Чувства и эмоции новорожденных. Как понять эмоции ребенка

Эмоции играют большую роль в жизни маленького человека, определяют мотивы его поведения. Хорошее настроение помогает малышу усваивать те или иные привычки, навыки. Положительные переживания активизируют физиологические процессы в организме, а отрицательные, наоборот, угнетают их. Не случайно врачи не рекомендуют кормить плачущего ребенка: обменные процессы, сокоотделение пониженные, пища хуже усваивается, закрепляется отрицательное отношение к еде.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика.

Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик – это и первое проявление отрицательных эмоций (спазмы вызывают чувство стеснения). В данном случае трудно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение, так как у новорожденного нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни ребенок реагирует на неприятные ощущения, связанные с его потребностями в питании, сне, тепле. Причиной крика служат голод, мокрые пеленки... При правильном воспитании оглушительный крик младенцев незаметно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач, который становится естественным выражением всякого рода неприятных или болевых ощущений.

Положительные эмоции появляются позднее, на 2-м месяце жизни. Сначала это легкая улыбка, когда взрослый, склонившись над малышом, ласково разговаривает с ним. Ребенка нужно учить радоваться. Состояние комфорта, испытываемое малышом, когда он здоров, чист, накормлен, необходимо для его спокойного поведения, но само по себе вызвать радость не может. Главные условия возникновения положительных эмоций – общение с близкими людьми и познание окружающего мира.

С каждым днем дитя улыбается все чаще и обворожительнее, приводя в восторг родителей. Постепенно- вырабатывается особая реакция обращения к взрослым, которая называется комплексом оживления. Малыш сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает руками и ногами, издает тихие звуки. Это и есть выражение появившейся потребности в общении – первой социальной потребности ребенка.

В 3 – 4 мес. малыш может радоваться и в отсутствие взрослых, например, рассматривая яркие игрушки. Позже он научится смеяться, громко и забавно. Эмоциональное общение с ребенком в этот период является основным средством его психического развития. Дети легко переходят от смеха к плачу и наоборот, поэтому их легко успокоить: достаточно показать новую игрушку. Некоторые малыши могут быть некапризными и неплаксивыми, но безразличными ко всему. Такое состояние возникает чаще всего из-за слабого здоровья или в результате недостаточного внимания взрослых.

К концу 1-го года жизни ребенок ярко проявляет любовь и привязанность к близким, симпатию к тем, кто его забавляет. Малыш может испытывать и смущение. Некоторые дети, когда к ним обращается незнакомый человек, опускают глаза, отворачиваются. Но в этот период жизни чувство смущения еще не имеет особого значения, хотя и может стать впоследствии основой застенчивости. Вот почему нужно, чтобы ребенок привыкал к общению с разными людьми.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни чувства малыша становятся более разнообразными. Расширяется круг объектов, вызывающих как положительные, так и отрицательные эмоции. Ребенок радуется, наблюдая за кошкой, играющей с котятами, целует любимую куклу, горько плачет, когда лопнул подаренный ему воздушный шар, огорчается, если взрослые не понимают его речь, и уже способен всерьез обидеться.

Малыш испытывает и чувство страха. Он может испугаться незнакомых предметов, которые неожиданно приводятся взрослыми в движение или издают громкий звук. (Это может быть заработавший пылесос или загудевшая сирена.) Постарайтесь оградить ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет. Если что-то пугает ребенка, а изолировать его при этом некуда, советуем отвлечь его внимание, не акцентировать на том, что так страшит.

Не надо думать, что у всех детей страхи развиваются в результате неправильного воспитания. Одни дети от природы могут быть более чувствительными и боязливыми, чем другие. Если малыш боится засыпать в темноте и требует включать свет, его следует убедить в том, что темнота не опасна. Не высмеивайте ребенка, доказывайте словами свою правоту. Постарайтесь дать понять, что ему ничто не угрожает, что в любом случае вы рядом и придете на защиту.

Ни в коем случае нельзя пугать детей бабой-ягой, волком, чужим дядей, милиционером и тем более врачом (когда появится необходимость обратиться к доктору, с ребенком будет очень трудно справиться).

Малыш может бояться в этом возрасте собак и других животных, хотя они никогда не причиняли ему вреда. В этом случае не надо уговаривать его подойти к собаке, чтобы убедиться, что она не тронет. Страх быстро исчезнет, если ребенка оставить в покое: через некоторое время он сам постарается преодолеть свою боязнь, если встретит на улице собаку.

Очень рано у ребенка появляется способность к сопереживанию. Даже грудные дети небезразличны к настроению матери, а 2-летним доступно понимание настроения и других близких людей. Нужно пробуждать у малыша сочувствие к тем, кто младше и беспомощнее, кто ушибся и плачет: подойти вместе с ним, сказать слова утешения, пожалеть, погладить. Понаблюдайте, как радуются дети, когда в показываемом диафильме Колобок успевает спастись от злого волка. Эту способность к сопереживанию нужно всеми силами приветствовать и развивать: на ее основе формируются более сложные нравственные чувства и поведение детей.

С раннего детства у ребенка развивают и эстетические чувства, учат видеть прекрасное, радоваться ему. Весной обратите его внимание на красоту пробуждающейся природы, вместе с ним порадуйтесь аромату майского ландыша, зимой полюбуйтесь покрытыми инеем деревьями, искрящимся на солнце снегом. Послушайте вместе с малышом веселую детскую песенку по радио, в грамзаписи или по телевидению, похвалите его за аккуратно и красиво расставленные игрушки в его уголке.

Избегайте безвкусицы в детской и собственной одежде, убранстве квартиры, воспитывайте у малыша неприязнь к хаосу и беспорядку.

Наши дети хотят общаться с нами с момента рождения. И наше лицо для них - как картина Пикассо, для них нет интереснее игрушки. Как и нет музыки очаровательнее, чем наш голос. При общении с младенцами многие вещи мы делаем интуитивно правильно. Но иногда отношение к ребенку как к живой игрушке пересиливает - и тогда мы делаем ошибки, которые могут сказаться на всей его дальнейшей жизни.

Мы считаем детей крошечными и беспомощными. Но полученные результаты говорят о другом. Когда рождаются дети, они чрезвычайно компетентны. И мы изначально настроены на сигналы друг друга.

В середине 1960-х годов ученые решили внимательно изучить мимику младенцев. И были поражены. Оказалось, что уже через сорок две минуты после рождения дети могут копировать выражения лица взрослого.

И это не просто рефлекс вроде легкой улыбки. Дети имитируют и чувства взрослого, воссоздавая те же процессы возбуждения в нервной системе. Это означает, что дети способны воспроизвести внутреннее состояние взрослого человека.

И если кто-нибудь будет поддерживать головку ребенка, то в первые же минуты после рождения он в 100 процентах случаев поворачивает ее на голос матери и в 80 процентах - на голос отца, а не на голос врача. В течение нескольких минут дети узнают, к кому лучше держаться поближе!

Смотрите на ребенка? Не делайте "каменное" лицо

Ребенка, смотрящего на нас в упор, больше всего интригуют пять выражений нашего лица.

Первое - удивление: мы широко раскрываем глаза, поднимаем брови, отрываем рот… и замираем. Можно сказать что-то вроде: "А-х-х-х-х…", постепенно повышая тон.

Второе - наша улыбка: мы широко, искренне улыбаемся так, чтобы в уголках глаз собрались морщинки.

Третье - когда мы хмуримся: насупливаем брови, сводим их вместе и говорим что-то вроде: "Х-м-м-м-м…", постепенно понижая тон.

Четвертое - выражение сочувствия, как при словах: "Ох, бедное дитя", что-то среднее между притворно-удивленным и нахмуренным лицом.

