Энергосберегающие игры в ясельной группе. Подвижные игры для детей в младшей группе детского сада

ГБДОУ 57 Санкт-Петербурга

Продолжая тему сенсорного воспитания детей раннего возраста, я хотела бы указать на многообразие дидактических игр. В дошкольной практике все д/и можно разделить на 3 основных вида:

Игры с предметами;

Настольно-печатные игры;

Словесные игры.

Я хотела бы предложить ряд игр, которые мы изготовили своими руками:

1. Найди пару

Цель: осуществлять выбор цвета по образцу, закреплять знание названий основных цветов, развивать внимание.

Материал: 4 пары варежек разного цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

Ход игры: В-ль дает ребенку варежку, остальные разложены на столе. «Найди такого же цвета». Ребенок находит вторую варежку и называет, какого они цвета.

2. Сложи мячик

Цель: учить складывать круг из двух и четырех частей, учить подбирать части по цвету, учить названия основных цветов.

Материал : круги четырех цветов, разрезанные на 2 и 4 части.

Ход игры: В-ль раздает детям половинки «мячика», дети ищут вторую половинку и складывают «мячик». В-ль дает задание ребенку: «Сложи мячик красный и синий».

3. Укрась елочку

Цель: закреплять умение различать предметы по величине, учить различать предметы по цвету, делать выбор по образцу, учить названия основных цветов.

Материал: на листе зеленая елочка, набор геометрических фигур 2-х размеров и 4-х цветов.

Ход игры: В-ль говорит: «Посмотрите, какая красивая зеленая елочка, давайте ее украсим». В-ль берет определенную фигуру и вешает на елочку и предлагает детям найти такую же. Затем дети украшают елочку по своему желанию, называя цвет и форму предмета.

4. Найди цветочек для бабочки

Цель : учить различать цвета, познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый).

Материал: цветы красного, синего и желтого цветов и бабочки такой же окраски.

Ход игры: на ковре раскладываются цветы, детям раздаются бабочки. Дети бегают в разных направлениях (бабочки летают). Вдруг летит птичка, бабочки прячутся (садятся на цветок такого же цвета). В-ль поясняет: «Желтая бабочка села на желтый цветок и т.д. Бабочки спрятались, их не видно».

5. Палочки (шарики) по местам

Цель: учить различать, соотносить и группироватьпредметы по цвету.

Материал: стаканчики 4-х основных цветов и набор палочек (шариков) соответствующего цвета.

Ход игры: В-ль предлагает детям расставить палочки (шарики) по стаканчикам соответствующих цветов.

6. Почтовый ящик

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и предмета, подбирая нужные с помощью проб и приложения.

Материал : коробка с прорезями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры: Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения в-ль просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.

Надежда Близнюк
Словесные игры для ясельной группы

Словесные игры для ясельной группы

Карточка 1

Цель игры . Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки , отвечать на вопросы.

Ход игры . Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит : "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".

Слова :

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки!

Что ели? - Кашку!

Что пили? - Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у-у- полетели!

На головку сели

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Движения :

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки .

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей : "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

Карточка 2

Про сороку

Цель игры . Учить детей слушать родное слово , улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры . Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку", приговаривая :

Слова :

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашу варила.

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор -

Кашу на стол.

Этому на тарелочке,

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала

Ты дров не таскал,.

Ты воды не носил

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка -

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Движения :

Воспитатель и дети варят кашку" вместе.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Большой палец не загибается.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу : "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".

Карточка 3

Игра с пальчиками

Цель игры . Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.

Ход игры . Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря : "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья".

Слова

"Пальчик-мальчик,

Где ты был?" -

"С этим братцем -

В лес ходил,

С этим братцем -

Щи варил,

С этим братцем -

С этим братцем -

Песни пел!"

Движения :

Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.

"Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка", и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками) . Карточка 4.

Коза рогатая

Цель игры . Позабавить детей, учить их слушать стишок до -конца, понимать его.

Ход игры . После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,

Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая :

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,.

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет -

Забодает,

забодает,

забодает.

При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки .

Карточка 5

Цель игры . Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры . Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают :

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочит,

Некуда серому выпрыгнут

Заинька, поскачешь -

Выскочишь,

Серенький, попляшешь -

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза. Карточка 6

На птичьем дворе

Цель игры . Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение

Ход игры . Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение :

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

"Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают : "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

Карточка 7

Цель игры . Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Ход игры . Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии) .

