История казачьей семьистаницы Платнировской в истории Кубани,её традиции. Отражение истории казачества Кубани в истории казачьей семьи ст

Невозможно понять казачество, не узнав его базовой ценности – семьи. Казаки к чужим детям относились, как своим, даже если они рождены от нехристианина.

Казаки считали позором иметь неграмотных сыновей, и мечтали о том, чтобы дочери были счастливыми. И, если казакам были суждено идти на смертный бой, станица не бросала его семью на произвол судьбы.

Чужих детей не бывает

В XVII веке донские казаки постоянно воевали. Жили они в поселениях, называемых юртами. Например, в царской грамоте, датируемой 1638-м годом, Михаил Фёдорович Романов обращался к ним так: «На Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам Михаилу Иванову и всему Донскому Войску».

О казаках того времени пишут, что они были горланистыми и говорливыми. Оно и понятно, что все вопросы решались на юртовом круге. Женщины в управлении не участвовали и были на вторых ролях. Тогда считалось нормой брать в жены угнанных в рабство турчанок, персиянок и черкешенок. В частности, исторические источники свидетельствуют, что зимой 1635 года казаки в свои юрты привезли 1735 пленниц с Чубура и с Ачаковской Косы.

Бывало и так, что казачки попадали в плен к крымским татарам или к туркам. Впрочем, донцы прилагали все усилия, чтобы их освободить от «басурман», мол, не по-божески это. Порой на это уходило годы. Как правило, в момент освобождения эти женщины уже имели детей от татар. По традиции, казаки таких казачек не оставляли одних и брали в жены, при этом её дети становились приемышами – «туминами» или «татаркиными». Детей же, которые родились от казака и пленницы называли «болдырями». Кстати, фамилии Бондыревы, Татаркины, Турчанкины и Тумины являются одними из самых распространенных на Дону.

Женитьба и развод на Кругу

В XVI и XVII веках Круг в юрте для казака значил всё или почти всё. Именно поэтому знатные отцы, которые хотели, чтобы их дочерей брали в жены достойные мужчины, требовали народного одобрения на Майдане – своего рода гарантии. Казак, давший слово на Кругу, всегда выполнял свое обещание. Со временем эта традиция распространилась на все свадьбы.

«Будь моей женой», - говорил жених парень невесте. «Будь моим мужем», - отвечала она ему. Такое предложение делалось прилюдно – опять-таки на Кругу. Если же казаки решали, что «этому так и быть», появлялась новая семья. Там же на Кругу и разводили, впрочем, мужчине требовалось объяснить свой поступок и убедить людей в своей правоте. Обычно другой казак прикрывал женщину полой своего кафтана, дабы защитить её от бесчестия. В этом случае, женщина становилась его женой. Но не только мужчины были инициаторами развода, но и женщины. Если её муж оказывался «такой-сякой», то Круг становился на сторону казачки.

«Я возьму их на себя!»

Донская вольница несла в себе уникальный институт социальной самоорганизации. Уходя на войну или в поход, казак был уверен, что его дети будут жить в достатке, если он погибнет. Касалось это не всех семей, а тех, чей союз одобрил Круг.

Например, в поселенье появляется гонец с плохой новостью, что на южные границы России напал лютый враг и надо его задержать любой ценой, пока не пройдет полная мобилизация Войска Донского. В этом случае собирался Круг, на котором атаман сначала снимал шапку, а затем сбрасывал кафтан. Это означало, высшую степень опасности.

«Кто хочет быть повешенным, на кол посаженным или в смоле сваренным»? – вопрошал атаман. В ответ выходили добровольцы, знающие, что идут на верную смерть. В полной тишине они спрашивали у собравших: «Кто возьмет моих сирот и мою вдову на себя»? Обязательно находились казаки, которые прилюдно говорили клятву: «Я возьму их на себя». Так оно и было!

Красота – страшная сила

В XVIII столетье роль женщины в казачьих селениях резко возросла. Историк В.Д. Сухоруков связывает это с красотой казачек. Дело в том, в прошлые века казаки, как правило, брали в плен только видных девушек и женщин, чтобы не позориться. Смешения лучших представительниц самых разных этнических групп сказалось на красоте донских красавиц. «Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Все они любили наряды и румянились», - писал Сухоруков.

В то же время казачки славились сильным характером. Этнограф Г.В, Губарев так характеризовал их: «века постоянных тревог выработали в казачке бесстрашную решительность. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень…».

Постепенно поговорка «женщину и коня держи в поводу» в казачестве потеряла первоначальный смысл. Видя перед собой решительную красавицу, казак вольно или невольно проникался к ней уважением.

День матери

В православный праздник «введение во храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря у казаков появился обычай поклонятся матери-казачке. По сути это был первый женский праздник в России. Впрочем, в день поздравляли всех казачек, как состоявших, так и будущих матерей. Это сказывалось и на выборе спутницы жизни.

В восемнадцатом веке браки казака с не казачкой практически не заключались, ибо это считалось большим позором. Если же донец брал в жену хохлушку или русачку, то над ним насмехались до старости. Одновременно традиции запрещали жениться на девушке, ближе семи степеней родства. Запрет распространялся также на женитьбу с детьми крестных родителей. Дело в том, что кума и кум приравнивались к кровной родне, как, впрочем, у всех православных. Было еще одно строгое правило: жених обязательно должен быть старше невесты.

Мальчики и образование

Детей в казачьей семье, в сравнении с русской крестьянской семьёй, было мало, поэтому они всегда были любимцами. Поскольку жизнь казака была полна опасностей, родители соблюдали все обычаи. Например, когда у малыша прирезывался первый зуб, заказывали молебен Иоанну Воину. Согласно другой традиции, первый раз мальчика стригли, когда ему исполнялся год, а второй раз – в семь лет, что означало, что закончилось детство. С этого возраста он учился метко стрелять, а с десяти лет – рубить шашкой. Впрочем, уже с 3-х лет казачонок уже садился на коня. Примерно в это время отмечали его личный праздник первых штанов-шароваров. С весны до осени мальчишки проводили время со своими дедами, как правило, на бахчах или при стадах или табунах. Там и осваивалась наука драться и воевать. В 14-ть лет казачонок обязан был броском камня подбить высоко и быстро летящую птицу.

Но самым большим позором считалось быть неграмотным, тогда как учеба в гимназии сына вызывала восхищение во всей станице. Студентов, например, даже старики именовали по имени-отчеству. Если не было возможности учиться в школе, обязательно занимались дома. Например, Якова Бакланова, будущего героя Кавказкой Войны, во время похода в Крым учил отец. Уж в семилетнем возрасте мальчик был образован на уровне школяров, а также знал молдавский и турецкий языки. По возвращению из похода, соседские мальчишки принесли книгу. Увидев, как он бойко читает, они его приняли в свой круг, иначе – могли и побить.

Фуражка донышком вверх

По-другому воспитывали девочек. Был такой обычай, что первый раз дочку купала вся женская половина семьи – «смывали с неё заботы», чтобы жизнь было счастливой. При этом отец должен был съесть пересоленную кашу и не разу не сморщиться. Особо празднично отмечали первый шаг девочки, одаривая её подарками. Уже с пяти лет её приучали нянчиться с младшими братьями и сестрами.

