Игры на знание частей тела. Игры на знание частей тела и лица (консультация для родителей)

Марина Прокофьева

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»

Реализация образовательной области : «Познание и художественное творчество»

Познавательно – продуктивная деятельность с детьми средней группы на тему : «Части тела »

Подготовила : воспитатель Прокофьева М. Л. г. Пыть-Ях 2012г.

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Здоровье» , «Художественное творчество» , «Музыка» , «Физическая культура» , «Коммуникация» .

Цель : Формировать представления детей о строении человека, бережного отношения к своему телу. Воспитывать желание быть здоровым.

Развивающие :

Развивать у детей представления о себе, своем теле;

Активизировать диалогическую речь;

Развивать творческое мышление, внимание, воображение, фантазию,

произвольную память;

Развивать умения соотносить слова с действиями;

Развивать представления об орнаментах, узорах;

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Умение слушать друг друга, взрослого;

Самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

Желание прийти на помощь;

Умение выражать положительные эмоции от результатов деятельности.

Образовательные :

Учить определять и правильно называть части тела ;

Находить и правильно называть пальцы рук;

Учить оформлять узорами, орнаментами изделия одежды;

Закрепить знания детей о сезонной одежде;

Предварительная работа :

Чтение рассказа К. И. Чуковского «Доктор Айболит» ;

Выкладывание серии картинок в определённой последовательности;

Беседа о здоровом образе жизни;

Рассматривание иллюстраций «Зимние виды спорта» ;

Настольные игры «Сложи узор» , «Одень куклу Машу» .

Словарная работа : массаж, зимняя одежда, орнамент, узор (зубчики, завиточки, черточки, мизинец, указательный, безымянный.

Развивающая среда :

мультимедийная презентация, русская народная музыка, музыкально-ритмическая композиция «Зайчик» , массажные шарики, колечки, посылка, театральный персонаж «Зайчик» , бумажные заготовки зимней одежды; маркеры, мольберты, дидактический набор «Одень куклу» .

Методы и приёмы :

1. Наглядный метод : показ отрывка из мультфильма, способа действий с массажными предметами, слайдовой презентации.

2. Словесный метод : беседа, объяснение, художественное слово, проговаривание слов.

3. Практический метод : погружение в игровую ситуацию, выразительные движения, массаж, физмунутка, музыкально-ритмическое упражнение, рисование.

Ход занятия .

(Дети заходят в группу становятся в круг)

Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся.

(здороваются друг с другом, передавая платочек).

Когда мы с вами здороваемся мы желаем друг другу здоровья. Давайте мы пожелаем здоровья и нашим гостям. (здороваются с гостями) .

(Раздается звуковой сигнал)

Воспитатель : Ой, ребята, нам пришло электронное письмо давайте посмотрим, что это за письмо. (Дети смотрят на экран и слушают) .

Здравствуйте ребята! Пишет Вам, Доктор Айболит. Я очень беспокоюсь о вашем здоровье. Сейчас зима, и вы должны заботится о своём здоровье. Я посылаю вам посылку с волшебными шариками и массажными колечками, которые защитят вас от болезней.

Доктор Айболит.

Воспитатель : А вот и посылка. Давайте посмотрим, что в ней. Вот колечки и шарики, о которых говорил Доктор Айболит. Давайте подумаем, как мы можем защитить наш организм с помощью этих предметов? Что с ними можно делать?

(Дети называют различные способы действий с шариками и колечками.)

Воспитатель : Вы предложили много очень интересных способов. Давайте покатаем шарик между ладонями. Что вы при этом чувствуете?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Вы почувствовали на ладошках легкое покалывание? На наших ладошках много-много невидимых волшебных точек, которые помогают нам быть здоровыми, но они очень любят спать, поэтому надо их с помощью массажа разбудить. И болезни будут нас обходить стороной.

(Массаж ладоней) .

А как можно использовать волшебные колечки?

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, мы можем надевать колечки на пальчики.

А теперь давайте будем надевать колечки на все пальчики по очереди, т. е. массажировать их и тоже будить волшебные точки.

(Массируют пальцы, а воспитатель рассказывает, для чего массируют

тот или иной палец.)

Большой - чтоб не болела голова.

Указательный - чтоб дыхание было ровным.

Средний – чтобы не болел животик,

Безымянный – чтобы настроение было хорошее.

Мизинец – чтобы лучше работало сердце.

Такой массаж надо делать каждый день и только тогда будет польза нашему здоровью. Спасибо Доктору Айболиту за замечательный подарок.

Воспитатель : А у меня для вас сюрприз.

(На экране появляется отрывок из мультфильма о докторе Айболите, а воспитатель в это время берет театральную куклу-Зайчика)

Воспитатель : Ребята посмотрите у нас сегодня гость. Но только почему- то он плачет.

Воспитатель : Здравствуй, Зайчик. Что случилось?

Заяц : Я очень хотел стать помощником Доктора Айболита, но у меня ничего не получилось.

Воспитатель : Почему?

Заяц : Потому что, я не знаю, как называются части нашего тела . Попросил меня доктор поставить горчичник на спину одному больному, а я на грудь поставил, надо было локоть зеленкой намазать, а я ладошки намазал. Поэтому, Доктор Айболит сказал : «вот тебе рисунок тела человека , постарайся выучить части тела , как выучишь тогда и приходи». Вот я и пришел к вам ребята за помощью.

Воспитатель : Давай посмотрим, что за у тебя за рисунок. Посмотрите, ребята, кто нарисован?

(Ответы детей) .

Правильно, это рисунок человека. У нас тоже есть такой рисунок, только большой (обращает внимание детей на экран) . Зайчик ты пришел по адресу, наши дети знают части тела и тебя научат .

(На экране выплывают стрелочки, которые указывают на части тела , а дети называют).

Воспитатель : Ну что, Зайчик, дети, запомнили?

(Ответы детей) .

Зайчик. Ой, я наверно все не запомнил.

Воспитатель : А вот мы сейчас проверим.

Дидактическая игра «Мы не скажем, а покажем»

Ничего не говорите….

Только покажите.

(Заяц иногда путает части тела , а дети его поправляют) .

Воспитатель : Что нужно делать для того чтобы быть здоровыми?

(Ответы детей) .

Воспитатель : Правильно нужно заниматься физкультурой, спортом, делать зарядку, закаляться. Еще надо одеваться по погоде. Сейчас на дворе зима как нужно одеваться?

Зайчик : Ой, да это-то я уж точно знаю.

Воспитатель : Ну-ка зайчик покажи, одень куклу на прогулку.

