Как развиваются по месяцам недоношенные дети. Недоношенные дети: последствия в будущем, прогноз, развитие

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информация Наблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели) Рост (см) Масса тела (гр)
28 35,9 1124
29 37,9 1381
30 37,9 1531
31 38,9 1696
32 40,4 1827
33 41,3 2018
34 43,6 2235
35 44,4 2324
36 45,3 2572
37 47,6 2771

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

  • за первый триместр жизни составляет по 3 см/мес.;
  • за второй – по 2 см/мес.;
  • за третий – по 1,5 см/мес.;
  • за последний – по 1 см/мес.

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информация Обычно ближе , рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

  • Активно двигает ручками и ножками.
  • Разжимает кулачки и держит ладошки в раскрытом виде.
  • Поднимет головку и туловище, когда лежит на попе.
  • Держит предметы в ручках.
  • Контролирует движения головой, но все еще нуждается в поддержке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на шум плачем.
  • Издает звуки «аааа», «ооооо».
  • Плачет, когда чувствует потребность чем-то.

Деятельность

  • Фиксирует взгляд на людях и предметах, следит за их движениями.

Эмоции

  • Умеет устанавливать визуальный контакт.
  • Улыбается.
  • Узнает маму и наслаждается контактом с ней.

4 месяца (16 недель)

Моторика

  • Складывает ручки вместе, ставит их в рот.
  • Тянется к предметам, которые его окружают.
  • Переворачивается с животика на спинку.

Язык

  • Комбинирует несколько простых звуков «га-гууу», «аааа-ооооо».
  • Смеется.
  • Поворачивает голову, когда слышит знакомые голоса.

Деятельность

  • Хватает предметы.
  • Кладет их в рот.
  • Радуется, когда видит игрушку.

Эмоции

  • Становится более активным, когда его окружают близкие люди.
  • Увеличивается интерес к зеркалам, малыш улыбается своему отражению.

6 месяцев

Моторика

  • Самостоятельно сидит.
  • Трясет погремушки, стучит ими.
  • Перемещает предмет из одной руки в другую.
  • Переворачивается со спины на животик.
  • Держит одновременно 2 предмета, по одному в каждой руке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует, когда к нему обращаются по имени, поворачивается и смотрит.
  • Болтает, начинает произносить слоги «да», «га», «ба», и т.д.

Деятельность

  • Обращает особое внимание на игрушки, которые издают звуки или светятся.
  • Наблюдает за предметом, который исчезает из поля зрения.

Эмоции

  • Реагирует на изменение в своем окружении.
  • Замечает присутствие или отсутствие родителей.
  • Выражает удовлетворение, счастье, недовольство.

9 месяцев

Моторика

  • Держит небольшие предметы при помощи двух пальчиков.
  • Самостоятельно перемещается – ползает, двигается вдоль мебели, ходит, держась за ручки.

Речь и ее восприятие

  • Понимает смысл простых слов (купаться, кушать, гулять).
  • Сочетает гласные и согласные, издает более сложные звуки (баба, мама, дада).
  • Имитирует разные звуки, движения.

Деятельность

  • Внимательно исследует предметы.
  • Сопротивляется, когда хотят забрать игрушку.
  • Учувствует в кормлении – старается держать ложечку, бутылочку.

Эмоции

  • Восторженно играет в «ладушки».
  • Настороженно относится к посторонним, они могут вызывать у малыша беспокойство.

Год

Моторика

  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые шаги.
  • Переворачивает несколько страниц книги одновременно.
  • Складывает мелкие предметы в ведерко или другую емкость.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на просьбы мамы сделать что-то.
  • Повторяет одно и то же слово по нескольку раз.
  • Отдает предмет, когда его об этом просят.

Деятельность

  • Лучше «орудует» ложечкой, держит бутылочку.
  • «Помогает» одеть себя.

Эмоции

  • Предпочитает общество родителей.
  • Играет с другими детками.

15 месяцев

Моторика

  • Ходит без помощи родителей.
  • Забирается на стульчик или на другую мебель.

Речь и ее восприятие

  • Использует 2 слова, помимо «мама» и «дада».
  • Требует, чтоб его покормили или дали попить.
  • Указывает на предмет, который ему хочется заполучить.

Деятельность

  • Кормит себя ложечкой, не хочет, чтоб ему помогали.

Эмоциональное

  • Целует.
  • Здоровается с людьми.
  • Слушает рассказы.