Для девушки-казачки особо важно было красиво петь и плясать. Специально их этому не учили, но на праздниках рядом с взрослыми женщинами разрешали танцевать и подпевать. Когда приходило время думать о семье, дед дарил девушке серебреное колечко, тем самым давал знать, что его внучка «не дитя».

Кстати, на Дону никому и в голову не приходило насильно выдать девушку замуж. Обычно, молодой казак с отцом приходил в гости к понравившейся казачке. Если ему она нравилась, он клал фуражку на стол донышком вниз. Теперь все зависело от невесты. Она могла отнести головной убор на вешалку, тем самым дать знать, что не быть ему её мужем. Или перевернуть донышко наверх, что означает, что можно звать сватов.

Выполнил ученик 7 «А» класса МОБУ СОШ №25 станицы Платнировской МО Кореновский район Краснодарского края Черномаз Егор Владимирович.

Научный руководитель – учитель русского языка, литературы и кубановедения высшей категории МОБУ СОШ № 25 Романенко Татьяна Петровна.

1. Цель: сопоставление судьбы казачьей семьи Черномаза Егора с историей казачества Кубани.

  1. Изучение истории Кубани.
  2. Знакомство с традициями казачьей семьи.
  3. Запись воспоминаний членов семьи Деркач Дарьи.
  4. Изучение архивов семьи.
  5. Создание генеалогического древа семьи.
  6. Сопоставление истории казачьей семьи с историей казачества Краснодарского края.
  • анализа и синтеза (при изучении специальной литературы по теории вопроса и архивного материала);
  • сравнения;
  • математический (визуализации данных);
  • эмпирический (наблюдения);
  • опроса и анализа данных.

Гипотеза: В судьбе казачьей семьи Черномаза Егора нашла отражение история казачества Кубани.

2. Введение. «Плох тот казак, кто не знает и не помнит,
откуда происходят его корни, кем были его деды и прадеды».

Уже 217 лет насчитывает история станицы Платнировской, и в ней, как в зеркале, отразилась специфика жизни казаков Кубани и ёе народа. Казаки говорят: «Плох тот казак, кто не знает и не помнит, откуда происходят его корни, кем были его деды и прадеды»!

Особый уклад семьи и домоустройства на Кубани формировался в соответствии с традициями казачьей общины. Она же диктовала, строгие нравственные нормы и семейный уклад жизни. Семья была крепким тылом, залогом единства и сплочённости православных казаков на Кубани, которые способствовали созданию благосостояния и развития региона.

С разрушением казачьей общины кубанская семья как базовая единица общества за последние годы претерпела значительные изменения. В результате трансформировалась её структура, например, сократился размер домохозяйства, вырос процент разводов и неполных семей. Ценность семьи для многих молодых людей заменили материальное благополучие и независимость. Эти социальные явления оказали заметное воздействие на потенциал семей для выполнения таких социальных функций, как подготовка детей к жизни в обществе и забота о молодых и пожилых членах семьи.

Всё это и побудило нас к изучению традиций казачьей семьи, к изучению её истории и созданию генеалогического древа.

3. Историческая справка.

Из Запорожской Сечи пришли к нам на Кубань казаки, вольные и гордые люди, не смирившиеся с усилением социального гнёта, с крепостным правом, умевшие постоять за себя.

В 1794 году куренные атаманы, потянув жребий, определили места поселения на просторах Кубани. Платнировскому куреню досталось место на правой стороне реки Кирпили.

Курень представлял собой квадрат длиной сторон около 500 метров. 214 лет назад он находился там, где ныне расположен сквер.

Первая перепись поселенцев показала: среди прибывших 187 мужчин, 75 женщин.

В 1801 году в Платнировском курене числилось семей старшин и казаков 87, холостых казаков на заработках 214, годных к службе 103, женщин незамужних – 197. Ежемесячно на кордонную службу вдоль границы снаряжали 13 конных и 7 пеших казаков.

В 1842 году курень преобразован в станицу. К этому времени здесь было 433 двора и 3856 жителей.

В 1860 году мимо станицы проходит железная дорога. Начинается развитие промышленности. Появляется владелец кожзавода Бондарев, который вместе с торговцами Абрамовым, Трофименко, Зеркачем открывает два хлебных магазина. Кроме них, работают ещё 11 лавок. В станице 6 кузниц, 18 ветряных и две водяных мельницы. Появляются ещё несколько кожзаводов, каретная фабрика Хильчевского с целой сотней рабочих. Открываются сапожные, кузнечные, кроватная мастерские. Начинает действовать монополька (заведение, где торгуют водкой).

В 1913 году атаман Земцов строит гребли, базар, мостит улицы булыжником. В станице живёт 18 тысяч человек, из которых 49 процентов казаков, остальные – иногородние. Атаман строит школу для детей разных сословий. Богатые люди строят школу для иногородних. В двухклассной школе учатся богатые и бедные дети казачьего сословия. Увы, безжалостное время и ещё более безжалостные люди не сохранили для потомков имён тех героев-казаков, кто защищал южные рубежи России, участвовал в русско-турецкой и других войнах.

4. Традиции казачьей семьи. Казачья община.

Казачьи общины строились на основе свободы и равенства, характерной чертой их общежития оставалось вольнолюбие. Последний германский император Вильгельм называл казачество единственным сохранившимся в мире рыцарством. А истоки этого рыцарства идут к «Кодексу чести» казака, его жизненному укладу, сложившемуся ещё в XIV – XV веках. Главным демократическим органом управления в станицах был «казачий круг», он руководил жизнью станицы, но был и местом, куда казаки приходили обсудить свои проблемы, поговорить о наболевшем, обсуждались здесь вопросы и воинского сражения, ведения хозяйства, отношения мужа и жены, воспитания детей. Заседали старики, но мог им быть и совсем молодой, уже отмеченный в боях парень, полный георгиевский кавалер. Старейшему нельзя было первому подать руку. Если казак бежал, то все на его пути, независимо от возраста и пола, расступались: без нужды бежать не будет.

Свято чтили казаки «Кодекс чести» и в жизни руководствовались следующими принципами: «Жизнь – Отчизне! Сердце – женщине! Честь – никому!»

Казачество всегда было религиозно. Казачьи полки, переселяясь на новое место, обязательно везли с собой разобранный по брёвнышку храм. На новом месте прежде всего устанавливали церковь.

Уважение к женщине.

Уважение к женщине – это тоже неотъемлемая часть казацкой культуры. Оно было важным элементом нравственного воспитания народной педагогики, основывалась на закрепленных обычаях моделей повседневного поведения и личного примера. Мать, ровно как и отец, «содержала, воспитывала и довольствовала своих детей», в старости могла рассчитывать на внимание и заботу «повзрослевших чад». Если дети не проявляли к матери должной заботы, то на её защите стояли общественное мнение и закон, требующий «без всякого исследования наказывать детей, забывших свой дом и престарелую родительницу».

Воспитание детей.