И пятое - просто нейтральный взгляд.

Все это очень нравится детям.

Но дети ненавидят "каменное" выражение лица. Психолог Эдвард Троник провел эксперимент "Лицо без выражения". Матерей или отцов просили смотреть на своих трехмесячных детей, не шевелясь и не издавая ни звука. Троник обнаружил, что большинство детей делали то же, что и их родители: просто безучастно смотрели вдаль.

Потом, правда, они могли улыбнуться, качнуть головой или посмотреть вверх. Если это не выводило родителей из оцепенения, они могли захныкать, завозиться и даже заплакать. Дети хотят, чтобы их родители были подвижными, а не застывшими.

В Швейцарии, в Лозанне, мы познакомились с крошечной Региной. Она могла бы получить Нобелевскую премию мира. Нужно сказать, что ее родители чувствовали сильную неприязнь друг к другу. Но шестимесячная Регина заразила маму и папу своей радостью.

Сначала он включила в игру одного родителя, потом посмотрела на другого и улыбнулась ему, приглашая присоединиться. Вскоре родители улыбались уже не только ребенку, но и друг другу. Спустя некоторое время отношения в их семье расцвели. Возможно, это заслуга Регины. Если так, она, пожалуй, может считаться самым юным семейным психотерапевтом.

Зачем играть с ребенком лицом к лицу

Один из главных уроков, который ребенок получает в ходе игр лицом к лицу, - что мир (а в такие моменты мир для него - это вы) будет реагировать на его желания, а не игнорировать их. Наилучшим образом можно проявить свои родительские качества, если:

быть эмоционально открытым и доступным;
быть отзывчивым к сигналам ребенка.
В силу незрелости нервной системы дети легко перевозбуждаются. Они словно чувствительная антенна: слишком много сигналов сливаются в неразборчивый шум. Все мы знаем, как это неприятно.

В такие моменты дети стараются отключиться от источника сигнала, чтобы перезагрузить свой приемник и снова настроиться на нужную частоту. Они могут отвернуться от вас, но не потому, что вы им не нравитесь, а потому, что им нужно немного отстраниться и успокоиться.

Через некоторое время они снова к вам повернутся. Еще они могут отвлечься на то, чтобы что-то пососать, например свою ручку или какую-нибудь игрушку. Включаясь в игру, а затем выключаясь из нее и успокаиваясь, они пытаются регулировать свою реакцию на внешние раздражители.

Что произойдет, если не уважать желание ребенка смотреть в сторону и стараться силой заставить его смотреть на вас? Вы лишите его одного из главных способов успокоиться. Тогда ребенок может захныкать, завозиться и в конечном счете выразить свой протест во весь голос.

Так он узнает, что неспособен контролировать свой мир и, что еще хуже, людей в его мире не волнует его дискомфорт. Если такое случится раз или два, не проблема. Но если вы часто не позволяете ребенку отворачиваться и успокаиваться, то у него не будет иного выхода, как отстраниться от вас. Он научится тому, что единственный способ справляться с трудностями - это отстраниться от всего и всех.

Об этом мало кто знает, но это очень важно. В течение первых трех лет жизни формируются фундаментальные нервные структуры, которые отвечают за способность ребенка успокаиваться самостоятельно, концентрировать внимание, верить в любовь и поддержку родителей и формировать надежную привязанность к матери и отцу. Иными словами, полученный в этом возрасте опыт родительской любви и уважения буквально формирует модели в мозгу, которые будут определять его будущие реакции на мир.

От того, как вы реагируете на плач ребенка, и от того, как вы с ним играете, зависит его будущее поведение. Игнорируйте ребенка сейчас - и он, скорее всего, научится отстраняться, вплоть до формирования кокона депрессии. Реагируйте на него сейчас - и он, скорее всего, останется включенным в свой мир.

Как понять, что ребенок перевозбудился

Проведя свое исследование, мы тоже обнаружили, что от того, сколько взрослые играют с ребенком лицом к лицу, зависят его реакции в будущем. Однако существуют две серьезные ошибки, допустив которые можно свести на нет все положительные эффекты и лишить радости и себя, и ребенка.

Первая ошибка - отсутствие координации у играющих с ребенком родителей. Похоже, детям ненавистна ситуация, когда родители конкурируют за их внимание, вместо того чтобы вместе участвовать в одной игре. Бывает, что один из родителей внезапно отстраняется от игры или, наоборот, вмешивается в нее, отодвигая в сторону другого родителя. Ребенок может начать выгибаться, хмуриться, плакать - словно на своем детском языке он пытается сказать нам: "Вы все портите. Прекратите!".

Вторая ошибка - перевозбуждение ребенка. Оно возникает, если мы игнорируем сигналы малыша: "Нет! Я не хочу этого!". Вначале сигналы могут быть едва заметными, но если их не замечать, их интенсивность будет нарастать. В конце концов ребенок просто отстранится. И это плохо, так как в этом случае мы потеряем контакт с малышом. Как понять, что он устал и нуждается в отдыхе?

Наблюдая за играющими с родителями детьми, мы отмечали, как они сообщают о необходимости передохнуть пару минут. Вот сигналы, говорящие о том, что ребенок нуждается в отдыхе.

Смотрит в сторону. Это очень четкий сигнал: ребенок поворачивает голову в сторону или просто переводит взгляд с вашего лица на более нейтральную в информационном смысле футболку.
Закрывает лицо руками. Ребенок поднимает ручки и держит их перед своим лицом, словно пытаясь защититься.
Отталкивает игрушку. Когда у ребенка улучшается координация движений, он может оттолкнуть игрушку, показывая, что он больше не хочет с ней играть.
Явно морщит лобик. Это говорит о том, что ребенок расстроен, часто из-за перевозбуждения. Он выглядит грустным или рассерженным. Однако если лобик морщится совсем чуть-чуть, это не является негативным сигналом и говорит лишь о том, что ребенок сосредоточен.
Выгибает спину. Если ребенок выгибает спину и напрягает тело, это явный сигнал того, что он расстроен.
Кряхтит. Ребенок издает звуки, похожие на прелюдию к плачу.
Демонстрирует смешанные эмоции. Выражение лица ребенка то и дело меняется с радостного на испуганное.
Плачет.

Как снять перевозбуждение

Следует чутко следить за наступлением момента перевозбуждения и корректировать интенсивность взаимодействия с ребенком, чтобы он мог успокоиться и сделать передышку, в которой нуждается. Следует отодвинуться от него, дать посмотреть в сторону и расслабиться. Вот полный список того, что можно предпринять.

Сохранять спокойствие. Когда вы спокойны, говорите и действуете спокойно, это помогает успокоиться и ребенку.
Дать ребенку что-нибудь пососать.
Прижать ребенка к себе и успокаивающе погладить его.
Говорить мягко, пока ребенок не восстановится.
Как только ребенок снова переведет на вас взгляд, продолжить играть или петь, но не энергично, чтобы он мог посматривать в сторону и восстанавливаться.
Имитировать ребенка. Делая то же, что и ребенок, вы производите на него неизгладимое впечатление.
Подыграть ребенку. Это близко к имитации. Детям нравится, когда повторяют их действия, но с какими-то вариациями. Например, если ребенок ритмично качает ложкой, можно начать в том же ритме издавать какие-нибудь звуки. Это точно его заинтересует.
О том, что ребенок готов продолжить общение, он может сигнализировать вам самыми разными способами. Например:

Начать смотреть на вас или на игрушку, которой вы играли. Это очень ясный сигнал.
Лицо ребенка принимает спокойное выражение, он начинает нормально дышать.
Тело ребенка расслабляется.
Если вы заметили эти сигналы, попробуйте мягко пригласить ребенка к игре.

