Почему окружающие предметы выглядят и кажутся на ощупь твердыми, если атомы в основном состоят из пустоты.

Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики малыша – важный орган, который отвечает за развитие мыслительной деятельности ребенка.

Ребенок прикоснулся к шершавой ракушке и гладкому камню. И это не просто прикосновения. В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И вы можете сто раз говорить малышу о том, что бывает вода горячая и холодная. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома.

1. Походите с малышом по дому и исследуйте разнообразные предметы . Расскажите и покажите ребенку, что предметы могут быть гладкие, шероховатые, твердые, мягкие, пушистые. Предложите крохе с закрытыми глазками дотрагиваться до предметов, пусть он запомнит эти ощущения. Теперь дотрагивайтесь не только пальчиками, а и плечом, ножками, щекой.

2. Покажите ребенку предметы, которые имеют две различные по ощущениям стороны. Например, атласная ленточка, обложка книжки и странички, кусочки кожи. Походите и поищите в доме еще такие же предметы.

3. Хорошая играткани на ощупь . Сделайте с ребенком . Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.

4. Возьмите небольшой красивый мешочек . Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т.д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку. Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее». После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т.д.

5. Поиграйте в игру «Магазин тканей» . Возьмите заготовки различных кусочков ткани. Разложите их на прилавке. Пусть к вам приходят в магазин различные зверушки, куклы и покупают ткань для одежды. Например, пришел зайчик, ему нужна тонкая, нежная ткань для кофточки. Мишке нужна ткань потеплее для свитера. Кукле Маше – для шубы. Предложите малышу разделить ткань на две кучки: ткань для зимы и для лета. Поговорите о том, чем они отличаются.

6. Игры в ванной . Намочите разные куски ткани в воде. Посмотрите, какая ткань намокнет быстрее, какая медленнее. Намокли? Теперь предложите ребенку выкрутить ткань. Очень полезное упражнение. Еще одна игра: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель. Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т.д. Этими же веществами можно порисовать на ванной. Смотрите, что быстро стекает, а что медленно.

7. . Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.

8. Можно сшить ребенку тактильный коврик . Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Пусть ребенок походит по нему ножками.

9. Исследуем чувствительность на теле . Прикасайтесь к разным частям тела ребенка карандашом или перышком. Пусть ребенок угадает, одним или двумя карандашами вы прикасаетесь к нему. Поиграйте в игру «Что я рисую?» Рисуйте на теле малыша несложные картины: геометрические фигуры, буквы. Пусть он угадывает, что вы нарисовали. Еще один вариант игры «Чем я дотрагиваюсь?» Прикасайтесь к ребенку расческой, мочалкой, платочком, мягкой игрушкой.

10. Можно сделать тактильные аппликации . Для этого возьмите разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т.д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется.

11. Сделайте аппликации с крупой . Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста

«Твердое-мягкое»

Цель : формировать знания о качестве предметов

Задачи :

Образовательные :

Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование;

Закреплять умение различать и называть качества предметов : «мягкий» - « твердый » ;

Активизировать в речи детей слова «мнется» , «нельзя мять» ;

Упражнять в рисовании пальчиком на манке предмет круглой формы;

Развивающие :

Продолжать развивать каналы восприятия : кинестетический, визуальный и аудиальный;

Обогащать тактильные ощущения детей ;

Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве;

Регулировать мышечный тонус с помощью игрового массажа;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Приучать детей к вежливости : здороваться, прощаться;

Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;

Материалы и оборудование : Игрушка (медведь, велосипед детский, дидактический фартук для педагога, рюкзак детский, контейнеры с соленым тестом и камешками, корзинка с орешками и ягодой, цветные коврики с жёстким и мягким наполнителем, цветные тарелочки с манкой, воздушные шары с изображением улыбок, аудиозапись, магнитофон.

Предварительная работа :

Знакомство с соленым тестом.