Очень бережно казаки относились к своим детям. Военная добыча после походов делилась на 10 частей. Из них 2 самые большие – на церковь и вдовам с детьми. Если погибали оба родителя, то всё имущество продавалось, а деньги хранились, сирот брали родные, знакомые, растили, а в 16 лет все отложенные деньги возвращались им сполна.

Социализация детей, особенно мальчиков, была ориентирована на высокую культуру казачьего воинства, патриотизм. Эти качества культивировались с момента рождения ребёнка. Родственники (мать, отец, дед, старшие братья) постоянно указывали мальчику на главную обязанность казака – служить Отчизне верой и правдой. Эти особенности казачьей жизни весьма красноречиво отражает пословица, широко бытующая в казачьих станицах «Не надо и родиться, если в казаки не годится».

Мои дедушка с бабушкой говорили, что всегда казаки славились своей военной выучкой. А она, по традиции, начиналась с детства. С 3 лет маленького казака сажали на коня. С этого возраста старики в шутках, играх передавали ему воинские премудрости. С малолетства начинали понемногу собирать будущее снаряжение: вначале подковы для коня, потом «украли» гвозди для подков, сумы, седло. В 14 лет подростку покупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе – казак и его будущий конь. В 19 лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска (дончане – красные, кубанцы – синие), всю экипировку, кроме винтовки и пики – их выдавала казна. Украшением казака, его гордостью оставалась шашка – её, как правило, в семье передавали по наследству.

В нашей станице наездничеству и джигитовке в конце XIX века учил Кондрацкий Ефим, так как он был опытным воином, но к несению кордонной службы был уже негоден из-за ранения.

Защита семей.

Защита семей была одной из основных в укладе жизни казаков. Традиционно тот казак, который был одним сыном в семье, на воинской службе носил серьгу в левом ухе, а если в правом, значит, он последний в роду. И сотник, отбирая в разведку или на какое-то рискованное дело добровольцев (а ими были все поголовно), всегда смотрел, как бы не осиротить кого, род казацкий не оборвать зря.

Отец в кубанской казачьей семье.

Батько, папа, папаша - эти термины являются основными для обозначения отца в кубанской казачьей традиции. Институт семьи для кубанского казачества явление позднее. Особенно это касается черноморских казаков, наследников запорожской казачьей традиции. Важнейшей функцией мужчины-отца в казачьей семье являлась хозяйственно-экономическая. В досоветский период на Кубани бытовали малые и большие семьи. Сохранение последних, в столь позднее время, объясняется рядом причин: экономические - на каждого члена мужской семьи выделялся пай; с уходом казака на службу временная потеря рабочих рук в таких семьях не так ощущалась. Социальные: воспитание у членов семьи чувства коллективизма, готовности к взаимозамене (в случае гибели казака роль отца могли выполнять другие мужчины члены большой семьи).

По мере роста семьи роль отца, как главной рабочей силы, изменялась. Взрослые сыновья брали на себя все тяготы по хозяйству, а отцу оставалось лишь распределять обязанности и осуществлять контроль. При нерадивости хозяина, его безответственном поведении, пьянстве, в казачьей традиции практиковались такие методы воздействия как, например, высылка его станичным обществом из станицы для исправления поведения.

Отец в казачьей семье был не только хозяином, но и учителем: «Як батько робыв, так и тэбэ учив». Напрямую отцовское воспитание касалось лишь мальчиков, и имело определенные возрастные рамки. В раннем возрасте ребенка казак-отец не только не вмешивался в его воспитание, но и не помогал жене по уходу за ребенком, что закреплялось в некоторых формах поведения. Примерно с 7–8 лет начиналось обучение, и по мере того, как ребенок взрослел, оно принимало более сложный хозяйственный характер. Под присмотром отца мальчики, помимо выпаса и кормления скота, присмотра за лошадьми, работой «погонычами», начинали овладевать навыками хлеборобства, учиться азам народных знаний. Естественно, что все навыки отца, его нравственные качества, привычки во многом передавались сыновьям: «Якэ дерево, такый и тын, якый батько, такый и сын». Показателен и тот факт, что во многих семьях именно отец водил детей в церковь, обучал молитвам.

Важная роль отца в казачьей семье подчеркивалась и системой наказаний / поощрений. В большинстве случаев право наказания за небольшие провинности и проступки-«шкоды» оставалось за матерью. Отцовское наказание было более жестким, хотя и не всегда влекло за собой физическое воздействие, которое могло иметь место при тяжких проступках. В большинстве случаев отец наказывал сыновей, дочери же оставались под присмотром матери, в связи с чем, у женщин сохранялся в памяти образ отца как ласкового и доброго человека. Поощрение со стороны отца чаще всего выражалось в «добром слове», реже в подарках или игрушках (кстати, зачастую сделанных руками отца) - «коныках», «шаблях». Наказание взрослого сына могло проявиться при его «отделении»: в большинстве случаев отец старался дать сыну все для самостоятельной жизни, однако в случае серьезных нарушений (оскорбление родителей, брак без благословения и т.п.) сын мог «выделиться без ничего». В конечном итоге отец во многом определял судьбу каждого члена семьи («отделение» сынов, обучение ремеслу, благословение на брак, усыновление).

Высокий статус отца/батьки в семье являлся основополагающим и в этикете. За столом он занимал главенствующее место (в Святом углу), резал хлеб, заранее перекрестив его, читал молитву за столом, первым начинал есть и первым выходил из-за стола. Беспрекословное подчинение отцу-хозяину всех членов казачьей семьи являлось важнейшей характеризующей чертой, что отразилось в фольклоре: «Як батько сказав, так и будэ»; «Отец сказал - закон».

Таким образом, статус отца/батьки был очень высок в казачьей семье, что объясняется его важной ролью в деле воспитания детей, хозяйственно-экономической и обрядовой жизни, сохранении и передачи знаний в области системы ценностей, хозяйствования.

Отношение к пожилым людям в семье.

Было принято уважительное отношение к старикам в семье. Казаки издавна считали, что старик в доме – лицо почитаемое, воля его – закон для всех. Слово отца в доме было главным, без него не начинали в доме есть.

Семья рассаживалась за обеденным столом в определённом порядке: «Впереди сидит отец с матерью, после него сидит старший сын, потом второй, третий и так далее. Подле матери сидит старшая невестка, потом вторая, и так далее. Всё тихо и безмолвно, дети отвечают лишь на вопросы отца и матери. После обеда молятся Богу, благодарят отца и мать за хлеб – соль и расходятся по работам. Выйти из-за стола младшие могли только после того, как встали взрослые».

Такое уважение к старшим было золотым стержнем, который крепил и держал всю семью изнутри. И это притом, что в некоторых домах постоянно находились от 25 до 30 человек (с пожилыми родителями могли жить пятеро сыновей со своими жёнами и детьми).

К родителям дети почтительно обращались на «вы». Авторитет отца и матери считался непререкаемым. Они были постоянным примером для детей. Им подражали, старались быть похожими на них: «мамаша сказала», «мамаша обидится», «папаше не понравится такое», «они наказывали» (в смысле давали советы) – эти слова звучали в казачьем доме повседневно.

