Что исправляет дефектолог. Чем логопед отличается от дефектолога? Разные трудности — разные специалисты

В России нет специальности логопед-дефектолог! Дорогие мамы! Хочется пояснить, кто такой дефектолог и кто такой логопед.

Я являюсь учителем-логопедом ДОУ комбинированного вида, в 2002 году окончила МПГУ, дефектологический факультет, отделении логопедии, имею высшую квалификационную категорию.

Во-первых, в нашей стране ВУЗы никогда не готовили и не готовят логопедов-дефектологов, такой специальности нет (сайт профессорско-педагогического состава кафедры логопедии МПГУ ). В узком смысле есть логопеды (учителя-логопеды) и есть дефектологи (учителя-дефектологи), специализация их отличается. В широком смысле, ВСЕ выпускники дефектологических факультетов дефектологи: и логопеды, и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги.

Еще раз, есть такие специалисты:

Логопед (дефектолог),

Дефектолог (олигофренопедагог),

Сурдопедагог (дефектолог)

Тифлопедагог (дефектолог).

Все выпускники деффаков имеют помимо основной специальности еще и дополнительную. Обычно в дипломе сурдо-, олиго-, тифлопедагога вписана Логопедия, как дополнительная специальность, что дает право дефектологу работать учителем-логопедом. В дипломах логопедов тоже есть такая запись, например, специальный психолог (еще одно универсальное название дефектолога). Что дает право любому дефектологу работать логопедом или дефектологом в дошкольном учреждении (но не в здравоохранении). Например, логопедом-афазиологом (восстановление речи после инсульта), фонопедом (нарушения голоса) имеет право работать только логопед, закончивший отделение логопедии. Думаю, пояснять не надо, что первоначальный уровень подготовки логопеда по основной специальности логопедия, отличается от уровня знаний по логопедии олигофренопедагога. Если олигофренопедагог или сурдопедагог после ВУЗа (или позже) поступает в образовательное учреждение на должность учителя-логопеда, накапливает опыт работы, повышает свою квалификацию в этой специальности, то перед нами логопед. И такой специалист не будет представлятся логопедом-дефектологом, дабы не путать никого, а представится логопедом. Формулировка логопед-дефектолог абсурдна и совершенно не характеризует специалиста, в кругу специалистов она не звучит, это формулировка для мам. Хочется спросить, так логопед или все-таки дефектолог? Либо просто можно не понять в чем суть такой формулировки, т.к. любой логопед дефектолог. Одно дело иметь право работать по диплому логопедом, другое дело быть, являться, т.е. работать логопедом. Если дефектолог работает учителем-дефектологом, перед нами дефектолог, но никак не логопед. Логопед-дефектолог – это продукт частной практики, но не специального образования. Чаще всего так себя называют выпускники дефектологических факультетов по специальностям: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, дошкольная дефектология и подрабатывающие логопедами (ставят звуки).

Немного остановлюсь на работе специалистов. Дефектолог в узком значении – это чаще всего олигофренопедагог, который работает с детьми, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Дефектолог оказывает помощь детям и с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе, проводит занятия по ФЭМП, ознакомлению с окружающим и развитию речи, обучению грамоте, игре, конструированию. В последние годы учителя-дефектологи (олигофренопедагоги) занимаются практически всеми видами нарушений интеллекта – от минимальных мозговых дисфункций до глубоких форм умственной отсталости. Если у ребенка ЗПР, ЗПРР рекомендованы занятия с учителем-дефектологом. Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения. Но если у ребенка с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и др. нарушениями есть еще и тяжелое нарушение речи (алалия, дизартрия, заикание), коррекцией этих нарушений должен заниматься логопед.

Ошибочно представление о логопеде, как о специалисте по постановке звуков. Ошибочно представление о логопеде, как о специалисте, работающем с «нормальными» детьми, в отличие от дефектолога («логопеда-дефектолога»), который работает с детьми со сложной структурой дефекта. Все нарушения речи, кроме дислалии (косноязычие), – это нарушения развития разной степени тяжести, и эти дети «не норма». Скорее всего, дефектолог обладает навыками звукопостановки, но не владеет методикой работы с алаликами и дизартриками. Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте (от нуля и до старости). Как при нарушениях слуха у ребенка вторично идет нарушение всех других психических функций, в том числе речи (сурдопедагог знает специфику работы по развитию речи слабослышащих детей); а при нарушениях интеллекта, идет вторичное нарушение речи, так и при тяжелых нарушениях речи, у ребенка идет вторичное нарушение психического развития. Поэтому логопед тоже работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.

