Психологические рекомендации по саморегуляции поведения и управлению стрессом. Информационный раздел

Опубликовано: 04 сентября 2016

Как вести себя с агрессивным ребёнком?
1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
2. Санкция должна соответствовать поступку.
3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
4. Чаще используйте прикосновение.
5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы среди близких, окружающих ребёнка.
9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
10. Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужно русло.
11. Дайте понять ребёнку, что он любим.

Как вести себя с конфликтным ребёнком?
1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор)
2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

Как вести себя с тревожным ребёнком?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

Как вести себя с застенчивым ребёнком?

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
    2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
    3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
    4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
    5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
    6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
    7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
    8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе.Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
    9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.

Как вести себя с упрямым ребёнком?

  1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
    2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
    3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
    4. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
    5. Если нет реальных поводов для упрямства, а « дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

Как вести себя с аутичным ребёнком?

  1. Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость от него.
    2. Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
    3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способности по назначению.
    4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
    5. Заинтересуйте ролевыми играми.
    6. Учите замене монологов диалогами.
    7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребёнок испытывает страх.
    8. Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздражают.
    9. В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.
    10. Дозируйте всё новое в разумных пределах.
    11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целенаправленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действительности.

    Как вести себя с нервным ребёнком?

  2. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
    2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком,
    словно роботом, не требуйте невыполнимого и разжигайте ревность к другим детям.
    3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечным «нельзя» и «можно».
    4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
    5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
    6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
    Как вести себя с гиперактивным ребёнком?
    Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
    1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
    2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
    3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
    4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
    5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характеру.
    6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
    7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
    8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходимо вынужденная неподвижность.

Если ребёнок «устраивает сцены»?

  1. Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запретов.
    2. Не утешайте ребёнка запретными вещами.
    3. Умейте переключать внимание ребёнка.
    4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
    5. Запреты всех взрослых должны быть одинаковы.
    6. Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру. Успокойте сюрпризом.
    7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.
    8. Чаще говорите «можно»

Как вести себя с невнимательным ребёнком?

Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.
1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Как вести себя с инертным ребёнком?

Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:
1. Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
2. Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
3. Их нельзя спрашивать в начале урока.
4. От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
5. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
6. Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать обстановку.

Ребёнка учит то, что его окружает:

Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.
Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребёнка часто позорят – он учится жить с чувством вины.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят – он учится быть благодарным.
Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить в людей.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе.

Уважаемые выпускники!

Подготовка к экзамену:

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок»:

«Совы» наиболее активны с 7 часов вечера до 24 часов.

«Жаворонки» - рано утром- с 6 до 9 часов и в середине дня.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Известно, что сдача экзаменов , что сдача экзаменов, учение – это прежде всего эксплуатация памяти.

§ Оказывается, память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем острота памяти начинает снижаться, а с 17 часов снова начинает расти, и к 19 достигает высокого уровня (если вы к этому времени не сильно устали);

§ Лучше всего запоминается то, что интересно, вызывает какие-либо чувства. Пусть эти чувства будут не очень приятные, главное, чтобы не было безразличия. Когда Вы запоминаете учебный материал, старайтесь наполнить, окрасить его чувствами. Если Вы запоминаете устройство какого-либо прибора, задайте себе вопрос: «Для чего он нужен? Приносит ли какую-либо практическую пользу лично мне?» и т.д.

§ Хорошо запоминается то, что понятно. Понять информацию – значит, в какой-то мере уже запомнить ее.

§ Плохо запоминается совершенно новый материал. Все новое должно быть включено, сцеплено с уже известным материалом или с практикой.

§ Все определения сначала хорошо поймите. Многие педагоги любят точные определения. Однако психологи считают, что их нужно переформулировать, переделывать своими словами. Это развивает ум, и такие определения очень хорошо запоминаются.

§ Хорошо влияет на запоминание составление схем прочитанного, выписки, а также проговаривание информации про себя и вслух.

