Сказка для папы и сына.

В эту тему вошли три сказки: «Тема и сон», «Смелый мальчик и тётушка Ночь», «Сказка про кроватку».

Подберите сказку, которая наиболее подходит вашему малышу и расскажите ему перед сном.

Перед тем как рассказывать, убедитесь, что вашему ре-бёнку подходит именно это тема. Ведь малыш может от-казываться идти в свою постель из-за страха темноты, тог-да ему нужна совсем другая сказка. А, может, он слишком редко видит вас и ему хочется больше вашего внимания, тогда постарайтесь каждый вечер выделять ребёнку хотя бы полчаса своего времени и заниматься с ним, играть или просто разговаривать. Заранее договоритесь, что после это-го он пойдёт спать. Ребёнок с нетерпением будет ожидать этого времени каждый день. И отход ко сну у него будет ассоциироваться с приятным для него событием.

Детская комната должна вызывать у малыша приятные светлые чувства. Она не должна быть местом, где ребёнок «отбывает наказание», и в которой он чувствует себя оди-ноким и не нужным.

Пусть эта комната станет сказочной для малыша, где ему каждый вечер мама или папа рассказывают волшебную добрую сказку.

В эту тему вошли три сказки: «Как Илюша животик кормил», «Почему нужно кушать», «Про Катюшину Капризку».

Прочитайте все три сказки и подберите наиболее под-ходящую для вашего малыша.

Но помните, что в этой теме есть некоторые нюансы. Ведь заставлять детей есть - нельзя! Каждый ребёнок способен сам решать что, когда и сколько ему есть. Дети умеют прислуши-ваться к своему организму, а он в точности может определить чего, каких веществ ему в данный момент не хватает. Особен-но нельзя заставлять малыша есть, когда он болен.

Предлагая ребёнку еду с помощью уговоров, а порой и угроз, мы можем «отбить» у него пищевой интерес, и, тогда он перестанет испытывать радость от принятия пищи. Он будет воспринимать этот процесс не как радостный, при-ятный и полезный, а как насилие над собой.

Но, как известно, все дети очень любят сладкое. И часто, вместо того, чтобы съесть тарелку супа, ребёнок предпо-читает лакомиться конфетами или печеньем. Вот тогда-то вам и придет на помощь сказкотерапия. Расскажите малы-шу занимательную историю, вместо долгих мучительных наставлений.

В этой теме одна сказка «Как Андрюша гостей встре-чал». Расскажите её ребёнку перед сном или не за долго до прихода гостей. А может быть вы сами идёте в гости?

Если ваш малыш стеснителен, не переживайте из-за это-го. Это не значит, что ваш ребёнок «плохой» или «какой-то не такой». Это нормальное явление. Просто дайте малышу больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или к новым людям. Некоторым детям хватает 15 минут, чтобы почувствовать себя спокойно, а другим возможно понадобится целый час. Но постепенно, со временем, этот период будет становиться всё короче.

Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, которые ведут себя более раскованно. Старайтесь не подталкивать его и не тормошить: «Ну ты что? Ну как тебе не стыдно? Иди поиграй» и т.п., а просто оставьте его в покое. Лучше помогите правильно оценить обстановку, покажите всем своим видом, что вы рады гостям, что всё в порядке. Тогда малыш быстрее расслабится и станет самим собой.

В этом разделе представлена одна сказка «Как Оля полюбила садик».

Расскажите её ребёнку перед сном, дополнив деталями из жизни вашего малыша.

Но сначала попробуйте выяснить у ребёнка истинные причины, почему он не хочет ходить в детский сад. Воз-можно его там кто-то обижает, может быть ему не нравить-ся воспитатель или распорядок дня. Тогда стоит подумать о переводе в другой детский сад. Иначе каждодневный стресс может плохо отразиться на здоровье ребёнка.

Есть дети, которые любят уединение и в принципе не готовы к таким шумным местам как детский сад. Тогда, если у вас нет возможности сидеть дома с ребёнком самим, постарайтесь привлечь к этому бабушку или няню. Спро-сите у малыша, как ему будет лучше: сидеть дома или же ходить в садик. Прислушайтесь к ребёнку. Если он катего-рически против сада, то нужно обязательно найти другой выход из этой ситуации. Иначе малыш будет чувствовать себя несчастным человеком, от которого ничего не зависит, будет чувствовать себя преданным вами, родителями. Эта душевная боль останется с ним на всю жизнь и будет от-рицательно на него влиять.

