Сажание на коня.

3 марта 1987 года на 95-м году жизни в Нью-Йорке скончался казак Фёдор Иванович Елисеев (1892-1987) - полковник, кубанский казак, участник Первой мировой войны, Гражданской войны. Фёдор Иванович Елисеев родился 11 ноября 1892 г. в станице Кавказской Кубанского казачьего войска в казачьей семье. В 1910 поступил на военную службу вольноопределяющимся в 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Чепеги полк. 1910 успешно сдал вступительный экзамен в Оренбургское казачье училище. Окончил училище взводным портупей-юнкером с двумя золотыми жетонами за джигитовку и гимнастику, выпущен 1913 в чине хорунжийего в 1-й Кавказский Наместника Екатеринославского Генерал-Фельдмаршала Князя Потёмкина-Таврического полк ККВ, базирующийся в г. Мерве (Туркестанского ВО). С началом Первой мировой 25 августа 1914 выступил с полком через Баку, Елисаветполь, Тифлис, Александрополь и Персию в Турцию на Кавказский фронт. Непрерывно в строю: младший офицер сотни, полковой адъютант. В середине февраля 1917 года был командирован в Петроград для представления на службу в Собственный Его Императорского Величества Конвой. Революцию застал в Петрограде по этой причине вынужден был вернутся в свой 1-й Кавказский полк. В середине апреля 1917 года по мобилизационному плану 5-я Кавказская казачья дивизия под командованием генерала Томашевского была переброшена из-под Карса в Финляндию Западном фронте, командир сотни. Был награждён шестью боевыми орденами до ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом включительно. По возвращении казачьих частей на Кубань - активный участник восстания против большевиков в Кавказском отделе Войска в марте 1918 г, командир конного отряда. Потерпев неудачу, восставшие рассеиваются. Елисеев конспиративно пробирается в Ставрополь. С освобождением города частями полковника А. Г. Шкуро 8 июля 1918 поступает к нему в отряд и начинает свою боевую работу в Белом движении. 13 сентября 1918 г. командир сотни в Корниловском конном полку ККВ; помощник командира полка Н. Г. Бабиева, с 26 декабря 1918 г. есаул, с 2 февраля 1919 г. командир того же полка, со 2 мая 1919 г. в распоряжении штаба Кубанского казачьего войска, с 18 октября 1919 г. командир 2-го Хопёрского полка, с ноября 1919 г. - Сводно-Хопёрского полка, с 6 февраля 1920 г. командир 1-го Лабинского полка, с 20 февраля и с 26 марта 1920 г. одновременно командующий 2-й Кубанской казачьей дивизией. Полковник (19 апреля 1919 г.; одновременно с чином войскового старшины). Взят в плен 25 апреля 1920 г. под Сочи, содержался в лагере в Екатеринбурге, откуда совершил побег в Олонецкую губернию. 30 августа 1921 г. переходит границу с Финляндией. Атаман Финляндско-Кубанской станицы, работа на лесопильной фабрике… В октябре 1924 г., получив визы, вместе со своими казаками он отбывает во Францию. В 1925-1926 гг. - организатор и главный участник джигитовки под руководством генерал-лейтенанта Шкуро в Париже и по странам Европы. В г. Виши полковник Елисеев назначается представителем Кубанского войскового атамана генерал-майора В. Г. Науменко, начальником армейской рабочей группы РОВС, активно помогает Русскому зарубежному союзу военных инвалидов генерала-от-кавалерии Н. Н. Баратова. В 1930-1933 гг. в Париже Обществом ревнителей Кубани под руководством Ф. И. Елисеева были выпущены три номера иллюстрированного журнала «Кубанское Казачество» (около 100 стр.) и журнал «Россия» № 7, посвящённый Кубанскому казачьему войску (свыше 50 гравюр и фотографий, 50 стр.), в котором приняли участие атаманы Краснов, Богаевский, Науменко и другие казачьи деятели. С 1933 по 1939 гг. - руководитель группы джигитов в «кругосветном турне» по Индии, на островах Ява, Борнео, Филиппинах, в Индокитае, Бирме, Сиаме, Малайе, Сингапуре и других странах. С 1937-1938 гг., жил в Шанхае, был назначен представителем Кубанского атамана на Дальнем Востоке для установления и поддержания связи с главой Дальневосточной эмиграции атаманом Г. М. Семеновым. В 1939 г. на о. Суматра Елисеева застает Вторая мировая война. Как офицер союзной армии по Первой мировой он вступает офицером во Французский Иностранный легион в Индокитае, участвует в боях с японцами. В апреле 1945 г., прикрывая отход батальона легионеров и спасая раненого товарища, сам дважды раненый, попадает в плен. После освобождения в 1946 г. возвращается во Францию. За боевые отличия в Легионе Елисеев награждался девять раз, в том числе орденом Круа де Герр (Военного Креста) 2-й ст. с золотой звездой на ленте. Генерал Сабаттье, Командующий Французскими войсками в Китае в приказе от 09.04.1945 года, награждая Военным Крестом 2-й степени с золотой звездой на ленте, Елисеева Феодора, Лейтенанта 5-го пех. полка Иностранного Легиона Французской армии, отмечал «Офицер… исключительного хладнокровия, своим спокойствием и презрением к опасности вызывал восхищение среди подчинённых во время ежедневных боев… Тяжело контуженный 2-го апреля 1945 года, он командовал взводом легионеров в арьергарде, прикрывая отход батальона под жестким и близким огнём противника. Числить без вести пропавшим». В 1947-1948 гг. работал с группой джигитов в Голландии, Швейцарии и Бельгии. Когда он слез с седла, ему было 56 лет.

