Обязательно ли посещать родительское собрание в субботу. Должны ли родители посещать родительские собрания в школе? Что делать, если пропустил родительское собрание

За все годы школы наш папа был на собрании раза два, не больше. Один раз уговорили пойти бабушку. Когда школьницами были мы с сестрой — наш отец тоже собраний избегал изо всех сил. Маме деваться было некуда, и она отбывала родительскую повинность с терпением и покорностью.

Мне довелось поспрашивать у знакомых разных возрастов о том, как они относятся к в школе. Только трое из нескольких десятков опрошенных ответили, что им очень нравится ходить на собрания и работать в родительском комитете. Отношение остальных колеблется от безразличного до резко негативного.

В чем причина такой нелюбви родителей к школьным собраниям?

Многие родители считают собрания потерей времени и пустой болтологией (каюсь, и я отношусь к таким родителям). Родителям неинтересно слушать об успехах или проступках чужих детей. И совсем неприятно, когда публично разбирают проступки и проблемы их собственного ребенка. Родителям учащихся средних и старших классов удобнее узнать все необходимое, поговорив с классным руководителем или предметником индивидуально. 15 минут такого разговора дают больше информации, чем присутствие в течение 2 часов на собрании.

И, тем не менее, родительские собрания пока остаются основным способом взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе. Каким должно быть родительское собрание с точки зрения родителей:

  • Максимально информативным. Информация должна быть одинаково важна для всех родителей.
  • Промахи и проступки детей не должны обсуждаться публично, как и их внешний вид.
  • Решение финансовых вопросов не должно быть главной темой для обсуждения.
Кроме того, многие родители хотели бы, чтобы предварительно обсуждались и согласовывались темы предстоящих родительских собраний.

Самое главное собрание — первое. Если новый сможет на первом же собрании заинтересовать родителей, то и позже посещаемость будет на высоте. Мамы и папы с интересом посещают собрания, на которых присутствует и отвечает на вопросы школьный психолог. А вот присутствие на классных собраниях учителей-предметников зачастую приводит к конфликтным ситуациям и бессмысленным перепалкам, ведь среди родителей всегда найдется хотя бы один недовольный качеством преподавания.

Такие родители априори уверены в том, что они знают о воспитании если не все, то уж гораздо больше учителей. Мнение таких родителей категорично и громогласно высказывается при каждом удобном случае, они способны превратить в бессмысленную дискуссию любое, даже самое конструктивное собрание. Не у всякого классного руководителя оказывается достаточно твердости и такта для того, чтобы призвать к порядку любителя шумного выяснения отношений.

В результате получается, что учитель должен не только ежедневно выкладываться перед учениками, но и изобретать способы заинтересовать родителей. Заинтересовать участием в воспитательном процессе, побудить сотрудничать со школой, убедить не пропускать классные собрания. И все это — проявляя чудеса выдержки и такта.

Со стороны глядя на учительский труд, бесконечно ответственный и так мало ценимый государством и его гражданами, я очень сочувствую тем, кто учит и воспитывает наших детей. Это, наверное, одна из наиболее стрессогенных и тяжелых профессий.

За 12 лет, проведенных сыном в школе, ни одного собрания не могу вспомнить с удовольствием.

Но родительские собрания, тем не менее, все равно не люблю. Честное слово, за 12 лет, проведенных сыном в школе, ни одного собрания не могу вспомнить с удовольствием. Тягомотина, постоянные выговоры всем и за все, и редкие похвалы одному-двум отличникам. Причем это была не одна школа, не один и тот же классный руководитель (сын учился в трех школах, а классных руководителей сменилось не менее пяти), а методика проведения классных собраний практически всегда одна и та же: в начале сетования, что родители плохо посещают собрания, потом раздают листочки с оценками детей. Затем следуют нелицеприятные комментарии, и родители по очереди сжимаются в комочек за партой, краснеют и бледнеют. Или начинают спорить с учителями, часто — на повышенных тонах. Когда же речь заходит о финансовых вопросах, хочется уже только одного — отдать денег сколько скажут, и поскорее покинуть помещение.

Наверное, нам просто не повезло с родительскими собраниями. Хочется верить, что родителям нынешних школьников повезет больше.

