Речевая карта для детей с аутизмом. Особенности логопедической работы с аутичными детьми

Сопровождение ребенка-аутиста в коррекционном процессе – это особый тип взаимодействия ребенка и педагога. В ходе этого взаимодействия ребенок должен выполнять действие, а педагог создаёт условия для осуществления и осмысления этого действия.

При этом программа индивидуального сопровождения строится с учетом разнообразных для этого ребенка видов и форм образовательной деятельности.

В своей небольшой статье автор делится опытом совместной работы с ребенком, которому было необходимо научиться умению слушать и произвольно выполнять инструкции педагога. У каждого ребенка-аутиста свой уровень возможностей, педагог должен его почувствовать и попытаться этот уровень поднять.

Если это удается, ребенок начинает много говорить, активно участвовать в повседневной жизни. Эта задача очень сложная, тем не менее, педагогу в ходе совместной деятельности с ребенком, нужно пытаться ее решить, хотя бы даже и частично.

Индивидуализация логопедической помощи ребёнку-дошкольнику с расстройством аутистического спектра в рамках коррекционной работы

Сопровождение ребенка-аутиста в коррекционном процессе – это особый тип взаимодействия ребенка и педагога. В моей достаточно долгой педагогической работе это был не типичный случай. Поэтому, естественно, я познакомилась с литературой по данному вопросу, некоторые отправные моменты из которой я использовала при индивидуальном взаимодействии с ребенком-аутистом – Глебом Б., 5 лет.

Приступая к работе с Глебом (5 лет), я не забывала о структуре его дефекта, в котором ведущее место занимает нарушение эмоционально-волевой сферы. «Ведь даже если Глебу может понравится заниматься со мной, ему очень трудно будет заставить себя выполнить требуемое действие!» – всегда помнила я.

При подготовке к обучающему процессу, вначале приучала его выполнять точные и короткие инструкции: «Сядь!», «Подними голову!», «Посмотри на меня!». С особой осторожностью использовала жест поворачивания головы мальчика, держась при этом своей рукой за его подбородок, естественно, через салфетку. Я так хотела, чтобы он меня не боялся, чтобы доверял мне! Гладила его по голове после каждого выполнения задания, приговаривая: «Ты – молодец! Все делаешь правильно!».

Ему это доставляло радость, я видела улыбку на его лице. Постепенно напряжение, страх у ребенка исчезли, эмоциональный контакт был установлен. И еще одно правило я соблюдала при взаимодействии с Глебом – мы всегда сидели напротив друг друга, а не рядом. Мне удалось установить с ребенком и визуальный контакт.

Занятия по развитию речи проводились на доступном для мальчика уровне. В основе обучения была взята Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно — развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, Москва, «Просвещение», 2003г.

Вначале речь Глеба была только эхолаличной. Главной задачей было научить его слушать меня, произвольно выполнять задания и отвечать на поставленные вопросы. Произвольность формировалась очень медленно. Мне приходилось постоянно задавать одни и те же вопросы, выполнять с ним шаблонные задания, делать определенные действия его руками. Виды деятельности на занятии меняла, но структуру самого занятия сохраняла. Постепенно уменьшала помощь. При этом стимулирование в виде похвалы оставалось на каждом занятии. Для этого мальчика ситуация успеха играла важную роль при взаимодействии с педагогом.

Обучая Глеба глобальному чтению, я развивала понимание речи, зрительное восприятие, память. Это обучение стало возможным после того, как ребенок стал правильно соотносить предмет с его изображением, подбирать парные картинки. Первые слова обозначали известные ему предметы, действия, явления. Мальчик с удовольствием включился в эту работу и делал успехи.

Словарный запас Глеба расширялся по мере знакомства с лексическими темами программы. Вначале обучения опора была на натуральные предметы и игрушки, постепенно вводились картинки, серии картинок. Резкий скачок в речи наступил у него в конце первого учебного года. Предложения, ранее бывшие однословными, стали развернутыми, синтаксически правильными. Глеб начал пересказывать сказки, рассказы. Появился диалог, как с педагогами сада, так и с родителями.
Работа по развитию речи проводилась параллельно с работой над общеречевыми навыками: дыханием, интонацией, темпом.

Стала возможной и работа по коррекции звукопроизношения, по . На данном этапе я сочла нужным проводить обучение грамоте аналитико-синтетическим способом и, не ошиблась. Глебу нравились занятия по азбуке, он с удовольствием составлял слоги и простые слова в кассе букв. Постепенно овладел простым фонематическим анализом. Если возникали трудности при печатании букв, мальчик обращался ко мне со словами: «Помоги мне!». И мы совместно – «рука в руке», выполняли это задание.

Считаю, что для Глеба и других детей с РДА очень важен опыт индивидуального взаимодействия с педагогом, в ходе которого они учатся слушать и выполнять инструкции, думать, говорить и читать. Педагогу же это взаимодействие помогает получить ценный опыт общения с другим, особенным ребенком, учит терпению, доброте и любви.

Я уверена, что у каждого ребенка — аутиста свой уровень возможностей, педагог должен его почувствовать и попытаться этот уровень поднять. Работа с Глебом принесла мне радость творчества. Безусловно, она сложна, но если решить ее, хотя бы даже частично, это важно для самого ребенка, его семьи и, конечно, педагога.

Тихонова Ирина Васильевна,
учитель-логопед,
МАДОУ №49 «Детский сад комбинированного вида»
г.Кемерово

В настоящее время существует актуальная проблема отечественной коррекционной педагогики - создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом. В ГБУ ГППЦ ДОгМ развитием, коррекцией и адаптацией детей с РАС занимаются многие специалисты: психологи, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования.

Достигнуты большие успехи по разработке и внедрению программ, позволяющих детям с данной особенностью психического развития адаптироваться к социуму, посещать детские сады или школы, участвовать в совместной (коллективной) деятельности, получать образование и в конечном итоге максимально быть адаптированным к жизни в обществе.

Огромное значение для включения для адаптации такого ребенка имеет развитие способности к коммуникации и формирование речи на максимально возможном уровне.

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Дети имеющие аутистический спектр нарушений в развитии основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма. Выделяют 4 группы речевого развития:

Так, у детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации. У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить» , «Дать печенье» ) , а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать» ) . Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить необычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.

Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу, не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.

У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

В первую очередь, в спонтанной ситуации обследуется состояние импрессивной речи. Изучается понимание ребенком высказываний, которые содержат аффективно значимые для него слова. Путем наблюдения или из беседы с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него наиболее значимым. Затем в отсутствие значимого объекта или действия, в поле зрения ребенка произносят высказывание, содержащее значимое слово (например «Пойдем кататься на лошадке?» , «Хочешь Киндер-сюрприз?» и т.п.)

Если поведение ребенка изменится видимым образом - например, он повернет голову в сторону говорящего или подойдет к нему, можно предположить, что он хотя бы частично понял высказывание. Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на понимание названий предметов, действий, качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения.

Собственная речь обследуется одновременно с пониманием. Обращается внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам; выражение требований или отказа; фиксируются эхолалии; отмечаются собственные спонтанные высказывания ребенка. Непроизвольные реакции ребенка свидетельствуют, что он способен понимать речь и происходящее вокруг в том случае, если это попало в зону его непроизвольного внимания. (Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг

На базе отделения канистерапии ГБУ ГППЦ ДОгМ, второй год проводятся исследование по разработки интегративных логопедических занятий с использованием метода канистерапии на основе прикладного поведенческого анализа для детей с аутизмом. Такие занятия проводят два специалиста: логопед и психолог-канистеапевт со специально обученной, сертифицированной собакой.