18 месяцев

Моторика

  • Рисует каракули.
  • Учится бегать.
  • «Пинает» мяч.

Речь и ее восприятие

  • Выполняет элементарные требования.
  • Говорит все больше (5-10 слов).
  • Указывает на носик, глазки, ручки, ножки.

Деятельность

  • Кушает сам, но очень неаккуратно.
  • Понимает, каково применение некоторых предметов (расчесывает себя, кормит куклу).

Эмоции

  • Иногда говорит «нет», когда не хочет чего-то делать.
  • Спокойнее реагирует на отсутствие родителя, но очень радуется, когда его видит вновь.

2 года

Моторика

  • Учится рисовать вертикальные линии.
  • Хорошо бегает, иногда падает.
  • Стоит на одной ноге без поддержки.
  • Поднимается по лестнице.
  • Переворачивает по одной странице в книге.

Речь и ее восприятие

  • Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
  • В словарном запасе имеет не менее 20 слов (в том числе «я», «он», «она»).

Деятельность

– это дети, родившиеся ранее срока родов, функционально незрелые, с массой ниже 2500 г и длиной тела менее 45 см. Клинические признаки недоношенности включают непропорциональное телосложение, открытые швы черепа и малый родничок, невыраженность подкожно-жирового слоя, гиперемию кожных покровов, недоразвитие половых органов, слабость или отсутствие рефлексов, слабый крик, интенсивную и длительную желтуху и др. Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода - температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет , гипертоническая болезнь , пороки сердца , пиелонефрит , ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Классификация недоношенности

С учетом обозначенных критериев (срока гестации, массы и длины тела) выделяют 4 степени недоношенности:

I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36-37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500-2001 г, длина – 45-41 см.

II степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 32-35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001-2500 г, длина – 40-36 см.

III степень недоношен ности - родоразрешение происходит на сроке 31-28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500-1001 г, длина – 35-30 см.

IV степень недоношенности - родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела».

Внешние признаки недоношенности

Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела гипотрофия II-II степени), телосложение ребенка непропорциональное (голова большая и составляет примерно 1/3 от длины тела, конечности относительно короткие). Живот большой, распластанный с явно заметным расхождением прямых мышц, пупок расположен в нижней части живота.

У глубоко недоношенных детей все роднички и швы черепа открыты, черепные кости податливые, мозговой череп преобладает над лицевым. Характерно недоразвитие ушных раковин, слабое развитие ногтей (ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев), слабая пигментация сосков и околососковых кружков. Половые органы у недоношенных детей недоразвиты: у девочек отмечается зияние половой щели, у мальчиков – неопущение яичек в мошонку (крипторхизм).

Недоношенные дети, рожденные на сроке 33-34 недели гестации и позже, характеризуются большей зрелостью. Их внешний облик отличается розовым цветом кожных покровов, отсутствием пушка на лице и туловище, более пропорциональным телосложением (меньшей головой, более высоким расположением пупка и пр.). У недоношенных детей I-II степени сформированы изгибы ушных раковин, выражена пигментация сосков и околососковых кружков. У девочек большие половые губы практически полностью прикрывают половую щель; у мальчиков яички расположены у входа в мошонку.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма.

Характерными особенностями органов дыхания у недоношенных детей являются узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Данные морфологические особенности недоношенных детей обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.), склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд (апноэ недоношенных). Вследствие недоразвития эластической ткани легких, незрелости альвеол, сниженного содержания сурфактанта у недоношенных детей легко возникает синдром дыхательных расстройств (застойные пневмонии , респираторный дистресс-синдром).

Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется лабильностью пульса, тахикардией 120-180 в мин., приглушенностью сердечных тонов, артериальной гипотонией (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца (открытого Боталлова протока , открытого овального окна) могут выслушиваться шумы. Вследствие повышенной ломкости и проницаемости сосудистых стенок легко возникают кровоизлияния (подкожные, во внутренние органы, в мозг).

Морфологическими признаками незрелости ЦНС у недоношенных детей служат слабая дифференцировка серого и белого вещества, сглаженность борозд мозга, неполная миелинизация нервных волокон, обедненная васкуляризация подкорковых зон. Мышечный тонус у недоношенных детей слабый, физиологические рефлексы и двигательная активность снижены, реакция на раздражители замедлена, терморегуляция нарушена, имеется склонность как к гипо-, так и гипертермии. В первые 2-3 недели у недоношенного ребенка могут возникать преходящий нистагм и косоглазие , тремор, вздрагивания, клонус стоп.

