Как привить ребёнку любовь к чтению: личный опыт. Удовольствие, а не принуждение

Многим родителям приходится ежедневно вступать в поединок с собственными детьми и бороться за их же собственное будущее. Зачастую школьники не проявляют никакого желания учиться, отлынивают от выполнения уроков и даже прогуливают. Что делать, если сборы в школу – стресс, выполнение домашнего задания – нестерпимые мучения? В Центре «Радость жизни» проводит консультации психолог для детей и подростков, которым трудно настроить себя на учебу и выполнение домашних заданий.

Идеальный вариант – записаться на , чтобы специалист подсказал правильное решение этой задачи, но очень многое зависит и от самих родителей. Есть проверенные приемы, которые помогут пробудить интерес ребенка к учебе. Если родителям удастся привить любовь к постижению всего нового, они могут быть спокойны за будущее своих детей.

Не ожидайте и не требуйте от своего ребенка слишком многого. Разумеется, вы считаете его самым талантливым, способным и уверены, что он может одновременно быть отличником и великолепным танцором, скрипачом или художником. И все же смиритесь с реальностью: дети точно так же устают, плохо себя чувствуют, не испытывают желания заниматься той деятельностью, к которой их принуждают родители.

Нередко требуется психологическая помощь детям, которые живут в постоянном стрессе, с чувством вины из-за того, что не оправдывают родительских ожиданий. У каждого человека свои таланты, достоинства и недостатки. Ваш ребенок не исключение. Примите это! Подумайте, что для вас важнее: воспитать отличника-невротика или .

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. Вспомните неприятное чувство, когда вас самого сравнивали с другими людьми. Сколько комплексов можно привить только этим! А главное, вы ведь все равно не добьетесь цели: ребенок не станет похожим на ваш идеал, зато его самооценка может сильно пострадать, а результаты – ухудшиться. Отмечая и поощряя прогресс ребенка, сравнивая его с ним самим в прошлом, вы получите гораздо больше и сохраните хорошие отношения.

10 приемов, чтобы мотивировать ребенка к учебе

  1. «Дети видят, дети повторяют». Эта фраза актуальна во все времена. Если вы сами постоянно узнаете что-то новое, делитесь интересной информацией с ребенком, он станет делать так же. Читайте, смотрите познавательные фильмы, учитесь, развивайтесь сами и включайте в этот процесс своего ребенка. Докажите важность учебы на собственном примере.
  2. Используйте новые технологии. Многие родители ругают гаджеты, переживают из-за того, что детей «невозможно оторвать от планшета». Нередко это оборачивается настоящей зависимостью, и нужна и подросткам, которые полностью погружаются в виртуальный мир. Но вы можете научить ребенка добывать знания с помощью новых технологий. Вместе осваивайте полезные программы и приложения: рисуйте, программируйте, изучайте, проектируйте.
  3. Создайте «ученую» атмосферу. Гарвардские ученые доказали, что хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Постоянный доступ к интересным книгам только на пользу. Зачастую ребенок берет что-то почитать от скуки, а потом чтение входит в привычку.
  4. Позвольте ребенку учиться так, как ему удобно. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает, что мозг каждого человека учится по-своему. Кому-то для концентрации внимания лучше сидеть за столом в полной тишине, а кто-то учится, развалившись на диване и включив музыку. Позвольте ребенку чувствовать себя свободным во время учебы. Кстати, это может создать дополнительные «зацепки для памяти» (ассоциации со звуками, цветами, движениями).
  5. Поощряйте хобби. Вы понятия не имеете, в каком мире придется жить в будущем, какие профессии будут востребованы. Позвольте ребенку любую деятельность, к которой он стремится, будь то складывание пазлов, бег, приготовление пищи или запись видеороликов. Включитесь в увлечение ребенка, водите на интересные для него выставки, находите тематические передачи. Нередко помощь психолога ребенку заключается в том, чтобы помочь раскрыть «особенные» таланты.
  6. Выбросьте телевизор. Серьезно. Если не можете от него избавиться, то включайте не более чем на 15-30 мин в день. Ни вы, ни ваш ребенок не становитесь счастливее, умнее, талантливее, часами смотря бестолковые фильмы и программы.
  7. Играйте. Развивающие игры вроде «Монополии» могут стать прекрасным способом совместного времяпрепровождения. Играйте вместе с ребенком. Вам это тоже может понравиться!
  8. Разговаривайте и честно отвечайте на вопросы. Иногда нужны консультации психолога ребенку, который уверен, что . Зачастую причина такой уверенности кроется в отсутствии внятных ответов. Не игнорируйте вопросы вроде «Зачем это нужно?», отвечайте честно и подробно. Если вы сами понимаете, что та или иная тема не может пригодиться в жизни, объясняйте, какие навыки мышления ребенок приобретет, изучив ее.
  9. Не платите за оценки. Некоторые родители совершают ошибку, давая деньги за каждую хорошую отметку. Это путь в никуда. Поощряйте ребенка за хорошие результаты, но не платите деньги. Пусть это будут нужные вещи, поездки и т.п.
  10. Развивайте полезные навыки. Умение хорошо считать, быстро читать, находить нужную информацию – все эти навыки упрощают процесс обучения. Если ребенку интересно и легко учиться, он делает это с удовольствием.

Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребенка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.

Если у вас не получается привить ребенку любовь к учебе, обратитесь за детской психологической помощью в наш центр «Радость жизни».

Давайте решать проблему вместе!

    Похожие записи

Ребенок рождается в большой любви к себе. Наблюдая за малышами, поражаешься, насколько их глаза всегда горят. Они счастливы, хотя совершенно неосознанны. Они в раю, каким бы ни был их внешний мир. Этот рай внутри. Это их любовь. Если эту любовь преумножает еще любовь родителей, то ребенок очень быстро начинает делиться ею с окружающими.

К сожалению, многим взрослым сложно принять естественность любви ребенка к себе. Мы очень боимся эгоизма, стараемся привить ребенку заботу и любовь к другим, а не к себе. Так постепенно под общественным и семейным натиском ребенок лишается этой абсолютной любви к себе. Он уже знает, что такое вина, что такое наказание, плохой поступок, он уже почувствовал на себе сравнение с другими. Так он начинает свой путь страдания, путь поиска смысла жизни (хотя еще пару лет назад он был для него очевиден), ценностей, в конечном счете — себя.

Он становится, как мы, — несчастливым. Может быть, даже несчастным. Но и тут он (уже взрослый) имеет возможность вернуться в свой внутренний рай осознанно, приняв себя, полюбив себя и начав нести ответственность за себя. (Пока человек не начнет нести ответственность за свои поступки, он не станет личностью. Но принять ответственность можно только при огромной любви к себе. Если любишь себя, то ответственность приносит радость. В противном случае хочешь переложить ее на кого-нибудь другого. А ведь это потеря себя, порабощение себя.) Это целый круг, во многом бессмысленный, а главное — зачастую жестокий. Нужен ли он в таком виде нашим детям?

Мы боимся эгоизма, но часто ли мы видим его? И кто страдает им — любимый или недолюбленный? И опять — про любовь — часто пишут на сайт, мол, Вы призываете баловать. Нет! Я призываю видеть и уважать личность, беречь ее от стресса, развивать ее, давать ей почву для роста, воспитывать ее своим примером. Это не то же самое, что засыпать ребенка конфетами, платьями и игрушками. Внутренний рай ребенка никогда не требует ни капиталовложений, ни ярких развлечений. Для его сохранности будет достаточно только теплых маминых глаз. Добрый, теплый взгляд мамы — в любую минуту — гарантия того, что любовь ребенка быстро переполнит его, и он радостно начнет делиться ею с близкими. Любовь к себе не имеет ничего общего с голодным эгоизмом. Такой очевидный и совсем не очевидный факт.

