Развитие ребенка в четвертый месяц жизни. Развиваем координацию движений

Четвертый месяц - очередная ступенька развития малыша, когда он начинает меняться внешне, буквально «хорошея» на глазах. Но еще более заметны психологические изменения, происходящие в детской головке.
К этому времени жизнь в доме входит в спокойное русло, чему способствует и уже ставший привычным , и отсутствие приносящих малышу столько боли и беспокойства.

Физиология

  • Ребенок в 4 месяца развития показателен тем, что у повзрослевшего ребенка вес прибавляется не так явно, как у новорожденного. Рост будет увеличиваться примерно на пару сантиметров ежемесячно, и такая динамика будет держаться в течение года.
  • Примерно в это же время начинают активно расти волосы и ногти.
  • Ноготки на маленьких ручонках надо стричь обязательно, иначе кроха может повредить нежную кожу или слизистую оболочку глаз и носа.
  • В 4,5 месяца осуществляется целый ряд прививок: первая от полиомиелита; вторая от дифтерии, коклюша и столбняка вторая; от гемофильной инфекции и вторая от полиомиелита.

Психология

В 4-м месяце плач и улыбка ребенка являются вполне осознанным действием с определенным эмоциональным подтекстом. Так детки единственно доступным способом могут выражать свое отношение к окружающему миру и его обитателям.
В этом возрасте ребенок уже умеет чего-либо бояться, разочаровываться и радоваться.

Самым главным фактором, влияющим на психику и развитие интеллекта в будущем, является прочная и постоянная связь с людьми, которые его любят - это родители или родственники, заменяющие их.

К 4-х месячному возрасту образ матери и отца у малыша ассоциируется с заботливыми руками, нежными прикосновениями, спокойным голосом. Поэтому при их появлении он начинает радостно улыбаться и стучит ручками и ножками. На формирование тесной эмоциональной связи, которая появилась между взрослым и малышом, указывают многочисленные признаки: младенец отвечает на улыбку, лепечет при приближении матери и старается удержать ее возле себя.

Навыки ребенка в 4 месяца.

  • Узнает маму и выделяет ее среди остальных людей
  • Выводит рулады, произнося первые гласные
  • Хватает висящую игрушку одной или двумя руками
  • Реагирует на свое имя
  • Пытается приподняться, лежа на спине
  • Начинает отдавать предпочтение определенным игрушкам
  • Навыки ребенка в 4 месяца позволяют ему при кормлении придерживает руками грудь или бутылочку.
  • В этот возрастной период у детей появляется, так называемое бинокулярное зрение, то есть он начинает видеть двумя глазами и определять расстояние до предмета, скорость его движения и может взять то, что видит.
  • Очередной шаг в развитии 4-х месячного ребенка - познание тактильных ощущений. Теперь он, не задумываясь, тянет в рот все, что попадается под руку. Именно так идет познание мира. Поэтому очень важно, чтобы все игрушки, до которых сможет дотянуться кроха, были бы чистыми и не состояли из мелких частей, которыми малыш может подавиться.

Питание.

Количество кормлений остается то же - 6 раз в сутки. А вот объем пищи меняется с шестой на седьмую часть массы тела (800-900 г). Получается, что при каждом кормлении ребенок 4 месяцев для хорошего развития должен выпивать 150-180 г молока. Перекармливать его не стоит. Лишнее молоко не сможет перевариться, и, забродив в кишечнике, вызовет вздутие.

Есть дети, которые по какой-либо причине не могут питаться материнским молоком. Страшного в этом ничего нет. Необходимо подобрать адаптированную молочную смесь с учетом особенностей малыша.

При несоблюдении температурного режима в комнате ребенка в 4 месяца необходимо допаивать водой с ложечки. Если не пьет - прекрасно, значит потери жидкости в организме сведены к нулю.

Некоторые родители начинают вводить в питание овощные отвары, яйца и соки. При получении полноценного грудного молока или хорошей смеси это нецелесообразно.

Совет кормящим мамам. Не проводите пищевых экспериментов, даже если очень хочется. Пряное или острое блюдо ребенок не оценит, такое питание для несформированного пищеварения станет опасным.

Организация жизни ребенка.

