Особенности и способы обработки граней бриллианта. Сколько граней у бриллианта и почему именно столько

Мы любим бриллианты, восхищаемся их красотой и игрой света. Интересно, что красота бриллианта – это совместная работа природы и человека. Задача природы – создать в своих недрах самый прочный и чистый камень, алмаз. А придать ему красоту, выбрать способ огранки, рассчитать нужное количество граней и изготовить из неограненного алмаза бриллиант – дело рук человека.
Как люди догадались раскрывать красоту бриллианта с помощью огранки? Сколько граней у бриллианта? Какой формы должен быт настоящий бриллиант? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье.

Кто решает, сколько граней у бриллианта

Когда к ювелиру попадает алмаз, он должен внимательно его изучить. Тут все имеет значение: размер камня, чистота, форма, наличие дефектов. Алмаз может быть большого размера, но для огранки может годиться только часть камня.
На первом этапе работы ювелир ничего не делает с камнем. Могут уйти месяцы на изучение алмаза и принятия решения: какой формы будет бриллиант и сколько у него будет граней. Чем крупней, чище и ценней камень, тем выше ответственность мастера за результат.

Как называются грани бриллианта

Все части и грани бриллианта имеют свои названия:

  • верхняя часть бриллианта называется короной;
  • нижняя – павильоном;
  • самая крупная грань короны – площадкой;
  • линия, разделяющая павильон и корону, называется рундист;
  • фасет – специально скошенная грань бриллианта, обработанная путем шлифовки и полировки.

Виды огранки бриллиантов

Самый распространенный вид огранки – это бриллиант с 57 гранями. Такое количество граней позволяет оптимально распределить игру света бриллианта и при необходимости убрать дефекты камня.
В ювелирном деле применяются разные способы огранки бриллианта:

  • «Принцесса» — 65 граней (фасетов);

  • «Сердце» — 57 граней;
  • «Груша» — 56 граней;
  • «Треугольник» — 52 грани;
  • «Овал» — 57 граней;

  • «Квадрат» — 17 граней;
  • «Прямоугольник» — 33 грани;
  • «Крест» — 46 граней;
  • «Маркиз» — 55 граней;

  • «Величественная» — 102 грани;
  • «Королевская» — 86 граней.

Огранка с большим числом граней применяется для бриллиантов большого размера. Чем больше граней у бриллианта, тем более впечатляющей выглядит игра света.
Огранка бриллианта в 17 граней чаще всего применяется для обработки мелких и средних алмазов. Мелкими считаются бриллианты, масса которых меньше 0,29 карат, средними — масса которых больше 0,30 карат и меньше 0,99.

Куб - это геометрическая фигура, имеющая 8 вершин. Помимо этого, куб характеризуется множеством геометрических параметров, которые делают его особенным представителем семейства многогранников.

Куб как многогранник

С точки зрения геометрии куб относится к классу многогранников, представляя собой частный случай правильной геометрической фигуры. В свою очередь, в рамках этой науки правильными многогранниками признаются такие из них, которые состоят из одинаковых многоугольников, каждый из которых имеет правильную форму: это означает, что все его стороны и углы равны между собой.

В случае с кубом каждая грань этой фигуры действительно является правильным многоугольником, поскольку она представляет собой квадрат. Он, безусловно, удовлетворяет условию о равенстве всех его углов и сторон между собой. При этом каждый куб состоит из 6 граней, то есть 6 правильных квадратов.

Каждая грань куба, то есть , входящий в его состав, ограничен четырьмя равными между собой сторонами, которые носят название ребер. При этом смежные между собой грани имеют смежные ребра, поэтому общее количество ребер куба не равно простому произведению количества граней на количество окружающих их ребер. В частности, каждый куб имеет 12 ребер.

Место схождения трех ребер куба принято называть вершиной. При этом любые ребра, которые пересекаются между собой, сходятся под углом 90°, то есть являются перпендикулярными друг другу. Каждый куб имеет 8 вершин.

Свойства куба

Поскольку все грани куба равны между собой, это дает широкие возможности по использованию этих сведений для вычисления различных параметров данного многоугольника. При этом большинство формул основано на простейших геометрических характеристиках куба, включая те, которые перечислены выше.

Так, например, пусть длина одной грани куба принята за величину, равную a. В этом случае можно без труда понять, что площадь каждой грани можно найти посредством нахождения произведения его сторон: таким образом, площадь грани куба составит a^2. При этом общая площадь поверхности этого многоугольника будет равна 6a^2, поскольку каждый куб имеет 6 граней.

Исходя из этих сведений также можно найти объем куба, который, согласно геометрической формуле, содержательно будет представлять собой произведение трех его сторон - высоты, длины и ширины. А поскольку длины всех этих сторон по условию задачи являются одинаковыми, следовательно, для нахождения объема куба достаточно длину его стороны возвести в куб: таким образом, объем куба составит a^3.

В этой статье:

Сколько граней у бриллианта сказать сложно. Ответ на этот вопрос зависит от размеров кристалла и его формы. Камень может иметь от 2 до 102 фальцетов, классической считается огранка в 57 фальцетов, то есть бриллиант имеет 57 граней и форму круга. Такие кристаллы считают идеальными, поскольку они обладают удивительным блеском. Впрочем, не стоит забывать и о других методах обработки.