Обращайте особое внимание на середину учебного материала, который вы изучаете. Начало и конец запоминаются лучше - "эффект края". Очень большой материал необходимо делить на отрывки, группы, объединенные по какому - либо признаку.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Во время тестирования

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования:

1. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

2. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

Сядь удобно,

Глубокий вдох через нос (4 - 6 секунд),

- задержка дыхания (2 - 3 секунды).

3. Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

4. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

5. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания . Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

6. Читай задание до конца ! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

7. Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

8. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

9. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

10. Проверь! Оставь время для проверки своей работы , хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Психологическая помощь в стрессовой ситуации.

1. Дыхание: через глубокий вдох, задержку дыхания на пике вдоха и медленный выдох (после выдоха мысленно произнесите короткое слово). Ни в коем случае нельзя удлинять, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние.

Противострессовое дыхание - главный компонент психологического равновесия.

2. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Расслабить мышцы, присоединить в этому глубокое дыхание с продолжительным вдохом.

3. Оглядитесь вокруг и очень медленно и внимательно осмотрите все, сто находиться вокруг. Мысленно переберите все детали обстановки. Это отвлекает от стрессового напряжения.

4. Перед экзаменом аутотренинг: "Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях, Я спокоен".

Как мы уже отметили, у подростка по сравнению с младшим школьником появляется в отношении к взрослому нечто новое. Подросток начинает оценивать более критично слова и поступки взрослого, у него неизмеримо возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и гражданскому облику. И наряду с этим должна неизмеримо возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе должна всегда быть выше уровня требований к подростку. Это одно из главных оснований родительского авторитета.

Не менее важно и другое - знать своего ребенка. Знать его жизнь, интересы, друзей, характер их взаимоотношений, его радости и обиды, тревоги и заботы. Только зная все это, можно своевременно прийти ему на помощь, когда она понадобится. Знание своего ребенка поможет вам занять правильную позицию во взаимоотношениях с ним. При этом очень важно иметь в виду не только индивидуальное своеобразие, но и общие закономерности, возрастную картину развития.

Характер требований подростка к отношению взрослого к нему противоречив. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протесту против мелочной опеки, контроля, недоверия. С другой стороны, испытывает тревогу и опасения, сталкиваясь с новыми, трудными для него проблемами и задачами, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаться в этом.

Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый - друг-руководитель. Его задача - помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга - важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения - ведь он ищет такого друга. А где он его найдет, кем тот окажется - во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклимат отношений, окружающий подростка.

Для развития ребенка условия его жизни значат очень много. Но сами по себе условия не создают личность. Важно то, какое место занимает ребенок в этих условиях, как он к ним относится, как действует в них. Деятельность ребенка в конкретных условиях организуется взрослыми. Они устанавливают круг его прав и обязанностей, формируют отношения, т.е. создают, то; что психологи называют социальной ситуацией развития ребенка, определяющей в целом формирование его личности.

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Подросток может быть помощником родителей в хозяйственных заботах, советчиком в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в обслуживании и ремонте автомобиля, освоении компьютерных программ - это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и духовную близость.

В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и те лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям.

Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.

Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возросшие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!» Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право - право на уважение.

Родителям известно, что у подростка возможна резкая, не всегда объяснимая смена настроений. Например, вы заметили, что сын пришел из школы мрачный, неразговорчивый. Не садится обедать - «нет аппетита». Подходит время - не берется за уроки. Если вы начнете с упреков, повысите тон, то в ответ можете услышать грубость. А кроме того, не узнаете, что же произошло, чем расстроен ваш сын. Все будет по-иному, если, выждав некоторое время, вы дружески побеседуете с ним и сумеете вызвать на откровенный разговор. Он сам расскажет о своих огорчениях и почувствует облегчение от того, что поделился с вами своими бедами, нашел сочувствие. А если при этом вы дадите совет, как лучше поступать в данном затруднительном случае, вы достигнете двойной цели: не только поможете сыну, но и приобретете его доверие.

Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает. Часто предметом критики становится учитель. Нередко приходится слышать от школьников, что учитель «несправедлив» к ним, что у него есть любимые и нелюбимые ученики, что он неверно ставит отметки и т.п. Не следует поощрять такие разговоры, но и уходить от них нельзя. Надо подростка заставить задуматься над собственным поведением, проанализировать свои поступки, и многие упреки в адрес учителя отпадут сами собой.

Недочеты и недоработки предшествующего воспитания в подростковом возрасте обнажаются особенно рельефно. Если у ребенка младшего школьного возраста не было выработано, например, ответственное отношение к занятиям, не были развиты познавательные интересы, если он не привык к систематической работе, то в подростковом возрасте неизбежно возникают трудности с учением.

Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания можно придерживаться в соотношении: чем больше требований, тем больше уважения.

Задача взрослого - быть рядом с подростком. А это значит - вовремя прийти ему на помощь, подсказать, посоветовать, а если возникнет необходимость - более активно вмешаться в жизнь подростка. Взрослый рядом - это значит, что у подростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично поведет его через трудности отрочества и юности. Это значит, что подросток всегда будет чувствовать так необходимую ему в это время свободу и самостоятельность, уважение и доверие. Это значит, что его потребности, желания и интересы встретят понимание и поддержку.

Знание основных тенденций развития подростка, индивидуальных особенностей своего ребенка поможет родителям найти средства и методы конкретного воздействия, выбрать прав ильные формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток - личность, складывающаяся под воздействием множества факторов.

Помочь подростку взрослеть - это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить его критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям. Надо научить его трудиться, привлекать к труду вместе со взрослыми. Труд рядом и наравне со взрослыми рождает у подростка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и подростком.

Не следует, однако, думать, что взрослый может заменить подростку друзей-сверстников. Надо помнить, что товарищи подростку необходимы. Влияние друга-сверстника на формирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно, и не надо его бояться. Взрослый должен знать круг общения подростка, понимать его специфику, только при этом условии и можно занять позицию ведущего, «впередсмотрящего» взрослого друга.

Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком.

1. Беседуйте с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении с ним. Тон должен демонстрировать только уважение к подростку, как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

3. Снимите контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ

1. Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

2. Эмоциональное потворство. Ребенок - центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

3. Авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

4. Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений. Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

ОСНОВНЫЕПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ

1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

2.Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности - воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

3.Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностей в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем взрослых).

4. Правила, ограничения, требования должныбыть согласованывзрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

5. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным. 6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован и настанет момент, когда вамнужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появления трудностей, чем потом преодолевать их.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Отклонения в поведении детей и подростковмогут быть обусловлены следующими группами причин:

Социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

Глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;

Отклонениями в состоянии психического и физического состояния здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;

Отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности;

не занятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

Безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЗАБОТЯЩИМСЯ ОБ УМСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ И СЧАСТЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

  1. Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, встретив на своем пути неудачи.
  2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам, объясняя, что для успеха требуется время и терпение.
  3. Развивайте волевые качества, воспитывайте здоровую продуктивность:

Формируя приоритеты в деятельности

Обучая постановки конкретных целей - Обучая распределению времени

Обучая разделению любой деятельности на

5. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами.

6. Помогайте учиться строить его систему ценностей.

7. Помогайте в удовлетворении основных человеческих потребностей.

8. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.

9.Помогайте ребенку глубже познать себя. Для этого развивайте:

Уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;

Понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих;

Умение общаться с любыми людьми.

Помните, что ребенок творит не только для себя, но и для тех, кого любит.

10. Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните, что его поведение не должно выходить за рамки приличного.

11. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Если Ваш ребенок испытывает страх.

Первым делом необходимо выяснить причину страха;

При выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер;

Помните, что ребенок не всегда может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения не эффективны;

Ни в коем случае не наказывайте ребенка; - не запугивайте ребенка даже тогда, если опасаетесь за его безопасность;

Не напоминайте ребенку о страхе.

