Преодоление одиночества в подростковом возрасте. Заниматься любимым делом

Одиночество подростков

Подростковый возраст очень сложный и противоречивый. Чаще всего его называют «трудным» или «переломным». Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Но не у всех подростков этот период проходит гладко. Этот жизненный опыт нельзя передать другому. Он у каждого подростка свой личный и очень индивидуальный.

Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, и даже несчастий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. У подростков существует очень много проблем. Все подростки разные, как и взрослые люди. Они отличаются друг от друга своим темпераментом, эмоциями, чувствами, своим внутренним миром, своим мировоззрением.

Многие подростки очень общительны, имеют много друзей, находчивы в любых ситуациях, веселы и даже беспечны.

Но есть подростки, которые очень одиноки в своей юной жизни. Проблема одиночества подростков существует сегодня. С чем это связано?

Я являюсь классным руководителем девятого класса и знаю, что не все подростки хорошо себя чувствуют в школе и в классе. Я долго думала над причинами появления этой проблемы и пришла к своим практическим следующим выводам:

1. Одиночество подростков связано с положением подростка в семье. Если родители ссорятся между собой, не дружно живут или решают только свои проблемы, конечно, в такой семье подросток будет одинок. Он чувствует свою ненужность, очень часто подростки замыкаются в себе, не хотят ни с кем общаться, становятся очень замкнутыми и «закрытыми».

2. Когда родителям нет дела до ребёнка, он «выходит» на улицу и может попасть в неприятное окружение, он бежит из дома, ему там плохо и неуютно.

3. Наступает чувство уныния и потерянности. Дома плохо, подросток хочет найти себя в школе, но он не может всем рассказать о проблемах в семье, он одинок и в классном коллективе. Все общаются друг с другом, все рассказывают о родителях с гордостью, он отходит в сторону и молчит.

4. Зависть. Это плохое чувство, но оно свойственно подросткам.

Все родители имеют разное социальное положение, получают разные зарплаты и по - разному обеспечивают своих детей. Это проявляется и в одежде, которую носят подростки, и в обуви, которую носят дети и даже в том, какие суммы денег сдаются на школьные нужды и, особенно на выпускные вечера. А ведь каждый подросток хочет выглядеть по -особенному на таких школьных событиях.

Я очень часто беседую с такими учениками, стараюсь им помочь своим учительским мудрым советом. Ведь недаром говорят, что учитель –это «вторая мама».

Проблема эта действительно серьёзная. Где же найти выход?

1. Не замыкаться в себе, найти одного настоящего друга, которому можно доверять и который тебя поймёт и поддержит.

2. Не сидеть дома, замыкаясь в своём пространстве. Посещать места: клубы или то, что интересно подростку.

3. Поискать причину в себе, и понять, что к другим подросток имеет завышенные требования.

4. Найти для себя идеал и стараться хоть в чём - нибудь быть на него похожим.

5.огие подростки очень любят животных. Почему бы не завести домашнего питомца. Начиная заботиться о животном, у подростка появится много забот, которые отвлекут его от грустных и одиноких мыслей.

6. Помогать другим людям. Не злиться, становиться добрее. Когда ты помогаешь другим, ты чувствуешь свою значимость и нужность и забываешь о своём одиночестве.

7. Поменять свои мысли. Если в голове крутятся мысли о том, что ты одинок, тебе плохо и ты никому не нужен, нужно думать о противоположном: « Я нужен всем», « мне хорошо», « меня все любят».

8. Стараться быть счастливыми и тогда на тебя посмотрят другими глазами.

Подростковое одиночество становится частым гостем в формировании самосознания взрослеющего человека. Принято считать, что подобные ощущения собственной ненужности и нехватка взаимопонимания с окружающим миром присуща лишь людям преклонного возраста. Можно часто увидеть стариков, гуляющих в полном одиночестве в парках и скверах, подкармливающих уличных животных. На тот момент кажется, что только птицы или кошки способны понять старческие стремления.

Подросток, стремясь остаться в одиночестве, испытывает двоякое чувство. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы побыть самому с собой наедине. Можно спокойно поразмышлять, почувствовать себя единственным и неповторимым. Это абсолютно нормальное явление. Но есть оборотная сторона медали.

Частое пребывание наедине с собственными мыслями может вызвать совершенно обратную реакцию, возникают отклонения в поведении. Могут посещать мысли суицидального характера или вдруг наступает тяжелая депрессия. Как же объяснить такой феномен: на одних недостаток общения оказывает положительные результаты, способствует росту личности во многих аспектах. А для других это равносильно полному краху и отчаянию.

Что такое одиночество

Чаще всего это чувство способно лишь вызвать страх. И это вполне объяснимо. Рассматривая изначально значение этого слова, можно погрузиться в исследования жизни древних людей.

В те далекие, давние времена, если человек оставался один, без своей семьи, это было равносильно смерти.

Невозможно было выжить в дикой природе, особенно, обладая слабыми физическими данными. А во многих государствах существовал очень своеобразный вид наказания: изгнание. Человека лишали возможности дальше жить в обществе, вынуждая его обрывать связь с миром. Для многих это было равносильно смертной казни.

Причины, по которым подростки чувствуют себя одинокими

Самая главная причина, почему такое происходит в жизни юноши или девушки, это отсутствие взаимопонимания с родителями. Нет ничего хуже, чем быть чужим в обществе самых близких и родных людей. Отсутствие доверия вызвано несносным подростковым характером. Далеко не у каждой матери или отца хватает в достаточной мере терпения, такта и мудрости. Вот несколько возможных факторов, из-за которых большинство тинейджеров не стемятся к полноценному общению не только со своей семьей, но и с окружающим миром:

Дополнительные факторы

Кризис подростковой самооценки. Подросток постоянно анализирует себя, критикует, буквально «рассматривает под лупой». Ему кажется, что он целиком и полностью состоит только из сплошных недостатков. Как же можно спокойно жить, зная, что ты являешься олицетворением совершенства. Кажется, что окружающие это замечают и акцентируют свое внимание на таких нелицеприятных вещах. Подросток, в силу возраста и нехватки жизненного опыта, не в состоянии воспринимать адекватную критику в свой адрес. Этого аргумента вполне достаточно, чтобы начать избегать общения.

Слишком завышенные требования к окружающим. Для подростков свойственно переоценивать себя. В их понятии, некоторые люди просто недостойны общения с ними. Появляется напускное высокомерие.

Идеализация многих человеческих понятий. Для многих подростков вполне нормально иметь неверные представления о том, что такое дружба, любовь, взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Они живут в своем хрупком мире фантазий, сами создают для себя идеалы. А когда в жизни все оказывается совсем не так, воспринимают это, как тяжелую трагедию.