Чего нельзя делать при перевозбуждении ребенка

А теперь давайте поговорим о том, чего делать нельзя. Если вы видите, что ребенок забеспокоился или смотрит в сторону, у вас, скорее всего, возникнет соблазн попробовать сменить игру или активизировать текущую. Однако детям это обычно не нравится - они еще сильнее перевозбуждаются.

Перемещать свое лицо так, чтобы оно снова оказалось перед лицом ребенка, когда он отвернул от вас голову (это не даст ему посмотреть в сторону и получить передышку, в которой он нуждается).
Приближать свое лицо вплотную к лицу ребенка, лишая его возможности посмотреть в сторону.
Увеличивать темп игры и добавлять раздражителей после того, как ребенок подал вам сигнал о перевозбуждении.
Переключаться между разными видами деятельности после того, как ребенок подал вам сигнал о перевозбуждении.
Перемещать ребенка так, чтобы он снова смотрел на вас. Обычно детям не нравится, что их ограничивают физически.
Стимулировать ребенка, тыкая в него пальцем или раз за разом вытирая ему рот. Рот имеет очень много нервных окончаний, и его стимуляция действует на ребенка возбуждающе.

Характеризуя эмоции новорожденного, мы были вынуждены признать скудость психологических знаний. Лучше изучена эмоциональная жизнь младенца. Сейчас принято считать, что ведущими факторами развития эмоциональной сферы ребенка являются, во-первых, действие генетических программ развития, а, во-вторых, взаимодействие ребенка с взрослыми людьми. Характер этого взаимодействия в свою очередь обусловлен процессами подражания и заражения ребенка эмоциям взрослого, тем как взрослый удовлетворяет органические и познавательные потребности ребенка.

Ранее отмечалось, что в первый месяц жизни младенца доминируют отрицательные эмоции. Положительные эмоции появляются со второго месяца жизни и постепенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В 3-5 месяцев ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует о неспособности младенца различать эмоции взрослого. В тоже время он уже может дифференцировать оттенки положительных эмоций взрослого. Доминирование положительных эмоций в этот период времени обусловлено тем, что именно они побуждают ребенка к общению и вместе с этим выполняют собственно коммуникативные функции, т.е. выступают как средство общения. В этот же период времени, от начала второго до шести месяцев отрицательные эмоции выполняют только функции оценки и побуждения, что не требует их тонкой дифференцировки. Поэтому они весьма примитивны. И только со второго полугодия, когда отрицательные эмоции начинают выполнять коммуникативные функции и регулировать начало предметно-манипулятивной деятельности младенца начинается их интенсивная дифференциация. Так во втором полугодии появляются такие эмоции как обида, ревность, огорчение и агрессия. Все это, по-видимому, является следствием первых шагов самовыделения младенца, становления его «Я».

Поскольку одним из факторов развития эмоциональной сферы младенца является его взаимодействие с взрослыми, остановимся на фактах экспериментального изучения

А.И.Сорокиной влияния эмоционального поведения взрослого на развитие эмоций младенца.

Положительные и отрицательные эмоции взрослого как фактор развития эмоций младенца

В первом полугодии младенцы эмоционально реагируют на любые формы внимания к ним взрослого. Интересно отметить, что на безразличие, проявляемое взрослым к ребенку, младенец реагирует уже в первом полугодии. Не случайно, поэтому говорят, что худший вид оценки - это ее отсутствие. Начиная со второго полугодия, младенец дифференцирует положительные и отрицательные эмоциональные состояния взрослого. На развитие этой способности у ребенка большое влияние оказывает характер и интенсивность общения ребенка с взрослым. У детей, испытывающих дефицит общения, к примеру, воспитывающихся в домах ребенка, способность к дифференцировке эмоциональных состояний взрослого формируется позже. Такие дети и во втором полугодии все еще положительно реагируют на негативные состояния и реакции взрослого человека, в то время как «семейные» в это время все ярче и разнообразнее проявляют отрицательные и амбивалентные (смешанные) эмоции: они обижаются, жалобно хнычут, сердятся, обнаруживают оттенки недоверия и смущения. Репертуар отрицательных эмоций сирот значительно беднее. В основном это проявления испуга, скованности и слабого недовольства. Таким образом, интенсивность общения взрослого с ребенком можно рассматривать как фактор дифференциации эмоциональной сферы младенца.

Развитие эмоций ребенка как средство его общения с взрослым

Уже в первом полугодии число эмоций проявляемых младенцем при адресованных к нему эмоций взрослого больше, чем при неадресованных эмоциях взрослого. Однако во втором полугодии это различие становится статистически значимым во всех видах эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком, кроме безразличия. В сравнении с первым полугодием расширяется и репертуар эмоций младенца.

О приоритетном развитии эмоций как средства общения говорит тот факт, что неадресованные эмоции взрослых все еще вызывают эмоциональные реакции полугодовалых детей из детского дома, но уже во втором полугодии они остаются безразличными к ним. Семейные дети эмоционально реагировали на неадресованные действия взрослых и в первом и во втором полугодиях. Таким образом, развитие эмоций у детей идет не по пути подражания эмоциям взрослых, а по пути развития эмоций как средства общения.

Эмоции младенца и формы общения с взрослыми

Известно, что ведущим видом деятельности ребенка до года является так называемое непосредственно-эмоциональное общение. При этом взрослый выступает для ребенка как заботливый и любящий его родитель. Эмоциональная сторона общения является ведущей и именно поэтому столь велика роль положительных эмоций. Начиная со второго полугодия, с появлением элементов предмет-но-манипулятивной деятельности эмоциональный аспект в общении начинает уступать свое место деловому аспекту. Взрослый выступает не только как любящий и заботливый родитель, но и как образец для подражания. В рамках

«делового» общения отрицательные эмоции выражены ярче, чем положительные, они включаются в коммуникативную сферу ребенка. Отрицательные эмоции используются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения желаемого ребенком контакта. Таким образом, освоение эмоций становится необходимым условием коммуникации, что и объясняет их интенсивное развитие.

Уже отмечалось, что развитие эмоций возможно не только в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми, но и в результате развертывания заданной природой программы, в силу ее генетической обусловленности. Но, прежде всего несколько общих замечаний об эмоциях как таковых. Есть несколько «вечных» вопросов, возникающих при обсуждении эмоций. Первый из них, что такое эмоция?

Эмоция - это системное свойство организма, которое охватывает по меньшей мере три компонента: переживание или осознаваемое ощущение эмоции; процессы, протекающие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других системах организма; выразительные комплексы, которые отражаются в мимике, пантомимике человека".

Второй вопрос - это вопрос о врожденности - приоб-ретенности эмоций. Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают тезис Ч-Дарвина о врожденности и универсальности фундаментальных эмоций (удивление, страх, отвращение, презрение, гнев, радость и др.). Однако по мере приобретения опыта люди научаются подавлять или изменять особенности этих врожденных эмоций.

Третий вопрос - это вопрос о «плохих» и «хороших» или о положительных и отрицательных эмоциях. Есть

Смысл разделять эмоции на те, которые облегчают конструктивное поведение (положительные эмоции) и затрудняют его (отрицательные эмоции).