Не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов;

Обучайте ребенка терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха;

Если ребенок боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним;

Постарайтесь проиграть пугающее ребенка событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, поиграйте с ним в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда ребенок убегал от нее);

Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободиться от них;

Ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуально- личностные особенности. Главное не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать;

Если вы видите, что страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, обратитесь к специалисту.

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным.

Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителями т. к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.

Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводить мини совещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейные дела.

Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.

Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения домашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство - обучение ремеслу, повышение самооценки, сближение членов семьи.

Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модель родительского поведения. Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

ПАРАДОКСЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПСИХИКИ

Подростковый возраст - это пик активности, прежде всего физической время бурной перестройки организма, который диктует специфические «парадоксыподростковой психики»: 1. Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом, не зная, что с ней делать: хочет выразить себя, но не знает как.

2. Подросток стремится иметь свое лицо, «выделиться из толпы» - при полной слитности со своим окружением, «быть как все» -в компании, в классе, во дворе и т. д.

3. Интересно все сразу и ничего.

4. Хочется всего, сразу и если позже - «то вообще тогда зачем».

5. При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе

Педагог-психолог Г.И. Дворецкая

  • Создать доброжелательную атмосферу при опросе
  • Не увеличивать темп опроса, даже несколько снизить его, разрешить ученикам дольше готовиться у доски
  • Предложить ученику примерный план ответа
  • Предложить пользоваться наглядными пособиями по теме ответа, которые помогут ученику изложить суть тематики
  • Стимулировать учащихся положительной оценкой, похвалой, подбадриванием
  • При изложении нового материала необходимо:
  • Поддержать интерес к усвоению темы учащимися
  • Обращаться к неуспевающим и слабым ученикам с вопросами, определяющими степень их понимания учебного материала
  • Привлекать слабоуспевающих учеников к помощи при подготовке приборов, пособий, опытов и т.д.
  • Разбить задания на этапы, части
  • Напоминать об аналогичных заданиях выполненных ранее учащимися
  • Ссылаться на приемы и способы выполнения задач и примеров
  • Напоминать о правилах и свойствах необходимых при выполнении учебного материала
  • Помочь в нахождении рациональных путей выполнения заданий и упражнений
  • Инструктировать о правилах оформления выполненных заданий
  • Стимулировать самостоятельность в выполнении заданий слабоуспевающими учениками

Организация самостоятельной работы :

  • Выбрать для учащихся наиболее подходящую и рациональную систему заданий и упражнений, не стремиться механически, увеличить число учебного материала
  • Объяснить в подробностях последовательность выполнения задач, упражнений, опытов и т. д.
  • Предупредить о возможных затруднениях в выполнении заданий, использовать наглядные пособия в виде карточек с направляющим планом действий

Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные учащиеся склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.

Общие требования:

  • Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса;
  • Единство требований к ребенку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований;
  • Создание условий для повышения самооценки учащегося – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах;
  • Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины;
  • Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность ребенка в чем-либо;
  • В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения;
  • Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость;
  • Не сравнивайте учащегося с окружающими;
  • Доверяйте ученику, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
  • Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

В урочной деятельности:

  • Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей;
  • Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал;
  • Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений;
  • Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия.

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки;
  • Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы.

Общие требования:

  • Вовлечение в разнообразные интересные для ребенка виды деятельности;
  • Ситуации общения в группе сверстников;
  • Условия для проявления инициативы ученика в четко обозначенных пределах дозволенного поведения;
  • Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений;
  • Наличие постоянного ответственного поручения в группе;
  • Общение на равных, проявление доверия;
  • Недопустимость использования в диалоге с агрессивными учащимися бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства;
  • Обсуждение поведения учащегося только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева;
  • Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.

В урочной деятельности:

  • Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания;
  • Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение;
  • Доброжелательная аргументация выставляемой оценки;
  • Недопустимость ведения урока в присутствии ребенка в раздраженной манере, тем более адресованной ему.