Как можно помочь

В первую очередь родители должны забить тревогу, если их, такой жизнерадостный прежде, отпрыск, вдруг изменился. И эти перемены бросаются в глаза. Подросток неожиданно становится замкнутым, угрюмым, любит подолгу оставаться один.

Учителям в школе крайне важно учитывать возрастные особенности детей, стараться правильно организовать совместный досуг всего класса. В таком нежном возрасте взрослеющие дети нуждаются в ненавязчивой поддержке. Родителям и педагогам нужно понимать, что одиночество среди подростков – частое явление, которое редко не дает о себе знать.

Своевременный совет или оказание моральной поддержки, помощь в поиске интересных занятий, отсутствие приказного тона – самая действенная помощь. Нет волшебного рецепта, при помощи которого можно решить любые проблемы. Покажите своему сыну или дочери свое искреннее желание выслушать и помочь. Постарайтесь подобрать ключ к юному сердцу. Но помните, что он без права передачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2 - 3

    Особенности подросткового характера…………………………………………………………………4 – 6

    Особенности одиночества………………………………………………………………7 - 9

    Причины подросткового одиночества……………………………………………………………10 - 13

    Положительные и отрицательные стороны одиночества……………………………………………………………13 - 14

    Способы и советы по борьбе с одиночеством……………………………….. ………………………..15 - 16

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………18 - 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………………………….....24

Введение

« »

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины ее возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Многие подростки испытывают чувство одиночества: свою отчужденность от мира, ненужность, невозможность стать счастливым в этом мире. Подчас эти мысли сопровождаются грустью, обидой, страхами...

Одиночество – это переживание, вызывающее сложное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает разрушение основ реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Переживание одиночества имеет специфические черты в каждом возрасте, причём они настолько различны, что даже трудно поверить, что это одно и то же явление. В жизни подростков чувство одиночества занимает большое место: подросток обособляется, учится быть самостоятельным, ищет новые формы взаимоотношений с другими людьми. Трудности нахождения этих форм, отвержение в свою очередь отражаются и проявляются в переживании чувства одиночества. [ Владимир Леви « Одинокий друг одиноких», с 15]

В современном обществе увеличивается число подростков, испытывающих чувство одиночества, что нередко приводит к личностным девиациям с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания и попытки суицида. Почти что каждый подросток проходит через периоды одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что подросток считает, что он один во всем классе, во всей школе, во всей вселенной. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемое облако. И никто его не понимает. Он завидует некоторым сверстникам, которые на первый взгляд никогда не сталкивались и никогда не столкнуться с данной проблемой. Но даже самые популярные подростки сомневаются в себе . [С.Г. Корчагина. «Психология одиночества», с.14-20].

Тема работы : Проблема одиночества среди подростков.

Цель работы : Проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы.

Задачи:
-
Проанализировать литературу, статьи.
- Узнать особенности подросткового характера.
- Выяснить причины подросткового одиночества
- Выявить статистику одиночества среди подростков.
- Предложить способы преодоления одиночества.

Методы:

- Изучить литературу по данной теме.

Провести анкетирование среди подростков.

Анализ полученных данных.

Гипотеза: В современном обществе существуют подростки, которые находятся в состояние одиночества, имеющие особые и необычные черты характера, вызывающие данное состояние.

Объект исследования: Учащиеся 8-9 классов школы № 14.

Сроки исследования: 2015 год.

Особенности подросткового характера.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». [Ф.Райс «Психология подросткового и юношеского возраста», с 87]

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - сухим мудрствованием.

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации - специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему , самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции - побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. [И.С. Кон « Психология ранней юности», с 29]

Таким образом, основными особенностями подросткового возраста являются - н егативные проявления, дисгармоничность; с равнение себя с другими людьми; частые разочарования, происходящие от больших ожиданий от людей; бравирование собственных недостатков; перепады настроения; ч увствительность к оценке посторонними; болезненная застенчивость; развязность, несерьезность; желание быть признанным и оцененным другими; борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами; эгоистичность, завышенная самооценка; бесцеремонно и грубое отношение к другим, к взрослым; желание нарушать установленные старшими порядки, правила, законы.

Особенности одиночества

По временной протяженности одиночество может быть:

    Эпизодическим (какое-то небольшое количество времени);

    Хроническим (обособление в течение длительного времени; подросток страдает от своего обособления);

По происхождению:

    Вынужденным (человек не по воле находится в состояние одиночества);

    Добровольным (человек сам хочет испытать одиночество).

Одиночество может быть субъективным и объективным. Например, человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет, и наоборот.

Субъективно одинокие учащиеся по–разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением. Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил.

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают. Существуют люди, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества. А есть, которые же хотели избежать одиночества. И в том и в другом случае тревога и скука являются главными спутниками одиночества. [ Валентина Казанская «Подросток. Трудности взросления», 56 ]

Субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит переэкзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подростки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56 % обследованных, хотя бы один вид одиночества отмечен более чем у 15 % респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено.

Природа одиночества подростков появляется, как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение.

Одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир. [Г.Р Шагалиева «Одиночество и особенности его переживания подростками», 84-92]

Делая вывод, можно сказать, что одиночество может быть как вынужденным, так и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным. Человек может субъективно считать себя одиноким, хотя внешних показаний к этому нет и наоборот. Существуют люди, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества. Тревога и скука - главные спутники одиночества.

Причины подросткового одиночества

Подростковый возраст – это самый сложный с психологической точки зрения этап превращения ребенка во взрослого человека. Именно с этим возрастом связаны большие перемены в жизни: подросток сталкивается с физическими изменениями своего тела, начинает испытывать новые для него ощущения, а также переосмысливает свои увлечения прошлых лет, начинает задумываться о взрослой жизни. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются родители в это время – это подростка.

Причин, по которым подросток может чувствовать себя , существует множество, однако наиболее часто встречаются следующие: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками.

Чувство одиночества возникает у ребенка от осознания своей уникальности и обособленности - это нормально , но одиночество может порождать недостаток общения, любви и тепла, отсутствие интересов в мире, связей с людьми. Такие подростки считают, что у них нет в этом мире человека, которому бы они могли доверять, испытывают недостаток общения или недовольны общением со сверстниками. При этом они могут просто замкнуться в себе и, испытывая потребность в общении, избегать его и не предпринимать активных шагов в поиске друзей по интересам.