Четвертый вопрос - это вопрос о влиянии эмоций на человека. Эмоции оказывают влияние на тело, активируя автономную нервную систему, которая, в свою очередь, изменяет ход деятельности эндокринной и нервно-гуморальной систем. Понятно, что в связи с этим эмоции влияют и на различные аспекты психической жизни, в том числе:

На восприятие. Известно, что обрадованный человек склонен воспринимать окружающий мир сквозь розовые очки. Опечаленный или страдающий склонен интерпретировать замечания других как критику в свой адрес, а испуганный видит лишь сам пугающий объект (эффект «суженого зрения»);

На познавательные процессы. Скажем, тот же испуганный человек не в состоянии проверить различные альтернативы своего поведения. У разгневанного человека появляются только «сердитые мысли». А в состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект практически не способен к обучению или исследованию;

На личность. Здесь нужно иметь в виду два вида факторов. Первый из них - генетический, который влияет на выработку порогов чувствительности в отношении различных эмоций. Второй - личный опыт и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере. Тут же заметим, что эмоциональные ответы людей влияют не только на личностные характеристики и социальное развитие ребенка, но и на интеллектуальное развитие.

Коль скоро роль и значение эмоций в жизни человека столь велико, то возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. И в этом смысле эмоции вторичны по отношению к потребностям. В то же время становится понятной генетическая обусловленность эмоциональной жизни разных детей. Так, по мнению К.Изарда эмоции:

Удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности);

Гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определенное место);

Интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением.

Все сказанное свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребенка. Врачу, родителям или педагогу важно уметь не только «читать» эмоции ребенка, но и знать их феноменологию. Поэтому так важен вопрос о характеристике некоторых фундаментальных эмоций и их значении в детском возрасте. В связи с анализом психического развития младенца остановимся на трех из них - интересе, радости и страдании.

Интерес - возбуждение

Известно, что врожденные эмоции интереса в первые 3-4 месяца жизни генерируют перцептивную и сенсо-моторную активность младенца. Но уже в 4-9 месяцев ребенка интересует только то, что он может наблюдать многократно. Это означает, что объекты для него приобретают привлекательность вследствие повторных контактов и становятся интересными в связи с их узнаванием. Именно этот механизм составляет основу эмоциональной привязанности ребенка. Взрослый может наблюдать появление реакции радости на лице ребенка на собственную активность, а взаимодействие радости и интереса поддерживает повторение активности.

Только в девятимесячном возрасте ребенок начинает интересоваться собственно новым. Что следует из этого факта? Во-первых, происходит переключение внимания ребенка на активный характер деятельности с предметами: ребенок начинает ими манипулировать, бросает и т.п. При этом он внимательно прослеживает путь брошенного предмета. Во-вторых, известные ребенку схемы действий подвергаются модификации с целью воздействия на окружающую его среду новым способом. В-третьих, интерес к новизне становится мотивом подражания, что важно для процесса социализации ребенка.

Эмоция радости

Нельзя научить или натренировать ребенка быть счастливым, невозможно показать прямые пути, ведущие к достижению радости. Но, развлекая ребенка, вовлекая его в игры и забавы, организуя благоприятную обстановку, можно способствовать возникновению у него позитивных эмоций. Радость, улыбка и смех тесно связаны между собой. И потому говоря о радости, нельзя не сказать об улыбке и смехе младенца.

В настоящее время реакцию улыбки считают врожденной и универсальной. Рефлекторные движения лица, напоминающие улыбку, могут появляться и во время сна. Такого рода движения лица впервые появляются от 2-х до 12 часов после рождения.

Собственно улыбка вызывается в первую неделю жизни рядом звуков, в том числе и человеческим голосом.

Широкая ясная улыбка возникает примерно на 3-й неделе в ответ на высоко поставленный голос взрослого. На 5-й неделе сам по себе голос взрослого утрачивает способность вызывать улыбку, и младенец реагирует на него уже звуковым ответом. К 5-й неделе улыбку вызывает ряд зрительных стимулов, в том числе и разные человеческие лица. На 2-3-м месяце ребенок начинает улыбаться самопроизвольно. Наиболее эффективным стимулом для вызова улыбки остается человеческое лицо. Между 2-м и 5-м месяцами улыбка младенца вызывается более или менее дифференцированно любым человеческим лицом. Примерно на 4-5 месяце младенец начинает выделять лицо матери среди других и после этого уже не склонен улыбаться другим, чужим людям.

Итак, мы видим, что улыбка проходит свой путь развития, первый этап которого связан с появлением эндогенной, спонтанной улыбки, носящей врожденный характер, которая может наблюдаться во время сна, в том числе и в парадоксальной его стадии. Второй этап - это социальная улыбка, обращенная к взрослому вообще, а третий - это появление селективной улыбки. Как диагностировать тот или иной вид улыбки?

Некоторые авторы выделяют три вида улыбки: «кармашек», «лодочка» и «полумесяц». Если первая отмечается постоянно на протяжении всего периода младенчества и составляет 55-60% случаев, а вторая имеет тенденцию спада со второго полугодия жизни, то третья, напротив, отсутствует в первом полугодии, а к концу первого года жизни составляет более 30% от общего числа. Таким образом, улыбка ребенка становится все более дифференцированной по форме, что облегчает процесс общения ребенка с матерью и другими взрослыми.

О развитии смеха. Выше уже говорилось о времени появления первого смеха. Есть данные о том, что ребенок отвечает смехом на игру с ним уже в 5-ти недельном возрасте. Установлено, что разные раздражители вызывают смех в разных возрастах. Например, тактильные стимулы вызывают смех в 6,5 мес., слуховые - в 7 мес., социальные - в 8 мес., а зрительные - в 10,5 мес. Таким образом, подтверждается гипотеза о связи моторного развития ребенка с развитием смеха. Игры, вызывающие смех, способствуют социальному развитию ребенка еще и потому, что именно смех, также, кстати, как и страдание, стимулирует ребенка быть инициатором установления контакта с матерью.

Эмоция страдания

Если интерес - это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то страдание является столь же часто испытываемой отрицательной эмоцией. Первая причина возникновения страдания новорожденного - сам акт рождения. Известно, что новорожденные, помещенные в комнату с репродуктором, имитирующем биение сердца матери, быстрее прибавляют в весе и меньше кричат, чем в обычных палатах. Итак, отчуждение, будь оно физическое или психологическое, является одной из основных и наиболее общих причин страдания.

Другой важной причиной страдания является неудача - реальная или воображаемая. Для младенца формами выражения страдания могут быть крик, плач, жалобные нотки в голосе, печальный вид лица.

С точки зрения последующего личностного развития ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.

Один из них - это социализация страдания через наказание. Этот тип имеет место, когда родители выражают свое негативное отношение к страданию ребенка или даже наказывают его за это. К чему это может привести? Ребенок попадает в тупиковую ситуацию, у него нет возможности выразить свое страдание, его заставляют прибегать к притворству, изоляционизму, что вызывает апатию и усталость. Если же родители сочетают наказание с помощью в преодолении страдания, то ребенок со временем может достичь уверенности в себе.

Другой тип социализации - это поощрение проявления страданий у детей. Если родители при этом ограничиваются только ласковыми словами и сочувствием, то с возрастом это может привести к развитию инфантильности.

В то же время, если родители борются с отрицательными раздражителями, то и у ребенка появляются более широкие возможности и в выражении страдания и в борьбе с ним. Возрастает вероятность того, что он станет честным, готовым прийти на помощь, смелым и устойчивым к фрустрации.

Наконец, нередко можно видеть, как родители целуют, обнимают, похлопывают своего плачущего ребенка, вместо того чтобы просто попытаться преодолеть страдание или хотя бы сделать понятной для ребенка его причину. Воспитанный таким образом ребенок вряд ли будет пытаться сам преодолеть страдание, скорее всего он будет искать успокоение в действиях, не связанных с причинами страдания, но как-то облегчающих его. Например, алкоголизм, наркомания и т.п. замещающие действия.

