Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию детей в старшей группе. Нод в мире доброты.docx - нод по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада

Наталия Пивень
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Доброта спасёт мир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ясли-сад №9 «Солнышко» с. Яркое Поле Кировского района Республики Крым

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ «Основные православные ценности.» для детей старшего дошкольного возраста.

«Доброта спасёт мир »

Пивень Наталья Григорьевна-воспитатель

группы «Пчелка»

с Яркое Поле

Цель : Знакомство детей с православной культурой России, введение детей в круг основных православных ценностей, духовно -нравственных понятий и представлений.

Задачи : Формировать представление о православной культуре,о Богородице. Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,умение правильно оценивать себя и других. Содействовать формированию уважительного, внимательного, милосердного отношения к ближнему, почтения и любви к близким. Развивать стремление к пониманию нравственных образцов,развивать навыки сотрудничества. Воспитывать стремление у детей придерживаться нравственных устоев православной культуры, воспитывать доброжелательность , желание совершать добрые поступки .

Предварительная работа : Рассматривание разных видов икон, детской Библии, д/игры по оцениванию плохих и хороших поступков.

Методы и приёмы :Наглядный, игровой, практическая деятельность детей, вопросы к детям, д/игры,чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование : Библия,Библия для детей,иллюстрации храмов, икон,

музыкальный центр, мольберты, макет д/игры;

Для детей :силуэты голубей, бумага белая для крыльев (по кол-ву детей) .

О. О.: «Познание» , «Коммуникация» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Развитие речи»

Интеграция о. о.: «Социализация» , «Познание» «Музыка» , «Художественное творчество» .

Виды деятельности : Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкально-художественная,продуктивная.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

Воспитатель : - Ребята, сегодня нас ждет много интересных открытий. Но прежде,чем мы начнем наши открытия,я хочу вас спросить- о чем говорится в загадке :

«Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.»

Дети :-Книга.

Воспитатель :-Правильно, это книга. А какие книги вы знаете?

Дети :- Сказки,словари,книги поэтов и писателей.

Воспитатель :-В мире существует очень много книг. Но есть одна, самая замечательная, очень древняя книга на земле. Книга эта- Библия. Многие великие люди,ученые всегда читали и изучали Библию.

2. Основная часть.

Давайте рассмотрим её поближе- (показ Библии) .Посмотрите –какое великолепное золотое тиснение. Для взрослых в Библии есть только текст, а в Библии для детей и текст, и прекрасные иллюстрации. С первых страниц Библии мы узнали что Бог создал нашу землю за 7 дней.

В первый день он создал свет,день и ночь.

Во второй день- небо.

В третий землю,растения.

В четвертый-солнце,луну,звёзды.

А вот что он создал в пятый день -это вы сейчас должны отгадать.

1 «Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и 2 крыла

Прилетит- плохи дела.

А кого паук боится -угадали?

Это (птица) »

2 «Блещет в речке чистой-спинкой серебристой. (рыба) »

3 «Кузнечик,бабочка,пчела и муравей, и стрекоза. Мы даже муху позовем- и как мы всех их назовем? (насекомые) »

Так кого создал Бог в 5 день (ответы детей)

Правильно птиц, рыб, насекомых.

В шестой день по слову Божиему появились животные. И когда мир был готов, бог создал человека-мужчину и женщину, по своему образу. Назвал их : Адам и Ева. Поручил им заботиться о земле и общаться с Богом.

На седьмой день Бог почил и объявил : что сотворенное им хорошо.

Прошло не мало лет. Людей на земле стало очень много. И Бог дал людям закон. Заповеди, повеления- как и что должен делать человек, что бы любить Бога, ближних и чтобы самому быть любимым. Дал Бог 10 заповедей-давайте запомним некоторые из них : -не говори не правды на других;

Не кради;

Не завидуй другим;

Уважай отца и мать свою.

Ребята, как вы думаете, что значит уважать отца и мать свою? (ответы детей)

Молодцы,вы прекрасно знаете что значит уважать близких людей.