    Подростковый возраст сопровождается тем, что ребенок пытается оценить и понять себя и зачастую смотрит на себя с позиции выбранного идеала или общепринятой нормы. Из-за отсутствия опыта самопознания, дети зачастую не могут сами оценить себя, свой внутренний мир и сомневаются, что кто-то другой тоже сможет это сделать.

    Неполноценное общение со сверстниками, непринятие в социальную группу или группу по интересам, отсутствие людей, разделяющих интересы, потребности и увлечения ребенка. Часто возникает из-за недостаточных коммуникативных умений, умения слушать и сопереживать другим людям.

    Возрастной кризис идентичности . Ребенок должен найти баланс между обособлением ("Я") и отождествлением (с другими, обществом). Если происходит преобладание отождествления, то ребенок теряет свое "Я" и чувствует свою никчемность; если преобладает обособление, то бывает трудно или невозможно построить отношения с другими людьми.

    Возрастной кризис самооценки . Подросткам свойственно постоянно оценивать и анализировать себя, порой предъявляя повышенные требования. Подростки замечают множество своих недостатков, недовольны собой. И считают, что и другие также видят эти недостатки. Подростки остро реагируют на критику и замечания, и это также приводит к уединению и отказу от общения.

    Завышенные требования к другим людям , которые не достойны общения с подростком, слишком низко развиты, бедны и т.п.

    Нереалистичные представления о дружбе, взаимоотношениях между людьми, о любви.

    Внешние социальные факторы : смена места жительства, переход в другую школу, потеря друга, отсутствие круга знакомств (ребенок не посещает кружки и секции, у него нет увлечений).

    Пример семьи . Если в семье ребенка ненормальные отношения, частые скандалы, физическое насилие и т.п., ребенок заранее убежден, что общение не приведет ни к чему хорошему и намеренно избегает их (особенно с противоположным полом).

    Отсутствие полноценных, доверительных отношений с родителями , завышенные требования родителей к ребенку, частая критика, не принятие ребенка как самостоятельной личности. Это приводит к тому, что у ребенка формируется заниженная самооценка, он не верит ни в себя, ни в других, в то, что его хоть кто-то может понять и полюбить.

    Гиперопека . Воспитание ребенка как кумира семьи может породить те же проблемы с общением: повышенные требования к окружающим, низкий контроль собственного поведения, завышенная самооценка, отсутствие критики по отношению к себе.

Следует отметить также, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания. Принято выделять три группы одиночества:

    Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворенности общением и межличностными отношениями);

    Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций: смерть близкого человека, разрыв отношений ит.д.)

    Хроническое одиночество ( характеризуется отсутствием у человека в течение длительного времени удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности). [ В.Киселева «Подростковое одиночество: причины и последствия », с 3 ]

Таким образом, подростковый возраст - это самый сложный этап превращения ребенка во взрослого человека. При этом процессе возникают проблемы и причины возникновения одиночества. Таких причин много: сложные отношения в семье, трудности в общении со сверстниками. Также одиночество разделяют на группы по длительности переживании.

Положительные и отрицательные стороны одиночества

Один – не значит в одиночестве. И наоборот. Иногда чувствуешь себя одиноким даже в шумной компании друзей. Для начала стоит заметить, что одиночество может быть двух видов. Один из них – это физическое одиночество. Люди испытывают его, когда у них нет близких и друзей, или же когда никого нет дома. Оптимистически настроенные люди воспринимают это как возможность разобраться в себе, в своих чувствах и желаниях. Но пессимисты, и таких большинство, рассматривают одиночество как нечто ужасное, самое плохое, что только могло с ними сучится. Другой вид – чувство одиночества. И это гораздо серьезнее. Ведь в данном случае человек, имея семью и друзей, считает себя одиноким и думает, что его никто не понимает и не хочет слышать. Это тяжелое состояние для психики, так как оно порождает эмоциональные переживания, подавленность, депрессию. Такие люди чувствуют себя глубоко несчастными из-за отсутствия в их жизни по-настоящему близких людей, которым они смогли бы довериться. Обычно это проблема возникает у подростков, но иногда ей подвержены и взрослые люди. [Инна Левит « Школа жизни», Познавательный журнал].
Положительные стороны одиночества:

    В становлении саморегуляции.

    Стабилизации психофизического состояния.

    Самопознании и самоопределении.

    В защите «я» человека от деструктивных внешних воздействий, особенно в условиях социальной изоляции. Защита от внешних воздействий особенно необходима и трудна для подросткового возраста, поскольку ещё не сформировано устойчивое смысловое пространство, способное обеспечить относительную самостоятельность каждому подростку.

Использование одиночества как ресурса развития должно осуществляться путём организации коррекции от негативного, отрицательного одиночества к позитивному, положительному.

Отрицательны стороны одиночества:

    Развивается недоверие к людям. Зачастую к одиночеству склонны люди, которые потеряли близкого человека (например, вследствие измены). В таком случае срабатывает естественная защитная реакция организма и человек стремится к уединению. Но нельзя позволять себе длительное время находиться в таком состоянии, иначе тяжёлые размышления приведут к ещё большему недоверию к людям.

    Негативные последствия для здоровья. Как доказали учёные, одиночество отрицательно воздействует на здоровье человека, примерно так же как переедание, курение, употребление алкоголя и сокращает продолжительность жизни. Считается, что одинокие люди больше работают, пропускают приёмы пищи, свои чувства и эмоции носят в себе, что иногда приводит к апатии и даже к депрессии.

    Для окружающих людей одиночество незаметно . Часто даже друзья и близкие не могут увидеть, что человек страдает одиночеством. Иногда он это скрывает, не желая быть обузой для друзей.

    Чувство одиночества может передаваться другим людям. Когда одинокий человек начинает жаловаться на своё одиночество, то тот, кто его слушает, может испытать похожие чувства. Кроме того, одинокий человек постепенно уходит в себя, прекращает общение с друзьями, вследствие чего они теряют собеседника.

    Снижается самооценка . Чем больше человек анализирует свои эмоции, чувства, действия, тем больше он винит себя в каких–то событиях, проблемах и т.п. Либо начинает винить окружающих и в итоге отгораживается от всего мира.

Как отрицательное явление чувство одиночества проявляется в том, что подростки чувствуют себя покинутыми, забытыми, потерянными, ненужными. Это весьма мучительные ощущения, потому, что они возникают вопреки ожиданиям подростка. Чувство одиночества может способствовать развитию тяжелого расстройства личности. Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

Эмоциональный уровень: чувство полной погруженности в себя, обреченности, ненужности, беспорядка, пустоты, чувство потери.

