"Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки. Тренинг для родителей «Знаю ли я себя и своего ребенка

Информационно-игровое занятие с родителями «Знаете ли вы своего ребенка».

Цели:

    создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей;

    формирование доброжелательного отношения между родителями и детьми, педагогами и родителями, основанные на доверии,

    развивать самосознание родителей и педагогов, конструктивные представления о детях (у родителей и педагогов).

Задачи : обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей определенного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания, способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка, привлечение родителей к сотрудничеству.

Материалы и оборудование : ноутбук, музыкальное сопровождение, проектор, карточки с личностями, ручки, карандаши, лепестки, изготовленные из бумаги для заполнения, песня «В каждом маленьком ребенке…»

Ход информационно – игрового занятия с родителями

(Слайд1)

1. Вступительное слово педагога .

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть в нашей родительской гостевой. Она посвящена теме «Знаете ли вы своего ребенка?» Конечно. Ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?» Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в школьном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим.

(Слайд знаете ли вы своего ребенка) Скажите, пожалуйста, какое слово самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребенка с рождения? (высказывание родителей). Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук в мире, который звучит как лучшая на земле музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Взгляните на имена ваших детей. Малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Взгляните на портреты детей: какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.

2. Упражнение для родителей (слайд 2) игра «Цветик - семицветик». Перед вами игра «Цветик - семицветик». Представьте, что это ваш малыш нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него.

Мы дарим цветок имени вашего ребёнка. Пусть лежит он в семейном альбоме, ведь это-часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.

3. Игра - упражнение «Клубок» (слайд 3)

Цель: назвать положительные качества ребенка радующие родителей и отрицательные качества, огорчающие их.

Родители садятся полукругом им дается клубок, который разматывая передается друг другу, произнося положительные качества ребенка, сматывая клубок родители произносят отрицательные качества. Уважаемые родители хвалите ваших детей, не будьте скупы на ласку, на похвалу. Так же когда вы сердитесь и ругаете своё чадо, объясняйте за что вы его наказываете, почему вы его так называете. Пусть они знают, что эти поступки огорчают или радуют вас.

Высказывания известных людей

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. /Я. Коменский /

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. /Эрма Бомбек /

Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. /Ф.Э. Дзержинский/

4.Игра «Интуиция» Слайд 4. Каждая мамочка чувствует настроение своего ребёнка на уровне интуиции. В обычной жизни интуицию называют «шестым чувством», а официальная наука пока не признает наличие у человека такого чувства. Тем не менее, есть множество примеров, когда развитая интуиция не просто выручала людей, а спасала им жизнь. На самом деле, мужчины признают наличие женской интуиции, но называют её по-своему: «Накаркала!». Все родители играют с маленькими детьми в игры типа «угадай, в какой руке?», не задумываясь, что это и есть самая настоящая игра на развитие интуиции. Угадать верную руку не помогут ни знания, ни опыт, только внутреннее ощущение. Простое и доступное занятие, развивающее интуицию - игры с изображениями. Я вам раздам картонные карточки с фотографией человека, на оборотной стороне указаны вопросы, на которые вы должно интуитивно написать свои ответы имя, характер, знаменитый ли человек, род деятельности, как сложилась судьба. А потом проверим, не подвела ли вас ваша интуиция. Я предлагаю вам разделиться на 4-5 микро групп.

(Слайд с фотографиями личностей)

5.Релакс (видеоклип)

В заключение нашей встречи предлагаем вам немного расслабиться помедитировать. Мы надеемся, что всё хорошее и теплое вы унесете с собой домой, и это чувство навсегда останется в вашем сердце.

Психология цвета

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать...

Значение жёлтого цвета

Желтый цвет сказал я светящийся и теплый, так как я сильно ассоциируюсь с солнечным светом. Я искрюсь оптимизмом, оригинален, наделен богатым воображением и развит художественным вкусом. Обладаю пытливым умом, я люблю все новое и интересное. Я надежный друг. У меня очень светлый взгляд на жизнь. Я не люблю быть вторым. Я вполне доволен миром и счастлив.

Значение красного цвета

Красный цвет ответил, я выше всех других в радуге, я стремлюсь оставаться хозяином положения. Я отличаюсь интересом к жизни. Я вызываю учащение пульса и частоту дыхания, я символизирую огонь, тепло - меня невозможно игнорировать. Со мной интересно, я побуждаю к действию. Мир оказался бы скучным местом без меня.

Значение синего цвета

Синий цвет выступил я спокойствие и умиротворенность. Я широко предпочитаемый цвет. Я холоден и уверен в себе, и в то же время могут быть очень ранимыми. Я доверяю, и нуждаюсь в доверии. Чувствителен к потребностям других, способен на крепкую привязанность, я переживают всякое предательство или разочарование. Я стремлюсь к гармонии, спокойствию, терпению, стойкости и умиротворенности.

Значение зелёного цвета

Я Самый «природный» цвет сказал зеленый завораживаю балансом теплоты и прохлады, я часто оказываюсь уверенным и уравновешенным, заботливым, неравнодушным, разборчивым, добрым и щедрым. Я люблю завоевать внимание наблюдателей и всегда пользуюсь хорошей репутацией. Я внимательный и верный.