Этот вопрос очень важен для воспитания ребёнка, ведь он ходит в детский сад почти каждый день на протяжении нескольких лет. А именно в эти годы формируется его ха-рактер и отношение к жизни. Поэтому, это время должно запомниться малышу, как самое радостное и счастливое.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про смелого Алё-шу» и «Бум, бум, бум».

Подберите сказку, которая будет наиболее понятна и близка вашему малышу. Расскажите её перед сном.

Боязнь темноты - один из наиболее распространённых страхов у детей. Для многих детей боязнь темноты сопря-жена со страхом неизвестности. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте.

Некоторые родители в воспитательных целях пугают де-тей серым волком, бабой-ягой, милицией, злым дядей и т.п. Очень важно этого никогда не делать! Во-первых ребёнок начнёт бояться, и не только темноты. А во-вторых, когда подрастёт, он поймёт, что вы его обманывали и перестанет вам доверять.

Возможно, ребёнок много смотрит мультфильмов или фильмов с различными чудовищами. Постарайтесь ограни-чить время просмотра. Покупайте только радостные, добрые, жизнеутверждающие мультфильмы, игрушки, читайте до-брые книги. Проанализируйте, почему ребёнок начал бояться темноты. Когда это началось? После какого случая? Устраните все возможные причины. Сделайте так, чтобы в детской ком-нате всегда жила радость, любовь и спокойствие.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну нерях», «Сказка про Мишку и порядок». Прочитайте обе сказки и расскажите малышу ту, которая ему наиболее подходит. А может быть ему понравятся обе сказки?

Многие дети не стремятся убирать за собой свои вещи или игрушки. Нам, взрослым, это часто доставляет много хлопот.

Приучать ребёнка убирать за собой нужно с самого ран-него детства и только на своём личном примере. После каж-дого дела старайтесь приводить «рабочее место» в порядок, доделывать начатой дело до конца.

Если вы чем-то занимались вместе с малышом, то на-водите порядок вместе с ним. Превратите этот процесс в увлекательную игру, без назиданий и наставлений. Старай-тесь наводить порядок в доме с улыбкой на лице и в хоро-шем настроении, чтобы у малыша уборка ассоциировалась с чем-то приятным. И после каждой попытки помочь вам, обязательно хвалите своего ребёнка.

В этой теме представлены две сказки: «Слонёнок и ша-рики», «Поцелуй Хотелки». Первая сказка будет более по-нятна детям трёх-четырёх лет. Вторая сказка рассчитана на детей постарше. Подберите сказку и прочитайте её малышу перед сном или накануне похода в магазин.

Все мы любим делать покупки, приобретать новые вещи. Но, как всегда, всё хорошо в меру. Любые вещи в большом количестве становятся лишними и приносят много хлопот.

Часто новыми вещами дети пытаются заполнить какую-либо внутреннюю пустоту, им не хватает душевной радо-сти. Но вещи никогда не смогут её заполнить, а точнее -они заполняют её лишь на короткое время, после которого нужна новая покупка. Постарайтесь заполнить эту пустоту не новыми покупками, а новыми душевными переживания-ми. Научите малыша радоваться цветам, деревьям, солнцу, тёплому дню, котёнку на улице, пению птиц.

Некоторые родители чувствуют за собой вину перед ма-лышом, за того, что мало уделяют ему внимания или что-то делают не так, как им бы хотелось. И просят у ребёнка про-щение, покупая новые игрушки. В этом случае лучше из-менить своё поведение, найти время для малыша: поиграть, погулять, почитать интересную книгу.

Научите ребёнка испытывать большую радость от об-щения с вами или другими людьми, от окружающего мира живой природы, нежели от множества, порой ненужных, вещей.

Важно не просто прочитать сказку ребёнку, но и по-думать, чем вызвано такое поведение малыша. Возможно малыш таким способом привлекает к себе внимание: хочет больше времени проводить с вами, что вполне нормально для ребёнка.

Возможно ему не хватает нового опыта, он не знает куда, на что направить свою энергию, ему скучно.

Возможно малыш пытается самоутвердиться, показать, что он тоже чего-то стоит. В этом случае повышайте его самооценку, хвалите его за любые достижения, покажите другой способ самоутверждения.

