Как занять детей в долгой поездке. Смотрим в окно и играем

Приветствую вас всех, мои дорогие читатели и гости!

Не буду говорить о том, как быстро пролетает лето... А то расстроимся мы все тут и загрустим. Расскажу лучше о том, чем занять ребенка в дороге (дальней поездке на машине или в поезде) — а конкретно о том, чем развлекались мы в нашей . А в конце статьи я поделюсь новостями из нашей летней жизни. А также, как всегда, подготовлю небольшую порцию английского языка по теме игр и свободного времяпровождения.

Знаю, что многие из вас уже съездили или слетали отдохнуть, а кто-то еще только планирует. Моя статья будет полезной и для первых, и для вторых — кому-то наш опыт пригодится в следующий раз, а кому-то уже завтра!

Поехали...

Простые игры

  • Слова. Нашаизлюбленная игра. Простая и интересная одновременно. Игроки по очереди говорят слова (можно общие, а можно — по определенной тематике). При этом каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего. Так как в русском языке много слов, заканчивающихся на букву «А», мы немного подкорректировали правило: если слово заканчивается на «А», то следующее слово мы называем на букву, стоящую перед ней.
  • Рифмы. Это развлечение не только веселое, но и очень полезное! Особенно, для будущих поэтов)). Раньше мы играли так — я говорю слово — Милана рифму к нему. Теперь мы стали составлять четверостишия (как ). Например, я говорю 2 рифмующихся слова: цветок — мотылек , а Милана придумывает стишок: На полянке цвел цветок — на него сел мотылек... Можно и продолжить)). Я заметила, что в процессе такой игры ребенок учится лучше чувствовать язык, длину и звучание слов.
  • Что это? Цель:с закрытыми глазами трогать какой-то предмет и отгадать его. У нас обычно в ход идет содержимое моей сумки, а потом и другие близ лежащие предметы.
  • Отгадай предмет. По наводящим общим вопросам (отвечать на которые можно только да или нет ), игрок должен догадаться, какой предмет из окружающего пространства был загадан другим игроком. Такие вопросы обычно мы задаем: Это большое? Мягкое? Белое? Черное? Это можно взять в руки? Это справа?..
  • Загадай предмет. Здесь, наоборот, игрок загадывает предмет, что находится где-то рядом, описывает его, а другой старается догадаться, о чем идет речь. Кстати, эта игра отлично развивает разговорные навыки ребенка.
  • Назови предметы определенного цвета. Здесь все просто — один называет цвет, другой — все окружающие предметы этого цвета.
  • Угадай мелодию. Старая добрая игра, которую лично я в детстве обожала! Песен сейчас очень много, но если у вас с ребенком есть определенные фавориты, то игра получится захватывающей! Мы имитируем мелодии не только голосом (это слишком легко!), но и выбиваем их в ладоши, стучим кулаком или еще чем-нибудь)). Это бывает очень смешно!
  • Проговори скороговорку быстрее. Тема скороговорок мне лично очень нравится (и , в том числе), поэтому мы иногда играемся в них тоже, когда хочется поболтать)). Суть такой игры в том, чтобы «перескороговорить» своего противника.
  • Угадывать или изучать дорожные знаки. Некоторым детям это занятие очень нравится! И моя дочка относится именно к этой категории. Конечно, нужно для начала их поизучать, рассказывая, что они значат (особенно часто повторяющиеся), можно их даже рисовать вместе. А потом уже, угадывать.
  • Скажи, как будет называться...? Эта игра тоже связана с дорожными знаками, а точнее — со знаками населенных пунктов. Я думаю те, кто часто ездят на машине на дальние расстояния, могли часто встречать на своем пути смешные или странные названия мелких поселков или даже деревень. Так вот, в связи с этим мы с Миланой придумали такую игру — загадываем какой-нибудь вопрос типа "Скажи, какая будет фамилия у твоего будущего мужа? Как будут звать твою лучшую подружку в 10 классе? Куда ты поедешь через 10 лет? Какая будет кличка у твоей собаки? Лучшее прозвище для зануды? Как будет называться ресторан, в который ты скоро пойдешь? " ... и тому подобное. Ну а дальше ждем ближайший населенный пункт, который нам даст ответ! Поверьте, бывает очень смешно:-).
  • Нарисуй с закрытыми глазами предметы. Тут понадобятся цветные карандаши! Для начала загадываем любой предмет из тех, что видим вокруг. Потом закрываем глаза, берем цветные карандаши и рисуем его. Чем точнее мы угадаем с цветами (их придется выбирать вслепую) да и вообще с самим изображением, тем лучше!
  • Случайное слово. А здесь понадобится любая книга и карандаш с листочком. Берем книгу, с закрытыми глазами открываем любую страницу, указываем пальцем на любое место на странице и открываем глаза. То слово, на котором оказался указательный пальчик, записываем. Потом второй человек, или третий делает то же самое. Можно остановиться на 5-7 словах, и потом из них составить забавный рассказ. Игра очень увлекает и когда играешь в нее, время бежит незаметно.
  • Книга расскажет. Это второй вариант игры с книгой, который нам тоже очень нравится. Перед тем как вслепую указывать на слово в любой части книги, мы загадываем какой-то вопрос общего характера (например, мы загадывали такие вопросы: Что интересного нам готовит 2-й класс школы? Как мы проведем следующее лето? Расскажи нам что-нибудь о следующей неделе? Что ты можешь сказать об этом человеке? Как можно одним словом описать какого-то человека?.. и т.д.) . Получается, когда мы указываем на слово в книге, то вычитываем уже целое предложение, к которому оно относится — очень даже забавно получается:-). Попробуйте.
  • Запутанная история. В такую настольную игру мы часто сами играли в детстве. Почему бы не использовать ее в дороге? Мы так и сделали. И были довольны, так как наши получавшиеся истории либо поражали своей запутанностью и несвязанностью, либо, наоборот, удивляли своей складностью. Суть в том, чтобы написать историю. Но каждый игрок может писать только по предложению этой истории, после чего должен обязательно его скрыть от глаз другого, загибая край листа. Можно оставлять для следующего игрока лишь последнее слово, чтобы оно давало некую подсказку. А вообще, перед этой игрой можно сразу договориться о приблизительной тематике. В любом случае, получаются всегда любопытные и необычные истории!