Белый

Белый цвет скромно прошептал я символизирую чистоту, я отличаюсь аккуратностью во всем, осторожностью и проницательностью, критичен и несколько суетлив, самодостаточен и невин. Я - словно воспоминание детства и простоты… Я цвет спокойствия, безмятежности. Я характеризуюсь совершенством, я полн свободы и возможностей. Мое фундаментальное качество – равенство. Я покой, целомудрие, сосредоточенность. Я цвет согласия и мира.

Значение фиолетового цвета

Я обладаю аурой загадки и интриги сказал фиолетовый цвет творческим складом ума и воспринимаю возвышенные идеи. Я щедр и очарователен вызываю вдохновение. Я ассоциируюсь с умом, наблюдательностью, восприимчивостью и переменчивостью. Я могу быть скрытным, поэтому даже в те моменты, когда я раскрываю душу, не всегда могут полностью меня понять. Я обосновываю свои взгляды на жизнь, ценю устойчивость, понятность, прямолинеен и открыты.

Социальный педагог МОАУ СОШ № 13 Мухутдинова И.Р.

Форма проведения: игра

Аудитория: родители детей подготовительной группы.

Количество участников: три пары родителей детей подготовительной группы.

  1. обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях их детей;
  2. развить самосознание родителей;
  3. развить конструктивное представление родителей о детях;
  4. предоставить возможность родителям проанализировать черты характера своих детей;
  5. сформировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка;
  6. заинтересовать родителей полученными результатами, заставить их задуматься;
  7. показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.

Ожидаемые результаты:

  1. обобщили представления родителей об индивидуальных особенностях их детей;
  2. продолжили развивать самосознание родителей;
  3. продолжили развивать конструктивное представление родителей о детях;
  4. предоставили возможность родителям проанализировать черты характера своих детей;
  5. продолжили формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка;
  6. заинтересовали родителей полученными результатами, заставили их задуматься;
  7. показали родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.

Информационно - техническое обеспечение:

плакаты «Моя семья», видеоозапись с ответами детей.

Материалы и оборудование: проектор, фишки, материал для награждения.

Логика проведения:

Вступление:

Здравствуйте, уважаемые родители. Знаете ли вы своего ребёнка? «Конечно!» - ответят почти все родители. Как сказал польский педагог Галина Филлипчук: «Мы знаем своих детей с первых дней их жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, обуваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких и родных ему людей, самых любящих и самоотверженных?». Многие родители искренне считают, что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше ребёнок, тем мы действительно его лучше знаем. Но уже к 6-7 годам замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребёнка абсолютного незнакомца. И сегодня мы проведем с вами родительское собрание на тему «Знаю ли я своего ребенка» в форме игры. Вас ждет увлекательное соревнование, в котором мы узнаем на сколько родители умеют понимать своих детей, а дети, проходя испытания, помогут своим родителям заслужить звание лучшей семьи. И я с удовольствием представляю семьи, которые согласились поучаствовать в данном мероприятии. Это семья Богомазовых, Меламед и Бурдасовых.

1 этап. «Портрет моей семьи». Я заранее попросила ребят рассказать о своей семье, все ответы детей я сейчас зачитаю, ваша задача определить, в каком из трех вариантов я говорила именно о вашей семье. За правильный ответ вы зарабатываете балл.

(зачитываю без имен и профессий: моя мама…..(какая?), она любит делать…… мой папа……(какой?), он любит делать…….я сам …..(какой?), я люблю…… . Правильный ответ мы смотрим на экране, где ребенок сам говорит это)

2 этап. «Вопрос-ответ». Я предоставлю вашему вниманию несколько вопросов с вариантами ответов. Ваша задача угадать ответ вашего ребенка.

Какое блюдо в детском саду больше всего любит ваш ребенок?

Какая настольная игра нравится вашему ребенку?

Какая сюжетно-ролевая игра любима вашим ребенком?

Чем любит заниматься ваш ребенок на участке во время прогулки?

Чего больше всего боится ваш ребенок?

Какой способ поощренья предпочитает ваш ребенок?

Что, по мнению вашего ребенка, может расстроить маму?

Легко ли быть взрослым и почему?

Что нужно для полного счастья вашей семьи?

Без чего нельзя прожить человеку?

Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?

3 этап. Эстафета «С льдинки на льдинку». А теперь мы узнаем какая семья самая быстрая, сплоченная и спортивная. (из обруча в обруч)

4 этап. «Почерк художника». Я попросила ребят заранее нарисовать рисунок на тему «как я себе представляю взрослую жизнь». Ваша задача узнать работу вашего ребенка.

5этап. «Устами младенца». Дети дают определение словам, родители отгадывают слово (любовь, счастье, семья, боль, обида, страх)

Подведение итогов: Определение победителя, награждение.

