Что означает фраза держать свечку. Что означает выражение «держать свечку» и откуда оно пошло

Недавно я с удивлением узнала, что в итальянском тоже есть выражение "держать свечку", при чем оно употребляется дословно в той же форме "tenere la candela". Единственное небольшое различие в том, что у нас эту фразу часто применяют в виде отрицания что-то вроде - "не знаю и знать и хочу". А в итальянском больше по прямому назначению - для случаев когда к влюбленной паре по стечению обстоятельств присоединяется третий.

До этого события я считала, что русская фраза происходит из анекдота, но итальянский вариант на вел на мысль о вполне историческом происхождении.

К сожалению, качественной статьи на эту тему мне найти не удалось - все больше вопросы на форумах. Но один из вариантов звучит вполне правдоподобно.

В некоторых странах до сих пор отсутствие детей является поводом для расторжения брака.
А во многих традициях утверждение об отсутствие сексуального контакта у супругов давало возможность признать брак вовсе недействительным.
Поэтому возник некий ритуал засвидетельствования реализации брака - присутствие посторонних при первом выполнении супружеского долга. Эти очевидцы держали свечи, чтобы было хорошо видно и не было обмана.
Поэтому засвидетельствование плотской любви и связывается с выражением "держать свечку
(взято отсюда).

Тоже самое, но в более смешном виде и с уклоном в русские традиции есть аж в Аргументах и фактах (да, мне самой смешно) "Прямой аналог этого выражения есть во многих европейских языках. Ведь в старину существовала следующая традиция — сваха и свекровь после свадьбы дежурили со свечой перед приоткрытой дверью в опочивальню, в которой уединялись молодые. Цель такого обычая заключалась в том, чтобы воочию убедиться в невинности невесты, а заодно помочь паре советом (ссылка)".

В итальянском интернете, объяснение этимологии слегка отличается. Там пишут о том, что раньше слуги держали свечу своим богатым хозяевам чтобы последним было удобно исполнять супружеский долг.

Итальянский вариант, с большой долей вероятности, как-то связан со следующей гравюрой - Мессалина в камоке Лециски.

или более приличный вариант


Есть такая фраза, естественно, и во французском - "tenir la chandelle". Википедия говорит, что они её используют в значении "третий лишний".

Существует оно и в английском языке, но смысловая нагрузка уже совсем иная - вики ссылка . "Hold a candle" имеет негативное значение и в моем вольном переводе аналогично русскому "в подметки не годится". Этимология при этом объясняется тем, что раньше неумелые подмастерья держали свечку, чтобы мастер мог работать. А уж те кто даже это был делать не в состоянии... без комментариев. В английском есть и отрицательный вариант "не может даже свечку подержать".

К слову сказать, в китайском эта фраза тоже есть. Написать я её по понятным причинам не смогу, но она звучит точно также - держать свечу. Используется в значении аналогичном русскому.

И вот теперь мне интересно, в каких еще языках и с какими оттенками оно существует =).

Устойчивое выражение «Держать свечку» чаще всего употребляется в двух прямо противоположных контекстах. Если человек хочет заявить о том, что он ничего не знает о подробностях интимной жизни неких индивидов, он говорит: «А я что, свечку держал?».

Напротив, личность крайне осведомленная в этом вопросе подтверждает факт своих обширных познаний утверждением: «Точно, я сам свечку держал!» Давайте разберемся: откуда пошло это выражение и причем здесь первая брачная ночь в эпоху Древней Руси?

Первая брачная ночь на Руси

Начнем с того, что в разных странах существуют весьма причудливые традиции, связанные с первой брачной ночью. Например, в некоторых африканских племенах жених в порыве страсти выбивает невесте два передних зуба. А в Мексике новобрачные, наоборот, воздерживаются от секса несколько суток после заключения брака. Наши предки тоже придавали большое значение зарождению интимных отношений между молодоженами. В Древней Руси свадьба была строго регламентированным обрядовым действом от начала и до конца. Разумеется, и первая брачная ночь не исключение.

На Руси для молодых готовили особое брачное ложе, укладывая под него различные ритуальные предметы и обереги, которые должны были уберечь новую семью от сглаза и порчи, а также обеспечить достаток и здоровое потомство. К таким предметам относились: кочерга, можжевеловая веточка, полено, ржаной сноп, мешок муки. Брачное ложе было высоким, чем больше перин – тем лучше.

