Воспитание воспитателей. Воспитание воспитателя ребенком {3}

Муртазаева Аревик
Эссе «Великое искусство воспитателя - воспитание детей»

«Великое искусство воспитателя - воспитание детей » !

«Человек, который посвятил свою жизнь развитию

и становлению личности ребенка в первую

очередь должен быть творцом, созидателем,

наставником и другом. И тогда ребенок сможет

сотворить свой неповторимый мир».

С. Могилевский.

Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас. Как найти свое, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остается загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по- разному…

Почему я выбрала профессию «воспитатель » ? Попробую ответить на этот вопрос. Я росла веселой, доброй, отзывчивой и ответственной девочкой. Меня переполняла гордость, что мама доверяла мне важные дела. Мне это очень нравилось, я чувствовала себя значимой, взрослой, понимала, что моя помощь необходима маме. Ведь мама самый родной, любимый человек для любого ребенка. И сейчас будучи взрослой, я стараюсь быть для детей другом , к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель .

Воспитатель – это первый , после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в искреннем, всё понимающем и принимающем мире детства, в ежедневной, а подчас и ежеминутной стране сказки и фантазии. И невольно задумываешься о значимости профессии воспитателя , когда видишь в распахнутых, доверчивых глазах детей восторг и ожидание чего-то нового, ловящих каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло всего своего сердца. Я стараюсь относиться к своим маленьким подопечным так, как я хотела бы, чтобы окружающие относились к моим детям. Всегда стараюсь разговаривать с детьми вежливо и ласково и слежу, чтобы и они так же общались между собой. Мне всегда хотелось научить детей тому , что умею сама, дать им хотя бы частичку тех знаний и умений, которыми владею я. Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные, имеющие свои рассуждения, умозаключения. У каждого ребёнка свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, кто из них талантливый

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко» Курского муниципального района Ставропольского края

художник, а кто пытливый наблюдатель. Моя цель – воспитать и развивать в детях их способности не смотря на то, что они все такие разные.

Придя в детский сад, я поняла, что не получала ранее такого удовольствия от работы. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать. Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Поэтому в этой стране живут только самые–самые терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.

Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. А прежняя моя профессия в СРЦН «Надежда» дала мне много полезного и научила терпимости и пониманию проблем детей . В своей работе я планирую, день так, чтобы детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях : он для детей и учитель , который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей . Могла ли я предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься садоводством, цветоводством, овладеть актерским делом, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом. А теперь, я знаю точно – чем больше воспитатель знает и умеет , тем легче и интереснее ему работать с детьми. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой , в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша.

Я – неординарный, разнообразный и творческий человек. Поэтому своё педагогическое кредо я не могу выразить одной фразой, а постараюсь изложить при помощи тезисов, на которые я опираюсь в повседневной жизни :

Подходить к любой работе творчески, привносить в образовательную деятельность что-то инновационное;

Детям должно быть интересно, комфортно и весело;

Вокруг тебя должно быть всё красиво, эстетично и современно;

Будь интересна детям, которые тебя окружают, будь нужной детям.

Талант воспитания , широкое знание жизни – эти качества должны быть присуще каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение среди детей , родителей и коллег. Мне природа подарила

хорошую интуицию в том, что касается психологии : способность поставить себя на место другого и ощутить то, что он чувствует. Это сыграло большую роль в выстраивании отношений с детьми. Каждый думающий, творческий педагог обязан давать оценку каждому прожитому дню, уметь осознавать свои ошибки.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я очень люблю свою работу, и считаю профессию воспитателя лучшей для женщины . Ведь главное качество женщины - материнство. И я по-матерински стараюсь окружать детей заботой лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда молодой, живой и энергичной.

«Что значить быть воспитателем детского сада Для меня – это значит быть :

В - внимательной

О - ответственной

С - справедливой

П - правдивой

И - искренней

Т - толерантный

А – артистичной

Т - трудолюбивой

Е - еще доброжелательной

Л – любящей

Ь - мягкой.

Искусство быть воспитателем в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство .

Моя профессия – воспитатель детского сада . Свою профессию я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия : «Каждый человек – творец своей судьбы» и я творю свою судьбу сама. Моим вторым домом стала планета под названием «Детский сад» .

Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность , интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. Поэтому своё эссе я хочу закончить словами К. Д. Ушинского : «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя , потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только «личность» может действительно действовать на развитие личности, только характером можно образовывать характер».

Педагогическая публицистика Корчак Януш

Воспитание воспитателя ребенком {3}

Воспитание воспитателя ребенком {3}

Наивно мнение молодого воспитателя, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, сам он, зрелый, сформированный, неизменный не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей. Тому, кто, присматривая за вверенными ему детьми, не в силах подойти к себе критически, угрожает большая опасность, на которую я желаю обратить внимание, тем более что профессиональная гигиена души недостаточно широко известна. Воспитатель, работая над пониманием человека - ребенка и над пониманием общества - группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин; пренебрегая неусыпным трудом над собой, опускается. Ребенок обогащает меня опытом, влияет на мои взгляды, на мир моих чувств; от ребенка я получаю приказания - и я требую от себя, обвиняю себя, оказываю себе снисхождение или снимаю с себя вину. Ребенок и поучает, и воспитывает. Ребенок для воспитателя - книга природы; читая ее, он созревает. Нельзя относиться с пренебрежением к ребенку. Он знает о себе больше, чем я о нем. Он общается с собой все те часы, когда он бодрствует. Я его лишь отгадываю. Поэтому я ошибаюсь: я оцениваю его рыночную стоимость и дефекты. Ленивый, недисциплинированный, капризный, врет, ворует - но этого мало. Каков его взгляд на себя, отношение к другим детям и к воспитателю; какой он приобрел опыт, на какие способен усилия и компромиссы? Сколько даст на-гора упорства? Нельзя относиться к детям свысока. Среди десятков детей всегда найдутся на редкость разумные, наблюдательные, способные к критике, настороженные, с односторонним опытом, ироничные, склонные к каверзам и мстительные. Группа, обсуждая, дискутируя, делясь и обмениваясь наблюдениями, будет знать воспитателя насквозь. И захочет сделать безвольным инструментом в своих руках. Использует все его недостатки и его нерешительность, слабости и изъяны. Не даст себя ни завлечь, ни обмануть. Подвергнет его суровому следствию, экзамену добросовестному и оценит справедливо. И либо доверится, либо отложит решение, либо замкнется, законспирируется, затаится, либо объявит открытую войну. Горе ему! Он увидит уже только «упрямство», «дурное влияние» отдельных детей, покушения на свой «авторитет», поступки назло, в отместку. Не услышит никаких замечаний о своих распоряжениях и о себе, никакого «вы ошибаетесь - вы не правы». А это голос совести для доброй воли воспитателя. Бывает, что ты сразу попадаешь в атмосферу враждебного недоверия, если твой предшественник - тиран или размазня - ожесточил, разъярил детей. Здесь повредит и сухой приказ, и наивное нравоучение.

Надо вооружиться терпением и переждать. Завоевать действиями.

Дети вознаграждают воспитателя, но они и отчитывают, и наказывают; мирятся, забывают или сознательно прощают - и мстят. Станут травить, высмеют, нарушат покой, взбунтуют вспыльчивого или подставят глупенького (потому так часто страдает невинный). Упорно добиваются: будь образцом. Согласно с главным постулатом педагогики: покажи пример. Не слова, а дела. Перед воспитателем встает дилемма: и он или вступает в тяжелую, трудную борьбу, которой и конца не видно, со своим несовершенством, или - это удобнее - предает теорию анафеме. Итак: книги врут, авторитеты - мошенники. Жизнь - не письменный стол ученого. Диплом дал мне права. Я уже теперь сам, своими силами. Потому что: может быть, это и хорошо, но не у нас. Может быть, в других условиях. Может быть, другие дети. Мои же - это банда, шайка, сброд (скоты!). Нужно с ними круто. Следовательно - запреты и ограничения. Полная изоляция собственной жизни от их жизни и переживаний. Только б был порядок. Порядок должен быть - железный регламент! Уже не воспитатель, не поборник вопроса о ребенке, защитник юных, маленьких и слабых, пастырь неопытных, а надсмотрщик, пристрастный прокурор, ключник, палач. Уже не воспитатель, а интендант - управляющий зданием, канализацией, инвентарем, канцелярией, учетчик штанов и башмаков. Я не недооцениваю администрации, это было бы непростительной ошибкой. Управлять педантично, четко, чтобы не промотать. Res sacra{4}. И дети должны понимать и чувствовать, что ты это для них в поте лица своего добываешь и экономишь. Ты только тогда вправе наказать как администратор, когда как воспитатель потворствуешь. Если воспитатель потеряет контакт с детьми, признавая только фаворитов, заушников и доверенных слуг, потому что ему так удобнее, разве он возьмет на себя труд заведовать добросовестно - стоит ли?! Разве он не заключит скорее союз с теми, кто захочет наживаться на бесправных, бессловесных, брошенных на произвол судьбы? Разве не станет он со временем - только сохраняя видимость добросовестного служащего - нечестным хозяином и человеком падшим? Только б полегче, подешевле, с наибольшей для себя выгодой. Амбарная книжка и плетка. И фраза: я закаливаю детей и приучаю к дисциплине. Воспитываю будущих членов общества.