- Игра : «Чудесный мешочек»

Рисование на песке

Обследование мягких и твёрдых предметов

Дидактическая игра «Разноцветные коврики»

Ход непрерывно-образовательной деятельности

Воспитатель входит в группу в красивом наряде .

Организация детей : стоя на ковре

Мотивация

Воспитатель : Ребята, кто у меня нарисован на кофточке? (Ответы детей ) Правильно, это Мишка. Я скажу вам по секрету, что Мишка сегодня собирался к нам приехать в гости, но никак не проснется. Весна уже наступила, а он всё спит. Давайте разбудим Мишку вместе?

Игра «Разбудим мишку»

Мишка просыпается, (дети потягиваются)

К детям собирается.

Вымыл ножки, (поглаживание ног)

Застегнул сапожки

И коленочки потер,

Как учил его бобер, (массируют колени)

Вымыл носик, (поглаживание носа)

Глазки, (проводят указательным пальцем по линии бровей)

Ушки, (растирание правой и левой мочки уха)

Вытерся – и стало сухо! (проглаживают два раза ладонями от плеча до локтей. Разводят руки в стороны )

Воспитатель : Молодцы! А вот он уже и едет, слышите? (За дверями раздаётся сигнал велосипеда) .

Пойду, открою дверь. (Мишка с рюкзаком на велосипеде въезжает в группу )

Мишка : Здравствуйте!

Воспитатель : Здравствуй, Мишка. Ребята, давайте поздороваемся с Мишкой. (Дети здороваются) .

Воспитатель : Мишка, будь любезен, подходи к нам, расскажи, как доехал.

Мишка : Я из леса в гости к вам спешил.

Рюкзак красивый захватил,

Белочки просили передать :

Не скучать, всем поиграть.

(Воспитатель берёт у Мишки рюкзак и открывает его)

Воспитатель : Очень красивый рюкзак! Можно посмотреть, что в нём лежит?

(Мишка кивает головой. Воспитатель достаёт контейнеры на каждого ребенка.

Организация детей : дети стоят за столами, поставленными буквой «П»

(В каждом контейнере лежит кусочек соленого теста и камешек. Воспитатель показывает демонстрационный кусочек теста)

Воспитатель : Что это?

Дети : Тесто.

Воспитатель : Ребята, а как можно узнать мягкое тесто или нет? Что с ним надо сделать?

Дети : Тесто надо взять в руки и помять.

Воспитатель : Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку теста. Помните его руками. Мнётся тесто или нет?

Дети : Да, мнётся.

Воспитатель : Значит тесто, какое?

Дети : Мягкое. (3-4 индивидуальных ответа) .

Воспитатель : Что из теста можно делать?

Дети : Пирожки, булочки

Воспитатель : Положите, пожалуйста, тесто в коробочку.

Воспитатель : Посмотрим, что же еще лежит там? (Ответы детей ) Это – камешки. Мишка хочет, чтобы мы камешки тоже помяли ладошками. Возьмите камешки в руки. Настя, сколько у тебя камешков?

Настя : Один.

Воспитатель : А у тебя, Дима, сколько?

Дима : Один.

Воспитатель : Сколько камешков у Насти, Димы, Ксюши, всех детей вместе ? (много)

Воспитатель : А сейчас все вместе помнём камешки. Их можно мять? Мнутся камешки или нет?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ребята, если камешки не мнутся, значит они какие?

Дети : Твёрдые.

Воспитатель : Послушайте, я постучу камешком по столу. Вот какой громкий звук : тук-тук-тук. Давайте вместе скажем громко : тук-тук-тук. А теперь тестом постучу. Почему звука теста не слышно? Потому что тесто, какое? (мягкое) . А камешек, какой? (твердый )

Воспитатель : Теперь положите камешки обратно в контейнер.

Мишка : Какие вы молодцы! Знаете твердые и мягкие предметы .

(Воспитатель делает вид, что Мишка шепчет что-то ему на ухо.)

Воспитатель : Мишке понравились разноцветные коврики в нашей группе . Он спрашивает : что вы с ними делаете? (играем) Ребята, покажем Мишке, как мы играем?