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне - отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу - кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

В конце мая в поселке Пригородном впервые прошел казачий обряд Посажение на коня. Юные казаки пусть и прошли его несколько позже положенного возраста, но сделали это достойно.

В качестве организаторов выступили Межрегиональная молодежная казачья организация «Есаул» (Председатель Правления Дмитрий Гнедаш), Пригородное хуторское казачье общество (атаман Игорь Никитин) и Оренбургское городское казачье общество (атаман Сергей Слепов). Для Оренбургского регионального отделения МО МКО «Есаул» и ОГКО нынешнее проведение обряда уже второе, в первый раз это было в прошлом году на Большой поляне в Зауральной роще города Оренбурга. Но главными действующими лицами 26 мая были казаки, которые воспитываются в 5 «К» казачьем кадетском классе Пригородной СОШ №1.

Погода с самого утра жаркая, солнце высоко, а на лазурном небе ни единого облачка. Сама природа дарит всю теплоту и заботу, которая только может быть. Гнедой уже бьет копытом по прогретому песку школьной площадки. Ждет юных седоков.

Родители – волнуются, дети – в ровном строю ждут своей очереди. Мальчики один за другим седлают коня, помогает им в этом атаман. Он им за крестного отца стал. Папы и мамы казаков принимают сыновей с клятвой растить достойных казаков, настоящих воинов.

— Люб ли вам казак? – спрашивает каждый о своем сыне у других родителей и гостей.

– Люб, – отвечают они, и мальчик отправляется в строй.

Не остались без внимания и девочки – казачки. Обряд посажения, конечно, они не проходили, но на жеребце прокатились.

Как и положено, обряд получился семейным. Родители подготовили для ребят столы со вкусностями. Обед удался на славу. В большом семейном кругу юные казаки отобедали, да угостились чаем и тортами.

На этом праздничный день у казачат не закончился. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки стали радостным событием, как для детей, так и для взрослых. Судья соревнования Павел Демидов строго следил за соблюдением правил техники безопасности. А казачата старались метко целиться и попадать «в яблочко». Показавшие лучшие результаты среди детей и среди взрослых получили грамоты.