У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов желудочно-кишечного тракта и низкая ферментовыделительная активность. В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям, развитию метеоризма, дисбактериоза . Желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных. Вследствие незрелости ферментных систем печени, повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера и бурного распада эритроцитов у недоношенных детей может легко развиваться билирубиновая энцефалопатия.

Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к изменению электролитного баланса (гипокальциемии, гипомагниемии, гипернатриемии, гиперкалиемии), декомпенсированному метаболическому ацидозу, склонности к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

Деятельность эндокринной системы характеризуется задержкой становления циркадного ритма выделения гормонов, быстрым истощением желез. У недоношенных детей отмечается низкий синтез катехоламинов, часто развивается транзиторный гипотиреоз , в первые дни жизни редко проявляется половой криз (физиологический мастит , физиологический вульвовагинит у девочек).

У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных, развивается ранняя анемия , имеется повышенный риск развития септицемии (сепсиса) и септикопиемии (гнойного менингита , остеомиелита , язвенно-некротического энтероколита).

В течение первого года жизни нарастание массы и длины тела у недоношенных детей происходит очень интенсивно. Однако по антропометрическим показателям недоношенные дети догоняют рожденных в срок сверстников только к 2-3 годам (иногда к 5-6 годам). Отставание в психомоторном и речевом развитии у недоношенных детей зависит от степени недоношенности и сопутствующей патологии. При благоприятном сценарии развития недоношенного ребенка выравнивание происходит на 2-ом году жизни.

Дальнейшее физическое и психомоторное развитие недоношенных детей может идти наравне со сверстниками или запаздывать.

Среди недоношенных детей чаще, чем среди доношенных сверстников встречаются неврологические нарушения: астено-вегетативный синдром, гидроцефалия , судорожный синдром, вегето-сосудистая дистония , детский церебральный паралич , гиперактивность , функциональная дислалия либо дизартрия . Почти у трети недоношенных детей обнаруживается патология органа зрения – близорукость и астигматизм различной степени выраженности, глаукома , косоглазие, отслойка сетчатки , атрофия зрительного нерва . Недоношенные дети склонны к частым повторным ОРВИ , отитам , на фоне чего может развиваться тугоухость .

Женщины, родившиеся недоношенными, во взрослой жизни часто страдают нарушениями менструального цикла , признаками полового инфантилизма; у них может отмечаться угроза самопроизвольного прерывания беременности и преждевременных родов.

Особенности ухода за недоношенными детьми

Дети, рожденные недоношенными, нуждаются в организации особого ухода. Их поэтапное выхаживание осуществляется специалистами неонатологами и педиатрами сначала в родильном доме, затем в детской больнице и поликлинике. Основными составляющими ухода за недоношенными детьми являются: обеспечение оптимального температурно-влажностного режима, рациональной кислородотерапии и дозированного вскармливания. У недоношенных детей осуществляется постоянный контроль электролитного состава и КОС крови, мониторирование газового состава крови, пульса и АД.

Глубоко недоношенные дети сразу после рождения помещаются в кувезы, где с учетом состояния ребенка поддерживается постоянная температура (32-35°С), влажность (в первые дни около 90%, затем 60-50%), уровень оксигенации (около 30%). Недоношенные дети I-II степени обычно размещаются в кроватках с обогревом или в обычных кроватках в специальных боксах, где поддерживается температура воздуха 24-25°С.

Недоношенные дети, способные самостоятельно поддерживать нормальную температуру тела, достигшие массы тела 2000 г, имеющие хорошую эпителизацию пупочной ранки, могут быть выписаны домой. Второй этап выхаживания в специализированных отделениях детских стационаров показан недоношенным, не достигшим в первые 2 недели массы тела 2000 г, и детям с перинатальной патологией.

Кормление недоношенных детей следует начинать уже в первые часы жизни. Дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами получают питание через желудочный зонд; если сосательный рефлекс выражен достаточно, но масса тела менее 1800 г – ребенка вскармливают через соску; дети с массой тела свыше 1800 г могут быть приложены к груди. Кратность кормлений недоношенных детей I-II степени 7-8 раз в сутки; III и IV степени - 10 раз в сутки. Расчет питания производится по специальным формулам.

