Сценарий праздника «Русской Берёзки» для детей старшей группы на площадке. Сценарий праздника «Русской берёзки

Учебные дисциплины: окружающий мир, русский язык и литература, история, ИЗО.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7-11 лет.

Тип проекта: учебный проект.

Задачи проекта:

  • Развивающие :
    • развивать умение отбирать необходимый материал;
    • развивать коммуникативные навыки;
    • развитие связной письменной и устной речи учащихся;
    • выработка навыков выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия.
  • Обучающие :
    • расширить знания учащихся о жизни березы;
    • выяснить, что означает слово «береза»;
    • выявить роль березы в подержании жизни на Земле.
  • Воспитательные :
    • формировать бережное отношение к растениям;
    • учить соблюдать правила поведения на природы.
  • Практические :
    • создать мини-энциклопедию «Все о березе»;
    • провести праздник «Береза – символ Родины моей».

Результат проекта (продукт): разработка сценария защиты проекта, мини-энциклопедия «Все о березе».

ХОД ПРАЗДНИКА

Ты до того, березонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.

– Ребята! Во время праздника будьте очень внимательны. Вы познакомитесь со многими интересными сведениями о березе. Эти знания помогут вам ответить на вопросы викторины, которую мы проведем в конце праздника, и пригодятся в жизни.

(Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»).

Чтец. (Слайд 3)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грёз.

Чтец. (Слайд 4).

Русь моя! Люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Чтец. (Слайд 5)

Чтец. (Слайд 6)

Мы много книг перечитали
И материалы отбирали,
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи березке посвящали.
Писали мы ученые конспекты,
И вот пред вами все наши проекты!

Раздел «Вдохновение»

Чтец. (Слайд 7)

Березы, березы... Вы всегда бескорыстно и надежно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далекие времена были для них источником тепла и света – самой светлой лучиной, самым жаркими дровами в печи. В Древней Руси служили для написания письма берестяные грамоты, летописи.

Чтец. (Слайды 8, 9)

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение «Берёза» Сергея Есенина с детства хорошо знакомо всем.

Белая береза (Слайд 10)
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Чтец. (Слайды 11, 12).

И ныне березка – постоянный спутник человека. Береза – одно из распространенных деревьев Северного полушария, но только в северной и средней полосе России (да еще в Белоруссии) растет береза чистыми сплошными рощами, которые называются березняками. Поэтому и называют березку русским деревом. Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Её скромная красота вдохновила и нас, мы тоже посвятили березке свои сочинения в стихах и прозе.

Дети зачитывают свои сочинения о березке. (Слайды 13-21)

Раздел «Рисуем русскую березку»

Чтец. (Слайд 22)

Для защиты проекта «Рисуем русскую березку» мы подготовили панно «Вечно жить березовым рощам», на котором представлены живописные работы учащихся.

Художник. (Слайды 23-30)

Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один –
Весь 3-й А проект готовил:
Одни писали реферат,
Трудились много дней подряд,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес...
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.

Чтец. (Слайды 31-33)

Русскую березку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.Гаршин, глядя на картину А.Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я назвал эту картину «Чувство Родины»». И, действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России.

(Идет показ картины А. Саврасова «Грачи прилетели»).

Чтец. (Слайды 34)

Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березкой качается,
В светлых дождях купается!

(Идет показ картины А. Куинджи «Березов роща»).

Чтец. (Слайд 35)

Перед картиной «Березовая роща» А. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки.

Чтец. (Слайд 36)

На полянке, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березы –
Символ Родины моей.

Чтец. (Слайд 37)

Ты так мила мне, до любой росинки, В твоих просторах дремлет тишина. Березовая русская Россия – Ромашковая добрая страна!

Раздел «Солдатские березки»

Чтец. (Слайд 38)
Какой человек не любит красавицу березку! Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень.
Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны! Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.

Чтец. (Слайд 39)

За селом, вдали, на перекрестке
Полевых едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня...
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березах
Говорили часто мне бойцы:
«Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенёс,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез...»

Чтец. (Слайд 40)

Затихли военные грозы,
Свинцовых не цокает град,
Но горькие раны березы,
Как память о прошлом, хранят.
Их ливни целуют косые,
Ласкают их ветры, трубя:
«Никто, никогда их, Россия,
Не в силах отнять у тебя».
Летела б во мраке планета,
И трудно бы людям жилось
Без этого доброго света
Исконных российских берез.

Чтец. (Слайд 41)

Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была...
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым-бела.
Сколько раз осколки били в каску,
Но живым я вышел из огня:
Верил я не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай
Эту быль подснежника весны,
Как ждала меня, ждала меня с победой
Сорок с лишним месяцев войны! ...
Снова у родного перекрестка
Я стою, взволнованный, с утра –
Вот она, заветная, березка,
Теплый образ света и добра!

Раздел «Березовое царство – хорошее лекарство»

Чтец. (Слайд 43)

Милая наша березка не только всесторонне обогащает нас, она еще универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если вы заблудитесь в лесу. Из березовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, активированный уголь, масла. А как ароматен и полезен настой березового гриба-чаги! Не зря его называют березовым бальзамом. Полезен и приятен освещающий древесный эликсир – березовый сок!

Чтец. (Слайд 44)

А русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Листья у березового веника широкие, мягкие; хорошо запаренный, он выделяет эфирные масла и другие целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.