Появились заповеди -тогда же появилось и место где люди могли бы собираться,молиться Богу- первый храм. Давайте подойдем поближе и рассмотрим храмы,изображенные на наших иллюстрациях. (показ выставки, показ сопровождается тихим колокольным звоном)

Теперь храмы строят с красивыми куполами,нарядными украшениями.

Ребята,прислушайтесь…Вы слышите колокольный звон? В каждом храме есть своя колокольня. Всегда во время праздников или перед началом службы в храме звучат колокола…

Ребята подойдите поближе,сейчас мы с вами поиграем.

Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.

На пригорке Храм стоит,

Ну а к Храму путь закрыт,

Мы ворота открываем.

В Храм людей всех приглашаем.

Д/игра «Найди дорогу к Храму» .

Ребята, перед вами открыто много дорог,тропинок в Храм. Но не по каждой можно пройти туда. Если на дороге вам встретился плохой проступок- дорога закрыта, а если хороший поступок –дорога открыта. Итак,кто сможет пройти в Храм? Ход игры.

Молодцы, мы все с вами прошли в Храм. Первое что мы видим в Храме –это иконы (показ икон) .Верующие ставят перед иконами свечи, молятся. Молитва- это особые слова для беседы с Богом или другим православным святым, чтобы они услышали нашу просьбу.

Я хочу рассказать вам одну очень интересную историю, а помогут мне её рассказать- иконы. (Рассказ сопровождается показом соответствующих икон) .

Было это давным - давно. В городе Назарете жил Иоаким с женой Анной. Жили они дружно, хорошо. Одно их огорчало- не было у них детей. Пообещали они Богу, что если родится у них ребенок то они отдадут его на служение в Храм Божий. И вот родилась у них долгожданная дочка Мария.

Когда Марии исполнилось 3 года повели её в Иерусалимский Храм. Марию все очень любили. Была она доброй , ласковой,трудолюбивой девочкой. Она любила читать священные книги,молиться,рукодельничать.

Подросла Дева Мария-к этому времени родители её умерли и заботился о ней дальний родственник- старый Иосиф.

И вот однажды, весной,к Деве Марии явился архангел с длинной веткой лилии в руках. И сказал он что избрал Господь её ,что будет она Матерью сына Божьего. Так и случилось. Стала Дева Мария мамой Иисусу Христу. С тех пор стали её называть –Богородицей. Добрее , ласковее Богородицы не было ни кого. Богородица – защитница для всех людей.

Как вы думаете, ребята, почему Господь избрал именно Деву Марию матерью своему сыну? Какой она была? (ответы детей) .

А вы можете отличить добрый поступок от плохого ?

Д/игра «Наши добрые поступки

Воспитатель - Я Буду называть дела,а вы –если дела добрые , хлопните в ладоши, а если плохие –закрывайте лицо руками.

«Помог маме помыть посуду,разбил окно, собрал игрушки,и тд.»

3. Заключительная часть.

Воспитатель- Мы с вами узнали ,что Богородица была очень доброй ,ласковой и трудолюбивой. Мы научились различать добрые и плохие поступки . Мы узнали, что Библия учит любить ближнего своего, что нужно относиться к людям так как ты хочешь что бы относились к тебе. Если ты хочешь чтобы тебя любили, относились к тебе по доброму ,вежливо с тобой разговаривали- сам относись по доброму к людям ,разговаривай с ними вежливо…Библия учит миролюбию и доброте

А во все времена символом мира, добра ,Святого Духа- был голубь.

Давайте, ребята,сделаем голубя- пусть у нас в группе всегда будет мир, доброта и Дух Святой .

Давайте еще раз сделаем наше упражнение. «Храм.»

Физ. минутка «Храм» . Движения по тексту.

На пригорке Храм стоит,

Ну а к Храму путь закрыт,

Мы ворота открываем.

В Храм людей всех приглашаем.

Практическая работа под музыку Мариетты Ивановой «Стая белых голубей.»

Поднимите, ребята своих голубей! Какие чудесные птицы у вас получились!

Мы обязательно повесим голубей в нашей группе,чтобы они напоминали нам о доброте ,мире, Духе Святом.

Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей)

Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

-Спасибо ,ребята, вам за хорошую работу!

НОД ПО ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА.
ТЕМА: «В МИРЕ ДОБРОТЫ»
Цель:
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом
качестве человека, представления о важности и необходимости просить
прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища,
искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки
культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать
к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Материалы:
Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная
книга, грязная чашка.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с
улыбкой.
Воспитатель:
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра
дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Небу ясному...
Дети:
Привет!
Воспитатель:
Люди взрослые и малыши...
Дети:
Вам привет от всей души!
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение
было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем
глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем
сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит
доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг
другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она
сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго
утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики.

Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное
слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово­доброта. В
давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко ­
доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и
скажите, о ком или, о чем можно сказать «добрый»?
Ответы детей:
О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.
Воспитатель:
Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети:
Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель:
А если человек недобрый, он какой?
Дети:
Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.
Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель:
Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть
стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы
узнаем ­ легко ли быть добрым?
Дети рассказывают:
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель:

Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это
удивительное качество в другом стихотворении.
Дети рассказывают:
Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Воспитатель:
Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой
белья.
Физкультминутка «Мы белье полощем сами»
Дружно помогаем маме ­
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
Воспитатель:
Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в
эту минуту?
Дети:
Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.
Воспитатель:
Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга
ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный
материал).
Воспитатель:
Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов­ зернышки, цветок,
сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый
поступок можно совершить с их помощью?
Дети:
Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать,
книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель:

Молодцы ребята! Доброта - это важное человеческое качество, которое
имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети:
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель:
Ребята, а за что нужно извиняться?
Дети:
За плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не
обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем
игру «Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем
вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой ­ друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Итог занятия:
Воспитатель:
Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном
человеческом качестве­доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим
друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе
слово «Спасибо, до следующей встречи!»

воспитатель Т.А.Кравченко

Тема : Золотые купола России.

Цель : формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через народную сказку.

— воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Задачи :

1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

  1. Создание необходимых условий для знакомства детей с русскими народными сказками.

Материал: аудиозапись колокольного звона, музыки О.Скобля «Ангел молитвы», сердечки из красного картона, презентация «Храмы России», макет храма, изображения лисицы и барашка, альбомный лист на каждого ребенка, краски, цветные карандаши, восковые мелки.

Предшествующая работа : посещение храма, рассказы воспитателя о значении храмов, слушание классической музыки (Ф. Шуберта, И.Баха), чтение рассказов из детской Библии, рассматривание икон, участие в Рождественских праздниках.

Словарная работа : глас, сноровка, целительная, поверье, загородь.

Интеграция областей : художественно – эстетическое направление, речевое, познавательное, социально – коммуникативное.

Ход нод : под звон церковных колоколов дети рассаживаются на стульях (стулья стоят полукругом).

Воспитатель читает стихотворение С.Есенина:

Колокол дремавший разбудил поля,

Улыбнулась солнцу сонная земля,

Понеслись удары к синим небесам,

Скрылась за рекою, белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

Тихая долина отгоняет сон,

Где – то за дорогой замирает звон.

— Ребята, что вы сейчас слышали? (колокольный звон). Правильно, с давних- давних пор, церковный колокольный звон на Руси связан с приходом праздника, именно в канун его наступления и раздается звон. Люди спешат на службу в церковь. Колокол – глас Божий, музыка колоколов – это целое искусство. По разным церковным праздникам были разные звоны, не всякий человек мог стать звонарём. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой. В колокольных звонах таиться большая целительная сила она помогает человеку обрести душевное спокойствие, прислушаться к самому себе. Существует такое поверье, что в больших городах, где проводились богослужение с колокольным звоном, все болезненные эпидемии обходили город стороной. Вот какое действие оказывает колокольный звон. Самый большой колокол, он так и называется Царь – Колокол, установлен в Москве на Ивановской площади (показывает иллюстрацию).