Вот вы и увидели наглядно, что взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период дошкольного возраста. Что необходимо ребенку для полноценного развития? Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность. Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между папой и мамой, между родителями и педагогами. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

Любой папаша уверен, что он прекрасно осведомлен о желаниях, стремлениях и мечтаниях родного чада. Виной этому заблуждению - простительный стереотип мышления: если ты не первый год живешь бок о бок с человеком, да к тому же еще наблюдаешь за ним с самого его рождения, то уж тебе должно быть известно о нем все. Однако на поверку обычно оказывается, что единственное, в чем ты не ошибаешься относительно потребностей и чаяний своего ребенка, - это его любимая разновидность вредной еды из меню ближайшего к вашему дому ресторанчика с фастфудом.

Нижеследующий тест, конечно, не поможет тебе восполнить недостающие знания о собственном ребенке, зато он точно покажет, что именно ты о нем не знаешь. А это, считай, уже полдела.

Тест «Незаконченные предложения» был разработан американскими психологами Джозефом Саксом и Сидни Леви еще в 50-х годах прошлого века и с тех пор исправно применяется для анализа отношений членов семьи. В основу методики положен простой принцип: если человеку задать вопрос, на который не существует единственно верного ответа, у испытуемого больше возможностей раскрыть свой внутренний мир.

Существует множество вариаций теста Сакса - Леви, для тебя мы выбрали парную версию. На вопросы должны ответить и ты, и твой ребенок.

«Эта методика носит психотерапевтический эффект, - внезапно вступает в разговор наш консультант, психолог семейного центра «Мы», кандидат психологических наук Дарья Борисова . - Тест позволит безболезненно выявить существующие проблемы в твоих отношениях с ребенком».


Спасибо за реплику с места, Дарья, но пока мы справляемся и сами! А тебя позовем, когда придет пора интерпретировать полученные результаты.


Для прохождения теста тебе понадобится ребенок 7-18 лет (если твой отпрыск младше, извини, метод рассчитан на индивидуумов, достигших более или менее сознательного возраста) и два листа бумаги для записи ваших ответов.

Вопросы, как поймет из названия теста не только взрослый, но даже карапуз, представляют собой незаконченные предложения, которые необходимо завершить. Предложения сформулированы от лица ребенка и обращены к тебе. То есть «Я мечтаю, что ты...» означает «Я мечтаю, что мой папа…».

Объясни ребенку задачу примерно в таких выражениях: «Напиши, что бы ты хотел мне сказать. Для этого закончи предложения своими словами. Отвечай быстро и не задумываясь. Что тебе первое в голову приходит, то и пиши».

Твою же задачу мы объясним в таких выражениях: представь, что ты - твой собственный ребенок, и закончи предложения словами, которые, как тебе кажется, напишет и он. Отвечай быстро, не задумываясь и не отвлекаясь на то, чтобы заглянуть в смартфон и проверить, появилось ли что-нибудь новенькое на «Фейсбуке» или в ящике электронной почты.

Тест следует проходить в спокойной обстановке. Излишнее хихиканье и веселье повредят. Поэтому никаких красных клоунских носов и битья по голове надувным молотком! Объясни ребенку, что он должен отнестись к заполнению лакун с той же серьезностью, с какой подходит к выполнению заданной в школе домашней работы. Кроме того, с твоей стороны должны быть полностью исключены давление и понукание («Так! Садись и пиши! А противоядие получишь, когда ответишь на все вопросы!»).

И еще. Дай отпрыску гарантию, что его ответы ни в коем случае не будут использованы против него.


Вот и все! За дело!


1 Мне весело, когда ты...

2 Мечтаю, чтобы ты...

3 Я злюсь, когда ты...

4 Надеюсь, что мы вместе...

5 Мне нравится, когда ты...

6 Я обижаюсь, когда ты...

7 Очень хочется, чтобы мы с тобой...

8 Меня раздражает, если ты...

9 Мне страшно, если ты...

10 Жаль, что мы с тобой так и не...

11 Я уважаю тебя за...

12 Я расстраиваюсь, если ты...

13 Я ценю в тебе...

14 Я ценю в тебе...

15 Я благодарен тебе за...

Теперь, когда вы оба справились с заданием, подсчитай очки. За каждое совпадение ответов ты получаешь один балл. Держи под рукой ребенка, чтобы разрешать возникающие сомнения. Например, если у тебя написано «Я злюсь, когда ты, не жалея себя, следишь, чтобы я правильно питался», а у него «Я злюсь, когда ты за ночь доедаешь начатый торт и ничего не оставляешь мне на утро», уточни, имеете ли вы в виду одно и то же. Если да, то это один балл. Различие формулировок некритично, но в спорных случаях уточни у ребенка, принципиальна ли разница в ваших ответах. Ибо главный арбитр тут, безусловно, он.

Если некоторые из предложений так и остались недописанными, не возвращай листок ребенку на доработку. В данном случае молчание важнее, чем ответ, который ты можешь вытянуть силой. Но об этом позже. Пока же прочти, что о тебе говорят результаты.


Итак,

У тебя больше 12 баллов


Не спеши радоваться заработанным очкам. Впрочем, предоставим слово специалисту.