Поведенческий уровень: падает уровень социальных контактов, разрыв межличностных связей.

Практическая часть

Мною было проведено анкетирование среди учащихся МБОУ «СОШ № 14». Возраст:14-15 лет, 8-9 классы. (приложение №1, вопросы).
1) На первый вопрос: « чувствуешь ты себя одиноким по жизни?»

88% ответили «нет»,

9% ответили «да»,

3 % ответили «не совсем» . (приложение №2, диаграмма) .

2) На второй вопрос: б ывают ли ситуации, когда ты чувствуешь себя одиноким?»

34% ответили «нет»,

59 % ответили «да»,

7% ответили «иногда». (приложение №3, диаграмма).

3) На третий вопрос: «как ты думаешь, почему подростки испытывают одиночество?»

25% «нет друзей»,

22% ответили «не знаю»,

6% ответили «нехватки поддержки; переходный возраст; необщительный; нет желания проявить себя в какой-то деятельности; они боятся общества; нехватка внимания» всего 36%

3% ответили « комплексы, такой человек; скромность, застенчивость; предательства друзей, ссоры с родителями; не получают взаимные симпатии; не ценят друзей и в итоге остаются одни; отдаленность» всего 17%. (приложение №4, диаграмма).

4) На четвертый вопрос: «Что ты чувствовал, испытывая чувство одиночества?»

22% ответили «я не был одинок(а)»,

16% ответили «Боль»,

5% ответили «ничего не чувствовал; грусть; ненужность» всего 15%,

6% ответили «тоска; пустота; обида; нужда в разговоре с кем-то; скука» всего 25%,

3% ответили «ничего не хотелось делать; разочарование; недопонимание; бесполезность; мерзкое, отвратительное чувство по отношению к себе; равнодушие; тревога; боязнь; подавленность» всего 22%.(приложение №5, диаграмма).

5) На пятый вопрос: « что нужно, чтобы не быть одиноким?»

38% ответили «найти друзей»,

16% ответили «общаться»,

13% ответили «Быть позитивным»,

33% ответили «посещать общественные мероприятия; быть проще; проявить желание;. раскрыть себя, найти свое окружение; увидеть, что ты кому-то нужен; любить то, что ты любишь; полюбить кого-нибудь по-настоящему; помогать другим; слиться с окружающем миром; быть самим собой; проявлять инициативу». (приложения №6,диаграмма).

6) На шестой вопрос: « что ты сделал, чтобы выйти из состоянии одиночества?»

25% ответили «Завела новые знакомства»,

9% ответили «рассказал(а) о своих проблемах; ничего; была проще с людьми» всего 27%,

6% ответили « шел гулять;

6% больше общался» всего 12%,

36% ответили «поговорила с мамой; само прошло; становился позитивным; я не был одинок; делала то, что я люблю; слушала музыку; пыталась держаться в компании сверстников; занималась делами; развивала себя; завела кота; исправляла себя; училась». (приложение №7,диаграмма)

7) На седьмой вопрос: «как помочь одиноким подросткам?»

28% ответили «общаться с ними»,

22% ответили «подружиться с ними»,

13% ответили «не могу определиться,

11% ответили «позвать гулять»,

8% ответили «познакомиться и развеселить»,

3% ответили «поддержать их; не оставлять их; придти на помощь; протянуть руку помощи; подарить чай; поговорить с ними» всего 18%. (приложение №8, диаграмма)

Так же я провела анкетирование среди взрослых людей: учителей, психологов и др. Задав вопрос: «Как одиноким подросткам побороть чувство одиночества?», они написали следующее:

  1. Начать с себя. Изменить себя.

  2. Не замыкаться в себе.

  3. Читать классическую литературу.

  4. Проанализировать свои поступки.

  5. Захотеть, проявить желание.

  6. Заниматься любимым делом.

  7. Завести домашнего животное.

  8. Общаться со сверстниками.

  9. Находить общий язык с семьей.

  10. Меньше общаться в виртуальном мире.

  11. Поднимать свою самооценку.

  12. Участвовать в школьной жизни.

  13. Быть открытым, искать разные пути общения.

  14. Общаться с людьми по общим интересам.

  15. Воспользоваться помощью анонимного психолога, телефона доверия.

  16. Не замыкаться на своих проблемах.

  17. Записаться в театральный кружок.

  18. Побороть свои комплексы.

  19. Записываться на разны секции, кружки, группы, студии.

  20. Применять коммуникативные навыки: уметь выразить свое мнение, точку зрения, мысли; уметь слушать других.

  21. Осмотреться вокруг, может кому-то нужна твоя помощь- это завяжет отношения.

  22. Не отталкивать инициативу других.

Заключение

Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями, к одиночеству подвержены многие, потребность на кого-то опереться возникает даже у сильных личностей, а стремление человека к общению обусловлено его социальной природой. Одиночество случается и в толпе, когда вокруг много людей, но никому нет до тебя дела. Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей. Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей.

В моем исследование гипотеза подтвердилась. В современном обществе существуют подростки, которые находятся в состояние одиночества, имеющие особые и необычные черты характера, вызывающие данное состояние. Их немного, но они, к сожалению, есть. Целью моего исследования было: проанализировать проблему одиночества среди подростков, найти способы преодоления проблемы, исходя из этого, я решила помочь таким подросткам, сделав буклеты и календари с советами и, как побороть чувство одиночества.

Список литературы

    1. В.Л. Леви «Одинокий друг одиноких»-М.: Торобоан, 2009.-356 с.: ил.- (Серия «Доверительные разговоры»).

      Коллектив авторов: А.А. Азбель, Е.В. Алексеева, Е.Н. Андреева, И.А. Баева, О.Е. Байтингер, О.Р. Веретина, А.Г. Грецов, М.В. Гольдман, С.В. Дрокова, Б.А. Еремеев, Е.В. Красная, А.Л Лихтарников, Ю.С. Пежемская, А.В. Кременецкая, Л.А. Регуш, Т.В. Тулупьева, Е.Н. Чеснокова. «Психология современного подростка» / Под редакцией проф. Л.А. Регуш.- СПб.: Речь, 400 с.

      А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты»: иллюстрированное руководство / А.Л Вангер.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 159 с. : ил.-(Психология для всех)

      О.В. Хухлаева «Психология подростка»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд., стер.- М. : Издательский центр « Академия», 2008.- 160 с.

      В.Г. Казанская «Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное.»: Питер; Спб.; 2008

      Г.Р. Шагивалеева «Одиночество и особенности его переживания студентами»: Монография / Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ОАО «Алмедиа», 2007. – 157 с.