А может быть ребёнок просто копирует чьё-то поведе-ние? Если родитель позволяет себе хоть иногда шлёпнуть малыша, это значит, что ребёнок будет поступать точно так-же. Такими действиями мы сообщаем ребёнку, что драться можно! Если ребёнок ударил другого малыша или вас, ни в коем случае не бейте его в ответ. Объясните на словах о вреде его поступка, расскажите перед сном сказку на эту тему, но никогда не поднимайте на него руку. Ведь, если мы себе это хоть раз позволим, то и ребёнок будет следовать нашему примеру.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Федя и компьютер». Расскажите её ребёнку перед сном.

Компьютер очень привлекает и детей и взрослых. Но во всём должна быть мера. Ведь все мы знаем, что долгое си-дение перед экраном компьютера плохо влияет на детское здоровье. Постарайтесь заполнить день ребёнка разноо-бразными интересными делами и событиями. По возмож-ности заменяйте общение с компьютером на живое обще-ние с друзьями, прогулку и т.п. Пусть компьютер в вашем доме будет не другом, а помощником в трудных ситуациях.

Расскажите малышу сказку перед сном. Подумайте, как сделать умывание не только полезным и нужным, но и радостным процессом. Как превратить его в маленький праздник, с которого начинается каждый новый день.

В эту тему вошла «Сказка о пропавшей улыбке». До-полните её" деталями из жизни своего ребёнка и расскажите ему перед сном.

Проанализируйте ситуацию. Почему ребёнок начал огрызаться? Когда это началось, после какого события? Мо-жет быть вы чем-то обидели малыша, не выполнили какое-либо своё обещание. Может быть он хочет до вас что-то до-нести, но не знает другого способа, кроме как огрызаться. Посмотрите, не подает ли кто-нибудь из близких ребёнку людей такой пример общения. Постарайтесь устранить все возможные причины.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну слад-ких булок», «Сладкоежки и Сладкоежки».

Подберите сказку наиболее подходящую вашему малы-шу. Дополните её деталями из жизни вашего ребёнка и рас-скажите ему.

Многие люди любят сладкое. А дети - особенно. Сладо-сти нужны ребёнку для роста и развития, но старайтесь да-вать ребёнку полезные сладости: сухофрукты, мёд (если на него нет аллергии), фрукты, овощи, ягоды. А, если вы ре-шили полакомиться тортом или булочками, то будет лучше, если вы их приготовите сами из натуральных продуктов и вместе с малышом.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Про кузнечика Кузю». Расскажите её малышу перед сном.

Разбудить ребёнка утром порой бывает очень тяжело. Попробуйте каждое утром ласковым и радостным тоном рассказывать малышу, пока он ещё лежит в своей постели, какие весёлые дела его ждут сегодня: что ему нужно будет сделать, куда сходить и как это всё у него будет здорово получаться. А вечером, перед сном, обязательно подведите итоги дня. Поблагодарите ребёнка за все выполненные дела и поручения, похвалите за все добрые поступки. Скажите ему, что вы им гордитесь и очень любите. Тогда малыш каждый день будет стараться выполнить как можно больше добрых и полезных дел, чтобы порадовать вас! А для этого ему нужно будет вставать пораньше.

В этот раздел включены две сказки: «Как Егорка одевался», «Как Ваня научился одеваться».

Выберите ту сказку, которая больше всего подойдёт для вашего ребёнка и расскажите её перед сном. А может быть он с радостью послушает обе и сделает для себя соответ-ствующий вывод!

В эту тему вошли три сказки: «Сказка про лягушонка Васю», «Как Юля научилась говорить правду», «Дворец Врулей».

Подберите сказку, наиболее подходящую возрасту ваше-го малыша и прочитайте ему.

Подумайте, почему ребёнок стал вас обманывать. Мо-жет быть он боится говорить правду, тогда не будьте с ним слишком строги.

Возможно он кого-то копирует. Дети очень хорошо раз-бираются где правда, а где ложь. Будьте с ребёнком предель-но откровенны и правдивы. Ведь, если малыш уличит вас во лжи, пусть даже самой маленькой и незначительной, то перестанет вам доверять и тоже начнёт обманывать. Дети воспитываются на подражании нам, взрослым!

Расскажите её ребёнку перед сном или вместо очередно-го просмотра телевизора.

Постарайтесь заполнить день малыша интересными и разнообразными событиями.

Здесь вы найдёте сказку «Витя и новые ботинки».

Расскажите её малышу перед сном или перед тем, как соберётесь постричь ему ногти. Дополните сказку деталя-ми из жизни вашего ребёнка.