Казаки редко хвалили своих детей, считая, что человека хвалит его работа. Например, отец рассматривает подшитый сыном хомут, ему нравится, как он сделан, но в присутствии сына он скажет всего два слова: «Хорошая работа!» - а сын счастлив: отец заметил его старание и умение.

Большим грехом считалось обмануть родителей.

Когда находились в комнате и о чём-то беседовали, дети не имели права заходить и мешать разговору. Если всё же кто-то из детишек решал пойти к ним, то он должен был, постучавшись, открыть дверь, спросить разрешения войти и остановиться у порога, ожидая, когда родители его спросят: «По какому делу ты пришёл?» Заметьте – делу.

Когда приходили гости, считалось неприличным присутствие детей. Единственным исключением был приход родственников.

В присутствии взрослых никто не ругался чёрными словами. Боевой казак, георгиевский кавалер, когда возвращался домой, стыдливо прятался от матери, если собирался закурить.

Старшие, в свою очередь, заботились не только о хозяйственном благополучии, но и о том, чтобы все в доме жили дружно, мирно. Собираясь на базар, отец семейства не забывал спросить каждого в семье, что бы ты хотел получить в подарок. В частности, невесткам, чтобы они не ссорились из-за обновок, покупались одинакового цвета платья, юбки, отрезы ткани.

Если казачок что-нибудь на улице напроказничает, его любой казак может стегнуть кнутом да ещё сказать: «Ну, погоди, я твоему деду всё расскажу».

Уважение к старшим, особенно к деду, было беспредельным и на долгие годы укрепляло связь поколений.

Можно было научиться управлять конём, лихо рубить лозу, но нигде не удалось бы научиться тому, что получал казак в домашней обстановке, тому, что впоследствии назовут казачьим духом.

Уже в семилетнем возрасте казачок хорошо знал свою родословную. Кто кому приходится, когда поселились его предки в родной станице, кто был первым поселенцем, какая память осталась от этого человека в доме: кинжал, боевая сабля, казачий костюм, портрет, награды?

5. Отражение истории казачества Кубани в истории казачьей семьи ст. Платнировской. История семей Черномаз и Гришко.

Не только семья учительницы нашей школы Белой Галины Петровны, но и все станичники гордятся тем, что их род восходит к известному на Кубани атаману, одному из первых переселенцев - Савве Белому. В семье бережно хранятся фотографии предков и с любовью передаются истории героической жизни дедов и прадедов.

Я тоже горжусь тем, что и по бабушкиной, и по дедушкиной линии я потомственный казак, поэтому считаю своим долгом при помощи старших создать генеалогическое древо нашего рода, изучить историю и казачьи традиции, чтобы самому их по мере возможности соблюдать и передавать новым поколениям.

История семьи Черномаз.

Фома Афанасьевич – 1861 – 1921. Воевал в I Мировую войну, был есаулом, в гражданскую войну воевал на стороне «белых», преследовался «красными». Умер от отравления некачественной мукой во время голода, в 1921 году.

Никифор Фомич – 1896 года рождения, был раскулачен большевиками и сослан в Сибирь во время голодомора. Пропал безвести.

Кузьма Фомич – 1895 г. Воевал в Великую Отечественную войну, пропал безвести.

Анна Фоминична – 1894 – 1984. Перенесла I Мировую войну, Гражданскую войну, голодомор и II Мировую войну, работала в колхозе, умерла в 90 лет.

Иван Фомич – 1893 пережил I Мировую войну, Гражданскую войну, голодомор, в ВОв был пленён. После войны был сослан в Донбасс с семьёй, потом вернулся. Дата смерти не известна.

Михаил Фомич – 1892 – 1933. Имел троих детей. Был осуждён большевиками за невыполнение продразвёрстки, умер от пневмонии в ссылке.

Семилет Анна Фоминична

Волошина Евдокия Кузьминична – 1914. Пережила Гражданскую войну, голодомор, ВОв, работала в колхозе, сейчас на пенсии.

Ульяна Кузьминична - работала в колхозе (активистка). Умерла.

Мария Кузьминична Шапошник – 1927. Пережила Гражданскую войну, голодомор, ВОв. Работала в колхозном саду.

Черномаз Кузьма Фомич

Надежда Кузьминична – 1926. Работала в колхозе.

Зинова Мария Кузьминична – 1938 – 2007. Имела двоих детей (Алексей и Николай), один умер.

Дорошенко Евдокия Кузьминична – 1942, имеет троих детей.

Черномаз Пётр Кузьмич – 1930. Пережил голодомор, ВОв, был в оккупации, уехал в Эстонию.

Черномаз Михаил Фомич

Илларион Михайлович – 1916 – 1933, Мария Михайловна 1915 - 1933 и Иван Михайлович 1920 – 1933 – умерли в Голодомор.

Никита Михайлович – 1913 – 2004. Был раскулачен, выслан в Сибирь, потом вернулся и работал в колхозе. В ВОв служил радистом, в 1943 году попал в плен, освобождён в 1945 и встретил победу дома. Работал трактористом 45 лет. Умер своей смертью 19 января 2004 года на праздник Крещения.

Черномаз Владимир Никитович – 1938 года рождения. Пережил войну в оккупации, в 1961 году закончил СПТУ №53. В том же году женился на Полтинкиной Дине Фёдоровне.

1964 – 1968 гг. обучался в Московском технологическом техникуме Министерства хлебопродуктов и комбикормовой промышленности, получил специальность техник-технолог по хранению зерна и продуктов переработки.

1974 – 1979 гг. обучался в КСХИ (Кубанский С/Х институт) и получил специальность агронома, работал в колхозе. 1992 – 1994 – глава администрации Платнировского сельского поселения.

1998 – 2008 – Глава к/х «Черномаз», с 2008 года – член к/х «Черномаз».

Имеет троих детей (Светлана, Татьяна, Владимир).

Черномаз Михаил Никитович – 1940 года рождения, пережил ВОВ, закончил школу № 25 и училище имеет сына Дениса.

Круглая Нина Никитична – 1948. Отучилась в школе, а потом в Туапсинском педагогическом училище, имеет двоих детей (Альберт и Александр).

Генеалогическое древо семьи Черномаз.

История семьи Гришко.

Никита.

Терентий Никитович воевал в I Мировую войну, погиб в период Гражданской войны в 1917 году.

Елена Никитична - примерные даты жизни 1908 – 1975, пережила I Мировую войну, Гражданскую войну, Голодомор, Великую Отечественную войну, работала в колхозе.

Василий Никитович погиб в I Мировую войну, имел сына Никифора.

Василий Никитович Гришко.

Никифор Васильевич погиб в 1944 под Варшавой.

Владимир Никифорович 1939 – дата смерти неизвестна.

Вера Никифоровна Скуб (Гришко) 1941 года рождения, работала в колхозе, замужем за Скуб Василием Трофимовичем, имеет двоих детей (Татьяну и Сергея). Терентий Никитович Гришко.

Дмитрий Терентьевич – 1919 - дата смерти неизвестна, жил в посёлке Ахтырском, служил в армии, воевал в Великую Отечественную войну, защищал Волгоград (Сталинград). Затем переехал в Абинск, работал на нефтяной скважине.