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного ребенка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть;
  • Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, туризм, физический труд.

с истерическими реакциями

Такие учащиеся характеризуются коммуникабельностью, желанием постоянно быть в центре внимания, производить впечатление на окружающих, хорошо работают в группе, плохо переносят изоляцию от группы сверстников. Обладают высоким уровнем притязаний, развитым чувством интуиции, как правило, лживы, умеют входить в доверие.

Общие требования:

  • Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей;
  • Объективное отношение к успехам и заслугам ребенка;
  • Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми;
  • Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение (подсознательно именно это ему и надо);
  • Чаще давать понять, что ребенок сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки;
  • Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением;
  • Не критиковать личность в целом, а только поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание;
  • Усилить систему поощрений и наказаний – наказание неподвижностью он запомнит надолго;
  • Повышение самооценки, уверенности в себе.

В урочной деятельности:

  • Посильные задания, гарантирующие достижение определенного успеха, поэтапный контроль их выполнения;
  • Постепенный переход к более сложным заданиям;
  • Обучение в группе со сверстниками, имеющими равные или большие возможности;
  • Поддержание высокого уровня интенсивности учебной и трудовой деятельности;
  • Предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки;
  • Разнообразие видов деятельности, избегание монотонного, однообразного труда.

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения, связанные с организацией общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере его способностей и интересов;
  • Широкая сфера общения и предоставление возможностей для самовыражения;
  • Занятия спортом, физическим трудом для выхода «лишней» энергии.

Как помочь в классе ученику с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Поведение ученика

Предлагаемое решение

Организация пространства в классе

Легко отвлекается на посторонние действия в классе или на происходящее в коридоре школы или за окном.

Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

Дурачится в классе, чтобы привлечь к себе внимание.

Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.

Увеличьте расстояние между партами.

Задания

Неспособен завершить работу в заданное время.

Дайте ему дополнительное время на выполнение поставленного задания.

Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается.

Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы.

Ему трудно следовать указаниям.

Объединяйте письменные указания с устными.

Отвлекаемость

Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала и/или конспектирования.

Попросите одноклассника помогать ему конспектировать; задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке.

Жалуется, что на уроках ему скучно.

Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока.

Легко отвлекается.

Незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию.

Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности.

Дайте ему 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать.

Поведение

Часто ведет себя вызывающе.

Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения.

Неспособен понять главное в уроке или задании.

Помогайте ему сразу понять, что из чего следует, и сразу хвалите за правильные догадки.

Выкрикивает ответы или перебивает других.

Реагируйте на верные ответы только когда ученик поднял руку и вы его вызвали.

Нуждается в поощрении.

Периодически передавайте родителям сообщения о его успехах.

Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.

Заключите с ним соглашение по вопросам поведения.

Организация / Планирование

Нет порядка в бумагах.

Забывает, что задано на дом.

Пусть ученик ведет записную книжку (дневник); следите за записью домашних заданий.

Теряет книги.

Пусть дома у ученика будет дополнительный комплект книг.

Неусидчивость

Должен все время двигаться.

Посылайте его по разным поручениям или позволяйте ему иногда вставать во время работы.

Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.

Делайте короткие перерывы между заданиями.

Настроение / Общение

Не понимает норм социального поведения.

Поставьте перед учеником цели, связанные с социальным поведением, и применяйте систему вознаграждений по мере достижения этих целей.

Не имеет навыков совместной работы с другими.

Поощряйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников.

Соученики его не уважают.

Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников.

Неуверенность в себе.

Хвалите ученика за хорошее поведение и работу; предоставляйте ему возможность играть роль лидера.

Находится в одиночестве или замкнут в себе.

Поощряйте его взаимодействие с соучениками; планируйте коллективные виды работы под руководством учителя.

Легко отчаивается.

Чаще хвалите его за правильное поведение и хорошую работу.

Легко раздражается.

Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации; часто беседуйте с учеником.