      С.Ф. Райс, К. Долджин «Психология подросткового и юношеского возраста» Питер; Спб.; 2012.- 237 с. Л.В. Кузнецова . – 2003. – №6 2003. – с. 47-53.

      Инна Левит «В чем плюсы и минусы одиночества, или Ты не один? / интернет-журнал- Школа Жизни. Ру// Познавательный журнал, 2006.

      Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально – психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: Украина. 2001. – 270с.»

      Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008

Интернет ресурсы

Одиночество и его особенности у подростков

Быстро меняющиеся социальные, экономические и идеологические процессы обострили неблагополучие подростка, трудности его взросления стали принимать самые разные формы. Одна из психологических причин этих трудностей – дезадаптация, а следствие – одиночество. Многие годы предполагалось, что одиночество – спутник людей зарубежного постиндустриального общества. Но переход нашего государства от одной социальной системы к другой автоматически не снимает личностные проблемы, а наоборот, порождает новые, в том числе ощущение потерянности и отчуждения. Сложилось мнение о том, что одиночество – удел человека пожилого возраста. Но на самом деле одиночество отмечают у дошкольника и младшего школьника, юноши и взрослого человека. Однако самыми опасными симптомы одиночества и отчуждения являются у подростков, потому что они ищут свой путь в жизни, формируется их идентичность, продолжается самовоспитание и поиск идеалов. Эти симптомы свидетельствуют о невозможности личности быть активной, взросление проходит по лабиринтам изоляции, что отчуждает подростка от участия в своем мироустройстве. И если родители ведут неправедный образ жизни или мало занимаются своими прямыми обязанностями, то подростки испытывают сильные фрустрации от непонимания взрослых и сложных отношений со сверстниками. Невозможность преодолеть одиночество и покинутость приводят к суицидальным намерениям.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что не любую ситуацию, где подросток физически находится один, следует рассматривать как результат неприкаянности, покинутости и отчужденности. Некоторые виды деятельности человек вообще должен выполнять один (творчество, решение шахматных задач и задач по программированию). Более того, разобраться в себе и других помогает именно одиночество, позволяющее путем самоанализа определить, почему совершены ошибки, и принять окончательное решение о будущих действиях.

Ощущение одиночества и покинутости появляется и на более ранних этапах развития личности. С нашей точки зрения, оно – неудовлетворенная аффилиативная потребность (в присоединении к кому–то). Однако дефицитарность этой потребности проявляется тогда, когда личность не может или не хочет ее заменить. Например, ребенок хочет играть с тем, у кого есть новая игрушка, а его не принимают в игру. Тогда у него возникает досада, печаль из–за того, что им пренебрегли. Но ведь возможна и компенсация, т. е. он начинает играть с другими, у которых тоже есть интересные игрушки. Если же он играет один, у него много незнакомых и интересных игрушек, то дефицит в общении с другими будет восприниматься положительно. Однако если деятельность требует совместных способов ее выполнения, невозможность ее выполнить при сильном желании вызовет переживание отвергнутости. Это переживание не исчезает бесследно. В аналогичных ситуациях возникает установка на принятие другими. Человек анализирует свой арсенал средств, которыми он располагает для выполнения данной деятельности.

Как о сильном детском переживании в ситуации отвержения пишет будущий психолог:

Я позвонила Марине и позвала ее гулять. Она сказала, что гулять не пойдет. Тогда я пошла к другой подружке и увидела там Марину. Я так растерялась. В следующий раз мы договорились отправиться вместе в цирк. Девочки сказали, что не пойдут, потому что не сделали уроки. В цирк мы поехали с мамой, и там все встретились. Я так расстроилась, что плакала. Мама не могла ничего понять, потому что вокруг все смеялись. Я так боялась, что меня бросят девочки, и унижалась. Угощала их фруктами и конфетами, но они все равно меня сторонились. Мне было так одиноко, но я ничего не могла сделать. Потом я поняла, что меня использовали, просили списать контрольную. Они были вежливые. А потом опять уходили вместе, говорили, что торопятся. Я никому не могла об этом рассказать, мне было стыдно. Этот горький опыт в 11 лет остался на всю жизнь и помог мне по глазам детей понять, как им бывает плохо, когда их не берут в компанию другие дети. Это ведь так жестоко…

Подобные ситуации сродни предательству, когда попираются ранние договоренности или дружба. Девочка–подросток пишет об этом:

Одно из самых неприятных воспоминаний в детстве связано с переходом в другую школу. В новом коллективе меня не приняли, со мной не разговаривали шесть месяцев. Правда, держалась я очень стойко, но внутри было очень плохо. В эту школу я перешла со своим другом. С ним мальчишки из класса подружились. Но самое обидное было то, что мой друг в школе ко мне даже не подходил. Он боялся того, что увидят нас вместе, и с ним тоже не будут разговаривать. Но хорошо, что семья у меня хорошая. Они меня все время не оставляли одну. Потом все наладилось. А некоторые девочки сказали: «Оказывается, ты не воображуля. Мы решили тебя проучить».

К сожалению, обе эти ситуации разворачивались без контроля со стороны педагога. Правда, в последнем случае одиночество не достигло своего пика – помогли родители. А ведь могло быть и не так: появились бы двойки, так как девочка побоялась бы отвечать. Игнорирование сверстниками могло привести к депрессии и нервному срыву.

Как понятно из приведенных случаев, одиночество подростков негласно санкционируется взрослыми, которые не увидели расстройства настроения, не обратили внимания на причины скуки и т. п. Но иногда они сами провоцируют возникновение у подростков чувства одиночества и потерянности тем, что что–то не досказали, сделали за спиной нечто гадкое и подлое, коварное. В качестве иллюстрации сошлемся на наше исследование психических травм и их значения для взросления подростка.

В семье я поздний ребенок, но родители у меня были любящие, жили не в большом достатке, но все самое необходимое у меня всегда было. У моего отца была и есть сестра, моя тетя. К нашей семье она всегда относилась предвзято, пыталась учить мою маму, отца.

И вот однажды моя тетя взяла меня с собой в лес за ягодами. С нами была еще подруга тети. Ходим, собираем ягоды. И тут я слышу, как моя тетя говорит подруге: «Да что ты хочешь, брошенный ребенок, родители пьют. Я думаю, что возьму ее». Я на всю жизнь запомнила эту черничную поляну. У меня внутри до сих пор сидит боль, обида за ту неправду, которую я услышала. С какой простотой она это говорила! Для меня это был гром среди ясного неба. Как могут близкие люди так бесстыдно врать?! Моих родителей уже нет, а тетя здравствует и приходит ко мне. Часто зовет меня в гости, но я не могу прийти к ней, несмотря на то что больше родственников нет. Лучше быть одной, чем с этой тетей.