Учитывая особенности детей, имеющих нарушения аутистического спектра, первоначальный контакт ребёнка с логопедом, а так же другими детьми может оказаться травматичным по причине сверхчувствительности к той информации, которое несёт человеческое лицо и речь. Даже использование игрушек изображающих людей зачастую не принимается такими детьми.

Введением такого средства работы, как специально обученная собака мы формируем возможность осуществления непрямого контакта специалиста с ребенком-аутистом, где посредником выступает животное. Образ собаки, не являясь для ребенка сверхраздражителем, контакт с собакой не включает аффективные реакции, а наоборот вызывает повышенный интерес, выраженную мотивацию к взаимодействию. Коммуникация с включением животного позволяет формировать субъект – субъектные отношения, налаживать коммуникацию информировать учебную деятельность удерживая внимание ребенка за счет яркого не частотного стимула которым является собака. Все интеракции между ребенком и собакой проводятся в соответствии с основной программой специалиста (логопеда) , где логопед является ведущим специалистом, заявляющим рабочую тему занятия, а психолог-канистерапевт осуществляет включение собаки для достижения заявленных в плане занятия результатов.

Подбирать упражнения и задания, регулировать сложность, динамику, и темп освоения программы, даже в малых группах, необходимо опираясь на простроенной заранее индивидуально-ориентированный маршрут для каждого ребенка. Объединять детей в малые группы необходимо при тщательном изучении рекомендаций ПМПК. В нашем опыте мы опираемся на возможность оказывать логопедическую помощь индивидуально в течении необходимого времени для каждого ребенка, и только после установления устойчивого контакта с ребенком, форсированности у него высокой мотивации к посещению занятия переводим детей в малые группы, состоящие из двух или трех детей с похожей нозологией. Поскольку, к группе расстройств аутистического спектра относятся очень разные дети, с разным уровнем развития, разными перспективами и разными причинами имеющихся нарушений.

На основе вышесказанного можно констатировать: логопедическая работа с аутичными детьми с применением метода канистерапии должна проходить определенным образом.

  1. Индивидуальная форма логопедической работы, как необходимый адаптационный период, с выработкой стойкой положительной реакции на посещения занятия. Создание мотивации к контакту с животным. Данные занятия проводятся с участием родителей, что позволяет получать анамнестические сведения, в процессе формирования игрового поведения осуществляется диагностика коммуникационных возможностей, составляется речевая карта и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.
  2. Собака под руководством кинолога помогает создать атмосферу позволяющую установить эмоциональную связь с ребенком, при этом осуществляя косвенное взаимодействие со специалистами на основе живого интереса ребенка к процессу занятия, инициации побуждения к выполнению заданий за счет желания быть в контакте со всеми членами образовательного альянса. Основным правилом на данном этапе является снижение давления, и максимальное исключения директивной позиции взаимодействия, что позволяет вызвать самостоятельную инициативу ребенка.
  3. Очень важно, чтобы в помещении, в котором проводится логопедическая работа не было предметов, кардинально отвлекающих ребенка от изучаемых тем. Для этого, специалистам необходимо заранее продумывать оснащение кабинета перед каждым занятием, в соответствии с календарно-тематическим планированием используемой программы. Кроме того, необходимо помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети импульсивны, двигательно беспокойны и у них возможны яркие аффективные реакции, эпизоды агрессии и аутоагрессии.
  4. Программа по коррекции речевых нарушений разрабатывается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком. Включение и роли собаки – терапевта оговариваются заранее и соответствуют целям и задачам используемой программы, а также учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка- аутиста.
  5. Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой, и иногда очень длительной. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях. В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же как и у здоровых детей. Для того чтобы отследить динамику следует фиксировать (записывать) малейшие достижения. Очень важны в работе с аутичными детьми твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это очень хлопотно, как для родителей, так и для специалистов, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так будет легче взаимодействовать, познавать мир, учиться

Направления логопедической коррекции при аутизме строится следующим образом:

1. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий, сюжетное рисование) . Логопед, участвующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом, осуществляет эмоционально-смысловой комментарий через включение посредника-собаки. Обращаясь к животному с просьбой и инициируя активное игровое взаимодействие с целью заинтересовать ребенка процессом и включить его в совместную деятельность. Данный путь, позволяет экологично добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи и выполнение элементарной инструкции. При этом возникает стойкая положительная реакция на занятия, расширение спектра положительных эмоций, возникает мотивация к включённой деятельности со специалистами через взаимодействие с собакой. При этом формируя деятельность нужно учитывать, что эмоционально-смысловой комментарий должен быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка, в его аутостимуляцию; фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные; прояснять причинно-следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. Такой комментарий помогает передавать смысл ежедневных событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил; дает аутичному ребенку представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые он обычно не может понять, воспринять непосредственно. При этом учитывая непосредственные, прямые эмоциональные послания собаки, гораздо проще формировать представления о человеческих эмоциях у детей с аутизмом. Игра с животным, использование собаки как персонажа в сюжетно-ролевых играх очень важна для формирования у аутичного ребенка способности понимать речь от комментирования деталей, ощущений, ситуаций к сюжетному рассказу. В процессе отреагирования полученных эмоций ребенок «совместно с собакой» зарисовывает или обозначает цветом, свои впечатления от занятий. Что позволяет устойчиво закреплять полученную информацию используя психологическое якорение. Рассматривания и дополняя, дорисовывая сюжеты можно возвращать и закреплять пройденный материал, расширяя его за счет добавления новой информации. Развивать способность удерживать внимание, побуждать к произвольной деятельности, и эмоциональной регуляции собственного состояния. Хороший эффект при по снижению агрессивных и аутоагрессивных состояний дает упражнения на релаксацию рядом с собакой. Сенсорная, тактильная стимуляция, спокойный фон сопровождения позволяет ребенку справиться со своими чувствами, почувствовать безопасность и комфорт обстановке, что дает возможность продолжать занятия и достигать хороших результатов, значительно снижая проявления как агрессивных, так и аутоагрессивных импульсов у ребенка с аутизмом.

При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми (первая группа либо смешанный случай с признаками как первой, так и второй группы) . Основная сложность для логопеда заключается как раз во включении такого ребенка во взаимодействие. При включении собаки в игровое взаимодействие происходит активное вовлечение ребенка в коммуникацию, сам игровой процесс и необходимость коммуникации с животным инициирует развивает возможность активно пользоваться речью (происходит растормаживание внешней речи) .

Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях:

1) Провоцирование непроизвольного подражания действию,

мимике, интонации взрослого, работа с командами Дай мяч, Аппорт, иди, уйди, приходи, а также сидеть стоять лежать и другие команды.

2) Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции. В активном игровом взаимодействии с собакой при проведении игрового взаимодействия с элементами сюжетно –ролевых игр. С помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии мы также стимулируем вокализации, словесные реакции аутичного ребенка. Когда мы читаем хорошо знакомые ему стихи или поем песни, то оставляем паузу в конце строки, провоцируя его на договаривание нужного слова (при этом мы используем характерное для такого ребенка стремление завершать неоконченную фразу) . Если ребенок не делает этого, то мы сами договариваем слово (можно иногда это делать шепотом, а можно и беззвучно – только артикулировать, когда ребенок сосредоточен на вашем лице) . Лучше всего воспроизводится ритм стихов и песен ритмичными движениями (раскачиваниями, подбрасываниями, лучше, чтобы ребенок сидел на руках) . Когда ребенок чего-то от вас хочет, стоит подсказать ему короткую формулировку просьбы. Например: при большом желании покормить собаку инициировать просьбу «Дай корм» . Или игра «хочу гулять с собакой!» после фразы ребенок получает в руки поводок и возможность самостоятельно обойти кабинет с животным на поводке. При отсутствии вербального контакта следует только сопровождать его беззвучную просьбу нужным словом.

3) Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций, в том числе и вокальной аутостимуляции и активное включение собаки на каждую звуковую реакцию с привлечением и удерживанием внимания ребенка – еще одно важное направление работы по растормаживанию речи неговорящего аутичного ребенка. Специалисты, работающие с ребенком, подхватывают его вокализации, повторяют их с его интонацией, а затем обыгрывают и превращают их в реальные слова, связывая с ситуацией игры с животным и поддерживая мотивацию к любому позитивному взаимодействию ребенка с животным. Особые сложности в работе по растормаживанию речи возникают с детьми, у которых изначально очень много вокальной аутостимуляции. Если ребенок постоянно «лопочет» или поет «на своем языке» , или мычит, скрежещет зубами, щелкает языком, то вести речевую работу трудно, так как рот ребенка постоянно «занят» . Работа по провоцированию на подражание с такими детьми, чаще всего, невозможна. Единственный выход – это описанная нами интенсивная работа по обыгрыванию их вокальной аутостимуляции с интенсивным включением в короткие игровые интервенции. При данном виде работы собака под руководством канистерапевта является незаменимым помощником логопеда. Так как, являясь ярким нечастотным стимулом при этом не несет той отрицательной заряженности, которую вызывают люди, при этом собака может имитировать любую необходимую роль, инициировать коммуникацию и игровое взаимодействия, занимая любую позицию взаимодействия, которая только необходима. Активность животного так же зависит от конкретных задач и может регулироваться канистерапевтом, повышая или уменьшая активность в контакте. Работу с неговорящими детьми, перешагнувшими 5-летний возраст, следует начинать с очень интенсивных занятий по растормаживанию «внешней» речи. Когда ребенок вступает в школьный возраст, мы начинаем обучать его чтению и письму. При этом техника включения животного остается такой же, и меняется в зависимости от поставленных целей.

Работа по развитию возможностей диалога у детей третьей группы построена особым образом. Речь таких детей, достаточно развернута, они могут говорить очень долго о том, к чему имеют особое пристрастие (чаще всего – о чем-то страшном, неприятном) , могут цитировать любимые книги целыми страницами. Но при этом их речь – это монолог, им нужен не собеседник, а слушатель. На роль слушателя идеально подходит собака, помогающая пережить сложную аффективную реакцию: страх или удивление и выработать определенный алгоритм стереотипных действий - как путь преодоления аффекта и выход в комфортные переживания.

Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма. Существует ряд приемов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков.

Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками, на сторонах которых написаны буквы, может быстро механически запомнить весь алфавит. Взрослому достаточно время от времени называть буквы, не требуя от ребенка постоянного повторения, не проверяя его, так как всё, что требует произвольного сосредоточения, тормозит ребенка, может вызвать у него негативизм.

Далее, такие авторы, как Никольская О.С., предлагают педагогам и родителям не учить ребенка побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения» , т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение. Дело в том, что, научившись складывать буквы или слоги, аутичный ребенок может долгое время читать «механически» , не вникая в смысл прочитанного. При «глобальном чтении» мы можем избежать этой опасности, так как подписываем картинки или предметы целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает. Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д.) , а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле. Данную технику мы включаем в сюжетно-ролевую игру, в которой собака находится в роли такого же ребенка, партнера. И она должна выполнять такие же задания, при этом специалист специально путает ответы, побуждая ребенка помогать своему другу-собаке ответить правильно. Данные занятия интересны для ребенка, позволяют надолго удерживать внимание, а также воспитывают такие качества как взаимопомощь, умение приходить на помощь другому, бережное, заботливое отношение. Эти качества заведомо дефицитарны у детей-аутистов так как понять чужие эмоции без дополнительного научения таким детям практически невозможно.

Методики коррекции, используемые в логопедической работе с аутичными детьми:

  • Прикладной анализ поведения. («Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» – статья С.С. Морозовой, психолога из МГУ, проходившей стажировку в США по поведенческой терапии (модификации поведения, АВА) .
  • Методика Л.Г. Нуриевой
  • Методика глобального чтения Б.Д. Корсунской
  • Использование элементов методики М. Монтессори, С. Лупан

Изучение полученных результатов работы педагогов-практиков показало, что особая речевая терапия в совокупности с применением метода канистерапии переводит коррекционный и обучающий процесс на качественно иной уровень, существенно повышает мотивацию детей к занятиям, что в свою очередь облегчает усвоение необходимой информации, и положительно влияет на качество работы специалиста.

Диагностика, проведенная по результатам работы, показывает значительное улучшение усвоение программы, а также развитие у детей желания и умения взаимодействия как вербальным, так и невербальными способами. Хочется отметить что при этом значительно снижаются аффективные реакции, агрессия и аутоагрессия, повышается возможность улучшить качество контакта и социального взаимодействия что так же является значимым составляющим в любой коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у детей с ранним детским аутизмом.

Список использованной литературы.

  • Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  • Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детской аутизме // Дефектология. – 1990. - № 5.
  • Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 2005.
  • Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие. / Под ред. Пузанова Б.П. - М.: Сфера, 2005.
  • Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2006.
  • Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.
  • Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I // Дефектология. – 1987. - № 2. – С. 10-16.
  • Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение II // Дефектология. – 1988. - № 2. – С. 10-15

Если ребенок с аутизмом не разговаривает, то самое первое задание педагога или родителя – это понять, почему случилось такое нарушение коммуникативной сферы, в чем причины проблемы. Это может происходить в связи с сопутствующими аутизму расстройствами — задержка психического развития, общее недоразвитие речи, алалия. В случае классического аутизма может быть просто нежелание ребенка общаться.

Если рассматривать последнюю ситуацию, часто родители не знают, заставлять ли ребенка разговаривать или не выводить его из зоны комфорта. Если заставлять, то как именно, какими способами – об этом более подробно рассказывает логопед садика для детей с расстройствами аутического спектра Марина Маллер.

Специалисты уверены, что побуждать разговаривать ребенка и формировать навыки свободно и адекватно пользоваться речью нужно обязательно. Но важно к этому правильно подходить. “В таких случаях необходимо найти правильный психологический подход — работа логопеда должна вестись совместно с психологом», — говорит логопед.

Если это классический аутизм, то очень важны следующие моменты:

  • раскрыть ребенка для коммуникации;
  • сформировать устойчивый эмоциональный контакт и положительное эмоциональное отношение к занятию;
  • постоянно работать над развитием в соответствии с его психологическим и физиологическим возрастом
  • формировать у ребенка умения выражать желания с помощью простых просьб, обращений
  • дать понять, что мы и окружающая среда не опасны;
  • развить интерес к окружающей действительности;
  • показать ребенку, что мы можем и готовы ему помогать.

«Все эти моменты реализуются в совместной работе психолога и логопеда, ведь ребенку необходима коммуникация для дальнейшей социализации», — отмечает Марина Маллер. Поэтому ребенку стоит дать понять и показать, что разговаривать необходимо не потому, что взрослые так захотели, а потому, что используя общедоступный язык, ему будет легче и комфортнее в этом мире. Для этого необходимо вывести ребенка из его зоны комфорта, в которой он находится.

Мамы пытаются самостоятельно разговорить своих детей, но зачастую они становятся для них вспомогательным элементом для достижения необходимой цели – ребенок берет маму за руку, ведет к тому, что ему необходимо, ее рукой показывает, что ему надо. От такого действия мама уже счастлива. Как результат, она легко поддается на такие манипуляции в будущем. Но специалисты отмечают, что ребенок привыкает к этому и думает, что все будут его понимать. «Родители должны отдавать себе отчет в том, что если они показали, что понимают ребенка и без слов (т.е. ребенок подвел к кружке, значит он хочет пить), то «напрягаться» с речью и не нужно. В таких ситуациях советуем в дальнейшем просить ребенка не просто показывать желаемый предмет, но и настаивать, чтобы он озвучил свою просьбу», — рассказывает логопед.