В спальню молодоженов провожали все желающие, родственники и друзья. Подвыпившие гости при этом должны были вести себя максимально весело. Они пели неприличные частушки, шутили, давали новобрачным скабрезные советы. Цель у всего этого действа была благородная: люди хотели помочь часто неопытным в этом деле жениху и невесте раскрепоститься, настроиться на нужную волну, преодолеть естественное смущение.

Друг жениха должен был несколько раз ударить по брачному ложу кнутом, чтобы прогнать оттуда всякую нечисть. Затем молодые вступали в интимную связь. При этом их не оставляли одних. Старшие родственники жениха – отец или брат – в прямом смысле слова подглядывали за соитием, держа в руках свечки, поскольку другого освещения в те времена просто не было.

Зачем они подглядывали?

Причин для такого, казалось бы, странного поведения родственников было несколько. Отсутствие близости между супругами означало невозможность продолжения рода, а именно с этой целью и заключались семейные союзы в Древней Руси. И факт соития должен был быть засвидетельствован, чтобы брак считался действительным.

Также родственники опасались, что невесту подменят в темноте. Иногда, если девушка не хотела становиться женой конкретного парня, она могла незаметно сбежать с супружеского ложа, а ее место занимала какая-нибудь девица. Делалось это, чтобы утром поставить всех перед фактом: этот парень теперь муж совсем другой особы.

А если жених не справлялся со своей задачей, его на брачном ложе мог заменить брат или отец. Так наши предки гарантировали, что ребенок будет принадлежать к их роду, если невеста забеременеет сразу при лишении невинности.

После принятия христианства данная традиция претерпела некоторые изменения. Церковь настаивала на том, что супруги должны быть единственными половыми партнерами друг у друга. Православные священнослужители резко осуждали и помещиков, которые пользовались феодальным правом первой ночи. Поэтому в народе укоренилось представление о том, что лишить девушку невинности должен именно ее жених. И вместо старших родственников со свечкой у двери спальни молодоженов стала «дежурить» сваха. Впрочем, иногда к ней присоединялись и подвыпившие гости, которые шутили и смеялись, откровенно подглядывая за молодыми, не давали им заснуть, призывая жениха к активным действиям.

После состоявшегося акта брак считался подтвержденным, и об этом громогласно заявлялось всем остальным гостям и родственникам.

Барин и слуга

Интересно, что выражение «Держать свечку» связано не только с традициями первой брачной ночи на Руси. Поскольку иного освещения в течение долгих веков у людей просто не было, многие дворяне заставляли своих слуг и лакеев стоять возле их кроватей со свечками. Причина понятна: а вы попробуйте расшнуровать корсет в темноте.

Не желая укладываться спать на ощупь, барин и его супруга приказывали дворовому мужику или бабе светить им у постели. Некоторые, не стеснительные дворяне могли при этом заниматься сексом. Крепостного слугу они за человека, вообще-то, не считали. После того, как хозяева благополучно засыпали, лакей мог уйти со своего поста.

Вы спросите: почему обязательно нужен был человек? Разве свечу нельзя просто поставить у изголовья кровати? Ответ прост: опасно засыпать с зажженной свечой, если не задуть ее перед сном, может случиться пожар. Боясь ускользнуть в сон с открытым источником огня у подушки, многие дворяне доверяли право стоять со свечкой у своей постели только проверенным слугам. Такой лакей, разумеется, был хорошо осведомлен обо всех подробностях личной жизни хозяев.

Подобная практика существовала и в странах Западной Европы. В свое время был популярен анекдот про английского лорда, который не мог удовлетворить свою супругу. Тогда он позволил слуге, державшему у постели свечку, заменить себя на брачном ложе. А сам встал со свечой. После того как слуга справился с поставленной задачей, лорд назидательно сказал ему: «Ну, ты теперь понял, как нужно держать свечу?»

Французская версия

Во Франции есть устойчивое выражение: Que voulez-vous! Je n"y ai pas tenu la chandelle. Оно также означает: «Что вам нужно? Я не держал свечу». Происхождение данного выражения связано с известной гравюрой «Мессалина в каморке Лициски» работы итальянского художника Агостино Карраччи (1557-1602 гг.).

Живописец изобразил жанровую сценку, происходившую в одном из многочисленных публичных домов Древнего Рима. На гравюре мужчина и женщина предаются плотским утехам. А в это время хозяйка вертепа стоит над ними со свечой. Эта женщина, разумеется, может назвать себя человеком, осведомленным о подробностях чужой интимной связи.