Недоношенные дети с физиологической желтухой, должны получать фототерапию (общее УФО). В рамках реабилитации недоношенных детей на втором этапе полезно общение ребенка с матерью, контакт «кожа к коже».

Диспансеризация недоношенных детей

После выписки дети, рожденные недоношенными, нуждаются в постоянном наблюдении педиатра в течение первого года жизни. Осмотры и антропометрия проводятся еженедельно в первый месяц, 1 раз в две недели – в первом полугодии, 1 раз в месяц - во втором полугодии. На первом месяце жизни недоношенные дети должны быть осмотрены детским хирургом , детским неврологом , детским травматологом-ортопедом , детским кардиологом , детским офтальмологом . В возрасте 1 года детям необходима консультация логопеда и детского психиатра .

С 2-недельного возраста недоношенные дети нуждаются в профилактике железодефицитной анемии и рахита . Профилактические прививки недоношенным детям выполняются по индивидуальному графику. На первом году жизни рекомендуются повторные курсы детского массажа , гимнастики, индивидуальных оздоровительных и закаливающих процедур.

Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки .) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:

Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».

Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».

Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного» , когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.

Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи - дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка.

Начните с себя

Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.

Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.

Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия 1 . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:

  • насколько обоснованно мое беспокойство?
  • нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
  • какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
  • каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
  • как я представляю будущее своего ребенка?

Как относиться к ребенку

Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками 2 .

Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.

Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.

При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.

Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.

Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.

Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.

Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап - насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».

Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:

  • владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
  • адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).

Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.

Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей 3 .

Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.

Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.

Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:

  • постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
  • болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.

Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, - на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.

Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача - найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

Как общаться с врачами

Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.

Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы - ваши и других членов семьи.

Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга - так называемой перинатальной энцефалопатии . Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.

Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения - это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования).

Фотосъемки производились в Окружном Центре планирования семьи и репродукции ВАО г. Москвы на базе ГКБ №70 и в Центре планирования семьи и репродукции №1 г. Москвы . Редакция благодарит сотрудников центров за помощь в подготовке материалов.

Каждая девушка рано или поздно мечтает испытать на себе прекрасное чувство материнства. Во время беременности будущая мама старается себя больше беречь, а именно досконально следит за здоровьем и придерживается здорового образа жизни. Но несмотря на это, бывают такие случаи, что долгожданный малыш по тем или иным причинам рождается несвоевременно. Почему так происходит?

Крохи, увидевшие мир на несколько недель раньше, растут немного по-другому, чем младенцы, которые пробыли в утробе матери до положенного срока. Эти малыши проходят этапы созревания более интенсивными темпами. К двенадцати месяцам недоношенных деток практически невозможно отличить от тех, которые появились на свет в установленный срок. На протяжении первых шестидесяти дней детки, появившиеся на свет на несколько недель раньше, требуют особых условий содержания. Сразу после рождения они сильно отличаются от здоровых малышей и по внешнему виду, и по скорости увеличения массы тела, и по приобретению различных навыков. Рассмотрим развитие недоношенного ребенка по месяцам.

Малыш, увидевший мир несвоевременно: особенности развития

Детей, увидевших мир на сроке от 21-й до 37-й недели, называют недоношенными.

В период развития таких малюток имеется целый ряд существенных особенностей:

  1. Новые навыки они способны освоить примерно на 40-60 дней позже, чем обычные дети. Для малышей, родившихся до 32-й недели, задержка будет значительной - 3-4 месяца. Дети, появившиеся на свет после этого срока, будут отставать в развитии всего на пару месяцев.
  2. Если масса тела малыша составляет менее 1,5 кг, то ему необходимы специальные условия. Таких детей помещают в кувезы. Это специальные капсулы, условия в которых максимально приближены к утробу матери. При достижении веса 1,7 кг ребенка перемещают в специальную кровать с подогревом. После того как вес младенца достигнет 2 кг, он больше не будет нуждаться в специальной тепловой поддержке.
  3. Нервная система недоношенного малыша функционирует особым образом. Именно поэтому ребенку требуется повышенное внимание. Он должен быть окружен заботой и лаской.

В процессе терморегуляции недоношенного малыша есть свои тонкости. Оптимальная температура в комнате, в которой находится ребенок, составляет от 20 до 22 градусов. Влажность должна быть от 50 до 70 %.