Покупные игры

Некоторые из них я покупала непосредственно перед поездкой (ссылки с описанием будут на названиях. Все брала в озоне — там таких игрушек огромный выбор!).

Словодел

С недавних пор нам с Миланой эта игра очень полюбилась — дочка подросла и стала понимать больше в составлении слов.

Суть игры — из случайно выбранных фишек с буквами составлять слова и располагать их на игровом поле в виде кроссворда.

Так как за каждой буквой закрепляется еще и определенное число баллов, выигрывает тот, кто набирает наибольшее их количество.

Деревянная головоломка


Тоже весьма интересная вещь! Когда звезда находится на своем месте — кажется, что собрать ее не составит труда, но вот попробуйте высыпать все частички на стол и собрать ее заново. Если это окажется непосильной задачей, то на помощь всегда придет инструкция.

Милана собрала ее за 5 минут. У меня почему-то не вышло)). Но время в дороге было — и я, помучившись, сделала дело!

Фанты «Верю -Не Верю»


По идее игра рассчитана на один раз, так как суть ее — читать вопрос на верхней стороне карточки, а потом спрашивать у игроков(а), верят ли они прочитанному. Они говорят свой вариант, а ведущий после этого зачитывает верный ответ на другой стороне карточки.

Так как карточек там целых 45 штук, можно эту игру растянуть на несколько раз. Так было и у нас — часть фантов мы использовали на дне рождения Миланы, другую часть — в дороге.

Вопросы, кстати, очень любопытные и заставляют задуматься даже взрослых!

Волшебный круг


Очень увлекательная игра-развивашка! У дочки она уже давно — лет с 4-х. Поэтому все вариации фигур и рисунков были составлены не один раз.

Но в дорогу я все же решила ее взять — она пылилась в шкафчике уже больше года и я подумала, что Милана с интересом о ней вспомнит. Так и вышло. Игра нам тоже пригодилась, чтобы скоротать долгие километры трассы.

Книги с заданиями

Обычные книжки дочка не всегда читает с охотой (о я написала целую статью), да и в дороге, когда немного потрясывает, как-то для глазок не очень)). Но вот что касается книжек с заданиями, загадками, ребусами и других подобных штучек, это она всегда готова делать! Вот и пришлось мне на всякий случай прикупить несколько таких книженций. Заказывала снова в озоне — мне удобно, так как до пункта самовывоза от дома идти всего 500 метров)).

Вот что я купила. Сразу скажу, все понравилось. Но особенно вот эта книжка :

Она была «проработана» от и до! Мы ей занимались и по дороге на море, и обратно, и даже на месте.

Красивое оформление, что сказать! Интересные задания разного характера. В общем, все как и обещано в названии «Только для девочек!»

Этот малыш-блокнотик , полный разнообразных головоломок, загадок и раскрасок, тоже особо полюбился дочке. Она его поставила на второе место (Да-да! Она присвоила всем книгам свои места!)

А мне он особо понравился за его миниатюрность и удобство в перелистывании страниц)).

Третье место взяла эта книга с головоломками . Хорошая бумага, крутые головоломки, в конце есть ответы ко всем заданиям. Правда, она немаленькая — формата А4. И в отличие от предыдущего блокнотика, не уберется в небольшую сумочку. Но мы ее тоже брали с собой.

Поверьте, 3600 км дороги — это вам не до продуктового магазина за хлебом сходить:-)). Поэтому, в ход идет все!

Эта книжечка пока не разобрана по косточкам — там просто очень много ребусов! И к тому же, они не цветные. Видимо, из-за этого она в нашем рейтинге оказалась на самой низкой позиции.

Ребусы там разной сложности. С какими-то заданиями Милана справлялась самостоятельно, а где-то мы с ней вместе ломали наши головушки)). В ответы мы не заглядывали, так интереснее. Честно сказать, ребусов тут хватит еще на весь 2-й класс!

Аудио книги

Решила тоже о них написать, хотя к играм или развлечениям их вряд ли можно отнести. Но так как на лето нам задали читать много литературы, то решила перед поездкой найти на просторах интернета аудио версии некоторых произведений. И это я сделала не зря — когда хочется отдохнуть, можно просто включать аудио книжку и слушать. Что мы и делали, когда хотелось заснуть, например:-).

Новости

Кроме южной поездки это лето было наполнено также большим количеством гуляний на природе и по городу, приятными событиями, наблюдениями, экспериментами и новыми делами. Вот некоторые из них:

  • Поход в планетарий . Там нам рассказали о том, какие созвездия мы можем наблюдать в июле и августе. Все это было также показано на большом куполе, имитирующем ночное небо. Было красиво и романтично)).