Гравюра Агостино Карраччи стала популярной во Франции, там эту картину называют «Держащая свечу».

Возможно, устойчивое выражение, о котором мы говорим, имеет сразу несколько источников происхождения. Но все они, так или иначе, связаны с проблемой освещения жилья, с которой люди сталкивались до наступления эры электричества.

Устойчивое выражение «Держать свечку» чаще всего употребляется в двух прямо
противоположных контекстах.

Если человек хочет заявить о том, что он ничего не
знает о подробностях интимной жизни неких индивидов, он говорит: «А я что, свечку
держал?».
Напротив, личность крайне осведомленная в этом вопросе подтверждает факт своих
обширных познаний утверждением: «Точно, я сам свечку держал!» Давайте разберемся:
откуда пошло это выражение и причем здесь первая брачная ночь в эпоху Древней Руси?

Первая брачная ночь на Руси
Начнем с того, что в разных странах существуют весьма причудливые традиции,
связанные с первой брачной ночью. Например, в некоторых африканских племенах жених
в порыве страсти выбивает невесте два передних зуба. А в Мексике новобрачные,
наоборот, воздерживаются от секса несколько суток после заключения брака. Наши
предки тоже придавали большое значение зарождению интимных отношений между
молодоженами. В Древней Руси свадьба была строго регламентированным обрядовым
действом от начала и до конца. Разумеется, и первая брачная ночь не исключение.
На Руси для молодых готовили особое брачное ложе, укладывая под него различные
ритуальные предметы и обереги, которые должны были уберечь новую семью от сглаза и
порчи, а также обеспечить достаток и здоровое потомство. К таким предметам
относились: кочерга, можжевеловая веточка, полено, ржаной сноп, мешок муки. Брачное
ложе было высоким, чем больше перин – тем лучше.
В спальню молодоженов провожали все желающие, родственники и друзья. Подвыпившие
гости при этом должны были вести себя максимально весело. Они пели неприличные
частушки, шутили, давали новобрачным скабрезные советы. Цель у всего этого действа
была благородная: люди хотели помочь часто неопытным в этом деле жениху и невесте
раскрепоститься, настроиться на нужную волну, преодолеть естественное смущение.
Друг жениха должен был несколько раз ударить по брачному ложу кнутом, чтобы прогнать
оттуда всякую нечисть. Затем молодые вступали в интимную связь. При этом их не
оставляли одних. Старшие родственники жениха – отец или брат – в прямом смысле
слова подглядывали за соитием, держа в руках свечки, поскольку другого освещения в
те времена просто не было.
Причин для такого, казалось бы, странного поведения родственников было несколько.
Отсутствие близости между супругами означало невозможность продолжения рода, а
именно с этой целью и заключались семейные союзы в Древней Руси. И факт соития
должен был быть засвидетельствован, чтобы брак считался действительным.
Также родственники опасались, что невесту подменят в темноте. Иногда, если девушка
не хотела становиться женой конкретного парня, она могла незаметно сбежать с
супружеского ложа, а ее место занимала какая-нибудь девица. Делалось это, чтобы
утром поставить всех перед фактом: этот парень теперь муж совсем другой особы.
А если жених не справлялся со своей задачей, его на брачном ложе мог заменить брат
или отец. Так наши предки гарантировали, что ребенок будет принадлежать к их роду,
если невеста забеременеет сразу при лишении невинности.
После принятия христианства данная традиция претерпела некоторые изменения. Церковь
настаивала на том, что супруги должны быть единственными половыми партнерами друг
у друга. Православные священнослужители резко осуждали и помещиков, которые
пользовались феодальным правом первой ночи. Поэтому в народе укоренилось п
редставление о том, что лишить девушку невинности должен именно ее жених. И вместо
старших родственников со свечкой у двери спальни молодоженов стала «дежурить» сваха.
Впрочем, иногда к ней присоединялись и подвыпившие гости,которые шутили и смеялись,
откровенно подглядывая за молодыми, не давали им заснуть, призывая жениха к активным
действиям.
После состоявшегося акта брак считался подтвержденным, и об этом громогласно
заявлялось всем остальным гостям и родственникам.