Взрослые отражают то, что чувствует подросток, и наоборот. Вот почему одиночество – это реакция на окружающую жизнь, которая создается и взрослым, и подростком.

Вот как реагирует девочка 12 лет на поступки взрослых, которые ничего не объяснили и поставили ее перед фактом:

Летом меня отправили к бабушке, а старшую сестру родители взяли с собой в отпуск. Мне постоянно казалось, что я лишняя, меня любят меньше, чем сестру. Я чувствовала одиночество и боялась, что меня оставят у бабушки навсегда. Это было год тому назад. Теперь старшей сестре покупают больше вещей, говорят, что ей нужнее. Я же все за ней донашиваю, и опять мне кажется, что я никому не нужна.

Значит, одиночество – такое свойство личности, которое характеризует ее со стороны невозможности удовлетворить потребность в принятии другими, быть для них значимой. Как мы видели, переживание одиночества неоднозначно. Наступает период в жизни, когда возникает даже потребность в одиночестве, когда человек хочет побыть наедине со своими мыслями и чувствами. Вместе с тем ощущение своей ненужности приводит к формированию нигилизма и протестных реакций. Последнее часто характерно для подростка. Неразрешенные им самим и другими негативные стороны одиночества являются деструктивными компонентами личности, которые вместо созидающей направленности приведут к разрушающей. Необходимо научить подростка преодолению потерянности и одиночества. Об этом мы тоже будем говорить.

Прежде чем рассмотреть теоретические подходы к проблеме одиночества, остановимся еще на одном примере. О своем одиночестве пишет взрослый человек, осваивающий профессию психолога.

Да, я ощущала одиночество, нехватку любви, внимания в течение всей жизни. Давно не видела отца и поэтому не знала и до сих пор не знаю отцовской любви.

Живя в одной комнате с мамой, я ощущаю одиночество, так как мама не уделяла мне внимания. Но, несмотря на это, мама одевала, кормила меня. Благодаря ей я понимала, что нужно делать в жизни. Неудивительно, что мы с мамой скандалили почти каждый день по пустякам, но спустя 20 минут разговаривали как ни в чем ни бывало. Я не умею обижать людей, но мои слова могут задеть за живое или обидеть кого–нибудь. Мне было все равно, что подумают люди обо мне. Я научилась прощать всех, но в этом помог психолог нашей школы.

Раньше была замкнутая, ни с кем не разговаривала, меня обижали, унижали, но я не страдала, редко плакала. Но была я как тень, которую никто не замечал. Мне было все равно, главное в жизни было учиться, учиться. Это была главная цель.

Я не люблю, когда мне говорят одно и то же. Меня это раздражает. Иногда нервничаю, когда что–то не получается или меня выгоняют из кабинета. Иногда плачу, от чего никак не избавиться.

Этот отрывок характеризует причины одиночества и его последствия, а также связь со всеми другими структурами личности – темпераментом, характером, направленностью. Видно, что перед нами натура глубокая, противоречивая, с застревающей и возбудимой акцентуацией характера. Целеустремленность и самообладание позволили этой женщине справляться со многими неприятностями, которые она сама же и провоцировала своей нетерпимостью, категоричностью и противоречивостью. Одиночество – как бы спутник ее жизни, но, думается, когда она научится отвечать за других, тогда и станет терпимее, мягче, выносливее. Обратим внимание на то, что мать не подготовила девочку к жизни без отца. Неудовлетворенная потребность привела к дефицитарности – значимость отца высокая, но общей с ним деятельности и общения нет. Возможно, это иллюзия, которая позволяет думать, что с отцом не будет одиночества.

Под одиночеством будем понимать такое психологическое образование, которое характеризует личность в структуре взаимодействия с другими людьми, наиболее для нее значимыми, а в ситуации изоляции от них приводит к исчезновению некоторых неизменных основных параметров этого взаимодействия.

Как рассматривается одиночество в контексте разных психологических учений?

Анализ психологической литературы позволяет выделить следующие подходы (табл. 13).

Таблица 13

Теоретические подходы к одиночеству

Все эти взгляды роднит то, что они определяют различные причины одиночества. Кроме того, описываются нерешенные вопросы личности, которые приводят ее к одиночеству.

Представим эти взгляды в таблице, где характеризуются причины одиночества и определяются особенности одинокой личности в контексте различных подходов (табл. 14).

Одиночество можно классифицировать по уровням взаимодействия подростка с окружающим миром, по временой протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть физическим (одиночное плавание), коммуникативным (нахождение среди незнакомых людей), эмоциональным (при отсутствии близких людей, при переезде на новое место жительства), духовным (при отсутствии единства взгдядов, несмотря на контакты с людьми).

Таблица 14

Особенности одиночества

По временной протяженности одиночество может быть эпизодическим и хроническим, а по происхождению – вынужденным

и добровольным. Кроме того, одиночество может быть субъективным и объективным.

Исследования Г. Р. Шагивалеевой показали, что субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные факторы. Например, если предстоит переэкзаменовка, то общение со сверстниками ему только вредит. Было выявлено, что учащиеся техникумов, среди которых были и подростки 15 лет, в большей степени испытывают духовное одиночество, оно отмечено у 56 % обследованных, хотя бы один вид одиночества отмечен более чем у 15 % респондентов. Но у четвертой части учащихся оно вообще не было отмечено.

Любопытно заметить, что некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают. У людей, считавших себя одинокими и не стремившихся избежать одиночества, обнаружились такие чувства: спокойствие – 57 %, скука – 52 %, тревога – 42 %, равнодушие и безразличие – 36 %, смирение – 33 %. Если же они хотели избежать одиночества, то актуальными были такие чувства: тревога – почти у 63 %, скука – 50 %, жалость и сочувствие к себе – 47 %, плохое настроение – почти у 42 %, тоска – 35,5 %. Как видно, и в том и в другом случае тревога и скука являются главными спутниками одиночества.

«Субъективно одинокие учащиеся по–разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением… Для вторых характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил».

Иными словами, если человек захочет испытать удовольствие от одиночества, он будет наслаждаться покоем и безмятежностью, потому что может ощутить принадлежность самому себе. Если же ему требуются близкие люди, а их нет и не с кем разделить неприятные переживания, одиночество приносит человеку страдания. Однако значимость одиночества должна рассматриваться и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению и исповедальность являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь друга, с которым устанавливается взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятости и одиночестве подростка.