Дидактическая игра «Разные коврики»

Организация детей : стоя на ковре

Пока будет играть музыка - мы будем бегать между ковриками, не наступая на них. Как только музыка закончится, вы встанете на тот коврик, который вам понравится больше всего. Игра повторяется 2 раза. Воспитатель задает сопутствующие вопросы детям : На каком коврике ты стоишь : на твердом или мягком ? А какого он цвета? (3-4 индивидуальных ответа)

Воспитатель : Дети, Мишка с Белочками так старались, подарки для нас готовили. Я думаю Мишке нужно тоже в ответ передать подарки для лесных жителей. Только где оно лежит нам нужно с вами поискать. Ну-ка, посмотрите вокруг, кто нашел место где лежат подарки?

Дети обнаруживают корзинку.

Организация детей : стоя вокруг стола

Дидактическая игра : «Тактильная корзинка» .

Воспитатель : Да, в этой корзинке наверняка и лежат наши угощения : орешки и малинка. Необходимо опустить руку в корзинку, найти предмет и назвать его. (Ребёнок на ощупь трогает предмет в корзинке и говорит воспитателю, какой он твёрдый или мягкий.)

Воспитатель : Как думаешь, что это такое? Давай доставать. Это орешек! Какой орешек твёрдый или мягкий?

Дидактическая игра : «Разложи правильно» .

Воспитатель : Посмотрите, какой на мне красивый фартук. Кто нарисован на этом кармашке?(Мишка) А кто на этом? (Белочка) Орешки у нас кто ест? (Белочка) А малину? (Мишка) . Помогите мне разобрать угощения для Мишки и Белочек. Давайте, мы с вами разложим правильно по кармашкам : орешки - Белочке, ягоду – Мишке.

Дети поочередно раскладывают по карманам орехи и ягоды.

Продуктивная деятельность : «Рисование орешков на манке»

Организация детей : стоя за столами

Воспитатель : Какие Вы ребята молодцы! Справились с заданием. Только вот Мишка у нас один, а Белочек много. Давайте мы с вами нарисуем много орешков, чтобы всем Белочкам в лесу хватило. Подойдите к тарелочкам. Какой формы орешек? Нарисуйте в воздухе пальчиком круг. А теперь давайте на манке нарисуем такой же круг. (дети рисуют на манке)

Рефлексия

Воспитатель : Спасибо тебе, Мишка, что поиграл с нами!

Мишка : Пожалуйста! Мне и самому понравилось у вас в гостях. Можно я к вам ещё буду приезжать?

Дети : Да.

Мишка : А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания, детвора! (Ребята прощаются, жмут Мишке лапу, воспитатель интересуется у детей какая лапа у мишки : твердая или мягкая )

Поймай игрушку Цель: определение места прикосновения к телу.

Оборудование: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и пр.).

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Узнай фигуру

Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Кто быстрее

Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.

Оборудование: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).

Определи на ощупь

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).

Почтовый ящик

Цель: различение геометрических форм на ощупь;

умение пользоваться методом проб.

Оборудование: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.

Платочек для куклы

Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Угадай на ощупь, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Оборудование: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Угадай, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Узнай предмет по контуру

Цель: определение предмета по контуру.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).

Догадайся, что за предмет

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).

Найди пару

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Соедини коробки

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

Разложи по размеру

Цель: определение размера наполнителей на ощупь. Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п. Содержание: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.

Отгадай цифру (букву)

Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.

Собери матрешку

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Оборудование: две матрешки-вкладыши.

Золушка

Цель: различение мелких предметов на ощупь.

Оборудование: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника). Содержание: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

Пирожки

Цель: развитие осязательных ощущений руки.

Оборудование: пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

Лабиринт

Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.

Оборудование: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т.п.).

В то же время есть свойства предметов, которые воспринимаются только тактильно. Это температура, вес, качество поверхности.

Приведем примеры упражнений.