О связи страдания с другими эмоциями

Иногда можно видеть равнодушие молодых матерей к плачущим младенцам: мол, поплачет и успокоится. Но если ребенок плачет, будучи оставлен один, то страдание может вызывать страх. Закрепление такой связи может привести к постоянному страху перед любой новой ситуацией и любой неопределенностью. В то же время связь между страданием истрахом может привести к потере сме лости. Образуется цепочка: боль - страдание - страх. Ребенок начинает бояться любой ситуации, которая может привести к переживанию боли.

Если же родители выказывают свое презрение или безразличие когда он плачет, ребенок может привыкнуть к чувству переживания стыда всякий раз, когда ему захочется плакать. Таким образом, страдание становится возбудителем стыда, а это может в свою очередь сделать ребенка боязливым или застенчиво болезненным. Частое переживание страдания, связанного со стыдом, может воспитать неуверенность, и даже презрение к самому себе.

О крике младенца

В разбираемом нами возрасте наиболее распространенной формой выражения страдания является крик. На первом году жизни различают три типа крика: «хочет спать», «хочет есть» и «мокрый». Матери лучше узнают крики, где взаимодействие с малышом осложнено его заболеванием. Вообще матери лучше узнают плач ребенка, если между ними и детьми существуют благоприятные эмоциональные связи. В первом полугодии для крика характерно дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения. Во втором полугодии крик начинает утрачивать свое сигнальное значение. Вместе с тем усиливается роль улыбки как регулятора совместной деятельности ребенка и матери.

Александр Любимов


Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду - просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции - как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция : ему сказали - он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, - то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях - очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей - к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят - на то и смотрим;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций - большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags : они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает - всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем - эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость : удовлетворена какая-то ценность.
Страх : будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление : произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство : нарушены какие-то ценности.
Счастье : основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием - оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль : были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе : потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт : есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение : поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение : ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Характеризуя эмоции новорожденного, мы были вынуждены признать скудость психологических знаний. Лучше изучена эмоциональная жизнь младенца. Сейчас принято считать, что ведущими факторами развития эмо­циональной сферы ребенка являются, во-первых, действие генетических программ развития, а, во-вторых, взаимодей­ ствие ребенка с взрослыми людьми. Характер этого взаи-

модействия в свою очередь обусловлен процессами под­ражания и заражения ребенка эмоциям взрослого, тем как взрослый удовлетворяет органические и познавательные потребности ребенка.

Ранее отмечалось, что в первый месяц жизни мла­денца доминируют отрицательные эмоции. Положитель­ные эмоции появляются со второго месяца жизни и посте­пенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В 3-5 ме­сяцев ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует о неспосо" ности младенца различать эмоции взрослого. В тоже вре­мя он уже может дифференцировать оттенки положитель­ных эмоций взрослого 1 . Доминирование положительных эмоций в этот период времени обусловлено тем, что имен­но они побуждают ребенка к общению и вместе с этим выполняют собственно коммуникативные функции, т.е. выступают как средство общения. В этот же период вре­мени, от начала второго до шести месяцев отрицательные эмоции выполняют только функции оценки и побуждения, что не требует их тонкой дифференцировки. Поэтому они весьма примитивны. И только со второго полугодия, ког­да отрицательные эмоции начинают выполнять коммуни­кативные функции и регулировать начало предметно-ма-нипулятивной деятельности младенца начинается их ин­тенсивная дифференциация. Так во втором полугодии появляются такие эмоции как обида, ревность, огорчение и агрессия. Все это, по-видимому, является следствием пер­вых шагов самовыделения младенца, становления его «Я».

Поскольку одним из факторов развития эмоциональ­ной сферы младенца является его взаимодействие с взрослы­ми, остановимся на фактах экспериментального изучения

А.И.Сорокиной влияния эмоционального поведения взрос­лого на развитие эмоций младенца".

Положительные и отрицательные эмоции взрослого как фактор развития эмоций младенца

В первом полугодии младенцы эмоционально реа­гируют на любые формы внимания к ним взрослого. Ин­тересно отметить, что на безразличие, проявляемое взрос­лым к ребенку, младенец реагирует уже в первом полуго­дии. Не случайно, поэтому говорят, что худший вид оценки - это ее отсутствие. Начиная со второго полуго­дия, младенец дифференцирует положительные и отрица­тельные эмоциональные состояния взрослого. На разви­тие этой способности у ребенка большое влияние оказы­вает характер и интенсивность общения ребенка с взрослым. У детей, испытывающих дефицит общения, к примеру, воспитывающихся в домах ребенка, способность к дифференцировке эмоциональных состояний взрослого формируется позже. Такие дети и во втором полугодии все еще положительно реагируют на негативные состояния и реакции взрослого человека, в то время как «семейные» в это время все ярче и разнообразнее проявляют отрицатель­ные и амбивалентные (смешанные) эмоции: они обижают­ся, жалобно хнычут, сердятся, обнаруживают оттенки не­доверия и смущения. Репертуар отрицательных эмоций сирот значительно беднее. В основном это проявления ис­пуга, скованности и слабого недовольства. Таким обра­зом, интенсивность общения взрослого с ребенком можно рассматривать как фактор дифференциации эмоциональ­ной сферы младенца.

Развитие эмоций ребенка как средство его общения с взрослым

Уже в первом полугодии число эмоций проявляемых младенцем при адресованных к нему эмоций взрослого больше, чем при неадресованных эмоциях взрослого. Од­нако во втором полугодии это различие становится стати­стически значимым во всех видах эмоционального взаи­модействия взрослого с ребенком, кроме безразличия. В сравнении с первым полугодием расширяется и репертуар эмоций младенца.

О приоритетном развитии эмоций как средства об­щения говорит тот факт, что неадресованные эмоции взрослых все еще вызывают эмоциональные реакции по­лугодовалых детей из детского дома, но уже во втором полугодии они остаются безразличными к ним. Семейные дети эмоционально реагировали на неадресованные дей­ствия взрослых и в первом и во втором полугодиях. Та­ким образом, развитие эмоций у детей идет не по пути под­ражания эмоциям взрослых, а по пути развития эмоций как средства общения.

Эмоции младенца и формы общения с взрослыми

Известно, что ведущим видом деятельности ребенка до года является так называемое непосредственно-эмоци­ональное общение. При этом взрослый выступает для ре­бенка как заботливый и любящий его родитель. Эмоцио­нальная сторона общения является ведущей и именно по­этому столь велика роль положительных эмоций. Начиная со второго полугодия, с появлением элементов предмет-но-манипулятивной деятельности эмоциональный аспект в общении начинает уступать свое место деловому аспек­ту. Взрослый выступает не только как любящий и заботли­вый родитель, но и как образец для подражания. В рамках

«делового» общения отрицательные эмоции выражены ярче, чем положительные, они включаются в коммуника­тивную сферу ребенка. Отрицательные эмоции использу­ются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения желаемого ребенком контакта. Таким обра­зом, освоение эмоций становится необходимым условием коммуникации, что и объясняет их интенсивное развитие.

Уже отмечалось, что развитие эмоций возможно не только в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми, но и в результате развертывания заданной природой про­граммы, в силу ее генетической обусловленности. Но, прежде всего несколько общих замечаний об эмоциях как таковых. Есть несколько «вечных» вопросов, возникаю­щих при обсуждении эмоций. Первый из них, что такое эмоция?

Эмоция - это системное свойство организма, кото­рое охватывает по меньшей мере три компонента: пере­живание или осознаваемое ощущение эмоции; процессы, протекающие в нервной, эндокринной, дыхательной, пи­щеварительной, сердечно-сосудистой и других системах организма; выразительные комплексы, которые отража­ются в мимике, пантомимике человека 1 .