Путь к самовоспитанию и самоопределению ты найдешь сам и в себе, молодой воспитатель. Путем длинного ряда осенений ты поднимешься на высшую ступень понимания языка шепота, улыбки, взгляда, жеста - слез раскаяния или слез бессилия преступного ребенка.

Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Воспитание лояльности «Секрет фирмы»N34 (120), СЕНТЯБРЬ 2005компания: «Босфор»сфера: производство пвх-оконпроблема: борьба с передачей заказов налевоСотрудники пятигорской компании «Босфор», выпускающей окна и двери из ПВХ, начали одновременно работать на конкурентов -

Из книги Азбука коммунизма автора Бухарин Николай Иванович

§ 79. Дошкольное воспитание В буржуазном обществе ребенок рассматривается, если не всецело, то, по крайней мере, в значительной степени, как собственность своих родителей. Когда родители говорят: «моя дочь, мой сын», это означает теперь не только наличие родственных

Из книги Душа армии автора Краснов Петр Николаевич

Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии Чем выше идеалы, за которые борется армия, тем доблестнее ведет она себя на войне. Из примеров великих Русских полководцев, Петра и Суворова, из всего быта старой Императорской Армии мы видели, что

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора Крупская Надежда Константиновна

Воспитание офицера В современной армии с ее короткими сроками службы, с ее контингентами, составленными из людей самых различных убеждений, настроений и верований, в громадном большинстве с атрофированной верой в Бога и с неясным чувством любви к Родине, в этой армии, не

Из книги Литературная Газета 6411 (№ 15 2013) автора Литературная Газета

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Общественное воспитание складывается из воспитания: 1) общественных инстинктов, 2) общественного сознания и 3) общественных навыков.IС самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и

Из книги Литературная Газета 6416 (№ 21 2013) автора Литературная Газета

Из книги Налог на Родину [Очерки тучных времен] автора Губин Дмитрий Маркович

Девушка с ребёнком По улице шла девушка с ребёнком, волоча его за собой лицом вниз. - Девушка, вы бы его приподняли. – Да ему всё равно, он без сознания. А в сознании, бессовестный, не слушается. Приду домой, буду воспитывать... Скажите, как я вообще смотрюсь, он мне под

Из книги Бесцельно прожитые годы (20 лет российской демократии) автора Бояринцев Владимир Иванович

Воспитание чувств С бюджетом 10 млн. евро давно ожидаемый публикой фильм Николая Лебедева "Легенда № 17" о великом хоккеисте Валерии Харламове собрал в отечественном прокате 851 млн. руб. ($27,5 млн.). В 2007 году вышел фильм Ю. Королёва «Валерий Харламов. Дополнительное время» с

Из книги Литературная Газета 6470 (№ 27 2014) автора Литературная Газета

Воспитание чувств Нельзя унижать родителей на глазах детей: когда вырастут, они отомстят не обидчикам, а эпохе в целом Петербург, октябрь 2009-го, воскресенье, день, дождь, стынь, хлад и мрак (плюс ветр). Я иду вдоль Кронверкской протоки у Петропавловки, кутаясь в шарф в