Весь день в школе работала выставка фотографий, где можно было познакомиться с работой, которую проводили казаки МО МКО «Есаул» в течение года с момента создания. А также, посмотреть и почитать книги, которые хранятся в казачьей библиотеке молодежной организации.

День закончился всеобщим построением, где детям подарили Святое Евангелие и памятные сувениры. Классному руководителю — воспитателю Елене Никитиной (природной донской казачке) была вручена награда – «За славу и честь казачью». В поощрение за огромное дело в воспитании молодых казаков, в назидание казакам взрослым.

Казачьему роду нет переводу!

Екатерина Гнедаш

Невозможно понять казачество, не узнав его базовой ценности – семьи. Казаки к чужим детям относились, как своим, даже если они рождены от нехристианина.

Казаки считали позором иметь неграмотных сыновей, и мечтали о том, чтобы дочери были счастливыми. И, если казакам были суждено идти на смертный бой, станица не бросала его семью на произвол судьбы.

Чужих детей не бывает

В XVII веке донские казаки постоянно воевали. Жили они в поселениях, называемых юртами. Например, в царской грамоте, датируемой 1638-м годом, Михаил Фёдорович Романов обращался к ним так: «На Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам Михаилу Иванову и всему Донскому Войску».

О казаках того времени пишут, что они были горланистыми и говорливыми. Оно и понятно, что все вопросы решались на юртовом круге. Женщины в управлении не участвовали и были на вторых ролях. Тогда считалось нормой брать в жены угнанных в рабство турчанок, персиянок и черкешенок. В частности, исторические источники свидетельствуют, что зимой 1635 года казаки в свои юрты привезли 1735 пленниц с Чубура и с Ачаковской Косы.

Бывало и так, что казачки попадали в плен к крымским татарам или к туркам. Впрочем, донцы прилагали все усилия, чтобы их освободить от «басурман», мол, не по-божески это. Порой на это уходило годы. Как правило, в момент освобождения эти женщины уже имели детей от татар. По традиции, казаки таких казачек не оставляли одних и брали в жены, при этом её дети становились приемышами – «туминами» или «татаркиными». Детей же, которые родились от казака и пленницы называли «болдырями». Кстати, фамилии Бондыревы, Татаркины, Турчанкины и Тумины являются одними из самых распространенных на Дону.

Женитьба и развод на Кругу

В XVI и XVII веках Круг в юрте для казака значил всё или почти всё. Именно поэтому знатные отцы, которые хотели, чтобы их дочерей брали в жены достойные мужчины, требовали народного одобрения на Майдане – своего рода гарантии. Казак, давший слово на Кругу, всегда выполнял свое обещание. Со временем эта традиция распространилась на все свадьбы.

«Будь моей женой», - говорил жених парень невесте. «Будь моим мужем», - отвечала она ему. Такое предложение делалось прилюдно – опять-таки на Кругу. Если же казаки решали, что «этому так и быть», появлялась новая семья. Там же на Кругу и разводили, впрочем, мужчине требовалось объяснить свой поступок и убедить людей в своей правоте. Обычно другой казак прикрывал женщину полой своего кафтана, дабы защитить её от бесчестия. В этом случае, женщина становилась его женой. Но не только мужчины были инициаторами развода, но и женщины. Если её муж оказывался «такой-сякой», то Круг становился на сторону казачки.

«Я возьму их на себя!»

Донская вольница несла в себе уникальный институт социальной самоорганизации. Уходя на войну или в поход, казак был уверен, что его дети будут жить в достатке, если он погибнет. Касалось это не всех семей, а тех, чей союз одобрил Круг.

Например, в поселенье появляется гонец с плохой новостью, что на южные границы России напал лютый враг и надо его задержать любой ценой, пока не пройдет полная мобилизация Войска Донского. В этом случае собирался Круг, на котором атаман сначала снимал шапку, а затем сбрасывал кафтан. Это означало, высшую степень опасности.