Минимальная мозговая дисфункция - ММД синдром гиперактивности внимания

Минимальная мозговая дисфункция - распространенное нарушение. Ребенок с минимальной мозговой дисфункцией непоседлив, невнимателен, гиперактивен.

  • Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
  • Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Это необходимо для лечения гиперактивности .
  • Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.
  • Интерьер классной комнаты должна быть в спокойных умеренных тонах и цветах, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
  • Старайтесь избегать жары, духоты, чаще проветривайте помещения.
  • Рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).
  • При данном диагнозе наблюдение у невропатолога обязательно.
  • Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для лечения гиперактивности внимания . Объясняйте ребенку свое решение.
  • Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
  • Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.
  • Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Не забывайте про физкультминутки.
  • Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребенка чувство успеха.
  • По возможности посадить ребенка на первую парту или поблизости от учителя.
  • Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете с таким ребенком в музей, театр или идете в столовую, то должны заранее объяснить ему правила поведения.
  • Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
  • Оставайтесь спокойным учителем. Старайтесь быть терпеливым в общении с ребенком.

Минимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.

Таких учащихся характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют. Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих.

Общие требования:

  • Принятие интровертированного ребенка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему;
  • Включение в группу только с его личного согласия;
  • Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими;
  • Терпимое отношение к «чудачествам» ученика;
  • Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями ребенка, что может помочь умелому включению ученика в групповое взаимодействие;
  • Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики;
  • Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов);
  • Учет интереса к точным наукам;
  • Учет непредсказуемости мышления и поведения;
  • Отношения с учеником строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других;
  • Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи;
  • Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу.

В урочной деятельности:

  • Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности;
  • Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить ученика с одного вида деятельности на другой;
  • Поэтапный контроль работы.

Во внеурочной деятельности:

  • Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний ученика;
  • Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий).
  • Не забывайте, что перед Вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций;
  • Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения;
  • Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность;
  • Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам;
  • Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет Вас слушать и слышать;
  • Ругая девочку, помните о её эмоциональной, бурной реакции, которая мешает ей понять, за что её ругают. Спокойно разберите её ошибки;
  • Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального полушария»). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  • Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха;
  • Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основу «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки;
  • Не забывайте, что Ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от Вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, Вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите;
  • Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание развиться;
  • Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться;
  • Лень ребенка сигнал неблагополучия Вашей педагогической деятельности;
  • Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка;
  • Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно и интуитивно);
  • Сделай своей главной заповедью – «Не навреди!»

Психологические особенности межполушарной асимметрии по половому различию

  • Мальчики:
  • Рождаются менее зрелыми;
  • Позже начинают ходить, говорить;
  • В 4-5 лет могут читать (из-за активности левого полушария);
  • Асимметрия головного мозга развивается к 7 годам;
  • Заметнее упрямство, т.к. разделение межполушарной функции происходит быстрее;
  • Для мальчиков важно как их оценивают, личностный смысл оценки, вербальная оценка. Для них важно, что именно оценивают, им важно конкретное слово, четкая инструкция;
  • Более ориентированны на информацию.
  • Девочки:
  • Рождаются более зрелыми;
  • Раньше начинают ходить, говорить;
  • Левое полушарие менее активно, чем правое;
  • Асимметрия головного мозга развивается к 13 годам;
  • Девочки более спокойны;
  • Для девочек важно, как на них смотрят, они ищут смысл в словах, придают смысл подтекстам, им важно как и кто их оценивает;
  • Более ориентированны на отношения между людьми.

Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕ

Контролируют свою речь, но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Им требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Они

медленнее выполняют письменные работы.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ

Не контролируют правильность своей речи, виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски.

Требуют заданий конкретных, с единственным конкретным решением.

Требуют творческих заданий, с различными нестандартными способами решений, эстеты.

Обладают чувством времени, нескоординированы. Решают пространственную задачу речевым, знаковым методом.

Обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движения.

Воспринимают лучше технический текст, содержащий цифры, символы.

Пространственное мышление – привилегия правополушарных детей.

Требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи.