Гладкая - шершавая

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Оборудование: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Холодно - тепло - горячо

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Оборудование: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

Сенсорная тропа для ног

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Оборудование: сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать характер прикосновений и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)
Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)
Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)
Пришли куры – поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)
Пришли утки – пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)
Пришел слон -- потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)
Пришел дворник – все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине -- «сметаем»)

Это упражнение-игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней. Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т.д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые малыш учится сравнивать. Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20--30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2-3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.

3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать.

Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразный материал для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть самым разным: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Способствуют развитию тактильной чувствительности игры с развивающими ковриками и мягкими подвесными панелями. Как правило, они имеют множество разнообразных по форме, цвету и фактуре деталей, выполненных из разных материалов.

Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани. Знакомя малыша с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т.д. -- в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера («коробки форм»), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха возьмет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с такой куклой, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у куклы глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой. Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородным материалом. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания. Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает разные тактильные ощущения. Всякий раз проговаривайте ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Водные процедуры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести такой эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик. Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой. Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения. Можно проговаривать потешку:

Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора)
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи --
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Вот как дождик капает!

Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки)
Побежим мы за кусты,
Встанем под осинкой,
Накроемся корзинкой!
Посмотри, как дождь льет.

Дождик, дождик, посильней – (поливаем кроху из ковша)
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, травка, гуще.
Вот какой сильный дождь пошел.

Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
(Рус. нар.)

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики. Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку.

Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

«Я леплю из пластилина…» Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания. Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму. Это оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, возникновение тактильных ощущений и восприятия.

9-12месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше, и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Порисуйте совместно с ребенком пальчиковыми красками. Покажите ему, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге листья деревьев и т.п.

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы.

Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

На прогулке. Осмотрите участок, на котором вы гуляете с малышом, и найдите предметы с разнофактурной поверхностью. Это может быть кора дерева, травянистый участок, листья, камни.

Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев. Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку – потрогай, какой гладкий камешек». Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала.

Проговаривайте обозначения ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т.д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы. Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот. Держите наготове влажные салфетки, чтобы протереть ручки ребенка после игры.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных. Можно приобрести книги, имеющие мягкие пухлые страницы из ткани различной фактуры. Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность.

Знакомим с понятиями. Познакомьте малыша с разными понятиями, обозначающими ощущения. Для этого лучше предлагать материал для сравнения.

Твердый – мягкий. Подберите предметы из твердого и мягкого материала. Например, кубик и мягкую игрушку; пластмассовый шарик и матерчатый мячик. Протяните крохе сначала один предмет. Проговорите те ощущения, которые ребенок может испытывать: «Потрогай, это кубик. Пощупай, какой он твердый. Этот кубик деревянный». Затем таким же образом протяните другой предмет, проговаривая противоположные ощущения: «Это мышка. Потрогай, какая она мягкая. Погладь мышку».

Гладкий – шершавый. Подберите предметы с гладкой и шершавой поверхностью. Например, атласный бант и банную рукавичку. Предложите ребенку каждый предмет для исследования и сравнения ощущений.

Холодный - теплый. Для демонстрации этих понятий нужны чайная металлическая ложка и пластиковая бутылочка с теплой водой, обернутая в ткань. Прикоснитесь каждым предметом к ручке ребенка, называя ощущения («холодно», «тепло»), которые он испытывает. Разнообразьте материал для сравнивания ощущений. Проговаривая понятия, предлагая материал для осязания, вы даете ребенку представление о его фактуре и свойствах.

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его – основываясь на тактильных ощущениях. С помощью тактильной чувствительности пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Тем не менее, на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь тактильных ощущений он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о предмете. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтем некую ситуацию, мягко или жестко себя поведем. Эти невероятные на первый взгляд результаты совершенно логичны с точки зрения теории воплощенного познания . Они предполагают, что метафоры и абстрактные концептуализации связаны с нашим телесным опытом и на нем основываются. То есть физические ощущения от фактуры (мягкости и твердости, шероховатости и гладкости) – это «кирпичи», из которых строятся одноименные абстрактные понятия. Понятие «шероховатых» взаимоотношений между людьми, например, основывается на ощущении шероховатой фактуры, которое человек получает в самом начале жизни.