Каждый учитель и родитель сталкивался с проблемой – нежеланием родителей приходить на школьное собрание. Оно воспринимается родителями подчас страшнее, чем ребенком, например, контрольная работа по математике. Причин этому несколько – и нежелание выслушивать про двойки своего чада, и пустая трата времени, и непонимание практической значимости похода.

Родитель должен избавиться от установки, что если передали ребенка в школу, то теперь только школа должна им заниматься. Счастье ребенка и плодотворное его развитие не находится в прямой зависимости от того, сколько денег потратит семья на ремонт школьных классов, охрану школы.

Между тем, участие в общем собрании крайне необходимо и самим родителям, и учителю, и ребенку. Ребенок чувствует заботу о себе, включенность в общую жизнь коллектива. Родители могут узнать о текущей успеваемости, проблемах ребенка в коллективе, его успехах и неудачах. Учитель надеется получить поддержку со стороны родителей, помочь скорректировать поведение ребенка.

Успех родительского собрания зависит от того, насколько конструктивно учитель сможет выстроить его ход, наладить диалог с родителями, избавиться от менторского тона.

Творческий подход учителя к проведению собрания обеспечит заинтересованность родителей и даст результат. Не стоит заниматься скучными нравоучениями! Деликатный тон со стороны учителя, подсказка - как выбраться из проблемной ситуации – настроят родителей на оптимистичный деловой лад.

Организуйте небольшие концертные номера – и кто из родителей не будет стремиться прийти посмотреть на выступление своего чада. Совершите совместные походы на природу, экскурсии – и начало взаимопонимания будет положено. Родитель, учитель и ребенок – не враги друг другу, а сотрудники!

Какие бывают родительские собрания

Практически все родители стремятся быть рядом со своим ребенком, понимать его проблемы, учить преодолевать трудности, при необходимости вовремя протянуть руку помощи. Но почему-то к моменту, когда ребенок становится школьником, их активность зачастую снижается. Есть родители, которые стремятся узнать, как помочь ребенку с домашними заданиями, в работе над ошибками, думают, как дополнить школьную жизнь экскурсиями и походами. Есть и такие, кто мало интересуется учебной деятельностью сына или дочери. И для тех, и для других родителей будут очень полезны родительские собрания.

Текущие – собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, подготовка к проведению праздников и другие текущие мероприятия.

Тематические – собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей учеников класса. Темы могут быть предложены учителем или самими родителями, например: “Роль книги в развитии интеллекта ребенка”, “Как преодолеть застенчивость”, “Поощрение и наказание” и др. Тематические родительские собрания чаще всего носят просветительский характер и направлены на пополнение знаний родителей в области воспитания детей.

На итоговых собраниях анализируются результаты достижений детей за определенное время. В ходе собрания родители имеют возможность узнать об успехах собственного ребенка и других учеников класса в учебе, о победах в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. Формой проведения итогового родительского собрания могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Первое родительское собрание

Накануне первого учебного года у родителей возникает много вопросов. Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в первом классе? Каким должен быть режим дня малыша? Сколько времени он теперь может проводить у телевизора? Какие учебные пособия и принадлежности ему нужны? И т.д. Поэтому первое родительское собрание, как правило организационное, проводится в начале сентября (иногда даже в конце августа). Учитель компетентно ответит на все вопросы родителей, подробно расскажет о работе группы продленного дня, кружков и секций. Чтобы ничего не упустить, заранее составьте список интересующих вас вопросов.

И еще один важный момент. Первое родительское собрание задает тон всему учебному году. Учитель, внося свои предложения по организации классных праздников, экскурсий, других мероприятий, надеется на активное сотрудничество с родителями. Не зря ведь в народе говорят: “Ум – хорошо, а два — лучше”. А если перефразировать эту пословицу на школьный лад, можно сказать и так: “Ум – хорошо, а 22 — лучше” (по количеству учеников класса). Принимайте активное участие в жизни класса. Ведь это единственная, неповторимая, насыщенная событиями, интересная, разнообразная жизнь вашего ребенка-школьника. У вас, как у любых современных родителей, наверняка есть большой запас знаний, богатый жизненный опыт. Возможно, именно вам придет в голову замечательная идея проведения урока-праздника для класса, в котором учится ваш ребенок.