Прасковья Терентьевна, Александра Терентьевна, Пилогея Терентьевна умерли в период голодомора.

Гришко Нина Терентьевна - 1912 – 1962, работала в колхозе, была замужем за Полтинкиным Фёдором Ивановичем, имела троих детей (Александра, Владимира и Дину).

Александр Фёдорович - 1929 - 1933 и Владимир Федорович Полтинкины 1931 – 1933 умерли в период голодомора.

Черномаз (Полтинкина) Дина Фёдоровна – 1937 года рождения, пережила Вов в оккупации, окончила Краснодарский сельскохозяйственный техникум, работа в архиве, на птицефабрике, бухгалтером в колхозе, заведующей амбарами. В 1961 году вышла замуж за Черномаза Владимира Никитовича, имеет троих детей (Светлану, Татьяну и Владимира).

Генеалогическое древо семьи Гришко.

Наша семья по дедушкиной линии Черномаз и по бабушкиной линии Гришко считается потомственной казачьей семьёй.

С того времени, как Платнировский курень расположился на правом берегу реки Кирпили, ведёт счёт наш род. К сожалению, могу назвать имена родных только пяти поколений.

Родоначальником нашей фамилии стал Черномаз Фома Афанасьевич, который родился в 1861 году. Следовательно, историю семьи Черномаз можно проследить на протяжении 150 лет. За эти полтора века многое произошло в истории казачества Кубани, участником которой стало и пять поколений нашей семьи (смотри таблицу №1).

Три человека воевали в I Мировую войну, а Гришко Василий Никитович погиб. Тяжело приходилось и тем, кто ждал с войны родных, переносил её трудности. Таких в семье было три человека.

Революция и Гражданская война тоже принесли много горя. Черномаз Фома Афанасьевич воевал на стороне «белых». Дедушка мне объяснил это так, что казак мог присягу давать только один раз. А поскольку Фома Афанасьевич присягнул царю и Отечеству, был в царской армии есаулом, то так в ней и оставался. По этой причине преследовался «красными». А прапрадедушка по линии бабушки Гришко Терентий Никитович погиб в Гражданскую войну. Пятерым из большой семьи просто пережить это суровое время тоже стоило большого труда.

Труднее всего пришлось в голодомор. Девять человек умерли от голода:

  • Черномаз Фома Афанасьевич,
  • Черномаз Илларион Михайлович,
  • Черномаз Мария Михайловна,
  • Черномаз Иван Михайлович,
  • Гришко Прасковья Терентьевна,
  • Гришко Александр Терентьевич,
  • Гришко Пелагея Терентьевна,
  • Полтинкин Александр Фёдорович,
  • Полтинкин Владимирович.

Шестерым удалось пережить голод. По рассказам дедушки Владимира Никитовича, ели всё: лепёшки из семян лебеды, собирали по полям свёклу (а для того, чтобы найти хоть один бурак, приходилось пройти по полям до десяти километров), макуху и т.д.

Страшный голод погубил много людей не только в нашей семье, но и во всей станице Платнировской, которая 31 декабря 1932 года была занесена на «чёрную доску» за саботаж по сдаче зерна.

Из архивных документов о голоде на Кубани в 1932–1933 гг., из статьи И.Ю. Бондарь мы узнали многое об этой позорной странице в истории Кубани:

  • «…Кубань пережила немало лиха, но такой массовый голод здесь случился однажды – в 1932 – 1933 гг.»
  • «7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление, получившее название – «закон о пяти колосках». За любое хищение социалистической собственности, даже самое малое, устанавливалось наказание 10 лет тюрьмы или расстрел»
  • «Предупредить жителей станиц, занесённых на чёрную доску, что в случае продолжения саботажа сева и хлебозаготовок краевыми организациями будет поставлен перед правительством вопрос об их выселении из пределов края в северные области»
  • «В постановлении крайкома от 4 ноября 1932 г. термин «чёрная доска» приобрёл новое, зловещее содержание. Постановлением предписывалось: немедленное прекращение подвоза товаров, полное запрещение колхозной торговли, прекращение всякого рода кредитования и т. д.». Фактически это означало блокаду чернодосочных станиц».

И под раскулачивание попали семьи из нашего рода Черномаза Никифора Фомича и Черномаза Никиты Михайловича, которые были сосланы в Сибирь.

А Черномаз Михаил Фомич одним из первых вступил в колхоз, но был осуждён большевиками за невыполнение продразвёрстки и умер от пневмонии в ссылке.

А когда на Кубань нагрянула новая беда – Великая Отечественная война, мужчины нашей семьи, как и все кубанцы, встали на защиту Родины. Пятеро из них ушли на фронт. Гришко Никифор Васильевич погиб в 1944 году под Варшавой. Черномаз Кузьма Фомич пропал без вести в июле 1943 года. Черномаз Иван Фомич и Никита Михайлович ранеными попали в плен, были освобождены. Гришко Дмитрий Терентьевич, пройдя всю войну, благополучно вернулся домой.

Всем остальным, оставшимся в тылу, пришлось пережить трудности военного времени и оккупацию.

В мирное время вся семья (за исключением некоторых) трудилась в родном колхозе имени С.М. Кирова в разных отраслях, по разным специальностям: полеводами, садоводами, животноводами, хлеборобами. Черномаз В.Н. (мой дедушка) избирался главой администрации Платнировского сельского поселения.

А когда колхоз распался, привыкшие трудиться на земле, создали своё коллективное хозяйство «Черномаз», которое сейчас возглавляет мой отец Владимир Владимирович.

Мы гордимся тем, что наша казачья семья и в горе и в радости была с родной Кубанью. Никто из нашего рода не уронил чести казака, не стал предателем, не уклонился от службы в Армии, не забыл своих корней. Помним всех, кто отдал свою жизнь за наше счастливое детство.

Также, изучая традиции кубанского казачества, прихожу к выводу, что наша семья продолжает их. Соблюдаем строгие нравственные нормы и семейный уклад жизни. С уважением относимся к старшим, к женщине (матери и бабушке), к отцу. То, что скажут отец и дедушка, для нас закон. Всё, сказанное выше о традициях казачьей семьи, можно с полным правом сказать о нашей семье.

8. Заключение. Нам необходимо вернуться к своим корням - духовным и культурным истокам. Ибо корни держат ствол дерева, а не наоборот.

У каждого народа есть своя история - в этом его сила. Народ, не знающий своей истории, не является таковым, а является просто населением.

Виктор Григорьевич Захарченко сказал: «… необходимо вернуться к своим истокам, ибо корни держат ствол дерева, а не наоборот».

Неотъемлемой частью уклада кубанской семьи является знание своих истоков. В семьях Черномаз и Гришко нашла отражение история Кубани, определив их тяжёлые судьбы. В этих семьях чтят и помнят своих предков, разделивших судьбу казачества нашего края.

Список литературы.