Моему сыну 8 лет, и когда у него выдаётся свободная минутка, он читает. Он не выходит из дома без книжки: читает в машине по дороге в школу, на лавочке, пока ждёт тренировку по футболу. Даже умудряется доставать книгу, пока мы ходим по магазинам!

До недавнего времени думала, что это в порядке вещей и что обычно дети так и проводят досуг. Но одна за другой подруги и знакомые мамы стали спрашивать меня, как мне удалось привить ребёнку любовь к чтению.

Среди моих подруг с детьми нашлась только одна мама, дочка которой читает так же, как мой сын. И дочь подруги, и мой сын совсем не из тех детей, которых посадил рисовать – они рисуют или которые предпочтут тихий досуг подвижным играм. Оба общительные, активно занимаются спортом, да и вообще с трудом сидят на месте. Я обращаю на это внимание потому, что часто слышу: «Мой такой подвижный – его за книжку не усадить!» Не в этом дело.

Мы с подругой поразмышляли, что мы могли сделать, чтобы наши дети так любили читать. Это только личный опыт, а не готовая инструкция, с помощью которой вы воспитаете любовь к чтению у любого ребёнка.

С чего начинать прививать любовь к чтению

Начинать учить ребёнка читать можно тогда, когда он к этому готов. Дочка подруги стала читать в 3 года, мой сын в 5 лет, но проявлять интерес к настоящим книгам ребёнок начал только около 6 лет. Если малыш научился читать в 3 года, это не значит, что он сразу будет зачитываться. В этом возрасте детям интересен сам процесс, а не содержание. До 5–6 лет предлагайте ребёнку чтение написанных вами фраз или очень коротеньких рассказов. Дети обожают самодельные книжечки про них самих или про то, что происходит вокруг.

Значим переход от чтения книг вслух к самостоятельному чтению. Если вы уже читаете малышу, для него будет естественным начать читать самостоятельно, когда придёт время. Поэтому с самого раннего детства создайте ритуал чтения, например, перед сном. В нашей семье после вечерней ванны сын ложился в кровать и слушал, как мы читаем. Такой ритуал был введён очень рано – с года. Когда сын начал читать самостоятельно, мы предлагали ему почитать 5 минут для нас, а после – папа продолжал читать вслух.

Подруга с читающей дочкой рассказала, что она несколько раз была занята уборкой после ужина, и потому просто сказала дочери: «Почитай сама, ты же теперь умеешь, а я закончу дела и продолжу». Девочка так увлеклась самостоятельным чтением и была так горда, что перестала просить читать ей перед сном, а читала сама.

Любовь к чтению у детей: какие книги выбрать

Не выбирайте для первого чтения серьёзные обучающие книги, лучше прочтите их ребёнку вслух. Выбирайте небольшие, желательно смешные рассказы с простым понятным сюжетом.

Когда ребёнок читает уже более-менее бегло, лучшее, что вы можете сделать – доверить выбор книг ему самому. Будьте готовы, что ваш выбор может не совпадать с выбором сына или дочери. Но строгая цензура со стороны взрослых вряд ли приведёт к положительным результатам. Единственным нашим ограничением должна стать возрастная пометка. Хотя и тут не проявляйте излишней строгости: да, ребёнку 6 лет не подойдут книги для подростков, но если на книжке написано 8–9 или, наоборот, 4–5 лет, то почему бы не попробовать, если она привлекла внимание?

Мой сын множество раз выбирал неподходящие на мой взгляд произведения, но читал их взахлёб, а потом добирался и до подходящих. Я подумала, что мне бы не хотелось, чтобы кто-то стоял у меня за спиной в книжном магазине, комментируя мой выбор, поэтому старалась не тревожить ребёнка.

Ещё одной страстью сына стали комиксы. Дети, привыкшие рассматривать картинки, с лёгкостью и интересом читают несколько фраз, сказанных персонажами.

Воспитание любви к чтению: где брать книги

Как можно раньше запишитесь в обычную районную библиотеку, поход в которую может стать настоящим праздником для ребёнка, даже если взрослые не видят в нём ничего особенного. Мы выбрали определённый день, в который обязательно посещаем библиотеку, и даже моя младшая трёхлетняя дочка обожает этот традиционный день. Сын берёт 3–6 небольшие книги и прочитывает их за неделю.

