Брак где жену всей и семьей. Разница между браком и семьей

Семья и брак изучаются в социологии, психологии, религиоведении и в правоведении. Обществознание как комплексная дисциплина рассматривает это явление с нескольких точек зрения одновременно. В РФ основы семьи и брака закреплены в соответствующем профильном законе. Речь идёт о Семейном Кодексе, который в специализированной литературе чаще всего обозначается сокращённо, то есть как СК.

Правовые основы брака и семьи регулируются отдельной отраслью права. В нормативно-правовых актах закреплены имущественные и неимущественные права и обязанности членов одной семьи друг по отношению к другу. И в случае, если кто-то совершает нарушение, пострадавшая сторона (или считающая себя такой) может обратиться за защитой в суд.

Брак и семья – это близкие понятия, иногда они совпадают, например, когда речь идёт о бездетной паре. Но на самом деле друг другу не тождественны. Семья как понятие гораздо шире, в него могут входить лица, связанные кровными узами. Понятие брака по семейному праву же достаточно однозначно.

Итак, под браком законодательством понимается добровольный союз женщины и мужчины с целью совместного ведения быта (хозяйства), воспитания детей и создания семьи. Необходимо отметить, что Российская Федерация неоднократно подвергалась критике за это определение. Считается, что законодательство о браке и семье дискриминационное, поскольку в нём ущемляются права лиц нетрадиционной ориентации.

Однако это не единственная причина недовольства. Нередко указывается, что современное значение семьи в жизни человека не должно быть привязано к обязательному или навязываемому обществом стремлению завести детей. Критики считают, что институт брака переживает кризис, что он должен меняться, чтобы в полной мере удовлетворять современные потребности общества.

Тем не менее ФЗ (федеральный закон) пока что даёт именно такое определение. Возможно, в будущем какое-нибудь постановление или поправки изменят ситуацию. Сейчас же понятие и правовая природа брака в России строятся вокруг гетеросексуальных союзов.

Зачем нужно законодательное закрепление?

Кажется, что понятие брака и семьи во многом личное. То, как жить, с кем, люди должны решать сами. И стремление государства осуществить регулирование такого явления как брак, брака кажутся неуместными.

Однако в основе своей всё это направлено на защиту тех, кто находится в уязвимом положении. Например, ребёнок, который может пострадать от произвола родственников. Закон в большинстве случаев на его стороне. Он не даёт родителям продавать недвижимость без учёта интересов несовершеннолетних, например.

А ещё дети до 18 лет являются наследниками по закону. И даже лишение родительских прав далеко не всегда означает автоматическое освобождение от соответствующих обязанностей. Безусловно, при чтении этих строк кто-то может подумать, что в моей семье невозможно представить себе вмешательство государства.

И это хорошо. Живущие в мире и согласии супруги, как правило, не сталкиваются с какими-то претензиями к ним законодательства. Закон обычно помогает урегулировать конфликты, разобраться в сложных ситуациях. Институт семьи и брака касается и дальних родственников, вернее, его правовое регулирование, поскольку сам по себе институт – понятие социологическое в первую очередь.

И ещё один момент. Существует такое явление как «правовые семьи понятие и виды». К браку и к родственникам это не имеет никакого отношения. Речь идёт о правовых системах, которые в науке получили название семей. Например, романо-германская семья, англосаксонская и т. п. Не стоит путать эти понятия.

Какие бывают семьи?

Довольно любопытна классификация семьи. Рассматривают по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, среднедетные и многодетные. Любопытно, что в публицистике прижились, в основном, только первый и последний термины.

Также существует различие по половому составу: разнополый брак и однополый. Грамотнее говорить о брачных отношениях, даже если они официально не признаются государством, потому что, как уже говорилось, семья – это другое. Фактически, однополой семьёй можно назвать дочь и мать или сына и отца.

Необходимо отметить, что традиционное понятие семьи и брака не подразумевает признания гомосексуальных отношений. Во многом это связано с последствиями влияния религий, когда союз между людьми сводился к размножению, что и ставилось основной или одной из основных целей. Потомкам и наследникам нужно было придать официальный статус.

Однако семья и брак как социальные институты в современном мире в большинстве цивилизованных стран не сводятся к этому. И во многих странах закон защищает однополые отношения. Яркий пример – Канада, Испания, США, Великобритания.

Исторические формы брака

Также существуют исторические формы семьи и брака. Это моногамия, то есть союз исключительно 2 людей, полигиния, предполагавшая большое количество жён и одного мужа, и полиандрия, где на одну женщину приходилось несколько мужчин. Необходимо отметить, что количество и положение людей в семье, о семье, семьи, семье зависело во многом от доминировавшей религии.

В частности, при внимательном изучении истории человечества становится видно, что сильнейшая дискриминация по гендерному признаку поддерживалась христианством и близким с ней в этом отношении исламом. Современный закон по сравнению с этими нормами выглядит гораздо прогрессивнее. Даже в России.

Партнёрская семья

В специализированной литературе неоднократно упоминается партнерский тип семьи. О чём идёт речь? Так принято называть брачные отношения, построенные на равноправии женщины и мужчины, на одинаковом объёме прав и обязанностей. Некоторые считают, что это регулирует закон.

На самом деле законодательство делает акцент только на добровольности союза. То есть каждый супруг может в любой момент при желании подать на развод. Однако о равноправии отдельно не говорится. Поэтому считается, что такой момент регулируется негласно.

Какие ещё могут быть варианты? Встречается патриархальный тип семьи, в котором мужчина считается главой, за ним остаются все основные решения. Он же долгое время был традиционным. Бывают матриархальный, здесь роль ведущего полностью переходит к женщине.

И, наконец, социология семьи и брака также выделяет конкурентный, в котором муж и жена заняты активным перетягиванием одеяла на себя. В этом случае брак либо переходит в партнёрский (который ещё называют демократическим), также, как вариант, кто-то может победить в этой борьбе, либо союз распадается.