Чаще получает двойку у доски так как долго излагает ход своих мыслей.

Контролируют свою речь, но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями.

Им требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи.

Они медленнее выполняют письменные работы.

Не контролируют правильность своей речи, виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо.

В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски.

Делают в 2,5 раза больше ошибок.

Проверка результатов: предпочтительно

решение задач, письменные опросы, с неограниченными сроками выполнения. Свойственно расчленение целого на составные части. Правило учат осознанно.

Являются наиболее грамотными.

Проверка результатов: подойдет устный опрос, задания с «открытыми вопросами». Свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Пишут грамотно без учета правил.

Взаимодействие с учащимися с сильной нервной системой

Он чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности. Он почти не бывает усталым, вялым, расслабленным. Включаясь в работу, он почти не испытывает: ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой новой деятельности. Чаще всего он обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Его также отличает большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же отрезок больше, чем другие учащиеся, благодаря своей выносливости, отсутствию остановок и сбоев в работе. Но ученики с сильной нервной системой не склонны к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою деятельность и проверять выполненное задание. Им скучно при повторении пройденного материала, когда учитель опрашивает других учащихся. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Отсутствует самоконтроль.

  1. Обеспечивать частую смену упражнений во избежание монотонности;
  2. Использовать приемы, направленные на тренировку навыков самоконтроля;
  3. Предоставлять им роль “заводил” в групповых формах обучения;
  4. Учитывать предпочтение ими устной речи письменной.

Признаки сильного типа нервной системы (холерик, сангвиник)

  • Сохраняет высокую работоспособность в течении урока;
  • Не снижает качество выполнения заданий к концу урока;
  • В состоянии заниматься дополнительно сразу же после уроков;
  • Не склонен поддаваться чувству усталости;
  • Спокоен в новой, неожиданной обстановке;
  • Стремится к соперничеству и состязаниям;
  • На контрольных, показывает результаты лучше, чем в обычных условиях;
  • Готовится к уроку тщательно и неторопливо;
  • Терпелив и настойчив при многократном выполнении задания;
  • Легко приспосабливается к более медленном темпу работы товарищей;
  • Не допускает раздражительности в общении. Способен быстро успокоиться, «взять себя в руки»;
  • Легко втягивается в занятия после каникул;
  • Не снижает качество работы при необходимости повысить её темп, скорость работы

Взаимодействие с учащимися со слабой нервной системой

Чаще всего спокойный, тихий, осторожный, послушный. Отличается повышенной утомляемостью; склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему характерна повышенная впечатлительность. В незнакомых условиях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственна боязнь неудачи, страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.

  1. Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку; во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления;
  2. Не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал: лучше отложить опрос на следующий урок;
  3. Путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах;
  4. В минимальной степени отвлекать их от работы, создавать им спокойную обстановку;
  5. Желательно, чтоб ответ был не устной, а в письменной форме;
  6. По возможности спрашивать в начале урока.

Признаки среднего и слабого типа нервной системы (флегматик, меланхолик)

  • Работает рывками, быстро начинает, затем снижает темп;
  • Не способен долго ждать, суетлив, неусидчив;
  • С трудом переносит монотонность и однообразие;
  • С трудом приспосабливается к манерам и темпу других людей;
  • С трудом перестраивает сложившиеся стереотипы поведения и привычки;
  • С трудом сдерживает раздражение, волнение;
  • Стремительно реагирует на неожиданные раздражители

Положительные особенности слабых учащихся

  • Выносливы и терпеливы в ситуациях требующих монотонной работы (легче действуют по шаблону, по схеме);
  • Любят выполнять последовательную, планомерную работу;
  • При ответе им легче, когда используются внешние опоры (схемы, таблицы, рисунки)

Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность учащихся со слабой НС

  • Длительная, напряженная работа;
  • Контрольные или экзаменационные работы;
  • Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
  • Работа в шумной, неспокойной обстановке;
  • Работа под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога;
  • Работа после резкого замечания, сделанного учителем;
  • Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения;
  • Ситуация, когда требуется на уроке усвоить большой по объему, разнообразный по содержанию материал;
  • Учитель подает материал в высоком темпе;
  • Время работы ограниченно и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой

Взаимодействие с учащимися подвижного типа

Такие дети долго не могут собраться и приняться за работу. Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают. Им скучно заниматься какой-то одной деятельностью, у них много разнообразных занятий, и, переходя от одного дела к другому, они полностью вытесняют из сознания предыдущее. Подвижный ученик ничего не планирует. Его не смущает известная неопределенность в том, чем и когда ему нужно заниматься. Он способен на ходу принять решение или изменить прежнее намерение, быстро и без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

  1. Увеличение объема материала по частям: на первых порах ученику сокращают объем работы. После того как намеченная часть выполняется, ему либо предлагают следующую часть, либо ограничиваются сделанным: это зависит от отношения ребенка;
  2. Разнообразие содержания заданий, частые переходы от одного их вида к другому;
  3. Опрашивать их первыми, т.к. они не любят ждать.

Взаимодействие с учащимися инертного типа

Спокоен на уроках. Он не склонен “разбрасываться” на разнообразные занятия; чаще всего его свободное время полностью занято учением, приготовлением уроков. Больше он практически ничего не успевает. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи, которых почти не замечают другие дети.

  1. Не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;
  2. Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями;
  3. Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
  4. Не спрашивать их вначале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
  5. Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
  6. В момент выполнения заданий не надо их отвлекать.

В работе с подвижными и инертными учениками следует обращать внимание на следующие учебные ситуации:

  1. задания, разнообразные по содержанию и способам решения;
  2. ситуации, требующие высокого темпа работы;
  3. ситуации, требующие быстрого переключения внимания;
  4. ситуации, когда время жестко ограничено;
  5. однообразная монотонная работа;
  6. длительная работа, требующая высокого умственного напряжения;
  7. одновременное усвоение нового и повторение старого материала.

Взаимодействие с учащимися с разными доминирующими репрезентативными системами

Активный репрезентативный канал восприятия – доминирующий канал восприятия.

Виды каналов восприятия:

  1. Визуальный – восприятие мира (предметов и явлений) через органы зрения;
  2. Аудиальный – восприятие мира (предметов и явлений) через органы слуха;
  3. Кинестетический – восприятие мира (предметов и явлений) через ощущения.

Как узнать визуала?

Визуальный ученик: всегда смотрит вверх, во время рассказа. Когда учитель читает учебник, он всегда читает сам. Его тетрадь - самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте. При разговоре применяет много прилагательных . С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации.

Сажать на первую парту. Они должны видеть больше наглядности и описательных слов.

Как узнать аудиала?

Аудиальный ученик, читая текст, он проговаривает, шепчет. Гораздо чаще отвлекается, чем его более способные визуальные соседи. Он способен повторить все слово в слово, даже когда он, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Он часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как он легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет. Успешен в изучении иностранных языков. Не может сосредоточиться в условиях шума.

Как узнать кинестета?

Кинестетический ученик обычно вскакивает, чтобы по просьбе учителя раздать детям карточки, тетради или карандаши. Он редко поднимает руку, ждет приближения учителя, старается прикоснуться к нему. При чтении такой ученик может водить пальцем по строчкам. Этот ученик не может выучить грамматическое правило, без игры. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кинестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок.

Система восприятия визуала – самая медленная.

Должен всё время чувствовать присутствие педагога и осознавать свою значимость для него. Использовать тактильные контакты со словами поддержки.

Не сравнивать с другими не в его пользу.

  1. Темп речи;
  2. Дидактические (использование различных видов деятельности на уроке, активная форма урока, проведение нестандартных уроков);
  3. Психологические (активизация познавательных процессов, создание комфорта в классе);
  4. Технические (физкультминутки, паузы до и после постановки вопроса, повторение важнейших мыслей, понижение или повышение голоса)