  1. Общение с ребенком должно быть эмоционально окрашено (интонация, мимика, жесты и т.д.).
  2. Каждый шаг и действие проговаривается. С ребенком нужно больше говорить, рассказывать, пополняя пассивный словарь.
  3. Не сомневайтесь в возможностях своего ребенка и не думайте, что он достиг предела в чем-то. Всегда требуйте от ребенка большего.
  4. Создавайте ситуации, в которых ребенку придется попросить подать что-то, попросить помочь или показать и т.п.
  5. Любое действие (или произнесенное слов) должно быть мотивировано и сопровождаться похвалой со стороны родителей.

В зависимости от функционального уровня ребенка врач может работать над одним или всеми этими навыками:

  1. Невербальная коммуникация. Может включать в себя обучение жестами или с помощью карты обмена изображениями, электронных устройств для разговора и других инструментов невербальной коммуникации.
  2. Язык тела. Как вы можете понять, что собеседник шутит или говорит серьезно? Когда можно присоединиться к разговору, а когда разговор является приватным? Логопеды могут научить детей распознавать тонкие физические сигналы.
  3. Задавать вопросы и отвечать на них. Логопед может научить ребенка распознавать и формулировать вопросы, давать и понимать ответы.
  4. Регламент прагматики. Хорошо знать, как сказать «доброе утро». Но также важно знать, когда, как и кому вы должны это говорить. Регламентное прагматическое обучение поможет ребенку понять значение идиом (иногда трудно для людей с аутизмом) и использовать их по назначению.
  5. Просодия. Термин «просодия» относится к мелодичному звуку голоса, когда он поднимается и опускается в разговоре. У многих людей с аутизмом есть плоская просодия, которая заставляет других людей полагать, что у них нет эмоций. Логопеды могут помочь детям с аутизмом построить свои вокальные навыки.
  6. Грамматика. Некоторым детям с РАС тяжело используют правильную грамматику, даже когда она моделируется дома или в школе. Они могут ссылаться на себя в третьем лице («Джонни хочет сок») или использовать неправильные времена и т.д. Логопеды работают с детьми-аутистами, чтобы помочь им исправить грамматические ошибки.
  7. Разговорные навыки. Ведется работа над установлением двустороннего контакта между собеседниками.
  8. Навыки общения. Такие навыки включают в себя возможность задавать вопросы и отвечать на них, стоять на подходящем расстоянии от собеседника, оценивать его настроение и многое другое.

Когда нужно обращаться к логопеду?

Короткий ответ на этот вопрос: «чем раньше, тем лучше».

Аутизм обычно проявляется до 3 лет, а речевые задержки могут проявиться уже в 18 месяцев.

В некоторых случаях проблемы с речью могут быть идентифицированы в возрасте 10-12 месяцев. Очень важно начать речевую терапию как можно раньше, тогда она может проявить максимально эффективный результат. Интенсивное индивидуальное лечение может помочь уменьшить трудности, возникающие при аутизме.

Как определить результат работы логопеда?

Первое, что должен понимать каждый родитель, — процесс постановки речи и развитие коммуникабельных навыков длительный. Нужно набраться терпения и выполнять все указания специалиста.

Второе – это наличие контакта между врачом и ребенком.

Третье – после каждого занятия вы должны видеть минимальные сдвиги, а врач обязан рассказывать (если вы на занятиях не присутствуете), над какой проблемой проводится сейчас работа, с чего начали, чего достигли, и над чем нужно поработать дома.

Как правильно выбрать логопеда, какими навыками должен обладать?

При выборе логопеда при аутизме, в первую очередь нужно обратить внимание на его стаж работы и отзывы.

Второй критерий ­– это владение широким спектром приемов и методик для борьбы с речевыми проблемами у детей.

Третий момент – логопеды должны быть еще и замечательными психологами, должны видеть настроение ребенка, уметь их переключить с одного действия на другое, привлечь их внимание, уметь справляться с истериками и правильно замотивировать.

Основные личностные качества:

  • доброжелательность;
  • наблюдательность;
  • стрессоустойчивость;
  • убедительность;
  • коммуникабельность;
  • толерантность;
  • настойчивость;
  • тактичность.

Профессионал не будет осыпать родителей критикой, он разработает советы и задания для домашней работы.

Популярные логопеды Москвы, Киева

Информация о логопедах Москвы взята с сайта https://profi.ru/repetitor/logoped/?seamless=1&tabName=PROFILES

Логопед Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Деревицкая Татьяна Владимировна

Стаж: 12 лет

Образование: высшее по специальности «Учитель-логопед»

>Очень быстро справилась с постановкой звуков, нашла легко подход к нашему сыну. Она специалист с большой буквы «С». Мы в восторге. (Лина) >Денег берет много и за два месяца не смогла добиться ни малейшего результата. (Дмитрий)
>Приходит заниматься к нам на дом, все, что происходит на уроках, я прекрасно слышу, дочь ждет Татьяну Владимировку всегда с нетерпением. Мы на данный момент учимся уже проговаривать фразы в контексте (форма игры), и даже стала замечать, что эти фразы начали всплывать в быту: «Спокойной ночи», «Привет», «Пока», «Кушать» и т.д. (Оля) >Не сумела наладить контакт с сыном, у них с первого взгляда как-то что-то не наладилось. (Нина)
>Мы уже занимаемся больше года, и преподаватели в школе отмечают, что рывок в речи невероятный, сын может спокойно рассказывать стих, и даже поднимает руку, чтобы ответить на вопросы учителя. И да, у нас аутизм. Я очень благодарна Татьяне Владимировне. (Юля) >Очень у нее странные методы работы с детьми, плюс, они не эффективны, цена за прием не соответствует проделанной работе. (Ксюша)
>Я была в шоке, когда на первом же занятии, Татьяна Владимировна начала работу с дочерью вне зависимости от ее положения (дочь прыгала, носилась, стояла на голове) и при этом она внимательно слушала логопеда и выполняла все задания. Правильно говорят, строгость и жесткость при работе с детьми не приемлема. Продолжаем ходить на занятия, хотя они и не из дешевых. (Марина) >
>Медведь Юлия Николаевна

Стаж: 8 лет

Образование: высшее по специальности «Коррекционная педагогика и логопедия»

Цена: от 2000 рублей/45 минут занятия

>Мастер своего дела, за короткое время смогла поставить осознанную речь. Из личностных качеств хочу отметить: пунктуальность, внимательность, компетентность, доброжелательность и явную любовь к детям. (Аня) >Очень большая к ней очередь, уже второй месяц пытаемся попасть хотя бы на консультацию. (Евгений)
>Практикует логопедическую гимнастику, массаж языка и всех мышц лица. Разбирает все проблемы на этапы, разрабатывает индивидуальную коррекционную программу (с которой я была ознакомлена в полной мере, чтобы могла оценить ее работу и успехи). И да, результаты есть. (Ольга) >Для нас просто неподъемные суммы. Очень дорого. (Соня)
>Приятная, а самое главное высокопрофессиональная. Знает не только теорию, но и уникально применяет все свои знания на практике. Плюс ко всему она превосходный психолог, она настолько меня «обработала», что я поверила в успехи своего ребенка, и знаю, что мне отчаиваться нельзя. Дочь с удовольствием выполняет все занятия, хотя посторонних людей ранее она даже не воспринимала. (Лиза) >
>Логопед для детей с аутизмом от Бога! (Тоня) >
>Она заинтересована сама в результате, и уж поверьте, с Юлией Николаевной ваш даже невербальный малыш вскоре заговорит. Она творит чудеса. (Лида) >
>Захарова Ольга Викторовна