Какие ещё формы брака бывают?

Исследователи также выделяют понятие гражданский брак. В обывательском понимании это незарегистрированное сожительство. Однако исторически такое определение стало использоваться как раз для обозначения церемонии, получившей официальное признание государства в противовес церковному венчанию.

Бывают и формы, предполагающие союз 3 людей. В России такое явление чаще всего называют «шведской семьёй», в Европе оно получило название ménage à trois. Это отношения втроём, которым дают разную оценку, в большинстве своём негативную. Но есть те, кто считают, что в отдельных ситуациях такие союзы вполне допустимы.

Функции семьи

Роль семьи в жизни человека очень наглядно видна через функции. Учтите, что в отдельные исторические периоды одни могут выйти на первый план, а другие, напротив, оказаться почти неактуальными. Кроме того, речь идёт о том, что должно быть.

Однако далеко не все семьи относятся к функциональным, то есть не все выполняют свои функции. Такие в специализированной литературе называют дисфункциональными.

Репродуктивная

Социология семьи и брака рассматривает ячейку общества как надёжный способ обеспечить детей самым необходимым. Малютка может родиться и у матери-одиночки, не состоящей в браке. Но тогда он будет незащищённым.

Сейчас общественное отношение к людям смягчилось, оно не зависит от того, состояли ли их родители в зарегистрированном браке или нет. Но во многих странах, особенно тех, где религиозный уклад довольно силён, это ещё имеет значение.

Воспитательная

Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно здесь закладываются моральные ценности и укрепляются. Дети от родителей получают общее представление об окружающем мире. Они также видят перед собой первый пример поведения с другими людьми.

Если в семье здоровый климат, то и малютка вырастет благополучным – с большей вероятностью. Однако если у родителей постоянные проблемы, они озлобленные, им всё даётся с большим трудом, то у малыша создаться впечатление, что мир – угрюмое и небезопасное место.

Необходимо отметить, что роль семьи в жизни человека в дальнейшем также определяется первым опытом столкновения с подобными отношениями. Если родители ценят друг друга, то повзрослевшие будут стремиться к открытым, ровным отношениям, построенным на взаимном доверии и уважении. В противном случае они могут избегать брака.

Впрочем, некоторые психологи считают, что функции семьи периодически переоцениваются. Первостепенное значение в том, как относиться к окружающему миру, какие отношения строить в личном плане имеет выбор самого человека.

Родители действительно оказывают определённое влияние. Но в процессе взросления личность оценивает имеющиеся установки, опыт старших родственников. И если он её не устраивает или не согласуется с внутренними убеждениями, может от них отказаться.

Обучающая функция

Дети внутри семьи получают самые первые навыки: им показывают, как ходить, говорить, помогают усваивать дальнейшие знания. В то же время часто возникает такой вопрос: верны ли следующие суждения о функциях семьи, скажем, только здесь малыши могут изучить мир вокруг себя, усвоить базовые ценности, понять свою социальную роль? На самом деле нет.

Не стоит забывать о детсаде, а также о школе. Кроме того, по мере распространения современных технологий каждый человек с довольно раннего возраста получает доступ в Сеть. В итоге он может заняться самообразованием. То есть, функции семьи в плане обучения важны, но она – не единственный источник приобретаемых знаний.

Обратите внимание: обучающий аспект касается в первую очередь детей, но далеко не только их. В большой и дружной семье все могут что-то дать в этом плане друг другу, показать, что именно они усвоили, передать знания.

Коммуникативная функция

В благополучной семье больше всего её члены общаются друг с другом. А когда человек плохо чувствует себя, то у него остаются силы только на то, чтобы поддерживать контакты с самыми близкими. Впрочем, здесь есть свои нюансы: далеко не всегда в числе этого ограниченного круга лиц оказываются именно кровные родственники. Периодически речь идёт о лучших друзьях.

Психологи обращают внимание на то, что коммуникация внутри семьи сказывается также и на том, как именно человек относится к окружающему миру, как выстраивает с ним отношения. Если ему хорошо, он счастлив, он получает от партнёра, детей, родителей полное принятие, доверие, любовь, то он будет больше уверен в себе, мягче, добрее, открытее. И наоборот.

Впрочем, нельзя взваливать ответственность в деле выстраивания контактов с окружающим миром только на семью. Во-первых, в любом случае выбор того, как относиться к остальным, делает только сам человек.

Во-вторых, отношение к окружению зависит ещё и от последнего. Если у человека всё хорошо в семье, но остальной мир воспринимается опасным и враждебным, то это будет влиять на его поведение. То есть он станет стараться защищаться и защищать своих близких. Например, мирное население в стране, где началась война. Этот пример из числа крайностей, но он очень наглядный.

Духовно-экзистенциальная

Семья влияет на духовную жизнь человека, на его взгляды, отношение к миру, к своему месту в нём. Как правило, в брак вступают люди, которые если не придерживаются одинаковых позиций, то могут хотя бы примириться с имеющимися различиями друг у друга. Если же неприятие родственников или других членов семьи в отношении взглядов будет слишком сильным, то они будут связаны только номинально в большинстве своём.

Психотерапевтическая

Любые эмоциональные переживания гораздо легче перенести при наличии поддержки. Опыт излечения депрессий и других достаточно тяжёлых расстройств показывает, что любящие родственники и остальные близкие могут сильно помочь в такой ситуации или значительно облегчить ситуацию, как минимум. Но это касается далеко не только больных. Поддержка время от времени нужна каждому.

Развлекательно-рекреативная функция

Проведение совместного досуга, возможность отдохнуть с близким – это то, что позволяет человеку полноценно расслабиться, почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Что даёт возможность в дальнейшем к ней вернуться с новыми силами и идеями. К тому же человеку присуще желание проводить свободное время с теми, кто ему дорог, разделять удовольствие.