Отличия во внешнем виде

Детишки, которые появились на свет раньше положенного срока, серьезно отличаются от доношенных детей. Масса у таких младенцев может быть очень маленькой, а рост - просто крохотным. Помимо этого недоношенные малыши имеют нежную сморщенную кожицу. В первые дни после рождения она может отличаться ярко выраженной краснотой. Уши малыша очень тоненькие и даже могут немного слипаться. На ручках и ножках виден едва заметный волосяной пушок. Его называют лануго. Голова ребеночка непропорционально большая и занимает примерно треть от всей длины тела. Живот малыша тоже выглядит достаточно большим. Пупок расположен ниже, чем обычно. Ручки и ножки выглядят слишком короткими. Ногтевые пластины практически прозрачные и очень тонкие. Не до конца сформированы и внешние половые органы. Из-за недоразвитого черепа наблюдается смещение большого родничка, а на маленьком могут оставаться фрагменты, не покрытые кожей.

Градации

Существует четыре степени недоношенности. Они связаны с ростовыми и весовыми показателями.

Рассмотрим их более подробно:

  1. К недоношенным первой степени относят детей, появившихся на свет на сроке от 36 до 37 недель. Вес таких малышей составляет от 2 до 2,5 кг. Масса тела ребенка может вырасти за год в 4-5 раз.
  2. К недоношенным второй степени относят детей, родившихся в период с 32-й по 35-ю неделю беременности. Их вес может составлять от 1,5 до 2 кг. Масса увеличивается за год в 5-7 раз.
  3. Третья степень недоношенности - дети, появившиеся на свет между 28-й и 31-й неделями беременности. Вес малышей может составлять от 1 до 1,5 кг. Это Развитие по месяцам такого малыша идет необычайно быстрыми темпами. За год масса тела увеличивается в 6-7 раз.
  4. Четвертая степень недоношенности считается уже экстремальной. Масса тела ребенка составляет до 1 кг. Рождаются такие детки на сроке 28 недель. За год масса тела малыша может увеличиться в 10 раз.

Каждый месяц первого года жизни недоношенного ребенка имеет свои особенности. Чтобы понять, как правильно ухаживать за такими детьми, необходимо разобраться во всех тонкостях.

Первый месяц жизни

Как будет происходить по месяцам до года? Первые 30 дней малыши, как правило, не слишком активны. Часто они бывают малоподвижны. Массу крохи набирают крайне медленно. Кормят малыша при помощи зонда, поскольку сосательного рефлекса у него нет. Если ребенок не способен сам дышать, ему проводится ИВЛ. Рядом с ним в первый месяц жизни обязательно должна быть мать.

Второй месяц жизни

Как дальше будет жить недоношенный ребенок? В 2 месяца развитие становится более активным. Карапуз начинает набирать вес и прибавлять в длине. Причем прирост у него намного больше, чем у сверстников, родившихся вовремя. Но недоношенные крохи быстрее теряют силы и остаются слабенькими. Поэтому важно давать им усиленное питание. Если малыш отказывается от груди, молоко необходимо сцеживать и давать нужное количество раз. Недоношенный ребенок в два месяца развивается намного активнее, хотя он еще ослаблен.

Третий месяц жизни

Развитие недоношенного ребенка в 3 месяца характеризуется активным прибавлением в массе. Многие малыши к этому возрасту уже весят в два раза больше, чем при рождении. Кроха прекрасно реагирует на свет и звуки, но большую часть времени проводит во сне.

Четвертый месяц жизни

Многих родителей сегодня интересует, как быстро приходят в норму недоношенные дети. Развитие по месяцам, вес, рост младенца - вот главные вопросы. Четырехмесячный недоношенный ребенок уже может самостоятельно поднимать и удерживать голову. Также малыш в это время учится фиксировать взгляд, начинает издавать звуки, напоминающие гудение. Режим дня ребенка обязательно должен включать в себя гимнастику, прогулки, купание и массаж. Особенно важно в этот период не прекращать кормить ребенка грудью. Ведь он нуждается в контакте с матерью и полезных питательных веществах. В этом возрасте также может повыситься мышечный тонус. В результате этого ребенок будет с трудом укладываться и просыпаться.

Пятый месяц жизни

Как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам до года? В пять месяцев ребенок способен подарить матери первую осознанную улыбку. Тонус мышц немного увеличен, поэтому движения могут быть немного судорожными. При этом кроха все равно способен держать в руке небольшую погремушку. Психическое развитие идет очень быстрыми темпами. Малыш начинает потихоньку ориентироваться в пространстве и воспринимать звуки.