(Одевает куклу неправильно)

Ребята, правильно?

Дети : нет!

Воспитатель : сейчас зайчик дети тебе покажут какую одежду и на какие части тела нужно одевать .

(дети одевают кукол на прогулку) .

Дидактическая игра

«Одень куклу на прогулку»

Воспитатель : Ну, раз мы теперь знаем, как правильно одеться я приглашаю вас на прогулку.

Физминутка :

Утром на лыжах кататься пошли (имитация ходьбы на лыжах)

Быстро до леса на лыжах дошли

Встретили косого зайку

Убежал от нас зазнайка.

Бурый мишка спит в берлоге

Уноси скорее ноги.

Дятел тука тук да тук

Раздавался громкий стук.

Время к обеду, весь лес обошли

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Заяц (грустно) : Мои друзья тоже очень любят гулять по зимнему лесу, но у них нет теплых рукавиц, шапок и шарфиков.

Воспитатель : Ребята, давайте мы изготовим тёплую, зимнюю одежду и подарим друзьям Зайчика.

(Дети рассаживаются за столы, на которых приготовлены бумажные заготовки шапочек, варежек и шарфиков. На экране появляются образцы узоров, воспитатель показывает, поясняет и предлагает приступить к работе. Звучит музыка. Готовые изделия складывают в чемоданчик и передают друзьям Зайчика).

Воспитатель : Вот тебе подарки для твоих друзей.

Заяц : Ой, как хорошо. Спасибо ребята, я обязательно передам, как обрадуются мои друзья. Мне стало так весело, что хочется танцевать.

Воспитатель : Так давай танцевать, тем более танцы прекрасное физическое упражнение, помогают быть здоровыми, и настроение становится ОТЛИЧНЫМ!

Музыкально-ритмическое упражнение «Зайка»

Воспитатель : А теперь восстановим дыхание.

(Выполняют упражнения на дыхание) .

Ребята, мы сегодня такие молодцы, помогали Зайчику. Давайте вспомним, что мы делали : рассказали о частях тела человека , как правильно надевать одежду, что надо делать, чтобы быть здоровыми и даже приготовили подарки для Зайчат.

Заяц : Вот теперь я все знаю и могу идти помогать Доктору Айболиту.

Спасибо вам, ребята, за то, что вы меня научили всему. И я хочу угостить вас витаминами. (Передает воспитателю баночку с витаминами) .

(Дети встают в круг, прощаются руг с другом, передавая платочек,

а затем с гостями).

Воспитатель : Пойдем, Зайчик, мы тебя проводим.






В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.


***

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов (3-4 лет)

Приблизительный пассивный и активный словарь: человек, части тела, голова, глаза, нос, рот, губы, язык, зубы, уши, щеки, лицо, волосы, туловище, живот, руки, ладошка, ноги, коленка, палец, пяточка, большой, маленький, мыть, вытирать, слышать, смот­реть, почесать, помазать, нюхать, ходить, причесать, потрогать, кушать, разговаривать, думать, чистый, грязный, сухой, мокрый, теплый, холодный, один, два.

Занятие 1. Тема «Я и моя кукла»

Цель: активизация словаря по теме, развитие зрительного и слу­хового восприятия, формирование элементарных математических представлений о парных частях тела.

Оборудование: кукла, зеркало.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Всем детям дается несколько заданий.

Поднимите руки. Потопайте ногами. Похлопайте в ладо­ши. Покажите свой нос.

2. Рассматривание частей тела у ребенка и у куклы. Детям показывается кукла.

К нам на занятие пришла кукла Оля. Посмотрите, что есть у Оли?

Педагог просит одного ребенка показать названную часть тела у куклы, затем посмотреть в зеркало и показать эту же часть тела у себя. Дети повторяют название части тела.

3. Выполнение поручений.

Педагог подзывает к себе ребенка, на ушко называет часть тела, которую тот должен показать. По просьбе педагога другой ребенок называет показанную часть тела: «Это ухо».

4. Игра «Что есть у куклы?»

Детям предлагается отвечать словами «да» или «нет» на вопросы. Например: «У куклы одна ручка?» - «Нет, две». «У куклы одно ушко?» - «Нет, два». «У куклы один носик?» - «Да, один».

5. Итог. Сегодня мы с вами говорили о кукле Оле. Кукла Оля похожа на нас с вами. У нее есть такие же части тела, как и у людей.

  • Занятие 2 . Тема «Части тела и их действия»

Цель: активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение простого предложения.

Оборудование: картинки с изображением отдельных частей тела, рисунки с изображением мальчика, предметы (платок, расческа, кофта, туфли, ложка, чашка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Вспомните, покажите и назовите, какие части тела есть у человека. Дети по очереди должны показать на себе и назвать разные части тела.

2. Рассматривание картинок и ответы на вопросы. Поочередно детям показываются картинки с изображением от­дельных частей тела. Дети должны назвать изображенную часть тела

И ответить на вопрос: «Что мы делаем этой частью тела?»

Что мы делаем ушами? (Слушаем.) Что мы делаем ртом? (Едим, пьем, разговариваем.) Что мы делаем носом? (Дышим.) Что мы делаем глазами? (Смотрим.) Что мы делаем головой? (Думаем.) Что мы делаем руками? (Хлопаем, берем, трогаем, гладим.) Что мы делаем ногами? (Ходим, топаем, бегаем.)

3. Сюжетно-ролевая игра «Помоги Оле».

На столе лежат предметы: платок, расческа, кофта, туфли, лож­ка, чашка. Посмотрите, к нам опять пришла кукла Оля. Педагог обращается к детям с индивидуальными поручениями, используя такие глаголы, которые предполагают выбор определен­ного предмета из предложенной группы. Таня, вытри Оле нос. Вова, обуй Олю. Лена, напои Олю. И так далее.

4. Итог. Мы сегодня с вами говорили о частях тела. Всех, кто хорошо работал, я поглажу по... (головке).

Цель: активизация словаря признаков по теме, практическое ус­воение простого предложения.

Оборудование: кукла, ширма, раздаточный материал (карточки с изображением куклы, у которой не нарисованы отдельные части тела), предметный материал (тарелка с водой, мел, грелка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Дети должны вспомнить материал предыдущего занятия, ответив на вопросы: «Что мы делаем руками (ногами, головой, ртом и т.д.)?»

2. Рассматривание и называние частей тела куклы.

Педагог показывает детям куклу, затем прячет ее за ширму. Из-за ширмы показывается голова куклы. Дети должны закончить пред­ложение: «Вот у куклы... (голова)».