Сценка 1. (Слайд 45)

Кабинет врача. Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.
Врач: Проходите. Садитесь.
(Больная, скрипя и охая, садится).
На что жалобы, хорошая вы моя?
Больная: Ох, доктор, скрючило меня!
Слышь, как суставы щелкают, скрипят.
Врач: Так...Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает головой).
Врач (подает бутылочку) :
Принять лекарство «Сок березы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны.
(Больная пьет... Выпрямляется).
Врач: Что, полегчало, милая немножко?
Как ваши поясница, ручки, ножки?
Больная (с легкостью встает) :
Да, очень, очень полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока-пока! Я поскакала!
(Убегает, забыв про костыли) .

Сценка 2.

Врач: Следующий.
(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая) .
Вас слушаю.
На что есть жалобы, больная?
Больная (сквозь кашель) :
Удушье, доктор, видно, доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач: Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.
(Больная приходит в ужас) .
Врач: Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из березы сок.
(Достает бутылочку) .
Примите ложечку-другую
(Больная принимает лекарство) .
Ну что? Я верно вам толкую?
Больная: Да, белый свет я увидала!
Не кашляю! Свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!
(Убегает) .
Врач: У кого удушье, астма,
В горле боль или отек,
Пейте чудное лекарство –
Из березы русской сок!

Раздел «Если рядом с тобою береза»

Чтец. (Слайд 46).

Если хотите узнать, какое будет лето, то внимательно присмотрись к березам. Если весной из березы течет много сока, то лето будет дождливое. А какой будет весна, береза рассказывает осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней. И зиму березы могут предсказать: в начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Чтец. (Слайды 47-50)

Известно более 100 видов берез. Березы бывают белокорые, тонкокорые, низкорослые, карликовые, бородавчатые, пушистые и другие. Встречаются березы с желтой, фиолетовой, серой, даже чёрной корой. Царским деревом называют карельскую березку.

Чтец. (Слайд 50)

Русь, Россия испокон века была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость... Березка – воистину крестьянское дерево. Она напоминает про ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, половик, холщовую рубашку, курочку Рябу, каравай хлеба...

Звучит песня в исп. С.Безрукова «От чего так России березы шумят…». (Слайд 51)

Чтец. (Слайд 52)

Есть у березки и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году.

Чтец. (Слайд 53)

Береза является символом самого любимого на Руси праздника – Троицы. Этот день проводили в лесу вокруг березы. Девушки надевали на голову березовые венки, березку украшали лентами и цветами. Вокруг не водили хоровод.

Чтец. (Слайд 54)

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь оно живое! Много бы жалоб поступило от березы, если бы они могли говорить. Особенно весной плачут они горькими слезами. Чтобы напиться сока, люди по-варварски разрубают топором, губят тем самым белую кору.

Чтец. (Слайд 55)

Ввесенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь прозрачная, как слёзы.

Чтец. (Слайд 56)

Много ран наносит природе человек. Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведенных для рубки леса. Сохраним природу для будущих поколений! Люди, не губите березы!

Чтец. (Слайд 57)

Охранять березку
Станем мы гурьбою,
Чтоб краса-березка
Выросла большою!

Раздел «Мы посадим березы кругом»

Чтец. (Слайды 58-60)

Мы разработали план озеленения в нашем городе и предлагаем ввести в традицию школы посадку берез 1 сентября родителями 1-классников и выпускников 11-классников.

Раздел «Что делают из березы»

Чтец. (Слайды 61-69)

Из белоствольной красавицы получают тысячи вещей. Само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж, лучших сортов фанеры. Из бересты можно сделать различные корзины, коробки, кузова, сумки, подкладки для рельсов, зубчатые колеса, ружейные ложа.
Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски, нафталин, дёготь.

Раздел «Береза – талисман»

Чтец. (Слайд 70)

Для людей, родивших 24 июня и 22декабря, береза является деревом талисманом. Люди, родившие в эти дни, как правило щедры, жертвенны. Любят общество. Трудолюбивы. Красивы, стройны. Не выносят грубости. Любят дарить и получать подарки. В час невзгод, неприятностей надо найти березу, прикоснуться к ней, обнять её ствол руками, прислониться спиной, довериться ей и попросить помощи. Общаться с ней нужно 20-30 минут и вам станет намного легче, вы обретёте душевное спокойствие.

Раздел «Березка - символ Родины моей»

Чтец. (Слайды 71-72)

Молодые тоненькие, прямые березки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому
что вечен наш народ, вечна земля Русская!

Чтец. (Слайды 73)

Береза – сама Россия – ее верная примета, радость, гордость и счастье! А счастье всегда хрупко, и надо много усилий, терпения, ума и доброты, чтобы сохранить его.

Чтец. (Слайд 74)

Опять о них, кудрявых и белесых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси!

(Звучит песня «Вы шумите, берёзы!» в исполнении» ансамбля «Сябры».)

Сценарий развлечения «Праздник русской берёзки».

Цель: познакомить детей с весенне-летним праздником «Троица» и его символом берёзой.

Образовательные задачи:

познакомить с обрядами и обычаями, связанными с этим праздником;

формировать реалистические представления о природе;

расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи:

развивать умение узнавать по описанию (загадке);

способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора.

Воспитательные задачи:

воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;

воспитывать любовь к природе, родному краю.

Интеграция областей: музыка, познание, коммуникация, здоровье, физическая культура.

Виды детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Оборудование: диски с записями музыкальных произведений , ленты, платочки.

Предварительная работа: разучивание песен, хороводов, подвижных игр.