Стаж: 39 лет

Образование: высшее по специальности «преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и фортепиано», налаживает речевые навыки с помощью музыкальной терапии

Цена: от 1500 рублей/45 минут занятия

>Очень интересный подход к проработке речевого навыка, очень нам нравится. (Люда) >Речью должен заниматься логопед, а не педагог музыки. Сомнительна очень музыкальная эта терапия. (Вита)
>Не увидела я никаких минусов в ее работе, уже посетили пятое занятие, дочь уже начала отбивать ритм и повторять единичные звуки, и даже пробует демонстрировать жесты. Это ПРОГРЕСС. (Мила) >Очень у нее плотный график, не можем попасть даже на консультацию, ждем, пока хоть у одного ребенка закончится курс, чтобы втиснуться на прием. Тем более малышка у нас музыкальная, вот только не разговаривает. (Алина)
>Работает не только с ребенком, но и с родителями. Профессионализм просматривается в каждом ее слове, жесте и действии. Мы занимаемся второй месяц, уже перешли к изучению отдельных куплетов песен (Сын полностью не разговаривал и был замкнут в своих мыслях). (Марина) >
>Мы заикались, глотали половину звуков, говорили невпопад (что пришло на ум то и говорили). Ольга Викторовна всего за два месяца работы научила проговаривать слова протяжно (заикание сгладилось), поставила большую часть звуков (речь более-меняя четкая и понятная), плюс, ко всему появилась осознанная, а не шаблонная речь. Однозначно рекомендую. (София) >
>Верник Ольга Юрьевна

Стаж: 7 лет

Цена: от 1100 рублей/45 минут

>Это первый логопед, который превзошел все мои ожидания, я уже и не надеялась услышать от ребенка хотя бы «мама», а тут, всего несколько месяцев, и мы рассказываем небольшие стихи и ведем хоть простыми фразами, но полноценный диалог. Это просто невероятно. >Мы тоже очень много слышали об Ольге Юрьевне, но к ней на занятия ходить не можем, уж очень мы далеко живем. (Алиса)
>Невероятный профессионал, легко находит общий язык с детьми, умеет заинтересовать, мотивирует, в игровой форме проводит и массаж, и занятия. Впервые видела, когда сын на прикосновение постороннего человека мило улыбался. Я рекомендую. (Саша) >Сын почему-то сразу невзлюбил ее, хотя мне Ольга Юрьевна очень понравилась и как человек, и как профессионал. Но, через силу ничего толкового не получится, сейчас в поисках нового логопеда. (Полина)
>Я в восторге, для нас была индивидуально разработана эффективная программа для работы с детьми-аутистами. Подход к работе шикарен. (Ольга) >
>Мы сумели преодолеть с Ольгой Юрьевной большую часть речевых барьеров. Мы начали реагировать на вопросы, откликаться на свое имя, у нас появилась речь и не от третьего лица. Просто невероятная работа, за короткий период времени. (Тамара) >
>Мне порекомендовали, и я ни на секунду не пожалела, что обратилась за помощью именно к Ольге Юрьевне. На всех занятиях я присутствовала, и в некоторых даже брала непосредственное участие. Она не просто работает с ребенком, она также учит и родителей правильно выполнять определенные задания. Все превосходно. (Нина) >
>Полякова Елена Вячеславовна

Стаж: 20 лет

Образование: высшее по специальности «логопедия»

Цена: от 2000 рублей/45 минут занятия

>Мы не из Москвы, приехали на консультацию к Елене Вячеславовне. Она оценила все наши проблемы, разработала индивидуальный курс, и теперь мы работаем удаленно. Иными словами, сначала прохожу обучение я, после провожу занятие сама с ребенком. Это и менее травматично, особенно для аутика, плюс ко всему удобно, не надо его везти через пол России на урок. (Зина) >Очень дорого, ведь процесс разработки речевого навыка, особенно у детей с аутизмом длительный. (Виктория)
>Она уникальный детский логопед, знает все особенности деток с аутизмом, работает легко, непринужденно, легко выдерживает и успокаивает истерики. Когда у меня нервный тик, она сидит и с улыбкой в секунды успокаивает сына. Касательно речи, мы пока только учимся контактировать с окружающими знакомимся с жестами и звуками. Но это только начало. (Рима) >За две недели занятий не увидела я ни одного сдвига. Да, общий язык и контакт нашла, а вот навыки не отработала. А стоимость занятия не из дешевых. (Даша)
>Результат виден после каждого проведенного занятия – это и есть высший показатель профессионализма. (Яна) >
>Я ни на секунду не засомневалась в ее проф. качествах. Дочери нравится, результат я вижу, все отлично. (Ольга) >
>Всего месяц, и мы перешли от невербального общения к вербальному. Сейчас занимаемся постановкой звуков и осознанной речи. При таких результатах никаких денег не жалко! (Алена) >

*цены действительны на 26.10.2018.

Информация о логопедах Киева взята с сайта https://kiev.repetitors.info/repetitor/logoped/

Логопед Положительные отзывы Отрицательные отзывы
Ничик Елена Владимировна

Стаж: 23 года

Образование: высшее по специальности «психофизиология»

Цена: от 300 грн/час занятия

Заинтересованный в результате, умный, профессиональный, доброжелательный специалист. За все занятия не увидела ни одного минуса в работе. Работа проводится в игровой форме, и с каждым занятием результаты более заметны. (Юлия) З точки зору професійних якостей логопеда, ніяких питань немає. Ми до сих пір користуємося рекомендаціями Олени Володимирівни. Вона дуже грамотно підходила до занять. Вона хороший фахівець. У сина була позитивна динаміка. Не сподобалося її комерційне ставлення до клієнта. Олександр взимку захворів, репетитор сказала, що у Олександра дуже затребуваний час занять, що вона не може пропускати цей час, і запропонувала нам повернутися до навчання пізніше, зробити паузу. Повертатися до неї ми не стали. Всього Олександр займався три або чотири місяці. (Наталья)
Замечательный репетитор! Нам повезло, что у Елены Владимировны нашлось для нас время в тесном графике. «Р» поставили 2 месяца, осталось закрепить результат. Вежливая и приветливая, человек, работает на результат. Однозначно рекомендую! (Оля)
Мы были впервые, и нам понравилось посещение врача. Ребенку было интересно играть в те игрі, которые она показывала. Показала много интересных игр, которыми можно заниматься с ребенком дома. Спасибо Вам. (Аня)
Нам все понравилось, и работа с детьми (у нас 2 сына с синдромом Аспергера) и работа с родителями. Результаты есть, работаем и дальше. (Тая)
Уникальный и удивительный специалист, мы только начал заниматься, но уже дочери нравится. (Марина)
Наша малышка занимается у Елены Владимировны уже третий год (с перерывами конечно). У нас не было проблем в садике, теперь с легкостью овладеваем программой первого класса, а все благодаря профессиональному подходу логопеда, очень тяжело находить контакт с аутиками, а научить их контактировать с окружающим миром – это вообще колоссальная работа. (Лия)
Сергеева Инна Ивановна

Стаж: 20 лет

Образование: высшее по специальности «дефектология»

Цена: от 200 грн/час

Мне 24, занималась с Инной Ивановной около 3-х месяцев. Пришла с проблемой шипящих, но выяснилось, что это ложное внутреннее убеждение. Надо было работать над другим — своими страхами и уверенностью. Конечно, еще немного поработали с дыханием, голосом, интонациями, правильно произношением гласных («проглатывала» некоторые звуки). Занимались настойчиво и результаты!