Шестой месяц жизни

Спустя полгода после рождения младенец потихоньку начинает догонять в развитии своих доношенных сверстников. Масса ребенка утраивается по сравнению с тем, каким он родился. Он потихоньку начинает узнавать близких и лепетать. Также в это время кроха уже может заниматься с игрушками самостоятельно. Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев практически ничем не отличается от здоровых малышей. Если его поддерживать под мышками, он может даже пружинить ножками.

Седьмой месяц

Как дальше будет расти недоношенный ребенок? В 7 месяцев развитие происходит особенно активно. Постепенно дети начинают переворачиваться на живот, брать в руки игрушки и ползать. Также в это время можно начинать кормить ребенка с ложки. Лепетание карапуза становится более разнообразным. У детей, которые появились на свет на 35-37-й неделе, могут начать появляться первые зубы.

Восьмой месяц

Как дальше развивается недоношенный ребенок? В 8 месяцев развитие прогрессирует. В это время малыш начинает контролировать свое тело и даже может осознанно перевернуться. Некоторые дети в этом возрасте пытаются ползать и сидеть. Прогресс наблюдается и в психологическом развитии развитии малыша. Ребенок постепенно начинает прислушиваться к речи, обращенной к нему, может найти тот или иной предмет, заинтересовывается стихами и песнями, впитывает всю информацию, получаемую из внешнего мира.

Девятый месяц

Если рассматривать развитие недоношенного малыша по месяцам, то этот характеризуется способностью сидеть и вставать без посторонней помощи. У деток, родившихся на 32-34-й неделе, начинают прорезаться зубы. Постепенно ребенок начинает больше времени тратить на игры. Он способен выполнять простые просьбы. В речи появляются первые слова и слоги. Ребенок начинает воспринимать интонацию говорящего. К 9 месяцам ребенок уже хорошо развит и может самостоятельно сидеть и вставать.

Десятый месяц

К этому возрасту большая часть недоношенных детей уже могут самостоятельно стоять, а также передвигаться вдоль ограждения. У малышей, появившихся на свет раньше 31-й недели, начинают появляться зубы. Также в этот период карапуз начинает удерживать взгляд на движущемся предмете. Особый интерес у ребенка вызывают мячи. Что касается психологического развития, то в этот период кроха уже способен узнать свое имя, внимательно слушает речь других людей и запоминает новые слова.

Одиннадцатый месяц жизни

Развитие по месяцам до года предусматривает постепенные попытки к ходьбе. На данном периоде большинство детей начинают делать свои первые шаги. Также в этом возрасте они уже легко могут вставать и садиться. В 11 месяцев малышей начинают привлекать игрушки вроде пирамидок и кубиков, а еще различные каталки. Ребенок уже знает некоторые простейшие действия. В речи уже присутствуют короткие слова, которые обозначают различные предметы.

Двенадцатый месяц

По достижении возраста одного года недоношенные дети перестают отличаться от карапузов, появившихся на свет в срок. По основным показателям здоровья такие дети ни в чем не отстают. Некоторые говорят, что узнать недоношенного ребенка можно по его движениям: они нескоординированные и резкие. Но в целом дети этого возраста весьма активны.

Как определяется недоношенность?

Новорожденный может появиться на свет раньше времени в результате различных заболеваний или слабого здоровья матери, а также чрезмерно активного образа жизни. Существенным фактором еще является и социальный статус семьи, моральное состояние, качество питания. Чем же отличаются недоношенные дети? Развитие по месяцам, вес и рост таких малышей будут немного отставать от нормы. В медицине существует ряд правил, по которым ребенка относят к недоношенным. Как правило, это касается детишек, которые родились в период с 22-й по 37-ю неделю.

Условно можно разделить всех недоношенных детей на несколько категорий: вес при рождении составляет от 0,5 до 1 кг, от 1 до 1,5 кг, от 1,5 до 2,5 кг. Еще одним показателем может быть отставание в развитии некоторых органов. К примеру, малыш может обладать слишком тонкой кожей, или ушные раковины могут быть не до конца сформированы. Кроме того, у недоношенных пупочная ямка находится ниже. До года все эти внешние отклонения исчезнут. Чтобы малыш развивался правильно, следует тщательно следить за функционированием всех органов и систем.