Работа с родителями: рассказать о русском празднике «Троица» и его обрядах, помочь сшить русский сарафан.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о празднике, обрядах и обычаях.

Логика проведения развлечения.

Праздник проводится на полянке с берёзкой на территории детского сада.

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла», воспитатель с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, подходят к берёзе, встают в круг.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

Берёзка пригласила нас на праздник, который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок или Троицы. Это был любимый народный праздник, посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.

На Троицу гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали летами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

1 ребёнок:

Берёзка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

2 ребёнок:

Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей. (И. Агеева)

3 ребёнок:

Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод. (Звучит музыка)

Мы вокруг берёзки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоёт

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Яркие платочки

В руки мы возьмём.

У берёзки стройной

Песни заведём.

Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы». (Ведущий достаёт корзину с лентами, полосками и вместе с детьми украшает дерево.)

Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (Это берёза.)

Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.

В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Ребята, кто знает стихотворение о берёзе?

1 ребёнок:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)

2 ребёнок:

Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к дерёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

3 ребёнок:

Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

Их освещает вечером

Закат от солнца розовый,

Поёт им ветер песенки

Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова)

4 ребёнок:

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней. (Вс. Рождественский)

Дети поют песню «Во поле берёза стояла».

Раздаётся стук.

Ой, дятел, наверное, стучит, лакомится живительной влагой берёзки!

Появляется старичок-лесовичок:

Нет, это я, старичок-лесовичок. (Подходит к берёзке, разглядывает.) Какая берёзка нарядная у вас! Молодцы, ребята! Давно на поляне я не видел хороводов. Скучно мне в лесу живётся. Раньше ведь в лесу русалки собирались. Тихими лунными вечерами выходили они из-под озёрных коряг и прятались в деревьях. А с восходом солнца они пели песни, водили хороводы, качались на ветках берёз, заманивали в лес голосом своим и красотой добрых молодцев.

У вас, ребята, так интересно и весело, что мне захотелось с вами поиграть. Знаете, какая игра была самой любимой на Зелёные Святки?

Правильно, горелки. Давайте поиграем.

Участники игры строятся в две колонны парами. Водящий становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги.

После последних слов дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один – слева, другой – справа, стараются соединиться, добежав до условленного места. (На расстоянии 20 шагов обозначают место флажками или веточками берёзы.) На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно.

Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, одного участника игры он берёт за руку и встаёт с ним в пару.

Старичок- лесовичок:

Ой, утомился я с вами!

Сядь, дедушка, отдохни. Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза? (Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.)

Молодцы, ребята. На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходя к ним, он произносит:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети-«цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Русская берёза красива в любое время года!

1 ребёнок:

Каждый день я вижу

Берёзу из окна –

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

2 ребёнок:

Зелёной лёгкой дымкой

Окуталась весной,

И ветер невидимка

Колышет лист резной.

3 ребёнок:

А летним днём струится

Она живым шатром,

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном.

4 ребёнок:

Лишь осень золотая

Лист опалит огнём,

Берёзка облетает,

Тоскует под дождём.

5 ребёнок:

Укрытая снегами,

Стоит она зимой

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

Старичок-лесовичок:

Я отдохнул и хочу ещё с вами поиграть. Давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеёк».

Игроки встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.

На Зелёные Святки умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели; бросали в реку или колодец мелкую монетку – на счастье; девушки загадывали желание и кумовались (обменивались подарками и целовались).

Ребята, посмотрите, что у меня в корзине. (Достаёт и корзины ленту с колечком.) Давайте поиграем в русскую народную игру «Колечко».

Дети встают в круг. На ленту надето колечко, связав концы ленты, дети передвигают кольцо по ленте. Ребёнок, выбранный считалкой, ходит по кругу и ищет кольцо, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждый отвечает: «У меня!» А в это время кольцо передаётся другому участнику игры. Водящий берёт игрока за руку, если найдёт кольцо, меняются местами.

Старичок-лесовичок:

Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето.

Всех зовёт купаться … (лето)

Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (солнце)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостиной. (Лес)

Плачет по весне слезами,

В почках растворяет камень

И бумага для письма,

Средняя группа

(экологический праздник)

Цель: Продолжить приобщение детей к духовным ценностям природной

культуры. Создать радостное настроение. Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям, желание любоваться ими и охранять их.

Оборудование зала: макет березки (коллективная работа детей по изодеятельности, листочки березки выполнены ладошками детей, солнце, птицы и цветы на центральной стене.

Действующие лица: Ведущий, «Берёза», Баба Яга, Василиса Прекрасная –

взрослые.

Ход праздника:

Муз. руководитель:

Вот и лето наступило, солнце греет целый день,

Веселиться, петь, резвиться, думаю нам всем не лень!

Солнышко лучистое, доброе, проснись,

В хороводе праздничном с нами покружись!

Хоровод «Солнышко» Е. Железновой

Муз. руководитель:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Ведущая: Ребята, от кого пришло письмо,

Вам хочется узнать?

Тогда надо постараться

Загадку отгадать:

Лето красное встречает – и сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице – в полоску, ты узнаешь… (березку)

Ведущая: Приглашаю вас ребята

Я на летний луг гулять!

Будем вместе веселиться,

Петь, играть и танцевать.

Летняя разминка: Вот идем мы в летний лес полный сказок и чудес.

(раз-два, раз-два)

Мы шагаем по тропинке, не помнем мы не травинки.

(вдох-выдох, вдох-выдох)

Тут березки на пути – надо к ним нам подойти.