Ребенок усваивает понятия через физические ощущения. Он со временем понимает, что материнская рука или плюшевый мишка мягкие, а стол для медицинского осмотра жесткий. На этом фундаменте физических ощущений он выстраивает последующие структурные связи, расширяя значение дальше, словно бы создавая мысленный файл с тем же именем «мягкость», в котором вместе с физическим опытом хранится соответствующий эмоциональный. Когда мы взрослеем, тактильные ощущения гладкости, мягкости и шероховатости пробуждают в нас эмоции, соотносящиеся с младенческим сенсорным опытом, и таким образом влияют на наше поведение, эмоции и суждения. Наш мозг считывает старый файл и действует соответственно.

Абстрактные понятия могут возникать из нашего сенсомоторного опыта, когда физические ощущения активируют определенный участок мозга. Если физические ощущения суть «кирпичи» абстрактного знания, а метафорические выражения порождаются сенсомоторной деятельностью, то участки мозга, возбуждаемые при тактильных физических ощущениях (твердое/мягкое, гладкое/шероховатое), будут возбуждены и при использовании соответствующих метафор (гладкие отношения, твердый ответ). И напротив: если абстрактные понятия основаны не на сенсорном опыте и метафоры в языке случайны, то при прикосновении к гладкому предмету и при употреблении метафоры «гладкие отношения» будут активизироваться разные участки мозга. Именно этот вопрос исследовали недавно ученыес помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

ФМРТ – неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга, то есть отследить вовлеченность участков мозга в обработку поступающей информации. Аппарат дает возможность видеть активность различных участков мозга во время когнитивных и эмоциональных процессов, таких как формирование суждений, принятие решений, запоминание, решение задач, чтение различных текстов и пр.



В недавнем исследовании, о котором идет речь, ученые выбрали 54 фразы, содержащие тактильные метафоры, такие как «день прошел негладко», и поставили им в пару фразы, имеющие то же значение, но не содержащие метафор, такие как «день прошел плохо», например: «у нее мягкое сердце» – «у нее доброе сердце», «она дала твердое обещание» – «она дала надежное обещание». Участники, мозг которых сканировался аппаратом, лежали в наушниках, через которые им зачитывали фразы. В результате опыта исследователи, измерявшие мозговую активность, обнаружили, что, когда мы ощущаем фактуру через прикосновение и когда участник слышит фразу с фактурной метафорой («день прошел негладко»), активизируются одни и те же участки мозга. Когда же участникам зачитывали фразы с тем же значением, но без метафор («день прошел плохо»), сенсорные участки мозга не активизировались.

Эти результаты свидетельствуют о том, что метафоры обрабатываются теми же участками мозга, которыми он «чувствует» или отслеживает определенную сенсорную информацию. При обработке фраз, имеющих то же значение, но не использующих тактильных метафор, эти участки мозга не возбуждаются.

Брить или не брить?

Жизнь – череда переговоров. Вышеописанные открытия имеют самые реальные последствия для деловых переговоров и обсуждения сделок. Обратите внимание на стулья, на которых вы с оппонентом сидите во время важной беседы. Если его стул мягкий – больше вероятности, что собеседник будет более гибок и пересмотрит свое предложение или переменит взгляд на дело. Если же вы оба сидите на холодных твердых сиденьях, вы, скорее всего, покажетесь друг другу недружелюбными и несговорчивыми.