«Такой результат характерен для ситуации, когда чрезмерной родительской любви так много, что она уже вызывает зависимые отношения, - неодобрительно качает головой наш консультант Дарья Борисова. - С гиперопекающим отцом ребенку сложно быть самим собой и иметь собственное мнение. Обычно его точка зрения полностью совпадает с твоей. Если же вы конфликтуете, ребенок занимает прямо противоположную позицию. Иначе говоря, и тут он зависим от тебя, так как просто действует назло».


Так что, хотя высокие результаты теста на первый взгляд показывают, что ты знаешь своего наследничка более чем хорошо, в действительности получается, что ответы ребенка были навязаны тобой. Это ты водил его рукой.

Слишком тесные границы в общении между тобой и ребенком чреваты тем, что, став старше, он все так же будет зависим от тебя. Естественно, это не самая страшная ситуация (раненый стегозавр, вырвавшийся на свободу из института клонирования, куда страшнее), но еще один безы­нициативный и инфантильный член общества нам не нужен. В будущем тебе долго придется покашливать и многозначительно посматривать на часы, пока до него дойдет намек, что ему пора собираться и уходить. Все-таки в 42 года пора бы уже свалить и жить отдельно от родителей!

«Но все поправимо. Начинай увеличивать зазор в общении с ребенком. Дай протиснуться между вами и другим людям. «Не замыкайтесь друг на друге. Чаще отправляй ребенка в гости, поощряй дружбу со сверстниками, - советует Дарья. - Если есть возможность доверить воспитание няне или бабушке с дедушкой, воспользуйся ею. Хорошо сработает спортивная секция или кружок, где у ребенка появится другой взрослый, которому он обязан будет подчиняться. Только когда у каждого из вас будут собственные потребности, интересы и даже секреты друг от друга, ваше общение станет полноценным».



У тебя 10-12 баллов


Посмотри, с каким одобрением смотрит на тебя госпожа Борисова!

«Перед нами норма, - комментирует она твой результат. - Пусть отец и не знает о ребенке все досконально, зато видно, что он старается узнать его, а главное - принимает таким, какой он есть. Возникающие конфликты решаются совместно. Ребенок учится самостоятельно принимать решения и работать в команде. Это идеал отношений отцов и детей».


Только не проговорись об этом жене, а то она расскажет подругам, и их мужья в конце концов тебя возненавидят, устав выслушивать, как тебя ставят им в пример.

Почивать на лаврах и расслабляться тем не менее времени нет. Даже не мечтай, что у тебя и дальше все будет так же хорошо.

«Ребенок, - подчеркивает наш консультант, - всегда развивается быстрее, чем ты успеваешь его понять и узнать».


Так что вас с ним в будущем поджидает немало конфликтных ситуаций.

У тебя меньше 10 баллов


Добро пожаловать в Клуб плохих папаш! Впрочем, не самых плохих, раз уж ты взялся за этот тест. Скорее всего, низкий результат связан с дефицитом эмоционального контакта между тобой и ребенком. А отсюда и ваши с ним затаенные обиды и затянувшиеся конфликты.

Качество вашего общения оставляет желать лучшего. Похоже, если ты не пропадаешь на работе, то пропадаешь в гараже, в Интернете, в пятом сезоне сериала. В итоге вы оба не догадываетесь о потребностях друг друга. Ты подарил ему на день рождения металлофон, а он хотел металлоискатель.

Или, возможно, все дело в том, что ты в разводе и он живет с матерью. Учти, ежедневная болтовня по «Скайпу» не заменит еженедельной встречи.

«Разговор по «Скайпу» формален, - уточняет наш консультант. - Вы поулыбаетесь, спросите, как дела, и все. А это эрзац отношений. При живом общении куда больше возможностей передать свой опыт ребенку, чему-то научить его, узнать о нем что-то неизвестное тебе».


Перечитай свои ответы. С большой долей вероятности в них спроецированы твои потаенные грезы о «правильной семье». Ты написал о том, каким ребенок должен быть, а не о том, какой он есть. А если у тебя проскальзывают упоминания о дорогих подарках и поездках, которыми ты осыпаешь ребенка, то это, по словам Дарьи, явный признак твоей попытки искупить перед ним свою вину за недостаток внимания.

Выход до банальности прост: систематическая совместная деятельность. Она может быть любой - от игры в дурака до игры в подкидного дурака. Другими словами, пределом могут быть только ваша фантазия и наличие у тебя свободного времени.


Оставайся с нами!

Теперь, когда ты окинул взглядом общую картину, перейдем к рассмотрению мелких, но важных деталей.

15 законченных тобой предложений теста делятся на три группы:

1 Пункты 3, 6, 8, 9, 12 касаются конфликтов, страхов и т.п.
(Шкала отрицательных эмоций)
2 Пункты 1, 5, 11, 13, 15 описывают симпатии, благодарности и прочее.
(Шкала положительных эмоций)
3 Пункты 2, 4, 7, 10, 14 отвечают за планы и перспективы.
(Шкала прогноза отношений)

Посмотри, в какой шкале у тебя больше всего расхождений с ответами ребенка, и узнай, что у вас с ним не так.