Стоит попробовать

Собрание, на котором учитель ограничивается только замечаниями и пожеланиями родителям по поводу успеваемости и поведения детей и решением так называемых организационных вопросов, — не лучшая форма подобных мероприятий. Поэтому в некоторых школах практикуются деловые игры для родителей, тренинги, семинары, лектории. Конечно, многое решает стиль работы учительского коллектива и заинтересованность в ней конкретной школы. Но и родители могут сделать эти встречи более познавательными и интересными. Не стесняйтесь предлагать наболевшие вопросы для совместного обсуждения. Возможно, опыт других родителей поможет вам в решении каких-то проблем воспитания и общения с детьми. Пригласите для разговора по интересующей вас теме психолога или другого специалиста. Спрос рождает предложение – от инициативы родителей не меньше, чем от инициативы классного руководителя и воспитателя, зависит продуктивность совместной работы. Иначе говоря, родительское собрание – замечательная возможность получить необходимую вам консультацию по целому ряду вопросов.

Инициатива приветствуется

Школьные годы быстротечны. Первый класс, так же как и второй, и третий, и девятый, будет у сына или дочери только один раз. Поэтому каждый новый учебный год запомнится им новыми яркими событиями. Принимая активное участие в жизни класса, вы повысите свой авторитет в глазах ребенка. Он будет уважать вас и гордиться тем, что школьная деятельность – ваше общее дело. Вы станете еще большими друзьями. Вам в полной мере удастся реализовать себя в качестве родителей, вы получите удовлетворение от того, что ваше мнение важно, что ваша идея будет реализована.

Видя заинтересованность со стороны родителей и их готовность оказать помощь, учитель постарается относиться к учебно-воспитательному процессу более творчески, и взаимоотношения с классом будут искренними и доверительными.

Как же могут участвовать родители в повседневной жизни класса?

  • Совместно с учителем продумать проведение дней именинника (составить программу праздников, наметить подарки).
  • Предложить маршруты экскурсий и свое сопровождение детской туристической группы.
  • Предложить экскурсию на свое предприятие, в организацию, фирму, если сфера ее деятельности будет интересной детям этого возраста и безопасной для них.
  • Совместно с учителем провести нестандартный урок по предмету школьной программы.

Каждый год – что-то новое

Результаты учебы, творческие успехи, поведение ученика – это минимум того, о чем готов рассказать учитель на родительском собрании. Родители дошкольников, посетив родительское собрание, могут узнать о том, как помочь копуше или молчуну, как приобщить ребенка к миру общечеловеческих ценностей, в каких ситуациях стоит наказывать малыша, а в каких – нет, как не перехвалить ребенка, как научить ребенка ответственности, как правильно подготовить его к школе, чем руководствоваться при выборе школы и т.д.

Не менее интересным будет разговор о свободном времени малыша. Учитель подскажет, чем можно занять ребенка, какие игры помогут с пользой провести время. Родителям первоклашек учитель подскажет, что необходимо сделать, чтобы ребенок легче преодолел период адаптации, как правильно организовать уголок школьника в доме, как помочь ему справиться с первыми трудностями, расскажет о правильном режиме дня. Ведь от первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы этот год стал удачным стартом всей школьной жизни.

Начало второго года обучения для детей во многом определяется тем, насколько успешным был для них первый год. Младший школьный возраст – узловой в становлении самооценки. Поэтому внимание родителей второклассников учитель обратит на то, что позитивная самооценка школьника зависит не только от его собственных успехов в учебе, но и от положительного отношения к нему со стороны близких взрослых. Он посоветует, как правильно построить отношения с ребенком в случае его неуспеваемости.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учебе, проявлять активный интерес к знаниям. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Родителям третьеклассников учитель напомнит, что важно не упустить это время, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка.

Четвероклассники – выпускники начальной школы, и именно этот факт во многом определяет акценты, которые расставит учитель на собрании для родителей. Он подскажет, что нужно делать, чтобы без стресса перейти в среднюю школу, даст рекомендации для налаживания успешной учебы ребенка, посоветует, какие способности вашего ребенка нужно развивать.

