Развлечение "Масленица" для подготовительной группы. Сценарий

Досуг в подготовительной группе на тему: «Масленица». Сценарий

Интегрируемые образовательные области:
«социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русского народа.
Задачи:
Раскрыть значение празднования Масленицы, познакомить с символами праздника. Закрепить представление о сезонных изменениях в природе.
Развивать двигательную активность, речь, мышление, внимание, память.
Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Коррекционные:
Развивать диалогическое общение детей: умение слушать, отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями, инициативно высказываться, рассуждать, следить за звукопроизношением.
Развивать словообразовательные навыки на основе лексической темы «Весна».
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, развивающие игры.
Демонстрационный материал : мультимедийный проектор, компьютерная игра,
Используемая литература:
Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования / Под ред. Л. А. Парамоновой.)

Ход вечера - развлечения

Ведущая Н.В.: Закончилась долгая зима. Вот-вот солнце совершит свой круг и начнет разгораться в весеннем равноденствии, а зима не хочет сдаваться, холод-стужу напускает, снег на землю трясет, да все ж «как ни мети метелица - все весной повеет». Вот и день подрастает все заметнее, стоят оттепели, с крыш льет капель.
На масленицу, по народной примете, зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, со своего хотения только потеет. Поэтому с незапамятных времен славит масленица самым веселым, разгульным предвесенним праздником. Поэтому ее и прозвали: «широкая», «веселая», «затейливая», «сырная». Масленицу празднуют целую неделю. Будем праздник справлять, Зиму провожать, Весну-красну встречать, Масленицу зазывать!
Ведущая Л.Н.: - Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
Ребята, и вы с родителями тоже делали чучело, посмотрите, какая замечательная получилась у нас выставка. Всем огромное спасибо, кто принял участие в выставке.

Во вторник начинался Заигрыш. С этого дня начинались всякого рода развлечения. А пока вам работа для ума.
Отгадайте загадки.
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.(Весна)
Н.В. Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,
Ежели оно вошло, значит, день пришел давно. (Солнце)
Л.Н. Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет -
Когда это бывает? (Зимой)
Н.В. .Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Л.Н. . Бел, да не сахар
Нет ног, а идет. (Снег)
Н.В. Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Загадки отгадывать вы мастера!

Л.Н. Среда - лакомка. Ребята, а как вы думаете, почему масленицу еще называют «лакомкой»?
Ответы детей
Потому, что существует давняя традиция поедать блины, угощать ими всех родных, друзей и знакомых. Каждый блинчик похож на маленькое солнце, которое согреет вас своим теплом.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!..

Н.В.: Ребята, вставайте в круг. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Горячий блин» Нужно быстро передавать блин по кругу. Кто уронит блин тот выбывает из игры.
Хороша была игра. А теперь садитесь на свои места. Будем играть с вами в компьютерную викторину. Кого я позову, тот должен выбрать категорию вопроса, на которую он будет отвечать. Выбрать сложность вопроса, от одного до трёх. Если правильно ответите, то картинка увеличится, если не правильно, то не верный ответ исчезнит.
Л..Н. Ух, какой хороший день! Так пора веселиться!
Конкурс: со стульями.
(Поставить стулья по количеству детей.)
Ребята, вы под музыку будете двигаться вокруг стульев.Как только музыка закончится, вам нужно будет занять стул.
После каждого круга убирается один стул. В конце остается 1 стул и два участника. Победит тот, кто первый сядет.
Н.В. Тара-тара-тара-ра -
На горе стоит гора.
На горе стоит гора,
Начинается новая игра. (Ручеёк)
Правила игры Ручеёк.
Выбирается водящий, остальные делятся на пары, и сцепляют руки.
Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.
Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.
Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.
Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары.

Л.Н. - Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.
Давайте ребята вместе исполним песню.
(Авторы: Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)) «Моя Россия»

Н.В. - Пятница - тещины вечерки. Зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
А мы сейчас, проверим, какие у нас девочки, будущие хозяйки.Нарисуйте на доске, какие необходимы хозяйке продукты, чтобы испечь блины.(девочки делают зарисовки)
Л.Н. - Суббота - золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.
Как услышите весть хорошую –
В ладоши хлопайте,
А если не очень хорошую –
Ногами топайте! Договорились?