Время нахождения на свежем воздухе увеличивается до 3-х часов в летнее время, и до 2-х - зимой. Для спокойного отхода ко сну можно ввести «засыпательные» правила: в ванне, поглаживание его ручек, ножек, животика, напевание колыбельной песенки.
Беспокойный ночной сон может быть связан с некомфортными условиями - духота, холод, одежда, сковывающая движения, слишком шумно и т.д. Также помехой для спокойного сна может быть прорезывание зубов. Обычно это происходит ближе к полугоду, но первая симптоматика может появиться и раньше.

Развитие ребенка на 4 месяце жизни.

  • Прогуливаясь с ребенком, родители должны называть то, что попадает в его поле зрения: цветы, машины, дома, люди. Ведь интерес малыша к миру растет день ото дня. Надо все время копировать те звуки, которые уже может произносить маленький говорун, и постепенно вводить новые. Ведь если в этом возрасте он будет ограничен в общении с взрослыми, то разговор может «свернуться» и вернуться к обычному агуканью.
  • В это время у ребенка появляется интерес к ощупыванию лиц родителей. Он начинает во время разговора просовывать пальцы им в рот, дотрагиваться до носа, дергать за волосы. Если взрослому эти манипуляции доставляют неудобство, то пора впервые сказать «нет», слегка отодвинувшись от малыша. Слово «нельзя» стоит оставить для более серьезных запретов.
  • Можно предложить малышу для захвата руками мягкие игрушки, большие кубики, кольца разного размера. Подобные упражнения помогут и осязание.
  • Идет продолжение игр, начатых ранее. по-прежнему имеются яркие погремушки, мешочки с крупой для развития пальчиков.
  • Большую радость доставит ребенку общение с небьющимся зеркалом. Малыш начнет размахивать ручками, строить рожицы и улыбаться своему отражению. Подержите малыша перед зеркалом, покажите его во весь рост, покажите, где мама, а где он, погримасничайте, поднесите палец, например к своему носу, а потом к его, объясняя, где чей. Специалисты утверждают, что такая игра развивает адекватное восприятие разных эмоциональных состояний.
  • Занятие лечебной физкультурой () поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
  • Продолжайте развивать . Процесс развития включает работу костной, нервной и мышечной систем. Уровень улучшение моторики влияет на умственное развитие.
  • способна успокоить и утешить ребенка, снять психическое напряжение, приодалеть стрессы, стать источником психологического здоровья малыша. Для родителей не составит труда каждый день что-то напевать, петь и прочее. И малыш вскоре сам вступит в эту игру и подхватит песню или мотив. Лучше всего, если дом наполнится и классическим репертуаром, и мультяшными песенками.
  • При формировании правильного распорядка дня своему малышу, учитывайте темперамент ребенка его особенности и тогда такой режим поможет физическому и психологическому развитию малыша.

Навыки ребенка в 4 месяца в развитии речи.

У ребенка на 4 месяце жизни, как правило, обращена к близкому взрослому и является способом общения.

Малышу нравится выговаривать различные звуки, даже если они будут кашлем, криком, визгом, шипением или писком.

Некоторым детям доставляет удовольствие чередовать тональность звуков - сначала слышится истошный крик, затем он плавно переходит в тихое бормотание. При этом малыш явно наслаждается произведенным эффектом.

Движение.

  • Развитие ребенка на 4 месяце жизни, продолжает учиться хватать игрушки, его движения при этом приобретают четкость и точность.
  • Малыш теперь подмечает, что один предмет исчез, а другой появился, один трудно поднять, а другой легко. Автомобиль на улице сигналит слишком громко и резко, а мамин голос тихий и приятный.
  • Маленькие ручки действуют еще случайно, без целенаправленного волевого усилия.
  • Младенец начинает демонстрировать повторное притягивание случайно подхваченного предмета, ощупывая и рассматривая свою находку: теперь кроха обследует предмет ртом, может забросить его на пол, чтобы услышать звук.
  • С 4 месяцев жизни ребенок уже лежит на животе, легко приподняв корпус, и делая упор на ладони распрямленных рук.
  • Можно предложить малышу для захвата руками мягкие игрушки, большие кубики, кольца разного размера. Подобные упражнения помогут

С каждым новым днем малыш меняется. Развитие ребенка происходит так быстро, что многие навыки и умения появляются буквально на глазах. Движения и жесты малыша становятся более скоординированными, а взгляд - осмысленным.

Внешность ребенка на четвертом месяце жизни

Меняется цвет глаз ребенка: глазки могут начать темнеть или приобретать какой-то оттенок, доставшийся малышу от родителей.

Начиная с 3 месяцев, у ребенка меняется структура волос: тоненький «пушок» скатывается, а новые волосики начинают вырастать вместо него.