  • Из гусеницы в бабочку. Ну или мотылька)) В общем, нам удалось наблюдать полный цикл развития бабочки! И это было необычно и крайне интересно. Дело было так. Нашла я зеленую гусеницу, когда вытаскивала из холодильника пучок зелени. Решили мы ее оставить у себя — посадили в баночку, дали ей листьев капусты. Она начала их жадно кушать. Кушала несколько дней. Кушала и какала)). Недели через две мы заметили, что она стала что-то плести, типа паутины вокруг себя. В итоге сделала себе домик и затихла. Еще недели через 2 мы заглянули в баночку и увидели мотылька темного цвета! Столько радости было! Это случилось как раз перед поездкой на дачу — ей повезло. Мы доставили её на родину, и она с радостью улетела!
  • Поход за грибами . В это странное лето за грибами мы ходили не как всегда — в августе-сентябре, а в начале июня)). И представьте себе — набрали лисичек и подберезовиков!
  • Юбилеи. Этот год у нас очень насыщен всяческими юбилеями и важностями. Смотрите сами: моему племяннику исполнился ровно годик, племянница получила паспорт, у моих свекров были юбилеи, у нас с мужем — 10 лет совместной жизни, у моей мамы будет юбилей скоро... В общем-то так!
  • Йога. Я кроме бега решила также попробовать заняться упражнениями из йоги. Мне очень нравится. Они прекрасно приводят мышцы в тонус! Кроме этого, помогают сконцентрировать свои мысли. Попробуйте. Нужен лишь коврик и ютуб)).
  • Хлеб. Решила испечь свой домашний хлеб. Вот буквально недавно это свершилось! Для первого раза получилось очень хорошо. Я довольна! Перед этим, правда, нужно было вырастить свою закваску — на ржаной муке. У меня это тоже вышло)). Ура!

  • Мясо. С весны я не кушаю мяса. Правда, я никогда его много и не ела — не особо люблю. Но все же. Решила из рациона вообще его убрать. Возможно, временно, возможно и нет. Загадывать не буду. Главное, что пока мне это состояние очень нравится. А оно совсем другое — поверьте! Все лето я ем фрукты, овощи, зелень, крупы и т.д. .
  • Прогулки . Как я уже сказала, мы много гуляем. Я это дело очень люблю! Для полного счастья нужно еще велосипеды нам всем — чтобы можно было ездить на дальние расстояния. Вот немного фото:

Территория Нижегородского Кремля

Улица Рождественская


Г. Гороховец. Пужалова Гора

Вид на реку Оку

А как вы провели или проводите это лето? Принимаю ответы как на русском, так и на английском

Порция английского

Статья получилась длинной...И вот, как и обещала вам, делюсь порцией полезного инглиша! А так как тема моей статьи сегодня — игры, свободное время, поездки, занятия, то поговорим о них. Даю вам несколько выражений по теме. Уверена, они будут вам полезны!

Travel by car/by train/by plane -путешествовать на машине/поезде/самолетом

It"s a long way — это долгий путь

Entertain oneself — развлекать себя

Spend one"s free/spare/leisure time — проводить свободное время

Easy games — простые игры

Play together — играть вместе

Play words — играть в слова

Play rhymes — играть в рифму

Play different games — играть в разные игры

Guess the melody — угадай мелодию

Guess the item — угадай предмет

Play Scrabble — играть в Словодел

Collect the puzzle — собрать головоломку.

Draw — рисовать

Colour — раскрашивать

Complete tasks — выполнять задания

Solve puzzles — решать ребусы

Listen to audio books — слушать аудио книги

Ride on a seesaw — кататься на качелях

Play chess — играть в шахматы

Watch the night sky — наблюдать за ночным небом

Gather mushrooms — собирать грибы

Celebrate anniversary — отмечать юбилей

Do yoga — заниматься йогой

Bake bread — печь хлеб

Ride a bike — кататься на велосипеде

Весна - время составления планов на летние каникулы, на поездки с детьми.

Использование гаджетов

Самый очевидный способ - взять с собой фильмы на диске или планшете. Но тут надо учитывать, что владеть вниманием детей даже самый любимый мультик может не более полутора-двух часов. После они устают. Особенно в поездке. Лучше поставить малышу аудио сказку. Этот способ еще хорош и тем, что можно обсудить сказку или рассказ с ребенком.

В путешествие стоит запастись жесткой папкой с кольцами формата школьной тетради. Готовые блоки для такой папки можно купить в магазине канцтоваров, а можно сделать отверстия в любых листах бумаги дыроколом. Если скомплектовать эту папку бумагой разного типа - писчей в клеточку и линейку, белой альбомной, разноцветной самоклеющейся - получится универсальная папка. Хорошо бы закрепить на одном из колец с помощью резинки или веревки ручку с пастой нескольких цветов. Если не полениться заранее и соорудить ожерелье из цветных карандашей, закрепив их на веревку сквозь предварительно просверленные отверстия, то у ребенка будет возможность рисовать ими без риска потерять.

Волшебная папка

Такая папка пригодится и для рисования, и для игр, типа морского боя, а если взять ножницы (обязательно с тупыми концами), то ребенок сможет делать аппликации.

Путешествие это хорошая возможность изучить окружающий мир. Ребенок с удовольствием будет описывать происходящее за окном. Для детей с высоким коэффициентом воображения, можно предложить сочинить сказку, например, о проплывающем мимо облаке, проехавшей машине и т.д. Можно включиться в его описание, вставляя свои дополнения или объяснения природных явлений. Если ребенок запишет или зарисует получившийся рассказ в своей волшебной тетради, воспоминания о поездке сохранятся надолго. Кстати, по возвращению листы из этого альбома, вместе с фотографиями достопримечательностей можно использовать и для оформления детского альбома путешественника.