Сексуальная

Статистика показывает, что полноценной сексуальной жизнью живут те, кто находятся в постоянных отношениях. Количество половых актов у них больше, чем у одиночек, даже если последние весьма активны в сексуальном плане. Уровень удовлетворённости этой стороной жизни тоже в среднем выше.

Экономическая

В финансовом и в экономическом плане решать какие-то задачи вместе намного легче. Даже если один из супругов не работает, второй может взять на себя какие-то задачи, на выполнение которых потребовались бы деньги. Или время, которое можно было бы потратить на то, чтобы выполнить оплачиваемое задание. Большое количество людей означает возрастающие траты, но если значительная часть способна зарабатывать на себя и не только, то обеспечить достойный уровень жизни становится легче.

Хозяйственно-бытовая

В семье человеку прививаются первые навыки, касающиеся быта, поддержание дома и своих вещей в функциональном состоянии. Близкие также могут взять на себя выполнение части задач по дому, что становится особенно актуальным в ситуациях, когда кто-то болен, плохо себя чувствует, слишком сильно устал или занят. В итоге семья облегчает жизнь.

Защитная

Как женщины, так и мужчины в рамках многочисленных опросов показали, что чувствуют себя более защищёнными в браке. Медицинская статистика тоже красноречива: холостяки умирают раньше и больше болеют. Особых секретов здесь нет, ведь близкие чаще напоминают принимать лекарства, мотивируют или просто просят обратиться за медицинской помощью.

В семье могут поддержать, дать деньги в долг или просто выдать на базовые нужды. А иногда защитная функция реализуется буквально: родственники способны напрямую полезть в драку или прикрыть собой от хулиганов, вооружённых грабителей, от опасного животного и т. п.

Статусная

Принадлежность к той или иной семье – это ещё и вопрос статуса. Дети голливудских звёзд и обывателей не находятся в глазах обществах на одном и том же уровне. Материальный достаток родителей тоже имеет значения. Правда, здесь есть своя специфика: далеко не все исследователи считают, что богатые и знаменитые мама с папой – это безусловно хорошо. Почему?

Есть и обратная сторона медали. К членам семьи может быть приковано повышенное внимание, особенно, когда они появляются на публике со знаменитым родственником. Им сложнее просто общаться, а у звёзд часто не хватает времени даже на самых близких. Ребёнок может стать жертвой безумного фаната, поэтому приходится предпринимать дополнительные меры по защите. В итоге это всё порождает своеобразную атмосферу.

Первичный социальный контроль

Именно семья является одним из основных сдерживающих факторов. Кто-то может быть негативно настроен по отношению к законодательству, однако удержаться от совершения преступления из-за страха, что это плохо скажется на близких или расстроит родителей. Семьи часто помогают вернуться к нормальной жизни преступникам и наркоманам.

Социализация

Первичная социализация у человека происходит именно внутри семьи. Адаптация после длительного отсутствия нормальных контактов с окружающими по причине болезни, карантина, ухода за умирающим, пребывания в тюрьме или в следственном изоляторе тоже часто включает в себя общение с родственниками. Однако даже без таких примеров коммуникация с семьёй, характер этих контактов влияет на социализацию человека.

Кооперативная

Семья – это отличный способ объединить с кем-то усилия и получить уверенность в том, что вы работаете на общую цель. У знакомых могут найтись другие дела, у друзей – пропасть интерес (хотя далеко не всегда).

С родственниками удобно кооперироваться хотя бы, как минимум, потому что люди хорошо знают друг друга, свои сильные и слабые стороны. Именно на этом на Западе нередко строится семейный бизнес. Но у попыток вести вместе дела есть и свои минусы. Что уже отдельная тема для разговора.

Разумеется, предпринимательство – это только один пример. Объединиться можно ради достижения совместной цели. В браке пара обычно работает над тем, чтобы сообща достичь финансового (и не только) благополучия.

Подводя итоги, стоит отметить, что значение семьи до сих пор обсуждается. Однако во многом оно зависит от того (как и все эти функции), о какой именно семье идёт речь, можно ли её назвать полноценной. И здесь имеет значение даже не наличие обоих родителей, а внутренний климат, характер складывающихся отношений.

Брак традиционно несет на себе более формальный смысл, о браке принято говорить в стенах ЗАГСа при юридическом оформлении семейного союза. "Мы заключили брак" - то есть мы пришли и поставили свои подписи на документах, формально закрепляющих наши отношения, поставили штамп в паспорт, официально заявили о том, что мы с этого момента являемся супругами. Семья - понятие более личностное: это жизнь, это отношения, это ежедневное общение, построение семьи в психологической плоскости личного жизненного пространства. "Мы построили семью" - то есть мы создали сообщество людей, связанных друг с другом узами брака или кровного родства. Мы живем в одной квартире, ведем общее хозяйство, растим детей, находимся в постоянном контакте друг с другом. Скорее всего, мы друг друга любим.

Многие ставят вопрос о том, что первично - брак или семья? Традиционно понято полагать, что брак - это основа, ядро семьи, поскольку подразумевается, что сначала люди оформляют отношения, а потом уже приступают к построению собственно семьи. Однако в последние десятилетия существенно вырос процент так называемых "гражданских браков", которые являются семейными союзами, официально не оформленными в ЗАГСе. Схема "пожить, не расписываясь, узнать друг друга, а потом уже вступать в брак" в настоящее время понимается как наиболее оптимальная абсолютным большинством молодых пар. В этом есть разумное зерно, поскольку, действительно, для полного понимания того, "мой ли это человек", мало встречаться, необходимо пожить в одном пространстве, увидеть бытовую сторону жизнедеятельности человека. Этому способствует и выведение интимной жизни из строго запрета "только в браке", люди создают семейные союзы, не оглядываясь на устаревшие стереотипы, чувствуют себя свободнее, и имеют больше возможностей построить более успешные семейные союзы.