Барин и слуга
Интересно, что выражение «Держать свечку» связано не только с традициями первой
брачной ночи на Руси. Поскольку иного освещения в течение долгих веков у людей
просто не было, многие дворяне заставляли своих слуг и лакеев стоять возле их
кроватей со свечками.Причина понятна:а вы попробуйте расшнуровать корсет в темноте.
Не желая укладываться спать на ощупь, барин и его супруга приказывали дворовому
мужику или бабе светить им у постели. Некоторые, не стеснительные дворяне могли при
этом заниматься сексом. Крепостного слугу они за человека, вообще-то, не считали.
После того, как хозяева благополучно засыпали, лакей мог уйти со своего поста.
Вы спросите: почему обязательно нужен был человек? Разве свечу нельзя просто
поставить у изголовья кровати? Ответ прост: опасно засыпать с зажженной свечой,
если не задуть ее перед сном, может случиться пожар. Боясь ускользнуть в сон с
открытым источником огня у подушки , многие дворяне доверяли право стоять со свечкой
у своей постели только проверенным слугам. Такой лакей, разумеется, был хорошо
осведомлен обо всех подробностях личной жизни хозяев.
Подобная практика существовала и в странах Западной Европы. В свое время был
популярен анекдот про английского лорда, который не мог удовлетворить свою супругу.
Тогда он позволил слуге, державшему у постели свечку, заменить себя на брачном ложе.
А сам встал со свечой. После того как слуга справился с поставленной задачей, лорд
назидательно сказал ему: «Ну, ты теперь понял, как нужно держать свечу?»

Французская версия
Во Франции есть устойчивое выражение: Que voulez-vous! Je n"y ai pas tenu la
chandelle. Оно также означает: «Что вам нужно? Я не держал свечу». Происхождение
данного выражения связано с известной гравюрой «Мессалина в каморке Лициски» работы
итальянского художника Агостино Карраччи (1557-1602 гг.).
Живописец изобразил жанровую сценку, происходившую в одном из многочисленных
публичных домов Древнего Рима. На гравюре мужчина и женщина предаются плотским
утехам. А в это время хозяйка вертепа стоит над ними со свечой. Эта женщина,
разумеется, может назвать себя человеком, осведомленным о подробностях чужой
интимной связи.
Гравюра Агостино Карраччи стала популярной во Франции, там эту картину называют
«Держащая свечу».
Возможно, устойчивое выражение, о котором мы говорим, имеет сразу несколько
источников происхождения. Но все они, так или иначе, связаны с проблемой освещения
жилья, с которой люди сталкивались до наступления эры электричества.

Устойчивое выражение «Держать свечку» чаще всего употребляется в двух прямо противоположных контекстах. Если человек хочет заявить о том, что он ничего не знает о подробностях интимной жизни неких индивидов, он говорит: «А я что, свечку держал?». Напротив, личность крайне осведомленная в этом вопросе подтверждает факт своих обширных познаний утверждением: «Точно, я сам свечку держал!» Давайте разберемся: откуда пошло это выражение и причем здесь первая брачная ночь в эпоху Древней Руси?

Первая брачная ночь на Руси

Начнем с того, что в разных странах существуют весьма причудливые традиции, связанные с первой брачной ночью. Например, в некоторых африканских племенах жених в порыве страсти выбивает невесте два передних зуба. А в Мексике новобрачные, наоборот, воздерживаются от секса несколько суток после заключения брака. Наши предки тоже придавали большое значение зарождению интимных отношений между молодоженами. В Древней Руси свадьба была строго регламентированным обрядовым действом от начала и до конца. Разумеется, и первая брачная ночь не исключение.

На Руси для молодых готовили особое брачное ложе, укладывая под него различные ритуальные предметы и обереги, которые должны были уберечь новую семью от сглаза и порчи, а также обеспечить достаток и здоровое потомство. К таким предметам относились: кочерга, можжевеловая веточка, полено, ржаной сноп, мешок муки. Брачное ложе было высоким, чем больше перин - тем лучше.

В спальню молодоженов провожали все желающие, родственники и друзья. Подвыпившие гости при этом должны были вести себя максимально весело. Они пели неприличные частушки, шутили, давали новобрачным скабрезные советы. Цель у всего этого действа была благородная: люди хотели помочь часто неопытным в этом деле жениху и невесте раскрепоститься, настроиться на нужную волну, преодолеть естественное смущение.