У детей раннего возраста ноготки растут очень быстро, поэтому обрезать их нужно каждую неделю.

Если новорожденный имеет не совсем правильные пропорции из-за большой головы, то теперь этот дисбаланс исчезает. Малыш с каждым днем становится все более привлекательным.

Физическое развитие ребенка на четвертом месяце жизни

К концу третьего месяца многие мамочки замечают, что малыш набрал меньше, чем в предыдущие месяцы. И это нормально. С третьего месяца ребенок растет медленнее. В среднем набор веса составляет 600-800 грамм за месяц, а рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.

Малыш умеет:

  • К концу этого месяца малыш уже продолжительное время держит головку , если положить его на живот. И даже вертит ею, смотрит по сторонам. А лежа на спинке, ребенок может приподнять голову, чтобы лучше рассмотреть свои ножки.
  • Малыш активно пытается перевернуться со спинки на животик и наоборот . Некоторым деткам это удается уже в 4 месяца, но в норме карапуз должен научиться переворачивать к 5 месяцам. Поэтому не переживайте, если ваш карапуз все еще не делает этого.
  • Собственные ручки очень нравятся крохе . Он их рассматривает, ощупывает, берет ими все, до чего может дотянуться. Кулачки уже полностью разжаты.
  • Если в зоне доступа находится игрушка, то малыш уже осознанно пытается ее захватить и удержать .
  • Ножки малыша тоже не скучают . Ребенок постоянно ими работает, крутит велосипед, тем самым развивает мышцы и укрепляет тело.
  • Некоторые малыши, лежа на животике, даже пытаются ползти : отталкиваются ручками и ножками.
  • Ребенок на четвертом месяце жизни осмысленно улыбается и смеется , когда чувствует себя хорошо.



Зрение ребенка на четвертом месяце жизни

Малыш уже хорошо видит на расстоянии 20-30 см. Глазки перестают косить. Ребенок уже различает цвета.

Слух ребенка на четвертом месяце жизни

Кроха с удовольствием слушает музыку, радуется вашему голосу и своему собственному. Он пищит, кричит и изучает каждый свой произнесенный звук. Ребенок не только реагирует на звук, но и оборачивается, ищет источник звука.

Обоняние ребенка на четвертом месяце жизни

Просыпается обоняние: теперь малыш узнает маму не только по голосу, но и по запаху.

Сон малыша на четвертом месяце жизни

У каждого ребенка своя потребность во сне. Одни спят меньше и при этом те еще живчики, а другие и спят больше и сонливы почти весь день. Ни то, ни другое не патология. Все зависит от характера деятельности нервной системы ребенка.

Не нужно создавать идеальную тишину ребенку во время сна, малыш может к этому привыкнуть и в дальнейшем, при невозможности создать ему идеальные условия для сна, кроха будет капризничать и плохо засыпать, беспокойно спать. Безусловно, положительное влияние оказывает режим дня: если ребенка укладывать спать в одно и то же время, то малыш привыкнет и будет быстрее засыпать.

В первые месяцы жизни во время сна ребенок может вздрагивать, хмуриться, гримасничать и даже кратковременно плакать. Чаще такое происходит с более возбудимыми детьми. Так же на качество сна может повлиять воздух в комнате, если она не проветрена, неподходящая температура воздуха (слишком жарко).

Обращайте внимание на то, как ребенок спит. Кости черепа у малыша все еще мягкие и при длительном лежании на боку уплотняются, поэтому нужно укладывать малыша поочередно то на один бок, то на другой.

Головка ребенка во время сна не должна запрокидываться назад, иначе нижняя челюсть малыша будет отставать в своем развитии и приведет к тому, что зубки будут расти неправильно. Также головка малыша не должна наклоняться к груди, такое положение во время сна приводит к чрезмерному развитию нижней челюсти и выступанию ее вперед.

Закаливание ребенка на четвертом месяце жизни

С 3-4 месяцев жизни процедуры закаливания нужно дополнить влажными обтираниями малыша. Обтирание помогает тренировать сосуды. При обтирании сосуды кратковременно сужаются, в результате чего уменьшается потеря тепла с кожи малыша.

Такая гимнастика для сосудов способствует более медленному охлаждению ребенка в неблагоприятных условиях. Влажные обтирания удобно проводить после общего туалета ребенка. Обтирание проводить нужно поэтапно, сначала махровым полотенцем (смоченным в теплой воде 36-37 градусов и отжатым) протрите ручки и грудь малыша.

