Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей в старшей группе. Нод в мире доброты.docx - нод по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада
Наталия Пивень
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Доброта спасёт мир»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ясли-сад №9 «Солнышко» с. Яркое Поле Кировского района Республики Крым
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ «Основные православные ценности.» для детей старшего дошкольного возраста.
«Доброта спасёт мир »
Пивень Наталья Григорьевна-воспитатель
группы «Пчелка»
с Яркое Поле
Цель : Знакомство детей с православной культурой России, введение детей в круг основных православных ценностей, духовно -нравственных понятий и представлений.
Задачи : Формировать представление о православной культуре,о Богородице. Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,умение правильно оценивать себя и других. Содействовать формированию уважительного, внимательного, милосердного отношения к ближнему, почтения и любви к близким. Развивать стремление к пониманию нравственных образцов,развивать навыки сотрудничества. Воспитывать стремление у детей придерживаться нравственных устоев православной культуры, воспитывать доброжелательность , желание совершать добрые поступки .
Предварительная работа : Рассматривание разных видов икон, детской Библии, д/игры по оцениванию плохих и хороших поступков.
Методы и приёмы :Наглядный, игровой, практическая деятельность детей, вопросы к детям, д/игры,чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование : Библия,Библия для детей,иллюстрации храмов, икон,
музыкальный центр, мольберты, макет д/игры;
Для детей :силуэты голубей, бумага белая для крыльев (по кол-ву детей) .
О. О.: «Познание» , «Коммуникация» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Развитие речи»
Интеграция о. о.: «Социализация» , «Познание» «Музыка» , «Художественное творчество» .
Виды деятельности : Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкально-художественная,продуктивная.
Ход НОД.
1. Вводная часть.
Воспитатель : - Ребята, сегодня нас ждет много интересных открытий. Но прежде,чем мы начнем наши открытия,я хочу вас спросить- о чем говорится в загадке :
«Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней.»
Дети :-Книга.
Воспитатель :-Правильно, это книга. А какие книги вы знаете?
Дети :- Сказки,словари,книги поэтов и писателей.
Воспитатель :-В мире существует очень много книг. Но есть одна, самая замечательная, очень древняя книга на земле. Книга эта- Библия. Многие великие люди,ученые всегда читали и изучали Библию.
2. Основная часть.
Давайте рассмотрим её поближе- (показ Библии) .Посмотрите –какое великолепное золотое тиснение. Для взрослых в Библии есть только текст, а в Библии для детей и текст, и прекрасные иллюстрации. С первых страниц Библии мы узнали что Бог создал нашу землю за 7 дней.
В первый день он создал свет,день и ночь.
Во второй день- небо.
В третий землю,растения.
В четвертый-солнце,луну,звёзды.
А вот что он создал в пятый день -это вы сейчас должны отгадать.
1 «Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит- плохи дела.
А кого паук боится -угадали?
Это (птица) »
2 «Блещет в речке чистой-спинкой серебристой. (рыба) »
3 «Кузнечик,бабочка,пчела и муравей, и стрекоза. Мы даже муху позовем- и как мы всех их назовем? (насекомые) »
Так кого создал Бог в 5 день (ответы детей)
Правильно птиц, рыб, насекомых.
В шестой день по слову Божиему появились животные. И когда мир был готов, бог создал человека-мужчину и женщину, по своему образу. Назвал их : Адам и Ева. Поручил им заботиться о земле и общаться с Богом.
На седьмой день Бог почил и объявил : что сотворенное им хорошо.
Прошло не мало лет. Людей на земле стало очень много. И Бог дал людям закон. Заповеди, повеления- как и что должен делать человек, что бы любить Бога, ближних и чтобы самому быть любимым. Дал Бог 10 заповедей-давайте запомним некоторые из них : -не говори не правды на других;
Не кради;
Не завидуй другим;
Уважай отца и мать свою.
Ребята, как вы думаете, что значит уважать отца и мать свою? (ответы детей)
Молодцы,вы прекрасно знаете что значит уважать близких людей.
Появились заповеди -тогда же появилось и место где люди могли бы собираться,молиться Богу- первый храм. Давайте подойдем поближе и рассмотрим храмы,изображенные на наших иллюстрациях. (показ выставки, показ сопровождается тихим колокольным звоном)
Теперь храмы строят с красивыми куполами,нарядными украшениями.
Ребята,прислушайтесь…Вы слышите колокольный звон? В каждом храме есть своя колокольня. Всегда во время праздников или перед началом службы в храме звучат колокола…
Ребята подойдите поближе,сейчас мы с вами поиграем.
Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.
На пригорке Храм стоит,
Ну а к Храму путь закрыт,
Мы ворота открываем.
В Храм людей всех приглашаем.
Д/игра «Найди дорогу к Храму» .
Ребята, перед вами открыто много дорог,тропинок в Храм. Но не по каждой можно пройти туда. Если на дороге вам встретился плохой проступок- дорога закрыта, а если хороший поступок –дорога открыта. Итак,кто сможет пройти в Храм? Ход игры.
Молодцы, мы все с вами прошли в Храм. Первое что мы видим в Храме –это иконы (показ икон) .Верующие ставят перед иконами свечи, молятся. Молитва- это особые слова для беседы с Богом или другим православным святым, чтобы они услышали нашу просьбу.
Я хочу рассказать вам одну очень интересную историю, а помогут мне её рассказать- иконы. (Рассказ сопровождается показом соответствующих икон) .
Было это давным - давно. В городе Назарете жил Иоаким с женой Анной. Жили они дружно, хорошо. Одно их огорчало- не было у них детей. Пообещали они Богу, что если родится у них ребенок то они отдадут его на служение в Храм Божий. И вот родилась у них долгожданная дочка Мария.
Когда Марии исполнилось 3 года повели её в Иерусалимский Храм. Марию все очень любили. Была она доброй , ласковой,трудолюбивой девочкой. Она любила читать священные книги,молиться,рукодельничать.
Подросла Дева Мария-к этому времени родители её умерли и заботился о ней дальний родственник- старый Иосиф.
И вот однажды, весной,к Деве Марии явился архангел с длинной веткой лилии в руках. И сказал он что избрал Господь её ,что будет она Матерью сына Божьего. Так и случилось. Стала Дева Мария мамой Иисусу Христу. С тех пор стали её называть –Богородицей. Добрее , ласковее Богородицы не было ни кого. Богородица – защитница для всех людей.
Как вы думаете, ребята, почему Господь избрал именно Деву Марию матерью своему сыну? Какой она была? (ответы детей) .
А вы можете отличить добрый поступок от плохого ?
Д/игра «Наши добрые поступки .»
Воспитатель - Я Буду называть дела,а вы –если дела добрые , хлопните в ладоши, а если плохие –закрывайте лицо руками.
«Помог маме помыть посуду,разбил окно, собрал игрушки,и тд.»
3. Заключительная часть.
Воспитатель- Мы с вами узнали ,что Богородица была очень доброй ,ласковой и трудолюбивой. Мы научились различать добрые и плохие поступки . Мы узнали, что Библия учит любить ближнего своего, что нужно относиться к людям так как ты хочешь что бы относились к тебе. Если ты хочешь чтобы тебя любили, относились к тебе по доброму ,вежливо с тобой разговаривали- сам относись по доброму к людям ,разговаривай с ними вежливо…Библия учит миролюбию и доброте
А во все времена символом мира, добра ,Святого Духа- был голубь.
Давайте, ребята,сделаем голубя- пусть у нас в группе всегда будет мир, доброта и Дух Святой .
Давайте еще раз сделаем наше упражнение. «Храм.»
Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.
На пригорке Храм стоит,
Ну а к Храму путь закрыт,
Мы ворота открываем.
В Храм людей всех приглашаем.
Практическая работа под музыку Мариетты Ивановой «Стая белых голубей.»
Поднимите, ребята своих голубей! Какие чудесные птицы у вас получились!
Мы обязательно повесим голубей в нашей группе,чтобы они напоминали нам о доброте ,мире, Духе Святом.
Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей)
Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
-Спасибо ,ребята, вам за хорошую работу!
НОД ПО ДУХОВНОНРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.
ТЕМА: «В МИРЕ ДОБРОТЫ»
Цель:
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом
качестве человека, представления о важности и необходимости просить
прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища,
искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки
культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать
к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Материалы:
Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная
книга, грязная чашка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с
улыбкой.
Воспитатель:
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра
дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Небу ясному...
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Люди взрослые и малыши...
Дети:
Вам привет от всей души!
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение
было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем
глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем
сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит
доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг
другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она
сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго
утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики.
Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное
слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это словодоброта. В
давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко
доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и
скажите, о ком или, о чем можно сказать «добрый»?
Ответы детей:
О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.
Воспитатель:
Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети:
Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель:
А если человек недобрый, он какой?
Дети:
Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.
Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель:
Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть
стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы
узнаем легко ли быть добрым?
Дети рассказывают:
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель:
Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это
удивительное качество в другом стихотворении.