Понятие брака и семьи носит неоднозначный характер в интерпретации мужчинами и женщинами. Социологи неоднократно указывали то, что каждая перепись населения в нашей стране, например, демонстрирует, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. Это означает то, что одно и то же явление, в частности, отношения, проживание двух людей в одной квартире, ведение совместного хозяйства, люди склоны расценивать по-разному:женщины его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, мужчины же полагают безбрачием, временным сожительством.


В чистом виде определение семьи подразумевает под собой три основных признака: кровнородственные или брачные отношения между всеми ее членами; совместное проживание в одном помещении; общий совместный быт и бюджет. Юридическое оформление не выступает тут в качестве непременного условия. Сами признаки семьи довольно размыты: не оговаривается, сколько люди должны проживать вместе на одной территории - три дня, месяц, год, несколько лет? Что такое семейный бюджет, как он формируется, какую часть доходов каждый должен вложить и на какие именно цели он должен расходоваться? И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование; как их измерить?

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Можно отметить еще одно отличие семьи от брака. Если брак фиксируется прежде всего государством, обществом, то семью создаем только мы сами (с помощью государства, общества, естественно). И разрушаем тоже.

ВВЕДЕНИЕ

Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис современной семьи.

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону . Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство.
Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель – это подобие отца, народ – детей...».

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель . Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.
Современные социологи определяют брак «как исторически изменяющеюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей».



С той-то поры для большинства людей фраза «семья – ячейка общества» и является истиной в последней инстанции. При этом напрочь забывается что такое общество, насколько оно сложно и какова его структура. :-)))
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1815 – 1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученогоЛ. Моргана (1818 – 1881) «Древнее общество».

Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей, формы в высшую. В. И. Ленин также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества.

Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной каждый мужчина этого стада имел право на каждую женщину. Эта форма отношений получила название промискуитета . Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. По мнению К.Маркса «Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива». Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу - запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию – можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. И здесь же проходит грань между первобытнообщинным стадом и родом.
С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытнообщинного строя характерным считается дуально-родовой брак . Эта форма группового брака была экзогамной – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (а значит, и в брак) только с членами другого рода.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

1. она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

2. жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями;

3. таким путем можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Таким образом, эта форма группового брака была союзом двух родов, который обеспечивал половые отношения между их членами. Это еще не приводило к созданию семей. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Характеризуя многоженство и многомужество, Ф. Энгельс писал: «Обе эти формы брака могут быть только исключениями...». Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки становились невозможными - они вытеснялись парным браком. «На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и, при случае, нарушения верности остаются правом мужчин, хотя первое имеет место редко в силу также и экономических причин; в то же время от женщин в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери» (Ф. Энгельс). Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем детей жены, то есть отцом, и возникает экономическая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, то есть парная семья. Здесь оба супруга трудились, участвуя в общественном производстве, получали от общества равную долю продукта, в равной степени являлись кормильцами детей. Они были равными во всех отношениях. «Парная семья, сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая, чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве..». Несмотря на это, можно отметить, что половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими отношениями, постепенно меняется и сам характер брака: его целью наряду с регулированием половых отношений также становится создание семьи, содержание и воспитание детей.

Какова же роль эмоциональных отношений в создании и поддержании такого социального образования как семья? Это, наверное, существенно удивит господ студентов, но до начала 20 века – практически никакого. Брак, основанный на переживании, к друг другу, такого чувства как любовь, до начала указанного выше периода, был скорее исключением, чем правилом. Его исключительность являлась основой сюжета практически всей романтической литературы. Конечно, нельзя сказать, что люди проживающие в браке, не испытывают друг к другу положительных эмоциональных чувств. Они могли их испытывать и при заключении брака, но последние не являлись ведущим фактом создания брака и его поддержания.

Ведущим фактором являлся экономический интерес. Причем, зачастую, не самих брачующихся, а их родителей или существующих объединений семей на родственной основе – кланов. И именно парный брак, ведущий к созданию моногамной семьи, наибольшим образом подходит для создания семьи на экономической основе. Семья, таким образом, становиться формой накопления и передачи материальных ценностей. Современному человеку сложно оценить те реалии брака, которые были характерны ему 100, 500, 1000 и более лет тому назад. Попробуем опереться на факты.

Семья, в момент появления родовой структуры человеческого общества, была патриархальной по стилю управления и многопоколенной по структуре. Такая модель семьи, с небольшими вариантами, была характерна для самых различных человеческих сообществ на протяжении более чем 5-6 тысяч лет. Под одной крышей проживало достаточно большое количество родственников. Сколько? Давайте посчитаем. Материальным обеспечением жизни семьи (внешней хозяйственной деятельностью) управлял один человек. Это был мужчина в возрасте 35-50 лет. Именно он принимал все основные решения, обеспечивающие выживание семьи, когда пахать, сеять, жать, когда и кому заготавливать лес или ехать на ярмарку. Он был старшим для всех мужчин, и видимо поэтому, в русских крестьянских семьях, он получил название «большак». Выполнением всех вышеназванных функций был не сам он, а его сыновья, как имеющие свою собственную семью, так и неженатые. Организацией быта семьи (внутренней хозяйственной деятельностью) занималась старшая женщина, называемая «большачиха». Чаще всего она являлась женой большака. Она в основном ведала вопросами переработки продуктов заготовленных мужчинами и бытовым обслуживанием семьи. В подчинении у нее находились жены ее сыновей. В этих работах принимали участие и ее дочери, но нагрузка на них была существенно ниже. Таким образом, мы видим, что роли большака и большачихи по своему содержанию не родственные, а управленческие. В случае смерти большака эта роль переходила его старшему сыну, а после смерти большачихи – старшей невестке.
Таким образом, мы имеем разделение семьи на три части – производящую (формирующую материальные блага для существования семьи (молодые пары)), управляющую (принимающую решения, (большак, большачиха и отец большака)) и иждивенцев (дети).