Основные части бриллианта

Немного истории

Алмаз не отличается блеском и по этому параметру значительно проигрывает бриллианту. Неудивительно, что до того момента, пока камни не научились обрабатывать, особым спросом они не пользовались.

Ситуация в корне изменилась тогда, когда одному из придворных ювелиров пришла в голову мысль немного поработать с алмазом. Он подверг его обработке, мастер создал всего несколько граней и представил королю результат работы. Случилось это в XVI веке, с тех самых пор бриллианты стали редкими и дорогими, они стали восприниматься как символ власти и благополучия.

Первоначально использовали огранку в форме розы: ювелиры создавали всего несколько граней, немного шлифуя алмаз. Впрочем, этого было достаточно для того, чтобы камень начал сверкать.

Сегодня подобная форма обработки считается устаревшей, но все же кристаллы гранят таким образом, поскольку «роза» имеет два весомых преимущества: легка в исполнении, позволяет минимизировать затраты. В процессе обработки минерал теряет от 35 до 70% от первоначальной массы. Если камень редкий и стоит дорого, то сложная огранка способна значительно уменьшить его вес - по этой причине ювелир может использовать огранку в форме розы.

Несмотря на то что алмазы стали обрабатывать давно, значительных успехов в этом деле ювелирам удалось достичь не сразу.

В 1919 году математик Марсель Толковский сумел рассчитать идеальные пропорции бриллиантов. Стоит отметить, что еще в XVII веке существовала огранка, похожая на бриллиантовую или классическую, но такой способ обработки кристаллов был далек от идеального.

Благодаря расчетам Марселя Толковского удалось создать огранку, при которой свет входил в камень через корону, он преломлялся от граней, которые располагались внизу. В результате чего свет начинал играть лучами, создавалась «радуга». Это и была так называемая идеальная огранка в 57 фальцетов, которую используют до сих пор.

Сегодня существует несколько форм обработки бриллиантов, во многом способ огранки зависит от размера камня и наличия в его структуре дефектов.

57 фальцетов

Бриллиантовый блеск поражает и заставляет восхищаться камнем. Но не многим известно, что блеск кристалла напрямую зависит от метода обработки. Плохая огранка способна испортить алмаз, вместо игры света и яркого блеска в итоге можно получить совершенно невзрачный камень, который будет мутным и непрозрачным.

Идеальный бриллиант имеет:

  1. Форму круга.
  2. 33 грани на внешней стороне.
  3. 24 грани на тыльной.

Грани кристалла имеют форму треугольника или ромба, кроме того, на разных ярусах они расположены по типу шахмат. Верхняя часть бриллианта называется короной (верхом). Плоскую часть ювелиры называют площадкой (таблицей). Нижнюю часть бриллианта именуют павильоном (низом). А еще кристалл обладает рундистом - линией, которая соединяет верх и низ, то есть корону и павильон. Грани камня сходятся в одну точку, которую называют шипом.

Особенностью подобного вида обработки можно считать и то, что грани расположены симметрично. Если нарушить симметрию, то можно испортить камень, поскольку этот факт способен повлиять на блеск кристалла.

Огранка в 57 фальцетов идеальная, но не все камушки можно обрабатывать подобным образом, поскольку некоторые из них слишком малы. В таком случае количество фальцетов может быть меньше:

  • если масса камня менее 0,03 карата, используют огранку в 17 фальцетов;
  • 33 фацета - таким способом гранят алмазы массой до 0,05 карат.

Идеальный бриллиант

Кристаллом, массой больше 0,05 карат придают 57 граней, но нередко такое количество фальцетов может наблюдаться и у бриллиантов массой от 0,03 карата.

Другие методы обработки

Существует несколько способа огранки бриллиантов. Чтобы сделать алмаз красивым и блестящим ювелир может использовать:

  1. Ступенчатую огранку.
  2. Видоизмененную.
  3. Смешанную.

Одной из наиболее старых считается ступенчатая огранка. Таким способом обрабатывают камушки, которые имеют форму прямоугольника, треугольника и трапеции. Грани кристалла при этом расположены параллельно рундисту - подобный вид обработки поможет скрыть дефекты алмаза, подчеркнет цвет камня и его прозрачность. Нередко используется при работе с фантазийными алмазами.

Следующий тип обработки камней довольно хорош, он помогает создать бриллианты высокого качества, по характеристикам (прозрачности и блеску) они могут не уступать тем кристаллам, которые имеют 57 фальцетов. Видоизмененная огранка позволяет модифицировать камень и придавать ему различные формы. При этом удается сохранить количество граней и их расположение.

Смешанный тип обработки имеет ряд преимуществ: он помогает снизить расходы в процессе работы, а также придать камню блеск. Ювелиры утверждают, что такой тип обработки сочетает в себе преимущества ступенчатой и . Подобные камни в настоящее время пользуются спросом. Впервые минерал, обработанный таким способом, был представлен общественности в 60-х годах XIX века.

Есть еще и изумрудная огранка. Она позволяет зрительно увеличить камень в размере. Впрочем, таким способом кристаллы обрабатывают редко, они имеют форму прямоугольника или квадрата.