У Весны сегодня День рождения! (Хлопают)
Угощаемся блинами и печеньем. (Хлопаем)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопаем)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопаем)
Вы откроете, а там ничего нет! (Топаем)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопают)
Блины с мёдом да вареньем! (Хлопают)
Не блины, а объеденье! (Хлопают)
Блины сладкие с начинкою. (Хлопают)
Все с пуховою перинкою! (Топают)
А иные и с подушками! (Топают)
А другие и с ракушками! (Топают)

Н.В. - Последний день Масленицы - Прощеное воскресенье, или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить. Прощения просят.
Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить её.
И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной женщиной с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною, честною.
Заключением праздника Масленицы, остается и по сей день, сжигание чучела Зимы - символ ухода зимы и наступления весны. Сопровождают такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, угощения блинами.
Таким образом люди прощались с Зимой.
А Весну встречали, и песни ей пели, в надежде, что она принесет тепло.
Ребята, давайте, и мы с вами сделаем солнышко, чтоб оно поскорее согрело нас своим теплом и растопило последние сугробы.
(коллективная аппликация «Солнышко» . Cложение лучиков, способом оригами.)
Ребята, блинами, мы с вами вчера угощались, а сегодня угощаем вас пряниками. С праздником!

Беседа на тему "Масленица" в детском саду

в подготовительной группе

Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.

Ход:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
- Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка (Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.

С масленицей связано большое количество поговорок.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?

Наталья Першина
Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица ", направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.

Тема : «Широкая масленица »

Возрастная группа : 5-6лет

Оборудование : мини – уголок «Русская изба» , кукла Масленица , мягкие модули, скамейки, флажки, корзины, мячи, кольца, снежки из ваты, шарф, колокольчик.

Техническое обеспечение : мультимедийная установка, музыкальный центр.

Раздаточный материал : цветные карандаши, «сковородки» из картона, материал для украшения куклы Масленицы .

Программное содержание :

Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход ООД:

Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу .

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину!

Мы в костюмы нарядились

Вкруг себя оборотились.

(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)

Воспитатель : Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)

Воспитатель : - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай, солнышко - колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу .

А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)

Воспитатель : Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой .

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Широка Масленица , ты с чем пришла?

С весельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

Воспитатель : Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги) . Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя . Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.

«Первый блин»

Воспитатель : Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.

Воспитатель : Блин, на что похож? На солнышко

Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре) .

Воспитатель : Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец» .

«Второй блин»

Воспитатель : Вторник называют «Заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком» (бросить снежок точно в крепость : дети подходят к черте, встают друг за другом, поочередно кидают снежок в крепость).

3. «Третий блин»

Воспитатель : Среда называется «Лакомка» . В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

«Игра с блинами» . Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды раскладываются друг за другом пять колец («оладушек» ) и ставится корзина с мячами(«вареньем» ).По сигналу воспитателя первые участники команд берут свои корзинки, на бегу раскладывают мячи в кольца, возвращаются и передают корзинку другим игрокам, которые в свою очередь, собирают мячи из колец. Следующие участники выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая справится с заданием.

«Четвертый блин»

Воспитатель : Четверг – самый веселый день «разгул» . Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.

В эту игру с давних времен играли только на Масленицу - русская народная игра «Перезвон» .

Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей : один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова :

Динь – дон, динь – дон,

Ах, Откуда перезвон?

Динь – дон, динь – дон,

Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становиться водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становиться обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Воспитатель : пятница – «вечерка» . Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.

Масленичные блины – просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем .

Почитает весь народ Масленицу нашу ,

Веселее не найдешь праздника краше.

Словесная игра «Какие блины»

Воспитатель : обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно :

На тарелке он один – называем просто…. (блин)

Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)

Испекли для дочек – назовем (блиночек)

Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)

Огромный как домище – назовем его….(блинище) .

Молодцы! Помогли придумать слова.

6. «Шестой блин»

Воспитатель : Суббота – «посиделки» .

Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом : пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали .

Игра «Наряди Масленицу » (во время украшения звучит музыка)

Воспитатель : Дорогая наша гостья, Масленица ,

Авдотья Ивановна!

Гостья важная, долгожданная…

Коса длинная, двуполтинная,

Платок беленький. Да с цветочками.

Брови черные наведенные.

Губки красненькие, да накрашенные….

Солнце теплое в небе дразнится,

Рады видеть тебя, красавица!

7. «Седьмой блин»

Воспитатель : Воскресенье – «проводы» Масленицы . Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье» . В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи!

Масленица , угощай!

Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!

Вот теперь дети вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют .

Давайте же, друзья,

Есть блины до икоты,

Пить чай до перхоты,

Песни петь до надсады,

Танцевать до упаду!

Веселье, радость детворе –

Масленица на дворе !

Проходит дегустация блинов по русскую народную музыку.

Конспект занятия на тему масленица в старшей подготовительной группе.

Цель. Знакомство детей с историей возникновения и традициями празднования

Масленицы.

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Развивать

познавательный интерес к традициям своего народа.

Коррекция и развитие внимания, памяти, связной речи.

Воспитание интереса и уважительного отношения к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Ход занятия.