  1. Бондарь И.Ю. ГУ «Центр документации», 2009 год.
  2. Зайцев А.А., Лукьянов С.А., «Кубань в XX веке», 2006 год.
  3. ОБД Мемориал www.obd-memorial.ru
  4. Ратушняк В.Н., «История Кубани с древнейших времён до конца XIX века», 2000 год.
  5. Ткаченко Пётр, «Где спит казачья слава», 1995 год.
  6. Трёхбратов Б.А., «Новая история Кубани», 8 класс, 2001 год.
  7. Чистов К.В., «Кубанские станицы», 1967 год.
  8. Щетнев В.А., Смородина Е.В., «История Кубани XX век», 11 класс, 2001 год.

Приложения.

Таблица №1.

Участие семьи Черномаза Егора в исторических событиях Кубани.

Историческое событие

ФИО участника события – члена семьи Черномаза Егора Владимировича

I Мировая война

  • Черномаз Фома Афанасьевич воевал, был есаулом.
  • Черномаз Анна Фоминична перенесла Первую Мировую войну.
  • Черномаз Иван Фомич пережил I Мировую войну.
  • Гришко Терентий Никитович воевал в I Мировую войну.
  • Гришко Елена Никитична пережила I Мировую войну.
  • Гришко Василий Никитович воевал, погиб в I Мировую войну.

Гражданская война

  • Черномаз Фома Афанасьевич воевал на стороне «белых», преследовался «красными».
  • Черномаз Анна Фоминична перенесла Гражданскую войну.
  • Черномаз Иван Фомич пережил Гражданскую войну.
  • Волошина Евдокия Кузьминична пережила Гражданскую войну.
  • Шапошник Мария Кузьминична пережила Гражданскую войну.
  • Гришко Терентий Никитович погиб в период Гражданской войны.
  • Гришко Елена Никитична пережила Гражданскую войну.

Голодомор

  • Черномаз Фома Афанасьевич умер в голодомор от отравления некачественной мукой.
  • Черномаз Анна Фоминична выжила в голодомор.
  • Черномаз Иван Фомич выжила в голодомор.
  • Волошина Евдокия Кузьминична выжила в голодомор.
  • Шапошник Мария Кузьминична пережила голодомор.
  • Черномаз Пётр Кузьмич пережил голодомор.
  • Черномаз Илларион Михайлович умер от голода в 1933 году.
  • Черномаз Мария Михайловна умерла в 1933 году.
  • Черномаз Иван Михайлович умер в 1933 году.
  • Гришко Елена Никитична выжила в голодомор.
  • Гришко Прасковья Терентьевна умерла в голодомор.
  • Гришко Александра Терентьевна умерла в голодомор.
  • Гришко Пелагея Терентьевна умерла в голодомор.
  • Полтинкин Александр Фёдорович (1929 – 1933) умер от голода.
  • Полтинкин Владимир Федорович (1931 – 1933) умер в период голодомора.

Раскулачивание

  • Черномаз Никифор Фомич раскулачен.
  • Черномаз Никита Михайлович был раскулачен.

Сосланы как раскулаченные

  • Черномаз Никифор Фомич сослан в Сибирь.
  • Черномаз Никита Михайлович выслан в Сибирь.

Сосланы как не выполнившие продразвёрстки

  • Черномаз Михаил Фомич был осуждён большевиками за невыполнение продразвёрстки, умер от пневмонии в ссылке.

Великая Отечественная война

  • Черномаз Кузьма Фомич воевал, пропал без вести.
  • Черномаз Анна Фоминична пережила войну.
  • Черномаз Иван Фомич воевал, попал в плен.
  • Волошина Евдокия Кузьминична пережила войну.
  • Шапошник Мария Кузьминична пережила войну.
  • Черномаз Никита Михайлович воевал, был радистом, попал в плен, освобождён в 1945 году.
  • Гришко Елена Никитична пережила войну.
  • Гришко Никифор Васильевич погиб в 1944 под Варшавой.
  • Гришко (Скуб) Вера Никифоровна 1941 года рождения, пережила войну.
  • Гришко Дмитрий Терентьевич воевал в Великую Отечественную войну, защищал Волгоград (Сталинград). Затем переехал в Абинск, работал на нефтяной скважине.

Сосланы после войны

  • Черномаз Иван Фомич после войны был сослан в Донбасс с семьёй, потом вернулся.

Находились в оккупации

  • Черномаз Пётр Кузьмич был в оккупации.
  • Черномаз Владимир Никитович – 1938 года рождения. Пережил войну в оккупации.
  • Черномаз Михаил Никитович – 1940 года рождения, пережил ВОВ, находился в оккупации.
  • Черномаз (Полтинкина) Дина Фёдоровна пережила Великую Отечественную войну в оккупации. работа в архиве, на птицефабрике, бухгалтером в колхозе, заведующей амбарами.

Работа в колхозе

  • Черномаз Анна Фоминична активно работала в колхозе, умерла в 90 лет.
  • Волошина Евдокия Кузьминична работала в колхозе.
  • Черномаз Ульяна Кузьминична работала в колхозе (активистка).
  • Шапошник Мария Кузьминична работала в колхозном саду.
  • Черномаз Надежда Кузьминична работала в колхозе.
  • Черномаз Никита Михайлович 45 лет работал трактористом.
  • Черномаз Владимир Никитович работал в колхозе агрономом.
  • Гришко Елена Никитична до пенсии работала в колхозе.
  • Гришко (Скуб) Вера Никифоровна работала в колхозе.
  • Гришко Нина Терентьевна работала в колхозе.
  • Черномаз (Полтинкина) Дина Фёдоровна работала бухгалтером в колхозе, заведующей амбарами.

Избран главой администрации Платнировского сельского поселения.

  • Черномаз Владимир Никитович в 1992 – 1994 – глава администрации Платнировского сельского поселения.

Создали своё коллективное хозяйство

  • Черномаз Владимир Никитович в 1998 – 2008 – глава к/х «Черномаз», с 2008 года – член к/х «Черномаз».
  • Черномаз Владимир Владимирович

    Гришко Владимир Никифорович

    Чекмурина (Черномаз) Екатерина

    Деркач (Черномаз) Дарья

    Черномаз Егор играет на гитаре на вечере встречи с выпускниками.

Семья, в которой чтут традиции.

Предки пришли с Ермаком

Происхождение фамилии Толмачев понятно: в предках нынешних Толмачевых был переводчик, по-старинному – толмач. Поскольку казаки охраняли рубежи России, у них и была большая потребность в толмачах –
для общения с сопредельными народами. Отсюда и слывет фамилия исконно казачьей…

– Я казак во всех поколениях, – говорит Сергей Максимович Толмачев. – По линии матери – из Поповых, пришедших в Сибирь в ХVII веке. Георгий Катанаев называет их сподвижниками Ермака. И моя мать, Екатерина Андроновна, всегда говорила: «Мы – коренные сибиряки. Пришли сюда с дружиной Ермака». Сергей Максимович Толмачев – мастер спорта СССР, судья международной категории по борьбе самбо. Кандидат педагогических наук, профессор. В течение 23 лет работал в Омской академии МВД, был начальником кафедры боевой и физической подготовки. Много лет был атаманом Сибирского казачьего войска и заместителем Верховного атамана Союза казаков России. И после реформирования организации с 2014 года возглавляет Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков, а в 2015 году переизбран и атаманом Межрегиональной общественной организации сибирских казаков. Он убежден, что казачьи корни можно обнаружить в каждой второй русской сибирской семье:

– Служивое казачество пришло с Ермаком. Многие переселенцы в Сибирь были казаками. Из Омска на запад и на юг протянулись укрепленные казачьи линии Горькая и Иртышская. Сам город Омск неотделим от казачества, им был основан (как и Тара). В центре Омска – Казачья слобода, на юге был Атаманский хутор, на севере – станица Захламинская. Свою казачью родословную Сергей Максимович восстановил, чтобы дети, племянники, внуки знали биографию семьи, гордились подвигами предков.