Дети рассказывают:
Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Воспитатель:
Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой
белья.
Физкультминутка «Мы белье полощем сами»
Дружно помогаем маме
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
Воспитатель:
Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в
эту минуту?
Дети:
Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.
Воспитатель:
Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга
ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный
материал).
Воспитатель:
Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов зернышки, цветок,
сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый
поступок можно совершить с их помощью?
Дети:
Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать,
книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель:
Молодцы ребята! Доброта - это важное человеческое качество, которое
имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети:
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель:
Ребята, а за что нужно извиняться?
Дети:
За плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не
обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем
игру «Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем
вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Итог занятия:
Воспитатель:
Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном
человеческом качестведоброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим
друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе
слово «Спасибо, до следующей встречи!»
воспитатель Т.А.Кравченко
Тема : Золотые купола России.
Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку.
— воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Задачи :
1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
- Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.
Материал: аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.
Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.
Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.
Интеграция областей : художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.
Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом).
Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля,
Понеслись удары к синим небесам,
Скрылась за рекою, белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где – то за дорогой замирает звон.
— Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию).
— Дети, скажите, а что такое церковь? (Дом Божий)
— Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)
— А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.).
По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.
Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры.
— А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.
Примерные рассказы детей .
«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д.
Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.
Проводиться игра «Острова».
Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек». Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, — вот тебе сена.- Спасибо, барашек, — говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».
Вопросы к детям:
- О чём говорит эта сказка?
- Чему она учит нас?
- Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
- Какой барашек в сказке?
- Какова лиса?
- Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?
Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».
Литература:
- «Букварь для народных школ» — Д.Тихомиров /Калуга, Н — Казачья. 1990г./
- «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
- «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./
«Храм души моей» — Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19 г. Кузнецка
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по духовно – нравственному воспитанию
с детьми младшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в Страну
и Хороших Поступков».
Воспитатель:
Плахова
Наталья Александровна
г. Кузнецк
2015 г.
Тема: «Путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших поступков».
Направление. «Духовно – нравственное воспитание».
Образовательная область. «Познание».
Интеграция образовательных областей:
«Социализация»
«Познание»
«Коммуникация»
«Чтение художественной литературы»
«Здоровье»
«Музыка»
«Художественное творчество»
Виды детской деятельности:
познавательная
коммуникативная
двигательная
музыкально-ритмическая
продуктивная
Задачи НОД:
1.Образовательный аспект.
Образовательная область «Познание».
Систематизировать знания детей на развития познавательных интересов, интеллектуального развития, через расширение кругозора детей.
Вызвать желание с помощью воспитателя инсценировать небольшие сценки.
Образовательная область «Музыка».
Способствовать развитию танцевальных движений.
Образовательная область «Коммуникация».
Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.
Образовательная область «Художественное творчество».
Развивать творческие способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику).
2. Развивающий аспект.
Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сценки.
Развивать умение смотреть и анализировать поступки других людей по иллюстрациям, следить за развитием событий, сопереживать героям. Объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
Обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы.
3.Воспитательный аспект.
Образовательная область «Социализация» .
Формировать социальные навыки.
Закрепить с детьми правилами поведения людей в общественном месте. Умение различать положительные и отрицательные поступки. Вызвать желания сопереживать.
Продолжать учить выражать свои мысли, чувства в речи, использовать слова, связанные с этикой общения, культурой поведения
Образовательная область «Здоровье».
Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Вызвать интерес детей к художественной литературе.
Образовательная область «Физическая культура»:
Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.
Методы и приемы.
Наглядный: (показ, демонстрация)
Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.
Игровой: сюрпризный момент, дидактическая игра, драматизация.
Предварительная работа.
1.Совместная деятельность:
Свободное общение по произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Просмотр мультфильма.
Сценка - пантомима «Как надо поступить?».
Рассматривание слайдов с помощью кинопроектора с изображением персонажей.
2.Образовательная деятельность / в ходе режимных моментов/
1.Дидактические игры на развитие коммуникативных способностей.
2.Дидактическая игра – пазлы «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Наши поступки», «Мир эмоций».
3.Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского.
Словарная работа: обогащение словаря словами: «Добрый день», «Доброй ночи», «Будьте здоровы», «Простите», «Извините», «Добро пожаловать», «На здоровье угощайтесь» и т.п.
Форма проведения: игра - путешествие.
Используемые современные технологии :
информационно-коммуникационные
здоровье - сберегающие
социоигровые элементы
личностно-ориентированные
Оборудование:
магнитофон
кинопроектор
фотоаппарат
DVD-проигрыватель
Демонстрационный материал:
игрушка-Буратино
слайды из мультфильма В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
кассета или диск с записью «Пение птиц»
иллюстрации «Театр настроений»
Раздаточный материал:
подносы с манной крупой
шапочки – смайлики.