Настольные игры

Если предстоит долгое путешествие на поезде, то можно захватить с собой настольные игры, такие как эрудит (скрабл), домино или пазл. При этом надо быть готовым к тому, что какая-то часть мелких деталей может потеряться. В случае поездки на машине, возможности игр, конечно, более ограничены и здесь на помощь придут игры, которые не требуют реквизита.

Устные Игры

  • Угадай предмет

Легко отвлечь ребенка, загадав какой-либо предмет и отвечая на его наводящие вопросы «да», «нет». Например, «Этот предмет желтого цвета?» - «да». «Этот предмет круглый?» - «нет». После того, как он отгадал - загадывает он.

  • Первая буква

Можно развлечь ребенка, предлагая назвать как можно больше предметов на заданную букву, выискивая эти предметы за окном автомобиля.

  • Смешные загадки

Очень нравится детям игра в смешные загадки. Детская фантазия выдаст неожиданные ответы на необычные вопросы: «От чего кошки прыгают?» - «От пола». Обычно такие отгадки вызывают много смеха и радости.

  • Тренировка памяти

Игра на тренировку памяти. Первый участник говорит короткую фразу, например «Я пошел гулять и нашел на улице…». Второй участник подставляет слово, возможно прилагательное. Следующий - повторяет всю фразу целиком, добавляя свое слово. Выигрывает тот, кто сможет дольше повторять цепочку слов.

  • Игра в синонимы

Нужно придумывать по очереди синонимы к заданному слову. Победитель тот, кто придумал больше синонимов.

Очень полезно запастись «призами» для выигравших в соревнованиях. Это могут быть конфеты, цукаты и другие лакомства.

Музыкальная угадайка

Можно устроить игру «Угадай мелодию», напевая начало знакомых песенок.

Игры с предметами

Можно спрятать небольшую пластмассовую игрушку в мешочек или носок, и предложить ребенку на ощупь отгадать, что спрятано внутри. Наводящие вопросы не возбраняются.

Найди клад

Путешествуя на машине, можно организовать игру «Найди клад», спрятав заранее записки или картинки с указаниями местонахождения следующей подсказки в зоне досягаемости рук ребенка. Кладом может служить любимое лакомство или мелкая игрушка.

Лепим в путешествии

Если ребенок любит лепку, ни в коем случае не стоит брать пластилин - его потом крайне трудно отчищать с обивки автомобиля или одежды. Лучше заранее приготовить пластилин из муки. Рецепт - прост: в кастрюльку налить 2 стакана воды, добавить туда 1 столовую ложку растительного масла. Поставить на плиту, довести до кипения, но не кипятить. Отдельно смешать 2 стакана муки, столовую ложку лимонной кислоты или винного камня и стакан мелкой соли. В эту смесь добавить горячую воду с маслом и тщательно перемешать до однородной массы, которая постепенно будет загустевать. Когда смесь слегка остынет, домесите ее руками до консистенции эластичного теста, которое не липнет к рукам. Его можно разделить на кусочки и окрасить в различные цвета пищевыми красителями или акварелью. С собой его можно взять в пластиковом контейнере.

Из этого теста можно, например, вылепить кукол на пальцы и предложить ребенку стать режиссером спектакля с участием этих персонажей. Персонажей можно и просто нарисовать на пальчиках ребенка фломастерами.

Детям необходимо время от времени размять ножки и подышать свежим воздухом. Поэтому, при путешествии на машине нужно периодически делать остановки для коротких активных игр или разминок, а в поезде не стоит ограничивать физическую активность ребенка и, при всякой более-менее длительной остановке, следует выходить из вагона погулять.

Лето идет полным ходом, а солнечных лучей в этом году как то маловато... Что делать? Правильно! Не упустить надвигающийся бархатный сезон . Берем мужа, детишек, кота к бабушке на временное поселение и вперед к ласковому солнцу! Самолетом, поездом, на машине, на автобусе - на чем угодно, лишь бы услышать волшебное шептание морских волн и ласкающие прикосновения жаркого солнца.
Но тормозит одно огромное НО - как перенесут поездку дети до долгожданного морского курорта. Возможно, нервный стресс от дальней поездки перечеркнет все предвкушаемые радости.
Тут я озадачилась вопросом, а как можно увлечь ребенка в дороге так, чтобы время пролетело легко и непринужденно для чада и для нас, родителей. Ведь так хочется, чтобы отдых начался сразу с того момента как мы займем свои места согласно купленным билетам.
Первым делом я начала вспоминать развлечения и игры, которые не занимают много места и не требуют большого количества атрибутов. Далее я обратилась к интернету, встретила много информации от мам, которые уже бывали в дальних поездках и делятся своим опытом. Проанализировав всю информацию, я сделала вывод, что универсального средства или набора средств для развлечения ребенка в дальней дороге не существует. Есть огромное количество развлекательных вариаций, из которых можно выбрать оптимальный набор, подходящий именно для вашего ребенка - главное, полагайтесь на его предпочтения, интересы и возраст.
Ниже хочу представить вашему вниманию игры и развлечения, которые помогут детям провести дальнюю дорогу в любом виде транспорта максимально весело и непринужденно.
Итак, начнем...

Книги

Возьмите с собой в дорогу любимые книжки ребенка, а также можете купить новую интересную книгу, возможно, ваш малыш с удовольствием какое-то время послушает новый рассказ/сказку/стих.
Сейчас, в книжных магазинах можно найти увлекательные книги-помощники для родителей, которые подскажут вам как оптимально организовать досуг ребенка в дороге. Это готовые компактные сборники развлекательных занятий, которые обязательно должны понравиться нашим детишкам.