Ведущая (в народном костюме): Проходите! Проходите! Все на праздник поспешите! Мы сегодня не скучаем! Праздник радостно встречаем! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Как хорошо, что вы пришли! Ведь сегодня мы праздник народный затеяли - Масленицей называется! Масленица к нам пришла, весну и радость принесла! Воспитатель.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Воспитатель. Масленица один из самых старинных и любимых в народе праздников.

Празднуют её в конце февраля, начале марта. Масленица имеет другое название

Проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны всегда праздник. В Масленицу долг каждого из нас помочь прогнать зиму, разбудить природу!

В этот праздник не скучают,

Всё в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно!

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, почему Масленицу Масленицей назвали?

Дети. Масленицу назвали так, потому что пекли вкусные, масляные блины.

Воспитатель. Верно! К блинам и оладьям в старину полагалась особая еда: мёд, икра,

капуста. А также сыр, масло, рыба, творог. На блины да угощенье звали дорогих гостей.

Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.

Раньше Масленицу праздновали все: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю

мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять вот и

пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей,

много сыра было на столах. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Воспитатель. А сейчас я буду говорить пословицу, а вы её продолжите.

Ученье свет... (а не ученье тьма).

Готовь сани летом... (а телегу зимой).

Не красна изба углами... (а красна пирогами).

Маленькое дело лучше... (большого безделья).

Не сиди, сложа руки... (не будет в доме скуки).

Труд человека кормит... (а лень портит) .

Воспитатель. Молодцы! Вы хорошо знаете

пословицы!

Воспитатель. В масленичную неделю каждый ее день имел, ребята, своё название, кото-рое говорило о том, что в этот день нужно делать.

Начиналась Масленица в понедельник, который назывался Встреча.

С понедельника, со Встречи начинали печь блины. У каждой хозяйки свой рецепт. В добрые старые времена хозяйка, пекшая блины часто приговаривала:

Первый блин комом,

А второй знакомым,

Третий блин дальней родне,

А четвертый мне.

Воспитатель. Начиная со дня Встречи, дети каждый день катались с гор. А еще в этот

день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением, а по дороге пели:

Как на масленой неделе

Из избы блины летели!

Уж вы, блины мои блины!

Уж блиночки мои!

В этот день загадывали друг другу загадки.

Воспитатель. А теперь мои загадки отгадайте

1.Если есть сковорода,

Будет русский сыт всегда:

Жарким солнышком весны

Зашкварчат на ней ___

2.Пять яиц, стакан муки

Масло, чашка, две руки.

Сода, соль и молоко

Миксер крутится легко.

Он крутился и крутился

(Блинчик тонким получился.)

Воспитатель. Праздник этот знаем мы

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь.

Воспитатель. Молодцы. А о чём были мои

Дети. О блинах.

Воспитатель. Как вы думаете, что самое главное на Масленице?

Дети. Главное на Масленице блины.

Воспитатель. Ну, конечно, блины! Хозяйки пекли каждый день блины из гречневой и

пшеничной муки. И в народе говорили: «Блин хорош не один», «Блин не клин, брюхо не

расколет». С чем только их не ели: с маслом, мёдом, икрой. Есть даже такой случай, что

один человек, придя в гости, сразу съел 70 блинов. Блин считается символом Масленицы.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему

блин стал символом масленицы?

Да потому, что блин круглый, поджаренный, и напоминает солнышко. Он был символом весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили все народы мира. С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе, солнце управляло ветрами и водами, давало свет и тепло человеку. Масленица была праздником весеннего солнца.

Исполняется песня «мы давно блинов не ели..»

Воспитатель. Скажите ещё раз, что же напоминал блин?

Дети. Блин напоминал солнце.

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша Встреча. Пора подвести итоги. Почему

праздник назывался Масленицей?

Дети. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе пекут блины масленые.

Воспитатель. Чем питались в Масленицу? (Блинами, сыром, творогом, рыбой.)

Воспитатель. Как по другому называют Масленицу?

(По-другому Масленицу называют Сырной неделей или Проводы Зимы.)

Воспитатель. Молодцы, вы сегодня очень активно работали, я вами довольна. А, что

то нового вы узнали на занятии? (Дети рассказывают о Масленице.)

Воспитатель. Молодцы! Что вам особенно понравилось?

Дети. Высказывают свои мнения.


Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

На тему: Масленица.

Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Музыка»

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Беседа .

Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Петрушки».

Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

Весеннее солнце

Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте

3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

Играли в игру «Взятие снежного городка»;

Проводили кулачный бой;

Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

III. Исполнение детьми песни о блинах.

В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

Присели за столы и приступили.

Звучит минусовка песни «Блины».

V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!