Различия

Несмотря на то что особых различий нет, малыша, рожденного в срок, легко отличить от недоношенного. Ребенок, рожденный раньше времени, имеет определенные особенности в строении тела. Его кожа очень тонкая и морщинистая, тело покрыто пушком, голова и конечности имеют непропорциональные размеры, а ногтевые пластины слишком тонкие.

Чем еще отличается недоношенный ребенок? В 1 месяц развитие может быть несколько замедленным. Однако к этому времени ребенок уже немного наберет вес, и особенности телосложения будут уже не столь явными. До года состояние малыша, как правило, входит в норму, поэтому отличить его от младенца, рожденного в срок, уже нельзя.

Особенности развития

Главное отличие - задержка в освоении навыков. Развитие недоношенного ребенка по месяцам может отставать. К примеру, обычно ребенок самостоятельно держит голову в 1,5-2 месяца. Детки, родившиеся раньше срока, развивают этот навык только к трем. Отставание в данном случае зависит от степени недоношенности и здоровья младенца. Если малыш появился на свет после 32-й недели, то запоздание в развитии составит не более 2 месяцев. Кроме того, ранние дети отличаются определенными особенностями функционирования нервной системы. Такому ребенку требуется больше внимания.

У недоношенных детей нередко возникают проблемы с адаптацией. Чтобы помочь малышу освоиться, необходимо создать дома комфортную атмосферу. Постарайтесь проводить как можно больше времени с ребенком, старайтесь не ограничивать общение с другими детьми. Ведь в коллективе он сможет намного быстрее овладеть всеми необходимыми навыками.

Заключение

К сожалению, малыши сегодня нередко появляются на свет намного раньше запланированного срока. На самом деле в этом нет ничего страшного, если дитя способно дальше жить и радоваться всему происходящему. Чтобы вовремя определить и распознать проблему, необходимо знать о том, как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам.

Ребенок, родившийся раньше положенного срока, требует пристального к себе внимания и очень бережного отношения. Такие дети в перспективе редко отстают от своих сверстников в развитии, однако в первые месяцы некоторое отставание все же есть. В нашей статье мы поговорим о том, какими особенностями физического и умственного развития обладают недоношенные дети. Развитие по месяцам представлено ниже, но вначале расскажем общие сведения о недоношенности.

Общие сведения о недоношенных детях

Недоношенным новорожденным называют ребенка, родившегося на свет в срок с 21 по 37 неделю. У них есть ряд особенностей:

  1. Малыш отстает в физическом развитии от своих сверстников на несколько месяцев;
  2. Если вес при рождении менее 1,5 кг, то малыша помещают в специальный кювет, где его выхаживают;
  3. У недоношенного ребенка еще не сформирована нервная система, потому им жизненно необходимо чувствовать внимание, ласку и любовь.

Различают также несколько степеней недоношенности, где учитывают вес, рост ребенка. Самая тяжелая степень - 4-я, при которой ребенок рождается весом менее 1 кг. Но сейчас медицина шагнула далеко вперед, и даже таких деток врачи спасают.

Развитие недоношенных детей по месяцам: таблица

Особенности развития недоношенных детей

Рассмотрим календарь развития недоношенного ребенка по месяцам.

Первый месяц

На протяжении первого месяца малыш еще плохо набирает вес, что связано с недоразвитием сосательной активности. Малютке тяжело сосать материнское молоко, потому маме часто приходится сцеживать его и кормить малыша через специальный зонд. Питанию недоношенного ребенка уделяется особое внимание. Дома ребенок нуждается в постоянном уходе. Ему нельзя болеть, потому в помещении следует постоянно поддерживать комфортную температуру.

Глубоко недоношенный ребенок, родившийся на сроке от 21 недели, в первый месяц и в последующие 3-4 нуждается в присмотре врачей.

Недоношенный малыш мало активен, мышечный тонус у него ослаблен. Все, что он умеет - самостоятельно дышать и глотать еду. Очень важен телесный контакт с мамой.

Второй месяц

Сосательный рефлекс по-прежнему развит слабо, возможно кормление сцеженным молоком из бутылочки. Расчет питания производится согласно весу ребенка. Уже в два месяца врачи советуют маме выкладывать малыша на животик. Наблюдается быстрая утомляемость, частый сон. Головку такие крохи еще не держат самостоятельно. Несмотря на набор веса малыш все еще отстает в развитии и очень слаб.