Затем вытрите эти места сухой мягкой тряпочкой, наденьте рубашечку. После этого влажным полотенцем оботрите ножки, потом - сухим. И одевайте карапуза. Оптимальная температура воздуха в комнате для обтирания - 20-22 градуса.


Гимнастика на четвертом месяце жизни

К гимнастическим упражнениям в 3 месяца добавляются упражнения на стимулирование рефлекторных движений.

  • Подложите ладони под ножки лежащего на животе или на спине малыша, подталкивайте его. Эти действия стимулируют развитие навыков ползания у ребенка.
  • Положите ребенка на бочок, большим и указательным пальцем проведите по спинке вдоль позвоночника. Малыш начнет разгибаться.
  • Проведите пальцем по наружной стопе ребенка от основания пальчиков до пяточки, малыш начнет сгибать стопу.
  • Чтобы кулачки скорее разжимались (теряли гипертонус), почаще разминайте пальчики малыша, массируйте ладошку. Для этого нашими прабабушками придумано множество «потешек». В том числе и «Сорока-белобока».

Активно развивается мозг. В 3 месяца большинство врожденных рефлексов угасают, в место них появляются условные рефлексы и осознанные навыки.

Игры с ребенком на четвертом месяце жизни

В этот период малыш начинает настойчиво требовать внимания. Как правило, дети уже умеют хныкать просто от скуки. Достаточно подойти к малышу, заговорить, как карапуз тут же ответит улыбкой. Для правильного и гармоничного развития ребенка очень важно уже сейчас уделять большое внимание играм и общению с малышом.

  • Ребенку очень нравится ощупывать мамино лицо: нос, реснички, брови. Особенно если мама все эти части лица называет. А еще не стесняйтесь - покривляйтесь немного. Малыш с удовольствием будет повторять за вами: надувать щечки, шлепать губками, моргать глазками…
  • Кроха с удовольствием будет толкать ножками мяч , который вы будете подкладывать к его ножкам.
  • К концу месяца ребенок может научиться перекатываться в своей кроватке, отталкиваясь от стенок.
  • Малышу очень понравится играть в прятки , можно закрывать лицо платочком или другим предметом. Не забывайте сопровождать ваши игры словами, это очень полезно для развития речи малыша. В данном случае спрашивайте у ребенка: «Где мама?». Когда лицо открывается, говорите: «Ку-ку».
  • Играйте с игрушками, водите их из стороны в сторону в поле зрения малыша . Пусть ребенок учится концентрировать внимание на предмете. Спрашивайте: «Где игрушка?» и снова перемещайте. Проделывайте это упражнение с яркой игрушкой, а так же с музыкальной игрушкой или погремушкой.
  • Давайте ребенку разные по форме игрушки . Так он учится по-разному захватывать предмет и группировать пальчики.

За все старания обязательно хвалите малыша.

Родителям на заметку:

Нечасто, но случается, что уже на четвертом месяце начинается подготовка к росту зубов. Обычно это проявляется повышенным слюноотделением. Даже может появиться насморк, жидкий стул и подняться температура. Значит, режутся зубки. Обычно первыми появляются два нижних зуба.

Прививки в 3 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-1), против полиомиелита (ИПВ-1) и против гемофильной инфекции (Хиб-1).

Главное пожелание родителям: не волнуйтесь и не спешите с выводами, если ребенок не желает демонстрировать свои умения и навыки, отстает или опережает других детей в развитии. Уделяйте своему карапузу больше внимания, поддерживайте его интерес к окружающему миру, и малыш обязательно всему научится… когда захочет!

Какие упражнения вы делаете со своим малышом? Когда ваш малыш впервые перевернулся?

Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателя окружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, малыш расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку. Он хватает ее за кольцо, отпускает, смотрит, как игрушка вертится, и снова пытается ее схватить. Та последовательность действий - схватить, осмотреть и снова схватить - относится уже не только к игрушке, висящей над кроваткой, ребенок также ведет себя по отношению и к другим вещам.

Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, малыш как бы задает себе вопрос: “Что я держу в руках и что с этим можно сделать?” В этом возрасте дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, как только увидит входящего, первым начинает “гулить” и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего малыша, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Моторное развитие

Моторное развитие продолжает прогрессировать от головы к конечностям. Помимо того, что грудной ребенок уже хорошо держит голову, он поворачивает её справа налево. Когда его носят на руках, он держится сам.

