Так кто же нам нужен: альфа, бета или омега-самец? Альфа и омега самки.

Альфа-самец [Инструкция по применению] Питеркина Лиза

Так кто же нам нужен: альфа, бета или омега-самец?

«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Слова этой популярной некогда довольно печальной песни сегодня звучат вполне современно и по-философски. Кто же кого выбирает на самом деле? Женщины мужчин, мужчины женщин, или выбор - это стихийное «бедствие»?

Давайте помянем добрым словом дедушку Дарвина, который с научной убедительностью ответил на этот вопрос несколько столетий назад. Конечно, многие оспаривают его версию происхождения человека от обезьяны - очень унизительно быть потомком не самого красивого животного на планете. А кроме того, божественная версия сотворения мира куда как более духовна! Но отбросим сомнения: как показывает совместная жизнь мужчин и женщин, животное начало в нас не настолько эволюционировало, чтобы остаться неузнанным.

Второе открытие Чарльза Дарвина - теория полового отбора. Именно эта теория и отвечает на наш каверзный вопрос. С точки зрения великого английского натуралиста, в половом отборе есть два фактора. Первый - состязание самцов за право спаривания с самками. Именно эта конкуренция приводит мужчин к потребности завоевывать женщин. Второй важнейший фактор - это наш с вами, женщины, выбор. Именно эта составляющая полового отбора и является решающей, как бы ни прискорбно это было для мужчин. Выбираем мы, и решающее слово остается за нами. Наши потенциальные избранники ухаживают, демонстрируя свои амбиции и возможности, а мы внимательно наблюдаем и принимаем взвешенное решение. Конечно, в зависимости от того, как работают специальные «весы» для правильных решений.

Любопытный факт: в животной среде у самцов развиваются именно те признаки, которые востребованы самками. Например, у птиц с цветастым оперением именно предпочтение самками яркой окраски привело к экстравагантным перьям у самцов этих видов. Не понимаю, почему в результате все той же вроде бы мудрой эволюции количество красивых, богатых и преданных одной женщине мужчин упрямо уменьшается!

Итак, женщины выбирают мужчин, а не наоборот. Однако это почему-то не делает нас более счастливыми. Драматизм выбора женщинами мужчин состоит не только в том, что женщины иногда выбирают тех, кто не планирует вступать с ними в какие-либо отношения, но и в том, что не совпадают биологические и социальные потребности обоих сторон.

Выполняя заложенную в нее эволюционную программу, женщина ищет в мужчине хорошую наследственность и гарантию долгосрочного сытого совместного существования, чтобы успеть вырастить крепкое потомство. Поэтому успешные лидеры и вожди человеческой стаи, альфа-самцы, так притягательны для искательниц простого женского счастья. Только вот счастье оказывается не таким простым! И главная проблема кроется в противоречии между природной потребностью быть рядом с альфа-главарем, чтобы иметь от него детей и много денег, и острым желанием быть счастливой с полигамным харизматичным любимцем публики не только во время медового месяца. Чтобы разобраться в этой непростой ситуации, нужно понять, кто больше ценен для эволюции - женщина с ее запросами или мужчина с его возможностями.

Женская репродуктивная система радикально отличается от мужской. Наши потенциальные избранники производят до 12 миллионов сперматозоидов в час, а если посчитать, сколько хвостатых семян образуется в мужских железах в течение жизни, получится космическая цифра - несколько триллионов! Если бы каждая мужская клетка имела право на превращение в зародыш, на нашей крохотной планете давно негде было бы жить. А сколько женщин наши гипотетически верные возлюбленные могли бы оплодотворить - даже страшно представить! То ли дело женская физиология - всего 400 яйцеклеток за всю жизнь. Наши гаметы - величайшая драгоценность природы. А если учесть довольно долгую беременность и тотальные перемены в организме, послеродовую лактацию и уход за ребенком, становится понятно, как дорого обходится женщинам их выбор партнера - верный или не верный. Поэтому женская стратегия выбора основана на потребности в долгосрочной защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

Мы нацелены на долговременные связи с мужчинами и просто обязаны устраивать претендентам жесткие кастинги. Однако кратковременные связи с нами тоже случаются. Без них наш окончательный выбор не был бы таким точным. Именно недолгие романы позволяют оценить несколько потенциальных героев, чтобы разобраться в себе и понять, какие же все-таки качества мужчин наиболее ценны для долгой совместной жизни. А кроме того, флиртуя с участниками полового отбора, женщины оттачивают свое искусство соблазнения и удержания кандидата в мужья. И лишь в редких случаях короткие легкомысленные интрижки могут стать циничным способом быстрой наживы. И такое бывает, что греха таить! Но если мы делаем решающий выбор, включается весь наш опыт и мудрая система самосохранения.