Когда ребенок повзрослел

Переходя из класса в класс вместе с детьми, родители тоже взрослеют. Школьная жизнь входит в привычную колею, все проблемы практически улажены. И порой можно услышать высказывания некоторых родителей о том, что ходить на родительские собрания необязательно, ведь они и так уже все знают. Но как опытный учитель я считаю, что посещать родительские собрания необходимо. Хотя бы для того, чтобы быть в курсе классных дел, ориентироваться в изучаемой программе. Ведь на каждом собрании классный руководитель рассказывает об успехах класса, дает рекомендации по организации домашней самостоятельной работы. На собрании также часто выступают и учителя-предметники.

Кроме того, собрание – это возможность пообщаться не только с учителями, но и с другими родителями. Подобное неформальное общение бывает весьма полезным, а со временем может перерасти в настоящую дружбу. А если еще и дети дружат между собой, такое общение может получить дополнительный оттенок.

Обычно сообщение о том, что состоится родительское собрание, дети записывают в дневник заблаговременно. Поэтому приучите ребенка ставить вас в известность о дне родительского собрания и времени его проведения тоже заранее и не забывайте регулярно просматривать и подписывать дневник. Постарайтесь так организовать свой день, чтобы найти время посетить собрание. Ваше присутствие – для учителя лучший показатель того, что вы заинтересованы в успешном обучении ребенка, вникаете во все школьные дела сына или дочери, что вы – ответственные родители.

Это необходимо знать родителям

Некоторые родители с неохотой идут на собрание потому, что считают основной его целью сбор денег на нужды класса или школы. Средств, выделяемых школе из государственного бюджета, конечно, не хватает. Ни новых жалюзи на окнах, ни красиво и современно оформленных кабинетов, ни качественного ремонта не будет без родительских или спонсорских денег. Однако надо знать и другое: родителям никто не может приказать материально помогать школе. Поэтому чаще всего в школах создаются Попечительские советы, которые занимаются вопросом сбора и расходования денежных средств. При этом каждый родитель имеет право знать, на что тратятся деньги. Как правило, из собранных денег формируется Благотворительный фонд, средства которого расходуются только с согласия Попечительского совета. Директор школы должен регулярно отчитываться о потраченных суммах перед Советом школы, в который входят представители родительского комитета от каждого класса.

Если вы считаете денежные поборы безосновательными и чрезмерными, говорите об этом учителям. Вы имеете право задавать вопросы и членам родительского комитета, и администрации школы, а далее уже решать, стоит ли вам сдавать деньги.

Советы родителям

  • Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку или няню.
  • Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.
  • С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.
  • Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации.
  • Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.
  • Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.

«Васильев , Орлов , Никифоров, Демченко …*». Учительница Александра Яблокова одну за другой назвала 19 фамилий. «Встать!». Сидеть остались только пять ребятишек. Остальные третьеклашки растерянно поднялись из-за парт и… простояли весь урок. А потом еще и перемену.

Без вины виноватые!

Это случилось в 44-й красноярской школе. Дети, как выяснилось, ни в чем не провинились. А вот их родители… не пришли накануне на общешкольное собрание. А ведь там должны были обсудить очень важные темы. Руководство школы хотело услышать мнение родителей, какой будет школьная форма на следующий год, как дети будут отдыхать летом. Впрочем, собрания класс пропускал регулярно. Кроме трех-четырех самых ответственных родителей…

На следующий день родители отозвались почти в полном составе. Возмущенно звонили учительнице, дошли до директора. Самые активные рассказали о ЧП журналистам.

Звали, звали – не пришли

О том, когда будет родительское собрание, стало известно за неделю. Всем детям Александра Яблокова старательно вклеила в дневники записки, а потом еще обзвонила родителей. Предупредила: собрание важное, оно проходит раз в год, на нем обсуждаются планы на следующий учебный год. Пошла навстречу даже тем, кто не успевал: «Если вы не можете прийти в 6 часов, приходите в семи». Когда после всего увидела, что кабинет пустой. Не выдержала.

Я сегодня с ними разговаривала, - по телефону рассказала молодая учительница нашим коллегам из телеканала «Прима». - Попросила прощения за то, что не должно в такой форме это было произойти. На собрание ходят одни и те же родители, которые принимают участие и в различных мероприятиях, и по учебной части помогают детям. На самом деле гораздо большему количеству учеников требуется помощь.