«Кто хочет быть повешенным, на кол посаженным или в смоле сваренным»? – вопрошал атаман. В ответ выходили добровольцы, знающие, что идут на верную смерть. В полной тишине они спрашивали у собравших: «Кто возьмет моих сирот и мою вдову на себя»? Обязательно находились казаки, которые прилюдно говорили клятву: «Я возьму их на себя». Так оно и было!

Красота – страшная сила

В XVIII столетье роль женщины в казачьих селениях резко возросла. Историк В.Д. Сухоруков связывает это с красотой казачек. Дело в том, в прошлые века казаки, как правило, брали в плен только видных девушек и женщин, чтобы не позориться. Смешения лучших представительниц самых разных этнических групп сказалось на красоте донских красавиц. «Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Все они любили наряды и румянились», - писал Сухоруков.

В то же время казачки славились сильным характером. Этнограф Г.В, Губарев так характеризовал их: «века постоянных тревог выработали в казачке бесстрашную решительность. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…».

Постепенно поговорка «женщину и коня держи в поводу» в казачестве потеряла первоначальный смысл. Видя перед собой решительную красавицу, казак вольно или невольно проникался к ней уважением.

День матери

В православный праздник «введение во храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклонятся матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России. Впрочем, в день поздравляли всех казачек, как состоявших, так и будущих матерей. Это сказывалось и на выборе спутницы жизни.

В восемнадцатом веке браки казака с не казачкой практически не заключались, ибо это считалось большим позором. Если же донец брал в жену хохлушку или русачку, то над ним насмехались до старости. Одновременно традиции запрещали жениться на девушке, ближе семи степеней родства. Запрет распространялся также на женитьбу с детьми крестных родителей. Дело в том, что кума и кум приравнивались к кровной родне, как, впрочем, у всех православных. Было еще одно строгое правило: жених обязательно должен быть старше невесты.

Мальчики и образование

Детей в казачьей семье, в сравнении с русской крестьянской семьёй, было мало, поэтому они всегда были любимцами. Поскольку жизнь казака была полна опасностей, родители соблюдали все обычаи. Например, когда у малыша прирезывался первый зуб, заказывали молебен Иоанну Воину. Согласно другой традиции, первый раз мальчика стригли, когда ему исполнялся год, а второй раз – в семь лет, что означало, что закончилось детство. С этого возраста он учился метко стрелять, а с десяти лет – рубить шашкой. Впрочем, уже с 3-х лет казачонок уже садился на коня. Примерно в это время отмечали его личный праздник первых штанов-шароваров. С весны до осени мальчишки проводили время со своими дедами, как правило, на бахчах или при стадах или табунах. Там и осваивалась наука драться и воевать. В 14-ть лет казачонок обязан был броском камня подбить высоко и быстро летящую птицу.

Но самым большим позором считалось быть неграмотным, тогда как учеба в гимназии сына вызывала восхищение во всей станице. Студентов, например, даже старики именовали по имени-отчеству. Если не было возможности учиться в школе, обязательно занимались дома. Например, Якова Бакланова, будущего героя Кавказкой Войны, во время похода в Крым учил отец. Уж в семилетнем возрасте мальчик был образован на уровне школяров, а также знал молдавский и турецкий языки. По возвращению из похода, соседские мальчишки принесли книгу. Увидев, как он бойко читает, они его приняли в свой круг, иначе – могли и побить.

Фуражка донышком вверх

По-другому воспитывали девочек. Был такой обычай, что первый раз дочку купала вся женская половина семьи – «смывали с неё заботы», чтобы жизнь было счастливой. При этом отец должен был съесть пересоленную кашу и не разу не сморщиться. Особо празднично отмечали первый шаг девочки, одаривая её подарками. Уже с пяти лет её приучали нянчиться с младшими братьями и сестрами.

Для девушки-казачки особо важно было красиво петь и плясать. Специально их этому не учили, но на праздниках рядом с взрослыми женщинами разрешали танцевать и подпевать. Когда приходило время думать о семье, дед дарил девушке серебреное колечко, тем самым давал знать, что его внучка «не дитя».