Исследование чувства одиночества у подростков Москвы выявило, что почти половина респондентов (48,5 %) его не испытывают, а больше трети опрошенных (35,5 %) в той или иной степени переживали его. Тех, кто испытывал чувство одиночества, можно было отнести к трем уровням. К первому, критическому, относились 2,3 % ребят. У них зафиксировано острое состояние одиночества. Часто возникало состояние одиночества у 7,7 % (средний уровень), периодически – у 25,5 % подростков. Авторы считают, что эта группа ребят наиболее адаптивна. В общем, исследователи обнаружили, что каждый третий подросток испытывает состояние одиночества различной степени, но внимание исследователей привлекли подростки, находящиеся в критической группе, т. е. в группе риска. Связь между полом, возрастом и состоянием одиночества не установлена. Это чувство более характерно для старших подростков, что связано с кризисом идентичности.

В других исследованиях также получены данные примерно об одинаковом количестве девочек и мальчиков, испытывающих одиночество.

Были определены следующие типы одиночества.

У «холодных, аутичных» подростков отмечено низкое стремление к принятию и высокий страх отвержения. Эти подростки уходят от реального общения, не умеют себя выразить.

? «Застенчивые, робкие» с высоким стремлением к принятию и высоким уровнем отвержения стремятся к общению и боятся его.

Эти подростки переживают глубокий внутренний конфликт, они неуверенны в себе, а социальные навыки развиты у них плохо.

? «Вредные подростки» скрывают свою враждебность.

Отмеченное выше позволяет еще раз подчеркнуть природу одиночества подростков. Оно появляется как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение. Приведем пример зарождения замкнутости и чувства покинутости у подростка.

У нас растет дочь. Ей уже 13 лет, она добрая и отзывчивая, только подруг у нее не стало в одночасье.

Это было поздней осенью. К утру подморозило, и выпал первый снег. Наша девочка надела новую куртку, обула новые сапоги и радостная ушла в школу. Ничего не предвещало беды.

Дети на свежем снегу прокладывали первые следы. Все кругом было покрыто белым снегом. В сторонке от тротуара сантехники оставили открытой канализационную яму. Она была полна вонючими отходами, но сверху вода замерзла и покрылась легким снежком. Наша девочка, не заметив ямы, провалилась, она пыталась выбраться, но тяжелый рюкзак тянул вниз. Играющие рядом дети испугались и убежали в школу. Не растерялась только подруга нашей дочери и стала ее тащить наверх. Но могла держать ее за руки, чтобы наша дочь не провалилась окончательно. Дети позвали учительницу, которая вместе с ребятами вытащила девочку.

Через некоторое время мне позвонили домой и сказали, что дочь провалилась в канализационную яму, что ее надо было воспитывать правильно. Когда я пришла в школу, я увидела такую картину: моя девочка сидела на полу в вестибюле, вокруг нее никого не было. Все проходили мимо, заткнув нос. По–видимому, прошло два урока, как это все случилось. Я схватила девочку, надела на нее свое пальто, кое–как добралась до дома. Отмыла от фекалий, стала вызывать «скорую» – я боялась, что она наглоталась гадости. Мне сказали, что если будет плохо (?), тогда к ним надо будет обращаться. Три дня дочь была в шоке, молчала и не спала. За это время никто не позвонил и не пришел ее проведать. Когда девочка стала ходить в школу, с ней рядом никто не хотел стоять, сидеть, что–то вместе делать. Учителя каждый раз напоминали, что надо окна держать открытыми от вони, что если дети будут бегать где попало, то, как К., попадут в сортир и прославятся… Учителя нам сказали, что девочка сама виновата, не надо было подходить к этому люку.

Никто не стал закрывать люк, грязная вода продолжала сочиться. Через несколько дней после происшествия муж пошел и огородил этот люк. Но кажется, что и это осталось незамеченным, так как ограда стоит уже два года.

Я стала ходить с дочерью в школу вместе, сидела на уроках. Она стала замкнутой и нелюдимой, ей казалось, что все на нее смотрят и отворачиваются, так как от нее воняет. Учителя по поводу и без всякого повода напоминали об этом и всех спрашивали, есть ли запах в классе. Ее ближайшая подруга изредка ей звонит, но разговаривает с ней свысока, как будто К. чего–то недопонимает. Мы хотели перевести дочь в другую школу, но в нашем поселке только одна средняя, другая за несколько десятков километров. Мне не хочется, чтобы дочь из–за этого происшествия стала хуже учиться, но у нее появились тройки.

Анализ этой ситуации приводит к выводу, что взрослые – и в первую очередь педагоги – ответственны за отчужденность и неприкаянность девочки–подростка. Увы, на ее месте мог оказаться любой, даже директор школы. И можно ли было оставлять эту ситуацию без контроля? Думается, девочке надо было посочувствовать и все время ее поддерживать.

Итак, одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Глава 26. Не разочаровывайте подростков! Жизнь подростков - иллюзии. Это должно быть не только важной частью их воспитания, но и одним из самых счастливых отрезков жизни, поскольку жизнь - это прежде всего процесс. Подростки, если захотят, способны представить себе

Из книги Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми автора Сансон Патрик

Центр для подростков Из 15 подростков, которые посещают наш Центр, 7 перешли из Центра для детей, а 8 других пришли либо из так называемых дневных стационаров, которые находятся в ведении Министерства здравоохранения, либо непосредственно из семьи, так как для них не

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

День в Центре для подростков У подростков день организован иначе, именно потому, что это подростки. Приезжая в Центр, они сами идут в общую комнату. Они также знакомятся со своим расписанием надень, но их деятельность направлена больше на обучение, то есть это будут

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ У ПОДРОСТКОВ ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ В публикациях прошлых лет, посвященных вопросам нарушений идентичности у подростков, такие вещи, как кризис идентичности и диффузная идентичность, не отделялись друг от друга. Так что еще можно встретить

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

НАРЦИССИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ У ПОДРОСТКОВ Сначала надо сказать, что, по-видимому, лишь пациенты с наиболее выраженными типами нарциссической личности обращаются к нам в подростковом возрасте. Многие люди с нарциссической личностной организацией, которые функционируют

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

8. ЭКСПРЕССИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ Терапевт, оценивающий при первом контакте состояние подростка и его семьи, ставит перед собой следующие основные задачи: поставить диагноз, дать рекомендации относительно терапии и прежде всего обговорить те условия, при