А какие березки бывают? (большие и маленькие) (вдох, руки вверх – выдох, руки вниз)

Вдруг поднялся сильный ветер. Он – сильнее всех на свете.

А высокие деревья – на ветру качаются – ветру подчиняются.

Зашуршали листики. Листики зеленые, к веткам прикрепленные.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, какая красивая березовая роща, а вот и наша берёзонька.

Ребята, а вы знаете пословицы, поговорки о березе? Расскажите.

Если с березы и дуба листья не опали полностью – жди суровой зимы.

Когда береза станет распускаться – сей овес.

Осенью листья с берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя. Снизу – поздняя.

Бела береза, да черен деготь.

Ведущая: Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о родной русской природе, о красавице березке.

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Мила она русскому человеку. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту и за пользу, которую она приносит.

Песня «Берёзонька» Н. Соловьёвой

1 реб. - День рождения, день рождения у красавицы лесной!

Мы подарим ей веселье, ленты в косы заплетем!

И красивые сережки будут ей как раз к лицу!

Как березке без сережек? Не бывает так в лесу!

2 реб. – Берёзонька, красавица, мы к тебе пришли,

Ленточки цветные в подарок принесли.

3 реб. – Станем мы берёзку украшать,

Веточки в косички заплетать,

Ленточки шелковые – в косоньки зелёные.

(дети украшают березку ленточками, звучит «волшебная» музыка и березка оживает)

Березка: Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,

С веточками кудрявыми - зелеными косицами?

Березонька – беляночка, красавица лесов,

К воде пошла, умылася, обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася, березовым плечом.

С березкой рядом рощица, семья ее подруг,

И так узнать ей хочется, что нового вокруг?

Березонька – подруженька немного отдохни

И хоровод, Березонька, ты с нами поводи

Хоровод «Ай, да, берёза» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой

Ведущая: Грохот, шум, тарарам,

Это кто стучится к нам? (вбегает Баба Яга с метлой)

Ведущая: Это Баба-Яга, костяная нога.

Что тебе надо от детского сада?

Баба – Яга: Я летела на метле, очутилась на земле.

Долго к вам я собиралась (достает зеркало, смотрится в него)

Так старалась, наряжалась (убирает зеркало)

Баба – Яга: Вы меня к себе не звали, вы меня совсем не ждали.

Вас за это накажу, всех вас праздника лишу.

Я березку обломаю, веточек насобираю,

Чтобы новая метла в небеса меня несла.

Ведущая: Веточки ломать не надо, лучше уходи из сада.

Мы березку защитим и в обиду не дадим.

Входит Василиса Премудрая

Василиса: Мимо шла я по делам, да услышала шум, гам.

Если надо вам помочь, сделать это я не прочь.

Ведущая: Василиса, дорогая, нам не справиться с Ягой.

Бегает она, хлопочет, заломать березку хочет.

Василиса: Не ругайся, старая, ты уймись, Яга,

Ведь на праздник к детям привела тебя судьба.

Баба-Яга: А меня вы не боитесь? Ну, тогда скорей сюда.

Крепче за верёвочку беритесь, начинается игра.

Игра «Перетягивание каната»

Василиса: После игр, бабуленька, сядь и отдохни,

И пляску с платочками нашу посмотри.

Пляска с платочками - Ю. Селиверстова. Сл. - О. В. Долгалёва, на мел. укр. песни «Зiмонька»

4 реб. - Берёзка-лебедь белая, рядком с тобой стоим,

Тебе, моя, несмелая, стихи мы говорим.

5 реб. - Лопочет белая березка, что ей для разудалых кос,

Сейчас желательна расческа, и пудра, чтоб присыпать нос.

И поясок подпоясаться, на длинный белый сарафан.

И зеркальце полюбоваться, на свой изящный легкий стан.

Василиса: Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари до зари

Веселятся ложкари.

Видеокараоке «Лесной оркестр»

Баба-Яга: Ну, ребята, удружили, вы меня развеселили.

Не могу я устоять, так и хочется плясать.

Пляска Бабы-Яги и Василисы (русская народная мелодия)

Василиса: Славно мы повеселились, поиграли, порезвились,

А теперь пришла пора расставаться, детвора.

Баба-Яга и Василиса прощаются и уходят.

Березка: Вы много знаете песен и стихов о моих подружках березках.

Береза – самое красивое дерево России. Шумит оно листвой,

украшает лес, нашу жизнь, но иногда и грустит, как - будто на кого-то жалуется.

Ведущая: Да, бывает, что в лес приходят недобрые люди. Ломают деревья,

обижают птиц, разоряют муравейники. Такие люди наносят вред лесу. Расскажите, как же должны вести себя друзья природы?

6 реб. - Белая берёза – милая сестра,

Ты расти, не бойся звона топора.

Белая берёза, птицы по ветвям!

Я тебя в обиду никому не дам.

7 реб. - Будем березку любить, охранять,

Будем мы взрослым во всем помогать.

Реки, поля и леса сбережем,

Помним о том, что природа – наш дом.

8 реб. - Белая берёза, мой поклон тебе:

Ты в судьбе России и в моей судьбе…

Белая берёза, русская земля:

И печаль, и радость, и любовь моя.

Березка: Каждый куст берегите, ребята, где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.