Кстати, на Дону никому и в голову не приходило насильно выдать девушку замуж. Обычно, молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейся казачке. Если ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. Теперь все зависело от невесты. Она могла отнести головной убор на вешалку, тем самым дать знать, что не быть ему её мужем. Или перевернуть донышко наверх, что означает, что можно звать сватов.

Конспект фольклорного занятия для детей старшего возраста.

Цель : Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций казаков Нижнего Поволжья.

Задачи :

Ход занятия

Средь донских степных полей,
Да и волжских ковылей,
Там, где Волга, Дон текут,
Казаки давно живут!
Гордый и лихой народ,
Заслужил себе почёт:
Храбрость, мужество, отвагу,
На своих плечах несёт.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Воспитатель : О ком сегодня пойдёт наш разговор, вы наверно уже догадались?

Дети : О казаках.

Воспитатель : Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Они умели храбро воевать и жить честно, были смелыми и бесстрашными. Семьи у них были большие, многодетные и дети с родителями жили в дружбе и любви.

Воспитатель Казачья семья .) О чём нам может поведать это фото? (О том, как жили наши предки .) Какие главные законы должны знать казаки с детства, я вам уже говорила, вспоминайте?

Дети : С уважением относится к старшим. Уважать родных. Защищать от врагов свою Родину.

Дети : К отцу и матери обращались только на «Вы».

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Дед и дети Дед рассказывает внукам о традициях казаков .) Какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети : При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

Дети : Не разрешалось сидеть, разговаривать, прерывать разговор старших. Воспитатель: А какие ещё правила соблюдали казаки?

Дети : Старым и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу.

Воспитатель : Уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с ранних лет. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры.

Крёстный сажает мальчика на коня .) О чем она нам может поведать, рассказать? (О традициях казаков .) Во сколько лет сажали детей на коня? (В три года .) Да. Посвящение в казаки происходило когда ребёнку исполнялось 3-4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице.

Что изображено на этой фотографии? (Казак и конь .) О чём эта фотография нам может поведать? (Конь был верным другом казака .) У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. А знаете ли вы пословицы и поговорки о лошадях?

Дети : Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наряди казачку». Ну-ка казаки выходите, да казачку нарядите.

«Наряди казачку»

(Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нём висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут за бусами, преодолевая препятствия и т. д. )

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Казака провожают на войну .) О чём она нам может поведать? (Казаки должны защищать свою Родину. Их провожала и благословляла вся семья .) Да, казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. А какие пословицы вы знаете о смелости казаков?

Дети : Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Папаха и шашка .) О чём она нам может поведать? (Папаха головной убор казаков. Шашка – главное оружие казаков .) Правильно. Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. По обычаю шашка передавался по наследству от отца к сыну, дарилась или добывалась в бою.

«Папаху одеваю – на вопросы отвечаю!»

(Мальчик надевает шапку (папаху). Воспитатель задаёт вопросы, ребёнок отвечает на вопрос и передает папаху другому ребёнку .)

Как называется предводитель войск казаков? (Атаман .)
Где выбирают атамана? (На кругу. )
А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо! )
Как называется место, где живут казаки? (Станица .)
Как называется казачья шапка? (Папаха .)
Как называется оружие казаков? (Шашка .)
Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень, хата .)
В каком возрасте детей сажали на коня? (В 3 года .)

Воспитатель : Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков. Так будьте их достойны.
И хорошо, чтоб в наши дни,
Традиции веков мы с вами берегли,
В чудном крае, где живём мы у Дон-реки,
Где жили здесь, когда-то наши предки-казаки!

Воспитатель : О ком мы с вами сегодня говорили?

Дети : О казаках, их обычаях и традициях.

Воспитатель : А зачем нам нужно это знать?

Дети : Чтобы знать традиции своих предков, не забывать откуда мы родом, кто мы!

Наталья Акимова, ст. воспитатель, Вера Песковацкова, воспитатель,
Вера Лисицкая, воспитатель МОУ детский сад № 290, г.Волгоград