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

3.4. Разрушающее поведение подростков О разрушающем поведении подростков необходимо рассказать по нескольким причинам. Оно тоже служит проявлением дезадаптации, поскольку приводит к отклонению от нормального процесса социальной адаптации. Разрушающее поведение в

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

…только для подростков Друзья, вы любите музыку? Это здорово! Скажу по секрету: скорее всего, и ваши родители в свое время слушали то, что не очень нравилось вашим бабушкам (по-расспрашивайте их о том времени). Маленький совет, как избегать ненужных конфликтов дома:

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

«Исследовательское» поведение подростков Источником многих школьных конфликтов, в том числе и между сверстниками, является своеобразное поведение подростков. Многие совершенно тихие, «незаметные» дети вдруг превращаются в дерзких, неуправляемых, ведущих себя

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

11.5. Сексуальные преступления подростков Насильственные преступления на сексуальной почве в настоящее время получили среди подростков значительное распространение. Этому способствовал целый ряд факторов. Современные подростки относительно рано достигают полового

Из книги автора

Раздел I. Тренинги для подростков Теоретическое обоснование Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 13-14 лет (V-VIII классы). Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых является стремление к общению со

Из книги автора

Мир юности и мир подростков: в чем разница? Отбушевали подростковые шторма, и наши дети снова меняются. Да и дети ли это теперь?Они становятся более взрослыми, уравновешенными и серьезными, даже если нам кажется, что в совершенно недостаточной степени.Так или иначе, но

Из книги автора

Параграф 4 Особенности отношений межличностной значимости в профессионально специализированных интернатах для особо одаренных детей и

Согласно Т.В. Драгуновой, для подросткового возраста характерно возникновение интроспекции, ведущей к самоуглублению и самоанализу; появлением особого интереса к своим переживаниям; неудовлетворенность внешним миром, уходом в себя, что выражается в замкнутости подростка, его стремлении к одиночеству, склонности придаваться мечтам, противопоставлении себя окружающим, несущем с собою конфликты.

Подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности. (11, с. 49)

Осознание состояния одиночества связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту. (21, с. 205) Среди них: потребности в установлении значимых межличностных отношений; потребности в расширении дружеских отношений, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта; потребности в причастности, признании и с различным социальным опытом, желании быть принятым различными социальными группами. Не маловажной потребностью в подростковом возрасте является и потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Уединение помогает проигрывать различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических. «Чувство одиночества… - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» - пишет И.С. Кон (10, с. 62).

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит тревожным сигналом и показателем его негативных взаимоотношений со сверстниками, а возможно, и деструктивных изменений во внутреннем мире.

Малышева С.В. и Рождественская Н.А. выделяют четыре причины, обуславливающие чувства одиночества у подростков. (16, с. 64-65)

Первая - осознание себя как уникальной, неповторимой, ни на кого непохожей личности. Переживание уникальности может породить мысль о том, что никто не может понять другого человека, в силу чего все «обречены» на одиночество.

Вторая - отсутствие достаточного количества межличностных контактов со сверстниками. Как известно, подростковый возраст - это период становления навыков общения, познания других и самих себя. Самым притягательным для подростков является сообщество сверстников. Взрослые слишком сложны и в силу этого недоступны. Только в обществе сверстников подросток может самоутвердиться, научится взаимодействовать в неформальной группе сверстников, почувствовать поддержку друзей, поддержать кого-то и т.д. Подростки, лишенные общения в референтных группах, как правило, испытывают чувство одиночества.

Третья причина, приводящая к обострению одиночества в подростковом возрасте - экзистенциальный подростковый кризис «смысла жизни».

Четвертая - принудительное убеждение подростков в каких-либо группах. Этот феномен часто наблюдается в детских домах: дети не имеют возможности остаться наедине с собой, и неудовлетворенная потребность в уединении порождает у них мысли о непонимании окружающими их личностных особенностей.

Живя в обществе, подростки принимают на себя различные социальные роли. Так, девочка-подросток в группе мальчиков-подростков будет ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.

Говоря о социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей для человека: (23, с. 38)

Уровень межличностного взаимодействия, где необходимо понимание и признание от близкого человека. Выражается в поиске друга;

Уровень группового взаимодействия. Наличие положительной групповой оценки оправдывает даже неудачи в межличностном общении;

Уровень культурно-исторической значимости - только общество в целом, во всех своих социальных проявлениях может дать человеку эту значимость.

Для подростка актуальными можно признать только первый и второй уровни. Причём значимость первого уровня с возрастом увеличивается. Это связано с тем, что «подростковый возраст, по сравнению с младшим школьным, характеризуется несомненным развитием эмоциональной сферы. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается значительнее и устойчивее». (32, с. 16 - 17) В то же время потребность в межличностном общении для подростка уже не может найти своё удовлетворение в семье, как для младшего школьника. «Современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей». (33, с. 55)

Таким образом, референтной группой для подростков по большей мере становится компания сверстников. Более того, подросток стремится к установлению доверительных отношений с одним из своих сверстников. Главная причина стремления к поиску alter ego - желание найти того, кто тебя понимает. Многие исследователи отмечают, что именно отсутствие понимания, понимающего человека субъекта, как причину возникновения чувства одиночества. «Любые описания переживания одиночества как психологического феномена обязательно содержат в себе указания на сочетание субъективной потребности и объективной невозможности понимания человека человеком. Мы говорим «меня понимают» только в том случае, если другой человек не только знает мотивы наших переживаний, но и принимает их как некоторую, причём безусловную, ценность». (32, с. 38)

Одиночество может являться следствием не реализации второго уровня значимых ролей - уровня группового взаимодействия личности. Принадлежность к группе даёт подростку несколько выгодных приобретений.

«Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и даёт ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости». (16, с. 128-129)

По данным исследования, проведенного Малышевай С.В. и Рождественской Н.А. среди учащихся в возрасте 12-16 лет, 84% подростков испытывают чувство одиночества. Большинство подростков, переживающих одиночество, малообщительны, замкнуты. Свое одиночество как жизненную катастрофу оценивают 18% девочек и 23% мальчиков. Большинство опрошенных подростков (70%) отрицательно относятся к одиночеству, многие (37%) отрицательно относятся к повышенному вниманию со стороны значимых для них людей. Данные этого исследования также говорят, что подростки высоко ценят уединение, в котором их привлекает то, что они могут разобраться в себе и в отношении к себе окружающих, принять решение, решить проблемы, заняться любимым делом, помечтать. Многие подростки указывают на то, что они стремятся изменить негативную ситуацию в которой оказались. (16, с. 64-65)