Американские исследователи провели грандиозный опрос представительниц тридцати пяти различных культур, целью которого было выяснить, какие мужские качества предпочтительнее всего для женщин. Оказалось, что независимо от страны проживания и возраста, женщины, прежде всего, ценят доброту и понимание избранников. На втором месте оказался интеллект, а на третьем - неординарность личности. Четвертое место в иерархии женских ценностей занимает хорошее здоровье. Вопреки призыву эволюции, который, казалось бы, должен подталкивать к выбору мужчин с альфа-качествами, возможность хорошо зарабатывать занимает только восьмое место, а хорошая наследственность - только одиннадцатое. Голос разума оказался сильнее зова плоти и подсказок подсознания.

Ну вот, милые мои охотницы за статусными устроителями шоколадной жизни, мы подошли к разгадке великой тайны, почему, несмотря на женские мечты о миллионерах на белых «Бентли», природа не отвечает на запрос и не способствует увеличению числа высокоранговых самцов - иерархов, доминантов и вождей. Во-первых, если все будут дирижерами, то кто будет сидеть в оркестре? А во-вторых, принцы хороши для сказок, а для реальной жизни достаточно… любви без статуса. Вот так!

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Внушаемость - Альфа и Омега Если бы все мы постигли до основания тайну внушаемости, человечество, может быть, стало бы сонмом богов…- когда вы плакали, еще не сознавая себя, и вас брали на руки, успокаивали, укачивали - это было внушение- когда вы пугались чьего-то громкого

Из книги Непроторенная Дорога автора Пек Морган Скотт

Альфа и Омега Мы все еще не дали ответа на вопрос, поставленный в конце главы о любви: откуда приходит любовь? Только сейчас мы можем расширить и поставить этот вопрос более кардинально: откуда берется сила всеобщей эволюции? К этому добавляется загадка происхождения

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

5. Массовое обследование больших групп испытуемых. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета» Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом

Из книги Исповедь гипнотизера автора Леви Владимир Львович

Полуостров Омега Легче выгрузить вагон кирпича, чем общаться.Каждой зимой, Друг мой, приходит весна, нет, не оттепель - было б о чем - весна настоящая. Друг мой, с ручьями, бурная, разливная, с подснежниками и со многими птицами - каждой зимой она к нам приходит - тайная,

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Бета-ритм: обычное состояние бодрствования Для большинства людей в нормальном состоянии бодрствования характерен бета-ритм мозговых волн. Его частота – от 15 до 40 циклов в секунду.В этом состоянии преимущественно активно левое полушарие головного мозга.Когда частота

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Из книги Мужские сексуальные страхи, хитрости и уловки в начале любовных отношений автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 18. Ему нужен только такой секс, какой нужен только ему Если ваш новый друг (который встречается с вами вот уже два-три месяца) сам проявил инициативу к знакомству с вами, в целом производит впечатление мужчины, имеющего значительный опыт любовных и сексуальных

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Сцепка «нужен – не нужен» – упражнение Поскольку ум-эго абстрактный и отделившийся от тела, то есть от жизни, в нём изначально живёт убеждение, что он никому не нужен, человек тогда думает: «Я никому не нужен». У тела есть чувства, именно они дают ясное подтверждение, что

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

«Беглец» как потенциальный самец... Последняя категория людей, выделенная Лиз Бурбо, называется «беглецы». Как же «поймать» эту разновидность мужчин? И стоит ли вообще тратить на них время?Психологические исследования показывают, что человек-«беглец» очень часто

Из книги Чтение мыслей [примеры и упражнения] автора Гавенер Торстен

Информация: альфа и омега чтения мыслей Помните, в первой главе я приводил пример, как я смог догадаться, что одна дама играет на скрипке? Я наблюдал за ней, нашел «говорящую» особенность и сделал верные выводы. Я, конечно, мог ошибиться, но по ходу номера получал все новые

Из книги Альфа-самец [Инструкция по применению] автора Питеркина Лиза

Альфа-самец экстра-класса История Марины Лиза, я расскажу тебе свою историю про настоящего, всем известного альфа-самца. История общения с таким мужчиной - это своего рода приключение. Началась эта история с того, что мне приснился Он. К тому времени он уже был известен,