Творчество

В дороге вам пригодится альбом для рисования и фломастеры. Малыши просто с удовольствием рисуют . Рисование – очень увлекательная игра, если она происходит с участием взрослых. Можете придумать сказку и вместе по очереди рисовать персонажей, также походу вы можете придумывать сюжет. Это прекрасная игра для развития фантазии и творчества ребенка. Можете пофантазировать о том месте куда вы едите отдыхать -что там есть, как выглядит, какие люди там живут, какие животные там обитают, какие растения растут и т. п.
Не любите рисовать - тогда раскрашивайте , ребенок минимум на полчаса будет занят.
Пригодится и пластилин - можно лепить животных, растения, людей, сказочных персонажей, папу за рулем (стюардессу, проводника, самолет) - будет также весело.

Простые игры
Города, съедобное-несъедобное , животные (называть слова на последнюю букву ранее сказанного слова) или, для тех кто помладше, просто, кто больше знает слов на заданную тему. Игры в ассоциации: рука - рыбак - удочка - рыба - улов и т.д. А еще можно учить буквы , называя слова, начинающиеся только с заданной буквы, или, наоборот, заканчивающиеся на нее.
Считаем
Смотрите в окно вместе с ребенком. Предлагайте ему варианты игр. Например, считать деревья, столбы, машины которые проезжали мимо, потом изучать цвета (каких цветов машины, деревья, дома).Можно искать слова за окном на заданную букву .
Развиваем логику
Логические задачки - скачайте тексты логических задач для детей, заучите или распечатайте. Предложите ребенку порешать их в дороге. Они есть для разных возрастов - от 3х лет и старше. Будет также интересно: развивайте мышление ребенка с помощью рассуждений. Логическими задачками могут быть задачи из серии: «найди лишнее », «волк, коза и капуста », «найди отличия на картинках » и т.п.
Игры со смыслом
Смысловые игры - самые интересные и затягивающие игры в дороге (можете тематику на фантазировать сами):
«Противоположности » - называете слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу (день-ночь, кислый-сладкий и т.п.).
«Каким бывает? » - по очереди подбираем определения к слову, кто больше не сможет придумать - проиграл (например, кошка бывает пушистая, голодная, белая, спящая и т.п.).
«Что бывает? » - игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, пушистым может быть снег, одеяло, волосы, кошка и т.п.)
«Что можно сделать? » - по очереди называем предметы (из бумаги - тетрадь, книжку, самолётик и т.п.). Кто больше не может ничего назвать - проиграл.
«Вот предмет, а из чего люди сделали его? » - обратная к предыдущей игра. Я называю вещь, а малыш говорит, из чего она сделана (стол - из дерева, дом - из камня и т.п.).
«Что внутри? » - называете предмет, а ребёнок говорит, что в нём может быть (например, яйцо-цыплёнок, кошелёк - деньги, самолёт - пассажиры и т.п.).
«Что было раньше? » - называете слово, а ребёнок говорит, чем это было раньше (рыба - икрой, лужа - дождиком, лист - почкой и т.п.).
«Что будет, если? » - спрашиваете, что будет, если съесть 100 конфет, или если долго-долго бежать, или если научиться летать – ребенок фантазируя, выдает ответы, чаще всего комичные.
«Сочиняем стишок » - по очереди придумываем строчки стихотворения. Получается очень смешно.
"Да-нет" - вы загадываете слово, а ребенок пытается отгадать задавая наводящие вопросы, отвечать на которые можно только "да" или "нет"
"Вы поедете на бал? » Это игра для детей старше 6 лет . Правила следующие: ведущий начинает так: «Черный с белым не берите, «да» и «нет» не говорите. Вы поедете на бал?»
Потом ведущий задает участникам вопросы. А дети должны отвечать, не используя слова «да» и «нет», «черный» и «белый». Например, кто ответит: «Нет, не поеду», проигрывает. Нужно сказать, к примеру: «Обязательно приеду». Запретные цвет нужно называть по-другому: цвет снега, цвет ночи и т.д.
Ведущий может расспрашивать все что угодно, про сны, про мечты, про выходные и про друзей, не обязательно только про бал. Можно рассказывать фантастические истории. Главное, увлечь детей рассказом и заставить их сказать запретные слова.
"Неразбериха" . Ведущий называет какой-то признак: это можно кушать или это можно надевать на себя. Потом ведущий называет подряд быстро слова: «банан, каша, хлеб, конфета, стул».
Если одно из слов не подходит под названный признак, дети должны топнуть ногой. Если все подходит, значит, дети хлопают в ладоши. Можно сказать, например: «В озере живут караси, щуки, лягушки, лисы», «Кубик бывает, желтым, белым, деревянным, синим, круглым». Если говорить много слов подряд и быстро, получается очень весело.

