Занятия с детьми в гкп конспект. Конспект тематического занятия «Осеннее путешествие» для группы кратковременного пребывания «Веселый малыш

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для воспитателей. Почти все маленькие дети испытывают трудности при поступлении в ДОУ. Группа кратковременного пребывания ставит своей целью создание условий для обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлении в ДОУ. Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков в различных видах деятельности с учетом интересов и возможности детей раннего возраста.

В 2015-2016 учебном году в нашем детском саду мы организовали две группы детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Количество детей в группах от 10 до 12 человек. Прием новых воспитанников в ГКП организуется в сентябре и продолжается в течении всего учебного года по мере выбывания детей при получении ими путевок в основные группы. Продуманный режим дня, сетка занятий – одно из важнейших условий развития ребенка. Сетка занятий составляется с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе (таблица 1, таблица 2).

Таблица №1

Режим дня группы кратковременного пребывания детей №1

Содержание деятельности Дни недели
понедельник вторник среда четверг пятница
Прием детей, свободные игры, взаимодействие с семьей 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30 08.00–08.30
Игровая деятельность,

Самостоятельная деятельность

08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00 08.30-09.00
НОД (по подгруппам) 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10 09.00-09.10
Самостоятельная деятельность детей, игры 09.30-10.00 09.30-10.00 09.30-10.00 09.10-10.00 09.10-10.00
Индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность с детьми, игры, развлечения 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45 10.00-10.45
Уход детей домой 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00 10.45-11.00

Наш коллектив, осуществляя работу в ГКП, берет за основу программу под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», использует методики и технологии Т.Г. Казаковой, Л.Н., Павловой и Э.Г. Пилюгиной, А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми с 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Таблица №2

План воспитательно-образовательной работы в группах кратковременного пребывания детей

Направления (образовательная область) Виды детской деятельности

(непосредственно образовательная деятельность)

Количество

занятий в неделю

1. Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром 1
2. Речевое развитие Развитие речи 1
Чтение художественной литературы 1
3. Физическое развитие Физическая культура 1
4. Художественно – эстетическое развитие Лепка/рисование 0.5 / 0.5
5. Социально-коммуникативное развитие - Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Интегрируется со всеми образовательными областями
Продолжительность занятий 10 минут

Так как в ГКП время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу на 3 часа (с 08:00 до 11:00 и с 12:00 до 15:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Для любого ребенка начало посещения детского сада – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется в первые попав в совершенно новую обстановку где нет мамы, где много совершенного незнакомых детей, ходят чужие взрослые, которых надо слушаться. В возрасте 1,5 – 3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками даже очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить свои желания, мысли, чувства так, чтобы его поняли. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Мы стараемся в это время осуществлять постепенную адаптацию детей к новым условиям, повышать у ребенка уверенность в том, что пройдет время занятий, мама вернется и обязательно заберёт его домой. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов у детей, мы рекомендуем первое время посещать группу совместно с одним из родителей до полной адаптации ребенка к образовательному учреждению.

Работа с детьми раннего возраста осуществляется в игровой форме. Игры и упражнения в период адаптации, составляющие основу занятий, способствуют: снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, развитию игровых навыков.

Чтобы малыши быстрее адаптировались, мы используем разнообразные сюрпризные моменты, сюжетные игры, игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами. А также объединяют детей, задают детям положительный настрой. В начале занятия мы предлагаем такие игры, как «Передай куклу», «Клубочек», «Передай улыбку», «Назови имя», «Вместе с мишкой» и другие, а так же упражнения, требующие согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер в общении со взрослыми и сверстниками. Заканчиваются занятия спокойными малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию.

Родители так же должны знать о специфике адаптационного периода, его стрессогенном влиянием на ребенка, его продолжительности (от 1,5 до 3 месяцев), о возможных нарушениях: настроения, сна, аппетита, иммунитета, поведения. При записи малыша в учреждение родители получают четную информацию о периоде адаптации и о том, что лично они могут сделать для того, что бы этот период для ребенка прошел как можно легче. Мы просим родителей обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома, умеет ли играть с игрушками, контактировать с другими детьми, с незнакомыми взрослыми, только в этом случае с ним будет легко и родителями и воспитателю. Правильно вытроенное взаимодействие с семьей призвано изменить пассивную позицию родителей на активную целенаправленную деятельность. Для психолога – педагогического просвещения родителей мы разработали план работы с родителями в ГКП (таблица № 3).