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Бета-самцы первого типа: подражатели и заместители Так уж распорядилась мать наша, природа, что в целях нашей же собственной человеческой эволюции женщины просто обязаны хотеть детей от альфа-самцов, то есть от самых активных членов общества - лидеров, доминантов,

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Альфа-самец? История Дарьи Привет, Лиза! Вот мои «10 копеек» в копилку твоих историй. Год назад я решила стать более религиозной и чаще посещать церковь. Такой старинный собор, построенный одним из знаменитых в нашем с тобой родном городе купцов. И как-то раз в первых рядах

Из книги автора

Альфа-самец: руководство по эксплуатации (10 правил для женщины, выбравшей в мужья альфа-самца) Если вас не пугают трудности взаимоотношений с альфа-самцами, этими высокоранговыми мужчинами, склонными к полигамности и не гарантирующими долгосрочных отношений,

Из книги автора

Бета- и Гамма-самцы Ну а сейчас настало время «бета-» и «гамма-» энергии. Когда мы говорим о альфа-, бета- и гамма-самцах, мы подразумеваем ранговый потенциал, потенцию к тому, чтобы повести за собой стаю. И если альфа-энергия - это предводители, вожаки, лидеры, то

Из книги автора

Бета-блокаторы Эти препараты (например, «Индерал») также используются преимущественно в симптоматическом лечении. Они блокируют бета-волны, передающие сигналы тревоги от центра страха другим частям мозга и тела. Иногда их применяют для лечения тяжелых форм социопатии и

Как говорит нам лурка:

"Самки в классе тоже образовывают иерархии, которые с самцовыми
иерархиями на первых порах практически не пересекаются. Пересечение
происходит только в 13-15 лет - период наступления половой зрелости. У
самок лидеров обычно несколько, и с самого начала образуются две-три
почти не контактирующие группировки по интересам. В возрасте до
тринадцати лет самкам не интересны ни альфа-самцы, ни самцы вообще. В
редких случаях пересечения группировок альфа-самки имеют авторитет над
альфа-самцами, так как особого силового превосходства у самцов ещё нет, а
самки могут и между ног ударить.

Из-за такой неоднородности женской части класса самка-изгой,
которую травят все, возникает не часто. И вообще иерархическая структура
у самок имеет гораздо меньшую прочность, чем самцовая, и за годы учёбы
может достаточно сильно измениться.

  • Альфа . В основном ими являются либо самки, имеющие
    репутацию первой красавицы и, ко всему прочему, стервозный характер,
    либо самки-отличницы с высокой самооценкой. В первом случае альфа-самка
    является как бы законодательницей моды в классе. Основной особенностью
    альфа-самок является то, что они умеют подмазываться к учителям. Учитель
    может не послушать альфа-самца, а к мнению альфа-самки он прислушается
    обязательно. Альфа-самка обладает исключительным, неоспоримым и не
    подлежащим обсуждению правом на альфа-самца. По сравнению с альфа-самцом
    её позиции далеко не так крепки в стае, потому что женский коллектив
    никогда и нигде не является сплочённой структурой, в которой все «друг
    за друга». Отсутствие омега-самок может сделать лидирующую позицию самки
    вообще чисто символической, особенно когда группировок самок больше
    одной. Если в классе присутствует больше одной альфа-самки, то между
    ними будет происходить перманентная грызня.
  • Беты - это две-три подружки стервозной альфа-самки. Они
    служат альфа-самке для распространения сплетен и оказания мелких услуг,
    например, сопровождения в туалет (альфа-самка никогда не пойдет в это
    поганое место в одиночестве), предоставления «хаты» (зеркальца,
    сигаретки, отмазы перед предками/учителями) в случае надобности. Но
    настоящими подругами, как в отношениях альфа- и бета-самцов, они не
    являются. И от гамма-самок они отличаются не сильно. Причина - в женской
    природе, в соответствии с которой самки могут полностью доверять только
    самцам, а с другими самками у них всегда соперничество. Оказавшись без
    своей лидерши (к примеру, заболевшей), бета-самки становятся абсолютно
    дезориентированными и могут послужить прекрасной мишенью для внезапных
    ответных выпадов омег. Этим бета-самки отличаются от бета-самцов,
    которые с должностью «и. о. альфы» всегда справляются достойно. Заметим,
    что альфа-самки предпочитают брать себе в подруги более невзрачных
    особ. Это связано с тем, что не каждой стервозной самочке понравится,
    что подружка у неё отбивает парней, поэтому она ищет приятельниц
    поневзрачнее, чтобы на их фоне выглядеть более выигрышно перед самцами.
  • Гаммы - приспешницы альфа-самочки, которые выполняют
    более грязные поручения, чем бета-самки (дать списать, сгонять в ларёк
    за сигаретами, последить за каким-нибудь самцом). Однако они находятся в
    более выгодном положении, чем гамма-самцы, в силу того, что альфа-самка
    всё-таки уважает их и практически не срывает на них свою злость. Люто,
    бешено гордятся своей принадлежностью к тусовке альфа-самки, во всём
    пытаются подражать ей. Хотя всё же боятся её немилости.
  • Эпсилон-самки - это та же серая масса. См. Эпсилон-самцы.
  • Омега в стае самок избирается по тем же шаблонам, но
    больше внимания уделяется внешности - зачастую это самые страшные
    уродины класса, настолько тупые или нищие, что не способны следить за
    своей внешностью. В некоторых коллективах таковых женских омег бывает
    две и даже три. Также женские особи более ревностно относятся к
    «популярности». Бывают случаи, когда самку начинают травить лишь потому,
    что она излишне пытается понравиться непременно всем, и в не последнюю
    очередь самцам"