Третий месяц

В этом возрасте ребенок больше всего любит покушать и поспать. В положении лежа следует следить за поворотом головы малыша - обязательно нужно класть ребенка, поворачивая его головку то влево, то вправо. Малыш уже может фиксировать взгляд на маме, пытается немного приподнимать голову. Пробует хватать предметы перед собой, что является хорошим знаком. Вес должен к этому времени удвоиться.

Четвертый месяц

В 4 месяца ребенок уже сам держит головку и может издавать звуки, хватать игрушку. Рекомендован массаж для снятия мышечного тонуса и прогулки на свежем воздухе. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют улыбаться.

Несмотря на свое развитие ребенок по-прежнему нуждается в материнском молоке, потому прекращать лактацию не стоит.

Пятый месяц

Малыш уже умеет удерживать игрушку в ручке. У него появляется заинтересованность в том, что его окружает, умеет поворачивать головой в сторону звука. Так, ребенок, услышав мамин голос, моментально повернет на него голову. В этом возрасте у малыша первая осознанная улыбка. Нервно-психологическое развитие недоношенного ребенка в этот период идет очень активно.

Шестой месяц

К этому времени вес недоношенного ребенка должен утроиться. В 6 месяцев малыш самостоятельно пробует перевернуться со спины на животик. Его развитие уже мало отличается от сверстников, родившихся в срок. Многие врачи рекомендуют в этом возрасте вводить прикорм. Малышу все интереснее общаться со взрослыми и следить за их реакциями, играть в игрушки, гулить.

Седьмой месяц

Малыш очень активен, общителен, уже умеет сам переворачиваться на животик и пробует ползать. Пока это получается только назад, или как бы таская себя по полу вперед руками. Это говорит о том, что в скором времени ребенок начнет уверенно ползать. Умеет самостоятельно брать предмет в руку, хотят научиться кушать сами из ложки. У некоторых малышей появляются первые зубки.

Восьмой месяц

В этом возрасте недоношенный ребенок уже пробует садиться самостоятельно. Он очень активен, постоянно в движении, всем интересуется, понимает обращенную к нему речь взрослых. Если просят что-то показать - показывает на тот самый предмет. В 8 месяцев ребенку интересны сказки, стишки, потешки, ему нравится рассматривать картинки. Умеет вставать на четвереньки и раскачиваться.

Девятый месяц

Ранее недоношенный ребенок уже ничем не отличается от других малышей. Он сидит, пытается ползти вперед на четвереньках, очень нуждается в общении. Родителям следует как можно больше разговаривать с малышом, объясняя ему все свои действия на словах. Некоторым деткам удается самостоятельно вставать, держась об опору. Ребенок уже спит меньше, больше играет с игрушками. Можно услышать первые слоги: «ма», «ба».

Десятый месяц

Малыш хорошо стоит сам у опоры, но ползать пока любит больше. Реагирует на свое имя, а также на внешние звуки. Уверенно сидит, держа спину ровно. В этом возрасте ребенку интересны игрушки. Способные привлечь внимание звуками или цветами. Ребенок хочет попробовать взрослую пищу, показывая к ней интерес.

Одиннадцатый месяц

По-прежнему ребенок активно ползает, некоторые детки уже сами пытаются делать первые шажочки. В этом возрасте малышу интересны игрушки, умеющие двигаться, а также различные пирамидки, кубики. Очень любит общаться с близкими. Появляются новые слова и звуки в речи.

Двенадцатый месяц

В год уже нельзя сказать, что ранее этот ребенок был недоношенным, поскольку его развитие соответствует нормам. Врачи отмечают, что физическое развитие у недоношенных детей идет быстрее, нежели психическое, что опять же является нормой. Движения могут быть нескоординированными, однако, это не мешает детям быть любознательными и очень подвижными.

Выше мы рассказали о том, как растут недоношенные дети. Развитие по месяцам наглядно показывает то, что к году эти детки догоняют своих сверстников, даже могут опережать их в физическом плане. Да, недоношенные дети могут быть более эмоционально неустойчивы, плаксивы. Речь развивается медленнее, им труднее запоминать новый материал. Но при правильной поддержке родителей такому малышу будет легче адаптироваться в окружающем мире. Главное - это терпение и спокойствие, а также внимание к своему малышу.