Таблица №3

План работы с родителями в группах кратковременного пребывания детей

Направление работы Содержание основной деятельности срок ответственный
Консультация «Ступени адаптации»

«Игры в период адаптации»

октябрь Педагог-психолог

воспитатель

«Одежда детей в осенний период» ноябрь воспитатель
«Двигательная активность детей» декабрь воспитатель
«Особенности развития речи ребенка» январь Учитель - логопед
«Детские капризы» февраль Педагог-психолог
«Методы закаливания» март Старшая медсестра
«Организация летнего отдыха малыша» май Зам.зав. по УВР
Родительское собрание «Организация работы в группе кратковременного пребывания» сентябрь Заведующий
Индивидуальные консультации По запросам родителей В течение года Заведующий

Зам. зав. по УВР

Специалисты

Как показывает практика дети ГКП легче адаптируются к образовательному учреждению, не испытывают проблем во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, у них реже наблюдаются трудности в игровой и познавательной деятельности. Таким образом, мы считаем нашу работу эффективной.

Список литературы.

  1. Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком до 3лет. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.
  2. Власенко О.П., Ковригина Т.В., Мезенцева В.Н., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа/авт.- сост. О.П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2012. – 292 с.
  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 172 с.
  4. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК). - 72 с.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №2030

Ресурсный центр – «Все лучшее – детям»

ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(ДЛЯ МЕТОДИСТОВ, ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ)

Отчётный продукт ресурсного центра

«Всё лучшее – детям» за 2008 г.

Москва 2009

Цели и задачи групп кратковременно пребывания для раннего возраста…………………………………………………………….………….…. 3

Часть 1. Содержание и методы работы с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания

Возрастные особенности детей раннего возраста…………………....6

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста…………..15

Методы работы воспитателя в группах кратковременного

пребывания…………………………………………………………...….24

Часть 2. Игры и занятия для детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания…………………………………………..…..27

Хороводные игры………………………………………………………..33

Игры с простыми правилами………………………………………….37

Музыкальные игры………………………………………….………….40

Изобразительная деятельность………………………………………..44

Игры-драматизации…………………………………………...………..46

Пальчиковые игры……………………………………………...………48

игр с детьми на занятиях……………………………………….………55

Цели и задачи групп кратковременно пребывания

для раннего возраста

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших затрат, чем их предотвращение.

В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако, далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоцениваются возможности 2-х летнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обеих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.) являются прямым следствием такого «неумения» родителей. В связи с этим возникает настоятельная необходимость расширения психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми.

Оптимальной формой такой помощи являются группы кратковременного пребывания . В этом случае ребёнок живёт в семье, сохраняет эмоционально-личностные связи с мамой, не переживает резкой смены условий жизни, как это бывает при переходе малыша в детское учреждения полного для пребывания. В то же время ребёнок получает возможность выйти за пределы своей квартиры и получить необходимые и соответствующие возрасту психолого-педагогические воздействия. Родители также получают знания о возрастных особенностях и возможностях малышей, о развивающих играх и занятиях с маленькими детьми, о способах общения и преодоления конфликтов и пр. Всё это, безусловно, повышает родительскую компетентность, что, пожалуй, является главным условием эмоционального благополучия и развития маленьких детей.

Кроме того в семье, даже при самых образованных родителях, ребёнок растёт в изоляции от других детей, от сверстников. Мимолетные встречи во дворе или парке, где гуляет ребёнок, при отсутствии психолого-педагогического сопровождения, конечно же, не могут создать благоприятных условий для нормальной социализации ребёнка и становления доброжелательного отношения к другим детям. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, и его самочувствие среди других людей. Некоторые родители и педагоги считают, что сверстник является нежелательным партнером для ребенка, поскольку между маленькими детьми преобладают отрицательные формы взаимодействия – малыши дерутся, ссорятся из-за игрушек, часто плачут.

Однако, общество сверстников учит ребенка жить среди людей. В общении с равными партнерами ребенок приобретает ценное умение видеть и слышать других и отстаивать свои права. Отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создает условия для появления творческого, самобытного начала в ребенке. Кроме того оно подготавливает к последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание к детскому коллективу. Группа кратковременного пребывания создаёт весьма благоприятные условия для содержательного общения детей и для формирования их доброжелательных отношений.