Но покупать книги тоже стоит. Детям важно видеть собственную домашнюю библиотеку, собранную постепенно и с любовью. В книжные магазины лучше ходить вместе с ребёнком, чтобы он мог взять понравившийся экземпляр в руки и посмотреть картинки.

Если у сына или дочки есть читающие друзья, предложите им обмениваться книгами. Мы несколько раз организовывали встречи книжного клуба, которые очень нравились детям: они собирались в одном из домов и обменивались книжками, а потом играли. Такой обмен можно организовать ещё до того, как дети научились читать самостоятельно. Так они с самого раннего детства будут видеть, что книги могут стать предметом обсуждения и встреч и что ими приятно делиться и обмениваться.

Книги также можно получать в подарок. Сын уже привык, что это замечательный подарок, и радуется, когда получат новую. Я обычно прошу дарителя подписать книгу. Тогда каждый раз, открывая её и обнаруживая пожелание, мы вспоминаем, от кого получили подарок.

Если вы думаете, что мой сын уходит из комнаты, где работает телевизор с мультфильмами, или отказывается от компьютерной игры в пользу книжки, вы ошибаетесь. К моему глубокому сожалению, он всегда предпочтёт экран. Также если сын встанет перед выбором между книгой и детской площадкой, футбольным матчем с друзьями или прогулкой на велосипедах, то чтение не окажется на первом месте. Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок читал, у него должно быть время. И не 15 минут перед сном и ещё 15 между музыкой и танцами. У него должно быть время, когда ему станет скучно и он сам выберет новую книгу и поймёт, что она – лучшее лекарство от скуки.

Так что наш вывод очевиден: у ребёнка должно быть свободное, ничем не занятое время дома. И чем больше вы ограничите экранное время, тем больше его останется на чтение.

Как мотивировать любовь к чтению

Я никогда не ожидала, что мой сын будет столько читать. Он мне казался слишком непоседливым для этого. Поэтому я не придумывала никакой специальной мотивации.

Однако сейчас понимаю, что неосознанно мы мотивировали детей, придавая особую значимость чтению и книгам. Дома достаточно большая библиотека. Раньше и я, и муж очень много читали, сейчас – меньше, но если я взялась за чтение, то не могу оторваться. Сын много раз видел меня с книгой в руках и с лицом, говорящим: «Пожалуйста, не трогайте меня, пока я не закончу, мне так интересно!». Последнее время я специально читаю при детях. Когда они подходят ко мне, я показываю, сколько осталось до конца главы, и прошу не беспокоить, пока не закончу. Так я подчеркиваю важность занятия.

Посещение книжного магазина для всех нас становится маленьким праздником. Мы не идём «за покупками», а всей семьёй идём «покупать книги» и покупаем сразу несколько произведений для всех членов семьи. Так как обычно мы выбираем выходной день, после книжного мы заходим в кафе, там открываем и рассматриваем покупки.

Даже поход в библиотеку стал для нас особенным днём. Мы прогуливаемся пешком или едем туда на самокатах. По пути обратно я покупаю детям небольшие игрушки в киоске. Поход за книгами превращается в настоящий праздник!

И, конечно, я постоянно говорю детям, как здорово почитать книгу и как я рада, что сын читает так много. Рассказываю всем родственникам, друзьям и знакомым при сыне, что горжусь им. И да, я знаю, что для любого человека чтение – это уже лучшая награда, но всё равно не могу перестать радоваться и говорить об этом!

Прим. редакции: Если вы не знаете, какую книгу предложить малышу для первого самостоятельного чтения, рекомендуем серию

Любому родителю хочется, чтобы ребенок учился с удовольствием и ему нравился процесс получения новых знаний. Добиться такой ситуации не сложно, ведь все дети от природы любознательны и стремятся изучать новое. С раннего возраста малыши открыты для новой информации, умеют мыслить нестандартно и быстро усваивают полученные знания. И главной задачей родителей является поддержка природной любознательности и интереса к обучению.