Курочкина Ирина Александровна

Сценарий праздника «Завивание Русской Берёзки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа, его музыкальной культурой, формирование музыкально-творческих проявлений у детей.
Оборудование: - Берёзка (атрибут) и дерево на территории ДОУ;
- 2-а короба с веточками (бумажные берёзовые листочки), вениками, коробка для сока, изделиями из бересты, корзинкой, платочками, ленточками.
-узелки с угощениями для Берёзы: пирожки, баранки, яйца, сушки и т.п.;
- разнос с угощением для детей (берёзовый сок)

Место проведения: музыкальный зал или открытая площадка.


В зале или на улице детей встречают 2 Девицы (Взрослые) в русских сарафанах.
Девицы: Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (С поклоном.)(Ответ детей)
Мы собрались здесь петь, плясать
И Берёзку русскую прославлять!
1 Девица: Россия – как из песни слово, берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
2 Девица: Белолицая, белоствольная, как невеста горда и нежна,
Словно русская песня, раздольная, к небесам устремилась она.
1 Девица: К нам, сюда, скорее просим, подходи честной народ,

2 Девица: И для малых, и для взрослых, всем на радость каждый год,
Наши русские берёзки затевают хоровод!

Общий хоровод «Во поле берёзка стояла» р. н. м., автор текста неизвестен.
Текст песни:
1) Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла, люли-люли, стояла.
2) Скучно ей, берёзоньке стояти, скучно одинёшенькой стояти.
Люли-люли, стояти, люли-люли, стояти.
3) Высадим мы рядом с берёзкой целую берёзову полоску.
Люли-люли, полоску, люли-люли, полоску.
4) Рядышком другую и третью, чтобы было весело смотреть ей.
Люли-люли, смотреть ей, люли-люли, смотреть ей.
5) Во поле пойдём, погуляем, но того мы места не узнаем.
Люли-люли, не узнаем, люли-люли, не узнаем.
6) Где одна берёзка стояла, роща там ветвями закачала.
Люли-люли, закачала, люли-люли, закачала.
7) До чего же стало красиво, всем берёзка скажет: «Спасибо!»
Люли-люли, «Спасибо», люли-люли, «Спасибо».

Под р.н.п. «Коробейники»
Девицы надевают короба, дети садятся на места.

1 Девица: Подходи честной народ, Коробейник продаёт
Берёзовые веточки для Катеньки и Светочки.
2 Девица: Есть веники для бани, для Миши и для Вани.
Свежие, пахучие, нежные и жгучие!
1 Девица: Есть и сок берёзовый, чтоб были щёчки розовы!
2 Девица: Берёзовая каша для Феди и для Маши.
1 Девица: Берёзовые почки берите на примочки!
2 Девица: Изделия из бересты бери, не пожалеешь ты!
1 Девица: В праздник Матушки – Берёзушки все подарки разложу.
2 Девица: А я ещё лучше разложу… (Раскладывают платочки в коробе.)
1 Девица: Платочки шёлковые – алые, голубые, лиловые!
Раздача детям платочков. Девицы-коробейники короба снимают.
Девица выводит 2-х детей – чтецов старшей группы в центр.
1 Ребёнок: На поляне, на пригорке, под окном, среди полей
Белокрылая берёзка – символ Родины моей.
2 Ребёнок: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Она всегда с подружками весною хороводится.
И гнётся, да не ломится!
2 Девица: Кто с платочками пляшет, тому скучно не бывает!

Хоровод с платочками песня «У берёзки» С. Насауленко группа №3

1 Девица: И наши ребятки хотят порадовать берёзку песней, передавайте им платочки.
Девица выводит ещё 2-х детей – чтецов в центр.
3 Ребёнок: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 Ребёнок: Ты до того, берёзонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия,
И мы не мыслим без твоей красы.
Наряд её мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, -
А сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.

Хоровод с платочками «Берёзка» Т. Архиповой группа №2
(Собрать платочки младшим воспитателям).
Выходят Девицы с узелками (подарки для Берёзы).

1 Девица: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
2 Девица: Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
1 Девица: Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
2 Девица: Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
2 Девица: Пойдём, подружка, во луга, во лужочки,
Будем там гулять, венки завивать.
Р. н. п. «Ты не радуйся, дубник-ясенник» (исп. Девицы).
Текст песни:
1. Ты не радуйся, дубник-ясенник, ай, люли, люли, дубник-ясенник.
2. Не к тебе идут красны девицы, ай, люли, люли, красны девицы.
3. Не тебе несут блины мягкие, ай, люли, люли, блины мягкие.
4. А ты радуйся, белая берёзушка, ай, люли, люли, белая берёзушка.
Развязывают узелки с угощениями и с ленточками для завивания Берёзки.
1 Девица: А какой девичий праздник без берёзоньки – красавицы.
Пришли мы к тебе, берёзонька с угощеньицем – пирожками да крендельками.
Вместе : Угощайся.
2 Девица: Надо нам берёзоньку украсить, шёлковою лентой заплести.
На новый год мы ёлочку наряжаем, а на Троицын день – берёзку.
1 Девица: Завивайся, берёзка, завивайся, кудрявая,
К тебе девушки пришли, к тебе красные пришли.
Берёзку завивали, лентой украшали,
Лентой украшали, берёзку прославляли.
2 Девица: Белая берёзка, пойдём с нами гулять, пойдём песни петь, играть.
1 Девица: О берёзе много песен, много и загадок. Любите загадки? Так слушайте!
2 Девица: Стоят столбы белёные, на них шапочки зелёные.
Что это такое? (Ответ детей.)
1 Девица: На каком дереве две коры вместо одной?
Сверху кора белая да тонкая, снизу – чёрная да корявая?
(Дети отвечают.)
2 Девица: Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.
Беленькие палочки, зелёные махалочки. Что это?
1 Девица: Что за дерево такое:
Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой! (Берёза)
2 Девица: В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
Дети (хором): Береза!
1 Девица: В жару, и в ливни, и в морозы всему свидетель ты живой,
Родная, русская берёза, пусть будет весел праздник твой!
«Частушки».
Девицы: Наша встреча без частушки,
Как береза без макушки.
И поэтому сейчас
Частушки мы споем для вас.
Далее исполняют дети.
1. Ты, березонька кудрява,
Ты, березка стройная
Символ ты России нашей
Березка белоствольная.