Пальчиковые игры
Разучите новые небольшие стишки, которые можно показывать. «Сорока-сорока», «Ладушки» – всем известные игры. Можно также выучить коротенькие детские стишки , где малыши будут повторять последние слова. Например, «Гуси, Гуси, га-га-га» или « Меня укусил гиппопотам (ам-ам), от страха я на дерево залез (ес-ес), теперь я здесь (показывает на себя), а ноги мои там (показывает вниз), меня укусил гиппопотам (ам-ам)…
Подобные игры есть и для подросших детей, например игра "Ласточка-хвостик ", играть очень просто: гладим детскую ручку с внешней стороны и приговариваем: "Ласточка, ласточка". А когда "ловим" ласточку, то громко говорим: "Хвостик", а ребенок должен постараться убрать руку, чтоб «ласточка улетела». Затем можно ребенку предложить поймать свою руку. Можно, сцепившись руками с ребенком, постараться поймать большой палец друг друга на счет 3.
Кукольный театр

Кукольный театр - купите пальчиковые куклы , или куклы на руку, придумывайте сюжеты, разыгрывайте с ребенком, меняйтесь ролями. Если вы не подумали о кукольном театре заранее, а идея поиграть в него (в театр) возникла в дороге - не беда. Берем фломастеры или просто шариковую ручку, рисуем на пальцах руки разные рожицы и начинаем импровизированное представление. Детишки будут в восторге. Когда еще удастся с разрешения родителей изрисовать себе руки:)

Бусы из пуговиц

Отличная развлекательная штука для ребенка. Сделайте ее своими руками. Соберите заранее на крепкую нитку разные пуговицы (по форме, по цвету, по количеству дырочек). Дайте ребенку. Если ребенок еще мал (до 3-х лет), то он с удовольствием будет перебирать их, рассматривать. Если малыш постарше, умеет считать и хорошо знает цвета, вы можете давать задание - найти пуговицы одинакового цвета, размера, по количеству дырочек и т. п.
Наклейки

Если ребенок не проявляет большого интереса к рисованию или раскрашиванию - есть решение! Наклейки выручат всегда. Купите ребенку наклейки. Но лучше не "украшать" наклейками все что находится вокруг, а клеить их в пустой альбом, создавая свой уникальный сюжет или в специальный альбом для наклеек.

С песней веселей
Танцы и песни (заранее скачайте на электронный носитель). Включите зажигательную музыку и потанцуйте сидя на месте (подойдет для автомобиля и поезда, с самолетом, скорее всего не получится). Покажите ребенку разные движения руками и не стесняйтесь, а расслабьтесь и получайте удовольствие от музыки и поездки. Пойте песенки разными голосами - уверена, ребенок будет не только подпевать, но и заливаться от смеха.
А еще можно поиграть в "Угадай мелодию ", вы напеваете мелодию детской песенки, а ребенок пытается ее угадать, потом можно поменяться местами.
Массаж
Это конечно не игра, но все-таки, большое приятное расслабляющее мероприятие. Сделайте своему малышу массаж. Можете положить ребенка к себе на колени и помассажировать, при этом рассказывайте стишки или напевайте песенки. Помассируйте ручки, ножки, которые уже устали сидеть на месте.
Игрушки

Обязательно возьмите с собой пару тройку любимых игрушек. Великолепно будет, если вы купите абсолютно новую игрушку. Ребенок будет рад и отблагодарит вас несколькими минутами тишины при изучении.

Развлекательная мультимедиа

Мультики , развивающие передачи , детские фильмы . Закачайте на электронный носитель то, что любит ваш ребенок. Аудиосказки, детские песенки - их можно громко петь в машине всей семьей - это будет очень весело!

Надеюсь моя подборка будет полезна вам в дороге!

Вот наступает момент, когда вся семья отправляется в долгожданное путешествие. Казалось бы, вещи собраны, билеты куплены, но возникает вопрос, чем развлечь в дороге ребенка, чтобы он не скучал? Как сделать поездку не только рутинным, но и интересным занятием? Первое время дети погружены в новые впечатления: они рассматривают пейзаж за окном, вслушиваются в новые звуки, ходят по купе поезда, а вот когда малыш начинает откровенно скучать - самое время придумать для него оригинальное развлечение. Представляем вашему вниманию ТОП-10 способов как развлечь ребенка в дороге.

1. Дневник путешественника

Попробуйте вместе с ребенком завести настоящий путевой дневник - это может быть альбом с плотными листами или тетрадь. Предложите ребенку зарисовывать все, что его заинтересовало. Когда делаете остановку - можно собрать красивые цветы и засушить их, а затем вклеить в дневник, в тетрадь также можно вклеивать фотографии, билеты, карты и многое другое. Мама может сделать к наиболее удачным снимкам интересные комментарии. Поверьте, когда вы через пару лет достанете этот дневник и рассмотрите его вместе, он доставит вам немало удовольствия и подарит приятные воспоминания о путешествии.

2. Словесные игры

Можно предложить ребенку посчитать автомобили на малолюдных трассах или усложнить задачу и считать только машины красного цвета или определенной марки. Не менее популярны и словесные игры, к примеру, «Отгадай слово или Поле чудес», принцип тот же, что и у популярной игры, взрослый загадывает слово, а малыш может называть буквы или задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Не менее интересно незаслуженно забытая игра в «Города» или «Словесное домино», когда человеку нужно называть слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Можно потренироваться в составлении предложения на одну букву, к примеру: Мама мыла, Маша мела метлой. Можно вместе решать кроссворды, загадки, головоломки, поиграть в ассоциации: придумать, на что похожа форма облаков или дальнего леса.

3. Доски для рисования

Настольные игры зачастую занимают много места, а вот доска для рисования вполне поместится даже в небольшой сумочке. Возьмите с собой в дорогу альбом, цветные ручки, трафареты - дети обожают возиться с цветами. Карандаши и раскраски лучше оставить дома, карандаши легко ломаются, а в дороге постоянно их очинять по меньшей мере неудобно. Интересным вариантом времяпровождения станет спирограф, различные штампики, наклейки. В магазинах продается мягкая синельная проволока, из которой можно создавать забавные фигурки - все это пригодится для развлечения малыша.