Подсчитаем количество взрослых проживающих в такой семье. Семейная пара, осуществляющая управленческую деятельность (2 человека), плюс семьи их женатых сыновей (6-8 человек, рожали-то помногу). Вместе с ними жили немощные родители большака. То есть количество взрослых членов семьи достигало 9-11 человек. Вместе с ними проживало 12-15 человек детей. То есть мы имеем такую крупную семейную группу, совместно осуществляющую хозяйственную деятельность в собственных интересах. Но такие функции как половая, рождения и воспитания детей осуществляются в семейных парах. Хотя есть многочисленные свидетельства активного сексуального поведения большака к своим невесткам.
Как функционирует такая сложная система? Возможно ли ее устойчивое существование только за счет правил продуцируемых в каждой семье старшим поколением? По-видимому – нет. В патриархально-многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать. Это определено раз и навсегда и не подлежит никаким изменением. Причем, предписывается даже поведение в самых различных житейских ситуациях (см. например, поведение Катерины и Кабанихи («Гроза») в ситуации проводов мужа). Для российских условий этот свод правил, текстово закрепленный, получил название «Домострой».

Патриархальность такой семьи имеет ряд характерных черт. Так отец большака не принимает участия в непосредственном управлении семьей. Но в случае «неправильного» поведения большака к членам семьи, реагирует на них не его собственная жена, не его дети, а самый старший мужчина в семье, его отец. На малейшие нарушения соподчиненности и неуважения к старшим, в пределах семьи реагирует именно он. Уважение к старшим, в такой форме распространяется на всех стоящих ниже по статусу. Неуважение большака к своем отцу наказывалась миром (обществом деревни), через «посечение» на общинном сходе. Кроме того, сравните смысловое значение словосочетаний «взять в жены» и «выйти за муж».

Модель современной семьи качественно иная.Назовем ееэгалитарно-нуклеарной. Какова структура семьи? Основой ее являются супруги (нуклеарность). Именно эти люди, состоящие в браке, определяют стиль жизни семьи, решают все семейные проблемы. Причем оба имеют одинаковые права и обязанности во всех областях семейной жизни (эгалитарность). Такая семья чаще всего двупоколенная – родители и их дети. Родители как экономически самостоятельная часть семьи обеспечивают ее существование и одновременно управляют ей. Дети растут в семье, являюсь иждивенцами.
Численный состав такой семьи 3-5 человек. Родственные отношения вне такой семьи не обязательны и устанавливаются только по желанию членов семьи. Наиболее характерной чертой такой семьи является ее эгалитарность в распределении семейных обязанностей. В ней не существует общих предписаний по распределению обязанностей, и тем более нет никаких предписаний поведения. В каждой ситуации, при изменения положения семьи, структуры и отношений в семье семейные обязанности могут быть заново перераспределены по договору между супругами. Это существенно усложняет установление и поддержание таких взаимоотношений, (так как требуется постоянный учет интересов и желаний партнера), но при этом создает индивидуализированные парные взаимоотношения как супружеские, так и родительско-детские. И эти отношения наилучшим образом соответствуют этим людям.

Несомненно, представленные вашему вниманию, оба типа семей являются моделями. То есть, наиболее типичным представлением реальных семей. Но они позволяют лучше понять динамику отношения к типичной семье произошедшую в период начала-середины 20 века. Каковы же причины такой разительной смены семейного стереотипа?
Попытайтесь сами оценить положение женщины в патриархально-многопоколенной и эгалитарно-нуклеарной семьях. Ну и как? По-видимому, это и явилось основной причиной такой динамики. Причем здесь следует выделять субъективный и объективный фактор этого процесса. Субъективным фактором явилось женское движение за свои гражданские права (суфражистки, феминистки). Объективным – изменение положения женщины в обществе и общественном производстве, за счет прошедших двух мировых войн, и изменения структуры этого производства.

Важно понимать, что потребность человека в той или иной форме семейных отношений строится на том, что семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей. Они же являются функциями семьи. В этот список включают от 4 до более чем десятка позиций. Минимум – рождение и воспитание детей, сексуальная, хозяйственно-бытовая, эмоционально-терапевтическая. Подумайте над тем, какие потребности человека могли быть удовлетворены в исторически ранних моделях семей и в современной модели семьи.

Каково же положениесовременной семьи (возьмем пример России)? Назвать его неблагополучным было слишком оптимистичным. :-(

Начнем с супружеских отношений. Старая шутка «хорошее дело браком не назовут» во многом оправдывается. Каков, по вашему, процент разводов по отношению к заключенным бракам за год? Колеблется от 60% до 75%. То есть два из трех, три из четырех браков распадаются. Увы.

Но может быть те, кто не развелся, живут счастливо? Мы не обладаем цифрами о количестве конфликтов и проблемных ситуаций в «средней» семье. Но по моему профессиональному опыту семейного консультанта – не меряно. Без работы ни я, ни мои коллеги без дела не сидят. Рассмотрим вопрос о физическом насилии в отношениях между супругами. Цифр о «рукоприкладстве», побоях супругов друг другом я опять не имею. Но есть следующая страшная цифра. За год в России от рук мужей и любовников погибает 8 000 (!) женщин. Страшно, милостивые судари и сударыни.
А мужчин? Не знаю, но бытовое убийство – 80-90% от всех. А кухонный нож или чугунная сковорода – пострашнее автомата Калашникова будут.

Но может быть хоть детям в семье везет? Увы, нет. Я, здесь, не буду касаться «нормальных» проблем взросления детей в семье. Вы знаете, сколько детей (т.е. до 18 лет) в нашей стране не живут с родителями, и являются сиротами. Официальная цифра 2000 года – около 700 000 (!!!) детей. И каждый из них своя, очень сложная судьба. А неофициальная в 2 раза выше. А тенденцию увеличения остановить не удается. Сколько их сейчас? Кто знает, широко о них не говорят.
И более 90% из детей сирот – это сироты при живых (!) родителях, либо брошенные ими, либо лишенные родительских прав.