Итак, основные задачи группы кратковременного пребывания заключаются в следующем:

Преодолеть симбиотическую связь ребёнка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости;

Привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров, налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми;

Способствовать развитию познавательных процессов детей (внимание, память, мышление);

Обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;

Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и предлагать им развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей;

Всё это, естественно подготавливает детей к новой жизни в детском саду.

Однако, педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей.

Специфика работы педагога с детьми раннего возраста

Специфические особенности раннего детства существенно осложняет работу воспитателя и предъявляет массу требований к нему.

Первая трудность – это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению . Многие дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Даже один такой ребёнок может «парализовать» работу всей группы. Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребёнка. И, конечно же, индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только по тому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только, то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.

Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания . Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлечённостью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней маленькому ребёнку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.

Цель: Успешная адаптация детей к ДОУ, развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.

Оборудование: Игрушечный мишка, большой зонт, магнитофон, диск с записью спокойной музыки (шума дождя), кленовые листья на каждого ребенка и маму, гуашевые краски, листья деревьев, альбомные листы, 3 корзины (красного, желтого, зеленого цвета), маленькие синие мячики

Ход занятия

Педагог-психолог показывает детям мягкую игрушку (мишку) и сообщает, что его зовут Мишутка. Он живет в детском саду и помогает воспитывать детей. Затем ребенок предлагает поздороваться всем ребятам с мишкой. Мамы с детьми становятся в круг и Мишутка подходит к каждому ребенку.

Педагог-психолог включает спокойную музыку.

Участники стоят в кругу.

Педаго-психолог передает кленовый лист по кругу ребенку и каждый из участников называет свое имя. Родители помогают своим детям.

Мишутка предлагает посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей и мам на предметы осени (желтеющие листья, пасмурное небо).

Мишутка: Представьте, что мы идем гулять в осенний лес, внимательно слушайте слова старайтесь двигаться дружно. (Мамы берут своих детей за руку и идут по кругу друг за другом.)

Зашагали ножки- топ-топ-топ- (Имитация движений по тексту)

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ.

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

Побежали ножки

По ровненькой дорожке,

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

Мишутка предлагает поиграть. Игра повторяется 2раза. Включается диск с записью спокойной музыки. Детям и взрослым раздаются кленовые листочки. Мамы в паре с детьми кружатся с листочками в руках

Игра « Листочки»

Цель: формирование положительных эмоций. Приобретение навыков совместной игры с партнером

Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень- пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились.

Листопад, листопад, (Мамы в паре с детьми, кружатся с листочками в руках)

Листья желтые кружат,

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро станет голым сад. (В конце игры, листочки подбрасываем вверх. Присаживаемся на ковер, усыпанный листочками)

Мишутка хвалит все ребят и предлагает поиграть в другую игру «Соберем листочки по цвету».

Мишутка

— Ребята, посмотрите у нас на ковре много разноцветных листиков. (Красные, желтые, зеленые). Давайте их соберем. И объясняет условие игры для участников. Играют 1 раз.

Игра «Собери листочки по цвету»

Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие внимания, развитие восприятия, мышления.

На ковре лежат разноцветные кленовые листья. На стульях стоят 3 корзины. (красного, желтого, зеленого цвета). Детям с помощью мам нужно собрать листья и разложить их правильного по цветам. (желтые листья в желтую корзину, красные в красную корзину, зеленые в зеленую корзину).м

Мишутка предлагает поиграть в следующую игру. Мамы стоят за спинами своих детей.

Игра « Дождик и Солнышко».

Цель: развитие эмоциональной сферы, развитие крупной моторики

Включить диск с записью дождя.

Капля первая упала — кап! (Мама пальчиком ребенка показывает траекторию ее)

И вторая прибежала — кап! (движения)

Мы на небо посмотрели, (Вместе смотрят вверх, стоя рядом.)

Капельки « кап-кап» запели,

Намочили лица.

Мы их вытирали. (Мама своей ладошкой вытирает лицо ребенка, ребенок вытирает лицо мамы своей ладошкой.)

Туфли, посмотрите, (Показывают руками на ноги и смотрят вниз)

Мокрыми вдруг стали.