1. Лежа на спине. Ребенок может лежать на спине в симметричном, хорошо вытянутом положении. Он держит голову стабильно по средней линии, но поворачивается предварительно в одну сторону; ребенок может легко менять положение.

2. Руки. Ребенок приводит руки к средней линии и следит за ними координированным взглядом. Пальцы рук разжаты.

3. Нижние конечности. Они находятся в наружном вращении, наклоненные снаружи; грудной ребенок сучит ножками поочередно; колени еще согнуты (во флексии), но временами он их вытягивает. Ноги согнуты в лодыжном суставе, который обладает хорошей подвижностью.

4. Лежа на животе, хорошо опирается на предплечья, поднимает голову на 90 градусов и смотрит вперед и по сторонам. Туловище и бедра более вытянуты. Отмечаются активные движения нижними конечностями, он “крутит педали”. Если ребенка берут за руки и подтягивают вверх, он участвует в этом движении, хорошо контролирует движения головы; одновременно он поднимает и вытягивает нижние конечности.

5. Хватание. Движения хватания еще не координированы. Младенец хватает предмет, крепко его держит и двигает его одновременно с рукой. Упускает его случайно, непроизвольно. Однако грудной ребенок наблюдает, что происходит с его рукой и предметом, пробует повторить “штуку” с помощью матери. Ребенок всовывает пальцы в рот и сосет их. Он играет своими руками и подносит игрушки ко рту.

Речевое развитие

Лепет становится более выразительным и разнообразным, в зависимости от выражаемых чувств. Грудной ребенок играет звуками. Иногда различаются гласные “е”, “а”, но в большинстве случаев этот прогресс появляется позже. Младенец улыбается, когда с ним разговаривают, иногда громко смеется, поворачивает голову к матери, которая с ним разговаривает, лепечет ей в ответ, иногда радостно вскрикивает. Он радуется своему “щебетанию” и повторяет его. Поворачивается в сторону источника шумов и утихает, прислушиваясь. Пробует получать желаемое при помощи плача. Модуляция голоса хорошо дифференцирована.

Социальный контакт

Личность грудного ребенка развивается. Он хорошо узнает мать. Если с ним разговаривают, ласкают, младенец выражает радость улыбкой. Он издает звуки, похожие на смех, принимает живое участие во всем, что происходит вокруг. Отрицательно реагирует, когда его оставляют одного. Внимательно наблюдает за лицом, смотрящим на него. Реагирует скорее и целенаправленнее на присутствие матери, наблюдает за ней, что-то ей лепечет. Его можно успокоить, взяв на руки, разговаривая с ним, лаская его, давая почувствовать материнское тепло.

Вас должно насторожить, если:

– к концу 4-го месяца малыш, лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья;
– если головка ребенка склоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения “лежа на спине”;
– к концу 4-го месяца младенец не пытается опираться на кончики пальцев ног, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками;
– к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают, не выражает радость, когда с ним играют.

Практические советы

Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.

Плоская поверхность. Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.

Учимся дотягиваться. Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.

Учимся хватать. Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.
Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет Валерия Вячеславовна Фадеева

4-й месяц

Режим дня

В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).

Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.

Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.

Помните о прогулках.

Заботы и дела для родителей

Старайтесь не стеснять движения малыша, пусть он двигает ручками и ножками сколько хочет. Это необходимая физическая нагрузка. Регулярно делайте крохе легкий массаж. Если врач назначил лечебный массаж, стоит самим освоить его приемы.

Устраивайте малышу 20-минутные воздушные ванны во время занятий гимнастикой, перед купанием. Эго отличная профилактика пеленочного дерматита, который возникает из-за раздражающего действия мочи и кала на детскую кожу.

Особое внимание уделяйте туалету ребенка, делайте ванны с отварами ромашки, череды, дубовой коры. Мойте малыша теплой водой, а затем промокайте пеленкой. Почаще оставляйте попку «проветриваться».

Некоторые детишки все еще страдают от приступов колик. При этом кроха безутешно плачет, краснеет, сучит ножками. Нежно помассируйте его животик по часовой стрелке, положите на область пупка теплый носовой платок, прогретый утюгом.

Обратите внимание на детскую одежду. Возможно, пора переодеть малыша во что-нибудь более подходящее, так как он очень вырос (почти удвоил свой вес с момента рождения). Слишком тесные ползунки, рубашки, носки сковывают движения и мешают росту ребенка.