Слова :

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру. - говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя ребенка.

Движения :

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…". Карточка 8

Цель игры . Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.

Ход игры . Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям : "Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком". (Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо, что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть "ку-ка-ре-ку", как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова :

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь!

После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой , масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить "ку-ка-ре-ку. Игра повторяется 3-4 раза.

Светлана Пименова
Картотека дидактических игр в ясельной группе

Игра : «Спрячь мышку»

Цель : закреплять название цветов, способствовать накоплению представлений об основных разновидностях цвета, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов.

Демонстрационный материал : листочки бумаги 4 цветов (20 - 15, посредине белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов - дверцы (10х10, большая картонная игрушка - кошка , мягкая мышка.

Раздаточный материал : цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры:

Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку» . Мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите, в окошке выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей - квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто - то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей» .

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку - «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по 4 квадрата всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту» . Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены) . В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра : «У кого какое платье»

Цель : учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. группировать оттенки одного цветового тона.

Материал : Демонстрационный материал : Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты.

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.

2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

3. Заключение : Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.

Игра : Курочка и цыплята

Цель : обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование : Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям игрушки : белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку ) . Затем – белый элемент мозаики и говорит : «Это у нас будет курочка. Она белого цвета» . Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет : «Желтого цвета будут цыплятки» . В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» , позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

Игра : Елочки и грибочки.

Цель

Оборудование : коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков. Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

Игра : Разноцветные бусы.

Цель : научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование : По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход игры:

На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т. д.) .

Игра : Угостим медведя ягодой.

Цель : учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование : коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину» , медведь благодарит детей.

Игра : Поставь букет в вазу.

Цель : учить детей группировать предметы по цвету .

Оборудование : четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

Игра : Разноцветные шары.

Цель

Оборудование : Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов .

Ход игры:

Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим оборудованием : разноцветные карточки- «книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки -вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой : воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

Игра : Подбери чашки к блюдцам.

Цель : учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование : вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

Игра : Варежки.

Цель : учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование : вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

Игра : Какой это формы.

Цель : научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование : По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см) . Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход игры:

Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая : «Шарик, кубик…» .

Игра : «Круг, квадрат»

Цель : Учить группировать предметы по форме .

Оборудование : По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит : «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами : «Что это? (Круг) . А это? (Квадрат) и т. п.».

Игра : «Заштопай штанишки»

Цель : Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование : Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т. п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Игра : «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Цель : Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование : По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т. к. если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

Игра : «КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?»

Цель : Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование : Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры:

Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

Игра : «ПОРУЧЕНИЯ»

Цель : Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование : Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания : Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой; Покатай матрешку в большой машине; Поставь маленькую собаку возле матрешки; Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких; Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку; Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т. п. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается) .

Игра : «УГОСТИ ЗАЙЧИКА»

Цель : Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование : Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры:

Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. (Рис. 23) По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики» , «Положи мячи в корзинки» , «Поставь машины в гараж» и т. д.

Игра : «КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ»

Цель : Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование : Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход игры:

На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

Игра : "Чудесный мешочек"

Цель : Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование : непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.) .

Ход игры:

В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило : в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Игра : «Определи на ощупь»

Цель : определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Оборудование : непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т. д.).

Ход игры:

В непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки : карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т. д.

Игра : «СЛОЖИ МАТРЕШКУ»

Цель : учить различать предметы по размеру

Оборудование : Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.

Ход игры:

Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося : «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» . Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй, Все подружки-невелички. Нас скорее собирай – Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться, Никому не усидеть! Мы не будем закрываться! (С. Рещикова) Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т. д. Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т. п.

Игра : «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ»

Цель : учить детей раскладывать предметы в убывающей последовательности

Оборудование : Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.

Ход игры:

Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание) . Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например : пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т. д.

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

Прищепки

прищепками : «Ежик» , «Елочка» , «Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных из картона , дети прицепляют колючки и лучики. Для закрепления цвета можно использовать разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету прищепки.

Пробочки

Можно использовать следующие упражнения с пробками : «Цветочки» , «Жучок» - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам – серединки цветов или пятнышки на спине жука. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам

Застежки

Можно использовать следующие упражнения с застежками : «Застегни сапожки» , «Завяжи рубашку» , «Пришей пуговицу» и т. д. – дети вдевают шнурок в отверстия. Так же используются различные коврики, подушечки, на которых нашиты пуговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т. п., с которыми манипулируют дети.