Существует еще и «Русская огранка» - этот термин возник во времена СССР, но используется и в наши дни. Ничего нового ювелиры Советского Союза так и не придумали, по этой причине термин остался в качестве бренда.

Во второй половине XX века ювелиры создали более сложные методы . В основном они используются для крупного размера массой более 1 карата:

  1. «Хайлайт-Кат» подразумевает под собой создание 73 фальцетов, при этом 41 грань находится сверху, а 32 внизу.
  2. «Королевская огранка» в 86 фацетов, при этом 49 граней расположены вверху, а 37 находятся внизу.
  3. «Величественная огранка» в 102 фальцета подразумевает под собой наличие 61 грани сверху и 41 внизу.

При оценке бриллианта ювелиры используют систему «4 C» - она позволяет полностью охарактеризовать камень и определить его стоимость. Огранка также учитывается при оценке качества кристалла. Это понятие считается субъективным, поскольку может влиять на стоимость минерала, но при оценке камня учитывается не только способ обработки, но и другие критерии. Существует несколько форм обработки, которые считаются распространенными и встречаются довольно часто, среди них можно выделить.

Сколько граней у самоцвета

В книге «День уральской поэзии», изданной несколько лет назад, напечатаны стихи рабочего Степана Яковлевича Черных из Нижнего Тагила. Стихи о войне, о мире, о старых ранах, которые дают себя знать в непогоду, о детях, которых надо уберечь от войн и от ран… Стихи ясные, умные, идущие от сердца человека, много пережившего лично, имеющего что сказать людям…

С автором этих стихов мы знакомы не первый год. Черных уже не молод. Он невысок ростом, черняв, оправдывает свою фамилию, идущую от дедов. За плечами Степана Яковлевича, как принято говорить, - обычная жизнь рабочего человека, но обычность эта, как она ни многотрудна, такова, что ей уже сейчас хорошей завистью завидует молодежь… Да и что такое «обычное» и «необычное»? Если считать обычным для тагильского паренька, в двадцать лет надевшего по зову Родины солдатскую шинель, перенестись с Урала на Север, а оттуда с боями пройти до Кенигсберга?.. Если счесть обычными долгие месяцы и годы орудийного грома, воздушных налетов, поражений и наступлений, страстных сражений за освобождение родной земли и, наконец, долгожданный выстраданный стремительный бросок в далекое логово врага? Если счесть обычными многие военные награды на груди юноши, повседневное мужество и скромную отвагу боевого связиста на самой передовой линии огня и тяжелейшее ранение почти на берегу холодного Балтийского моря ранней весной сорок пятого - за два месяца до победы, - ежели счесть все это обычным - восславим ее, эту героическую обычность нашего поколения!

Черных уже много лет, после войны и госпиталя, работает на огнеупорном заводе. Почему он избрал для себя этот небольшой завод? Ведь есть в Тагиле первоклассные гиганты металлургии и машиностроения… Можно было ожидать ответа, что работают люди везде, что не всем же работать на гигантах. Но Степан Яковлевич ничего такого не ответил, а тепло и просто сказал: «На огнеупорном работала моя мать. Весовщицей…»

Мы бродим по Тагилу белой июньской ночью, такой же светлой и красивой, как и на берегах Невы, но частые взлеты огневого зарева близких домен заливают блеклое небо таким ярким пламенем, что ночь кажется здесь вообще неправдоподобной.

Улица новых домов ведет к пологой зеленой Лисьей горе. В прозрачном тумане встает вдруг перед нами огромный старинный домина со строгими классическими колоннами, как бы перенесенный сюда с одной из площадей Ленинграда… В давние годы здесь было управление демидовскими заводами - то самое «горное гнездо», что запечатлено в романе Мамина-Сибиряка. Ныне в старом здании Нижнетагильский городской Совет депутатов трудящихся… Но особенно прекрасны в дымке белой ночи кварталы новых свежекрашенных светлых домов с балконами в цветах, в густой зелени скверов, с мерцающим блеском заводского пруда меж ними… Степан Яковлевич рассказывает, что еще на его памяти дом демидовских времен с колоннами казался зыбким островом среди необъятного разлива убогих деревянных домишек старого Салдинского тракта, болотной Кочковатки, каменистой Тальянки… Здесь ютился рабочий люд Тагила - творцы первоклассного металла. А время от времени рождались тут, на удивление всей России, то солнечные картины крепостных художников Худояровых, то несравненное мастерство умельцев Черепановых - создателей первого в мире паровоза, и иные неисчислимые свидетельства неугасимой силы народной, его неиссякаемого творческого духа, неодолимого и под игом подневолья…

Близ Лисьей горы раскинулся и старый «демидовский» завод, обновленный и помолодевший, как и весь Тагил, а вдали, в никогда не гаснущем ореоле огней, дымятся гигантские силуэты домен, мартенов и конверторов флагмана уральской металлургии… Там, под его сенью, приютились и небольшие строения огнеупорного завода, где работает Черных. Там создается поистине прошедшее огонь и воду внутреннее одеяние печей, раскаленных почти до температуры солнца…