4. Игры на бумаге

С детьми постарше можно устроить соревнования в «Крестики-Нолики» или «Морской бой». Можно предложить ребенку карту, чтобы он сам смог следить за маршрутом и отмечал все населенные пункты, которые вы уже проехали. Такое занятие надолго его увлечет, а вам не придется волноваться об организации досуга чада. Если вы едете в поезде - можно попробовать потренировать искусство оригами: научитесь вместе складывать цветок, журавля, самолетик или кораблик из бумаги - особого умения здесь не требуется, более сложные фигурки лучше практиковать в домашних условиях, поскольку для них потребуется клей, ножницы - в дороге попросту будет неудобно.

5. Книжки и развивалки

Для совсем маленького ребенка можно подготовить развивающие книги - страницы такой книжечки выполнены из тканей разной фактуры, к ним пришиваются бусины, пуговицы, наклеиваются наклейки. Можно почитать ребенку вслух, посмотреть занятные иллюстрации вместе. Хорошим вариантом станут аудиосказки - благо, практически у каждого есть телефон или планшет, хотя бы на полчаса можно будет занять чадо интересной историей, а вот мультики в дороге лучше не смотреть - они возбуждают нервную систему, а в машине, самолете или поезде особо не разгуляешься.

6. Коробочки с сокровищами

Можно взять шкатулочку и составить дорожный набор для рисования или какого-либо ремесла. Предложить ребенку создать в пути свой «сундучок с сокровищами», хорошенько рассмотреть их, а потом поиграть: предложите ребенку запустить руку внутрь шкатулки или мешочка и на ощупь определить, какой предмет сейчас он держит. Это и мелкую моторику развивает, и ребенку ехать куда интереснее. В сундучок могут попасть ракушки, желуди, магниты, маленькие игрушки, брошки и многое другое.

7. Настольные игры

Это не совсем игры в классическом их проявлении, но все же настольные. Зачастую игры довольно громоздкие, поэтому вполне можно обойтись ровной поверхностью, на которой можно будет играть: в поезде или самолете это откидной стол, в машине - поднос, который можно взять из дома. На поверхности можно выкладывать слова, играть в домино или лото, рисовать, писать.

8. Придумайте историю вместе

Очень интересный способ скоротать время в долгих путешествиях - это написать собственный рассказ. Предложите ребенку помочь вам, а на полях тетради нарисовать забавные рисунки. Можно поиграть в игру противоположностей: придумывать предложения, которые связаны друг с другом, но одно начинается со слов «к сожалению», а другое «к счастью». Например: К сожалению, море было холодное, и купаться нам не разрешили. К счастью, на следующий день выглянуло солнышко, и погода наладилась.

9. Пальчиковые игры и театр

Не стоит сбрасывать со счетов любимые многими детьми потешки и пальчиковые игры. При желании можно создать целый кукольный театр, изготавливая кукол из подручных материалов - бумаги, носового платка, красивого цветка и так далее. Куклы могут рассказывать занимательные истории и сказки, учить вместе с ребенком стишки и песенки - и время скоротаете, и чему-то полезному и новому ваше чадо научится.

10. Творчество

Многие дети любят что-то мастерить: фигурки из проволоки и бумаги, кусочки пластилина, аппликации и многое другое может понравиться вашему ребенку и развлечет его в пути. Можно составить собственную фантазийную карту с необычными названиями и описаниями вроде «деревушка, где много коров» или «детский город», дети любят творчество, поэтому не бойтесь экспериментировать и фантазировать вместе с ними.

Непременно продумайте, чем вы станете развлекать юного путешественника, когда прогулки по вагону и глядение в окно автомобиля ему уже порядком наскучат. Основная помощь ребенку в дороге — это структурирование пространства и времени.

Извлеките из ситуации максимум пользы: дайте ему лишнюю возможность убедиться в том, что мир устроен любопытно и существует по своим особым законам. 3-летний малыш будет ежечасно спрашивать вас: «Когда же мы приедем?», вот и займитесь изучением вопроса о том, как день сменяет ночь, ведь про это у вас за окном крутится круглосуточное кино. Есть и книжки, которые могут оказаться в тему. Ради такого случая стоит запастись игрушечными часами со стрелками. Дополнительная история может возникнуть, если вы пересекаете границу часовых поясов, едете совсем далеко — в окне можно будет наблюдать смену климатических зон. Обратите внимание чада на то, как стремительно редеет березовый лесок, уступая место пирамидальным тополям или низкой северной растительности.

Отдельное развлечение в поезде — убедиться в том, что солнце, в отличие от близлежащего леска, следует за путешественниками не отставая. Четырехлетка, вдохновленный тем, что земля круглая, с удовольствием выслушает рассказ на тему «Животный мир в разных уголках земного шара». Опять же припасите книжки из серии «Зоопарк» или соответствующий том детской энциклопедии. Когда ребенок устал от контакта с вами, предложите ему рассказать все увиденное и услышанное любимой кукле. Товарищам постарше непременно захватите ручку и персональный органайзер — пусть делают «непутевые заметки».