Следующие предложения дети строят самостоятельно: «Вот у кук­лы руки». «Вот у куклы ноги».

3. Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой не нарисованы отдельные части тела, и педагог задает вопрос: «Что ху­дожник забыл нарисовать у куклы?» Дети отвечают на вопрос по своим карточкам. Например: «У куклы нет руки». «У куклы нет ноги».

4. Дидактическая игра «Какие мы разные».

Педагог вызывает ребенка и предлагает ему потрогать мел.

Покажи свои руки детям. Дети, мои руки чистые, а Ва­нины руки грязные. Какие руки после мела? (Грязные.)

Аналогично проводятся практические задания с водой (руки мок­рые - сухие) и грелкой (руки горячие - холодные).

5. Итог.

Мы сегодня с вами говорили о частях тела. Всем, кто хорошо работал, я пожму... (руку).

Тематический цикл «Части тела» для детей 4-5 лет

(двенадцатая неделя )

Дети должны усвоить: названия основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; про­странственные направления (вверх-вниз, спереди - сзади, направо -налево, вперед-назад).

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Ответь на вопросы». Практическое употребление в речи предлога на. Обогащение словаря по теме.

Что на голове? (Волосы, лицо, уши.)

Что на лице? (Глаза, нос, рот, щеки, подбородок.)

Что на руке? (Пальцы, ногти, локоть.)

Что на ноге? (Колено, пятка, пальцы, ногти.)

Что на туловище? (Грудь, живот, спина, бедра.)

« Что у тебя, а что у куклы?» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У тебя голова, а у куклы... (головка). У тебя шея, а у куклы... (шейка).

«Кто выше, кто ниже». Усвоение понятий выше - ниже.

Логопед вызывает двух детей и просит остальных сравнить их рост. Дети отвечают, а логопед комментирует: «Правильно, Миша высокий, а Коля низкий. Миша выше Коли. Коля ниже Миши». Затем сажает Колю и вызывает ребенка, который выше Миши. Игра повторяется.

«Моя семья». Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Ну, а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Логопед. Сколько человек в семье? Сколько пальчиков?

Чтение с выражением потешки (устное народное творчество).

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели

Все пенечки оглядели.

  • Развитие связной речи

«Машенька» . Закрепление знаний детей по теме.

«Вот девочка Машенька. На лице у нее глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги...»

  • Сенсорное развитие

« Скажи правильно» .

Ноги у тебя вверху или внизу?

Нос у тебя сзади или спереди?

Эта рука у тебя правая или левая?

Этот пальчик у тебя на руке или на ноге?

«Обведи пальчиком». Обведение кукол на картинке. Зачин логопеда:

Мы картиночку возьмем,

Куклу пальцем обведем.

  • Работа над звуковой стороной речи

«Повтори предложения».

Две мои ножки бегут по дорожке. Я свой кулачок положила на бочок. Я топаю ножкой и стучу ладошкой. Ой-ой, ой-ой, посмотрите, я - большой! Миша очень маленький, но малыш удаленький.

  • Физкультминутка -логоритмика

«Попрыгай!» На каждую строчку стихотворения - четыре прыжка.

Левой ножкой - прыг, прыг.

Правой ножкой - прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

Дети 5-7 лет должны знать:

О строении человеческого тела, назначении отдельных час­тей (назвать пары органов);

Как люди внешне отличаются друг от друга;

Названия и количество пальцев на руках (большой, указательный...), на ногах;

Как выражается на лице человека радость, грусть, удивление;

Где правая сторона - левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот);

Необходимые правила гигиены тела.

Расширение словарного запаса детей:

названия: тело, туловище, голова, глаза, уши, нос, ноздри, рот, зубы, губы, язык, затылок, волосы, виски, веки, щеки, лицо, лоб, брови, рес­ницы, подбородок, руки, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), локти, запястье, ладони, ногти, ноги, ступня, пятка, колени, плечи, предплечье, спина, грудь, живот, пояс, бедро, цвет, форма, величина, размер, люди, мужчина, женщина, девочка, мальчик,

признаки: высокий, низкий, широкий, узкий, худой, полный, тол­стый, длинный, тонкий, большой, маленький, левая, правая, нижняя, верхняя, детский, взрослый, карие, голубые, серые, зеленые, густые, вьющиеся, кудрявый, лопоухий, смешной, грустный, веселый, печаль­ный, довольный, заботливый, красивый;

действия: стоять, лежать, ходить, слушать, слышать, думать, под­нимать, опускать, поворачивать, крутить, прыгать, бегать, смотреть, нюхать, трогать, щупать, двигать, ловить, показывать, носить, дышать, чувствовать, расти, мыть, вытирать, заботиться, ухаживать, купаться, плавать, расчесывать.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Тело - тельце,

голова - головка, головушка,

рука - ручка, рученька,

нога - ножка, ноженька,

палец - пальчик,

глаз - глазик, глазок,

уши - ушки,

шея - шейка,

нос - носик,

рот - ротик, роток,

зуб - зубик, зубок,

губа - губка,

язык - язычок,

пятка - пяточка,

локоть - локоток,

плечо - плечико,

спина - спинка,

живот - животик,

щека - щечка,

лицо - личико,

ладонь - ладошка,

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один - много»

Голова - две головы - голов,

рука - две руки - рук,

нога - две ноги - ног,

ступня - две ступни - ступней,

палец - два пальца - пальцев,

глаз - два глаза - глаз,

ухо - два уха - ушей,

нос - два носа - носов,

Рот - два рта - ртов,

зуб - два зуба - зубов,

язык - два языка - языков,

пятка - две пятки - пять пяток,

колено - два колена - колен,

локоть - два локтя - локтей,

плечо - два плеча - плечей,

спина - две спины - спин,

живот - два живота - животов,

волос - два волоса - волбс,

щека - две щеки - щек,

лицо - два лица - лиц,

лоб - два лба - лбов,

ноготь - два ногтя - ногтей,

ресница - две ресницы - ресниц,

Образование существительных множественного числа «На­зови по образцу» (детям от 4 лет)

Палец (а они?) - пальцы,

плечо - плечи,

рука - руки,

нога - ноги,

язык - языки,

голова - головы,

колено - колени,

ухо - уши,

лоб - лбы,

локоть - локти,

бровь - брови,

ноготь - ногти,

веко - веки.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

головой мы (что делаем?) -- думаем;

ушами... - слушаем;

глазами... - смотрим;

носом... - дышим, нюхаем;

ртом... - едим, пьем, говорим;

руками... - берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами... - ходим, бегаем, прыгаем.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки); нога, стопа, сапоги, колено (сапоги); глаза, нос, рот, очки (очки).

Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»

«Близок локоток, да не укусишь». «Хоть бы одним глазком взглянуть». «Задрать нос». «Голову повесить».

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Большой - маленький, трудолюбивый - ленивый, низкий - высокий, глупый - умный, широкий - узкий, детский - взрослый, грустный - веселый, поднимать - опускать, длинный - короткий, смелый - трусливый, злой - добрый, черный - белый, говорить - молчать.

  • МИНУТКА ОТДЫХА

Где мой пальчик?

Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла: |

  • Поглядите-ка, нашла!
    Ищешь, ищешь и найдешь.
  • Здравствуй, пальчик!
    Как живешь?

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

Резинка-Акулинка

Пошла гулять по спинке.

А пока она гуляла,

Спинка розовая стала. (Мочалка.)

На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза.)

Твои помощники - взгляни -

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик, послушен каждый... (пальчик).

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою -

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы.)

  • Зарядка

. На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны, ножки вкось,

Ножки вместе, ножки врозь.

Руки в стороны, в кулачок, Дети повторяют движения

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх! Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали. Шагают на месте.

Руки - вверх! Руки - вниз!

Влево - вправо повернись!

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем и побежим кругом.

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

  • Рассказ воспитателя, рассматривание картинок.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (ВАРИАНТЫ)

Доктор Айболит, Мойдодыр, доктор Пилюлькин, «кроха сын» из книги В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.

Варианты содержания дня

Веселая зарядка
Ожидаемый результат : дети должны знать части своего тела, уметь показыватъ их на себе, четко и быстро выполнять упражнения
Цель: развивать координацию движений, внимание; формиро­вать положительно-эмоциональный настрой.

* * *
Педагог проговаривает текст. Дети выполняют соответствующие движения.

* * *
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны и вкось,
Ножки вместе, ножки врозь.
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх! Правую вверх!
В стороны, накрест,
Это успех!
Вниз опустили и дышим ровно.
Воздух вдыхаем грудью мы полно.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
и кружимся потом.
Мы топаем ногами: топ-топ-топ
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп
Мы руки разведем
И побежим кругом.

* * *
Все вместе, активно и дружно, ребята,
Займемся сейчас веселой зарядкой.
К тяжелым вещам переходим не вдруг
И для начала - разминка рук.
Пальцы, ладошки, запястья помнем,
С этих движений зарядку начнем.
Мы уделили вниманье кистям,
Ну а теперь переходим к локтям!
Руки до уровня плеч поднимите
И, что есть духу, в локтях покрутите.
Локти, конечно, надо беречь.
А мы переходим к разминке плеч,
Словно пловцы в Мировом океане
Машем синхронно своими руками.
Зарядка - как цепь. В ней движения - звенья
Нужно теперь усложнить упражненья.
Непринужденно - движенья легки-
Мы начинаем руками рывки.
К шее от рук перейдем постепенно,
Чтоб влево и вправо крутилась отменно.
Наклоны вперед и назад проведем,
Активней, активнее каждый наклон.
Есть у зарядки почти что закон -
В ней должен быть непременно наклон.
Влево и вправо, вперед и назад,
Наклоны полезны - так все говорят.
Спасибо, ребята, за ваше старанье!
Но, прежде чем вам говорить «до свиданья"»
Запомните крепко добрый совет:
Зарядка поможет прожить много лет!

* * *
Дружно встали. Раз, два, три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
(Дети стоят в кругу. Движения повторяются с увеличением темпа под музыку песни «Петушок».)

* * *
Мы сейчас пойдем направо. Раз, два, три!
А теперь пойдем налево. Раз, два, три!
Быстро к центру соберемся. Раз, два, три!
Также быстро разойдемся. Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем. Раз, два, три!
И легонечко привстанем. Раз, два, три!
Попляшите, наши ножки- Раз, два, три!
И похлопайте, ладошки. Раз, два, три!

* * *

Малыши, малыши вышли на зарядку.

Вот так, вот так! Вышли на зарядку!
Малышам, малышам закаляться нужно -
Вот так, вот так!
Малыши, малыши, потянитесь дружно -
Вот так! бот так!
Сели и привстали. Раз, два, три! Раз, два, три!
Ноги крепче стали. Раз, два, три! Раз, два, три!
Ноги поднимайте. Раз, два, три! Раз, два, три!
Веселей шагайте. Раз, два, три! Раз, два, три!
Потянитесь дружно. Раз, два, три! Раз, два, три!
Вам расти всем нужно. Раз, два, три! Раз, два, три!
Малыши, малыши - дружные ребятки.
Малыши, малыши сделали зарядку.

Оздоровительные занятия

* * *

«Радуга здоровья», «Зеленая аптека», «Приключения в королев­стве микробов», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Королева Зуб­ная Щетка», «Как медвежонок стал сильным», КВН «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!», беседы: «Почему мы двигаемся», «Берегите нос», «Ушки на макушке», «Чтобы уши не болели», «Кто такие микробы» и др.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Ожидаемый результат: дети должны знать, что тембр голоса у всех людей разный и по нему можно узнать человека; уметь только по голосу, без визуальной опоры, узнавать, кто говорит.
Цели : развивать слуховое внимание; формировать интерес к ин­дивидуальным особенностям сверстников.

* * *

Дети стоят в стороне. Назначается водящий (из детей), который поворачивается к остальным спиной. Педагог на ушко договарива­ется с одним ребенком, который будет звать водящего. Если водя­щий правильно называет имя этого ребенка, тот встает на его место. Если неправильно, то играет еще один кон. При повторном отгады­вании можно одному и тому же ребенку менять фразы, силу и высо­ту голоса.

Дидактическая игра «Чем люди отличаются друг от друга»
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о том, что люди отличаются ростом, цветом и формой глаз, цветом кожи, волос, овалом лица, формой губ, полом, возрастом; уметь находить и называть эти отличия.
Цели: развивать внимание, зрительное восприятие, умение срав­нивать; формировать интерес к отличительным особенностям свер­стников.
Материалы: фотографии, вырезки из журналов и т.п. с изобра­жением лиц людей с внешними различиями: одной и разных наци­ональностей, в полный рост, разного пола, возраста.
Педагог предлагает детям устроить соревнование, чтобы выбрать самого внимательного. Дети должны найти как можно больше отли­чий при сравнении двух сверстников или фотографий людей одной или разных национальностей. Выигрывает тот, кто больше получит фишек. При сравнении сверстников педагог предлагает назвать от­личия без визуальной опоры.