На крупе можно рисовать, искать в ней какие-либо предметы, пересыпать ее из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т. д. Так же можно использовать следующие упражнения : «Накормим птичку» - дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы, «Помоги Золушке» - дети сортируют, например горох и фасоль, «Собери бусы» - дети по одной горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.

«ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Описание: Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля - гараж. Автомобиль - воспитатель. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит воспитатель, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж.

Правила:

  1. Нельзя убегать за границы площадки
  2. Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя.
  3. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля.

Варианты : Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.

«МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.

Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

Правила:

  1. Убегать можно только после слов: «Догоню!»

Варианты : Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.

«УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т.д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Правила:

  1. Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Художественное слово:

Вот какой красивый дом.

Кто же в домике живет?

Тук-тук, кто же в домике живет?

Варианты : Включить запись голосов животных.

НАЙДИ ФЛАЖОК» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, выдержку (не открывать глаза до сигнала «пора»).

Описание: Дети сидят на стульях, по слову воспитателя дети встают и поворачиваются лицом к стене, воспитатель прячет флажки по числу детей. «Пора!» - говорит воспитатель. Дети поворачиваются к нему лицом и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все флажки найдены. Дети идут вдоль площадки. Держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья и игра начинается снова.

Правила:

  1. Поворачиваться лицом к воспитателю можно только после слова «пора!».

Варианты : Вместо словесного указания использовать колокольчик. Кто первый найдет флажок, тот его и прячет. Летом прячут флажок в кустах, за деревьями.

«БЕГИТЕ КО МНЕ» (I младшая группа)

Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

Описание: Дети сидят на стульях, поставленных у одной из стен комнаты. Воспитатель отходит к противоположной стене и говорит «бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю. Воспитатель приветливо их встречает. Затем он переходит на другую сторону площадки и говорит «бегите ко мне!» На слова воспитателя «Бегите домой!» дети садятся на стульчики и отдыхают.

Правила:

  1. Бежать к воспитателю только после слов «Бегите ко мне!»
  2. Дети бегут к стульям и садятся только после слов «Бегите домой!»

Варианты : Вначале дети могут занимать любой стул, а затем находить свое место. Внести колокольчик. Позвонить, сигнал «Побежали!».

«ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

Описание: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу ,

Вот так, вот так он ушами шевелит! - шевелят кистями рук, подняв их к голове .

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть - хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать

Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать - прыгают на 2 ногах на месте.

Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! - воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

Правила:

  1. Дети убегают только после слов « И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

Варианты : На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

Правила:

  1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».
  2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».

Варианты : Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес - прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.

«ПОЕЗД» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый - паровоз, остальные вагоны. Воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем - быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

Правила:

  1. Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя.

Варианты : Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют

«ДОГОНИТЕ МЕНЯ!» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, двигаться в коллективе, не толкаясь. Упражнять детей в беге в прямом направлении.

Описание: Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. «Догоните меня!» - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону. Дети снова его догоняют. После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру.

Правила:

  • Бежать за воспитателем только после сигнала «Догоните меня!».

Варианты : Внести мягкую игрушку и догонять ее. Убегать от игрушки.

«ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра - это ручеек. Дети должны по камушкам - дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону - «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила:

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты : Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

«ГДЕ ЗВЕНИТ» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Описание: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил - поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила: Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Варианты : Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

«ПТИЧКИ В ГНЁЗДЫШКАХ» (I младшая группа)

Задачи:

  • учить детей ходить и бегать врассыпную,
  • не наталкиваясь друг на друга;
  • приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя,
  • помогать друг другу.

Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети - «птички» выбегают из обручей - «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям - «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

Правила: не толкаться, помогать друг другу вставать в обруч, использовать всю площадь, выделенную для игры.

Варианты: разложить 3-4 больших обруча - «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей.

«ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задача: учить детей подлезать под шнур, не задевая его; упражнять в ползании по ограниченной площади; развивать навыки лазанья, воспитывать смелость и ловкость.

Описание: сначала педагог предлагает одному ребенку показать, как нужно подлезать под шнур, и при этом объясняет: «Лена подходит к шнуру, становится на четвереньки (с опорой на ладони и колени) и выполняет ползание, как «жучок», голову наклоняет так, чтобы не задеть шнур. Доползла до погремушки, встала, взяла погремушку и погремела ею». После показа и объяснения воспитатель предлагает детям занять исходное положение и по сигналу приступить к выполнению задания. Упражнение повторяется 3 раза.