    Пусть это и не совсем про то, но ранговая иерархия присутствует и у самок, и на отношения это можно довольно легко спроецировать, имхо.

5 Сегодня очень популярны японские мультфильмы, которые подразделяются на множество жанров. О некоторых из них мы уже упоминали на этом сайте, но сегодня мы поговорим пожалуй о самом удивительном, отвратительном, и гадком жанре, который только можно себе представить, это Омегаверс .
Однако, прежде чем продолжить, я хочу посоветовать вам прочесть ещё несколько статей на тему жаргона анимешников . Например, что значит Яойщица , кто такая Яндере , как понять слово Охайо , что значит Тян и т. п.
Итак, продолжаем, что значит Омегаверс ? Этот термин имеет корень "верс", от которого произошли такие слова, как "Universe" (вселенная), "Multiverse" (мультивселенная), то есть это вселенная под названием "Омега".

Первый пол - Альфы.

По большей части представлен мужчиной, и исходя из названия понятно, что он брутал , сильный и уверенный в себе. При этом он обладает отличительным чутьём, которое позволяет ему найти своего Омегу на значительном расстоянии по запаху.
Физиологическая особенность Альфы заключается в его члене, он имеет особый узел, как у волков , который не даёт партнёрам расцепиться. Половой акт может продолжаться от получаса до нескольких часов, при этом партнёры переживают множество оргазмов .
Причём узел срабатывает лишь во время течки, хотя изредка сцепка может выйти произвольно. Альфа, как и альфач , является лидером и занимает верховную позицию.

Второй пол - Омеги.

Это существо является полной противоположностью Альфе , он слабый и зависимый. Омегой может быть, как мужчина, так и женщина, и если местная краля ничем не отличается от обычных девочек, то у мужчины имеются несколько физиологических отличий.
Главной отличительной особенностью у них является анус , способный вырабатывать смазку, которая выделяется при возбуждении и помогает проникновению.
Когда наступает течка, анус начинает активно вырабатывать смазывающее вещество, при этом заметно усиливается запах, от которой сходят с ума все Альфы , и даже Беты начинают заинтересованно принюхиваться . При этом Омега в течке представляет собой медовую приманку для каждого Альфы, и поэтому подобные периоды эти бедолаги проводят за запертыми на все замки дверями, как бы чего не вышло.
Кроме того, для Омеги производятся специальные препараты блокирующие течку , что позволяет ему пережить этот период в относительном благополучии.

Ещё одна, довольно отвратительная особенность строения тела Омеги, это матка, причём полноценная, способная к вынашиванию потомства. Однако, забеременеть Омега может только во время течки, что несколько снижает общий накал страстей.
Стоит отметить, что у Омеги имеется член , но он не развит, и не способен к оплодотворению. Некоторые считают Омегу женщиной, но с мужскими атрофированными "причиндалами".

Третий пол - Беты.

Эти существа ничем не отличаются от обычных людей, и согласно создателем мира Омегаверс остались людьми лишь потому, что не способны эволюционировать. Хотя некоторые усматривают в Бете недоразвитые черты Альфы и Омеги. Считается, что Бета может почувствовать запах издаваемый Омегой во время течки , но он воздействует на него не с такой силой, как на Альфу . Характер у этого подвида гораздо слабее чем у Гаммы (есть и такие в этом мире), они психологически быстрее ломаются, и ими проще манипулировать.