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

ВОСПИТАНИЕ БЫДЛА Газета «Аргументы и факты» (№ 9, 2007) опубликовала статью под названием: «Россия на ложе разврата», где речь шла о том, что телевизионная политика угрожает семейным ценностям. Эта информационная война с народом за четыре прошедших года лишь

Из книги Америка и американцы автора Бухвальд Арт

Воспитание достоинства Харпер Ли. Убить пере­смешника. - М.: АСТ, 2014. – 412 с. – 7000 экз. Эта книга, конечно, давно стала классикой – и уже успела попасть в ту классику, что подвергается активной ревизии. В последние пятнадцать лет озабоченная общественность США ломает

Из книги Педагогическое наследие автора Корчак Януш

Из книги Россия. Еще не вечер автора Мухин Юрий Игнатьевич

ПОЛЁТ С РЕБЕНКОМ Из тяжелого испытания путешествие превращается в сплошное удовольствие, когда вы подымаетесь в воздух с малышом. Следует только заранее уведомить аэрокомпанню, чтобы она подготовила некоторые вещи, создающие ребенку удобства. Если ребенок очень мал,

Из книги Франция. Начни жить с удовольствием автора Волохова Анна Александровна

Из книги автора

Из книги автора

Французское воспитание Наряду с «китайским», «французское воспитание» сейчас в Америке модная тема. Считается, что французский ребенок ест все овощи, в том числе шпинат, фасоль и брокколи (ваш ест?), засыпает ровно в 8 часов вечера и никогда не перебивает взрослых.

Середина 80х, в учебном центре учимся летать на истребителях L29. У нас в эскадрильи был молодой инструктор, и так он был горд этим, что с курсантами разговаривал только нравоучительно - пафосно не нормативной лексикой. Некоторый период времени мы думали как это прекратить(ведь ни кому неприятно когда на тебя орут матом и обзывают бездарью, хотя летать начали первый раз в жизни). И вот один курсант, Гена, говорит, все ребята - достал он меня! Ждите результат! Улетают они в ЗОНУ облета, прилетают минут через 20.... Мы очередные экипажи, и курсанты ждем... наблюдаем посадку... самолет припарковался... механик открывает кабину... Инструктор пулей выскакивает и бежит на базу... задница у него мокрая... ОБОССАЛСЯ!!! У нас немая пауза!!!
Следом не спеша, гордо начал вылезать из кабины Гена!!! Мы к нему...!!! Короче, что было до этого! Как обычно Гена начал выруливать на взлетку, инструктор как всегда матом делает коменты, Гена вежливо просит прекратить такую речь и обзывания, но нет... Так они взлетели, пока летели до зоны, все те же маты, прилетели в зону, набрали максимальную высоту, маты опять... И Гена говорит инструктору - все мне надоело слушать оскорбления, лучше сдохнуть, берет ногами упирается в штурвал, бросая самолет в пике! Инструктор в истерике - молит - Гена, Геночка прости, больше не буду... Гена отпускает штурвал, самолет выравнивает инструктор, набирает высоту и на обратный курс! Через минуту говорит - Ну б**ть Гена прилетим, я тебя вые....бу! Гена осторожно шевеля штурвал говорит - А если не долетим??? В ответ испуг - прости, прости больше не буду!!!
Вот такая история! После этого этот инструктор стал сама вежливость и внимательность!