В эту тему вошли две сказки: «Как Валя научилась да-рить подарки» и «Сказка про Лисёнка».

Выберите ту сказку, которая больше соответствует ва-шему малышу и которая ему будет более понятной.

Подумайте, откуда у ребёнка эта привычка - брать чужое без разрешения. Покажите малышу, как нужно поступать: если вы находитесь в гостях, то прежде чем дать какую-либо вещь ребёнку обязательно спросите разрешение хозя-ев. Пусть это будет даже простая формальность, но малыш запомнит ваше поведение и впредь будет поступать также. Дома, прежде чем взять любую вещь ребёнка, спрашивай-те его разрешения. Уважайте своего ребёнка, относитесь к нему как ко взрослому человеку. Тогда и он также будет от-носиться к вам и к другим людям.

Прочитайте ребёнку сказку «Как Дима перестал грызть ногти».

Если ребёнок грызёт ногти, то скорее всего у него есть какая-то внутренняя проблема, из-за которой он пережива-ет. То есть, это способ снятия внутреннего напряжения.

Причины возникновения внутреннего напряжения мо-гут быть самые разнообразные - неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, под-держки и ласки со стороны родителей. Возможно ему не хватает вашего внимания или у него низкая самооценка. Постарайтесь исправить эту ситуацию, убрать возможные причины или чем-то их компенсировать.

Но не пытайтесь бороться с этой привычкой: реагируйте спокойно, не акцентируйте на этом внимание ребёнка, ни в коем случае не стыдите и не ругайте его. Иначе можно за-гнать проблему ещё глубже внутрь. Если концентрировать внимание ребёнка на этой вредной привычке, одергивая его, то опасность её закрепления многократно возрастает, так как малыш видит в этом способ привлечь к себе ваше внимание.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Как Ваня научился дружить». Дополните её деталями из жизни вашего ребёнка и расскажите малышу.

Все дети учатся на подражании. Поэтому каждый раз показывайте ребёнку, как себя нужно вести с другими деть-ми, как с ними играть. Например, подойдите к малышу на детской площадке и попросите у него (или его мамы) разрешения поиграть с его игрушкой. Ваш малыш быстро усвоит этот урок и сам начнёт так поступать, т.е. просить, а не отбирать силой. Часто дети просто не знают, как себя вести в той или иной ситуации. А наша задачи - научить и показать.

Также старайтесь ничего не брать у своего ребёнка без его согласия, спрашивайте у него разрешение перед тем, как взять его вещь. Он хоть и маленький, но тоже человек. Относитесь с уважением к своему малышу, тогда он также будет относиться к вам и к чужой собственности.

В этой теме вы найдёте «Сказку про сороку Дусю». Рас-скажите её своему ребёнку.

Если малыш любит дразнить окружающих, то, скорее всего, таким способом он привлекает к себе внимание. Возможно он не знает другого способа общения. Проводи-те больше времени с ребёнком и покажите на своём соб-ственном примере, как общаться с людьми. А может быть он кого-то копирует? Может быть кто-то из его окружения любит давать прозвища людям?

В любом случае, не одёргивайте малыша и вообще ста-райтесь игнорировать такое поведение. Ведь он, наверное, давно понял, что так делать не нужно и просто каждый раз ждёт от вас ответной реакции.

В этой теме вы познакомитесь со «Сказкой про малень-кую Тучку».

Малышу необходимо объяснить, как важно всё доно-сить до своего места: молоко - в холодильник, одежду - в шкаф, а свои «маленькие делишки» делать на горшок. Но ни в коем случае не садите ребёнка на горшок силой.

Если малыш плачет при виде горшка, убегает - спрячьте его на некоторое время, не вспоминайте и не напоминайте о нём ребёнку. Проще вытереть на полу лужицу, чем по-том исправлять психологические проблемы у ребёнка. По-дождите некоторое время. Малыш сам поймёт что, как и куда надо делать. И в один прекрасный день он сам станет ходить на горшок без ваших напоминаний и без всякого насилия. Ведь, наверное, никому из нас ещё не встречался взрослый человек, который бы не умел ходить в туалет!

Бывает, что дети перестают ходить на горшок после какого-либо события в их жизни: появление младшего ре-бёнка в семье, развод родителей и т.п. Тогда постарайтесь уделять ему побольше внимания, ведь скорее всего таким способом он хочет напомнить вам о себе.

Расскажите малышу сказку «Как Андрюша свой сон ис-кал» и проанализируйте ситуацию.