Ходить или нет, право каждого

Директор 44-й школы Светлана Гребенникова вздыхает: Александра Яблокова – молодой педагог, в школе три года. Но никогда на нее родители не жаловались. Случившееся – как гром среди ясного неба.

Учительница, однозначно, не права, - оправдывается директор. - Такие методы воспитания родителей – через наказание детей – недопустимы. Мы поговорили с теми родителями, кто к нам обратился сразу после инцидента, постарались их успокоить, извинились. Тем более, что посещать родительские собрания – это не обязанность родителей, а право. Это закреплено законодательно. Но учитель хотел бы видеть на родительском собрании каждого родителя, ведь там поднимаются вопросы, которые напрямую касаются их детей. Особенно это важно для начальных классов. Получается, родители не посчитали нужным отзвониться классному руководителю вечером и предупредить: прийти не сможем.

Что в итоге? Многие родители пришли в школу и без скандала поговорили с учителем. Попросили директора педагога строго не наказывать, хотя Александре Яблоковой уже «влепили» выговор.

Детям даже предложили психолога – если кто-то пережил из-за этого стресс. Но малыши, к счастью, уже все почти забыли.

СКАЗАНО

«С кем сидит за партой ваш ребенок»?

Борис Грачевский, художественный руководитель журнала «Ералаш»:

Это безобразие! Никому не позволено никаким образом мучить детей. Есть масса способов увидеться с родителями. В конце концов, известный с советских времен: прийти к ним домой. Но ни в коем случае детей нельзя трогать. Сын за отца не отвечает, и они ни в чем не виноваты. Этому посвящен мой фильм «Крыша», - об отсутствии внимания взрослых к своим детям. Посмотрите его. Он как раз об этом. Невнимание приводит к тому, что дети оказываются на краю крыши. В этом фильме директор школы, хоть это и отрицательный герой, говорит на собрании очень важную вещь, как критерий оценки взаимоотношений: «А знаете ли вы, с кем сидит за партой ваш ребенок?». Задайте себе этот вопрос. И вам все сразу станет понятно.

Мнение «против»

У каждой истории всегда есть две стороны. И сейчас дружно сказать, что родители – сволочи, наверное, проще всего. Я тоже иногда пропускаю собрания. Не всегда. Но иногда – бывает. Почему? Во-первых, потому иногда их проводят для проформы. На них выступит школьный психолог, который поучит нас жить (пишу как есть, простите). Потом мы в классе заполним пару ненужных анкет. Во-вторых, потому что иногда бывает физически некогда. Ребенка (ребенков, - двоих), надо кормить, значит – надо работать и маме, и папе. Оправдываю себя тем, что с учительницей постоянно на связи. Подойду, забирая дочку из школы, позвоню, если есть какой-то вопрос. Не знаю, правильно ли я поступаю. Но даже если я не права, с ребенка спроса быть не может. А вы как считаете?

Мария Мишкина, редактор «КП »-Красноярск

Мнение «за»

Я не оправдываю педагога. Мне, как матери, тоже не понравилось бы, если бы мой ребенок целый час простоял у парты, как часовой на плацу, с чувством вины. Но мне непонятно поведение родителей. Уважаемые мамы и папы, а вам что, не интересно, что хочет сказать вам учитель, которому вы доверили любимое чадо? Вам не хочется узнать, чем он занимается, как ведет себя на уроках, какие у него отношения с ребятами? А потом получается: если чадо получает пятерки – это заслуга мамы с папой – ах, какого умного родили! А если принес двойку или синяк под глазом – учитель виноват, не досмотрел?

Елена Серебровская , корреспондент

* фамилии изменены

Вчера была на родительском собрании.

Родителей было много - 19 из 25. Это больше, чем обычно. И это заслуга классного руководителя, которая умеет поднять родителей с дивана, или создать такую мотивацию, чтобы они пришли. Это впечатляет.

Но сохранить эту мотивацию ни на собрании, ни на директорском совете, хотя на него ходят все, все-таки, на мой взгляд, не совсем удается. Иногда даже я и себя ловлю на мысли о том, зачем я там сижу , ведь все одно и то же, и ничего нового?

Быть может, поэтому на все собрания ходят одни и те же родители, дети которых и так неплохо учатся и со всем справляются, но которые все-таки надеются услышать что-то полезное для себя и для своего ребенка, и не упустить из виду того, что происходит.