Репетитор — профессиональная, ответственная, приятная в общении и высокообразованная. Мы могли говорить на любые темы.

Я получила ряд полезных советов и хорошую основу для дальнейшей работы над собой. Рекомендую! (Яна)

Ребенку не понравилось, плюс ко всему очень много домашних заданий, которые просто утомляли, а эффекта не было, в основном что-то раскрашивали и рисовали. Однозначно рекомендовать не буду. (Иванна)
Занятия с Инной Ивановной оставили у меня исключительно положительные впечатления.

Они включают в себя не только работу над дефектами речи, а также упражнения по ораторскому и актерскому мастерству. И результат налицо — за полгода мы успели забыть обо всех проблемах, которые заставили нас обратиться к специалисту.

Если вы ищете не просто логопеда, а прекрасного педагога для себя или своего ребенка — смело обращайтесь к Инне Ивановне! (Лина)

Как специалист ­– она шикарна, вот только нашей дочери не подошла ее методика. Каждому нужно искать своего доктора. (Руслана)
Спасибо за профессионализм и за говорящего сына. (Максим) Очень медленно прорабатывает каждый навык. (Светлана)
Мы всем довольны, занятия продолжаем, о колоссальных результатах говорить пока рано. (Наталья)
Мы в восторге, сын доволен, слова появились, работаем дальше. (Елена)
Горбачева Дарья Максимовна

Стаж: 10 лет

Образование: магистр «дефектология, логопедия»

Цена: от 533 грн/час до 600 грн/час

Выезд на дом – 650 грн/час занятия

Доброжелательная, веселая, опытная, знающая, умеющая найти подход к ребенку, пунктуальная. Очень понравилась ребенку и маме, чувствуется большой опыт работы с детьми, готова дать доступ к дополнительным материалам для увеличения эффективности самостоятельных занятий между встречами. (София) Стоимость занятий немного высоковата (Лиза)
Мы побывали только пока на консультации, впечатлили ее методы работы и моментальный контакт с ребенком, они как на одной волне были. Теперь ждем нашей очереди на полноценный курс. (Соня) Сыну она не понравилась, и на каждый урок (посетили 3) шли с истерикой и в слезах. Не стала мучить дальше, ведь ради галочки не хочется, нужен результат, а в такой ситуации его не будет явно. (Вика)
Только положительные впечатления, эмоции и результаты. Побольше бы таких специалистов. (Татьяна)
Мы в восторге, несколько недель работы и у нас появились отдельные слова, ребенок выполняет просьбы. Это невероятно. (Олеся)
К нам Дарья Максимовна приезжает на дом трижды в неделю, занятия в игровой форме, всегда разные. Наша кроха активная, вовлечена в процесс, на удивление контактная (теперь). Все великолепно. (Нина)
Иваненко Светлана Юрьевна

Стаж: 8 лет

Цена: от 350 грн /45 минут

Профессиональное обследование логопедом, индивидуальный подход к работе, тесное взаимодействие с ребенком, результативность – и это далеко не все плюсы Светланы Юрьевны. (Аня) Очень тесный у нее график, для нас места, даже для консультации пока найти не смогла. (Катя)
Мы за 3 года сменили много логопедов, которые только деньги выкачивали, а потом утверждали, что наше счастье, что дочь с помощью жестов может попросить что-то или показать. Светлана Юрьевна всего за 2 месяца работы показала, что это не так, что мы будем говорить, у нас уже появились не только слова, но и простые фразы. Не отчаивайтесь, родители, а ищите профессионала! (Юля) Плохо, что не проводит занятия на дому, для нас выезд в другое место – это 100% стресс. (Света)
Великолепный специалист, доверяю только ей, так как результаты есть, и это радует. (Маша)
У нас сын очень скучает за занятиями со Светланой Юрьевной (сложная форма аутизма). Каждый урок с улыбкой, и с результатами. (Саша)
Только начали работу, но уже могу отметить положительную тенденцию. Позже напишу свои впечатления, пока минусов не заметила. (Лиля)
Шевченко Елена Эдуардовна

Стаж: 28 лет

Образование: специалист, специальность «дефектология, логопедия»

Цена: от 200 грн /час

Работали с Еленой Эдуардовной год, потом нам пришлось переехать, и все равно поддерживаем контакт и по телефону, и по скайпу, иногда привожу на личную консультацию. Таких логопедов надо ценить. (Татьяна) Нам не подошла. (Рита)
У меня никаких нареканий на работу профессионала нет. Восторг и море благодарности. (Ира) Два месяца прошло, а результатов ноль. Выброшенные на ветер большие деньги, и потраченное ценное время. Обидно. (Ольга)
Доброжелательная, интеллигентная, от нее просто фонит свет и любовь к детям. Мы нашли своего врача, с которым нам все преграды с речью не страшны. (Лена)
К нам приезжает в выходные, так как мы все работаем, а бабушка боится, что упустит что-то важное. Хорошо, что специалисты могут подстраиваться под твой график, а не наоборот. Занятий не много прошло, результаты видно невооруженным взглядом. (Яся)
Результаты есть после каждого занятия. Понимающе относится к любой жизненной ситуации. На первом месте пациент, а уже потом деньги. (Наталья)

Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.

Несмотря на то, что причины детского аутизма еще недостаточно изучены, необходимо отметить, что в случае ранней диагностики ребенка может быть поставлен или исключен диагноз раннего детского аутизма. После проведения педагогической диагностики аутичных детей можно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА.

Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении.

Без своевременной и адекватной коррекционно-развивающей помощи значительная часть детей с синдромом РДА становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, а также родителей.

Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Она должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Успех работы по развитию речи во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.

Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития, свойственной детям-аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Самой ранней стадией языкового развития является взаимодействие взрослого и ребенка. Данная стадия реализуется главным образом на бессознательном уровне с помощью жестов, улыбок, мимики и мягких интонаций голоса. Эти первые улыбки и попытки подражания формируют основу для языковых особенностей и желание учиться языку. Свое первоначальное общение с детьми взрослые обычно адаптируют с помощью силы голоса, отчетливого и медленного произнесения слов, использования в разговоре конкретных понятий, употребления коротких предложений, повторения предложения, оречевления действий ребенка.

Для развития речи также важно нормальное развитие сосательных, глотательных и кусательных рефлексов. В дальнейшем они являются очень существенными для развития правильного произношения. Требуется работа по тренировке мускулатуры рта, языка и губ ребенка. Взрослый предлагает игры, в которых ребенок может имитировать или выполнять такие действия, как сосать, лизать, дуть, делать гимнастику для языка.

На развитие речи оказывает влияние сохранное слуховое восприятие, хороший слух ребенка и хорошее зрительное восприятие. Так как ребенок обучается языку с помощью подражания и различения, детей важно учить слушать, видеть и реагировать на различные стимулы. Следует помнить и о стимулирующей окружающей среде, поскольку только при наличии стимулирующей предметно-пространственной и социальной среды возможно позитивное развитие ребенка.

Являясь в значительной мере следствием нарушения общения, речевые расстройства у детей с проявлениями аутизма в свою очередь еще более усугубляют затруднения в контакте с окружающими. В работе по развитию речи используют наглядные материалы (картинки, открытки, иллюстрации). Далее в совместных экскурсиях, рисовании закрепляется достигнутый уровень контакта и продвижения в речи.

Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса. Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.

Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти.

Отрабатываем указательный жест. В процессе манипуляции с предметами стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое восприятие.

Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. Все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.

На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов, начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи способствуют занятия по рисованию, лепке.

Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок научился правильно произносить (воспроизводить) услышанное слово. Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. Словарный запас расширяем постепенно.

Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка – его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.

Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия, состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.

Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.

Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.

Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.

Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом, закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психотерапевтом, дома с родителями.

По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.

Работа по формированию диалога начинается с внимательного выслушивания взрослым монолога ребенка. Ребенок рад собеседнику и его монолог становится направленным на другого, то есть приобретает коммуникативную функцию. В дальнейшем разрабатываются игровые ситуации, связанные с жизнью ребенка – это способствует развитию диалогической речи.

При четвертом варианте речевого развития при РДА взаимодействие со взрослым развивается легче и быстрее, но требуется осторожность в стимуляции речевой деятельности. Лучше всего активизировать речь ребенка в процесс игры, повышающей психический тонус.

С исправлением нарушений звукопроизношения торопиться не следует, потому что накопление речевого опыта нередко приводит и к самопроизвольному устранению этих нарушений.

Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг, говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение в обсуждение (а позже и составление), планов на предстоящий день.

Успех развития речи, и коррекционной работы в целом во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства приносит немалые результаты.

Список использованной литературы

1.Зайцева Л.А. Обследование детей с нарушениями речи. Мн., 1998. 30 с.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.

4. Логопедия/Под. ред. Л.С.Волковой М. 1989. 528 с.

5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинер. 1997. 342 с.

6. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер., 2005. 224 с.

Елена Сафонова
Особенности логопедической работы с аутичными детьми

МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»

(с использованием компьютерной презентации)

«Особенности логопедической работы с аутичными детьми ».

Учитель – логопед

Сафонова Елена Геннадьевна

Определение понятия аутизм .

Практическое ознакомление с особенностями логопедической работы с аутичными детьми .

Выяснение трудностей в работе логопеда с ребенком с синдромом Каннера

Ознакомление с этапами работы логопеда .

Оборудование : мультимедийная установка, компьютерная презентация.

Что такое аутизм ?

Аутизм – это расстройство , возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а так же ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра . Аутизм – это тяжелое нарушение развития, которое сохраняется на протяжении всей жизни.

Актуальной проблемой отечественной коррекционной педагогики продолжает оставаться создание комплексной системы психолого -педагогического сопровождения детей с аутизмом . Тот факт, что и в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляет специалистов все больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта, где играет роль не меньшую, чем другие нарушения, - например, интеллектуальная, речевая, двигательная недостаточность. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой являются основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности. Мы остановимся на некоторых аспектах работы с детьми с тяжелыми и осложненными формами аутизма .

У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и очень часто именно логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития аутичного ребенка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Напомним, что основные симптомы задержки и искажения речевого развития различаются в зависимости от группы аутизма .

Так, у детей первой группы мы наблюдаем почти полное отсутствие внешней речи. Редкие слова или короткие фразы, произнесенные ребенком на высоте аффекта, позволяют предположить, что он понимает речь хотя бы частично.

Для речи детей второй группы характерны эхолалии, есть также небольшой набор стереотипных коротких фраз, либо полученных ребенком в какой-то аффективной ситуации. У детей второй группы есть стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используется в инфинитиве («Сок пить» , «Дать печенье» , а о себе ребенок говорит во втором или третьем лице («Саша будет рисовать» ). Но часто такие дети предпочитают обращаться и просить не обычным образом, а криком или просто стремятся подвести взрослого к нужному месту и ткнуть его руку в интересующий их предмет.

Дети третьей группы, обладают развернутой литературной речью, но при этом почти не способны к диалогу , не слышат собеседника, хотя цитируют целые страницы любимых книг или рассуждают на любимую тему.

У ребенка четвертой группы мы встречаемся с тихой, нечеткой речью и эхолалиями, иногда отсроченными во времени. Такой ребенок просит и обращается, как правило, с помощью речи, но пересказ для него труден.

При работе с детьми с диагнозом РАС , РДА нельзя говорить только лишь о коррекционном воздействии, как все привыкли понимать работу логопеда . Коррекция – значит исправление; но невозможно исправлять звукопроизношение или начинать работу по улучшению лексико – грамматических навыков, если нарушены именно коммуникативные особенности речи ребенка .

Основные задачи логопедической работы при аутизме :

Установление эмоционального контакта с ребенком;

Выяснение уровня контактности ребенка с незнакомым человеком (т. е. логопедом )

Первичное обследование речи (ее понимания) ;

Обучение понимания речи;

Обучение экспрессивной речи.

Логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.

С целью выяснения картины целостного развития ребенка логопед может использовать диагностической карту, разработанную К . С. Лебединской и О. С. Никольской. Исследуя сферу общения, логопеду необходимо обратить внимание на визуальный контакт, особенности комплекса оживления , узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми , отношение к физическому контакту, реакцию на словесные обращения, отсутствие отклика на имя, избирательность ответных реакций на речь, отсутствие адекватного жеста, поведение в одиночестве, отношение к окружающему, “отсутствие” дифференциации одушевленного и неодушевленного.

Большинство логопедических методик остаются не приспособленными для диагностики уровня речевого развития детей с аутизмом , когда основное внимание следует уделить обследованию понимания речи и ее коммуникативного использования. Описание логопедического обследования и коррекционной работы , построенной на методических основах прикладного поведенческого анализа мы можем увидеть у С . С. Морозовой в разделе «ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ» .

Направления логопедической коррекции при аутизме .

1. Обследование понимания речи (импрессивиая речь) .

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым .

Затем проверяют, выполняет ли ребенок словесные инструкции : а) в контексте происходящего; б) вне контекста происходящего. В первом случае ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой, можно сказать : «Поставь вагон на рельсы» .

Во втором случае ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят, например : «Подойти сюда» , «Дай кубик» и т. п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.

Если поведение ребенка изменится видимым образом - например, он повернет голову в сторону говорящего или подойдет к нему, можно предположить, что он хотя бы частично понял высказывание.

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и звуки внегортанного происхождения. Обращается внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам; выражение требований или отказа; фиксируются эхолалии; отмечаются собственные спонтанные высказывания ребенка.

После наблюдений за ребенком, они могут быть неоднократными, логопед начинает выстраивать план работы . Для этого он составляет индивидуальную программу, где фиксирует свои этапы работы .

2. Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий, сюжетное рисование) . Логопед , участвующий в психолого -педагогическом сопровождении ребенка с аутизмом , должен научиться осуществлятьэмоционально-смысловой комментарий как необходимый элемент занятий. Это единственный адекватный путь, чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания им речи.

Перед тем, как начать обучение, надо проанализировать весь спектр речевых навыков, имеющихся у ребенка. Обучение начинают с наиболее простых для него навыков; степень сложности определяется индивидуально.

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения» , выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай» и «Покажи» ). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов.

3. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи) .

При аутизме в большей степени , чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая : это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми (первая группа либо смешанный случай с признаками как первой, так и второй группы).

4. Растормаживание речи у таких детей идет одновременно в трех направлениях :

Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого .

Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

5. Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.

В подходящий момент игры, когда удалось сосредоточить внимание ребенка на своем лице, можно, например, состроить гримасу удивления, конечно, с подходящим комментарием. Вообще, нам важно добиться того, чтобы неговорящий ребенок как можно чаще смотрел на наше лицо, на рот именно в тот момент, когда мы что-то произносим. Этого мы добиваемся с помощью физических ритмов, ритмов движения ребенка. Эта работа занимает очень много времени. В большинстве случаев это длится до полугода.

6. Формирование навыков экспрессивной (активной) речи

Данный этап начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

Выбирать звуки и артикуляционные движения следует индивидуально, предпочтительно использовать те из них, которые встречаются в спонтанном поведении ребенка. Примеры артикуляционных движений : открыть рот, показать язык, почистить зубки, надуть щеки, подуть и т. п.