Отцам ПОЧТИ взрослых дочерей адресую.
В конце прошлого века (Боже, как звучит жутко...) я въехал в СВОЮ квартиру. Да не сам въехал, а с женой и 7-летней дочерью. До этого мы жили в общаговской малосемейке... там комната хоть и большая была, но одна (со всеми свойственными ТАКОЙ совместной жизни неудобствами).
Поэтому двухкомнатная квартира казалась просто раем. Одна комната этого рая была выделена дочери. Разумеется, после покупки квартиры и ремонта денег не просто не было, а НЕ БЫЛО СОВСЕМ. Поэтому обставлялись оставшейся от "прошлой жизни" мебелью, которая не очень "вписывалась" в новую жилплощадь. По этой причине в комнату дочери попала огромная двуспальная кровать. На заре моей семейной жизни она казалась мне верхом блаженства, а потому считалась обязательным атрибутом и была немедленно куплена сразу после свадьбы. Площадь этого мебельного монстра была чуть более 4-х м2. Поэтому функцию койко-места выполняла только половина кровати. На второй же дочка разместила десятка три своих любимых мягких игрушек и была в совершенном восторге от того, что теперь они с ней не только днём, но и ночью.
Дочь больше нас радовалась своей новой комнате, своей многофункиональной кровати и с энтузиазмом делилась этой радостью с родными и близкими.
Звучало это примерно так: "А у нас новая квартира, а у меня своя комната и своя большая кровать, а на ней я сплю... " и далее длинный список игрушечных "партнёров" по сну. Когда этот рассказ выслушал мой папа
(человек очень обстоятельный), он сказал своей внучке: "Знаешь, милая, большая кровать - это действительно очень замечательно... Но привыкай-ка ты с детства спать с кем-нибудь одним! . . ".
С тех пор прошло почти 15 лет. И хотя моя дочь (не комсомолка, но студентка и красавица) не даёт мне для этого никакого повода, я всё чаще вспоминаю тот эпизод. Как говорится, положение обязывает... положение отца 20-летней дочери...

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Еще все живо, еще тысячи людей могут сказать: «Я учился у Сухомлинского», «А ведь я знал Сухомлинского», «Я переписывался с Сухомлинским», еще в сознании нашем не полностью совершился тот поворот, который необходим, чтобы мы поняли и признали значительность человека, не сразу показавшегося нам выдающимся, чтобы слова его, даже самые простые, такие, какие вроде бы может сказать каждый, приобрели для нас особый вес и заставляли задумываться.

Еще несколько лет назад книги Сухомлинского выпускали тиражом в 9-10 тысяч экземпляров. Сегодня не хватает и стотысячного тиража. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье ученого-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил...», «А вы читали Сухомлинского?»

Сухомлинского читают все больше и больше, популярность его неуклонно растет. Но многие очень важные книги Сухомлинского выходили 10-15 лет назад и с тех пор не переиздавались. Статьи его рассыпаны по журналам и газетам.

Нет сомнения, сочинения Сухомлинского будут переиздаваться, и тогда педагогические взгляды его предстанут перед нами во всей своей полноте. И все же, думается, есть нужда и в книге такого рода, как этот сборник. Ее цель - помочь читателю войти в круг идей выдающегося нашего педагога. Для этого и собраны здесь выдержки из главных работ Сухомлинского- по страничке, по абзацу, по строчке... При таком отборе неминуемо нарушаются логические связи между двумя соседними абзацами, и читателю самому придется восстанавливать их.

Пробелы между выдержками - как паузы для обдумывания.

Однако общую логику Сухомлинского мы старались не только сохранить, но и подчеркнуть. Этой цели и служат вступления, предпосланные каждой главе. В них рассказывается о жизни Сухомлинского и в то же время делается попытка хотя бы в общих чертах раскрыть значение высказываний, собранных в соответствующей главе.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года неподалеку от Павлыша (это на Украине, под Кременчугом), в селе Омельник; умер он 2 сентября 1970 года - в самом начале нового учебного года. Последняя его работа - годовой план школы на новый учебный год; последние его ученики - шестилетки, с которыми он занимался в созданной им «Школе радости»; последняя его прижизненная статья -в «Правде». Она была опубликована за день до смерти.

Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Старший брат, Иван Александрович, начал работать первым; он был заведующим районе. Нарком просвещения А. С. Бубнов прислал ему в подарок за хорошую работу библиотечку; по еще раньше в доме Сухомлинских был сундучок с книгами, доставшийся от деда со стороны матери.

Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. На дорогу она испекла ему несколько лепешек из картофеля и отрубей и дала два стакана жареной сои. С осени 1933 года пришел хлеб нового урожая. Позже Сухомлинский писал: «Не забуду того дня, когда мать передала мне первую хлебину, испеченную из нового зерна. Привез передачу дедушка Матвей, извозчик сельского потребительского общества, еженедельно приезжавший в город за солью и керосином. Хлебина была в полотняной торбе - мягкая, душистая, с хрустящей корочкой...»

Потом дедушка Матвей привозил 16-летнему студенту по хлебу каждую неделю; институтские же талоны на обед, случалось, обменивались на билеты в театр: «Продашь обед - смотришь Островского».

Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт...

На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года; в 1935 году, 17 лет от роду, он стал учителем начальной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и кончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского.

Но «каждому из нас, мужчин, надо твердо помнить: у меня две специальности: первая - то ли учитель, то ли агроном, инженер... а вторая у всех одна и та же - защитник Родины». Сначала ушел в армию старший брат, Иван Александрович. Он служил в Туркменистане, на границе. Следом призвали Сергея Александровича. Он участвовал в финской вой­не. Василия Александровича призвали последним. Он попал в Москву в политучилище и, когда началась Отечественная война, пошел на фронт политруком.

Рассказать о том, что пережил и перенес Василий Александрович в годы войны, почти невозможно - он очень мало писал об этом времени своей жизни. Надо сказать, он вообще никогда не писал о своих трудностях и о том, как их преодолевал. Можно подумать, что все ему давалось легко и просто, все выходило само собой. Но надо понять, что перед нами характер необыкновенный. Сухомлинский не рассказывал о своих трудностях потому, что привык справляться с ними сам и терпеть не мог говорить о них вслух,- видимо, ему казалось, что это может быть воспринято как жалоба. Он никогда не старался привлечь внимания к себе как к человеку. Он просто работал. Когда Сухомлинский почувствовал себя тяжело больным, то прежде всего попросил не говорить в учительской о болезнях.

Однажды у одной учительницы случилась беда: муж попал в автомобильную катастрофу. Сухомлинский сделал все возможное, чтобы помочь семье. Но говорить о бедах, болезнях, несчастьях он не любил.

Учителя рассказывают, бывало так: Василий Александрович ведет разговор в своем кабинете, разбирает урок и вдруг побледнеет, схватится за сердце и выйдет из кабинета. Несколько минут спустя возвращается.

Что с вами, Василий Александрович? - спросят его.

Молчите, молчите,- только и ответит Сухомлинский и продолжает деловой разговор.

Никто в школе не знал, что он смертельно болен...

На фронте Василий Александрович был тяжело ранен. Осколки снаряда остались в его груди навсегда. Когда вышел из Увинского госпиталя (это в Удмуртии), он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Его назначили директором средней школы в Уве. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районе.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился назад, в школу. Просьбу его удовлетворили, и так Василий Александрович Сухомлинский занял один из самых высоких педагогических постов в нашей стране - пост директора Павлышской средней школы. В то время это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны; знаменитой ее сделал Сухомлинский.

«Каждый ребенок был миром - совершенно особым, уникальным»,- записывает Сухомлинский слова, которые мы все не раз слыхали. Мы понимаем, что это так, что это правда: каждый ребенок - совершенно особый, уникальный мир. Но какая пропасть между пониманием этих слов умом и сердцем! Как легко повторять их с кафедры и как трудно познать эту истину и принять ее для живого, сиюминутного поступка! Но только человек, для которого каждый ребенок действительно уникальный мир, только такой человек способен установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний»,- пишет Сухомлинский.

И чем больше читаешь Сухомлинского, тем глубже понимаешь, что все его книги и статьи объединяет мысль: для гармонического воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами.

Все стороны воспитания - идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое - для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребенка. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности,- пишет Сухомлинский.- Ее всестороннее развитие, нравственное совершенство - цель коммунистического воспитания. Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек».

Известную мысль А. С. Макаренко о том, что в воспитании не может быть «уединенного средства», т. е. что нельзя все задачи воспитания решить одним средством, Сухомлинский развивает, показывая, что не только нельзя пользоваться одним средством, но нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустите что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия, упустите что-нибудь одно, и вы не решите никакой другой задачи.

Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

Школа в Павлыше. Неказистое здание, построенное еще до революции за счет земства; маленькие домики, выстроенные в основном учителями и учениками: узенькие коридорчики, разошедшиеся дощатые полы, небольшие классы.

В общем, не дворец.

И все-таки дворец, настоящий дворец, если под этим словом понимать нечто волшебно-счастливое, а не просто пышное.