А процесс идет. Сейчас почти 29% детей в России начиная с 1997 г. появляются на свет вне брака своих родителей (Госкомстат России). Если в 1988 г. лишь 13,0% детей в России рождалось вне брака, то в 1991 г. - 16,0%, в 1996 г. - 23,0%. В 1997 г. "незаконнорожденными" можно было считать 25,3% родившихся детей, в 1998 г. - 27,0%, в 1999 г. - 27,9%, в 2000 г. - 28,0%, а в 2001 г. - 28,8%. Число внебрачных рождений детей за последние 10 лет (в 2001 г. по сравнению с 1991 г.) увеличилось в России на 31,0%. Если в 1991 г. таких случаев было зарегистрировано 287,9 тыс., то в 2001 г. - 377,3 тыс. Между тем общее число родившихся за этот период сократилось на 26,9% - с 1 млн. 795 тыс. до 1 млн. 312 тыс. Статистика свидетельствует, что среди родившихся вне брака детей 52,4% зарегистрированы по заявлению матери, 47,6% - по совместному заявлению родителей.

Так как? И что на счет «счастливой семьи»? Неужели современная (эгалитарная и нуклеарная) семья нежизнеспособна и следует всем социумом вернутся к традиционной (патриархальной и многопоколенной)? Для этого вам следует подумать об этих типах семей и оценить их ежедневную коммуникацию.

А если подумать о счастье в современной семье? Возможно? И как?


ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

"Любовь - это неведомая страна, и

мы все плывем туда каждый на своем

корабле, и каждый из нас на своем

корабле капитан и ведет корабль

своим собственным путем".

М. Пришвин.

Сегодня мы с вами будем говорить о таком явлении, которое никого не оставляет равнодушным - о любви.

Анализ частотных словарей современных языков показывает, что слово "любовь" - одно из самых употребительных слов. В жизни каждого человека наступает пора, когда он спрашивает себя и других: почему один человек вызывает чувство симпатии, а другой нет? Как появляется любовь? Существует ли она на самом деле? Неизбежно ли ее исчезновение? Подчиняется ли любовь определенным законам или все в ней случайно и непредсказуемо? Традиционно ответы на все эти вопросы давало искусство и философия. Но они и жизнь показывают, что одного жизненного опыта и здравого смысла недостаточно для того, чтобы уберечься от ошибок, которые приводят к разводам, одиночеству другим проблемам в межличностной сфере, а с ними сталкивается огромное число людей.

Высокая значимость эмоциональных отношений побудила ученых заняться их исследованием. Мы будем рассматривать лишь те данные, которые получены в ходе социально-психологических исследований. Интересно, хотя этого и следовало ожидать, что их результаты не всегда подтверждают сложившиеся жизненные представления о развитии эмоциональных отношений людей.

1. Значение любви в жизни человека

Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений. Более того, счастливыми считают себя те, которые просто имели или имеют любовный опыт.

Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов 70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее, и только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.

О высокой значимости для человека эмоциональных отношений говорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое и соматическое состояние. Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедших после разрушения эмоциональных связей со значимыми другими, среди тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем в уравненной с ними по социально-демографическими показателями группе мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10 - от туберкулеза, в 7 - от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем для семейных.

Итак, наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. А как связана любовь с успешностью брака? Удивительно, но многие специалисты в области семьи относятся к любви настороженно, как к фактору, в большинстве своем мешающему семейному счастью. И у них есть свои основания. Хорошо известен факт, что семей, созданных по любви распадается больше, чем семей созданных по расчету. С другой стороны, есть факты противоположного рода. Так, сравнение успешных и неуспешных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви значительно выше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью в браке была получена также в исследовании Гозмана Л.Я. и Алешиной Ю.Е. на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.

В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ

1. Специфика любовных отношений

Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и поведенческих образов от тех, которые связываются с другими понятиями, такими как дружба и секс. Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.

Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственном опыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.

С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

Существуют и четкие образцы поведения, связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, и с сексуальными отношениями.

2. Типы любви

Очевидно, что термином "любовь" объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувства матери к ребенку, и отношения молодых людей. Говорят о супружеской любви, о любви к родине, любви к своему делу и т.д. В психологии существует много попыток выделения качественно специфических типов любви. Вот несколько типологий:

I. Немецкий психолог Э. Фромм выделяет пять типов любви:

Братскую,

Материнскую,

Эротическую,

Любовь к самому себе,

Любовь к богу.

II. Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные, современная классификация различает шесть стилей любви:

Эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;

Людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и сравнительно легко допускающая возможность измены;

Строге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

Прагма - совмещающая людус и строге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

Мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны не уверенность и зависимость от объекта влечения;

Агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и строге.

Любовные переживания молодых мужчин, как показывают психологические исследования, содержат больше "эротических" и особенно "людических" компонентов, тогда как у женщин ярче выражены "прагматические", "строгические" и "маниакальные " черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых.

III. Типология Т. Кемпера интересна тем, что он, выделяя варианты любви, использует определенные критерии. В любых взаимоотношениях Т. Кемпер выделяет два независимых фактора - власть, то есть способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, и статус желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта.

«Брак - это остаток на память от любви», - так говорят в народе, цитируя слова известной американской журналистки Элен Роуленд, которая жила в начале XX века. Доля истины, безусловно, есть в её словах. Но, согласитесь, так не хочется верить, что после регистрации отношений они из области страстных чувств переходят в более спокойное русло. Сохранить счастье в браке можно, главное - работать над этой непростой задачей каждый день.