Ведь дети никогда ничего не делают просто так. Зна-чит по каким-то причинам ребёнку необходим сон вместе с вами: может быть ему не хватает вашего внимания, и он чувствует себя одиноким и покинутым, или просто боится темноты. В любом случае, постарайтесь устранить все воз-можные причины такого поведения малыша.

Если ребёнку не хватает вашего внимания, то нет ничего страшного, если он поспит какое-то время вместе с вами. Это только поможет укрепить ваши с ним отношения и ре-шит внутреннюю проблему малыша.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про старшую доч-ку» и «Сказка про медвежонка».

К пополнению семьи малыша всегда нужно готовить за-ранее. А после того, как братик или сестренка родились, постарайтесь не забывать про старшего ребёнка. Ведь в этом случае ему нужно ваше внимание как никогда и имен-но сейчас у вас будет слишком мало времени, чтобы дать ему это.

Поэтому постарайтесь привлекать старшего ребёнка к уходу за младшим, но только, чтобы это для него было в радость. Пусть он тоже почувствует свою ответственность за маленького члена семьи, и, тогда ему проще будет по-нять вас. Делайте все дела вместе и в хорошем настроении. Пусть малыш почувствует, что сейчас его помощь вам осо-бенно нужна, почувствует, что он вами любим и дорог вам, как и прежде!

Развод родителей - это очень сложная тема. Развод свя-зан с большим стрессом для всех, кого он касается, и тем более для детей. Если возможно, расскажите малышу о предстоящем разводе заранее. Тогда у него будет возмож-ность обдумать горькую новость, поговорить с обоими ро-дителями, приспособиться к новой ситуации.

Доходчиво объясните ребёнку причины развода, и он переживёт эту ситуацию гораздо легче. Непременно под-черкните, что родители могут разойтись, но расстаться со своим ребёнком они не могут. Объясните, что, хотя папа (мама) не будет жить вместе с ним, он (она) всё равно будет любить своего малыша, заботится о нём.

Расскажите ребёнку, что он сможет видеться со вторым ро-дителем и ходить к нему в гости. Ну, а если родитель не хочет в дальнейшем встречаться с ребёнком, то необходимо объяс-нить малышу, что причина такого решения кроется не в нём.

Ставя ребёнка в известность о разводе, объясните ему, что он совершенно ни при чём, что он не сделал ничего, чтобы это произошло. Ведь детям иногда кажется, что раз-вод произошёл по их вине.

И обязательно уделяйте ребёнку как можно больше вни-мания в этот трудный период, чтобы он не чувствовал себя заброшенным и ненужным.

Расскажите ребёнку «Сказку про щедрую Аню».

Своим личным примером покажите малышу, как нужно делиться. Но при этом старайтесь не ущемлять его право собственности. Ведь, если ребёнок играет своей игрушкой -это не значит, что он должен обязательно её кому-то отда-вать по первому же требованию. Это совсем не означает, что ребёнок жадный. Каждый человек имеет право пользо-ваться своими вещами столько, сколько ему нужно.

А, если малыш не делится своими вещами, которые ему уже не нужны, не угощает едой и т.п., и вы боитесь, что это перерастёт в настоящую жадность, то сказкотерапия смо-жет вам помочь.

В этой теме вы найдёте сказку «Красивая Кровать».

Если малыш не стремиться прибирать за собой, то сво-им личным примером каждый день показывайте ему с ка-ким удовольствием вы заправляете свою кровать, наводите порядок в доме. Покажите всем своим видом, что любите чистоту и порядок, и что вам очень нравятся заправленные кровати. Но не заставляйте ребёнка заправлять кровать си-лой, не стыдите его, иначе получите обратный результат. Учите только на своём примере и с помощью сказок!

Расскажите ребёнку сказку «Как Егорка гулять ходил».

Также постарайтесь больше уделять внимания своему малышу.

Если он часто просится на руки, значит в раннем дет-стве его не доносили на руках. Постарайтесь компенсиро-вать этот пробел воспитания. Чаще держите ребёнка у себя на коленях, вместе играйте, читайте, рисуйте. Как только малыш «насытится» вашим вниманием, он сам вас «отпу-стит» и станет более самостоятельным.

А, если эту проблему игнорировать, то ребёнок будет чувствовать себя покинутым, нелюбимым и преданным. Всё это будет отрицательно влиять на его дальнейшее раз-витие и жизнь в целом.

