Виды арт терапии в детском саду. Методическая разработка на тему: использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”
К.Г. Юнг

Арт-терапия - не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка.
Психологи считают, что соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от психических напряжений, стрессов, дает возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с самим собой.
Арт-терапия в детском саду - это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества, используемого в нашем детском саду, раскрывается внутренний мир ребенка.

Используя арт-терапию в своей работе с детьми, я стремлюсь достичь следующих целей: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Стараюсь научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере. В конечном итоге они способствуют развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и конечно же отличному самочувствию ребенка.

Сегодня я хочу немного рассказать, об одном из направлений арттерапии, используемой в своей работе - песочной терапии.

Что такое песочная терапия? Это один из методов психотерапии, возникшей в рамках аналитической психологии. Этот способ общения с миром, способ снятия внутреннего напряжения, воплощение его на бессознательно - символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Он доступен и прост в применении (песочный стол можно сделать и самим) а также этот вид деятельностиочень нравится детям, а ещё это красиво и эффективно.

В нашем дошкольном учреждении на занятиях по этому направлению, я использую специальный, готовый световой стол с песком, который предназначен для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции и развития воображения, игровой терапии.

Корпус модуля выполнен из дерева. В дно модуля вмонтирована светодиодная подсветка, позволяющая проецировать изнутри модуля различные световые эффекты, дополняющие рисунки на песке. Подсветка работает в автоматическом режиме и отделена от наружной части модуляпрозрачной перегородкой из оргстекла. Количество цветов подсветки три (красный, синий, зеленый), с помощью пульта, можно менять оттенки цветов, их яркость, выбрать последовательность.

Это позволяет использовать световой стол и на коррекционно-развивающих занятиях, и после них с целью релаксации и на полноценных занятиях по этому направлению.

Наблюдая за работой детей в песке, можно уверенно сказать, что дети от этих занятий получают огромное удовольствием, с охотой выполняют разные задания.


Очень приятно иинтересно детям покопаться в песке, порисовать пальцами по песку, прочувствовать его между пальцами, ладошками. Ведь игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. А такие элементарные на первый взгляд задания как :

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.),
  • выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;
  • "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.);
  • "пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками);
  • "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола;
  • сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?) имеют колоссальное значениедля развития психики ребенка.

Играя в песке, дети не вольно вспоминают о лете, с удовольствиям делятся впечатлениями, общаются друг с другом, придумывают рассказы.

Такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учит ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя, он учится понимать себя и других.

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности. Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

При работе с детьми важно использование мягких и действенных методов. Таким методом является арт-терапия – лечение с помощью творчества.

Кому полезна арт-терапия?

Арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету не имея противопоказаний. Особенно остро необходимость в лечении арттерапией может наблюдаться в раннем возрасте, когда тяжело найти контакт с детьми при помощи только вербального общения. Маленьких детей тяжело заставить делать то, чего им не хочется, что делает некоторые методы коррекции личности практически невозможными к применению. А вот арт-терапия в детском саду нравится детям, и им всегда можно подобрать то, чего они хотят – будь то рисование, лепка или музыка.

Арт-терапия также важна для детей с задержкой психического развития. В таких случаях возможно использование разных методик, как общеукрепляющих, так и направленных на решение конкретных проблем. Например, при нарушениях двигательных функций организма используют музыкотерапию – дети учатся контролю над движениями под музыку. Использование песка с таких случая тоже оказывается полезным – это снимает стресс, улучшает мелкую моторику и может использоваться для социализации. Пока малыш играет с песком и водой, психотерапевт задает вопросы, лучше понимая состояние своего маленького пациента, налаживая с ним контакт. Психотерапевт учит детей контролю над своими действиями, развивает понимание связей между действиями и чувствами.

Нельзя недооценивать арт-терапию и при реабилитации детей после заболеваний, а также социализации детей с ОВЗ. Детям с ограниченными возможностями необходимо помочь адаптироваться, научить налаживать социальные контакты с помощью различных игровых и творческих методик.