Четвёртый - это Гаммы.

Особо писать про них не стану, ибо они не особо интересны и встречаются достаточно редко. Гаммы - это универсалы во всём, это новый этап эволюции, который вобрал в их тела всё самое лучшее от Альфы и Омеги.
В Гамме сплетаются все лучшие признаки Омеги и Альфы , и если от первого им досталась развитая матка, то от второго сильный член с узлом и активные сперматозоиды.
Омега воспринимает Гамму, как всё того же Альфу, хотя он гораздо более с*ксуальный по причине более развитого гормонального фона.

Изучая животных, живущих группами, таких как волки, обезьяны и даже курицы, ученые обнаружили у тех иерархию доминирования . Сильные всегда находятся в более привелигерованном положении перед слабыми. Такая система позволяет минимизировать вред, которые особи могут нанести друг другу в борьбе за права. Ученые обозначили иерархию буквами греческого алфавита.

Альфа - главные, вожаки, как правило, самые крупные и сильные особи в стае. Им обычно достаются все самки и лучшие куски со стола. На них накладываются обязанности управления стаей и поддержания иерархии.

Бета - эти ребята по-скромнее, они находятся на "вторых ролях", как правило, моложе и неопытнее. Может кое-что перепасть от самок, если альфа не видит. В случае, если альфа ослабеет, могут занять его место.

Омега - находятся в самом низу иерархической лестницы. Наболее слабые, шансов замутить с самкой нету, достаются последние объедки. Не могут стать альфой в принципе. Инициативу не проявляют, ативны только в "массовке".

Примечание: я намеренно упрощаю иерархию, сводя ее к трем типам, в действительности существует градиент греческого алфавита между альфа и омега, всякого рода эпсилоны и гаммы включены в эти три подкласса.

У хомо сапиенс работают те же механизмы, хотя конечно, в гораздо более усложненном и завуалированном виде. Как-то так получается, что одни всегда пытаются доминировать над другими. Удивительно, но если собрать незнакомых детишек, еще чуждых социальных предрассудков, вместе, они очень быстро установят иерархию, появятся свои вожаки и свои изгои, каждый ребенок очень быстро поймет свое место в этом минисообществе. В мире взрослых разбиение на классы с разными степенями привелегий становится более официальным. Тут уже главный - это должность, хотя, на мой взгляд, социальная и биологическая иерархии взаимосвязаны только частично.

Возникает вопрос - можем ли мы вибирать, кем быть - альфой, бетой или омегой, или наша участь изначально предпределена? Мне кажетя, выбор есть. Тут же появляется второй вопрос - а есть ли смысл в таком выборе? Ежику вроде понятно, что альфой быть лучше всего, че вибирать то. Это же класс победителей, лидеров, тех, кто урывает самое лучшее. Имхо, это не совсем так.

Сравним две группы - одна состоит из пяти альфа, вторая - из одного альфа и четырех бета. Среди них более эффективной будет вторая - поскольку в первой группе альфы передерутся между собой, в борьбе за власть и откажутся слушать друг друга, в группе же, где уже есть разбиение на лидеров и подчиненных можно без труда наладить командную работу. Парадоксально, но обладание лидерскими качествами будет недостатком в первой группе. В группе бета все будет достаточно просто - кто-то превратится в альфу и мы получим уже разобранный выше вариант. В группе с одними омега не будет лидера, и она потерпит фиаско, как и группа из альф.

Учитывая вышесказанное, логично предположить, что особи выгодно занимать "плавающее" положение, менять свою роль в зависимости от обстоятельств. То есть картинка не статична, картинка постоянно меняется. Одни дрейфуют от омега в бета, другие - от альфа в бета и так далее. Мне кажется очень важным понять, где ты стоишь в иерархии, неподвижен ли ты или двигаешься и если двигаешься - то в какую сторону?

Не менее важно научиться различать альфа и омег вокруг себя, поскольку от этого очень сильно зависит польза взаимодействия. У альфа и омеги совершенно разные способы мышления, разные взгляды на мир, разные ценности. Альфа ценит силу, победу, он любит выделяться, быть уникальным, независимым, конкурировать и побеждать, он не боится брать на себя ответственность, он любит делать и гордится тем, что сделал. У омеги девиз - "не высовывайся", выделяться из коллектива - это бессмысленный выпендреж, ответственности он всегда избегает, пассивен, ждет указаний, считает себя жертвой обстоятельств или конкретных людей, собой не гордится и вообще считает, что гордится вредно, инициатива для него связана с опасностью.