Имя в честь деда-героя

Имя Сергей Максимович получил в честь прославившегося в боях двоюродного деда Сергея Ефимовича Попова. Он служил в 1-м Сибирском казачьем Ермака Тимофеевича полку, воевавшему в Первую мировую на Кавказском фронте. Тогда казачьи полки составляли две трети всей конницы России. Их направляли на наиболее опасные участки фронтов, потому что это были самые подготовленные воинские подразделения, а сами казаки – наиболее патриотично настроенные бойцы. За Сарыкамышскую операцию полк был представлен к Георгиевскому знамени. 21 декабря 1911 года в бою под Ардаганом сибирские казаки наголову разгромили 8-й турецкий Константинопольский полк, изрубили 500 турок, около 200 взяли в плен, захватили батарею и неприятельское знамя полка. Сами при этом потеряли 14 человек.

Было это так. На рассвете морозного туманного дня 1-й Сибирский казачий полк, шедший в авангарде бригады, своими дозорами обнаружил табор турецкой пехоты на неприступных, покрытых льдом и снегом горах. Впереди – цепи стрелков, за ними батарея. Затем батальон резерва со знаменем. Ермаковцы ураганом понеслись по кручам. Так годом раньше казаки полка стремительно скакали на маневрах в горах Ала-Тоо, вызвав удивление и… недовольство инспектирующего маневры генерала: мол, слишком лихо, как «упражнения в езде в итальянском духе». Но война показала, что выучка и бесстрашие ведут к победе. Табор турецкой пехоты сложил оружие. После этого командир полка и есаул стали первыми из сибиряков-офицеров, удостоенных высшей военной награды России – ордена Святого Георгия 4-й степени. А среди особо отличившихся отвагой десяти казаков отмечен Сергей Ефимович Попов.

Сведения об этой славной странице в истории полка и подвиге соименного родственника Сергей Максимович Толмачев с волнением нашел в очерке, предваряющем вышедшую в Новосибирске книгу «Песни и марши сибирских казаков». А в книге генерала Петра Краснова «На рубеже Китая» есть сведения о предке по отцовской линии – есауле Толмачеве. Он служил в том же 1-м Сибирском казачьем Ермака Тимофеевича полку! В 1911 году Петр Краснов приехал из Петербурга в Джаркент принимать под свое командование этот полк. Вот фрагмент из книги: «К вечеру я был в Кольджате, где был радушно принят командиром 3-й сотни есаулом Толмачевым и его женой. Они накормили меня прекрасным ужином и устроили ночевать в отдельной комнате своей постовой квартиры. Есаул Толмачев произвел на меня очень хорошее впечатление дельного и знающего офицера». Через три года сотенный командир погиб не в бою – от руки своего подчиненного. «Осерчал на него»,– говорил негодяй на полевом суде. Казаки расстреляли убийцу. Печальная история, суровое возмездие сорвавшемуся казаку. Военная служба знает не только победы…

Почему проиграли белые?

Казаки Поповы жили в поселке Красный Яр станицы Архангельской под Петропавловском. Поселок был старожильческим. Большим – в 300 домов. Осваивая Сибирь, казаки выбрали красивое место в излучине реки Ишим, с реликтовым лесом на берегу. Андрон Антипович Попов, дед Сергея Максимовича Толмачева, ко времени революции 1917-го и Гражданской войны был казаком преклонных лет – за 70. Пришли белочехи, приказали казакам сдать оружие: шашки, винтовки. Андрон отказался. Арестовали, но выпустили. Старый казак убедил, что оружие сдавать не имеет права, он будет верен присяге. Молодых мобилизовали в белую армию, а Андрона оставили в охране. Белочехи расстреляли большевистских агитаторов. Пришли красные. Участников белого движения вывели за станицу и изрубили шашками. Лучшие дома разобрали по бревнышкам и перевезли в Петропавловск, поселок сожгли. Через годы его пытались возродить, но не вышло. Казачьего Красного Яра нет.

В семье Поповых-Толмачевых много размышляли о результатах братоубийственной Гражданской войны. Пришли к такому выводу. В Сибири казачество на 90 процентов было белым. И, кстати, Ишимское восстание, которому посвятил книгу «Ни креста, ни камня» омский писатель Михаил Шангин, – не крестьянское, а казачье. Не хотели казаки советской власти. Но сражаться со своими тоже были не обучены, храбрость куда-то отступала. Вот пример из семейной истории. Красные с Урала теснили колчаковскую армию на восток. Вот и Красный Яр оставили. В казачьих домах под жилыми помещениями подпол – это большая клеть вровень с площадью дома. Супруга Андрона Попова Прасковья Даниловна послала дочь Катю за припасами. И видит девочка: подвал полон казаками, белыми: «Ты, девочка, никому не говори, что видела нас. Мы разойдемся по домам». Дезертиры… Вот и ответ на вопрос, почему проиграла белая армия.

Традиции соблюдали неукоснительно

Дед Николай Иванович Толмачев воевал в Первую мировую и умер от ран в 1917-м. Его трехлетнему сыну Максиму предстояло прожить жизнь, отличную от той, что вели предки, не казачью. Высокий, видный Максим Толмачев женился на Екатерине Поповой, и начали они жизнь с нуля и на новом месте – в селе Киялы Северо-Казахстанской области. Отсюда был призван на Великую Отечественную. Кстати, до 1936 года казаков в армию не брали: не доверяли. Война все изменила. В Ташкентском учебном центре Максим Толмачев служил до конца войны, готовил десантников. Писал рапорт за рапортом о переводе на фронт, ему отвечали, что нужен здесь.

Но ни одна война на протяжении веков не обходилась без сибирских казаков Толмачевых и Поповых. Троюродный брат Максима Иван Васильевич Толмачев прошел всю Великую Отечественную, его путь – от солдата до командира танковой роты. Весной 1945-го прислал сестре благодарности за взятие немецких городов на Штеттинском направлении. Написал: «Светик! Сохрани и эти благодарности. Когда-нибудь, когда будешь большой, вспомнишь своего брата, который бил немчуру на его же земле». Не посрамил фамилии и двоюродный брат Максима Николай Алипкин. Но под Москвой был ранен, попал в плен. За немецким концлагерем последовал советский. По пути в Карлаг Николай сумел выбросить в окно записку для родных. И ее доставили по адресу… А брат Екатерины Толмачевой Листофор Попов участвовал в Сталинградской битве и погиб под селом Богородицким Ростовской области.