Шкала отрицательных эмоций


Помнишь, мы обмолвились, что предложение, оставшееся недописанным, не менее красноречиво, чем законченное? Уход от вопроса свидетельствует о том, что он задел за живое.

(«К слову, отшучивание, фантазирование или явно несоответствующая действительности формальная отписка являются тем же уклонением от прямого ответа», - добавляет госпожа Борисова.)


Хотя пропуски ответа могут попасться в любом пункте, особое внимание следует обратить на шкалу отрицательных эмоций. Именно они чаще всего подавляются. Как следствие, ребенок пребывает в длительном эмоциональном напряжении, что ослабляет его нервную систему и вредит здоровью больше, чем найденные тобой у него сигареты и твой карающий за них ремень.

Дарья Борисова видит три главные причины уклонения от ответов :

1. Ребенок опасается, что ляпнет что-то не то и ты его накажешь. Такое случается при гиперопекающем отце. Ведь папа всегда прав.

2. Ребенок боится тебя огорчить. У него нет опыта в том, что с тобой можно делиться переживаниями.

3. Ребенок уже отчаялся, что ты его когда-нибудь поймешь (это характерно для детей постарше, от 13 лет).


С гиперопекающим папашей мы уже разобрались, поэтому перейдем ко второму и третьему случаю. Так как провести четкую разделительную линию между ними не всегда возможно, предложим несколько общих решений.

Если тебе свойствен авторитарный стиль правления в семье, ты относишься к категории «негибких» родителей. Такие отцы руководствуются четкими стереотипами того, как должен вести себя ребенок в той или иной ситуации. Эти жесткие установки ты мог получить в наследство от собственного авторитарного родителя или выработать их в результате эволюции: например, ты занимаешь руководящее место в организации и привык командовать, а может, ты военный и мыслишь лишь в категориях приказов. Как бы то ни было, дай ребенку команду «вольно».

Дарья предлагает играть с отпрыском в игры, которые дают вам равные возможности. Понятно, что ты можешь засунуть в рот лампочку гораздо большего размера, чем это получится у него, а вот сумеешь ли ты обставить его за приставкой в игре «Физруки против трудовиков - 3: Новая надежда»? Твой проигрыш или достойная ничья дадут ребенку почувствовать, что ты не всегда доминируешь - бываешь временами и обычным недосверхчеловеком.

Не упускай шанс похвалить дитя, подчеркивая достоинства, которых ты сам лишен. «Надо же! Я в твои годы еще не умел плавать!» «Надо же! Мне в твои годы еще не было столько лет, сколько тебе!» «Надо же! Э-э... Ну я не знаю! Придумай что-нибудь сам! Ты же куда талантливее меня в мои годы!»

Если же в семье ты придерживаешься демократических принципов, то, видимо, никто из вас просто не научился в момент конфликта давать обратную связь. Ребенок с надрывом высказывает тебе, что у него накипело, только когда ты его совсем достанешь, а не буднично, спокойно и на равных? Что ж, мы не ошиб­лись с диагнозом.

«В психологии общения под «обратной связью» подразумевается ряд правил, позволяющих выразить свое отношение к поведению другого так, чтобы тому было не обидно и что-то поменялось в нужную тебе сторону, - терпеливо объясняет Дарья. - Правила просты. Во-первых, выяснять отношения нужно сразу после инцидента. Во-вторых, прежде чем сказать что-то плохое, сперва скажи что-то хорошее. В-третьих, ты должен выражать свои чувства к случившемуся, а не оценивать того, по чьей вине это произошло. И в-четвертых, разговор должен проходить без свидетелей».


Поясним на примере. Возьмем самую распространенную и заурядную ситуацию: допустим, твой сын обрюхатил учительницу химии. (Автор статьи живет в Бирюлеве, а там, судя по его рассказам, такие вещи случаются сплошь и рядом. - Прим. ред.) Вот что ты должен сказать ему: «Сын! Только что позвонила твоя химичка… Короче, у тебя прекрасная фертильность! Но я содрогаюсь от мысли, что через пару лет мне придется обивать пороги, устраивая внука в детский садик». - «Извини, папа! Я забыл, что мы живем в Бирюлеве, а тут ведь дикая нехватка детских садов!»

Напоследок остановимся на варианте, когда ваши ответы не совпали потому, что ребенок написал резкую правду-матку, а ты, наоборот, промямлил какие-то благоглупости. Дарья считает, что это все равно замечательно. Выходит, твой отпрыск имеет возможность быть с тобой абсолютно откровенным! И что немаловажно, он сам может разобраться в своих негативных чувствах и выразить их. Все, что от тебя требуется, - это чаще беседовать с ребенком, чтобы между вами не оставалось неразрешенных конфликтов.


Шкала положительных эмоций


Запомни ответы ребенка на пункты данной шкалы. Они - твой читкод к его сердцу. Все, что ему очень нужно от тебя, все, что ему нравится в общении с тобой, - все тут.

Однако тебе стоит насторожиться и печально вздохнуть, если в ответах преобладают потребительские интересы (деньги, подарки, заграничные увеселительные экскурсии).