Место игры в обучении дошкольников

Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста, поэтому обучение малышей 3-6 лет с включением элементов игры намного эффективнее, чем традиционный учебный процесс. Во-первых, из-за позитивного эмоционального фона, благодаря которому дети лучше усваивают материал. Во-вторых, из-за непосредственного воздействия на коммуникативную деятельность ребенка и его интеллект. Кроме того, благодаря раскрепощению в игре ребенок получает возможность находить творческие решения.


Многие игры позволяют сделать процесс обучения интересным и увлекательным даже для дошкольников

В обучении дошкольников игра не должна быть противопоставлена учебе. И в современных детских учреждениях это знают и учитывают при составлении занятий для деток дошкольного возраста. Такие занятия не только обучают малышей, помогая им приобретать определенные знания и умения, но и развивают их интеллект, помогают в общении между собой, выявляют проблемы развития и положительно влияют на личность каждого ребенка.

Обучение детей-дошкольников проводят с помощью:

  • Сюжетных игр. Ребенок строит игру с помощью игрушек и других детей, разыгрывая определенный сюжет.
  • Игр-драматизаций. Ребенок представляет себя в виде определенного персонажа, показывая его переживания, чувства, интонации, мимику, одновременно изучая литературу и речь.
  • Режиссерских игр. Ребенок придумывает сюжет и реализует его через игрушки или других детей.
  • Театрализованных игр. В таких играх участвует несколько детей, а их тематика очень обширна. В процессе игры дети улучшают речь, изучают окружающий мир, развивают интеллект.
  • Конструктивных игр. Ребенок создает игру или предметы с новым назначением.
  • Дидактических игр. Они больше остальных видов игр приближены к процессу обучения. Такие игры интересны детям и поучительны.
  • Подвижных игр. Во время таких игр ребенок развивает ловкость, скорость реакции, умение ориентироваться в пространстве.


Разнообразие игр способствует всестороннему развитию ребенка

Как привить любовь к обучению?

  • Когда у ребенка что-то получается, он дает правильные ответы или выполняет задание верно, хвалите и поощряйте. Однако здесь важно не перестараться, чтобы ребенок не стал слишком зависим от оценок извне.
  • Когда ребенок усвоил информацию или умение, предлагайте ему более сложные задания, чтобы он постепенно двигался от простых навыков к освоению сложных задач.
  • Изучайте все вокруг в процессе общения с ребенком. Спрашивайте о том, как малыш провел день в детском саду, считайте по дороге домой деревья или облака, называйте цвет машин, которые проезжают рядом, отгадывайте загадки. Детей-школьников обязательно спрашивайте о том, что учили в школе, что нового узнал ребенок. Дома играйте в шахматы и другие настольные игры.
  • Не забывайте, что ребенку нужно достаточно отдыхать. Пусть у малыша будет время для своих занятий, не связанных с обучением.
  • Если вы не знаете ответ на какой-то вопрос ребенка или не понимаете, как решить задачу, не бойтесь искренне признаться в этом малышу. При этом скажите, что вам интересно узнать ответ или решение. Ребенок будет брать пример и сам с интересом вовлечется в процесс получения новых знаний.

Совместные занятия, химические опыты в виде фокусов и другие интересные занятия обязательно помогут ребенку развить любовь к обучению.

Как не отбить желание учиться?

Родителям не следует формировать у ребенка отношение к учебе, как к обязательству. Поэтому не говорите сыну или дочке «ты обязан учиться» или «ты должен учиться», взамен предлагайте позаниматься или поупражняться.

Кроме того, родители не должны расстраиваться из-за плохих оценок ребенка, а наказывать за низкие баллы просто недопустимо.

Не реагируйте на неправильные действия дочери или сына слишком эмоционально, иначе ребенок станет бояться совершать ошибки (а без ошибок обучения не бывает). Мягко корректируйте действия сына или дочки, предлагая отыскать новое решение, подумать вместе, решить по-другому.