Расскажите её ребёнку перед сном или после того, как малыш упал, поранился, порезался и т.п. Затем периодиче-ски напоминайте ребёнку про «кнопочку», пока он не нау-чится ей пользоваться без напоминаний.

Опыт показывает, что дети с удовольствием пользуются таким способом снятия боли.

Расскажите ребёнку сказку «Как Коля перестал ябедничать».

Дополните её деталями из жизни малыша.

В эту тему вошла «Сказка про кошку Мурку». Прочи-тайте её ребёнку перед сном.

На личном примере регулярно показывайте малышу, как нужно обращаться с животными. Как с ними играть, как за ними ухаживать. Ни в коем случае не бейте животных в присутствии ребёнка (ну и естественно без него). Будьте для малыша достойным примером во всём!

Те, кому понравились сказки, могут их

Серия сообщений " ":
В этой рубрике собраны сказки, которые воспитывают или обучают ребенка. Эти сказки можно прописывать вместо таблеток детям, так как они имеют лечебный эффект!

Вы хотите получше узнать своего ребенка?
Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получалось лучше понимать друг друга?
Вам кажется, что у вашего ребенка психологические проблемы и трудности?
Вам хочется развлечь своего ребенка так, чтобы это приносило пользу?
Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями? Тогда эта статья – специально для Вас!

Зачем нужны сказочные истории?

Рассказывание историй - древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.

Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт:

“Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной м, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.

Накануне праздника 23 февраля у меня родилась сказка для папы и сына. Сказка необычная, терапевтическая. Она написана по просьбе, чтобы укрепить отношения между мальчиком и его папой. Думаю, что она может многим пригодиться, просто поменяйте имена героев на свои, и расскажите сыну. Думаю, что сказка должна мальчикам понравиться.

Самая главная проблема у меня, как всегда, с иллюстрацией к сказке. Хочется подобрать что-то, не нарушая авторских прав, но вот первоисточник порой найти невозможно. Тут я вспомнила про один Сонечкин рисунок двухгодично давности. Правда, на нём Чудо-юдо о 12 головах, но зато авторская работа.

Сказка для папы и сына

В одном городе жила-была семья: мама Ася, папа Тимур и сын Руслан. Была это очень крепкая, дружная семья – папа, мама и сын очень друг друга любили, и заботились друг о друге. Папа, конечно, много работал, чтобы вся семья жила хорошо. Руслан ходил в садик, а вечером играл с мамой. Ну а перед сном мама читала мальчику книги, целовала сына и желала ему крепких и сладких снов.

Так было и в тот вечер, накануне истории, которую я сейчас вам расскажу. Руслан пожелал маме спокойной ночи, закрыл глаза, и тот час же заснул. На следующий день была суббота, мальчик проснулся чуть позже обычного и сразу же побежал на кухню. Там он застал растерянного папу, который пытался что-то приготовить на завтрак.

— Папа, а где мама? – спросил Руслан.

— Не знаю, — пожал плечами папа. – Я уже полчаса как встал, и не могу понять, куда она исчезла. Подумал, что, может, она за хлебом ушла, но там пора бы было и вернуться.

— Нет, хлеб мы с ней вчера купили, когда из садика возвращались, — покачал головой Руслан. – А она нам записку не написала?

— Хм, записку… — пробормотал папа. – Сейчас посмотрим.

Папа оглянулся по сторонам.

— Вот это что за странное письмо висит на холодильнике? Правда, почерк совсем не мамин.

— Пап, покажи! – попросил Руслан.

— Подожди, сынок! – остановил его папа. – Что-то мне совсем это письмо не нравится.

Папа присел на стул, мальчик устроился рядом и стал слушать, как папа читает письмо вслух:

«Ха-ха-ха! Можете и не искать вашу маму! Это я её украл! Мне она очень пригодится. Пусть теперь мой замок убирает и пирожки мне печёт. Так что попрощайтесь с ней навсегда!». И подпись «Змей Горыныч», а внизу отпечаток огромной когтистой лапы.

— Папочка! Змей Горыныч нашу мамочку похитил! – воскликнул Руслан. – Что же нам теперь делать?

— Не терять времени, и отправляться ей на выручку, — сказал папа. – Давай собирайся!

Руслан, как взрослый, натянул на себя штаны, свитер, надел носки и ботинки.

— Молодец! – похвалил его папа.

— Папа, а ты знаешь, как нам замок Змея Горыныча найти? – спросил мальчик.