«Это признак рентных установок в общении с тобой», - свидетельствует госпожа Борисова.


Тебе следует попытаться направить ваши отношения в правильное русло вечных ценностей. Объяснить ребенку, которого каждое утро отвозит в школу личный водитель, что деньги не главное, - довольно сложно. Конечно, ты можешь нанять профессора философии, который приедет к вам домой и прочитает твоему наследнику убедительную лекцию по данному вопросу, но это как-то подрывает саму идею о важности простых радостей жизни.

Ну да ладно. Все равно деятельность полезнее бесед. Поэтому дать понять ребенку, что не все можно купить, удастся лишь дедовскими способами: сходить в поход, где ему придется стругать щепу для костра предварительно наточенной карточкой Visa Gold, или начать с ним мастерить что-то своими руками. Главное, чтобы ваша деятельность была совместной. Акцент должен падать не на «я помогаю папе, подавая отвертку», а на «мы с папой все-таки доломали посудомойку».

Если же в ответах ребенка не наблюдается никакого консьюмеризма, а лишь отношения («Мне нравится, когда ты рано приходишь домой») - возрадуйся. У вас настоящая дружба!


Шкала прогноза отношений


Пропуски ответов - признак кризиса в ваших отношениях.

«Желание уклониться от конкретики может быть вызвано затаенной обидой или затянувшимися противоречиями. Его молчание о будущем - свидетельство, что он уже перестал надеяться на помощь от тебя», - уверена Дарья.


Нереалистичные же планы говорят о том, что у ребенка есть желание быть с тобой рядом, но нет идей, как вам провести время. Поэтому и включается фантазия. Как и в большинстве случаев, выход из этой ситуации все тот же: найдите совместные развлечения.

Планы на отдаленное будущее означают, что ребенок испытывает потребность в тебе, но у него нет уверенности в реализации желания. Причина? Вы редко бываете вместе! Дефицит общения лечится только одним способом, который слишком банален, чтобы снова - в который уже раз? - упоминать. Но если ты не догадался, перечитай последнее предложение предыдущего абзаца.

И напоследок. Не игнорируй реалистичные и вполне осуществимые планы чада на ближайшее будущее. Ребенок сообщает тебе о своих актуальных потребностях, которые можешь дать как раз ты. Мечты прекрасны, когда они исполняются.

Наталья гаврилова
Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ

в старшей группе

«Знаете ли вы своего ребёнка :

1. Вступительное слово воспитателя

2. Беседа «Что нужно знать о своём ребёнке» ,

3. Детская ложь.

4. Детская агрессия

5. Почему возникают конфликтные ситуации между родителями и воспитателями .

6. Тест «Какой Вы родитель

8. Итог собрания .

Родительское собрание в форме семейной гостиной

Цель : формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми , педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями , основанные на доверии; развивать самосознание родителей и педагогов , конструктивные представления о детях родителей и педагогов ) .

Задачи : обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей младшего дошкольного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребёнка .

Участники : воспитатели, родители , заведующая МБДОУ № 4 Л. М. Анциборова, педагог- психолог Гайдук Н. В.

Ведущие : воспитатель Гаврилова Н. Н.

Предварительная работа

1. Оформить плакаты с цитатами : «Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора , так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда ещё не следует, что боимся больших дел» (В. Гюго, «Самое ценное, что могут дать родители – это воспитание »; «В основе всякой человеческой мудрости лежит терпение» ; «Наши детки как конфетки, только что же там внутри?» .

2. Оформить приглашение на собрание , подготовить тесты для родителей , папки с консультациями, памятки, выбрать фоновую музыку.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово

Воспитатель 1. Знаете ли вы своего ребёнка ? Конечно, ответит почти каждый родитель . Польский педагог Галина Филипчук так отвечает на этот вопрос : «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их , одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?». Многие родители искренне считают , что своего ребёнка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребёнок, тем мы действительно лучше его знаем . Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нём становятся всё более приблизительными. И возможно, через десять – двенадцать лет обнаружим в лице собственного ребёнка незнакомца. Закономерно возникает вопрос : «Знаем ли мы своего ребёнка . Давайте, уважаемые родители , про это и поговорим.

2. Изучение родительского рисунка и расшифровка имени ребёнка

Воспитатель 2 Скажите, пожалуйста, уважаемые родители , какое слово на свете самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребёнка с рождения? (высказывания родителей ) . Это его имя. Мудрецы говорили : «Как назовёшь судно, так оно и поплывёт» . Для каждого человека его имя – самый важный и сладкий звук на земле, который звучит как лучшая в мире музыка. Наше имя иногда капает, как дождик, иногда звучит, как это в горах, а иногда стучит, как барабан. Взгляните на имена ваших детей. малыши только начинают свой жизненный путь, а вы уже приписываете им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, которые не реализовали сами и хотите реализовать через них. Взгляните на портреты детей : какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим.

Упражнение «Цветик-семицветик»

Перед вами цветик-семицветик. Представьте, что ваш малыш, нежный. Цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке – имя, которым вы обращаетесь к ребёнку, когда недовольны им, сердитесь на него (даётся 2-3 минуты для заполнения цветка.) мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть он лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью вашей семьи.