А как складывалась казачья судьба в мирное время? С двумя только классами церковно-приходской школы Максим Николаевич Толмачев, поработав конюхом, трактористом и механиком, в течение 35 лет возглавлял отделение зерносовхоза и был уважаемым руководителем. Все вокруг не так, как в станицах, а семейный быт – в точном соответствии с казачьими традициями. Детей – шестеро, всех крестили. Пасху отмечали, как и другие православные праздники. Лучшие традиции патриархальной русской семьи соблюдали неукоснительно. Сыновей сызмальства приучали к лошадям, отпускали в ночное. Только не было в доме никаких семейных реликвий, старинных документов, фотографий и наград пращуров. Все утрачено во время расказачивания-раскулачивания.

– Я в детстве с коня не слазил, – говорит Сергей Максимович. Меня спрашивают: «Ты кем хочешь стать? Наверное, как отец, управляющим?» А я искренне отвечаю: «Нет, конюхом». А стал спортсменом и педагогом. Все дети Максима и Екатерины, по деревенским понятиям, вышли в большие люди. Владимир – летчик, Александр – заслуженный тренер России по самбо, он и пристрастил Сергея к борьбе. Любовь и Валентина – учительницы. А Вера – сельский предприниматель, у нее большое хозяйство.

– Родные отца все дружат, готовы прий­ти друг другу на выручку, поддержать в трудной ситуации, – говорит Анастасия Толмачева, дочь Сергея Максимовича. – И думаешь, что большая семья – это счастье. И становится жалко, что такие семьи пошли на убыль.

Анастасия – ведущий специалист по связям с общественностью театра «Арлекин». Ее сестра Екатерина – кандидат исторических наук, доцент Академии МВД, полковник полиции. Недавно вернулись родители с курорта, а Екатерина стол накрыла к 45-летнему юбилею свадьбы Людмилы Васильевны и Сергея Максимовича. Дочери атамана согласны с отцом, который считает: «Казачество – это состояние духа». Анастасия говорит:

– В нашем роду не было крепостных, казаки всегда отличались силой характера и независимостью. Это многое объясняет в судьбе потомков. Я далеко правду, не соглашаясь с начальством. Но, с другой стороны, разве не благо – самостоятельность суждений? Говорят, что я очень похожа на деда Максима – внешне, хорошими чертами, например коллективизмом, и слабостями, среди которых некоторое равнодушие к порядку. Мне очень интересно открывать новые страницы из жизни рода. Не всегда могу идти на компромиссы. Часто – себе во вред – отстаиваю свою.

Алина Левченко - учащаяся 10 класса 93-й средней общеобразовательной школы Советского района города Волгограда, до учебы и интересных увлечений - жадная. Побольше бы таких, как она, с пользой проводящих свое время. Алина занимается в Центре детского технического творчества, в научном обществе учащихся, а еще в городском детском юношеском центре, в клубе «Корни и крона». И это при том, что нагрузка у старшеклассников «на выданье», когда до окончания школы остается всего ничего, довольно плотная. Ее интересует история родного города, краеведение… Но, в первую очередь, она основательно занимается своей родословной.

- Алина, исследовать историю казачества - не простое занятие, тем более, когда речь идет о родословной. Что вас побудило заняться этой темой, и когда началось столь необычное увлечение?
- В четвертом классе мы начали готовить «родословные проекты» и тогда я впервые узнала о том, что по маминой ветви мы все донские казаки. Меня это очень заинтересовало, а с возрастом я уже серьезно занялась исследованием своего казачьего рода. Считаю, очень важно, каждому уважающему себя человеку, знать о том, кто мы и откуда. Когда я стала основательно заниматься историей нашей семьи, поняла, что с каждым новым фактом, которые становились мне известны, появлялись все новые и новые вопросы. И я уже не могла остановиться, настолько все это увлекло…
- Можете назвать известных вам казаков вашего рода?
- Мои, если можно так выразиться, родоначальники - Елисей Тимофеевич Калачёв и Василий Митрофанович Панфилов. Их не стало задолго до рождения моих бабушек и дедушек. И тогда я сама пытаюсь выяснить что-либо об их непростой жизни, их биографии. Вот почему я занимаюсь своими казачьими корнями. А уже потом меня стала интересовать вся история казачества…

Алина Левченко родилась в Волгограде, как и ее мама, Татьяна Вячеславовна. А вот бабушка ее родом с хутора Ершиловского Хоперского округа. Хуторок тот неподалеку от станицы Михайловской Урюпинского района. Можно сказать, зов предков побуждает Алину довольно часто бывать на родине предков своих, видеть, как живут ныне казаки, чем занимаются, узнавать прежний быт, культуру, традиционный уклад хоперских казаков.

Поинтересовался о впечатлениях девушки в тех краях.
- Очень красивые места. И хуторок, милый сердцу моему… В первую очередь, - это чистейшая река Хопер, родные просторы, поля и перелески - все это мило мне, как старики говорят, здесь исходит Божья благодать.
- Алина, коли вы уже несколько лет занимаетесь этой темой, что можете сказать о нашем казачестве, что это за явление в истории нашей страны?
- По моему убеждению, история донского казачества интересна и богата своими событиями и традициями. А сколько казаков прославили наше Отечество! И моя семья причастна к этой истории.
- Что-то о своем предке Калачёве уже знаете?
- Да, и довольно много. Мне известно, что он служил в донском казачьем войске, участник Первой мировой войны, полный Георгиевский кавалер. Родился в хуторе Акуловском Михайловской станицы Хоперского округа Области Войска Донского…
- В каких конкурсах принимаете участие, и что это вам дает?
- Фактически, я не пропускаю ни один конкурс, так или иначе связанный с генеалогией и казачеством. В настоящее время участвую в областном конкурсе «Человек в истории России. XX век». Рассказываю историю жизни своего прапрадеда Елисея Тимофеевича Калачёва. Участвовала также в проекте «Расказачивание». Это было 24 января 2014 года. Получила грамоту. У меня много других дипломов - за активное участие в разных конкурсах. Сейчас пишу новую работу «Судьба казачества. Наши корни» Это большой проект, над которым начала работать в прошлом году. Работа будет состоять из двух частей. Первая о роде казаков Панфиловых, вторая часть о семье Калачевых. Особое внимание уделяю прапрадеду, Георгиевскому кавалеру Калачёву. У меня уже есть наброски генеалогического древа нашего большого рода. Начало родословия - первая половина девятнадцатого века. Надеюсь, копнуть и глубже, если получится.
- Сами-то чувствуете в себе казачьи корни?
- Да, конечно. И горжусь тем, что я казачьих кровей. Казаки во все времена защищали свое Отечество, а их главными чертами характера были понятия о чести, крепкой семье, достоинстве и незабвенной любви к Дону своему. Вот это и вдохновляет меня на то, чтобы как можно полнее узнать и рассказать о предках своих и сохранить эту память потомкам.
Прикидывая свое будущее, Алина, по окончании школы, мечтает поступить на историко-филологический факультет одного из волгоградских вузов. Пожелаем же ей удачи!
Беседовал
Владимир Весов.
Фото автора