2. Ой, подружка дорогая,
Завтра в садик не пойдем,
Соберемся под березкой
О кудрявенькой споем!

3. Я стояла под березкой
Шевелились веточки
Подошел ко мне мальчонка
Беленький, да в кепочке.

4. Ой, мальчишка – хулиган,
Не трогай ты березоньку,
А не то растреплем чуб
И выбросим кепчоночку.

5. Говорят все про березу
Стройная, кудрявая!
Я еще сказать хочу:
Ты чудо несказанное!

6. Улыбнулась мне березка,
Растрепались косыньки.
Шелестят на ней сережки
Утром горят росыньки.

Девицы: Мы частушки петь кончаем,
На березку поглядим.
Поглядим, да поскучаем
Еще частушек сочиним.

1 Девица: Берёзка просит, чтобы детки повеселились и поплясали вокруг неё!

Общий танец «Приглашение» или «Мы хотели танцевать» р.н.м.

Девицы стоят спиной к Берёзе, взявшись за руки.

1 Девица: Не губи, не тронь берёзы, обойдись с ней по – людски,
2 Девица: А иначе брызнут слёзы, сам зачахнешь от тоски.
1 Девица: Пусть берёза, как невеста, бережёт свою красу,
2 Девица: Ей не в печке жаркой место, место ей всегда в лесу.
1 Девица выносит угощение и ленточки для детей.
1 Девица: Примите от Берёзки угощение.

(Раздача «берёзовых» бумажных листиков (внутри с конфетами) детям.

2 Девица: И украсьте её ленточками, чтоб она стала ещё краше и милее.

(Раздача ленточек для украшения Берёзки)
Все девицы: До свиданьице!

Звучит русская народная мелодия «Ах ты, берёза».
Дети со взрослыми украшают Берёзу ленточками вблизи от своего места проведения.

Предварительная работа: приглашение на Праздник Берёзки или «подарки» для завивания Берёзы, заказать берёзовый сок.

(Для детей средней группы)

  • Тип проекта – познавательно – исследовательский.
  • Руководители проекта – педагоги.
  • Участники проекта – педагоги, дети, родители.
  • Сроки реализации – 3 недели.
  • Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
  • Тема: «Белая березонька» .

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

  1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.
  2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
  3. Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.
  4. Воспитывать интерес детей к объектам природы.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Интеграция образовательных областей

Коммуникация

  • Беседы
  • Свободное общение

Познание

  • Рассказ воспитателя
  • Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

Исследовательская деятельность:

  • обследование и рассматривание листьев
  • определять форму: круглые, овальные, резные
  • окраску: оттенки зелёного, жёлтого цвета
  • величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья
  • поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев
  • дидактические игры

Чтение художественной литературы

  • Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
  • загадывание загадок
  • рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

  • Социализация
  • Экскурсии: по участку детского сада
  • Наблюдения
  • Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

  • продуктивная деятельность
  • совместная работа с родителями

Физическое развитие

  • подвижные игры
  • физкультминутки

Этапы проекта

1 Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2 Деятельный этап.

1 Беседа с детьми.

  • «В гости к Зайке» .

Прогулка

1 Наблюдение за березами.

  • Знакомство с березой.
  • Исследовательская деятельность.
  • Игра «Узнай дерево» .
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор» .

2 Экскурсия по территории детского сада.

  • Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку» .
  • Дыхательное упражнение «Ветерок» .
  • Дидактическая игра «Найди листок какой покажу» .
  • Физкультминутка «Березонька» .
  • Народные приметы про березу.

Работа с родителями.

  • Консультация для родителей .
  • Анкетирование родителей .
  • Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций) .
  • Рассматривание слайдов про березу.
  • Беседа про прочитанному произведению.
  • Дидактическая игра «Сложи картинку» .
  • Физкультминутка «Березка» .
  • Коллективная работа рисунок-аппликация «Осенняя береза» .

3 этап – Коллективная реализация проекта.

1 Развлечение «Во поле береза стояла»

  • Хоровод возле березы. (под музыку «Во поле береза стояла» ) .
  • Исполнение песни про осень.
  • Инсценировка «Лесные музыканты» .
  • Чтение стихов про березу.
  • Игра «Жмурки с Петрушкой» .
  • Угадывание загадок про березу.
  • Игра- сюрприз «Прятки с платком» .

2 Выставка рисунков и поделок сделанные детьми совместно с родителями.

Беседа с детьми.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.

(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик, а на нем сидит зайка. Возле домика зайки береза.) . Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью) .

Воспитатель: Ребята, прочитаем его?

Дети: Да, прочитаем.

Воспитатель: (читает) . «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»

Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)

Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (зайка показывает березу)

Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята догадались?

Дети: Да, это береза.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому что он белый и с белыми точками.

Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе, Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики) .

Прогулка

Наблюдение за березами.

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы: Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.) . Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев

зимой очень хрупкие.

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет) .