Черных - дежурный слесарь по контрольно-измерительным приборам, и, хотя сблизила нас с ним литература, но, встречаясь, мы чаще говорим о технике, чем о стихах. Так уж само собой получается в этой рабочей цитадели технического прогресса, где строительных кранов порой не меньше, чем деревьев, где на домнах, мартенах, конверторах властно вошли в жизнь многие чудеса автоматики, телеуправления… Сотни автоматов регулируют и создание огнеупоров, которые готовит завод. Самопишущие цветные стрелы полны смысла, разноцветные огоньки многочисленных пультов сигнализируют о том, как идет газификация кокса, обжиг, газогенерация. Неисчислимо сложное хозяйство Степана Яковлевича - его задача, чтобы все приборы, вся автоматика работали безотказно… И может быть, в четком ритме механизмов есть для него что-то близкое звонкому ритму стихов… Во всяком случае то, что Черных пишет стихи, известно давно, и в этом действительно нет ничего необычайного - в городе много книголюбов, большая литературная группа при газете «Тагильский рабочий», стихи, рассказы, очерки пишут и печатают сталевары и доменщики, учителя и крановщики, студенты. Среди них есть и авторы книг, и ими коллективно написаны одобренные М. А. Шолоховым «Новые были горы Высокой», создана большая книга о Тагиле… И все же недавно Степан Яковлевич Черных удивил меня.

Для каких-то своих дел листал я четырехтомный «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей», составленный И. Ф. Масановым, изданный Всесоюзной книжной палатой. Известно, что книга эта - специальная, плод кропотливейших, сложнейших исканий и открытий лучших наших библиофилов и литературоведов. Листаешь страницы словаря и с уважением думаешь о том, как много нужно труда, знаний, бескорыстной любви к литературе, чтобы по нарочито запутанным инициалам или специально придуманной мифической фамилии под журнальной статьей, очерком, рассказом распознать истинного автора, пожелавшего остаться неизвестным, нередко раскрыть новые, неведомые штрихи и страницы творчества великих писателей, критиков, художников!..

Отложены тома словаря, почти бездумно пробегаю глазами не раз читанное введение и вдруг удивленно останавливаюсь на такой знакомой фамилии. Разумеется, я видел ее на этих страницах десятки раз раньше, но может быть, только что приобщившись к скрупулезным поискам библиографов, я впервые обратил внимание и на совпадение инициалов: С. Я. Черных… Но при чем здесь, в сугубо специальном труде, тагильский слесарь?.. Однако читаю и перечитываю строки введения к академическому изданию:

«Большое количество дополнений к «Словарю» сообщил С. Я. Черных, которому Всесоюзная книжная палата приносит благодарность».

«С. Я.» …Степан Яковлевич?.. Хочется тут же позвонить в Тагил. Но кому? У Черных телефона на квартире нет, а спросить у других, имеет ли отношение рабочий огнеупорного завода к «Словарю псевдонимов» - вопрос прозвучит более чем странно… Но что-то настойчиво зовет меня в Тагил.

И вот дня через три мы встретились со Степаном Яковлевичем. Теперь-то уж разговор был только о литературе! Мы сидели в небольшой квартире по улице Попова (названной в честь знаменитого уральца - изобретателя радио). В доме тихо - жена на работе, дочери и сын - в пионерском лагере у лесного озера. Нас окружают книги, кипы журналов и ящики с тысячами карточек - на них нанесены результаты многолетних изысканий Степана Яковлевича, которым отданы почти все часы его свободного времени.

Литература, книги - мое давнее увлечение, - тихим голосом рассказывает Черных, - но, может быть, это покажется странным, больше всего уже много лет увлекаюсь я библиографией. Ведь прочесть одну хорошую книгу - большая радость, но узнать, что есть еще сотни, тысячи неизвестных тебе, не прочитанных тобою книг - все равно что выплыть из залива в открытое море… Кажется, что может быть радостнее, чем слагать стихи, слушать голос своего сердца, открывать новые рифмы, - продолжает Степан Яковлевич после длительного молчания. - Но для меня вот ничто не сравнится с тем волнением, с которым открываю новую книгу библиографии…

А если достану что-нибудь редкое - чувствую себя совсем счастливым…

Степан Яковлевич привычным движением руки передвинул к себе из кипы книг на столе два больших тома - новый библиографический указатель «История СССР» и старый фолиант «История Древнего Рима и Древней Греции». Библиография…

Что это мне дает? - задумчиво говорит Черных, листая любимые книги. - Я сам не знаю, вернее, не смогу определить точно… Да и нужно ли это определять?.. Вот раскрываю книги и как бы уплываю в простор книжный… Вчитываюсь, сравниваю, ищу, обнаруживаю псевдонимы… Встречаю знакомых - прохожу мимо спокойно, незнакомцев вылавливаю - тащу на берег… на стол… Тут и ждут тебя радости и огорчения, волнения и тревоги. Порой часами, ночами вглядываюсь в одну строку: «С. А.»? Кто этот незнакомец? Почему решил скрыть свое лицо под маской псевдонима?.. Кто он?.. И начинаются поиски, рождаются домыслы - одни опровергают другие… Давно уже узнал я, что поиски, подобные моим, интересуют не одного меня, начал изучать справочник, специальные издания, завел переписку с библиографами многих библиотек, выписал словарь псевдонимов Масанова. И он стал как бы компасом - теперь на свои карточки заношу лишь тех, кто не значится у Масанова. Только тех… И как же был потрясен я однажды, когда обнаружил, что на моих карточках есть имена, которых нет в «Словаре псевдонимов»… Долго не верил себе… Без конца, снова и снова проверял и выверял. И убедился, что не единицы, а многие десятки псевдонимов раскрыты мною… Т о л ь к о м н о ю!..