Плечами дружно поведем (вместе выполняют движения руками)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим, (мама берет за руку своего ребенка, и все бегут под зонтом посидим под большой зонт, который открыл педагог.)

С прекращением шума дождя « Солнышко!» все выбегают из — под зонтика.

Мишутка предлагает поиграть в следующую игру.

Игра « Капельки»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, быстроту реакции.

На ковре рассыпать синие мячики. Под подвижную музыку дети собирают мячики- капельки в корзину, мамы подбадривают своих детей собирать «капельки».

Мишутка хвалит ребят и предлагает нарисовать на память красивые листочки из осеннего леса.

Включить диск со спокойной музыкой.

Родители с детьми подходят с столам, где лежат заготовки (гуащевые краски красного, желтого, зеленого цвета, заранее приготовленные сухие листья деревьев.) Мамы, помогают детям обмакнуть листья в тарелочке с краской и делают ими отпечатки на альбомном листе бумаги. Дают высохнуть и забирают домой на память.

Мишутка

— Поиграли, потанцевали, порисовали, А теперь нам пора прощаться.

Ритуал прощания.

Мамы со своими детьми стали лицом друг к другу. Взялись за руки, посмотрели друг другу в глаза и подарили самую добрую, солнечную улыбку.

Участники занятия прощаются.

Список использованной литературы

  • Андрющенкова Е.В., Герц Е.Ю., Томашевская. Л.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации. –СПб.: ООО « Издательство»Детсво-пресс»,2012
  • Севостьянова Е.Н. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ.-М.:ООО «ТЦ Сфера»,2007
  • Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками.-М.: « Мозаика-Синтез», Москва, 2008

Россия Белгородская область г. Г. Губкин

Марина Яценко
Цикл занятий в адаптационной группе кратковременного пребывания

Занятие №1

Цель : Формировать эмоциональный контакт между ребенком и воспитателем во время первой встречи.

Оборудование : Игрушка зайчик Степашка, корзина с разноцветными мячиками.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату .

Воспитатель встречает их с доброжелательной улыбкой, приветствует, ласково называя ребенка по имени.

Что за маленькие ножки,

К нам бежали по дорожке?

А дорожка привела,

В детский садик малыша!

Воспитатель приглашает ребенка и маму в игровую зону.

Малыш постепенно осваивается и выбирает игрушки по своему интересу. Воспитатель импровизирует и обыгрывает ситуации с выбранными игрушками, привлекая маму и малыша к игре. Воспитатель обращает внимание на большую корзину. При помощи игрушки зайчика Степашки достает из корзины разноцветные мячики и бросает их по очереди, маме и малышу, комментирует :

Мой веселый, звонкий мяч, Катаю мой мячик,

Ты куда помчался вскачь? Мой мячик катись,

Красный, желтый, голубой! Малыш как поймает,

Выбирай себе любой! Обратно вернись!

Мама ловит мячики и складывает их в корзину, ребенок подражает ей.

По окончании занятия мама и малыш прощаются с игрушками и воспитателем до новой встречи.

Вывод : Играя вместе с взрослыми, малыш выполняет простые поручения с мячиками и учится понимать значения слов : «кати» , «покати» , «дай» , «на» , «возьми» .

Занятие №2

(Воспитатель – Ребенок – Мама)

Цель : Формировать доверительные отношения между ребенком и воспитателем. Учить преодолевать страхи.

Оборудование : Игрушки : зайчик Степашка, разноцветные маленькие машинки, горка.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату . Воспитатель доброжелательно встречает их со словами :

Кто у нас хороший? Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий? Кто у нас пригожий?

Малыш (имя) у нас хороший! Малышка (имя) у нас хорошая!

Малыш (имя) у нас пригожий! Малышка (имя) у нас пригожая!

Он к нам в гости пришел! Она к нам в гости пришла!

Он игрушки нашел! Она игрушки нашла!

А ну, пойдем скорей играть!

Малыш проходит в игровую зону, выбирает игрушки по своему интересу, воспитатель обыгрывает и импровизирует.

Воспитатель привлекает внимание ребенка к горке, которой не было на предыдущем занятии . Знакомая ребенку игрушка – заяц Степашка по ступенькам забирается на горку и усаживается наверху. Воспитатель с помощью Степашки скатывает с горки машинки :

Машинку толкаю,

Машинку лови,

А если уедет,

Ее догони!