Друг жениха должен был несколько раз ударить по брачному ложу кнутом, чтобы прогнать оттуда всякую нечисть. Затем молодые вступали в интимную связь. При этом их не оставляли одних. Старшие родственники жениха - отец или брат - в прямом смысле слова подглядывали за соитием, держа в руках свечки, поскольку другого освещения в те времена просто не было.

Зачем они подглядывали?

Причин для такого, казалось бы, странного поведения родственников было несколько. Отсутствие близости между супругами означало невозможность продолжения рода, а именно с этой целью и заключались семейные союзы в Древней Руси. И факт соития должен был быть засвидетельствован, чтобы брак считался действительным.

Также родственники опасались, что невесту подменят в темноте. Иногда, если девушка не хотела становиться женой конкретного парня, она могла незаметно сбежать с супружеского ложа, а ее место занимала какая-нибудь девица. Делалось это, чтобы утром поставить всех перед фактом: этот парень теперь муж совсем другой особы.

А если жених не справлялся со своей задачей, его на брачном ложе мог заменить брат или отец. Так наши предки гарантировали, что ребенок будет принадлежать к их роду, если невеста забеременеет сразу при лишении невинности.

После принятия христианства данная традиция претерпела некоторые изменения. Церковь настаивала на том, что супруги должны быть единственными половыми партнерами друг у друга. Православные священнослужители резко осуждали и помещиков, которые пользовались феодальным правом первой ночи. Поэтому в народе укоренилось представление о том, что лишить девушку невинности должен именно ее жених. И вместо старших родственников со свечкой у двери спальни молодоженов стала «дежурить» сваха. Впрочем, иногда к ней присоединялись и подвыпившие гости, которые шутили и смеялись, откровенно подглядывая за молодыми, не давали им заснуть, призывая жениха к активным действиям.

После состоявшегося акта брак считался подтвержденным, и об этом громогласно заявлялось всем остальным гостям и родственникам.

Барин и слуга

Интересно, что выражение «Держать свечку» связано не только с традициями первой брачной ночи на Руси. Поскольку иного освещения в течение долгих веков у людей просто не было, многие дворяне заставляли своих слуг и лакеев стоять возле их кроватей со свечками. Причина понятна: а вы попробуйте расшнуровать корсет в темноте.

Не желая укладываться спать на ощупь, барин и его супруга приказывали дворовому мужику или бабе светить им у постели. Некоторые, не стеснительные дворяне могли при этом заниматься сексом. Крепостного слугу они за человека, вообще-то, не считали. После того, как хозяева благополучно засыпали, лакей мог уйти со своего поста. Вы спросите: почему обязательно нужен был человек? Разве свечу нельзя просто поставить у изголовья кровати? Ответ прост: опасно засыпать с зажженной свечой, если не задуть ее перед сном, может случиться пожар. Боясь ускользнуть в сон с открытым источником огня у подушки, многие дворяне доверяли право стоять со свечкой у своей постели только проверенным слугам. Такой лакей, разумеется, был хорошо осведомлен обо всех подробностях личной жизни хозяев.

Подобная практика существовала и в странах Западной Европы. В свое время был популярен анекдот про английского лорда, который не мог удовлетворить свою супругу. Тогда он позволил слуге, державшему у постели свечку, заменить себя на брачном ложе. А сам встал со свечой. После того как слуга справился с поставленной задачей, лорд назидательно сказал ему: «Ну, ты теперь понял, как нужно держать свечу?»

Французская версия

Во Франции есть устойчивое выражение: Que voulez-vous! Je n"y ai pas tenu la chandelle. Оно также означает: «Что вам нужно? Я не держал свечу». Происхождение данного выражения связано с известной гравюрой «Мессалина в каморке Лициски» работы итальянского художника Агостино Карраччи (1557-1602 гг.).

Живописец изобразил жанровую сценку, происходившую в одном из многочисленных публичных домов Древнего Рима. На гравюре мужчина и женщина предаются плотским утехам. А в это время хозяйка вертепа стоит над ними со свечой. Эта женщина, разумеется, может назвать себя человеком, осведомленным о подробностях чужой интимной связи.

Гравюра Агостино Карраччи стала популярной во Франции, там эту картину называют «Держащая свечу». Возможно, устойчивое выражение, о котором мы говорим, имеет сразу несколько источников происхождения. Но все они, так или иначе, связаны с проблемой освещения жилья, с которой люди сталкивались до наступления эры электричества.