— Пока нет, но мы что-нибудь придумаем, — пообещал папа. – У тебя, случайно, нет ?

— Есть! Мы с мамой как раз вчера сказки читали! – воскликнул мальчик и побежал в свою комнату за книгой.

Папа принялся листать книгу, ища сказку про Змея Горыныча. Вдруг книга выпала у него из рук, упала на пол, распахнувшись примерно на середине. Руслан и папа увидели прямо на странице дверь. Только дверь эта была не нарисованная, а настоящая. Папа протянул руку и распахнул дверь. И тут произошло ещё одно чудо – буквально через секунду Руслан и папа Тимур были такого роста, что смогли зайти в эту самую дверь.

По ту сторону двери оказался дремучий лес. Если бы Руслан был один, то он, конечно же, испугался бы, но с папой, который уверенно шёл вперёд по тропинке, мальчику было совсем не страшно. Через несколько минут путники вышли на полянку, на которой стояла избушка на курьих ножках.

Трёхголовый Змей Горыныч восседал на троне в самом большом и мрачном зале своего замка, когда туда зашли папа Тимур и Руслан.

— Вы кто такие? Как посмели ко мне в замок зайти? – закричал он в ярости.

— Мы за мамой нашей пришли! – вдруг смело ответил ему Руслан, мальчику было совсем не страшно, ведь рядом с ним был папа: самый храбрый, самый сильный на свете.

— Ну уж, нет! Она мне самой нужна! – ответил злодей. – Будет мне в замке служить, хозяйством заниматься. Только сначала посидит в темнице, одумается, а то уж больно строптивая попалась.

— Сейчас же верни мою жену! – воскликнул папа, делая шаг вперёд.

— С чего это я должен её возвращать? Моя она! Я вас сейчас заживо изжарю!

Змей Горыныч уже разинул все три свои пасти, чтобы извергнуть пламя, но папа выхватил меч-кладенец из ножен. Змей Горыныч как увидел меч, понял, что конец его близко. Кинулся он на папу, и завязалась между ними схватка ни на жизнь, а на смерть. Бились они, бились, и, наконец, все три головы Змея полетели на землю. Так и не стало злодея.

Папа с Русланом нашли темницу замка и освободили маму, которая томилась там под тремя замками. Как обрадовалась мама Ася появлению своих героев ни в сказке сказать, ни пером описать! Стала она их обнимать и целовать.

— Как же мы теперь домой попадём? – задумался папа.

— Давайте выйдем из замка, а там уж решим! – попросила мама. – Уж больно мрачный он.

Нашли мама, папа и Руслан выход из замка, шагнули за порог и вдруг поняли, что стоят , в своей квартире. Ещё больше обрадовалась семья такому скорому возвращению домой, и вечером устроили они большой праздник.

Сказкотерапия для детей — из рук в руки! Сегодня у нас в гостях автор множества детских сказок, волшебник-практик: с помощью ярких литературных произведений она не только приглашает в волшебный мир, но и помогает родителям и детям справляться с проблемами, решать задачи, менять что-то в жизни к лучшему и понимать непонятное. У нас в гостях Мария Шкурина , автор блога Мамины сказки и историй, которые вошли уже не в одну книгу! Мы знакомы с Марией по , а сегодня тема нашего разговора — сказкотерапия для детей.

Тем, кто любит прикоснуться к сказке и готов творить, хотим напомнить: на блоге у Марии проходит конкурс сказок «Любимая игрушка» — она приглашает всех принять участие и рассказывает о конкурсе

Дорогие друзья, думаю, что среди читателей сообщества вряд ли найдётся человек, который не слышал такого модного сейчас термина, как сказкотерапия . Слышать-то слышали, но при этом всегда остаётся куча вопросов о том, как именно можно использовать этот современный метод при воспитании своего ребёнка, с какого возраста можно использовать терапевтические сказки, когда и как их рассказывать, и действительно ли сказки обладают таким волшебным воздействием.

В этой статье я постараюсь ответить на эти и другие возможные вопросы любящих родителей. Хотела бы заметить, что я не являюсь профессиональным психологом или сказкотерапевтом. Все мои знания я почерпнула из книг, статей из журналов и Интернета, из общения с моей дочкой и другими детьми, из практической работы (решение определённой проблемы с помощью сказки) и из отзывов читателей, которые всегда чутко подмечают, как сказки влияют на настроение и поведение ребёнка, на преодоление тех или иных затруднений.

Что такое сказкотерапия?

Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «сказкотерапия». Сказкотерапия – это течение в психотерапии, которое представляет собой психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов.

Особо популярны и эффективны эти методы при коррекции поведения у детей (как у малышей, так и у дошкольников). При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Достаточно будет знать основные приёмы сказкотерапии, чтобы самим помочь своему чаду, повлиять на его поведение без особого давления.

Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой . Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи . В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта. Он может показать вам, где именно нужно искать проблему. Это не всегда очевидно, но очень важно: ведь следует лечить не симптом, а причину.

Почему сказки помогают детям?

Итак, почему же терапевтические сказки обладают таким влиянием на детей? Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.

С какого возраста сказкотерапию можно использовать для детей?

С какого возраста можно использовать терапевтические сказки? Я бы не рекомендовала использовать терапию сказкой для детей младше 2-х лет. Дело в том, что они просто не будут эффективны. Ребёнок не в состоянии проанализировать сказку, установить причинно-следственные связи, сделать выводы. После 2-х лет можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой. Начиная с 3-х лет, можно использовать терапевтические сказки в полной мере, и они будут наиболее эффективны.

Виды терапевтических сказок

Существуют два вида терапевтических сказок, о которых я хотела бы вам рассказать.

В таких сказках главным героем вы делаете ребёнка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию вашего малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни вашего малыша , но должна быть похожей . Ребёнок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребёнка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему. Такие сказки всегда развиваются по определённому сценарию:

  • Знакомство с героями (Жил-был мальчик Петя, который…). Если ребёнок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребёнок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
  • Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребёнку.
  • Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
  • Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
  • Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
  • Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать её с ребёнком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.

Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.

Примеры

Давайте приведём пару примеров.

  • Ваш ребёнок отличается чрезмерной неаккуратностью . Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Вы рассказываете ему сказку о девочке (мальчике), который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.
  • Другая частая проблема – ребёнок не хочет есть полезные овощи и фрукты . Расскажите ему сказку о том, как герой сказки подслушал разговор овощей о том, какие они полезные.

Важно помнить, что героем сказки такого вида является другой ребёнок, а не ваш . Иначе вы можете вызвать отрицание вашего чада, говоря ему в лоб о проблеме, и такая сказка может навредить, а не помочь.

2. Терапевтические сказки про вашего ребёнка.

Эти сказки отличаются от сказок первого вида тем, что главным героем является ваш малыш. Рассказывая сказки, нужно обязательно использовать какие-то элементы из жизни ребёнка, имена друзей и родных, название улицы, ввести в сказку любимую игрушку, предметы домашнего обихода и пр. Таким образом, ребёнок действительно поверит, что вы рассказываете сказку про него самого .

Дети по своей природе эгоцентричны. Ещё Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» говорил о том, как важны для ребёнка сказки про него самого и каким огромным потенциалом они наделены.

Главным отличием сказки данного вида является то, что вы наделяете главного героя сказки (своего ребёнка) тем качеством, которое хотите ему привить . Грубо говоря, мама или папа создают для своего малыша идеальную утопичную ситуацию, показывая чего можно достичь при желании.

Примеры

Например, если ваш ребёнок невежлив , в сказке вы показываете его очень вежливым, он обязательно здоровается со всеми встречными, говорит спасибо. Если ребёнок боится темноты , в сказке он смелый герой, помогающий маленькому котёнку, который заблудился в темноте. Ребёнок, который с трудом ложится спать , в сказке всегда идёт в кровать во время и, засыпая, попадает в волшебную страну, где его ждут невероятные приключения и т.п.

Такие сказки отличаются от сказок первого вида тем, что проблема, которую вы хотите решить, не стоит на центральном месте . Положительное качество ребёнка играет вспомогательную роль, помогает герою бороться с врагами, защищать слабых и т.п. Сюжет этой сказки может быть немного запутаннее, терапевтическая цель более завуалирована.

Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить:

  1. Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз . Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
  2. Не используйте терапевтические сказки слишком часто . Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые. Моя дочь в определённом возрасте сама просила меня рассказать ей сказку, если сталкивалась с какой-то проблемой, страхом или понимала, что ведёт себя не так, как следовало бы.
  3. Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки . Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
  4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки , воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
  5. Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша , ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.

Надеюсь, что с помощью нехитрых советов из этой статьи вы сможете помочь вашим детям решить возрастные проблемы с помощью терапевтических сказок, не прибегая к такому неэффективному методу, как наказание.