Изучение полученных результатов работы педагогов-практиков показало, что особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения , эмоционального и психического недоразвития у детей с ранним детским аутизмом .

Список использованной литературы.

1. Морозова С. С. Аутизм : коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей . - М.: Теревинф, 2006.

3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма .

Презентация к докладу «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью» Доклад;»Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью» Проблема воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью на.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи Особенности логопедической работы с дошкольниками при общем недоразвитии речи (ОНР). Следует отметить важнейшую задачу логопедической работы.

Особенности работы детского психолога с детьми «группы риска» Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Особенности работы с детьми 5–6 лет в процессе формирования конструктивных умений Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного.

Особенности работы с одаренными детьми Особенности работы с одаренными детьми. Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Детская.

Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста». При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.

Аутизм работа логопеда

В настоящее время существует несколько типов учреждений (как в системе образования, так и здравоохранения), в которых реализуются коррекционные программы для детей с речевыми нарушениями, в том числе и тяжелыми. Наш ГБОУ Борский психологический центробразовательное учреждение. С октября 2003 года в центре работает Кабинет ранней диагностики и коррекции развития ребенка и его семьи.
Первоначально с жалобами чаще обращались родители в связи с речевой патологией у детей. Среди первых десяти обратившихся было двое детей с тяжелыми нарушениями речи: аутизм и ЗРР у ребенка с болезнью Дауна. Всего за время существования нашего КРД выявлено пятеро детей, страдающих аутизмом. Актуальность проблемы обусловлена не только повышением частоты данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства (в нашем случае: из 5 детей у 3 — 60 % — инвалидность). Известно, что при отсутствии лечебно-коррекционной помощи до 70% детей с аутизмом становятся глубокими инвалидами и нуждаются в постоянной помощи посторонних лиц.
Оказание коррекционной помощи начинается с диагностики, целью которой является точное определение доступного ребенку уровня взаимодействия с окружением, превышение которого неизбежно вызовет у него уход от возможного контакта, появление протестных реакций – негативизма, агрессии или самоагрессии и фиксацию негативного опыта.
Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.
Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и его активной речи. До начала работы над речевой функцией необходим предварительный этап.
Содержание работы на предварительном этапе:
— Установление эмоционального контакта. Этот период чаще всего растягивается на несколько месяцев. Первым включается в работу психолог. Он устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, развивает его способности к контакту и первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда уровень взаимодействия с окружением у ребенка развивается настолько, что становится возможным включение в работу еще одного специалиста. Этим специалистом становится учитель-логопед, который первоначально присутствует на занятиях психолога, а затем тоже включается во взаимодействие с ребенком.
— Формирование первичных учебных навыков. Логопед и психолог продолжают развитие навыка взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной, учебной ситуации, формируют его «учебное поведение». Оба специалиста воспитывают умение работать за столом, подбирают для этого материалы и сами задания в соответствии с интересами и пристрастиями ребенка, используют эмоционально-смысловой комментарий, который по возможности должен быть сюжетным, сопровождаться рисованием.
— Подготовка к обучению чтению. Родители и специалисты учат буквы.
Содержание 1 этапа – развитие понимания речи:
— Осознание происходящего вокруг и, следовательно, понимание речи с помощью эмоционально-смыслового комментария (эпизодическое комментирование), которое должно быть обязательно привязанным к опыту ребенка, вносить смысл в активность ребенка, расставить положительные «эмоциональные акценты» в окружающем (фиксировать приятные ощущения и сглаживать, по возможности, неприятные), прояснять причинно-следственные связи, суть явлений, передавать смысл житейских событий, давать представление о человеческих эмоциях, быть не слишком простым и односложным.
— Осознание происходящего вокруг, понимание смысла нескольких последовательных событий, связанных в сюжет (сюжетное комментирование).
Для этого используются случайные впечатления, бытовые, игровые, учебные ситуации, эпизоды, предметное и сюжетное рисование (о ребенке, короткие прозаические рассказы и сказки). Параллельно с рисованием включаются элементы обучения глобальному чтению: рисование предметных картинок с подписями (одно слово, затем словосочетание), сюжетное рисование с подписью (простое нераспространенное предложение). Эти подписи к картинкам предварительно не готовятся, ребенок видит процесс печатания слова, словосочетания, предложения (с комментированием).
Содержание 2 этапа – развитие возможности активно пользоваться речью:
— Растормаживание речи в процес
се постоянного воспроизведения в игре или на занятиях ситуации, в которой появилась подходящая словесная реакция; закрепления имеющихся слов, закрепление вновь появившихся слов и фраз, привязывая их по смыслу к ситуации, обыгрывая, отвечая на них, создавая впечатление реального диалога.
— Развитие способности к пересказу.
— Обучение глобальному чтению. Вероятно, нужно напомнить, что суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.
— Развитие математических представлений.
— Развитие продуктивных видов деятельности. Подготовка руки к письму.
Содержание 3 этапа — включение в малую группу:
— На этом этапе ребенка включают в малую группу (в нашем случае – дошкольников), так как наступил момент, когда у ребенка появилась потребность к взаимодействию со сверстниками. Для него очень важно быть рядом со сверстниками, наблюдать за их играми, слушать их разговоры, пытаться понять их интересы, отношения. Организацией неформальных контактов, групповых занятий, экскурсий, праздников занимается воспитатель. — Психолог координирует деятельность всех специалистов и продолжает коррекционное воздействие, направленное на раскрытие потенциала ребенка, повышение чувствительности к взаимодействию с окружающими.
— Учитель-логопед осуществляет работу по дальнейшему развитию понимания речи, развитию фонетической стороны речи, возможности пользоваться грамматически правильной активной речью, закрепляет навыки глобального чтения, обучает послоговому чтению, письму и счету на групповых и индивидуальных занятиях.
Содержание 4 этапа – сопровождение ребенка, поступившего в школу:
Дальнейшее развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
— Закрепление навыков послогового чтения.
— Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза в объеме школьной программы.
Содержание 5 этапа – отслеживание результатов коррекционного воздействия:
— Ежегодная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика ребенка при подготовке к ПМПК.
— Отслеживание динамики психического и речевого развития.
— Консультирование родителей и педагогов.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико-психолого-педагогическая коррекция дают возможность многим детям с аутизмом обучаться в школе. Обратимся непосредственно к опыту нашего центра. На данный момент возраст детей с аутизмом от 4 до 11 лет. Одиннадцатилетний ребенок учится в четвертом классе (интегрирован по программе 7 вида, форма обучения пока индивидуально-групповая), двое девятилетних детей занимаются в логопедическом пункте (инвалиды детства, не обучаются в школе, не посещают ДОУ, группы компенсирующей направленности), шестилетний ребенок – посещает индивидуальные занятия с психологом (инвалид детства, не обучается в школе, не посещает ДОУ, группы компенсирующей направленности), четырехлетний ребенок продолжает заниматься в КРД с психологом и логопедом.
Каков дальнейший прогноз? Прогноз для каждого ребенка индивидуален и зависит от тяжести собственно аутистических проявлений, наличия или отсутствия выраженных органических поражений, темпа развития интеллекта и речи и времени начала лечения (благоприятный прогноз, неблагоприятный).

Л И Т Е Р А Т У Р А:
1. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений./Составитель Л. М. Шипицына. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», — 2001.
2. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом. – ж. Дефектология. — № 2, 2003.
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – (Особый ребенок).
4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003.
5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./Л.Г. Нуриева. – Изд. 5-е. – М.: Теревинф, 2010. – («Особый ребенок»).

Наталья Солопова, учитель-логопед