Второй вопрос - это вопрос о врожденности - приоб­ретенное™ эмоций. Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают тезис Ч.Дарвина о врожденности и универсальности фундаментальных эмоций (удивление, страх, отвращение, презрение, гнев, радость и др.). Однако по мере приобретения опыта люди научаются подавлять или изменять особенности этих врожденных эмоций.

Третий вопрос - это вопрос о «плохих» и «хороших» или о положительных и отрицательных эмоциях. Есть

смысл разделять эмоции на те, которые облегчают конст­руктивное поведение (положительные эмоции) и затруд­няют его (отрицательные эмоции).

Четвертый вопрос - это вопрос о влиянии эмоций на человека. Эмоции оказывают влияние на тело, активи­руя автономную нервную систему, которая, в свою оче­редь, изменяет ход деятельности эндокринной и нервно-гуморальной систем. Понятно, что в связи с этим эмоции влияют и на различные аспекты психической жизни, в том числе:

    на восприятие. Известно, что обрадованный человек склонен воспринимать окружающий мир сквозь ро­ зовые очки. Опечаленный или страдающий склонен интерпретировать замечания других как критику в свой адрес, а испуганный видит лишь сам пугающий объект (эффект «суженого зрения»);

    на познавательные процессы. Скажем, тот же испу­ ганный человек не в состоянии проверить различные альтернативы своего поведения. У разгневанного человека появляются только «сердитые мысли». А в состоянии повышенного интереса или возбуждения субъект практически не способен к обучению или ис­ следованию;

    на личность. Здесь нужно иметь в виду два вида фак­ торов. Первый из них - генетический, который вли­ яет на выработку порогов чувствительности в отно­ шении различных эмоций. Второй - личный опыт и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере. Тут же заметим, что эмоциональные ответы людей влия­ ют не только на личностные характеристики и соци­ альное развитие ребенка, но и на интеллектуальное развитие".

Коль скоро роль и значение эмоций в жизни челове­ка столь велико, то возникает вопрос о возможной обслу­живающей связи эмоций с первичными потребностями человека. И в этом смысле эмоции вторичны по отноше­нию к потребностям. В то же время становится понятной генетическая обусловленность эмоциональной жизни раз­ных детей. Так, по мнению КИзарда эмоции:

удивления, страха, отвращения обслуживают потреб­ности организма в самосохранении (себя, вида, результа­тов своей деятельности);

гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к груп­пе, желание занимать в ней определенное место);

интереса, радости связаны с потребностями в позна­нии, с любознательностью и исследовательским поведе­нием 1 .

Все сказанное свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребенка. Врачу, родителям или педагогу важно уметь не только «читать» эмоции ребенка, но и знать их феноменологию. Поэтому так важен вопрос о характе­ристике некоторых фундаментальных эмоций и их значе­нии в детском возрасте. В связи с анализом психического развития младенца остановимся на трех из них - интересе, радости и страдании.

Интерес - возбуждение

Известно, что врожденные эмоции интереса в пер­вые 3-4 месяца жизни генерируют перцептивную и сенсо-моторную активность младенца. Но уже в 4-9 месяцев ре­бенка интересует только то, что он может наблюдать мно­ гократно. Это означает, что объекты для него приобретают привлекательность вследствие повторных контактов и ста-

новятся интересными в связи с их узнаванием. Именно этот механизм составляет основу эмоциональной привязанно­сти ребенка. Взрослый может наблюдать появление реак­ции радости на лице ребенка на собственную активность, а взаимодействие радости и интереса поддерживает повто­рение активности.

Только в девятимесячном возрасте ребенок начинает интересоваться собственно новым. Что следует из этого факта? Во-первых, происходит переключение внимания ребенка на активный характер деятельности с предмета­ми: ребенок начинает ими манипулировать, бросает и т.п. При этом он внимательно прослеживает путь брошен­ного предмета. Во-вторых, известные ребенку схемы дей­ствий подвергаются модификации с целью воздействия на окружающую его среду новым способом. В-третьих, инте­рес к новизне становится мотивом подражания, что важ­но для процесса социализации ребенка.

Эмоция радости

Нельзя научить или натренировать ребенка быть счастливым, невозможно показать прямые пути, ведущие к достижению радости. Но, развлекая ребенка, вовлекая его в игры и забавы, организуя благоприятную обстанов­ку, можно способствовать возникновению у него позитив­ных эмоций. Радость, улыбка и смех тесно связаны между собой. И потому говоря о радости, нельзя не сказать об улыбке и смехе младенца.

В настоящее время реакцию улыбки считают врож­денной и универсальной. Рефлекторные движения лица, напоминающие улыбку, могут появляться и во время сна. Такого рода движения лица впервые появляются от 2-х до 12 часов после рождения.

Собственно улыбка вызывается в первую неделю жизни рядом звуков, в том числе и человеческим голосом.

Широкая ясная улыбка возникает примерно на 3-й неделе в ответ на высоко поставленный голос взрослого. На 5-й неделе сам по себе голос взрослого утрачивает способность вызывать улыбку, и младенец реагирует на него уже зву­ковым ответом. К 5-й неделе улыбку вызывает ряд зри­тельных стимулов, в том числе и разные человеческие лица. На 2-3-м месяце ребенок начинает улыбаться самопроиз­вольно. Наиболее эффективным стимулом для вызова улыбки остается человеческое лицо. Между 2-м и 5-м ме­сяцами улыбка младенца вызывается более или менее диф­ференцированно любым человеческим лицом. Примерно на 4-5 месяце младенец начинает выделять лицо матери среди других и после этого уже не склонен улыбаться дру­гим, чужим людям.

Итак, мы видим, что улыбка проходит свой путь раз­вития, первый этап которого связан с появлением эндоген­ной, спонтанной улыбки, носящей врожденный характер, которая может наблюдаться во время сна, в том числе и в парадоксальной его стадии. Второй этап - это социальная улыбка, обращенная к взрослому вообще, а третий - это появление селективной улыбки. Как диагностировать тот или иной вид улыбки?

Некоторые авторы выделяют три вида улыбки: «кар­машек», «лодочка» и «полумесяц». Если первая отмечает­ся постоянно на протяжении всего периода младенчества и составляет 55-60% случаев, а вторая имеет тенденцию спада со второго полугодия жизни, то третья, напротив, отсутствует в первом полугодии, а к концу первого года жизни составляет более 30% от общего числа. Таким об­разом, улыбка ребенка становится все более дифференци­рованной по форме, что облегчает процесс общения ре­бенка с матерью и другими взрослыми.

О развитии смеха. Выше уже говорилось о времени появления первого смеха. Есть данные о том, что ребенок отвечает смехом на игру с ним уже в 5-ти недельном воз-

расте. Установлено, что разные раздражители вызывают смех в разных возрастах. Например, тактильные стиму­лы вызывают смех в 6,5 мес, слуховые - в 7 мес, соци­альные - в 8 мес, а зрительные - в 10,5 мес. Таким обра­зом, подтверждается гипотеза о связи моторного разви­тия ребенка с развитием смеха. Игры, вызывающие смех, способствуют социальному развитию ребенка еще и пото­му, что именно смех, также, кстати, как и страдание, сти­мулирует ребенка быть инициатором установления кон­такта с матерью.

Эмоция страдания

Если интерес - это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, то страдание является столь же часто испытываемой отрицательной эмоцией. Первая при­чина возникновения страдания новорожденного - сам акт рождения. Известно, что новорожденные, помещенные в комнату с репродуктором, имитирующем биение сердца матери, быстрее прибавляют в весе и меньше кричат, чем в обычных палатах. Итак, отчуждение, будь оно физичес­кое или психологическое, является одной из основных и наиболее общих причин страдания.