Игра на прогулке «Узнай дерево» . Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее желтые листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку: Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья.)

Трудовая деятельность: сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев.

Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам ответить на следующие загадки:

Не заботясь о погоде, Клейкие почки,
В сарафане белом ходит, Зеленые листочки.
А в один из теплых дней, С белой корой
Май сережки дарит ей. Стоит под горой.

Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый) .

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ) .

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим (дыхательное упражнение) .

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) .

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные) .

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются) .

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками) .

Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев. Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу» .

Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька» .

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх) ,
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх) ,
Посреди долинушки (опустить руки) .

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх) ,
Листья зеленые (опустить руки) .
Трава шелковая (движение руками вправо – влево) .
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище) ,

Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой) .
Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:
Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг - к урожаю гороха.
Когда лопаются серёжки у берёз - время сеять хлеб.
Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.
Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в пословицах:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит

Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю,

……… Протяни мне ветку нежную свою.

………Без любви, без ласки пропадаю я,

Белая берёза, милая моя.

Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.

Работа с родителями.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом» , в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.

Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

  1. Что такое экология?
  2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
  3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
  4. Посадили ли Вы дерево?
  5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
  6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
  7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
  8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
  9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
  10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
  11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
  12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
  13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
  14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Как листочек березу спас» .

(конспект занятия для средней группы) .

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.

Задачи:

  1. Обучающая: Познакомить детей с рассказом, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения, расширять представления о дереве, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, формировать представления о жизни деревьев, учить наклеивать листочки аккуратно, распределять по разным местам.
  2. Развивающая: Приобщить к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность. Пробуждать интерес к природе.
  3. Воспитывающая: Воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, безопасность.

Словарная работа: позолотило, заглушили, затрепетал, юркнула, хранитель леса, озорники.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, экскурсия по территории детского сада, чтение сказок, рассказов, знакомство с народным творчеством, угадывание загадок, разучивание песен, хоровода «Во поле береза стояла» , заучивание загадок, пословиц, поговорок, беседы, наблюдения про березу.

Оборудование: ноутбук с приготовленным заранее материалом (слайды про березу) , вырезанные листочки березы желтого и зеленого цвета, клей, салфетки, ватман с изображением березы без листьев. На стуле сидит плюшевый зайка.

Ход НОД:

1 Организационный момент.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Вы любите гулять на улице осенью?

Что вы делаете на прогулке осенью? А вы бывали в осеннем лесу?

Дети: отвечают

2 Чтение рассказа А.Лопатина, М.Скребцова «Как листочек березу спас» (Серия «Беседы о воспитании» .

Воспитатель: послушайте, ребята, я сейчас прочитаю вам один рассказ называется он «Как листочек березу спас» .

Наступила осень, и береза оделась в золотое платье. Солнечный зайчик прилетел в гости к листочку и весело воскликнул:

Солнышко позолотило тебя, и ты сам стал как солнечный зайчик!

Да, мне нравится мой наряд, но скоро мы расстанемся, - вздохнул листочек.

Не горюй, лето было очень хорошим, и я тебя не забуду, - просиял солнечный зайчик.

Да, лето было очень хорошим. Я много работал и многому научился.

Последние слова листочка заглушили громкие голоса детей. Они пришли в лес на прогулку вместе с воспитателем.

Посмотрите, дети, на эту красавицу березу, какая она красивая. Она такая же живая, как мы, люди. Она дышит, спит и работает. Береза может чувствовать и даже по- своему говорит, - стала рассказывать воспитательница.

Правильно, правильно, - одобрительно зашумела береза.

Воспитательница и ребята ушли вглубь леса, но два мальчика остались на полянке.

Не верю, что деревья чувствуют, -сказал один и отломил ветку у березы.

Пусть дерево мне что- ни будь скажет, -засмеялся другой и начал вырезать, ножиком на коре березы свое имя.

Эти мальчишки погубят березу. Надо прогнать губителей, - решил березовый листочек. Он затрепетал и оторвался от своей ветки.

Плавно кружась, листочек опустился возле пня на краю поляны и заплакал:

Что делать?! Я обещал защитить березу, но не смог!

Из-под пня выглянула полевая мышка и сердито посмотрела на листочек.

Там мальчишки губят березу. Прогони их, - стал просить листочек.

Я не могу прогнать мальчишек. Но здесь неподалеку в старой берлоге живет лесовик. Хотя днем он из берлоги не вылезает, но надо уговорить его помочь. Если люди деревья погубят, нам жить негде будет, -пробормотала мышка.

Она подхватила листочек и юркнула в кусты.

Мальчишки тем временем стали скакать вокруг березы и весело кричать.

Вдруг кто- то схватил ребят ветвями- лапами и поднял их над землей.

Ой, кто это? - испугались мальчики.

Я лесовик, хранитель леса, -пробормотало существо, -

Деревья, кто из вас этих озорников уму- разуму научит? Или мне их в камни превратить?

Они меня поранили, но я научу их уму- разуму, - согласилась береза.

Чистое у тебя сердце, береза, - ответил лесовик, и ребята почувствовали, как они летят по воздуху прямо к березе. Один попал в корни березы, а другой- в ствол. Не успели мальчики прийти в себя, как береза приказала:

Быстрее за работу. Вы корни, крепите меня к земле и добывайте из нее пищу. Ты, ствол, проводи пищу от корней к ветвям.

Мы не удержим такую огромную березу. У нас болят раненые места, - захныкали ребята.

