.), (шт.) руб.

Всего(руб.)

ткань цветная

20 Х50см.

ткань белая

10 Х30см.

1.70

тесьма

1 м

нить для волос

бисер

20шт.

Итого:

10.70

Стоимость закупленных материалов составила 200 рублей, а стоимость израсходованных материалов 170 рублей. В материальные затраты не входит покупка ножниц, клея, кисточек, ватмана,синтепон так как они использовались и закуплены раньше. Затраты на электроэнергию не учитываю, так как работы проводились в дневное время.

Следовательно, себестоимость моего проекта составляет 170 рублей.

Следовательно, моя проектная работа экономически выгодна, так как, потратив 170 рублей на расходные материалы, я получила коллекцию кукол,которая нравится мне, и надеюсь, понравиться всем кто будет ее смотреть(Приложение 6).

Глава 4.Экологическая оценка проекта

Технология изготовления кукол не оказывает отрицательного воздействия на окружающих. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы.

Технология выполнения не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека. Следовательно:

    Не загрязняется атмосфера;

    Нетвредных материалов для здоровья человека;

    Практически безотходное производство.

Работа над проектом не представлялабольшой сложности в выполнении, но требовала умения шить на машинке, внимательности и аккуратности, знания истории русских традиций и творческих способностей. А самое главное хорошее настроение.

Заключение.

Работа над проектом мне принесла удовлетворение. Я много нового узнала о появлении платка на Руси, о его создании, о том какие существовали традиции ношения платка, и какую огромнуюзначимостьимел в костюме русской женщины.

Я научилась из подручных материалов создавать макеты кукол.В своих работах я старалась передать частичку истории. Каждый способ повязанного платка, несетдобро и мудрость наших предков, начиная с юности до пожилого возраста.

И я думаю, что такие поделки,которые расскажут о значимости каждого способа завязанного платка на голове русских женщин, вызовут интерес не только у детей, но и у взрослых. Для учащихся такие куклы послужат хорошим объектом труда, для учителя - наглядным пособием при изучении традиционного русского костюма .

Список литературы.

1.История культуры русского народа. А.В. Терещенко. Москва;ЭКСМО,2007

3.Интернет ресурсы.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/

    http//www.glebushkin.ru Платок в русских традициях и современность.г.Павлово-посад Научно-практическая конференция "Платок в Российской культуре- вчера, сегодня, завтра.

Терминологический словарь.

Убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх - мягкой шапочки, закрывавшей волосы, - и завязывался или закалывался булавками. Известен в XVII-XVIII веках в Европейской России и в Сибири . Преемником убруса стали и платок.

Жакка́рд (Jacqard) - крупноузорчатая гладкая ткань с рельефным контурным повторяющимся рисунком, по внешнему виду схожая с гобеленом. Ее основа может содержать более 24-х разнопереплетающихся нитей. Ткань изготавливается путем так называемого жаккардового плетения на специальном станке. Плотность жаккарда зависит от толщины нити.

Французский ткач Джозеф Мари Джаккара (Joseph Marie Jacquard, 1752 – 1834). В 1808 году он представил станок для плетения жаккарда, который стал одной из самых совершенных машин для производства ткани. Сложный рисунок, ранее создаваемый ручным способом, теперь стал закладываться в память станка. Уникальность механизма состояла в возможности контроля отдельных основ нити при формировании навеса для каждого направления нити.

Приложение 1

Приложение 2

Головной убор замужних женщин - состоял из мягкой шапочки и платка. Изготавливался из холста, ситца, миткаля, шелка и атласа. Шапочка всегда накрывалась платком – шелковым и кашемировым в праздники, холщевым, ситцевым, сатиновым – в будни.Выходить на улицу в одной шапочке, без платка, или находиться так дома при постороннем человеке считалось очень неприличным. Со временем шапочку заменил хлопчатобумажный платок, сложенный по диагонали и завязанный сзади на затылке. Со временем повойник сумел вытеснить все старинные головные уборы: кокошники, сороки, борчатки, наметки. Он был широко распространен в Сибири. В прошлом веке он превратился в головной убор пожилых женщин. Некоторые бабушки, а порой молодайки, особенно в селах, носят повойник поныне.

– шелковый платок коричнево-желтоватого цвета, в полоску или клетку. Он накидывался на голову невесты, прикрывая значительную часть лица, когда она причитала, по обычаю, во время «девичника». Затем платок набрасывали, когда невеста перед венцом дожидала жениха, когда в санях отправлялась к венцу. В традиционном свадебном костюме, как правило, использовался ревун – другое название – пеленка. Считалось, что ревун защищает девушку, выходящую замуж, от дурного глаза и нечистой силы в самый важный момент в жизни.

Приложение 3

- шелковый платок, сложенный в виде широкой ленты. Его обвивали вокруг головы таким образом, что оставалась открытой макушка. Это было символом не замужества. Концы заправляли под платок с боков, а иногда их расправляли у висков. Концы заправляли под платок с боков, а иногда их расправляли у висков. Порой у висков спускались «кудельки» - кисточки из конского волоса, либо «пушки» - из гусиных перышек, переливчатых перьев селезня.

Вконтакте

Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.

vector-images.com , CC BY-SA 3.0

К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.


, CC BY-SA 3.0

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.

Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Фотогалерея






Дата начала: XVII в.

Полезная информация

История - павловопосадские платки

Названия фабрики

После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:

1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"

1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"

1918г. - фабрика была национализирована и стала называться

Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ

1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности

1963г. - Московское производственное платочное объединение

1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение

1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали

с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"

Василий Павловопосадский

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.

В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.