Правила: не толкаться, выполнять задание по сигналу воспитателя

Варианты: подлезание под дугу.

«ЗАИНЬКА» (I младшая группа)

Задачи: учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, внимательно слушать сигналы, выполнять движения в соответствии с текстом.

игра с пением, слова и музыка народные

Описание: дети вместе с воспитателем становятся в круг. Воспитатель поет песенку и показывает детям движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, этак топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

Дети топают ножкой, руки на поясе.

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, этак бей в ладоши! (2 раза)

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, этак повернись! (2 раза)

Дети поворачиваются 1-2 раза. Руки на поясе.

Заинька, попляши

Серенький, попляши,

Вот так, этак попляши! (2 раза)

Дети подпрыгивают на двух ногах кто как может.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, этак поклонись! (2 раза)

Дети наклоняются, разводя руки в стороны.

Правила : количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только первый, второй, четвертый куплеты. При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того, когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться, выполняя движения. При следующем водящем можно добавить еще один куплет: Песню воспитатель должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей

Заинька, выбирай,

Серенький, выбирай,

Вот так, этак выбирай! (2 раза)

Ребенок выбирает другого заиньку, и игра повторяется.

«ПРОКАТИ МЯЧ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задача: учить детей катать мяч двумя руками друг другу.

Описание: дети подходят к стульям (скамейке, на которых заранее разложены мячи большого диаметра, берут их и становятся на исходную линию, обозначенную шнуром. По команде воспитателя: «Покатили! », оттолкнув мяч двумя руками, прокатывают его в прямом направлении и догоняют. На исходную линию малыши возвращаются шагом. Упражнение повторяется.

Правила: выполнять задание по команде воспитателя «Покатили! »

Варианты: катание мяча под дугу одной рукой.

«КТО ТИШЕ?» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задача: учить детей ходить подгруппой (всей группой) на носочках.

Описание: Ребенок идет вместе с вами с одного конца комнаты (площадки) на другой. Вы предлагаете ему пройти тихо-тихо, на носочках, так, чтобы не было слышно. «Осторожно идем по мостику, чтобы не оступиться и не намочить ног». Указания к проведению.

Правила: воспитатель следит за правильной осанкой ребенка и за тем, чтобы он не утомился.

Варианты: ходьба по кругу на носочках.

«ПО ТРОПИНКЕ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задача : учить ходить друг за другом, не наталкиваясь

Описание: На полу лежат параллельно друг другу две доски (ширина 20 см) на расстоянии 1-1, 5 м. Дети двумя колоннами выполняют ходьбу по доскам-«тропинкам», свободно балансируя руками.

Правила: воспитатель напоминает им, что спину и голову нужно держать прямо

«ПЕРЕШАГНИ ЧЕРЕЗ ПАЛКУ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задача: учить ходить по прямой дорожке с перешагиванием через предметы.

Описание : на пол посередине комнаты кладут 2-3 палки на расстоянии 1 м одна от другой. Малыш становится в 2-3 шагах от палок лицом к ним. На противоположной стороне комнаты стоит стул, на котором лежит флажок или погремушка. По указанию ребенок идет, перешагивая через палки, к стулу, поднимает флажок и машет им, затем кладет флажок на стул и возвращается обратно.

Правила: необходимо дойти до стула, поднять флажок (погремушку) и помахать.

Варианты: увеличить количество палок до 5. Можно использовать для перешагивания обручи.

«ПТИЧКИ ЛЕТАЮТ» (I младшая группа)
Задача: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу воспитателя, приучить детей помогать друг другу.
Описание: на сигнал «Птички летают!» дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал «Кот!» «птички» «улетают» в свои домики.

Правила : внимательно слушать и действовать по сигналу воспитателя

«ДОГОНИ МЯЧ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задача: учить бегать в разных направлениях.

Описание: предложите ребенку побегать за мячом, поиграть с ним. Бросайте мяч в разных направлениях, а ребенок пусть бежит за мячом, ловит его и приносит вам. Мяч следует бросать в разных направлениях.

ПРОПОЛЗТИ В ВОРОТЦА» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задачи: совершенствовать у малыша навыки ползания, побуждать его к этому движению, учить проползать под дугой, не задевая; упражнять в ползании по ограниченной площади.