Ребенок ловит машинки и ставит в импровизированный гараж. Мама направляет его действия. Затем Степашка скатывается с горки и снова забирается по ступенькам. Воспитатель помогает зайчику и привлекает на помощь ребенка. Малыш сначала наблюдает, а потом сам пробует забраться на горку. Воспитатель помогает ему и комментирует действия :

По ступенькам я иду,

Ни за что не упаду.

Я на горку заберусь,

И быстрей с нее скачусь!

Первые несколько раз, когда ребенок скатывается с горки, воспитатель его поддерживает, а мама ловит внизу. По окончании занятия

Вывод : Играя таким образом, ребенок преодолевает свои первые страхи и учится доверять воспитателю. Ребенок осваивает понятия : «верх» , «низ» , «вверх» , «вниз» .

Занятие №3

(Воспитатель – Ребенок – Мама)

Цель : Формировать доверительные отношения между ребенком и воспитателем. Формировать у ребенка представление о себе. Преодолевать чувства тревожности.

Оборудование : Игрушка кукла Катюша, прозрачный платок.

Ход занятия:

Мама с ребенком входят в групповую комнату . Воспитатель протягивает малышу руки и ласково произносит слова :

Дай ладошечку,

Моя крошечка.

Дотрагивается до руки ребенка, берет ладонь в свои руки и поглаживает ее со словами :

Я поглажу тебя,

По ладошечке.

Воспитатель подает свою ладошку ребенку и произносит слова :

На ладошечку, моя крошечка.

Ты погладь меня по ладошечке.

Ребенок дотрагивается до руки воспитателя, поглаживает ее.

Воспитатель берет ребенка за руку и проводит его в центр игровой зоны. На подушечке сидит кукла Катюша. Воспитатель привлекает к ней внимание ребенка :

Вот красивая игрушка –

Наша куколка Катюшка.

Может хлопать, может петь.

Кто желает посмотреть?

Воспитатель берет куклу и делает с ней несколько танцевальных движений. Мама хлопает в ладоши, привлекая ребенка танцевать.

Воспитатель усаживает куклу на подушку и накрывает ее прозрачным платком :

Спряталась от нас Катюша?

Будем искать ее вместе с (имя ребенка) .

Малыш снимает с куклы платок и радуется, Воспитатель комментирует :

Вот нашлась Катюша,

Наша дорогуша!

Действие с платком можно повторить несколько раз.

Воспитатель аккуратно набрасывает платок на ребенка :

Где же наш малыш (имя ребенка?

Спрятался от нас (имя ребенка!

А ну, найдем его скорей!

Воспитатель осторожно снимает платок с ребенка. Ребенок радуется, игра повторяется.

В заключение занятия воспитатель предлагает уложить куклу Катюшу спать. Ребенок качает кроватку, а воспитатель напевает :

Баю, баю, баю,

Катюшу я качаю!

Спи малышка, засыпай,

Глазки детка закрывай!

По окончании занятия ребенок и мама прощаются с игрушками и воспитателем до следующей встречи.

Вывод : Преодоление тревожности через игру – залог успешной адаптации ребенка .

Занятие №4

(Воспитатель – Дети – Родители)

Цель : Развивать эмоциональную сферу детей. Формировать контакты со сверстниками.

Оборудование : Игрушка : собачка Филя, корзинка с маленькими разноцветными мячиками, большой яркий мяч.

Ход занятия:

В групповую комнату входит подгруппа детей (2-3 ребенка) с мамами. Воспитатель с доброжелательной улыбкой здоровается с детьми, называя каждого по имени.

Кто сегодня к нам пришел?

Кто игрушечки нашел?

Дети проходят в игровую зону и выбирают игрушки по интересам. Воспитатель по очереди подходит к каждому ребенку и обыгрывает выбранные игрушки.

Затем воспитатель предлагает мамам взять за руки своих детей и выстроиться в круг. Воспитатель становится в центре круга, в руках у него большой яркий мяч. Воспитатель обращает внимание детей на мяч, подбрасывает его вверх или стучит об пол :

Вот какой, вот какой

Мячик яркий, заводной.

Никогда не плачет,

По дорожке скачет.

Мяч в руках я подержу

И ребятам покажу.

Кому дать? Кому дать?

Кто же будет мяч кидать?

Воспитатель по очереди кидает мяч каждому ребенку и