Супружество для девушки

Ещё в давние времена брак и семья, забота о муже и детях считались главными целями жизни для каждой представительницы прекрасной половины человечества. Уже с младенческих лет родители готовили дочерей к "окольцованной" жизни, пытаясь породниться с более богатыми и знатными людьми. Выгодную партию воспринимали как билет в счастливое будущее. Что касается личных чувств и эмоций самих молодожёнов, то с ними никто не считался.

В наше время варварский обычай выдавать насильно дочь замуж канул в Лету. Теперь девушки имеют полное право самостоятельно выбирать мужа. Часто в погоне за семейной идиллией они ориентируются на любовь и симпатию. Главными остаются чувства к избраннику: если они есть, то для любой женщины это является гарантией гармонии, стабильности, уюта. Кроме того, многие барышни чуть ли не от рождения мечтают о собственных детях. Это также основная причина множества свадеб. Церемония в загсе для них - именно тот фундамент, на котором держится брак. Фамилия, взятая от мужа, печать в документе - железные гарантии крепких, долговечных отношений, материального обеспечения самой женщины и рождённых в общем союзе малышей.

Брак для мужчин

Что касается сильной половины человечества, то у них всё намного сложнее. Безусловно, они также пытаются жениться по огромной и чистой любви, но это желание не является мечтой их жизни. Скорее, они ищут спутницу, с которой будет легко и комфортно в общении и быту. Сексуальная составляющая также важна: партнёрша должна подходить по темпераменту. Хорошо, если она умеет вкусно готовить и не забывает заботиться о нём, любимом и единственном.

Вступление в брак для некоторых мужчин - это также возможность наладить неудачное финансовое положение. Находя состоятельную женщину, молодой человек решает проблему с деньгами, получает шанс хорошего трудоустройства, изменения жилищных условий. Конечно, девушки также часто выходят замуж по расчёту, но ощущения и эмоции для барышень всё-таки более важны, чем для кавалеров.

Кроме того, мужчины смотрят на отношения как на ещё одну сторону самореализации. Для них брак - это основа продолжения рода, передачи имущества и жизненного опыта наследникам. Добившись много в карьере, они считают личное счастье неполным без наличия красавицы-жены и пары-тройки милых ребятишек.

Виды брака

Огромное застолье, белое платье и фата, колонна праздничных машин, украшенных шариками и лентами, распитие шампанского и разбитые бокалы на счастье... Таким в нашем понимании должен быть фундамент будущей семьи. Свадьба - одно из самых знаменательных событий в жизни. Кроме традиционного супружества, отправной точкой которого становится регистрация брака в ЗАГСе, существуют и другие виды семейных отношений :

  1. Гражданский брак. Оформлен в соответствующих государственных органах без участия священников и проведённых ими ритуалов.
  2. Церковный. Заключённый в храмах во время обряда венчания. Многие страны, в том числе и Россия, не признают юридическую силу такого союза.
  3. Временный брак. Некоторые державы допускают его существование на официальном уровне. Продолжительность, финансовая сторона и условия разрыва обозначаются в специальном договоре, подписанном у нотариуса.
  4. Фактический. Люди сожительствуют друг с другом, не планируя проводить обряд венчания или церемонию регистрации в ЗАГСе. Союз по ошибке называют гражданским.
  5. Фиктивный брак. Притворные взаимоотношения: их цель - не создание семьи, а получение материальных или других выгод от государства или родственников.

Только первый вариант - единственно правильный для тех семей, которые хотят официального признания их союза как полноценной ячейки общества.

Смежные термины

Для части людей брак - это не только отношения исключительно между мужчиной и женщиной. Они строят модель семьи по совсем другой схеме, которая признана в их стране или регионе. Например:

  • Полигиния. В этом случае мужчина может иметь сразу несколько жён. Шариат разрешает официально жениться четырежды (четыре супруги одновременно): остальные женщины просто живут в гареме, являясь наложницами. Несмотря на это девушки наделены некоторыми правами: в случае зачатия мужчина обязан признать ребёнка.
  • Полиандрия. С точностью до наоборот: женщина имеет несколько мужей. Явление распространено на Гавайских островах и у народов Тибета.
  • Групповой брак, который часто величают «шведская семья», хотя сами шведы с пеной у рта отстаивают несправедливость такого названия. Этот союз - своеобразная форма эксперимента у молодёжи, когда пары сожительствуют друг с другом.
  • Однополый брак. Лесбиянки и геи могут заключать его в ряде европейских стран, регионах Северной и Южной Америки.

В России подобные виды совместного проживания осуждаются и не признаются. В нашем обществе браком можно назвать отношения исключительно между разнополыми партнёрами, официально зарегистрированные и преследующие важную цель - продолжение рода.

Модель поведения в браке

В процессе эволюции человечества семейные отношения также видоизменялись: супруги примеряли на себя разные роли, перенимали и наследовали отдельные функции. В наше время, учитывая все этапы трансформации, психологи выделяют следующие модели отношений, в соответствии с которыми обычно живут пары:

  1. Равноправие. Обязанности распределены поровну. Каждый наделён равными правами, одинаковыми свободами и ограничениями.
  2. Родитель и малыш. Модель часто встречается в семьях, где партнёры имеют существенную разницу в возрасте. Один фанатично заботится, другой принимает опеку.
  3. Товарищеский брак. Супруги больше напоминают друзей: у них общие интересы, увлечения, часто они закрывают глаза на физическую измену.
  4. Независимые пары. Даже будучи мужем и женой, они соблюдают дистанцию. Отношения в браке похожи на коллегиальные.
  5. Деспотизм. Один супруг угнетает, другой страдает от физического или морального насилия. Тиран считает, что официальная регистрация брака в ЗАГСе даёт ему все основания распоряжаться женой, как вещью.
  6. Взаимная выгода. Муж даёт деньги и материальные блага жене, она, в свою очередь, платит за это сексом, нежностью и лаской. При этом духовная близость не является приоритетом.