— Дети, скажите, а что такое церковь? (Дом Божий)

— Для чего нужны людям церкви, храмы? (чтобы помолиться, пообщаться с Богом)

— А какие церковные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица, Сочельник и др.).

По всей стране, в разных городах и сёлах построены храмы, я вас прошу, усаживайтесь перед экраном, я покажу вам, какие в нашей стране есть церкви.

Показывает презентацию: (Успенский собор в г. Владимире, Троицкий собор в г. Москве, церковь Вознесения в г. Вологде, Кавказский собор в г. Пятигорске, Храм Рождественской Пресвятой Богородицы в нашем селе Арзгир и др.) – все эти храмы – исторические памятники, символы христианской веры.

— А теперь дети подойдите к макету храма: что он собой представляет? расскажите.

Примерные рассказы детей .

«Храм это такой дом, крыша у него купол, похож на сердце. На куполе рисуют святых, на стенах в храме висят разные иконы», «В храме есть алтарь – самое святое место, входить туда могут только священник и его помощники, а ещё там много икон, свечей и люстр» и т.д.

Ребята, я хочу вам напомнить одну из заповедей Библии «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» — как вы понимаете её? Правильно, нужно быть добрыми друг к другу и окружающим, не огорчать и не обижать никого. К сожаленью, мы живем в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения и трудности. Люди часто сравнивают свою жизнь с житейским морем, которое бывает бурным и хмурым с волнами, но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку. От зла нас спасает добро, от гнева – продолжают дети…, от невзгод …(терпение), от жадности…(щедрость). Я хочу предложить вам народную игру «Острова» (пока звучит музыка, вы как будто плаваете в житейском море, как только музыка затихает, вы должны найти островок (лист бумаги), занять его и придумать ему название, а название будет то качество, которое, как вы считаете, может помочь вам в жизни.

Проводиться игра «Острова».

Ребята, я расскажу сейчас небольшую русскую народную сказку: «Лисица и барашек». Рассказывает сказку: ночевало в загороди стадо овец. Пастухи спали, и собаки спали. Подходит лисица, смотрит через плетень, а перепрыгнуть не смеет – собак боится. Увидал лисицу барашек и спрашивает: «Чего ты ищешь?». Мал он был, и беды не видел.- Ищу сенца душистого, шепчет в ответ лиса. – А я думал ты ягнят ешь! – сказал барашек. Прыгай сюда, — вот тебе сена.- Спасибо, барашек, — говорит лиса: подойди ко мне, я тебя поцелую за это. Барашек хотел уже подойти к лисе, да собаки залаяли, и плутовка убежала в лес».

Вопросы к детям:

  1. О чём говорит эта сказка?
  2. Чему она учит нас?
  3. Какой поступок легче совершить – добрый или злой?
  4. Какой барашек в сказке?
  5. Какова лиса?
  6. Возьмите по сердечку из коробочки и подарите тому герою, который вам больше всего понравился (герои лиса и барашек прикреплены к фланелеграфу) затем подсчитываем сердечки: что побеждает добро или зло?

Ну, а теперь, дети, нарисуйте храмы нашей страны, какими вы их себе представляете, располагайтесь как вам удобно и творите. Звучит музыка О.Скобля: «Ангел молитвы» и дети рисуют. Выставка работ. «Золотые купола России».

Литература:

  1. «Букварь для народных школ» — Д.Тихомиров /Калуга, Н — Казачья. 1990г./
  2. «Золотая книга русской культуры»/В.Соловьёв, Белый город, 2007г./
  3. «Ребенок в 21 веке. Воспитание культурой.- Программа/Н.Б.Кутьина, Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2004г./

«Храм души моей» — Н.А.Андриевская / Ставрополь, Сервисшкола, 2001г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 19 г. Кузнецка

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по духовно – нравственному воспитанию

с детьми младшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в Страну

Вежливых слов

и Хороших Поступков».

Воспитатель:

Плахова

Наталья Александровна

г. Кузнецк

2015 г.

Тема: «Путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших поступков».

Направление. «Духовно – нравственное воспитание».

Образовательная область. «Познание».