Но быть может, и у родителей, которые не посещают родительских собраний, есть своя правда? И они просто ведут себя так же, как их дети, которые не хотят учиться и плохо себя ведут.Они просто не надеются услышать там ничего нового и интересного и не верят, что такие коллективные обсуждения проблем могут помочь им реально решить их проблемы, и не только с детьми.

Поэтому из двух зол: сидеть на собрании, тратить время и расстраиваться по поводу того, что все равно не можешь изменить, или сидеть дома, ничего не предпринимая, выбирают последнее.

И я подумала о том, что же хотела бы я, как родитель, услышать на этом собрании?

Нет, я не говорю, что в школе педколлектив ничего не делает. Это далеко не так. И я уважаю их за все. что они делают. Сейчас я говорю о том, что есть большая разница в том, что люди делают, и как они об этом говорят.

Ведь говорить о своей работе - это не значит хвастаться, или как -то вести себя не скромно. Речь сейчас совсем не об этом. Я просто полагаю, что было бы интереснее услышать какие-то более конкретные вещи, которые были реализованы в школе за последнюю четверть, чтобы добиться той успеваемости, которая есть.

А слушать о том, что в нашей школе процент успеваемости - 68%, или 73% мне, конечно, очень приятно, но когда это слышишь постоянно, то результат нивелируется. Ведь ты не можешь оценить, сколько труда было вложено именно в этой четверти, чтобы сохранить такой высокий процент? Какие конкретные вещи были сделаны, чтобы дети улучшили успеваемость?

Тогда бы и родители могли бы осознавать реальный вклад учителей в дело обучения их детей. Возможно, все это есть, и методы, и задачи, и примеры, и все это делается, но пока слушать об этом неинтересно, не говоря уже о том, чтобы что-то начать применять в домашних условиях.

Конечно, знать о том, как учиться твой ребенок и как ребенок уживается в коллективе и как себя проявляет в школьной жизни, знать надо, ведь дети не всегда говорят родителям о том, что с ними происходят, или говорят так, что картина может казаться более благополучной, чем есть на самом деле.

И для получения какой-то объективной картины бывать там никому не мешает. Хотя, я думаю, что очень мало что можно узнать про своего ребенка, если он не нарушает дисциплины и хорошо учиться. А разве у нас нет проблем с воспитанием?

Но, как и детей, заставлять родителя ходить на собрание и интересоваться жизнью своего ребенка - дело бесполезное и неблагодарное. Кроме раздражения, это ничего не вызывает.

А вот создать внутреннюю потребность заниматься воспитанием и наблюдать за своим ребенком - это уже не все могут.

Может быть, не хватает конкретных примеров о том, как поступать в том или другом случае, и о том, чем руководствоваться, и что считать правильным, когда что-то объясняешь своему ребенку. И разбора конкретной проблемы…

Но здесь возникает другой вопрос, ведь у всех свои проблемы, и возможно, будет кому-то неинтересно слушать одно и тоже? - можете сказать вы.

Но если выделять общие проблемы, которые могут проявляться на всех ступенях развития, во всех возрастах… и каждый раз готовить своего рода - « справочник» и методичку о том, как лучше помочь ребенку справиться, то может, это будет более интересно и для тех, кто учит, и для тех, кто воспитывает?

Например, вчера учительница математики сказала о том, что у детей страдают вычислительные навыки.

Но о том, как их совершенствовать, кроме того, что надо просто делать домашнюю работу и как превратить эти вычислительные навыки в интересное занятие по вечерам, или о чем-то еще, в чем могла бы проявиться любовь к математике, об этом ничего и никогда не говорится, кроме общих слов «НАДО» и «ДОЛЖНЫ».

Хотя есть не мало отличных книг по этому вопросу, но ведь не все их читают и мало кто о них знает…

Т.е. надо «заразить» своей любовью к математике родителей, а уж те найдут способы передать свой энтузиазм своим детям.

Нет, я не говорю о том, что не выдаются никакие рекомендации о том, в чем учителю нужна родительская помощь? О них говорят. Но все они какие-то сухие и неинтересные, что ребенок вряд ли будет с энтузиазмом их выполнять…

Их нельзя превратить в игру - вот в чем, на мой взгляд, проблема.

Так к чему все это я сейчас говорю?