Дворец, потому что здесь есть все для детской радости: для радости труда, для радости учения, для радости встретиться со сказкой, сидеть за рулем настоящей машины, убирать свою полоску хлеба, пробовать свой виноград, любоваться чистотой и красотой усадьбы... «У нас летом ни одного бурьянчика вокруг школы не растет, все шелковистое»,- говорят дети.

Павлышская средняя - это и Дворец пионеров, и станция юных техников, и станция юных натуралистов, и детская спортивная школа, и музыкальная школа, и детская библиотека, и детский театр - все детские учреждения, собранные вместе за одним невысоким заборчиком.

Воспитывать на уроках, и только на уроках, невозможно. Так считает Сухомлинский. Воспитатель должен встречаться с учеником и вне класса. Где? Поход и школьный вечер - вот обычные нечастые контакты учителя и ученика. В Павлыше это и поход, и вечер, и совместный труд учителя и ученика. Урок не самоцель: урок должен давать знание, развитие и интерес к чему-то особенному. Внеклассная работа не самоцель: ученик должен найти в чем-то интерес, чтобы разгорелся огонек духовной деятельности, чтобы укре­пилось чувство собственного достоинства, и тогда он будет лучше учиться и, несмотря на отсутствие за­претов и наказаний, не станет списывать. Надо дать ребенку чувство гордости, достоинства, разбудить в нем совесть, чуткость к слову учителя. А для этого надо привести ребенка в Комнату сказок, в музыкаль­ную комнату, в библиотеку, в мастерскую, на опытную делянку...

И главное, надо дать ребенку прекрасных воспита­телей.

Часто спрашивают: «Где Сухомлинский нашел таких учителей, как в Павлышской средней?»

Сухомлинский увидел их в обычных учителях, он их вырастил, он воспитал их.

Впрочем, точно так же можно было бы сказать, что павлышские учителя вырастили Сухомлинского, передали ему свой опыт, поддержали его, помогли ему. Все достижения Павлышской школы явились результатом совместных усилий лучших ее учителей, и многие книги Сухомлинского целиком посвящены описанию их опыта. О себе как учителе и воспитателе, о своем опыте он стал писать примерно после тридцати лет работы.

Нет никаких чудес. Точно так же, как все материальное богатство школы было создано руками учителей и учеников, точно так же и коллектив Павлышской школы создан не особым отбором особо одаренных воспитателей и педагогов, а трудом Сухомлинского и его умением объединять и воодушевлять своих сотрудников.

Установить единые педагогические требования - это одно, такие требования разрабатывались и в Павлыше. Но выработать единые педагогические убеждения- куда более сложная работа. Сухомлинский взялся за нее, отдавал ей большую часть своих сил и добился успеха.

Иногда кажется, что силы его были неисчерпаемы, а запас времени - вдвое или втрое больше, чем у любого человека. О какой бы стороне школьного дела ни заходила речь, всегда видим мы полную отдачу сил, словно эта часть работы - единственная, словно никаких других забот у Сухомлинского не было. Когда разговариваешь с учителями Павлышской школы, то создается впечатление, будто Сухомлинский вообще больше ничем не занимался - только учил учителей. Если он идет на уроки, то на 10-15 уроков подряд, не иначе, и разбирает сначала каждый урок, потом всю «систему уроков» вместе. Если начинает учить молодого учителя, то посещает и разбирает его уроки, составляет для него задания, дает ему - одному! - собственные открытые уроки, готовясь к ним так же, как если бы он ждал сорок учителей, и делает это не год, не два, не три - в течение шести - восьми лет! Если Сухомлинский разговаривает с учителем, то не торопясь, иногда часами; а если берется руководить научной работой учителей, то почти все учителя оказываются авторами научных статей... Да еще в школе издается рукописный журнал педагогических работ учителей, и он его редактор.

Но ведь точно с такой же кропотливостью, серьезностью и абсолютной требовательностью к самому себе он воспитывал класс, создавал и вел все сложное школьное хозяйство, давал уроки, писал книги и статьи, работал с родителями...

И вот один старый павлышский учитель (32 года стажа) задумчиво произносит:

Я на каждый урок иду с удовольствием...

А что еще надо? Просто, чтобы все учителя шли на урок с удовольствием.

«Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь. Каждая страница посвящена одному человеку - моему учени­ку...» - пишет Сухомлинский.

Книга педагога - книга судеб. Откроем ее.