Малышей прекрасно отвлекают книжки, если их рассматривание сопровождать увлекательным повествованием. Купите десяток новых специально в поездку, «до кучи» прихватите пачку старых журналов — на растерзание. Кроме того, дети обожают рисовать. Ребенку после года понравится графический магнитный планшет. Для трехлетки запасайте фломастеры, карандаши и мелки. У вас также должен быть альбом или много писчей бумаги. Прихватите книжки-раскраски. Убейте двух зайцев — купите карапузику книжки для развития мелкой моторики: картинки в них предназначены для раскрашивания штриховкой, которая должна ложиться в определенном направлении. Придутся кстати любимые малышами книжки-липучки или побольше мелких наклеек. Стены купе (да и салон авто) станут после вашей поездки гораздо веселее! В поезде для разминки можно бегать по проходу, возить по нему любимый грузовичок, ходить в гости к другим детям, на худой конец немного похлопать дверьми. Бесперспективное для нас занятие сравнивать пейзаж в разных окнах одного и того же вагона поезда малышу может показаться восхитительным!

Товарищам вдумчивым, увлекающимся интеллектуальными играми, подойдут рамки-вкладыши, конструкторы с большим количеством деталей (типа «большой сортировщик»), коврики-трансформеры и разнообразное лото. Существуют также наборы игрушечных инструментов специально для мальчиков. Чтобы занять малыша надолго, минимум половина всех «прибамбасов» должна быть новой, другую должны составлять игрушки, заблаговременно спрятанные месяца на два. Выдавайте их по очереди, только когда карапуз окончательно наигрался тем, что у него есть. Надоевшее убирайте с глаз долой. Для маленьких детей припасите «кризисную» игрушку: скорее всего, это что-то вроде электрического пианино или такого же «зоопарка», где каждая зверушка подает голос при нажатии на кнопку. Пригодятся музыкальный молоток и игрушки-пищалки. Извлекайте «палочку-выручалочку» только тогда, когда момент станет критическим. Будет прекрасно, если она вам вообще не понадобится: у вас впереди еще обратный путь. Если в поезде выкуплено все купе или у вас билет в СВ, можете воспользоваться магнитофоном и кассетами с детскими песенками и сказками.

Забавы в дороге

Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картины», когда проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, а какими вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.

Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.

Сложные слова

Слова — это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов, нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это могут быть и станция, и трубка, и служба, если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам, при этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомните какой-нибудь случай

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, праздновали день рождения или ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Светы, я играл вместе с Ксюшей и Машей в поезд». Вы добавляете: «А тетя Света приготовила вкусный пирог», и еще ваш ребенок вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Что делать, когда плохое настроение

Если ваш ребенок хочет рассказать о каком-то неприятном случае, выслушайте его до конца, а потом спросите, как ему следовало поступить, чтобы не случилось этой неприятности.

Вспоминайте события, которые произошли совсем недавно. Не стоит углубляться в далекое прошлое, за исключением, конечно, какого-то особого случая. Не корите ребенка за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены — когда-ни- будь он четко будет помнить то, о чем вы совершенно позабыли.

Угадай мою песню

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую, если не узнает — продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких как крепление на телефонных столбах, машина с вмятиной, стоящая на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы: «Давай посчитаем, сколько детей в группе?», «Здесь больше старых или молодых людей?», «Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются?», «Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?»

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Совет путешественника

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать — поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на рисунке, расспросите его о каждой из них: «Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке?» Однако когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом — машины, на третьем — люди, на четвертом — деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте!

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что дома вы подробно их рассмотрите.

Хор в автомобиле

Если вы едете в собственной машине, то можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова, напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских или ваших любимых народных песен и подпевайте. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так: повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом, затем измените манеру речи: говорите очень быстро или медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится играть в слова, изменяя голос, так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь...» можно читать как лирическое стихотворение или как страшную историю, или политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Ане, у которой есть толстая пушистая кошка по кличке Маруся, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Маруси-кошечки

Полоски хороши,

Живут в полосках блошечки,

Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть.

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т. д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел...» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь или выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел...» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. Следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры — «Дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту, например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку», следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

У кого лучше память

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию, например: «Я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку- жирафа».

Угадай, что это

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое», затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении», третья подсказка: «К нему прикасается водитель», «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до дерева или от школы до Универсама. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора к другому или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГАИ.

В городе

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2—3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Диск со сказкой

Поездка в машине предоставляет счастливую возможность общения с ребенком, однако бывают моменты, когда ситуация на дороге требует всего вашего внимания. Ребенку трудно усидеть спокойно, пока вы сосредоточенно ведете машину. В такие моменты дайте ему плеер с наушниками. Пусть он слушает записи, которые вы сделали, купили или взяли в фонотеке. Но позднее обязательно найдите время, чтобы поговорить о том, что он слушал.

Пицца в машине

Если вы собираетесь пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то, еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть, скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и получить сушеные приправы.

Забота о меню

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца и приготовьте настоящую пиццу дома, конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая о том, что вы обсуждали в машине.

Направления

Если ваш ребенок пытается выучить, где «право», а где «лево», помогите ему, посвятив 5 минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку, скажет вам повернуть налево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает налево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Кто увидит первым

Пусть дети придумывают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе», если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе ноги, а если увидите собаку — залаять. Смысл в том, что каждый раз нужно верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет 10 очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы

В час пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы — улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом — 3 на одной руке и 2 на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.

Безусловно, в пути невозможно не нарушить режим, но не волнуйтесь, он восстановится в 2 дня после прибытия в пункт назначения. Вспомните известную поговорку: «Хорошее начало — половина дела». Подготовьтесь к поездке тщательно и тогда вы, возможно, скажете, что ваш отдых начался, когда вы с малышом еще только были в пути. Друзья удивятся, а вы ответите: «Невероятно, но факт!»