Степан Яковлевич встает, нервно ходит по комнате, беспричинно передвигает на столе книги, склоняется над картотекой и, то и дело прерывая себя, не в силах сдержать волнение, рассказывает о том, как решился послать все свои записи о раскрытых псевдонимах, которых нет в словаре Масанова, в Москву… Нет, тагильский слесарь Черных не пополнил собой ряды многократно описанных в старых романах неудачников-дилетантов (это, кстати, тоже замечательная обычность нашего времени!)… Рукопись переслали прямо Масанову - главному редактору Всесоюзной книжной палаты, Сергею Ивановичу - сыну основателя «Словаря псевдонимов», продолжателю дела отца.

До получения ответа пришлось, правда, как говорит Степан Яковлевич, пережить несколько «черных недель» - все думалось, что вернется из Москвы пакет с короткой запиской какого-нибудь секретаря о том, что, мол, возвращаем за ненадобностью ввиду напрасного и беспочвенного стремления открыть давно открытые «америки».

Но этого не случилось. В один из дней на обычный тревожный вопрос - нет ли письма из Москвы, ему подали долгожданный конверт. И сразу же радостно екнуло сердце: письмо было тоненьким, значит, пакет не вернули… Отвечал Черныху сам Масанов…

Степан Яковлевич быстрым движением выдвинул ящик стола и сразу же, не ища, подал это памятное письмо. Его лицо стало бледным, губы сжались - пойму ли я, что значили для него эти немногие, но полные уважения и признания строки ученого из Москвы? Черных бесшумно ходил по комнате, пока я читал:

«Глубокоуважаемый Степан Яковлевич! Издательство Всесоюзной книжной палаты передало мне Ваше письмо с изрядным «додатком» к «Словарю псевдонимов» моего покойного отца.

Считаю своим долгом, прежде всего, искренне поблагодарить Вас за внимание к этой работе. Я еще не знаю - сумею ли использовать присланный Вами материал для дополнений в 4-м томе. Если такая возможность будет, то я специально оговорю Ваше участие. Псевдонимов - море, и их все не учесть.

Мне было очень приятно, что и в таком далеком от Москвы городе, как Нижний Тагил, есть люди, которые знают и, что самое главное, любят литературу и, по мере своих сил, стараются что-то собрать от их «крох».

Буду рад Вашим письмам.

С дружеским приветом

С. Масанов.

Москва, 7.V.1959 г.»

И вот настал праздничный и незабываемый для Степана Яковлевича день, когда прибыл в Тагил четвертый том «Словаря псевдонимов». В научный труд, созданный крупными учеными, включено свыше двухсот дополнений - маленьких открытий тагильского слесаря. И во Введении речь идет именно о нем, и благодарность ученых адресована ему - Степану Яковлевичу Черных…

И хотя книга с публикациями Степана Яковлевича интересует немногих и труды Черных в часы досуга кое-кому покажутся чудачеством - он продолжает свое дело. Он видит уже и некоторые несовершенства того словаря, который не так давно считал непререкаемым, он все увереннее плывет по книжному океану, раскрывая все новые и новые, никому доселе неведомые острова и земли…

Пожалуй, больше всего сам удивляюсь, когда успеваю… - говорит Черных, устало улыбаясь, - Завод, новая техника, автоматика захватывают, дети-школьники требуют внимания, стихи нет-нет, а постучатся в сердце… И картотека моя зовет… А вот как я работаю, как это все происходит, пожалуй, рассказать так сразу не смогу, да и на смену пора уже… - закончил разговор Степан Яковлевич. - Проводите меня на завод, в пути поговорим, а о том, что вас интересует, лучше напишу как-нибудь, соберусь с мыслями…

И опять шли мы по этому рабочему городу, неповторимому в своей красоте, как бы сочетающей мудрость извечных трудовых традиций и бодрость юности, уверенно устремленной в Завтра… Все более близкий грохот завода-гиганта отвлек наше внимание от белой картотеки, оставленной в небольшой комнате на улице Попова. До самых заводских ворот мы, как всегда, спорили о новой технике и новых стихах, говорили о детях Степана Яковлевича, о далеком и близком будущем…

Наверное, спустя месяц Черных прислал мне свои стихи для новой книги уральской поэзии и большое письмо, обещанное в последнюю встречу.

«…Сообщаю, как обещал, некоторые сведения о моих занятиях «псевдонимикой», как я сам называю эту работу. Занимаясь этим в свободное от основной моей работы время, я продолжаю известный труд библиографа Ивана Филипповича Масанова (1874-1945) («Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей» в 4 томах, издание осуществлено Всесоюзной книжной палатой в 1957-1960 гг.). Собираю я то, что важнее. Это единственное обширное издание такого рода за все время развития русской и советской библиографии. Ценность его значительна. Исследователи литературы, культуры, искусства к нему обращаются очень часто. Все псевдонимы в историко-литературных трудах последних лет даются в расшифровках по «Словарю псевдонимов». Но словарь этот еще не полон. Вот восполнением этим я и занимаюсь, если дело касается псевдонимов дореволюционных авторов.