Если вы, корни не удержите меня, я упаду и погибну. Нужно не хныкать, а быстрее лечить раны. Иначе я начну гнить и умру, - строго сказала береза.

Ау- ау, мальчики, где вы?! - раздался крик воспитателя.

Ладно, для первого урока достаточно, - сердито проворчал лесовик. Он махнул лапой и перепуганные ребята снова оказались возле березы.

Вот вы где! Пойдемте обратно, - сказала воспитательница, выходя на полянку.

Извини нас, береза, - прошептал один мальчик, уходя из леса.

А второй- молча погладил березку по белоснежной коре.

Спасибо тебе, мышь. Ты спасла мою маму березу, - прошелестел листочек.

Это не я, а лесовик постарался, - ответила мышка и добавила:

Ты храбрый листочек. Хочешь в моей норе жить и ее украшать?

Листочек согласился, и лесная мышка унесла его в свою норку.

Долгими зимними вечерами они вспоминали лето и лес, деревья и солнышко, а на душе у них была тишина и покой.

Воспитатель: (задает вопросы) Чему научила мальчиков эта история?

Как вы думаете, могут ли деревья и растения слышать, чувствовать и понимать человека?

Как вы думаете, кто спас березу?

1. Рассматривание слайдов.

Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки с изображением березы.

(береза во все времена года)

2. Физкультминутка

Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)

3. Рисунок- аппликация «Осенняя береза» (коллективная работа)

На ватмане нарисован макет березы для каждого ребенка вырезаны готовые листья березы.

Дети с помощью кисточки и клея аккуратно клеят листочки на березу.

4. Дидактическая игра

«Сложи картинку» Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей. (собрать картинку березы) .

5. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что сегодня вы узнали?

Как нужно обращаться с деревьями?

В какую игру играли?

Что у нас получилось?

Воспитатель: Зайка, теперь ты много узнал про березу, береги и защищай свое дерево, а теперь нужно нам прощаться. До свидания!

Развлечение «Во поле береза стояла»

Оформление зала: на центральной стене-панно «березовая роща» , в центре зала- бутафорская березка. Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла» ; дети с ленточками в руках входят в зал и встают вокруг березки.

Ведущая:

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Мы вокруг березки
Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет!

Хоровод вокруг березки с лентами.

Ведущая:

К березке ближе подойдем
И ветки лентами завьем.
Ведущая и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.
Белая березонька,

Ходи с нами гулять.
Ходи с нами гулять,
Осень встречать.
Звучит фонограмма «Голоса осеннего леса»

Исполняется песня про осень «Осень» (муз. И.Кишко, слова И.Плакида.)

Ведущая: Ветками березка машет на опушке,
И привет шлют нам милые зверюшки!
Инсценировка «Лесные музыканты»
Ведущая: Собрались музыканты на лужок,

Принесли музыканты- кто гармошку, кто рожок.
Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки.
Сколько музыкантов- столько и талантов!
Мышка: Мышка на пригорке пляшет возле норки,

Колокольчиком звенит, всех в округе веселит!
Мышка звонит в колокольчик и приплясывает.
Кошки: Две веселых кошки взяли в лапы ложки,
Деревянные, резные, звонкие да расписные!

Играют на ложках.

Медведь: Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зазвенеть!
Станет бить комар в него-
Не услышишь ничего!

Бьет в бубен.
Заяц: Бом-бом, бам- бам!
Заяц сел за барабан!
Заиграл- и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!
Играет на барабане.
Ведущая: Сели звери все рядком,
Заиграли ладком.

Выходите, малыши,

Попляшите от души!

Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.

Поплясали дружно- отдохнуть всем нужно.

(ведущая предлагает прочесть стихи о березе)

Звучит пьеса «Лошадка» , в зал на игрушечной лошадке- палочке въезжает Петрушка.

Петрушка: А вот и ребятишки!
Здорово, парнишки!
Здорово, девчушки,
Резвушки- хохотушки!

Я- ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает) .

Ведущая и дети хвалят лошадку.

Ведущая: А хочешь, Петрушка, мы тебе песенку про лошадку споем?

Песня «Игра с лошадкой» (музыка Кишко) . Петрушка хвалит детей.

Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запряг? (ответы детей) . Ну- кА, где мой платочек?! (Достает платок и завязывает себе глаза) . Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.

Ведущая: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!

Игра «Жмурки с Петрушкой» . В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.

Петрушка: Наконец ее поймал!
Ох, запыхался, устал.
Сяду под березкой, отдохну
Да послушаю тишину!

Садится под березкой, дети- на стульчиках.

Прислушаюсь, как шелестят листочки, как падают листочки.

(Из- за дверей слышится пение, Петрушка прислушивается) .

Кто- то песенку поет,
Кто-то в гости к нам идет!
Матрешка: (входя в зал) :
Это я, Матрешка, песенку пою,

Это я, Матрешка, в гости к вам иду!
По лесу гуляю, загадки собираю!

(загадывает загадки про березу) .

Матрешка: У меня, Матрешки,
Резвые ножки,
Не хотят стоять на месте.
Попляшите со мной вместе!

Исполняется «Маленькая полечка» Д.Кабалевского. Матрешка и Петрушка танцуют в центре круга.

А теперь, ребятки, поиграем в прятки!

Игра- сюрприз «Прятки с платком» . В заключение игры под платком оказывается угощение. Петрушка с Матрешкой раздают его детям, затем прощаются и уходят.

Ведущая: Пора и нам с березонькой прощаться

И в детский садик возвращаться.

(под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» дети еще раз отходят и покидают зал) .