Дидактическая игра «Найди сходство»
Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо­бенности внешнего вида сверстников в группе ДОУ; уметь отгады­вать по описанию или картинке-шаблону, о ком из сверстников идет речь.
Цели: развивать внимание, память; формировать интерес к свер­стникам.
Материалы : картинки-шаблоны губ, глаз, носов, овалов лица, при­чесок разных форм и цвета.

* * *

Педагог предлагает поиграть в игру-загадку. Он будет описывать одного ребенка из группы, а дети должны отгадать, о ком вдет речь. Затем покажет один из шаблонов, а дети должны найти, кому он больше подходит.
Загадывать и подбирать шаблоны может и ребенок, а остальные дети отгадывают. После отгадки проверяют, правильное ли описание подходит ли оно к конкретному ребенку, о каких особенностях внеш­него вида не было сказано в загадке. Тот ребенок, который опишет сверстника наиболее подробно, получает звание и отличительный знак главного художника.

Дидактическая игра «От младенца до старика»
Ожидаемый результат: дети должны иметь общие представле­ния обо всех возрастных периодах человека (а также периоде, в котором находятся они): детстве, юности, зрелости и старости; уметь находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни
Цели: развивать наблюдательность, внимание, зрительное воспри­ятие, умение сравнивать, речь; формировать самосознание.
Материалы: фотографии людей от младенческого возраста до старости, семейные альбомы детей.
Педагог предлагает детям «прокатиться в "машине времени"». Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет Затем «отправиться в прошлое», найти свои фотографии в мла­денческом и раннем возрасте, разложить их в возрастающей после­довательности, начиная с самой ранней.
Потом из предложенных фотографий людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика. Дети могут полу­чить по одной фотографии, построиться в порядке возрастания лет и рассказать каждый об особенностях «своего» возраста.

Дидактическая игра «Человек и животное» (5-6 лет)
Ожидаемый результат: дети должны понимать гомологичность органов людей и животных: руки и ноги равноценны лапам живот­ных, волосы - шерсти и т.п.; видеть сходство в строении человека и животных, уметь называть, в чем оно выражается.
Цели: развивать наблюдательность, память, речь, умение сравни­вать, обобщать; формировать экологическую культуру.
Материалы: картинки с изображением животных-млекопитающих.

* * *

Педагог предлагает детям выбрать картинку с изображением жи­вотного и хорошо ее рассмотреть. Затем «волшебной палочкой» «пре­вращает» каждого ребенка в животное, которое тот выбрал и предлага­ет отправиться в удивительный мир фауны.
Педагог. Между человеком и животными очень много общего. Но знают ли это они, животные? Я назову часть тела или орган, который у меня есть, а вы должны ответить, есть ли это у вас. У меня есть голова, а у вас?
Дети. Я - лев. У меня тоже есть голова.
Педагог. У меня есть две руки и две ноги, с помощью которых я могу все делать, ходить, бегать, прыгать, лазать.
Дети. Я - кошка. У меня есть передние и задние лапы. Я могу передними лапами ловить мышей, катать клубочек, что-то подви­нуть к себе, а на четырех лапах - бегать, прыгать, лазать.
За каждое правильное сравнение ребенок получает фишку. Выиг­рывает тот, кто найдет больше сравнений.

Дидактическая игра «Человек и животное» (6-7 лет)
Ожидаемый результат: дети должны видеть параллели в разви­тии человека и животных, уметь об этом рассказывать.
Цели: развивать умение сравнивать и обобщать, речь; формиро­вать экологическую культуру.
Материал: картинки с изображением животных и человека (от рождения до взрослого).

* * *

Педагог предлагает детям выбрать картинки с изображением животных и людей на разных возрастных этапах, рассказать, как развиваются животные и человек от рождения, в чем сходство и различие. Изобразить поведение животного и человека, когда они только родились, чуть подросли, научились ходить и т.д. Изобразить взрослых животных и детенышей, взрослых людей и детей в конк­ретных ситуациях, старых животных и людей. Можно начальной точкой выбрать картинки с изображением беременной женщины и животного.

Дидактическая игра «Мальчики и девочки»
Ожидаемый результат: дети должны понимать, что пол необра­тим, что мальчики будут папами, а девочки мамами, что люди разно­го пола отличаются друг от друга; уметь находить сходство и разли­чие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, по­ведении и деятельности.
Цели: развивать умение сравнивать, обобщать, речь, внимание; формировать любознательность.
Материалы: картинки с изображением детей и взрослых разно­го пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятель­ности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.

* * *

Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблю­дательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выиг­рывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.
Далее педагог сам группирует картинки, специально делая ошиб­ки, которые дети должны увидеть и назвать (например, к картинке с изображением мужчины подбирается женская одежда, к мальчику - кукла и т.п.).

  • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Дидактические игры и упражнения по ознаком­лению старших дошкольников с человеческим организмом, профилактикой заболеваний и безопасностью жизнедеятельности
  • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Загадки, беседы, изодеятельность
  • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Сказки о человеческом организме
  • ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Сказки и рассказы о предупреждени несчастных случаев

"Эликсир Здоровья" АБВГДейка - азбука здоровья

"Секреты стройности" АБВГДейка - азбука здоровья

"Жизненная энергия" АБВГДейка - азбука здоровья

"Зарядка для всех" АБВГДейка - азбука здоровья

"Как научить легко вставать по утрам" АБВГДейка - азбука здоровья

Зачем чистить зубы

Хрюша не может найти свою зубную щетку и поэтому не хочет чистить зубы. Но, оказывается, можно и без щетки зубы почистить!

Важно: обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.

Задачи

Учить детей тренировать свой организм, делать самомассаж и использовать элементы релаксации.

Закрепить знания детей о строении тела человека и работе внутренних органов.

Воспитывать желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Предварительная работа

Беседа об Олимпийских играх (история возникновения).

Рассматривание альбома о разных видах спорта.

Чтение художественной литературы о профессии врача, спорте, чистоте, сне и т.п.

Подготовка к занятию: оформление музыкального зала и стенда с распорядком работы спортивной базы.

Материалы и оборудование: изображения дорожных знаков («Пункт питания», «Пункт первой помощи», «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Проход закрыт», «Проезд закрыт»); фуражка шофера и игрушечный руль; бейдж «Тренер»; атрибуты для «врачей» и «медсестры» (фонендоскоп, термометр, тонометр, шпатель, халаты, колпаки, медкарты); плакат «Тело человека», кроссворд «Органы»; крем для массажа, шоколадные медали для награждения всех детей.