Но псевдонимы возникают чуть ли не каждый день. Сбор новых псевдонимов, криптонимов, оценонимов и т. д. уже является работой совсем новой. При собирании этого материала я пользуюсь теми же методами, какими пользовался покойный Масанов. Стремлюсь как можно более въедливо, тщательно изучать как ретроспективную библиографию, так и текущую (газетную и журнальную летопись), просматриваю массу журналов, в которых криптонимы имеют место, и ряд других изданий историко-литературного характера. Кроме того, вступаю в переписку с литераторами, о которых знаю, что они могут сообщить мне что-то интересное.

В картотеке моей теперь около пяти тысяч карточек с записями расшифрованных псевдонимов. Их число растет из месяца в месяц. А что потом буду с ними делать - пока не решено.

Что имеется в моей картотеке? Псевдонимы из различных источников - к ним относятся, как правило, псевдонимы дореволюционных писателей. Но в словаре Масанова этих псевдонимов нет. Таким образом, у меня оказались зарегистрированными и помещенными в картотеку псевдонимы даже таких писателей, как Лермонтов, Некрасов, Бестужев-Марлинский, Одоевский, Огарев, Стасов, Станюкович и многие другие. Есть даже одна псевдонимная подпись (в «Нижегородском листке») Максима Горького. Есть один псевдоним Чехова, один - Герцена. Очень много своих собственных расшифровок криптонимов, а также некоторых псевдонимов, в частности, псевдоним «Мст. Тьму-Тараканьский», которым в альманахе «Возрождение» (М., 1922) подписан шарж «Нашествие юмористов». Автором, как мною установлено, является художник М. В. Добужинский. Убежден также, что автором рассказов за подписью «Мастеровой» был А. П. Чапыгин. В «Сибирской советской энциклопедии» имеется статья «Женьшень», подписанная криптонимом «В. Ш. и В. А.».

На основании тщательных сопоставлений я прихожу к выводу, что вторым автором является Вл. Клавдиевич Арсеньев, а первым - краевед Вл. Болеславович Шостакович. «Сибирскую энциклопедию» я просматривал очень подробно. Арсеньев и Шостакович в ней сотрудничали.

Можно привести и другие примеры, но достаточно этих.

Имеются в моей картотеке расшифровки псевдонимов ученых (историков Блаватского, Бахрушина, Шумкова, Лурье, Бекштрема и др.), композиторов (Ипполитова-Иванова, Мясковского, Книппера, Солодухо и др.), искусствоведов, литературоведов, писателей Зощенко, Зозули, Заславского, Неверова, Александровского и многих других), революционных и общественных деятелей, философов, экономистов, юристов, языковедов, критиков, педагогов.

Стоит ли продолжать это собирательство? Думаю, что стоит… Коллекция псевдонимов моя когда-то кому-то послужит на пользу. Только ради этого - кому-то в будущем оказать помощь - я и занимаюсь своей псевдонимикой».

Деловое и суховатое, это письмо взволновало меня. С радостью думалось о том, как чудесно разносторонен рабочий человек наших дней! Кажется, знаком с ним много лет, все в нем ясно - и вдруг… Невольно вспоминаются слова уральских горщиков: попробуй сочти-ка, сколько граней у самоцветов! Чем больше глядишь - больше граней сверкает, но вот все уже высмотрел, а глянул пристально - еще новая грань, других краше!

Из книги 70 и еще 5 лет в строю автора Ашкенази Александр Евсеевич

2. Сколько децибел? Московский трансформаторный завод изготавливал ширпотребовские автотрансформаторы АОСХ 220/127 вольт, которые народ применял в тех случаях, когда холодильник был на 127 В, а в квартире 220 В или наоборот.В то время по документации никаких требований к шуму

Из книги Мир после кризиса. Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США автора Автор неизвестен

Сколько международных систем? У растущих держав, особенно Китая и Индии, есть общий интерес – поддержание стабильного и открытого порядка, но они предпочитают различные средства. Они достигли поразительного экономического успеха, используя экономическую модель,

Из книги Как пережить конец света и остаться в живых автора Роулз Джеймс Уэсли

Сколько запасать боеприпасов Во время подготовки важно сохранять равновесие. Первостепенное значение имеют запасы еды, предметов первой медицинской помощи и негибридных семян. Закупив все это, не забудьте о боеприпасах. Если вы собираетесь хранить их в запечатанных

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

Сколько надо пить Мгновенно проявляется эта изобретательность и в довольно – таки щекотливых моментах. Как – то Игоря Численко вызвал к себе высокопоставленный партработник и стал наставлять на путь истинный. В завершение разговора он сказал: «Ты, Игорь, больше не пей».