Ход НОД:
1. Под музыку в группу заходит Фея Вежливости.
Фея: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Фея: Какие вежливые дети. По дороге к вам я встретила Буратино, но он со мной не поздоровался, потому что не знает вежливых слов. А вы дети знаете?
Дети: Да!
Фея: Что же надо говорить при встрече знакомых, друзей?
Дети: Здравствуйте!
Фея: Правильно! Ведь «здравствуйте» - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда - бы вы не пришли: в гости, в магазин, к друзьям первым делом нужно поприветствовать друг друга. Какие ещё приветствия вы знаете?
Дети: «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», а если встретили друга, то ему можно сказать «Привет».
Фея: - Но здороваться можно не только с людьми, но и с животными, растениями, птицами, солнышком и т. д. А хотите отправиться в путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших Поступков?
Дети: Да!
Фея: Давайте прислушаемся к пению птиц и поздороваемся.
Аудиозапись «Пение птиц».
Дети все вместе произносят слова:
«Доброе утро – птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по домам».
Фея: Вот мы с вами в Стране Вежливых слов и Хороших Поступков! Мы с вами вспомнили одно из правил вежливости: «Всегда со всеми не забывать – здороваться!
Физкультминутка: «Буратино».
Фея: А какие ещё вежливые слова вы знаете?
Дети: - Когда обращаешься к человеку с просьбой надо сказать - «Пожалуйста»; получив покупку в магазине, завтрак или обед в детском саду надо сказать - «Спасибо» или «Благодарю вас»; прощаясь, всегда нужно говорить - «До свидания».
Фея: Дети, вспомните, из книги «Вежливости» поучения, которые вам читала воспитательница по вечерам и вы запомнили.
Дети в стихотворной форме дополняют ответы сверстников:
***Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
***«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
***Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.
***Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».
***«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
***«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
***Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!»
Фея: Дети, а как нужно произносить волшебные слова?
Дети: Вежливо, нежно, ласково, негромко, дружелюбно, лучше с улыбкой.
Фея: Мы с вами вспомнили основные правила вежливости, их ещё очень, очень много. Вы будите расти и с каждым годом будите знать их ещё больше. А теперь вы стали какими? /ответы детей: вежливые, культурные, воспитанные, добрые, дружелюбные/ .
Музыкальная пауза «Барбарики».
2. Фея: Сейчас мы рассмотрим с вами слайды из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Гимнастика для глаз «Бабочка».
Зарядка для малышей "Бабочка" (после сна)
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На четыре - улетела.
Фея: /Задает вопросы/ Кто вспомнить названия произведения? А кто назовёт его автора? Какие хорошие поступки в нём описываются и были на иллюстрациях? Какое решение принял мальчик после разговора с отцом?
3.Пальчиковая гимнастика.
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (соединяют пальцы в замок)
С вами мы подружим маленькие пальчики (касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями)
Нетрадиционная техника рисования «Моё настроение».
/Рисование пальчиком в тарелке с манной крупой/.
Фея интересуется у детей, какое они нарисовали настроение и почему.
Логоритмика.
«Моё настроение»
/с использование шапочек – смайликов/
Настроение моё, каждый день меняется,
Потому что каждый день, что-нибудь случается:
То я злюсь, (дети ставят руки на пояс, произносят слова нахмурившись)
То улыбаюсь, (улыбаются)
То грущу, (опускают плечи и голову вниз, делают грустное выражение лица)
То удивляюсь, (разводят руки в стороны, делают удивительное выражение лица)
То бывает, испугаюсь, (ставят ноги вместе, немного приседают, обхватываю себя руками и приподнимаю плечи, делают испуганное выражение лица)
То бывает, посижу, помечтаю, помолчу. (садятся, приподнимают голову, делают мечтательное выражение лица, кладут одну руку под щёку, второй рукой придерживают первую – тихо сидят в этой позе некоторое время)
Фея: а теперь устроим фото - сессию хорошего настроения.
Дети фотографируют друг друга на фотоаппарат (фоном звучит спокойная музыка)
Фея: Понравилось вам наше путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших Поступков? Какие новые слова вежливости вы сегодня узнали? А какие поступки вы будете совершать? Буратино тоже научился вести себя вежливо и обещает совершать только хорошие поступки!
Ну а нам пора прощаться, в детский садик возвращаться.