Ход игры

Воспитатель. Дети, в 2014 году в городе Сочи состоялись зимние Олимпийские игры. Я предлагаю вам провести у нас в саду свои малые Олимпийские игры. Вам, я думаю, хотелось бы в них поучаствовать. Кто знает, что для этого нужно?

Дети. Нужно быть сильными, ловкими, здоровыми, делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня...

Воспитатель. Дети, я приглашаю вас на спортивную базу «Долина здоровья». Отправимся мы туда на автобусе. Но сначала повторим дорожные знаки.

Дети повторяют дорожные знаки: «Пункт питания», «Пункт первой помощи», «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход», «Проход закрыт», «Проезд закрыт».

Воспитатель. Дети, займите свои места в автобусе.

Один из детей надевает фуражку шофера, берет руль, и дети «едут» на спортивную базу. Воспитатель надевает бейдж «Тренер». Дети выходят из «автобуса», строятся в одну шеренгу.

Тренер. Вот мы и на спортивной базе. Давайте познакомимся с распорядком ее работы.

9.00-9.05 - приезд спортсменов.

9.05-9.10 - медицинское обследование.

9.10-9.25 - занятие на тренажерах.

9.25-9.30 - беседа с врачом.

9.30-9.35 - массаж ног, релаксация.

9.35 - отъезд.

Дети, перед занятиями на тренажерах все спортсмены должны пройти медицинское обследование.

Игра «Медицинское обследование»

Трое детей (они будут «врачами») надевают халаты, три девочки - «медсестры». «Врачи» слушают, смотрят горло, измеряют пульс. «Медсестры.» измеряют температуру, давление. Заполняются карты с результатами осмотра.

Тренер. Все дети допускаются для занятий на тренажерах.

Разминка

Ходьба, бег, ходьба на носках, на пятках.

Затем по команде воспитателя-тренера дети рассчитываются на 1, 2, 3-й.

Тренер. На батуте выполняются прыжки для координации движения. На велотренажере укрепляются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивается выносливость, укрепляются мышцы живота и ног. На беговой дорожке развивается выносливость, сила и происходит массаж ног. На мячах-«хоппах» укрепляется мышечный корсет позвоночника.

Занятия на тренажерах

Каждая тройка проходит на свой тренажер. Переход на другой тренажер происходит по свистку тренера.

Тренер. Дети, после физических упражнений у вас усилилось сердцебиение, а значит, участился пульс, проверьте это.

Упражнения на восстановление дыхания (по выбору педагога).

Тренер. Будущие спортсмены должны быть не только сильными, но и знать о строении своего тела и работе внутренних органов. Приглашаем вас к врачу на беседу «Функциональные особенности организма человека».

Дети переходят в «учебный класс».

Беседа с «врачом»

Врач (ребенок). Дети, кто может показать на плакате и назвать части тела человека?

Дети. Тело человека состоит из частей: голова, шея, грудь, живот, спина, верхние конечности (руки), нижние конечности (ноги).

Врач приглашает ребенка показать части тела человека на плакате.

Тренер. Дети, а что вы знаете о важном внутреннем органе человека - сердце?

Дети. У всех людей есть сердце, которое находится внутри, и его нельзя увидеть, но можно почувствовать и услышать. Сердце человека размером с его кулак. Оно постоянно стучит и никогда не отдыхает. Сердце, как мощный насос, гоняет кровь по всему организму.

Тренер. Кто может рассказать о другом важном внутреннем органе - легких?

Дети. Легкие размещаются в грудной клетке. Благодаря легким мы дышим. Они работают и днем, и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, всю нашу жизнь.

Тренер. Дети, а какова роль желудка в нашем организме 9

Дети. Желудок совершает трудную работу Своими стенками он мнет, растирает и примешивает пропитанную желудочным соком еду. Эта сложная работа называется перевариванием пищи, которая как бы варится у нас внутри.

Врач. Молодцы, дети! Сегодня я познакомлю вас с работой мышц. Мышцы упругие, могут сжиматься и разжиматься. Только благодаря мышцам человек может петь, смеяться, прыгать, размахивать руками. Мышцы заставляют работать и внутренние органы - сердце, желудок, кишечник. Мышцы должны работать. И они не должны лениться. Чтобы ваши мышцы были сильными, крепкими, нужно делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, трудом и больше двигаться.

Наша беседа подошла к концу. И в завершение я предлагаю вам решить кроссворд «Органы».

Кроссворд «Органы»

  1. Орган слуха.
  2. Орган кровообращения.
  3. Орган дыхания.
  4. Орган осязания.
  5. Орган обоняния.
  6. Орган вкуса.

Дети выходят из «учебного класса», строятся в одну шеренгу.

Тренер. После физической нагрузки организма, умственной нагрузки мозга я предлагаю вам сделать массаж ног.

Массаж ног

Дети садятся по кругу, снимают носки, кладут правую ногу ш левую и с помощью детского крема делают массаж ног (поглаживание, разминание пальцев, надавливание ш точку внутри стопы). То же самое с левой ногой.

Релаксация

Сеанс релаксации проводится под аудиозапись шума моря, крика чаек и пр. Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыты.

Воспитатель предлагает вернуться обратно в детский сад. Дети садятся в «автобус».

Воспитатель. Дети, где мы сегодня побывали? Чем мы там занимались? Что узнали нового? Что вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. В следующий раз мы продолжим наши тренировки. А сейчас вы все награждаетесь первыми золотыми медалями - шоколадными!

Дошкольная педагогика / Март / 2018

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит:
– Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-лоб-нос-нос-лоб-лоб-ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

Кто подходил - игра для детей

Что где? Кто где? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.

Пальчик - игра для детей

Количество игроков: не менее двух
Дополнительно: картинки
Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра.
Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Раз, два, три - говори! - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки
Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже2-3-летние дети.
Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания и реагирует только на первое. Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них - узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе - удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

С листком календаря - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Каждый участник получает листок перекидного календаря. Девочка - четное число, мальчик - нечетное. По ходу вечера обладателям календарных листков предлагаются разнообразные задания: собраться по месяцам, собраться по дням недели, составить номер года.
Или: сформировать команду из 12 вторников, сред, четвергов и т. д. (число значения не имеет, но каждый из 12 месяцев должен быть представлен); найти «вчерашний день» (например, 25 сентября, ищет 24 сентября и т. д.).