Общие правила проведения арт-терапии

Занятия арт терапией имеют некоторые правила, которых нужно придерживаться. Во-первых, малыш должен проявить желание заниматься творчеством, принуждать его к этому будет грубой ошибкой – он просто не станет вам доверять. При наличии у ребенка желания по мере проведения работы важно хвалить его за проделанные труды и всячески поощрять. Он должен чувствовать, что его действия важны. Во-вторых, необходимо помогать детям отвечать на предложенные вопросы, если они затрудняются, предлагая возможные варианты ответов. Для того, чтобы установить тесный контакт с ребенком, нужно участвовать в выбранной деятельности вместе с ним, точно также выполнять задания, что-то рассказывать или объяснять. Важно, чтобы общение с малышом было интересным, для этого можно использовать изменение интонации, красивые или забавные описания и метафоры. Для лучшего эффекта рекомендуется иногда повторять некоторые фразы, размещая акценты. В-третьих, стоит использовать качественные и красивые материалы, с которыми детям будет приятно работать. Аккуратно оформленное рабочее место и симпатичные наборы для творчества сделают занятия намного приятнее.

Также стоит внимательно относиться к основе терапии – выбору техники выполнения творчества. В приоритете для детской арт терапии являются такие методики и техники, которые будут наиболее просты и эффективны. Задания не должны быть трудновыполнимыми, так как ребенок должен получать от процесса максимальное удовольствие, а не зацикливаться на выполнении сложной техники. Важно, чтобы удовольствие приносило и само творчество, и его результат. Стоит использовать разнообразные нетрадиционные методы творчества, чтобы заинтересовать малыша, сконцентрировать его внимание и мотивировать.

Методы арт-терапии для детей. Изотерапия

Арт терапия может применяться как для дошкольников, так и для более взрослых детей. Всего существует около 9 видов арт терапии:

  • изотерапия;
  • терапия лепкой;
  • песочная терапия;
  • игротерапия;
  • куклотерапия;
  • сказкотерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия;
  • танцевальная терапия.

Огромное количество методик изотерапии – терапии с помощью рисования, применяется в работе с дошкольниками уже достаточно давно. Такие методы используют и в ДОУ, и в школе. Изотерапия очень важна и для детей инвалидов, помогая им бороться с трудностями, расслабляться, социализироваться.

Методов изотерапии существует великое множество, например, рисунки пятнами – марания, штриховые рисунки, изображения на стекле, рисование пальцами, оттиски рисунков, а также рисование с помощью окружающих предметов – нитками, губками, смятыми бумажками. Очень интересным является метод мандалы – рисование внутри круга. С помощью мандалы малыш может передать свое настроение и состояние в данные момент. Несмотря на то, что классические мандалы являются строго симметричными и имеют четко выраженный центр, можно рисовать и другие – все зависит от желания и возможностей детей. Подростку можно предложить самостоятельно нарисовать более сложную классическую мандалу, а для детей дошкольного возраста выбрать более простую мандалу. Иногда используются готовые заготовки, которые нужно раскрашивать, однако такую мандалу ребенку нужно выбирать самостоятельно.

Лепка и работа с песком

Лепка является важным средством для улучшения мелкой моторики, внимательности и усидчивости. Видов лепки достаточно много – это и привычная лепка из пластилина, использование глины, пластики, теста. Арт-терапия лепкой может применяться для детей с ДЦП. Детям, имеющим диагноз церебральный паралич, важно помогать развивать мелкую моторику, тренировать руки, а также социализироваться. Лепка помогает расширить воображение, прививает художественный вкус.

Необычной методикой терапии лепкой является маскотерапия – создание маски, направленной на снятие стресса и тревоги. Малыш лепит маску, создавая черты, которые ассоциируются у него со страхами или отрицательными эмоциями. Психотерапевт рассказывает, что все плохие эмоции остаются в маске, которую нужно забыть, оставив с ней все страхи.

Для детей интересно работать с таким материалом, как песок. Существует несколько методов работы с песком. Для малышей используют игру с песком и водой, а для более старших детей – рисование песком. Этот метод арт терапии часто применяется для детей с зпр.