Чем взрослее и активнее становится ваш ребенок, тем огромнее у вас желание постоянно его удивлять чем-нибудь новеньким, дарить ему все больше и больше новых игрушек. Предлагайте ему их по очереди. Получив новую игрушку, малыш должен иметь достаточно времени, чтобы ее исследовать. Если вы предложите ему сразу несколько новых предметов, то поставите его перед сложным выбором. Внимание малыша будет рассеиваться, а в итоге и совсем затихнет. Поэтому уберите «лишние» игрушки на антресоли. Время летит быстро, и ваш 2-летний ребенок будет очень рад музыкальному паровозику или мягкой обезьянке, которые не произвели на него впечатления в младенчестве.

Из книги Мы ждем ребенка. Книга для будущих родителей автора Г. В. Цветкова

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ В конце шестого месяца беременности у развивающегося ребенка заметны пальцы рук и ног, отделяются веки и открываются глаза. Его рост уже около 33 см, вес – 910 г (рис. 13). Кожа у него блестящая и содержит немного жира в подкожной ткани. В случае преждевременных

Из книги Планируем ребенка: все, что необходимо знать молодым родителям автора Нина Башкирова

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ В конце восьмого месяца ребенок может видеть и слышать. Почти все системы его организма (кроме легких) хорошо развиты. Особенно интенсивно в этот период растет мозг. В этом сроке беременности длина тела ребенка составляет примерно 45 см, вес – 2500 г. В случае

Из книги Вы и ваша беременность автора Коллектив авторов

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ К концу девятого месяца беременности ребенок уже полностью сформировался. Он весит более 3 кг, имеет длину тела около 50 см, должен лежать головкой вниз и меньше двигаться, так как ему уже не хватает места в матке (рис. 16). Если по результатам анализов или

Из книги Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Девятый месяц К этому времени ребенок занимает правильное положение, поворачиваясь головкой к выходу из родовых путей. Он прибавляет около 5 см роста и примерно 1 кг веса. Теперь он занимает так много места в матке, что ему почти негде двигаться и его активность заметно

Из книги автора

Дитя в 1 месяц Кормление. Ест он шесть раз в сутки, из них раз, а то и два раза ночью. Часы кормления становятся всё более постоянными. Те, что ночью понемногу отодвигаются к утру. Количество выпитого молока не постоянно.Движения. Во сне руки и ноги всё ещё согнуты. Спит на

Из книги автора

1-й месяц Первое обследование новорожденногоРебенок в первые часы своей самостоятельной жизни испытывает сильнейший шок. После 9-месячного пребывания в раю – теплом, укромном, надежном месте – в животе матери, появляясь на свет, он сразу попадает совершенно в другой мир.

Из книги автора

3-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите малыша грудью по требованию, то возможно и больше в зависимости от желаний крохи).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа. Сон после бодрствования – 1,5–2 часа. Днем

Из книги автора

4-й месяц Режим дня?В среднем ребенок кушает 6 раз в сутки каждые 3,5 часа (если вы кормите грудью по требованию, то больше).?Периоды бодрствования после кормления составляют 1–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 4 раза.?Помните о прогулках.Заботы

Из книги автора

5-й месяц Режим дня?В среднем малыш питается 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа (3 раза в день). Малыш подрастает, и его дневной сон становится более чутким. Это не значит, что

Из книги автора

6-й месяц Режим дня?В среднем ребенок ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза.?Массаж и гимнастику лучше проводить в период второго бодрствования.?Помните о

Из книги автора

7-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза.?Массаж и гимнастику проводите, как и ранее, в период второго бодрствования.

Из книги автора

8-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в день каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 1,5–2 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 3 раза. Очень важно соблюдать режим дня, так как его нарушение может привести к разладу.

Из книги автора

9-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2–3 раза. Если вы поздно уложите малыша на дневной сон, не удивляйтесь, что вечером он

Из книги автора

10-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок по-прежнему спит 2–3 раза.?Проводите гимнастику во второй период бодрствования примерно

Из книги автора

11-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз в сутки каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и

Из книги автора

12-й месяц Режим дня?В среднем малыш ест 5 раз каждые 4 часа.?Периоды бодрствования после кормления составляют 2–2,5 часа.?Сон после бодрствования длится 1,5–2 часа. Днем ребенок спит 2 раза (некоторые детки переходят на один дневной сон).?Помните о прогулках.Заботы и дела для