Интеграция образовательных областей:

    «Социализация»

    «Познание»

    «Коммуникация»

    «Чтение художественной литературы»

    «Здоровье»

    «Музыка»

    «Физическая культура»

    «Художественное творчество»

Виды детской деятельности:

    познавательная

    коммуникативная

    двигательная

    музыкально-ритмическая

    продуктивная

Задачи НОД:

1.Образовательный аспект.


Образовательная область «Познание».

Образовательная область «Музыка».

    Способствовать развитию танцевальных движений.

Образовательная область «Коммуникация».

    Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.

Образовательная область «Художественное творчество».

2. Развивающий аспект.

    Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сценки.

    Развивать умение смотреть и анализировать поступки других людей по иллюстрациям, следить за развитием событий, сопереживать героям. Объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

    Обеспечить развитие умения обобщать и делать выводы.

3.Воспитательный аспект.

Образовательная область «Социализация» .

    Формировать социальные навыки.

    Закрепить с детьми правилами поведения людей в общественном месте. Умение различать положительные и отрицательные поступки. Вызвать желания сопереживать.

    Продолжать учить выражать свои мысли, чувства в речи, использовать слова, связанные с этикой общения, культурой поведения

Образовательная область «Здоровье».

    Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

    Вызвать интерес детей к художественной литературе.

Образовательная область «Физическая культура»:

Методы и приемы.

Предварительная работа.


1.Совместная деятельность:

    Свободное общение по произведению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Просмотр мультфильма.

    Сценка - пантомима «Как надо поступить?».

    Рассматривание слайдов с помощью кинопроектора с изображением персонажей.

2.Образовательная деятельность / в ходе режимных моментов/

1.Дидактические игры на развитие коммуникативных способностей.
2.Дидактическая игра – пазлы «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Наши поступки», «Мир эмоций».

3.Самостоятельная деятельность детей:

    Рассматривание иллюстраций из книги В.Маяковского.

    Словарная работа: обогащение словаря словами: «Добрый день», «Доброй ночи», «Будьте здоровы», «Простите», «Извините», «Добро пожаловать», «На здоровье угощайтесь» и т.п.

Форма проведения: игра - путешествие.

Используемые современные технологии :

    информационно-коммуникационные

    здоровье - сберегающие

    социоигровые элементы

    личностно-ориентированные

Оборудование:

    магнитофон

    кинопроектор

    фотоаппарат

    DVD-проигрыватель

Демонстрационный материал:

    игрушка-Буратино

    слайды из мультфильма В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

    кассета или диск с записью «Пение птиц»

    иллюстрации «Театр настроений»

Раздаточный материал:

    подносы с манной крупой

    шапочки – смайлики.

Ход НОД:

1. Под музыку в группу заходит Фея Вежливости.

Фея: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Фея: Какие вежливые дети. По дороге к вам я встретила Буратино, но он со мной не поздоровался, потому что не знает вежливых слов. А вы дети знаете?

Дети: Да!

Фея: Что же надо говорить при встрече знакомых, друзей?

Дети: Здравствуйте!

Фея: Правильно! Ведь «здравствуйте» - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда - бы вы не пришли: в гости, в магазин, к друзьям первым делом нужно поприветствовать друг друга. Какие ещё приветствия вы знаете?

Дети: «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», а если встретили друга, то ему можно сказать «Привет».

Фея: - Но здороваться можно не только с людьми, но и с животными, растениями, птицами, солнышком и т. д. А хотите отправиться в путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших Поступков?

Дети: Да!

Фея: Давайте прислушаемся к пению птиц и поздороваемся.

Аудиозапись «Пение птиц».

Дети все вместе произносят слова:

«Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по домам».

Фея: Вот мы с вами в Стране Вежливых слов и Хороших Поступков! Мы с вами вспомнили одно из правил вежливости: «Всегда со всеми не забывать – здороваться!

Физкультминутка: «Буратино».

Фея: А какие ещё вежливые слова вы знаете?