Из книги Дураки, дороги и другие особенности национального вождения автора Гейко Юрий Васильевич

Из книги ЛЮДИ СОВЕТСКОЙ ТЮРЬМЫ автора Бойков Михаил Матвеевич

11. Сколько их? Кто вам дал такое название?- Какое?- Настоящие.- Это соизволили сделать сами работнички НКВД- И почему?- Потому, что здесь, - обводит рукой камеру Пронин, - собраны не просто заключенные, не бытовички или искусственно сделанные энкаведистами "враги

Из книги Дороги джунглей автора Шапошникова Людмила Васильевна

СКОЛЬКО БОГОВ У КХОНДОВ? Действительно, сколько? Вопрос довольно трудный. Дело в том, что богов оказалось слишком много для одного племени. Самая главная богиня, начало всех начал - мать-земля. Лесные кхонды называют ее Дхарни, Джанкири, Дойтри. Вслед за ней идет Дхорму, или

Из книги Моя маленькая Британия автора Батлер Ольга Владимировна

Сколько стоит монархия За годы своего правления Елизавета II получила около трех миллионов писем. Послания членов правительства доставляются курьером, а те, что предназначены для личного прочтения, имеют инициалы знакомого отправителя в правом нижнем углу конверта.В

Из книги Мы из розыска… автора Александров Николай Николаевич

7. Сколько лет прошло! Вопреки киноверсии Мария Константиновна не погибла в электричке от рук бандитов, а в кругу семьи - дочери Антонины Сергеевны, внучки - Зои Владимировны и правнучки готовится встретить девяностолетний юбилей.Едва дождавшись назначенного часа,

Из книги Взять Берлин в 1941 году. Что дальше. Сталин после Грозы автора Винтер Дмитрий Францович

Глава 19 Сколько миллионов? Это - внутренние войска, это МВД, они к армии никакого отношения не имеют. А это войска КГБ, они тоже к армии отношения не имеют. Такими трюками обманывали американскую делегацию на переговорах в Женеве. А экономику не обманешь. Виктор Суворов.

Из книги Рейды разведчиков Иутина автора Лифшиц Ю.

2. СКОЛЬКО СТОИТ ИНИЦИАТИВА Финны видели, что русские побежали. Да, они ясно видели «москалей», удиравших во весь дух. И финны перекликались, свистали и мчались вперед. Еще бы, есть от чего притти в восторг. Это же настоящая облава: русские бегут, - два боковых отряда вот-вот

Из книги От Дарвина до Эйнштейна [Величайшие ошибки гениальных ученых, которые изменили наше понимание жизни и вселенной] автора Ливио Марио

Глава 4. Сколько лет Земле? В начале сотворил Бог небо и землю… Каковое начало времен, по нашей хронологии, приходится на начало ночи, предшествовавшей 23 числу октября месяца 710 года по юлианскому календарю. Джеймс Ашшер, 1658 Возраст Земли интересовал людей

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

Сколько рек вытекает из Байкала? – Должен покаяться: я снял с доски приказов объявление о подписке на избранные сочинения академика В. М. Котлякова в шести книгах, которые выпускает Институт географии совместно с издательством «Наука». Это, как я понял из проспекта,

Из книги В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики автора Ергин Дэниел

Сколько ошибок в диктанте? – Вы живете, как и все школы, в довольно жесткой системе контроля и регламентов. Начиная с финансов и заканчивая школьным аттестатом. Начиная с возможности выбирать предметы и необходимостью поступать в ВУЗ. Неужели не возникает

Из книги Атомная бомба автора Губарев Владимир Степанович

Сколько осталось нефти В конце 2011 г., после года добычи, мировые доказанные запасы нефти составляли 1,653 трлн баррелей, что на 2 % больше, чем в начале того же года. Другими словами, открытие новых месторождений и прирост запасов в результате переоценки полностью

Из книги автора

Сколько у нас физиков Физиков катастрофически не хватало. Они нужны были как в новых лабораториях, которые создавались в Академии наук, так и в промышленности. А потому ГКО обязал ЦСУ Госплана СССР провести учет специалистов-физиков, которые есть в стране. Школьные

Вопрос о том, сколько граней у бриллианта интересует многих покупателей. На деле существует несколько способов огранки, а количество граней зависит от выбранного способа и размера камня. Огранка помогает придать алмазу блеск, свет преломляется и камень играет на солнце. Качество огранки является одним из критериев, который помогает определить качество обработанного алмаза.

Первые принципы обработки камней были достаточно простыми. Мастера просто стачивали одну из граней, и подвергали алмаз шлифовке и полировке. Все изменилось в 1465, когда ювелир герцога бургундского предложил огранку в форме розы. Такая обработка алмазов долгие века считалась идеальной. Но в 1961 Арпад Неджи предложил профильную обработку, которая получила название «Принцесса». В последнее время ювелиры предпочитают подобную обработку камней, считая ее идеальной.

Элементы бриллиантовой огранки

Сегодня классической считается обработка камня в 57 фальцетов, она подразумевает наличие у минерала:

  1. Короны и площадки.
  2. Павильона.
  3. Рундиста.

Корона имеет самую большую грань, расположенную в верхней части брильянта. Площадка находится внутри короны, через площадку проходит свет. Лучи преломляются, возникает блеск.

Павильон - нижняя часть, которая разделена с короной. Рудист разделяет две части минерала, его еще называют поясом. В драгоценностях брильянты крепят за рудист, он считается своеобразным рубежом.