Описание: Малыш сидит на стульчике. Впереди на расстоянии 2,5 м стоит дуга - воротики. Дальше, на расстоянии еще 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Предложите ребенку на четвереньках доползти до дуги, подлезть под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.

Варианты: пройти под препятствием, пригнувшись, но, не дотронувшись руками до земли ("Пройти под дугой").

«ЦЕЛЬСЯ ТОЧНЕЕ» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задачи: учить бросать мяч вперёд двумя руками снизу (из-за головы, от груди); развивать элементарные навыки попадания в цель, развивать глазомер, ловкость, координацию движений.

Описание: ребенок держит в руке маленький мяч или мешочек с песком. Поставьте ящик или большую корзину (расстояние от цели до детей не более 1,5-2 м). Предложите ребенку бросать мяч, который находится у него в руках, в ящик (корзина, сетка).

«ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК … » (I младшая группа)

Задачи : учить прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; воспитывать умение играть в подвижную игру с простым содержанием и несложными движениями.

Описание: На одной стороне зала - воспитатель - ловишка, на другой стороне - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Дети бегут за условную черту, а педагог их догоняет. Воспитатель произносит текст в таком ритме, чтобы дети смогли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

«ПОПАДИ В ВОРОТЦА» (I младшая группа)

(игровое упражнение)

Задачи: учить ребенка прокатывать мячи (шары, обручи) в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания мяча при катании.

Описание: Малыш сидит на стульчике, по Вашей просьбе встает и подходит к обозначенному воспитателем месту, впереди которого на расстоянии 2-3 шагов стоят воротца - дуги. Ребенок наклоняется, берет один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3-4 мяча, ребенок идет и собирает их.

Варианты: сбивание кеглей.

«ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ» (I младшая группа)

Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.

Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы - дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом - там мы живем».

Правила:

  1. Движения должны соответствовать тексту.
  2. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».
  3. Убегать домой только после слов «там мы живем».

Варианты : Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.

ОГЛАВЛЕНИЕ

с ходьбой и бегом:

  • «Догони мяч!»
  • «По тропинке»
  • «Через ручеёк»
  • «Кто тише?»
  • «Перешагни через палку»
  • «Догоните меня!»
  • «Воробышки и автомобиль»
  • «Солнышко и дождик»
  • «Птички летают»
  • «Бегите ко мне

С ползаньем:

  • «Доползи до погремушки»
  • «Проползти в воротца.

С подпрыгиванием :

  • «Мой весёлый звонкий мяч»
  • «Зайка беленький сидит»
  • «Птички в гнёздышках»
  • «Через ручеёк
  • «Огуречик, огуречик…»
  • «По ровненькой дорожке»

С бросанием и ловлей мяча:

  • «Прокати мяч»
  • «Попади в воротца»
  • «Целься точнее»

На ориентировку в пространстве:

  1. «Где звенит»
  2. «Найди флажок»
  3. «Угадай,
  4. кто кричит?»

Движение под музыку и пение

  • «Поезд»
  • Заинька
  • «Флажок»

Догони

Малыши любят от кого-то убегать или кого-то догонять. В этой игре они учатся бегать по периметру зала.

Посадите игрушечных зайку и мишку в противоположных сторонах зала. Объясните детям, что игру начинает зайка, он «убегает» от детей, а они его догоняют.

Воспитатель берет зайчика и во время бега держит его за спиной, чтобы малыши видели, за кем они бегут. Недалеко оттого места, где сидит мишка, дети догоняют зайку. «Он устал и хочет отдохнуть», — говорит педагог и сажает зайку на пол. Затем берет мишку, и теперь уже он «убегает» от де-тей, а малыши догоняют. Так дети пробегают по периметру зала два круга. Игра заканчивается.

Поговорите с детьми о том, как зайка и мишка хотели убежать от них, но у деток быстрые ножки, и они догнали зверей.

Совмещайте руководство игрой с выполнением главной роли: вы помо-гаете зайке и мишке «убегать» от малышей.

Следите за тем, чтобы дети бежали в одном направлении, не задевали друг друга. Не позволяйте вас перегонять.

По ходу игры спрашивайте, за кем они бегут, кого догоняют.

Таким образом, вы помогаете ребенку удерживать в памяти поставленную перед ним задачу.