Дети: - Когда обращаешься к человеку с просьбой надо сказать - «Пожалуйста»; получив покупку в магазине, завтрак или обед в детском саду надо сказать - «Спасибо» или «Благодарю вас»; прощаясь, всегда нужно говорить - «До свидания».

Фея: Дети, вспомните, из книги «Вежливости» поучения, которые вам читала воспитательница по вечерам и вы запомнили.

Дети в стихотворной форме дополняют ответы сверстников:

***Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».

***«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.

***Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.

***Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «Будь здоров!».

***«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.

***«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.

***Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!»

Фея: Дети, а как нужно произносить волшебные слова?

Дети: Вежливо, нежно, ласково, негромко, дружелюбно, лучше с улыбкой.

Фея: Мы с вами вспомнили основные правила вежливости, их ещё очень, очень много. Вы будите расти и с каждым годом будите знать их ещё больше. А теперь вы стали какими? /ответы детей: вежливые, культурные, воспитанные, добрые, дружелюбные/ .

Музыкальная пауза «Барбарики».

2. Фея: Сейчас мы рассмотрим с вами слайды из произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Гимнастика для глаз «Бабочка».

Зарядка для малышей "Бабочка" (после сна)
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На четыре - улетела.

Фея: /Задает вопросы/ Кто вспомнить названия произведения? А кто назовёт его автора? Какие хорошие поступки в нём описываются и были на иллюстрациях? Какое решение принял мальчик после разговора с отцом?

3.Пальчиковая гимнастика.

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (соединяют пальцы в замок)

С вами мы подружим маленькие пальчики (касание кончиков пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями)

Нетрадиционная техника рисования «Моё настроение».

/Рисование пальчиком в тарелке с манной крупой/.

Фея интересуется у детей, какое они нарисовали настроение и почему.

Логоритмика.

«Моё настроение»

/с использование шапочек – смайликов/

Настроение моё, каждый день меняется,

Потому что каждый день, что-нибудь случается:

То я злюсь, (дети ставят руки на пояс, произносят слова нахмурившись)

То улыбаюсь, (улыбаются)

То грущу, (опускают плечи и голову вниз, делают грустное выражение лица)

То удивляюсь, (разводят руки в стороны, делают удивительное выражение лица)

То бывает, испугаюсь, (ставят ноги вместе, немного приседают, обхватываю себя руками и приподнимаю плечи, делают испуганное выражение лица)

То бывает, посижу, помечтаю, помолчу. (садятся, приподнимают голову, делают мечтательное выражение лица, кладут одну руку под щёку, второй рукой придерживают первую – тихо сидят в этой позе некоторое время)

Фея: а теперь устроим фото - сессию хорошего настроения.

Дети фотографируют друг друга на фотоаппарат (фоном звучит спокойная музыка)

Фея: Понравилось вам наше путешествие в Страну Вежливых слов и Хороших Поступков? Какие новые слова вежливости вы сегодня узнали? А какие поступки вы будете совершать? Буратино тоже научился вести себя вежливо и обещает совершать только хорошие поступки!

Ну а нам пора прощаться, в детский садик возвращаться.

Заворина Галина Дмитриевна

Завориной Галине Дмитриевне

Воспитатель

МАДОУ «Детский сад №59»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

по нравственному воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема НОД: Новенькая.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей старшего дошкольного возраста с понятием – толерантность;

    Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.

Развивающие:

    Способствовать развитию навыков социально приемлемого толерантного поведения.

    Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве внутренней и внешней правовой культуры.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей группе в духе толерантности.

2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Оборудование: Кукла Алина, мячик, картонное «сердце» разрезанное на части.

Предварительная работа: чтение с детьми сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок", выучить с детьми стихотворение Е. Трутневой «Доброта», «Толерантность», познакомить с национальностями, проживающими на территории России.

Словарная работа: толерантность.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Ход занятия.

Воспитатель заносит в группу новую чернокожую куклу.