Вратарь - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок:
Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Ведущий:
Раз, два, три -
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игра в стаканчики - игра на развитие внимания для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: стаканы, мелкий предмет
Берем два одинаковых стакана, переворачиваем их вверх дном. Под один стакан убираем какой-нибудь предмет или игрушку, под другим ничего не должно быть. Дальше просим ребенка выбрать стакан с предметом. После нескольких удачных попыток, стаканы медленно меняем местам и снова просим малыша выбрать нужный стакан. Чем лучше у ребенка получается следить за перестановкой и указывать нужный стакан, тем быстрее меняем местами стаканы и тем больше усложняем траекторию их движения.
Если сразу не получается, то можно взять прозрачные стеклянные стаканчики и положить тот предмет, который очень нравится малышу. Со стеклянными стаканчиками малыш понял, в чем тут дело - они двигаются!

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

Игра «Этот пальчик хочет спать...»

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.

В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог, (сожмите пальцы, обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)

Друг без друга нам нельзя.

Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.

Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

«Я тебе покажу, как они ложатся спать».

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)

Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.

«У кого такие синие глаза?»

Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.

Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол - синие и коричневые (карие).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажите ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.

Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз - синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.

Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изображенной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:

«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета - оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовку:

Мама доченьку качала

Дочке песню напевала

«Как у крошки-дочки

Мамины глаза

Словно василечки,

Глазоньки у дочки.

Глазоньки большие,

Синие такие!»

Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:

«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.

Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.

«Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры: покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихотворение и выполните движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши... (ручки) (руки спрячьте за спину)

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки - (хлопайте в ладоши)

Где же, где же

Наши ножки? (закройте коленки руками)

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно усложнить, спрятав любую другую часть тела или лица.

«Покажи у куклы...»

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

«Это-я, а это-мамочка моя»

Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой(ая)», «маленький(ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица: нога, рука, голова.

Оснащение: кукла с оторванной рукой или ногой; две куклы (большая и маленькая), вырезанные из плотного картона, с отсутствующими частями тела (ногой, рукой); части тела для починки куклы; зеркало.

Ход игры: встаньте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы было видно все туловище. Прочтите рифмовку, показывая своим указательным пальцем на те части тела, о которых будете говорить:

Посмотри, вот это - я,

А это - мамочка моя.

Руки нашей мамы

Большие, ох, большие,

А у дочки-крошки

Маленькие ладошки!

Проговаривая 1-ю и 4-ю строчки, приложите руку ребенка к своей руке. Скажите:

«Моя рука большая, вот какая, а твоя ручка маленькая». Возьмите руку ребенка, вложите ее в свою ладонь и закройте ладонь, спрятав ручку ребенка в своей руке, скажите: «Твоя ручка спряталась в моей. Ее не видно - она маленькая». Подойдите к зеркалу, покажите по очереди все части лица, приговаривая: «Вот мой нос - он большой, а вот твой носик - он маленький». Аналогично рассмотрите все части лица.

В возрасте 2 года - 2 года 6 месяцев ребенок должен находить и показывать следующие части лица: нос, глаза, рот, уши; 2 года 6 месяцев - 3 года: щеки, брови, подбородок, лоб, ресницы.

Усложнение: проведите игру с плоскостным изображением двух кукол - большой и маленькой. Предложите починить большую куклу, у которой прежний хозяин или хозяйка оторвал ручку, ножку и т.д. Задание давайте четко; «Найди для большой куклы большую ногу. Приложи ее на место»; «Найди для маленькой куколки маленькую ножку. Приложи ее на место».

Если ребенку 2 года б месяцев - 3 года, спросите: «Какую ты взял ногу?» (Большую, маленькую.) Скажите: «Если кукла тряпичная, ножку можно пришить, а если пластмассовая - пристегнуть к резинке, находящейся в туловище куклы, или приклеить...» Откройте Приложение на с, 112. Предложите ребенку починить кукол. Вырежьте части тела большой и маленькой куклы, Попросите ребенка починить кукол (приложить вырезанные части тела кукол к тому месту, на котором они должны находиться).

«Маленькие и большие ножки»

Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».

Ход игры: ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Маленькие ножки бежали по дорожке...»

Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: «Большие ноги шли по дороге». Покажи, как идет медведь».

Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант проведения в коллективе. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.

«Прячем ручки, ножки»

Чему учится ребенок: действовать в соответствии со словами сопровождающего текста; использовать в речи названия частей тела; понимать указательное местоимение «вот»; произносить слово «вот».

Ход игры:

Где же, где же наши ручки? (дети прячут ручки за спину)

Где же наши ручки? Вот, вот наши ручки,

Вот где наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут ваши ручки. (дети используют вращательные движения кистями рук - ручки «пляшут»)

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? (дети приседают, закрывают ладошками ступни ног)

Пляшут наши ножки.

Вот, вот наши ножки,

Вот где наши ножки.

Пляшут, пляшут наши ножки (дети встают, выполняют притоп правой и левой ногой попеременно)

Где же, где же наши детки?

Где же наши детки? (дети закрывают лицо ладонями)

Вот, вот наши детки,

Вот где наши детки.

Пляшут, пляшут наши детки, (открывают лицо, хлопают в ладоши, делают «пружинки»)

«Пальчик о пальчик»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Ай!» - убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.

Оснащение: стулья.

Ход игры: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали!

Заплясали ручки, заплясали.

Ай! (прячьте руки за спину, ребенок повторяет движение)

После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Ай!»

«Звонко хлопают ладошки»

Чему учится ребенок: прислушиваться к звукам, развивать слуховое внимание; формировать понятие «вот так»; понимать и использовать в речи существительные в творительном падеже множественного числа: «ручками», «ножками»; глаголы в форме настоящего времени множественного числа: «играем», «забавляем», «хлопаем».

Оснащение: ширма.

Ход игры: прочтите рифмовку и выполните движения в соответствии с ее содержанием, находясь за ширмой:

С детками играем,

Деток забавляем,

Вместе хлопаем в ладошки… (вместе с ребенком хлопайте в ладоши)

А теперь топочут ножки: (вместе с ребенком топайте)

Вот так! (хлопайте в ладоши за ширмой)

Вот так! (топайте за ширмой)

Ребенок, не видя движений взрослого, выполняет движения, ориентируясь по звукам из-за ширмы.

«Моя рука»

Задачи: Учить детей обводить контур собственной руки. Дополнять его деталями. Видеть в изображении знакомый объект.