Заворина Галина Дмитриевна
Завориной Галине Дмитриевне
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №59»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема НОД: Новенькая.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с понятием – толерантность;
Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков социально приемлемого толерантного поведения.
Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве внутренней и внешней правовой культуры.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей группе в духе толерантности.
2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Оборудование: Кукла Алина, мячик, картонное «сердце» разрезанное на части.
Предварительная работа: чтение с детьми сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок", выучить с детьми стихотворение Е. Трутневой «Доброта», «Толерантность», познакомить с национальностями, проживающими на территории России.
Словарная работа: толерантность.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ход занятия.
Воспитатель заносит в группу новую чернокожую куклу.
Дети, хочу вас познакомить с новой куклой она приехала к нам из Эфиопии, зовут Алина и хотела бы остаться в нашей группе, но не знает, примите ли вы её. У неё есть печальная история, она жила в одном детском саду там над ней дети смеялись, показывали пальцем, дразнили и обзывали, поэтому она боится всех детей. Как вы считаете, правильно вели себя дети? Почему? Как поступите вы? Ответы детей.
Вспомните, в какой сказке описана похожая история? (Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил.)
Несмотря на разную внешность, все имеют равные права. Какие права у нас есть? Ответы детей. (Право на жизнь, любовь, заботу, игру. ..)
Игра «Мы с вами похожи»
Для того чтобы Алина не боялась нас и мы лучше поняли друг друга, приглашаю поиграть в игру «Мы с вами похожи». Участники встают в круг, ведущий приглашает выйти в центр участников, у которых одинаковый цвет волос с Алиной, карие глаза, волнистые волосы, имя на букву «А», две руки, две ноги, пять пальцев на руках и т.д.
Видите, сколько у нас общего, несмотря на то, что мы все разные, даже Алина заулыбалась. Каждому человеку приятно, когда ему говорят что-нибудь хорошее. Сегодня мы с вами вспомним о такой приятной вещи, как комплимент.
Игра «Учимся говорить комплименты»
Воспитатель передаёт мяч одному из участников и говорит ему комплимент, тот передаёт следующему и т.д.
Наша куколка Алина совсем перестала бояться, она сказала про вас, что вы толерантные дети.
Вы знаете, что означает слово толерантность? Ответы детей.
Толерантность это способность быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.
А сейчас мы послушаем, как понимает это новое слово…
Ребёнок читает стихотворение.
Толерантность – это значит,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Садик, быт наш и уют.
Стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.
Всегда ли мы с вами проявляем эти качества по отношению к другим людям? Ответы детей.
Алина рассказала про мальчика из Грузии, который не очень хорошо говорит по-русски, ему было трудно подружиться с детьми, поэтому дети смеялись и дразнили. Вы бы его защитили? Что бы вы сказали детям, которые его обижали? На каком языке стали общаться?
Есть язык жестов и мимики, на котором можно общаться с иностранцами, когда не знаешь их языка. Давайте попробуем пообщаться на этом языке. Как бы вы объяснили, что вам хочется пить? (Есть, вы устали и хотите спать, вам нужно найти автобусную остановку..)
Языку жестов и мимики мы научились, куколка Алина хочет посмотреть какие вы дружные.
Игра-тренинг на сплочённость коллектива.
Вдоль стены построиться в шеренгу парами, середина, воображаемая пропасть .
Задача: пройти парой от одной стены до другой поочерёдно, используя разные способы движения, не повторяя движения предыдущих пар, повторил – упал в пропасть.
(Например: одна пара идет на носочках, вторая пара бегом, третья-пара ползет, с ножки на ножку, и т.д.).
Если одна из пар повториться, то дать шанс: Мы даем вам еще один шанс спасти ваши взаимоотношения.
Все благополучно выполнили задание, молодцы!
Игра «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997 год)
Воспитатель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе и становимся добрее и добрее».
Дети читают стихотворение Е. Трутневой «Доброта»
Ребенок 1.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Ребенок 2.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Ребенок 3.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Ребенок 4.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
С каким новым словом вы сегодня познакомились?
Что значит толерантный человек? (Ответы детей).
Как вы считаете, а вы толерантные дети?
Почему вы так считаете?
Алина хочет вам преподнести символ сегодняшнего знакомства с ней, но вы его должны сложить сами и посмотреть, что получиться. (Дети складывают большое сердце).
Что получилось?
Что оно обозначает? (Ответы детей).
Какие люди вам приятны добрые или сердитые? Почему?
Алине вы очень понравились, она остаётся, потому что у вас есть доброта, любовь, понимание и прощение. Предлагаю исполнить всем вместе танец «Дружба».