Дети, хочу вас познакомить с новой куклой она приехала к нам из Эфиопии, зовут Алина и хотела бы остаться в нашей группе, но не знает, примите ли вы её. У неё есть печальная история, она жила в одном детском саду там над ней дети смеялись, показывали пальцем, дразнили и обзывали, поэтому она боится всех детей. Как вы считаете, правильно вели себя дети? Почему? Как поступите вы? Ответы детей.

Вспомните, в какой сказке описана похожая история? (Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил.)

Несмотря на разную внешность, все имеют равные права. Какие права у нас есть? Ответы детей. (Право на жизнь, любовь, заботу, игру. ..)

Игра «Мы с вами похожи»

Для того чтобы Алина не боялась нас и мы лучше поняли друг друга, приглашаю поиграть в игру «Мы с вами похожи». Участники встают в круг, ведущий приглашает выйти в центр участников, у которых одинаковый цвет волос с Алиной, карие глаза, волнистые волосы, имя на букву «А», две руки, две ноги, пять пальцев на руках и т.д.

Видите, сколько у нас общего, несмотря на то, что мы все разные, даже Алина заулыбалась. Каждому человеку приятно, когда ему говорят что-нибудь хорошее. Сегодня мы с вами вспомним о такой приятной вещи, как комплимент.

Игра «Учимся говорить комплименты»

Воспитатель передаёт мяч одному из участников и говорит ему комплимент, тот передаёт следующему и т.д.

Наша куколка Алина совсем перестала бояться, она сказала про вас, что вы толерантные дети.

Вы знаете, что означает слово толерантность? Ответы детей.

Толерантность это способность быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает, уважать других, невзирая на различия.

А сейчас мы послушаем, как понимает это новое слово…

Ребёнок читает стихотворение.

Толерантность – это значит,

Если дружно все живут.

И теплом сердец согреты,

Садик, быт наш и уют.

Стать толерантными нам помогут такие качества: Взаимопонимание, Взаимоуважение, Ответственность, Доброжелательность, Сдержанность, Уступчивость, Терпимость, Доброта.

Всегда ли мы с вами проявляем эти качества по отношению к другим людям? Ответы детей.

Алина рассказала про мальчика из Грузии, который не очень хорошо говорит по-русски, ему было трудно подружиться с детьми, поэтому дети смеялись и дразнили. Вы бы его защитили? Что бы вы сказали детям, которые его обижали? На каком языке стали общаться?

Есть язык жестов и мимики, на котором можно общаться с иностранцами, когда не знаешь их языка. Давайте попробуем пообщаться на этом языке. Как бы вы объяснили, что вам хочется пить? (Есть, вы устали и хотите спать, вам нужно найти автобусную остановку..)

Языку жестов и мимики мы научились, куколка Алина хочет посмотреть какие вы дружные.

Игра-тренинг на сплочённость коллектива.

Вдоль стены построиться в шеренгу парами, середина, воображаемая пропасть .

Задача: пройти парой от одной стены до другой поочерёдно, используя разные способы движения, не повторяя движения предыдущих пар, повторил – упал в пропасть.

(Например: одна пара идет на носочках, вторая пара бегом, третья-пара ползет, с ножки на ножку, и т.д.).

Если одна из пар повториться, то дать шанс: Мы даем вам еще один шанс спасти ваши взаимоотношения.

Все благополучно выполнили задание, молодцы!

Игра «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева, 1997 год)

Воспитатель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе и становимся добрее и добрее».

Дети читают стихотворение Е. Трутневой «Доброта»

Ребенок 1.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Ребенок 2.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Ребенок 3.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Ребенок 4.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

С каким новым словом вы сегодня познакомились?

Что значит толерантный человек? (Ответы детей).

Как вы считаете, а вы толерантные дети?

Почему вы так считаете?

Алина хочет вам преподнести символ сегодняшнего знакомства с ней, но вы его должны сложить сами и посмотреть, что получиться. (Дети складывают большое сердце).

Что получилось?

Что оно обозначает? (Ответы детей).

Какие люди вам приятны добрые или сердитые? Почему?

Алине вы очень понравились, она остаётся, потому что у вас есть доброта, любовь, понимание и прощение. Предлагаю исполнить всем вместе танец «Дружба».