Другой важной причиной страдания является неуда­ча - реальная или воображаемая. Для младенца формами выражения страдания могут быть крик, плач, жалобные нотки в голосе, печальный вид лица.

С точки зрения последующего личностного разви­тия ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.

Один из них - это социализация страдания через нака­ зание. Этот тип имеет место, когда родители выражают свое негативное отношение к страданию ребенка или даже на­казывают его за это. К чему это может привести? Ребенок

попадает в тупиковую ситуацию, у него нет возможности выразить свое страдание, его заставляют прибегать к при­творству, изоляционизму, что вызывает апатию и уста­лость. Если же родители сочетают наказание с помощью в преодолении страдания, то ребенок со временем может достичь уверенности в себе.

Другой тип социализации - это поощрение проявления страданий у детей. Если родители при этом ограничивают­ся только ласковыми словами и сочувствием, то с возрас­том это может привести к развитию инфантильности.

В то же время, если родители борются с отрицатель­ными раздражителями, то и у ребенка появляются более широкие возможности и в выражении страдания и в борь­бе с ним. Возрастает вероятность того, что он станет честным, готовым прийти на помощь, смелым и устойчи­вым к фрустрации.

Наконец, нередко можно видеть, как родители це­луют, обнимают, похлопывают своего плачущего ребен- 1 ка, вместо того чтобы просто попытаться преодолеть стра­дание или хотя бы сделать понятной для ребенка его при­чину. Воспитанный таким образом ребенок вряд ли будет пытаться сам преодолеть страдание, скорее всего он бу­дет искать успокоение в действиях, не связанных с причи­нами страдания, но как-то облегчающих его. Например, алкоголизм, наркомания и т.п. замещающие действия.

О связи страдания с другими эмоциями

Иногда можно видеть равнодушие молодых матерей к плачущим младенцам: мол, поплачет и успокоится. Но если ребенок плачет, будучи оставлен один, то страдание может вызывать страх. Закрепление такой связи может привести к постоянному страху перед любой новой ситуа­цией и любой неопределенностью. В то же время связь между страданием и страхом может привести к потере сме-

яости. Образуется цепочка: боль - страдание - страх. Ре­бенок начинает бояться любой ситуации, которая может привести к переживанию боли.

Если же родители выказывают свое презрение или безразличие когда он плачет, ребенок может привыкнуть к чувству переживания стыда всякий раз, когда ему за­хочется плакать. Таким образом, страдание становится возбудителем стыда, а это может в свою очередь сде­лать ребенка боязливым или застенчиво болезненным. Частое переживание страдания, связанного со стыдом, может воспитать неуверенность, и даже презрение к само­му себе.

О крике младенца

В разбираемом нами возрасте наиболее распростра­ненной формой выражения страдания является крик. На первом году жизни различают три типа крика: «хочет спать», «хочет есть» и «мокрый». Матери лучше узнают крики, где взаимодействие с малышом осложнено его за­болеванием. Вообще матери лучше узнают плач ребенка, если между ними и детьми существуют благоприятные эмоциональные связи. В первом полугодии для крика ха­рактерно дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения. Во втором полугодии крик начи­нает утрачивать свое сигнальное значение. Вместе с тем усиливается роль улыбки как регулятора совместной дея­тельности ребенка и матери.

2.6, Непосредственно-эмоциональное общение -ведущий вид деятельности младенца

При характеристике механизма психического разви­тия ребенка в качестве ведущего фактора развития был

выделен ведущий вид деятельности. Непосредственно-эмо­циональное общение является единственным способом разрешения основного противоречия социальной ситуации развития младенчества. Оно заключается в том, что ребе­нок максимально нуждается во взрослом, но у него нет спе­цифических средств воздействия на него. Поэтому соци­альная ситуация младенчества - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ» - и приво­дит к возникновению нового вида деятельности - непос­ редственно-эмоциональному общению ребенка и матери. То, что это общение является необходимым условием психи­ческого развития младенца, доказывают факты отрица­тельного влияния на него дефицита общения. Р.Спитц и Дж.Боулби показали, что отрыв ребенка от матери в на­чале жизни вызывает значительные нарушения в психи­ческом развитии ребенка, вплоть до задержки в физичес­ком и психическом развитии 1 . А.Фрейд, наблюдавшая за развитием детей, воспитывавшихся без матери, обнаружи­ла, что в подростковом возрасте они пытались установить тесные детско-материнские отношения со взрослыми, что не соответствовало их возрасту 2 . К этому следует добавить и упоминавшиеся выше данные Б.Е.Микиртумова и С.В.Гречаного.

На формирование непосредственно-эмоционального общения младенца мощное влияние оказывает характер и тип отношений родителей к ребенку уже в пренатальном и раннем постнатальном возрасте. Об этом говорят резуль­таты исследований Э.В.Патракова. Благоприятное для будущего ребенка отношение родителей, хорошая соци­альная адаптированность будущего ребенка связаны с вы­сокой социально-психологической зрелостью родителей.

глубокой желанностью ребенка, высокой оценкой роди­телями роли семьи.

Низкий уровень психического развития и социаль­ной адаптации будущего ребенка, его нервозность можно прогнозировать при нежеланное™ ребенка со стороны родителей, неразвитости родительских чувств, отсутствии стабильных взаимоотношений между родителями, попус­тительстве и проекции родителями нежелательных качеств.

В то же время у малышей в течение первого года жизни формируется теплое чувство к матери, по мере ус­тановления с нею определенных отношений, в рамках ко­торых малыши выражают свои чувства и усваивают свои роли в зависимости от половой принадлежности.

Нормальное непосредственно-эмоционального об­щение стимулирует появление у ребенка чувства доверия и привязанности к родителям. Практически абсолютная зависимость младенца от взрослого в удовлетворении его потребностей в пище, безопасности, любви и ласке может быть снята посредством развитых эмоциональных связей между ним и взрослыми. Если его кормят, когда он голо­ден, если своевременно и адекватно реагируютна его плач, помогая избавиться от неприятных ощущений, если его лю­бят, разговаривают и играют с ним, то малыш постепенно начинает понимать, что окружающий его мир безопасен и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если всего этого нет, ребенок, скорее всего, будет испытывать недо­верие к окружающим его людям и миру. Конечно, очень трудно стать «сверхродителем», однако, все родители дол­жны знать, что их дети могут быть снисходительными к некоторым их упущениям, если в целом получают хоро­ший уход, если их оберегают от настоящих, а не выдуман­ных бед, если их любят и общаются с ними. Дети, у кото­рых сформировано доверие к родителям, научаются пре­одолевать или переносить какие-то неудобства, поскольку знают, что их не оставят наедине с ними.

Нормальное протекание непосредственно-эмоцио­нального общения родителей с ребенком способствует формированию у него чувства привязанности. Оно фор­мируется постепенно на протяжении всего первого года жизни и проходит три фазы 1 .

Первая фаза длится от рождения до 3-х месяцев и характеризуется тем, что младенцы ищут близости прак­тически с любым человеком. С целью установления об­щения с взрослыми они используют звуки голоса, покрях­тывание и неловкие движения, улыбку, могут подолгу сле­дить за взрослым, желая получить ответную реакцию. Одна из причин такого поведения младенца в том, что он еще не осознает свою мать как отдельное, особое существо. Если они плачут или капризничают, то вовсе не потому, что с ними не занимается мама, а потому, что им что-то не нра­вится или их заставляют делать то, что им не хочется.