Еще омеги подменяют понятия, подмешав к силе и могуществу - беспринципность и аморальность. Я с такой подменой глубоко не согласен. Не знаю как у других, но мой опыт показывает мне, что среди сильных людей - много добрых и порядочных, а среди слабых - немало злых и подлых. Сила и нравственность - это просто разные вещи, не надо их смешивать.

Если омега учит жизни альфу или наоборот - ничего не получится, они просто не поймут друг друга. Рассуждение омег об альфа не имеет пользы, потому что они не понимают, как думают последние. Альфа и бета должны ориентироваться на альфу или бета, но не в коем случае не на омегу. Тут бы хотел отметить, что я не хочу делать акцент на омеге как на каких-то плохих людях. Не хочется нагнетать негатив, по-моему вопрос тут - в банальной практичности, отдаче от общения.

Мораль: cлушая человека, который дает вам важные советы по жизни, сначала подумайте, кто он - альфа, бета или омега? Кто вы сами? Кем вы хотите стать? Хотите ли вы занимать сходное положение? От ответов на эти вопросы будет зависить, стоит ли прислушиваться к его мнению или нет.

У большинства современной молодежи (дайте поворчать старику!) нет никакого понимания об устройстве тех социальных групп и коллективов, в которых они проводят довольно значительную часть своего личного времени.

Имеется ввиду: школа, работа, армейские коллективы, дворовые компании и клубы по интересам. Во многих этих микрообществах, между их участниками нет-нет, проклевываются, а то и вовсе царят, те отношения, которые роднят человека с самыми примитивными приматами.

Речь идет об малых примитивных социальных группах.

В статье часто используются слова Альфа, Омега и т. д. Это обычные научные термины и автор в них вкладывает более глубокий смысл, чем писатели примитивных книжек по пикапу, со своими альфа-самцами и произведений по психологии для полных чайников.

Изучение примитивных человеческих групп привело исследователей к выводу, что здесь имеет место иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией в сообществах животных. Внутригрупповые роли распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе есть субъект "альфа" - Главарь; за ним следует субъект "бета" - Авторитет; "все прочие ранжированы на субъектов "гамма" - Ведомых и субъектов "омега" - Забитых.

"Альфа" (Главарь)

Пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и право безнаказанной агрессивности. Иногда это субъект, превосходящий других физической силой, но все же не объем мышц, а властность, смелость и исключительная свирепость удерживает его на первом месте в примитивной группе. Он умен тем особым умом, который принято называть хитростью. Хитрость позволяет ему умело, подчас с блеском планировать и направлять акции, которые осуществляются группой. И тогда участники группы не просто боятся его, а чтут за " кормильца", "спасителя", "настоящего хозяина".Та же хитрость дает ему умение вовремя убирать или стравливать между собой потенциальных соперников - претендентов на главенство в группе. Вот почему ему необязательно быть сильнее всех физически: того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда покарает чужими руками. По его сигналу ведомые проучат всякого, кто ему не угоден в группе. Ни один из ведомых не посмеет ослушаться: ведь таким образом можно стать неугодным со всеми вытекающими последствиями...

Только тайный сговор между недовольными ведомыми изменил бы положение.

Но, во-первых, "альфа" часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном сговоре исключительно опасно. Во-вторых, "альфа" предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало число довольных. В-третьих, он способен " вычислить" того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных: такого субъекта он либо своевременно обезвреживает (чаще руками другого претендента на лидерство), либо приближает к себе, осыпая милостями и лишая мотивов к бунту...

Является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако, заметно уступает ему в смелости. Если бы он был так же смел и решителен, "альфа" усмотрел бы в нем претендента на власть и давно обезвредил, но ни коим образом не приблизил бы к себе в качестве второго лица. Сама роль авторитета доказывает неспособность субъекта бать Главарем, и в случае ухода Главаря со сцены или его гибели "бета" почти ни когда не становится на его место. Самое большее, он продолжает сохранять роль Авторитета. Но и это не наверняка, а потому "бета" имеет достаточно мотивов, чтобы всячески поддерживать и укреплять власть своего патрона.