Материалы: Листы бумаги, картон, кубики, кольца от пирамидки, геометрические фигуры

Педагог помогает ребенку обрисовать его руку и вырезает по контуру. Совсем маленьким детям мама обрисовывает ручку сама, попросив ребенка плотно приложить ладошку с раскрытыми пальчиками к листу. Контур руки можно приклеить на картон и разрисовать. Воспитатель может также вырезать контур своей руки (мамы так же могут обвести и вырезать руку) и сравнить ее с руками детей, говоря: «Вот какая у мамы большая рука, а у вас еще маленькие ручки. Вы будете подрастать, и ваши ручки тоже будут расти». Вырезанные контуры рук можно расположить на большом листе веером и подписать.

Дома мама может предложить ребенку обводить по контуру кубики, кольца от пирамидки, любые вырезанные из картона или фанеры геометрические фигуры.

«Курочка»

Задачи: Закреплять навыки печатания ладошками. Учить детей дорисовывать недостающие детали. Узнавать в изображении знакомый объект. Воспитывать аккуратность.

Материалы: Плотные листы бумаги стандартного размера и глубокие лоточки, наполненные краской.

Воспитатель раскладывает перед детьми плотные листы бумаги стандартного размера и глубокие лоточки, наполненные краской. Затем он предлагает детям аккуратно окунуть ладошку в краску(мамы помогают), приложить ее к листу бумаги и немного подождать, не двигая рукой. Затем ребенок осторожно убирает руку с бумаги и на ней остается отпечаток. Педагог (мама) пририсовывает к отпечатку большого пальца хохолок и глазки, к основанию ладошки- ножки, - получается курочка. Если какому-то малышу понравится такое занятие, он может сам попробовать сделать еще один или несколько отпечатков ладошки и дополнить до изображения курочки. Ребенок может придумать свои варианты дополнения отпечатка деталями и по своему усмотрению назвать получившееся изображение

«Полюбуйтесь, это я»

Чему учится ребенок: продолжает развивать мелкую моторику пальцев, активизировать работу большого и указательного пальцев; продолжает развивать творческие способности, воображение,видеть в скомканной салфетке реальный объемный предмет; активизировать словарь за счет слов, обозначающих части тела (голова, туловище, ноги, руки); части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, рот); глаголов (комкать, втыкать, соединять); продолжать развивать ориентировку в пространстве, понимать и употреблять в активной речи предлоги «на», «под»; понимать значение уменьшительно-ласкательного суффикса -чк-.

Оснащение: розовые салфетки, зубочистки, бусины.

Ход игры: положите перед ребенком картинку с изображением ребенка. Рассмотрите ее. Показывая на каждую часть тела, просите ребенка называть ее. Если ребенок затрудняется назвать какую-то часть тела, то помогите ему:

Подойдите с ним к зеркалу;

Покажите пальцем на данную часть тела (или лица) на себе, затем на ребенке;

Назовите ее;

Повторите название данной части тела вместе с ребенком. Предложите сделать человечков из салфеток, зубочисток и бусин. Скажите, что вы будете делать большого человека (взрослого), а ребенок - маленького человечка (ребенка). Алгоритм выполнения человечков из салфеток смотрите в приложении. Этапы работы:

Скомкайте большую салфетку; покрутите ее между ладонями - получится туловище;

Возьмите салфетку меньшего размера, скомкайте, покрутите ее так же между ладонями - получится голова.

Соедините туловище с головой - воткните зубочистку в туловище сверху и наденьте на нее второй шарик из салфетки - голову;

Воткните с каждой стороны туловища по руке-зубочистке;

Затем из зубочисток сделайте ножки;

Глазки можно сделать из бусин (воткнуть или приклеить); нос, рот, брови, ресницы нарисуйте фломастером. Предложите ребенку сделать маленького человечка. Если ребенок не смог проанализировать все этапы работы, выполните ее еще раз, выполняя каждое действие с ребенком синхронно.

Усложнение: увеличьте количество человечков из салфеток; смените материал, бумагу, технические приемы.

Мы на четвертой неделе изучаем части тела человека. Этот комплект у нас не обычный, а в виде книги. С ней я участвовала в конкурсе. Про создание книги, маленькие хитрости и наши игры с ней .

Игры рассчитаны на малышей от 1,5 года до 3 лет. Для занятий с маленьким ребенком (от 1,5 года), Вы можете распечатать не полный комплект, а только те игры, которые больше подходят и нравятся. Некоторые задания комплекта мы используем единоразово (раскрашиваем, режем и т.д.), а другие прячем в файл, чтобы поверх рисовать сухостирающим маркером и стирать.

Комплект игр направлен на: развитие речи, мелкой моторики, логики, памяти, внимания, координации движений, подготовку руки к письму.

| pdf формат

Тематический комплект “Части тела человека”

В комплект входят такие рабочие листы для малышей:

  1. Лист-обложка для раскрашивания и аппликации. Можно вместе с ребенком наклеить волосы из ниток, украсить одежду и т.д.
  2. Раскраска с подписанными частями тела . Необходимо раскрасить мальчика и назвать части тела. Мама может провести пальцем по надписям, читая их, чтобы ребенок видел, что мама читает.
  3. Раскраска с и стих про него. Прочитать, раскрасить, назвать части тела, показать крылья и нимб.
  4. Что куда надеть? Задание: провести линии от предмета к месту, на которое его надевают. Например, бант надевают на голову.
  5. Вылепи черты лица человека из теста и пластилина. Мама может давать ребенку заготовки, которые она вылепит своими руками, а малыш их просто наклеит: глаза, рот, брови. Волосы малыш может наклеить сам из маленьких кусочков или одним большим куском.
  6. Соедини лицо и его форму. Это задание для деток возрастом ближе к 3-м, которые хорошо знают простые геометрические формы. Малыши могут выполнить его по маминым указаниям или рукой в руке мамы.
  7. Пальчиковая гимнастика “Пальчик, пальчик, где твой домик?” Можно почитать стишок, поиграть с ладошкой малыша, нарисовать на ней домик. Задавая вопрос пальчику, мы за него легонько тянем, а когда пальчик отвечает, загибаем его к центру ладошки в домик. Показываем пальчики на рисунке, называем их.
  8. Раскрась платье . Окунаем палец в краску и стараемся раскрашивать только платье.
  9. Проведи линию. Задание на развитие речи и подготовку руки к письму. Пусть малыш проведет маркером линию, а мама расскажет, чем мы видим, слышим, нюхаем, пробуем на вкус и на ощупь. Возможно, старшие малыши смогут самостоятельно ответить на эти вопросы.
  10. Книжка-игра “Подбери тело к голове” . Веселая игра для подбора соответствующих головы и тела.

П.С. Как всегда, низкий поклон и огромное спасибо за репосты и сарафанное радио!