На второй фазе (3-6 месяцев) малыши, как нам уже известно, научаются различать знакомые и незнакомые лица. Поскольку матери быстрее и активнее, чем незнако­мые люди, реагируют на сигналы малыша, постольку дети чаще направляют на матерей свое внимание и начинают отличать их от других людей.

На третьей фазе (7-8 месяцев) у детей развивается спо­собность отличать одного человека от другого, формиру­ется представление о постоянстве людей и предметов. По­этому их поведение становится избирательным в отноше­нии общения с разными людьми. Именно в этом возрасте появляется первая серьезная привязанность, как правило, к матери. Однако чувство привязанности может возникнуть у малыша ко всем, кто с ним много и тепло общается.

Появление этого чувства - своеобразный индика­тор наличия первого социального отношения ребенка. С этого момента ребенок перестает одинаково дружелюбно

относиться к любому человеку. Привязанность к матери обусловливает возможность появления у малыша тревоги и страха ее потерять. Поэтому дети так расстраиваются, когда родители куда-либо уходят и настороженно отно­сятся к тем, кто их пытается на это время заменить. При­вязанность толкает ребенка к установлению физической близости с любимым человеком. Этот поиск взаимности и установления тесного взаимодействия переносится в сле­дующий период развития ребенка - его раннее детство.

Заключение

Как уже отмечалось ранее, среди живых организмов нет, пожалуй, более беспомощного существа, чем новорож­денный ребенок. Именно эта беспомощность создает свое­образную социальную ситуацию развития, в которой реа­лизуется активность ребенка. Это своеобразие заключает­ся в том, что все потребности младенца в еде, тепле, движении, новых впечатлениях, в общении, т.е. вся его дея­тельность и все поведение - все это может быть реализова­но с помощью взрослого или в сотрудничестве с ним. В его отсутствие у ребенка как бы отнимаются руки и ноги, исче­зает возможность передвижения, изменения положения, зах­ватывания желаемых предметов. Взрослый становится сре­доточием указанных потребностей, он центр всякой воспри­нимаемой ребенком окружающей действительности. Все это приводит к необходимому сотрудничеству ребенка и взрос­лого - единственному способу освоения ребенком внешней среды, а значит, и психического развития.

Если ребенок испытывает различные потребности, то естественно он переживает их. Неудовлетворение потреб­ностей вызывает у ребенка отрицательные эмоции, в том числе и эмоцию страдания, о которой говорилось выше. Удовлетворение потребностей приносит ребенку радость,

повышает тонус, усиливает двигательную и познаватель­ную активность (например, комплекс оживления). Таким образом, единственной формой связи ребенка с взрослым в этот период развития становится непосредственно-эмо­ циональное общение.

В связи с этим эмоциональное развитие ребенка ста­новится одним из центральных моментов его психичес­кого развития, наряду с познавательным. Динамика эмо­циональной жизни окрашивает и познавательную актив­ность ребенка (процессы восприятия), и двигательную активность, обусловливает личностное становление.

Действительно, из всех познавательных процессов ведущим в психическом развитии младенца является вос­приятие, в контексте которого развиваются и действуют все другие психические функции. Память, например, фун­кционирует в форме узнавания, а мышление - в форме аффективно окрашенных впечатлений; даже эмоции мла­денца длятся ровно столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий им раздражитель.

В ходе анализа перцептивного и психомоторного раз­вития младенца было установлено, что значительная роль в перцептивном и психомоторном развитии младенца при­надлежит врожденным программам. Именно наличие зре­лых перцептивных и моторных механизмов составляет ос­нову для последующего научения младенца, роль которого все более возрастает в ходе жизненного пути ребенка.

Такое понимание хода сенсорного и моторного раз­вития младенца заставляет родителей, врачей и воспита­телей быть особо внимательным к перцептивному разви­тию ребенка. Становится понятной мысль Т.Бауэра о зна­чении данного периода для познавательного развития ребенка, что позволяет рассматривать младенчество как сенситивный период в отношении познавательной деятель­ности. Вспомним, что примерно к полугоду у ребенка по­являются такие первые значимые дифференцировочные

моторные реакции как хватание и подражание. Но ведь именно они составят основу формирующейся предметно-манипулятивной деятельности. Но пока еще, в период мла­денчества, не она является главной в его жизни, не она позволяет реализовать малышу его основные жизненные потребности. Пока что этот вид деятельности находится в своем начальном виде. Главное же для младенца - эмоци­ональная связь с взрослым и удовлетворение через нее и с помощью ее своих потребностей. Так внешний мир опос­редуется через взрослого.

Через отношение взрослого к ребенку последний начинает видеть и самого себя. Речь идет о том, что в этот период времени у ребенка начинает складываться образ самого себя. Вопрос стоит так: можно ли говорить о мла­денце как о личности? В строгом смысле этого слова, ко­нечно, нет. Но и абстрагироваться полностью тоже, по-видимому, недопустимо. Краткий анализ развития эмо­циональной жизни младенца лишнее подтверждение этому.

В свое время В.М.Бехтерев, говоря о самосознании ребенка, отмечал, что в своей простейшей форме оно со­стоит в неясном чувствовании собственного существова­ния. Психоаналитики утверждают, что самосознание ре­бенка возникает к концу первого года жизни. Отвергать подобного рода высказывания вряд ли целесообразно. Самоощущения организма, о которых говорил В.М.Бех­терев, тесно связаны с так называемой схемой тела -субъективным образом взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве. Становление об­раза тела возможно на основе самовыделения организма, т.е. знании организма о состоянии периферического дви­гательного аппарата. Таким образом, феномены самовЫ" деления организма, схемы тела и самоощущений являются первыми шагами в процессе становления самосознания и именно поэтому все, что происходит в этом возрасте, име­ет значение для будущего личностного становления.

Становление самосознания младенца включает на­чало половой идентификации. Речь идет о том, что уже на первом году жизни в поведении детей проявляются половые различия. Например, к 10 месяцам мальчики тре­бует внимания матери более настойчиво, чем девочки, они стремятся к большей физической близости с матерями. В целом мальчики более активны и агрессивны. Недав­ние исследования показали, что младенцы мальчики фи­зически сильнее девочек. В то же время у девочек более сильная потребность в социальном общении с матерью: они с большим усердием стараются вызвать мать на разговор и другие формы общения.

Наряду с этим не стоит преувеличивать эти отличия. Некоторые исследователи подчеркивают, что общего меж­ду разнополыми младенцами больше, чем различий.

В заключение сформулируем окончательные выводы:

    Социальная ситуация развития ребенка первого года жизни состоит в том, что все поведение и деятель­ность ребенка реализуется им или непосредственно через взрослого или в сотрудничестве с ним.

    В связи с этим ведущим типом деятельности в дан­ном возрасте является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослым, посредством которого у младенца развивается чувство доверия или недоверия к окружающим его людям и миру в целом.

    Перцептивное и моторное развитие осуществля­ется благодаря наличию врожденных программ развития.

    Наличие врожденных программ перцептивного и моторного развития обеспечивает возможность их па­раллельного осуществления в ходе психического развития младенца

    Принцип дифференциации является ведущим в ме­ханизме перцептивного и моторного развития младенца.

    В младенчестве в рамках доречевой стадии - на­чальном этапе речевого развития ребенка –закладываются надежные основы усвоения речи и языка. Ведущая роль рри этом принадлежит правому полушарию.

    Формируются зачатки самосознания личности в виде осознания психической общности, схемы тела и са­моощущений, появлении эмоциональных отношений мла­денца к взрослым и предметам.

    Основными психологическими новообразовани­ям младенчества являются:

Акты хватания и подражания, как важнейшие элементы формирующейся предметной деятельности;

Потребность в общении с другими людьми; -зачатки формирующегося самосознания личности.