Просто мы никогда не сможем разбудить у ребенка интерес к знаниям, если нам самим не будет интересно то, что мы делаем. И те, кто НЕ успевает, не обязательно вырастут плохими людьми.

Но очень часто из них получаются неплохие предприниматели, у которых нет проблем с деньгами. Не из всех, конечно. Но и у отличников не всегда все получается.

ПОЛУЧАЕТСЯ У ТЕХ, кто докопался до того, что их больше всего на свете интересует , и позволил себе следовать за своим интересом.

Так может, и нам, взрослым, почаще следовать за своим?

Родительские собрания неотъемлемая часть школьной жизни родителей и учителей. В школе регулярно организуются встречи для педагогов и родителей, во время которых решаются многие серьёзные вопросы. Организация экскурсий, внеклассные мероприятия, общие рекомендации по усвоению учебного материала, организация питания учащихся — эти и многие другие вопросы обсуждаются на родительском собрании совместно с родителями. Необходимость таких встреч очевидна. Однако у родителей достаточно часто возникает вопрос о том, стоит ли им посещать родительские собрания в школе? Многие мамы и папы считают, что знают всё о своем ребенке, поэтому нет необходимости тратить время на посещение собраний. Родители должны помнить, что слова ребенка об успеваемости, взаимоотношениях с учителями и сверстниками могут быть не всегда объективны. Чтобы быть достоверно проинформированным о жизни своего ребенка в образовательном учреждении, необходимо систематически посещать родительские собрания и быть в контакте с классным руководителем.

Бывает, что классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Насколько это юридически обосновано рассмотрим с точки зрения Закона «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон).

Ст. 44 Закона закрепляет за родителями обучающихся права и обязанности.

В частности, родители имеют право:

1. Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка (п.4 ч.3 ст.44 Закона).

Это право родителей полностью реализуется через ознакомление с информацией на родительском собрании. Особенно это актуально при переходе с одного уровня образования на другой. Родителям первоклассников, например, важно знакомство с учителями, всегда интересна информация о программе обучения, требованиях педагога и т. д.

2. Получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования (п.5 ч.3 ст.44 Закона).

На сегодняшний день проводится множество мониторингов, которые выявляют уровень готовности детей к школе, отношение детей к образовательному процессу, уровень сформированности тех или иных компетенций и т. д.

3. Принимать участие в управлении организацией (п.6 ч.3ст.44 Закона).

По итогам каждого собрания подводятся итоги и выносятся те решения, которые принимаются всем коллективом присутствующих родителей. Такие решения нередко касаются вопросов управления образовательной организацией.

С одной стороны, родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей. С другой стороны, Закон не предусматривает посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Если вы по каким-то причинам не можете посетить родительское собрание, сообщите об этом учителю и договоритесь о встрече в другое время. Если родители не имеют возможности ходить на собрания, то они могут получить необходимую информацию, посещая индивидуальные консультации. У каждого педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких индивидуальных встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни ребенка, его обучения и поведения.

Приходя в школу, родители должны помнить, что они обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, уважать честь и достоинство работников образовательной организации (ч.4 ст.44 Закона).

Если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются школьной жизнью своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя. Педагог в данном случае сообщает о такой ситуации в компетентные органы.

Могут ли бабушки или дедушки посещать родительские собрания?

Нередко случается так, что родители в силу занятости на работе не могут присутствовать на собрании лично. Бабушки и дедушки часто являются активными участниками воспитания и присмотра за детьми. Юридических оснований отказать бабушке/дедушке в присутствии на родительском собрании — нет. Однако, подписи на документах, справках, анкетах, которые заполняются во время собрания, должны быть заверены родителями. Именно родители являются официальными представителями ребенка, только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения с родителями и учителем. Если родители предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет бабушка или дедушка, то это вполне возможно.

Многие вопросы, конфликтные ситуации можно разрешить благодаря разъяснениям учителя на собрании. Если собрание было организовано профессионально и грамотно, то у родителей не будут возникать вопросы относительно необходимости такой формы взаимодействия учителя и родителя в школе. Стоит помнить о соблюдении этики общения. Результатом совместной работы на собрании может стать уверенность родителей в том, что они могут в решении любых вопросов обратиться к своему учителю.