Лечение книгами и музыкой

Для детей используют и другие методы, например, основанные на книгах, театре или музыке. Метод психологии, использующий книги, называется библиотерапия. Библиотерапию используют в больницах, для восстановления проходящих лечение детей, а также для отвлечения от мыслей о болезни. С помощью библиотерапии корректируют и лечат некоторые психические состояния, помогают справиться со страхами и неврозами. Помогает детскому здоровью сказкотерапия – методика, основанная на сказках. Варианты ее использования разные и зависят от желания детей. Можно читать сказки, а можно делать из них спектакль. В случае со спектаклем используется и другой тип арт терапии – куклотерапия, при котором дети самостоятельно изготавливают куклы к выбранному сценарию.

Музыкотерапия также важна для детей, а ее применение достаточно широко. Она может помочь не только с маленькими детьми, но и с подростками. Методике лечения музыкой уже много лет, и она является очень популярной для восстановления после болезней, для лечения психических болезней и укрепления состояния организма.

Сенченко Валентина Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 48» , г.Рязань, Рязанская область, Россия

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством воспитателя или психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев) , фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру... Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.

Для организации песочной терапии понадобится:

  • Ящик для песка (песочница) , размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
  • Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  • Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории) , причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами) , «следы» , сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, психолог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.

В условиях детского сада и школы не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево» , временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

  • Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  • Развивают мелкую моторику, глазомер
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

  • Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
  • Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Формы и варианты песочной терапии

1. Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии» , направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

1. «Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра «Секретик» «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откопать «секретик» , а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2. С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  • Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  • Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера) . В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота» , направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет, как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

5. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

6. В психологическом консультировании детей, подростков и взрослых.

В качестве оказания первичной психологической помощи.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Для организации занятий потребуется:

Планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает:

  • Мелкую моторику
  • Улучшает память
  • Пластику движений
  • Работу мозга
  • Борьба со стрессом

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками) .

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • Дети чувствуют себя более успешными;
  • На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  • В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  • Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Статья подготовлена по свободно-доступным материалам сети Интернет.

Библиографический список:

  1. «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005 год
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко «Игры в сказкотерапии» СПб 2008
  3. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми» СПб 2006
  4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013
  5. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. - М.: ООО "ЦГЛ «РОН» , В.Секачев, 2001. - 329с.
  6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. -176с.
  7. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. -СПб.: Питер, 2001. -320с.

Анастасия Козлова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия - вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".

Слово предоставляется педагогу дополнительного образования по ИЗО Тема сообщения «Изотерапия в работе с дошкольниками»:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии (лечение искусством); психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». Художественное самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

«Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В результате чего у детей формируются различные эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т. д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.

«Маленькие дети спонтанно выражают свою личность, свои индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения – рисованием, моделированием, игрой и т. д.».

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.

Практическая часть: педагог-психолог:

1. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём сюрприз.

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

Отгадать загадку,

Рассказать стишок,

Сказать комплимент соседу справа,

Произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

Спеть куплет из любой песни,

Пройти по залу, как модель.

2. Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия, приложение 1)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

Педагог дополнительного образования по ИЗО:

3. Задание «Комбинаторные игры»

Заполнить пространство листа низкими и высокими дугами

Закрасить пространство между дугами (цвет по выбору)

Увидеть образ, дорисовать детали, украсить узором.

4. Задание «Синхронное рисование обеими руками»

1. Установить оба карандаша в одну точку

2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.

5. Задание «Непроизвольное рисование под музыку» (Григ. Сюита «Пер Гюнт»)

1. Свободно пересекающиеся линии образуют узор.

2. Раскрасить пространство между линиями

3. Дополнить композицию деталями.

Рефлексия: педагог-психолог:

Игра «Аплодисменты друг другу»

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Заключение:

Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

Спасибо за участие! До новых встреч!

Приложение 1. Текст к упражнению «Дождь в лесу»

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.

(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.

(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее.

(усиливаем движение пальцев по спине)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.

(проводим ладонями по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.