Эффект распространяется, конечно, далеко не на одни стулья. Вспомните, сколько разных предметов попадает нам в руки – мы касаемся множества вещей и даже не замечаем этого. Я постоянно ношу с собой сумку, обычно мягкую, и если откладываю ее в сторону, то, как правило, ненадолго. Зато на деловые переговоры мы приходим с компьютерами и не выпускаем эти твердые предметы из рук. Не из-за этого ли мы так твердо держимся своей точки зрения в обсуждениях? Еще один твердый предмет, часто попадающий в руки, – телефон, чехол которого может быть гладким, или шероховатым, или с мягкой подкладкой. Возможно ли, что из-за гладкого чехла мы чувствуем себя более расслабленными, когда говорим по телефону с семьей и друзьями?

Мы ежедневно общаемся со своими супругами, детьми, друзьями, ведем «переговоры» о том, сколько часов ребенку позволено просидеть за компьютером или у телевизора, во сколько ложиться спать, сколько денег тратить, в какое время приходить домой после вечеринки; обсуждаем с мужем или женой семейный бюджет, планы на отпуск, методы воспитания детей; на работе оцениваем проекты и контракты, сроки и условия, наем и увольнение работников, обсуждаем сделки с заказчиками и сражаемся за более выгодные условия.

В таких обсуждениях мы порой мягки, даже слишком, а в иных случаях жестки, тоже иногда сверх меры. Бывало ли так, что вы, твердо намереваясь стоять на своем, позже уступали? Всегда ли вы способны держаться своего решения и игнорировать доводы оппонента? Теория воплощенного познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твердым предметом из ближайшего обихода. Наш настрой может поменяться от пользования, например, мягкими полотенцами и гладкими простынями вместо грубого и неприятного на ощупь белья. Не секрет, что хорошо выглаженные льняные простыни приятны для кожи, но не всем известно то, что показали описанные исследования: гладкость простыней может повлиять на ваши чувства к партнеру, который делит с вами постель. Чтобы сгладить напряжение, накопившееся за день, можно выбрить лицо или ноги или одеться во что-нибудь мягкое и шелковистое для усиления эффекта.

В обыденной жизни результаты этих исследований могут помочь и с маленькими детьми, которые обычно любят мягкие игрушки. Предметы вроде любимого ребенком одеяла или любимой мягкой игрушки психологи называют «переходным объектом». Он усиливает у детей чувство защищенности и снижает беспокойство, особенно в незнакомых или тревожных ситуациях. Простое прикосновение к предмету, не обязательно «переходному», может смягчить поведение ребенка и его восприятие обстановки. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете покупать игрушку своим детям или внукам.

Прикосновения к мягкому объекту могут помочь и детям постарше. Я часто слышу, как школьные психологи и учителя рассказывают о нестандартных способах помощи детям с дефицитом внимания или проблемным поведением. Один из таких способов – дать ребенку мягкий предмет, который можно потрогать, сжать, повертеть в руках во время урока (как, например, мягкий упругий мячик): профессионалы полагают, что это повышает внимательность ребенка и снижает агрессию.

Моя приятельница-психолог однажды ходила на сеансы к психотерапевту – женщине, которой она восхищалась. Во время бесед психотерапевт все время держала в руках кошку, и мою приятельницу (которая больше любит собак) это поначалу раздражало, однако со временем она привыкла и затем посещала сеансы несколько лет. Она отзывалась о психотерапевте как о терпимом, никогда не осуждающем, сопереживающем человеке, который во всем видел лучшую сторону даже в самых сложных ситуациях. Несомненно, психотерапевт сама по себе была человеком мягким и сочувствующим, однако не зависело ли ее поведение еще и от того, что она все время перебирала пальцами мягкую кошачью шерстку?

Животные иногда используются в психотерапии для лечения пациентов с эмоциональными проблемами и затрудненным общением. Взаимодействие с животными и забота о них, безусловно, положительно влияют на людей. Исследования показали, что самые простые действия – такие как приласкать или погладить животное – понижают частоту пульса и кровяное давление, частично снимают тревожность и стресс, помогают расслабиться. Если вы решите завести домашнего питомца, подумайте не только об ответственности за него, но и о пользе, которую он принесет всей семье. Погладить мягкое живое существо – лучший способ выявить мягкость не только его натуры, но и вашей собственной.