Он искренне радуется его удачам и реализует собственное честолюбие через успех близкого ему "сильного" человека, как бы " сливаясь душой" с последним. Как всякий обладатель острого ума он рационален и четок в решениях, однако не лишен и своеобразной мечтательности, даже романтичности. Без этой черты он не мог бы "сливаться душой" с Главарем. Над этой его чертой "альфа" и отдельные его приближенные имеют право беззлобно посмеиваться, ибо цинизм воспринимается в примитивной группе как самое надежное свидетельство ума. С другой стороны, иррационально-романтические веяния, исходящие из субъекта "бета", охотно используются Главарем для психологического воздействия на группу в целом. Видимо, человек, даже примитивный и в добавок входящий в примитивную группу, для выполнения возложенных на него группой функций должен основывать свое поведение не только на страхе перед Главарем и жажде наживы, но и на иррациональных мотивах мечты и веры, на некой, пусть ущербной, идеологии.

Нельзя забывать, что "романтическое" в примитивной группе существует постольку, поскольку существуют антигуманные помыслы и дела: в душе участника такой группы оно, это "романтическое", служит противовесом и способом оправдания бесчеловечности.

Субъекты "гамма" (ведомые),

В свою очередь, ранжированы как по вертикали, т. е. по степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качество" места в группе. Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый -Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. Субъекты "гамма" вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполнения внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь "своих" (острее становится враждебность ко всем "чужим", которые уже как бы и не люди и не стоят пощады и жалости).

Существует не только по тому, что Главарю приятна его льстивость и услужливость. Даже если "альфа" не жалует такого субъекта, он держит его подле себя. Почему? Потому что такой субъект вызывает неприязнь всей группы. И теперь, когда Главарь оказывает расположение и милость к кому бы то ни было из ведомых, это оставляет впечатление импонирующей людям справедливости. Разве не трогательно, что, так сказать, шубой с плеча Главаря награждается вовсе не тот, кто выслуживался, а тот, кто просто "делал свое дело"? Не менее волнующий эффект производит наказание или изгнание Подхалима: группа торжествует и испытывает признательность лидеру.

Точно так же логически необходимо существование Марионетки:

Он является для других эталоном поведения в отношении к Главарю и целям, которые поставлены перед группой. Его "образцовость" должна служить укором для всех, кто хотя бы в мыслях склонен к критике и непослушанию.

Весьма полезен так же и Шут.

Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. Такая насмешка - прекрасный регулятор эмоционального напряжения в группе. Устами Шута "выговаривается" неустранимое чувство протеста и обиды, накапливающееся у ведомых. Шут высказывается на грани риска: кажется, вот-вот и не сносить ему головы. Он умен и не переходит этой грани, однако у группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. Кто-то, поддавшись этой иллюзии, решается на собственные критические суждения - в шутливой или иной форме. Так с помощью Шута, выявляется оппонент Главаря. Обезвредить его немедленно или отложить расправу - вопрос тактики, решаемый субъектами "альфа" и "бета". Но Шут выполнил свою функцию. И ценность этой фигуры для Главаря доказывается не только тем, что Шута не карают за его выходки, но и тем, что Главарь решительно защищает его от собственных приближенных, которых тот привел в ярость.

Недовольный:

Если его нет в группе, его следует создать, ущемив кого-либо из ведомых. Польза от него двоякая. Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг на друга, субъекты "альфа" и "бета", а также их приближенные в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем. Если дело не доходит до изгнания или ликвидации такого субъекта, то его место после бунта среди Забитых.

Забитые же потому и заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа.

Выход из положения у Забитого только один: терпеливо снося все издевательства, выслуживаться перед приближенными Главаря. Если повезет, он может достичь своей высшей точки в группе: стать Подхалимом самого Главаря. Забитые представлены двумя категориями лиц: либо самые хилые, трусливые или наименее смекалистые, т. е. занимающие нижнюю ступень ранговой лестницы соответственно своим малым возможностям, либо бывшие Недовольные, т. е. субъекты с неплохими возможностями, растрачивать которые им теперь остается если не на бессильную злобу, то на хитроумное угодничество.

Очень важно заметить следующее: хотя такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен, даже здесь закономерности группового взаимодействия в известной степени ограничивают примитивные реакции каждого участника группы. Выказывать амбицию, собственничество и эгоистическую безучастность во всей их "красе", в предельном их выражении, субъекту нельзя и в данной группе: это привело бы к рассогласованию взаимодействия. Поэтому в примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых.

ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ.

Нормы поведения членов примитивной группы базируются на примитивных межличностных реакциях.

Реакция амбиции.

Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить ее значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Пример: в учительской заговорили о том, что педагог соседней школы Иванов удостоен медали. Реакция амбиции со стороны одного из участников разговора может выглядеть так: " знаем мы, кого их в школе представляют к наградам... Я с этим Ивановым на совещании встречался: дурак набитый" и т.п. Разумеется, ошибки бывают всюду. Нельзя заведомо исключить, что Иванов не тот человек, которого следовало бы награждать. Но даже имея такое суждение, субъект с преодоленным чувством амбиции предпочитает промолчать: в конце концов, где гарантия непогрешимости его суждения? Высказывающий же эту тираду не просто принижает Иванова: прежде всего он подчеркивает свое превосходство над ним " знаем мы..." - это демонстрация своей компетенции; " дурак набитый" - это присвоение себе (как "более умному") права судить об уме других.

Реакция самодовольства.

Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, " позеленел", " скривился" и т.п. В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости.

Реакция зависти.

Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства.

Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой. Здесь уместно процитировать один из шутливых афоризмов с 16-й полосы "литературной газеты; " мало, чтобы мне было хорошо. Надо еще, чтобы другим было плохо".

Реакция захвата (экспансии).

При появлении в поле видимости каких либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Если субъект не может обосновать захват каких-либо благ своими мнимыми правами или заслугами и не в состоянии добиться их хитростью, он при минимальных шансах остаться безнаказанным бесцеремонно прибегает к грубой силе.

Реакция агрессии.

В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку " сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием " реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоизмеримой с ситуаций жестокостью. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.

Реакция присвоения.

Если имеет место конгруэнция, когда субъект имеет возможность пристройки "сверху" или охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором как бы "прилипает " к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.

Реакция безразличия.

Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. Это легче понять когда человек трусит, имея дело с трудностью или опасностью. Но в данном случае субъект становится безучастным, даже если ему ничего не грозит. За циничной идеей " не мое это дело" или " без меня разберутся" кроется попросту не желание тратить на кого-либо время и силы. В роли должностного лица такой субъект даже гордится тем, что плачущей женщине не удалось его "разжалобить", а посетителю, возмущенному некоторой несправедливостью, - "заморочить ему голову".

Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях.

ПРАВИЛА (МОРАЛЬ) ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ.

Мораль, нравственность это совокупность норм и правил определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно ему продемонстрировать превосходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амбиция, безусловно, ущемляется, если другой субъект показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.

Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того, как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая таким образом свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объединяемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная из таких историй: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: облагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарќности, но и определенно мстит "неизвестно за что"... Но ведь известно за что! "Благодетельница" была небескорыстна в отношении родќственницы, и прежде всего - небескорыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма самоутверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявился в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться"...

Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.

Красноречивым или кипуче-темпераментным вправе быть лишь тот, кто "наверху"; те же проявления со стороны ведомых низкого ранга или, тем более, со стороны Забитых воспринимаются как неумное шутовство или наглая несдержанность.

Вообще, здесь допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы"! Точно так же в примитивной человеческой группе одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного.

Вот почему рассмотренное выше "правило унижения" нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимоќдействующих субъектов. Например, ранг Приближенного лишь на одну ступень ниже Авторитета, а стало быть. Авторитет не позволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга вовсе не рассматривается ими как унижение; она - "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений. Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И. А. Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.

"Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.

Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.

Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому богатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссоры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, сталкивать дерущихся лбами, подбрасывать мало весящего сотоварища к потолку и т. п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество или странность. Он приобретает репутацию "блаженненького", и его с опаской, но и большим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему Главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что они ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения вытекает из предыдущего.

Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". Напротив, при такой "слабой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее привести к его гонению (об этом ниже). Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих легко становится гонимым в примитивной группе.

В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач-карманник в воровской шайке. Казалось бы, "виртуозная работа" должна выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более что Главарь выказывает ему свое благоволение. Однако особенности характера нашего "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у него, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких "побед" над остальными. Теперь достаточно несколько эпизодов, когда Главарь или Приближенные не защитили бы его от выпадов боќлее агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его "артистические" способности уже рассматриваются как вызов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонению - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию Забитых. В последнем случае его умения используются Главарем как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему больше не приходится.

Правило "козла отпущения".

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходится терпеть от субъектов высшего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъекты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих"!

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV века Никколо Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности.

Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого Недовольного, допустив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы полученный им куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его Приближенный заранее покупает себе материальными средствами возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некоему предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину, в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более насмешливо или цинично,- этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна. Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается и глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.

Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит того в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего Главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представления о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоќре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.

Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т. п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступления становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.

Литература.

Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.

Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987