3. Беседа «Что нужно знать о своём ребёнке?»

Воспитатель 1. Что нужно знать о своём ребёнке? И для чего нужно знать? Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребёнке нужно знать всё! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живёт, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу. А с чем трудно справляться, во что он верит и в чем сомневается, почему лжёт и т. д.

4. Детская ложь

Воспитатель 2. Малыши по природе своей поистине уникальны , неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, воображать. Детская фантазия богата, индивидуальна и очень интересна. Временами свои фантазии, выдумки дети начинают использовать в личных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии – это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете , в чём секрет? В том, что ребёнок сам верит во всё, что рассказывает. Все знают историю оптимиста и пессимиста. «стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист скажет, что сосуд наполовину полон». Любое событие каждым человеком воспринимается по-разному.

После пяти лет, с развитием внутренней речи, у ребенка появляется умение прикинуть в уме, что стоит говорить, а что – нет. А ещё после пяти лет ребенок начинает задумываться над вопросами – за что сегодня на него сердились взрослые? можно ли было избежать наказания? а за что его сегодня похвалили? что сделать для того, чтобы его опять поощрили?

Задумавшись над тем, как сделать свою жизнь более удобной, чтобы избежать «ухабов» , он вдруг понимает, что есть хороший выход – сказать неправду. И тогда психология детской лжи меняется. Теперь ребенок начинает лгать осознанно, так как ложь теперь служит ему средством, с помощью которого он облегчает себе жизнь. Особенно тогда, когда от родителей он постоянно слышит запреты. Ложь становится для ребенка привычкой , его защитой.

Детская ложь - это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка . Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей , он испытывает трудности в общении со сверстниками.

Для того чтобы разобраться в причинах, надо понять, какую выгоду он для себя извлекает когда врет? Может, его лож – стереотип поведения, то, что он постоянно видит в окружающей его людей

Признаки того, что ребенок врет

Проявите внимательность и бдительность во время разговора с ребенком , и вы поймете, что он врет.

Это видно по следующим признакам :

Ребенок старается смотреть в сторону, не смотрит вам в глаза;

Когда что-то говорит, вдруг подносит руки ко рту; малыши делают этот жест более отчетливо, у детей постарше жест становится не таким выразительным, хотя остается заметным;

Ребенок начинает часто покашливать во время разговора;

Прикасается к носу, не осознавая этого;

Потирает глаз, подбородок или висок;

Трогает шею или дергает воротник;

Теребит мочку уха;

Если, разговаривая с вами, ребенок держит руки в карманах, то скорее всего, он хочет от вас что-то скрыть

Это, конечно, только некоторые признаки. Но внимательные родители замечают любое изменение в поведении своих детей

Другими словами, надо понять потребность в детской лжи.

5. Детская агрессия

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. Как много негативного в современном мире. И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка .

Отказывается от коллективной игры.

Не понимает чувств и переживаний других детей.

Часто ругается со взрослыми.

Создает конфликтные ситуации.

Перекладывает вину на других.

Суетлив.

Не может адекватно оценить свое поведение .

Имеет мускульное напряжение.

Часто специально раздражает взрослых.

Мало и беспокойно спит

АНКЕТА для родителей «Насколько агрессивен ваш ребёнок?»

Критерии оценки агрессивности ребенка

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить, дать сдачу обидчику.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Отказывается выполнять правила.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Не понимает чувств и переживаний других детей.

18. Часто специально раздражает взрослых, спорит, ругается со взрослыми.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Чрезмерно подвижен.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

ИТОГИ :

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность - 7-14 баллов.

Низкая агрессивность - 1-6 баллов.

Профилактика детской агрессивности.

1. Сделайте так, чтобы избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.

2. Будьте примером поведения для ребёнка : не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нём планов мести.

3. Обсуждайте с ребёнком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.

4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребёнка.

5. Ребёнок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.

6. Предложите ребёнку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара

Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.

«Воздушный шарик» . – Ты шарик. Вот ты сердишься, всё больше и больше (надувается шарик) . Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдёт? Ещё немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребёнку, как лопнет шарик) . А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.

«Брыкание» . – Малыш, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёночек, как большая лошадка.

Прыгать, как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.

Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.

Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котёнок, черепаха…

Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…

Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орёл, лёгкое облачко, пчёлка над цветами…

Разговор об агрессии не случайный, в нашей группе каждый день сталкиваемся с агрессивным поведением к друг другу,ведутся беседы, приводятся примеры, обращаясь за помощью к родителям и рассказывая о поступках детей во время пребывания в детском саду,сталкиваешься с недоверием, с такими фразами : «Прям, только он так себя ведет!» «Этому он научился в садике» «У нас в семье такого нет, не может быть» , а еще лучше это вопрос к ребенку «Правду говорит воспитатель?» тем самым ставя под сомнения перед ребенком все мои слова . И коснувшись этой темы мы плавно переходим к следующему разделу

5. Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями

Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.