Догоню, убегу

Эта игра по организации напоминает игру «Догони», но с детьми «игра-ет» кошечка. Сначала она «убегает» от малышей, но они ее быстро догоня-ют. Затем уже кошечка догоняет убегающих от нее детей.

Играя, изменяйте направление движения, дети должны бежать по пери-метру зала то справа налево, то слева направо.

По ходу выполнения двигательных заданий разговаривайте с детьми, задавайте вопросы, оценивайте их действия.

Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, ответ дает сам воспитатель.

Например:

— От кого вы сейчас убегали? (От кошечки.)

— Кошечка бежала быстро, но деток не догнала!

— У вас ножки отдохнули? Да? Сейчас кошечка от вас будет убегать, а вам ее нужно догнать.

— Вы кошечку догнали? Какие у вас быстрые ножки!

Учите детей бегать в разных направлениях.

Бусинки (вариант)

На шнурок нанижите другие предметы и наденьте новые бусы. Интерес-но, увидят ли дети, что бусинки на шнурке другие? В противном случае вы обратите их внимание на эти отличия.

Спросите детей, в какую игру они будут сейчас играть .

Затем дети — большие «бусины» — встают вдоль длинного шнура, и вы их ведете по залу или площадке.

Веселые «бусины» решили похлопать в ладоши и показать, какие они большие; шнур падает, дети разбегаются и прячутся от вас. Ищите их, нарочно заглядывая не в те места: «Где же мои бусины, куда они укати-лись?»

Позовите детей: «Бусины, идите ко мне!» Малыши с восторгом выбега-ют из своих укрытий.

Игра повторяется несколько раз.

Воробушки - пташки

Поговорите с малышами, оживите в их памяти знания о птицах, за пове-дением которых они наблюдали на прогулке. Спросите, каких птичек они кормили крошками и как птички сказали: «Спасибо».

Воспитатель объясняет игру, где все дети будут птичками.

На одной стороне зала положите обручи — это «гнездышки», в них си-дят «воробушки».

Воробушки - пташки.

Серые рубашки,

Вместе с солнышком встают,

Громко песенку поют:

Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик!

«Воробушки» спели песенку и «полетели» гулять. Они «летали, летали», сели на дорожку, нашли «зернышки» и начали «клевать».

Из гаража «выезжает машина». По сигналу воспитателя «Машина едет!» — «воробушки улетают» и «садятся на кустик» (дети встают на ска-мейку), ведут себя тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина возвраща-ется в гараж.

«Воробушкам» стало весело, они еще раз спели песенку и «полетели» гулять. «Воробушки» могут не только «зернышки клевать», но и пить водич-ку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но как только появля-ется «машина», они «улетают».

В конце игры «воробушки летят в свои гнездышки».

Малыши в игре подражают всему, что видят. Покажите детям этих пти-чек во время прогулки, на улице. Интересно послушать, как громко они «разговаривают» (чирикают), когда стайка воробьев сидит на кустиках. Побеседуйте с воспитанниками:

— О чем они говорят?

— Птичкам весело, они радуются солнышку!

— Бросьте им крошки и понаблюдайте, как они клюют. Чем еще можно покормить птичек?

Покажите, как воробушки чистят перышки, отряхивают пыль с хвостика, расправляют крылышки, тянут поочередно лапки.

При повторении игры меняйте условия, придумывайте новые действия; знакомые движения усложняйте. От машины дети «воробушки» могут не «улетать в гнездышко», а «перелетать» с одного места на другое.

Такое педагогическое руководство способствует развитию у детей воссоздающего воображения.

Мы веселые ребята

На одной стороне зала для каждого малыша положите несколько обру-чей диаметром 50см — это их домики, а на противоположной стороне по-ложите два-три обруча диаметром 1м.

Дети встают в «домики», воспитатель рядом с ними играет большим мя-чом и вместе с малышами говорит такой текст:

Мы — веселые ребята,

Мяч, попробуй нас догнать.

Раз, два, три — догони!

Как только будут произнесены последние слова, дети бегут на противо-положную сторону зала, мяч их «догоняет».

В каждый обруч встают несколько малышей. Похвалите их: «Какие друж-ные дети живут в домиках!» Спросите, как зовут дружных детей, каждый должен назвать свое имя.

Игра повторяется. Дети бегут на противоположную сторону зала и пря-чутся от мяча каждый в своем «домике».

ИСТОЧНИК http://enerhodar-dnz13.edukit.zp.ua/