Вышеперечисленные модели отношений - самые распространённые. Конечно, в зависимости от характеров людей, их желаний и мотивов постоянно рождаются новые союзы с уникальным поведением супругов по индивидуально подобранной схеме.

Совместимость

Какая же модель является желанной? К какому типу взаимоотношений стремятся люди? Психологи утверждают, что идеальный брак - наша фантазия, причём у каждого она своя, неповторимая и своеобразная. Не существует той единственно правильной и безапелляционной схемы, которая подойдёт всем без исключения членам семьи. Каждая пара путём споров, компромиссов и уступок выбирает то, что ей по душе. При этом специалисты уверены, что по-настоящему счастливыми можно назвать тех супругов, у которых наблюдается полная совместимость в отношениях: физическая, сексуальная, духовная, моральная. Важен даже уровень образования, не говоря уже о качествах характера, общих взглядах на совместное проживание, воспитание детей, финансовые траты и образ жизни.

Если партнёры сходятся по всем параметрам, они считаются везунчиками. Идеальный брак - это когда чувства и привязанность сохраняются на всю жизнь, супругов после работы тянет домой, а утром не хочется расставаться с близкими. Надеяться на то, что подобная гармония возникнет сама собой, было бы глупо. Такие отношения требуют неустанной работы, постоянного внимания и бесконечных стараний со стороны обоих супругов.

Семья

Это отношения двух людей, закреплённые на законодательном уровне. Мужчина и женщина вступают в брак на добровольных началах. У супругов должны присутствовать гармоничные сексуальные отношения, понимание, терпимость, уважение. Даже любовь не всегда является главной составляющей, иногда можно прожить с человеком всю жизнь, только опираясь на искреннюю симпатию и глубокую привязанность.

Брак и семья - тесно связанные и неразделённые категории. Они подразумевают взаимное наличие друг друга и часто являются синонимами. Как и брак, семья имеет свои определённые функции:

  • Репродуктивная: установление интимных отношений с целью продолжения рода.
  • Воспитательно-образовательная: передача жизненного опыта детям, социализация малышей.
  • Хозяйственно-экономическая: объединения капиталов, обустройство быта.
  • Регенеративная: сохранение семейных реликвий и родовых ценностей.

Когда семья неуклонно выполняет все возложенные на неё функции, она считается образцовой.

Рецепт семейного счастья

Многие поколения людей изобретают его, не покладая рук. Колдуя над своим характером и поведением, используя чары нежности и заботы, они пытаются вывести ту единственную безотказную формулу, в соответствии с которой их семейное гнёздышко будет существовать на протяжении долгих лет.

В юридической литературе брак - это официальный союз двух людей, достигших определённого возраста, который порождает их взаимные права и обязанности. Но психологи утверждают, что это только сухая формулировка, не имеющая отношения к реальной жизни. По-настоящему семьёй пара становится, когда ей удастся решить одно незамысловатое уравнение: любовь, умноженную на поддержку и понимание, нужно разделить на материальные блага, добавить к результату преданность, открытость, искренность, верность, доверие, душевное тепло и обязательно вычесть разногласия, обиды и критику.

На первый взгляд всё довольно просто. Но... Это уравнение имеет одну неизвестную, которую необходимо найти самостоятельно путём мучительных подсчётов и предположений. Только набив шишки и наступив на не один десяток грабель, вам повезёт вывести ту единственно правильную формулу, которая осчастливит всю вашу семью.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • особенности института брака и семьи;
  • типы семьи;
  • сущность системы родства;

уметь

  • строить классификацию типов брака;
  • анализировать классификацию семьи;

владеть

  • навыками практического применения структуры и типологии родства на примере своей семьи;
  • навыками анализа экзогамии и эндогамии.

ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ

Брак - санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной (парный брак, моногамия), между одним мужчиной и более чем одной женщиной (полигиния), между одной женщиной и более чем одним мужчиной (полиандрия). Брак возник на ранних этапах цивилизации как способ регулирования обществом половых отношений и имеет множество исторических форм.

Брак выступает в первую очередь институтом социального договора. Его основополагающая функция - упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений, установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер прав и обязанностей определяется обычаем или законом.

На ранних этапах истории брак выполнял важную экономическую функцию, ибо позволял законным и вполне мирным способом приобрести для хозяйства дополнительную рабочую силу. У ранних скотоводов и земледельцев жена, как и рабы, представляла собой законно приобретаемую рабочую силу. Чем больше работников, тем более процветает хозяйство. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно, повышает свой престиж и престиж своего рода. Общественные связи, родственные узы, престиж и знакомства - основа социального капитала , без которого невозможно развитие человеческого общества.

Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Через семью осуществляется «производство» самого человека. Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестер), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи - ее функции, структура и динамика (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

Семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из базовых составляющих развития человеческой личности.

В традиционном обществе родство, наследование имущества, положения и имени, равно как семья и брак формируют основы социальной жизни и политической организации. Антропология обнаружила самые разные системы, структуры и типологии родства, характеризующие многообразие культур, существующих и существовавших на нашей планете, однако их число ограничено. Люди, говорящие на совершенно разных языках, могут пользоваться в точности одинаковыми системами терминов родства.

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак - это институт, регулирующий отношения между полами, а семья - институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Брак - санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков и заботиться о них. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

Брак - это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых традиционных обществах. На островах Фиджи теща отдавала жениху пояс своей дочери, который та носила в девичестве. У сибуйан-дай-аков Лунду после лежания на железных колодках и обмахивания курицей со всех сторон жрец трижды ударял новобрачных головами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки - этим брак признавался заключенным.

У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак - ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.

Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются юридическими и культурными нормами. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от письменно зафиксированных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послераз-водного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы Российской Федерации предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если дети остаются с ней. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.