Воспитатель 1. Предлагаем проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателями . «Молодая мама из состоятельной семьи каждый день допрашивает воспитателей : как вёл себя её ребёнок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Сколько съел? Как спал? И получает ответ не то, что хотела бы услышать (ни с кем не играл, пассивен, сам в себе) . В итоге мама в недоумении. Доказывает воспитателям, что ребёнок дома совсем другой, спрашивает, почему так происходит». Начинает обсуждать это с подругами в магазине и говорить какой плохой воспитатель

Воспитатель 1. У ребёнка явные трудности в общении. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же, как и все. У ребёнка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает , как себя вести в группе. Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребёнка. Приоритетная установка должна быть следующей : ребёнок – не главный в семье, а часть семьи

Воспитатель 2. Давайте мысленно проанализируем, такой ли мой ребёнок, вспомним его достоинства и недостатки, помечтаем, каким бы я хотела его видеть. Чтобы легче было сравнить отрицательные и положительные качества, предлагаем вам упражнение «Контраргументы» .

Перед вами бланк. Заполните его, пожалуйста! (2-3 минуты)

Достоинства моего ребёнка Недостатки моего ребёнка Каким бы я хотела видеть своего ребёнка

После того как родители заполнят бланки , воспитатель задаёт наводящие вопросы : «Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Воспитатель 2. В жизни нет ни одного человека, у которого были бы только одни достоинства или только недостатки. Мудрость родителей заключается в том , что, видя те или другие особенности своего ребёнка , они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребёнок не пустой сосуд. И если в нём не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребёнок ленив, то это значит, в семье его не приучали к труду; если он агрессивен, значит, он не познал доброго. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребёнка , чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на вашего ребёнка такими глазами.

Касаясь темы «конфликты между воспитателем и родителями » хотелось бы довести до вашего сведения конфликт, который произошел у нас в группе «В среду мне позвонила ___»

6. Тест «Какой вы родитель

Воспитатель. А теперь давайте оценим себя : какие же мы родители ? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребёнком, но не показываем этого. Кому хочется получить ответ на этот вопрос : «Какой же я родитель ! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)

2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала! (1 балл.)

4. И в кого ты такой уродился ! (2 балла.)

5. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл.)

6. Ну на кого ты похож? (2 балла.)

7. Я в твои годы(2 балла.)

8. Ты моя опора и помощник. (1 балл)

9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла.)

10. О чем ты только думаешь! (2 балла)

11. Какой ты у меня умница! (1 балл)

12. А как ты считаешь? (1 балл)

13. У всех дети как дети, а ты. (2 балла)

14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл.)

Теперь посчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Вы уважаете ребёнка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.

11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Это лишь намёк на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель , не знает никто лучше вас самих.

7. Итог собрания

Воспитатель 2. Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил : сомкну ладони, где находится бабочка, и спрошу : «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» . Если скажет «мертвая» , разомкну руки, и она улетит, а если «живая» , незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил : «Всё в твоих руках, человек!» . Уважаемые родители , ваш ребёнок в ваших руках!

Уважаемые родители, предлагаем вам тест, который поможет вам ответить на вопрос "А всё ли я правильно делаю?"

Тест для родителей. «Понимаю ли я своего ребенка?»

Инструкция: На вопросы теста можно отвечать: да, нет, не знаю. За каждый ответ «да» на вопросы под четными номерами, а также «нет» на вопросы под нечетными номерами начислите себе по 10 очков, за каждые «не знаю» -5 очков.

1. На некоторые поступки ребенка Вы частенько реагируете настоящей бурей, а потом жалеете об этом.

2. Вы пользуетесь советами со стороны, если не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.

3. Вы считаете лучшими советчиками в воспитании ребенка собственные опыт и интуицию.

4. Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который никому другому не рассказали бы.

5. Вас обижает отрицательное мнение посторонних о ребенке.

6. Вам случается просить прощения у ребенка за какие-то свои слова или поступки.

7. Ребенок не должен иметь секретов от родителей - таково Ваше глубокое убеждение.

8. Некоторые различия между Вашим характером и характером ребенка Вас радует.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.

10. У ребенка полно игрушек (игр), поэтому вы запросто можете удержаться от приобретения очередной.

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - ремень.

12. Ваш ребенок - настоящий идеал, именно о таком Вы и мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот и неприятностей, чем радости.

14. Иногда Вам кажется, что именно от ребенка Вы набираетесь новых мыслей и идей.

15. Вы в состоянии конфликта с ребенком.

Теперь подсчитайте полученную сумму.

Результаты теста:

«Понимаю ли я своего ребенка?»

100 -150 очков. Вы хорошо понимаете ребенка. Для идеала Вам не хватает одного шажка. Им может стать мнение ребенка. Рискнете?

50 -99 очков. Вы на правильном пути к пониманию ребенка. Проблемы с ребенком Вы можете решить, если начнете с себя. И не надо оправдываться нехваткой времени или сложной натурой ребенка.

0 - 49 очков. Увы, Ваш ребенок вызывает сочувствие. Но еще не все потеряно. Обратитесь за советом к опытному педагогу.