Родители должны прививать любовь к обучению, а не наказывать за плохие отметки. В противном случае у ребенка будет негативное отношение к учебе

Любовь к чтению

Чтобы ребенок полюбил книги, родителям следует чаще ему читать в первые годы жизни. Начните с книг с мелодичными стихами, а позже перейдите к сказкам. Чтобы малыш слушал стихи или истории заинтересовано, читать нужно эмоционально и с выражением.

Позволяйте ребенку самостоятельно выбирать книгу, которую вы ему сегодня почитаете, даже если малыш ежедневно берет одну и ту же книжку. Спросите его, чем ему так понравилась история, что он запомнил из прочитанного, как называется книга, кто автор, что нарисовано на обложке. Также ребенку можно предложить переворачивать страницы во время чтения.

Читая малышу, периодически останавливайтесь и задавайте вопросы. К примеру, вопрос «как считаешь, что будет в этой истории дальше?», поможет в развитии фантазии ребенка. Если на страницах есть картинки, обращайте на них внимание. Пусть ребенок покажет персонажа или предмет, о котором вы только что прочли.


Развивайте фантазию ребенка и пробуждайте интерес к окружающему миру

Когда придет время изучения алфавита, подберите азбуку, которая понравится вашему ребенку. Сейчас ассортимент букварей для деток очень большой, поэтому вы без труда найдете подходящую книгу. Если никакой магазинный вариант не подошел, вы можете сделать с ребенком собственную азбуку. Для этого вырежьте из старых журналов яркие картинки, наклейте их на страницы альбома и напишите сверху подходящую букву.

В прививании любви к чтению большое значение имеет и пример родителей. Если мама или папа читают книги, газеты или журналы, ребенок будет им подражать и тоже захочет читать. Вы можете выписать для ребенка детский журнал, а также записать кроху в библиотеку. Так вы обеспечите своему ребенку возможность читать, что он, несомненно, оценит в будущем.

О том, как пробудить интерес к учебе, смотрите в видео Павла Зыгмантовича.

Если у тебя в тумбочке бардак или по комнате разбросаны носки и косметика, то можешь даже не начинать заставлять ребенка убирать у себя в комнате. Он же видит, что и так сойдет, мама же не убирает. Поэтому сначала требуй чистоту от себя, а уже потом от малыша.

Поощряй инициативу

Дети еще в раннем возрасте проявляют желание помочь маме в домашних делах. Но мамы обычно отмахиваются, ведь проще раз сделать, чем после ребенка переделывать. Оно-то так, но если ты откажешь ребенку раз-второй-третий, то больше он помогать тебе не захочет даже через 5-10 лет.

Мотивируй

Объясни ребенку, что если всю неделю не убирать, то на выходных придется делать генеральную уборку, а значит все время мама будет занята. А если он поможет с уборкой после школы, то на выходных вы вместе сможете пойти погулять в парк или покататься на велосипедах.

Только не совершай ошибку — не давай денег или игрушки за уборку. Ты же хочешь привить любовь к чистоте, а не вырастить лентяя-манипулятора, верно?

Убирай в хорошем настроении

Если ты убираешь с унылым лицом, то у ребенка сформируется сразу негативное отношение к уборке. Он будет думать, что уборка — это что-то крайне неприятное, ведь мама такая грустная или злая, когда убирает. Поэтому хватит причитать, как тебе все это надоело и прочее. Убирай с улыбкой и с мыслью, что скоро дома будет чисто и приятно.

Преврати уборку в веселье

Убирай вместе с ребенком, но не просто, а сделав из этого веселую игру. Можно громко петь, слушать музыку, устроить соревнование или игру, придумать задания для «супергероя». Так твой малыш будет с нетерпением ждать каждой уборки.

Чем раньше ты начнешь приучать ребенка к чистоте и порядку, тем легче будет и тебе, и ему в будущем. Так что все в твоих руках.