Разновидности обработки

Существует несколько форм огранки. Среди ювелиров популярностью пользуются:

  • «Принцесса» - 65 фальцетов;
  • «Сердце» - 57 фальцетов;
  • «Овал» - 57 фальцетов;
  • «Маркиз» - 55 фальцетов;
  • «Груша» - 56 фальцетов;
  • «Треугольник» - 52 фальцета;
  • «Квадрат» или «Прямоугольник» - 17 или 33 фальцета.

Такая работа не считается мастерами классической, но она может быть проведена в зависимости от требований компании, ювелира, покупателя или от формы алмаза.

Во времена Советского Союза была разработана иная форма обработки минералов, которая носила название «Русский брильянт», но она не отличалась чем-то особенным от уже существующих. Поэтому понятие не прижилось. Но сегодня этот термин применяют для оценки минералов, которые имеют специфический оттенок.

Бриллианты

Качество работы ювелира определяется по шкале. Самая высокая работа получает оценку «А», дальше качество работы мастера определяется по убывающей.

Также существует способ огранки брильянтов, который носит название «Багет», применяется для обработки минералов небольшого размера. При этом рундист у таких камней имеет форму прямоугольника или квадрата.

Камень огранки «Багет» имеет 25 и 33 грани. Обработка алмазов и такое понятие, как качество работы, считается субъективным критерием оценки. Красотой может обладать и минерал меньшего размера, который не имеет классических 57 фальцетов.

Интересным считается и тот факт, что брильянты, которые имеют форму треугольника, ювелиры называют «триллиантами». Они особенно красивы за счет преломления солнечного цвета внутри минерала.

Характерным образом могут быть обработаны и другие минералы:

  1. Сапфир белого цвета.
  2. Фианит.
  3. Кварц (хрусталь).
  4. Циркон.
  5. Гранат.

Они имеют сходство по цвету с алмазами, поэтому подобная обработка подходит для этих камней. Они также имеют корону, павильон и рудист, характерные признаки работы ювелира.

Сколько фальцетов у алмаза?

Классическая огранка в 57 граней появилась еще в XVII веке, но лишь в XX веке она приобрела должную популярность среди ювелиров и покупателей. Такой огранке подвергают камни большого размера; алмазы, вес которых меньше 0,03 карата, подвергаются другой обработке в 17 граней.

Кардинальные перемены в классической огранке произошли благодаря математическим расчётам, которые помогли выявить идеальные пропорции, рассчитать оптимальный угол преломления и игры цвета внутри камня. Спасибо за это стоит сказать математику Марселю Толковскому, который произвел расчеты в 1919 году.

Благодаря этому удалось получить вхождение света через корону и отражение его от граней площадки. Сегодня камни, ограненные таким образом, в Европе называют бриллиантами Толковского.

Вторая половина XX века стала для ювелиров переломным моментом - в это время появились новые формы огранки, которые применялись в отношении алмазов крупного размера, величина которых превышала 1 карат.

Разновидности огранки:

  • «Величественная» - 102 фальцета;
  • «Королевская» - на 86 фальцетов;
  • «Хайлайт» - 73 фальцета;
  • «Импариант» - с размером площадки от 9 до 15 граней.

Огранка «Импариант» также появилась в середине XX века, благодаря такой обработке брильянт имеет более широкую площадку, лучи света преломляются особым образом, создавая игру света внутри брильянта. Но проблема заключается в том, что такая работа считается сложно выполнимой, необходимо наличие специального оборудования.

Итак, чем алмаз больше, тем больше в нем граней. Ювелир обрабатывает минерал, создает симметрию и полирует. Полировка - важный этап, который позволяет усилить сияние брильянта; от полировки зависит многое, но не все.

Ювелиру необходимо оценить внутренний и внешний блеск минерала, усилить его за счет создания симметричных граней. Если симметрия будет нарушена, то игра цвета внутри камня будет слабой.

Внешний блеск - это игра лучей солнца, которые отражаются от поверхности короны. Внутренний - это тот, который создается при проникновении лучей в павильон. Чтобы получить идеальный блеск, нужно рассчитать угол преломления света.

У минералов, чей размер колеблется в пределах от 0,03 до 0,05 карат, можно встретить от 17 до 33 граней. Классические 57 граней можно встретить у бриллиантов более крупного размера, но в редких случаях такая обработка применяется и для алмазов небольшого размера.

Самое большое количество фальцетов - это 102, самое маленькое - 17. Их количество зависит не только от размера брильянта, но также от формы минерала. Брильянт может иметь форму квадрата, прямоугольника, треугольника. Классической считается овальная или круглая форма.

Брильянты принято оценивать по системе «4C», где качество огранки - один из критериев оценки, который влияет на стоимость минерала, наравне с цветом и размером. Ювелиры считают этот критерий одним из наиболее информативных, поскольку от качества выполненной работы зависит внешний вид алмаза, его можно раскрыть и представить в новом свете, а можно испортить камень некачественной работой. Но четко установленных рамок для ювелиров не существует: мастер может выполнить работу таким образом, что стоимость украшения или бриллианта значительно повыситься после огранки.