Отдельно хочу затронуть работу с детьми раннего возраста. Если у ребенка (из-за возраста) стоит универсальное заключение невролога ЗПРР и ЗРР, ребенок пока неречевой, то с ним успешно может работать и квалифицированный логопед и квалифицированный дефектолог. О безграмотных, непрофессиональных специалистов (из числа логопедов, которые говорят, что логопед с малышами не работает, приходите в 4года, там посмотрим) я здесь не говорю. Главное здесь опыт работы специалиста с подобными детьми, с такими нарушениями. Поэтому у специалиста нужно спрашивать, не «Вы логопед или логопед-дефектолог?, а имеете ли вы успешный опыт в работе с безречевыми детьми, с детьми с задержкой развития, с АЧ и и.д.?» Грамотный логопед, начиная заниматься с 2-хлетним неговорящим ребенком, не будет сразу бросаться вызывать у него звуки, речь, и биться и биться над этим. Работа начинается всегда с установления контакта (эмоциональности, контактности), стимулируется мотивация общения, имитация (начиная с имитации движений самых разных), развития внимания, усидчивости, мышления, понимания речи и много играть на ковре. Параллельно с этим применяет приемы по «вызыванию» речи. Грамотный дефектолог делает примерно то же самое. В данном случае, не принципиально, кто занимается – логопед или дефектолог, главное, чтобы это был хороший специалист. В более старшем возрасте, когда диагноз уточнится, по ведущему нарушению определиться и специалист, при ЗПР, УО – дефектолог, при ОНР (алалии) – логопед, РДА – много разных специалистов, помощь нужна разносторонняя и профессиональная.

Обязательно интересуйтесь образованием и опытом работы специалиста, его квалификацией и специализацией, не стесняйтесь спрашивать диплом и сертификаты о повышении квалификации, задавайте вопросы, и после этого делайте выводы подходит вам этот человек или нет, но, пожалуйста, не основывайтесь на ложной классификации – Логопед-Логопед-дефектолог-Дефектолог, так можно и хорошего специалиста «просмотреть», который просто может быть не в курсе «форумских шифров».

Целью написания данного поста не являлось желание возвысить одного специалиста и поставить на место другого. Есть востребованные и нужные специальности, это и логопеды и дефектологи. Какому-то ребенку необходим логопед, кому-то дефектолог, а кому-то и логопед и дефектолог. Отталкивайтесь в выборе педагога от потребностей ребенка, какой нужен специалист всегда можно уточнить у профессионала (невролога, психолога, дефектолога и др.). А к логопедам-дефектологам загляните в диплом и потом расскажите, пожалуйста, где они учились и работали по такой специальности.

Дети – это наше будущее! Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок состоялся в жизни. И первым делом родителям нужно не только накормить, но и обеспечить правильное воспитание и развитие. Поэтому, если появляются малейшие отклонения в развитии дошкольника необходимо немедленно обратиться за помощью профессионалов. Такими специалистами являются дефектолог и логопед. Чтобы определить, какой специалист необходим малышу для коррекции навыков, нужно знать, чем может помочь дефектолог и логопед.

Дефектолог

Это учитель, который обучает детей, которые имеют физические или умственные отклонения в развитии. Профессия тесно сочетает в себе педагогику и медицину. Специалист становится лучшим другом для малыша и хорошим советником для его родителей. Цели и задачи специалиста:

  1. Мотивировать желание у детей учиться.
  2. Восполнить недостаток общих знаний, научить читать, грамотно писать, считать, общаться со сверстниками и взрослыми.

Ориентируясь на поставленную цель, дефектолог в работе с детьми выполняет следующие задачи:

  • Проводит диагностику с целью выявления степени их врожденных дефектов.
  • Проводит корректирующую работу, существующих отклонений, в развитии учащихся.
  • Проводит реабилитацию детей.
  • Проводит занятия в группах и индивидуальные.

Функции учителя-дефектолога: занятия с детьми основаны на использовании определенных методов и приемов. Проводятся консультации и собеседования с родителями детей находящихся на реабилитации. Выбор методики зависит от существующих проблем. Учитель дефектолог систематически повышает профессиональную квалификацию. Так, чтобы компенсировать развитие дошкольника в детском саду, основное внимание уделяется игровой деятельности, для школьников – чтению, письму, математике.

Ситуация в ходе диагностики должна быть благоприятной, дружелюбной, без посторонних и различных шумов, общение проходит в спокойной обстановке. У детей может быть поражена центральная нервная система. Врожденные или приобретенные нарушения психики отражаются на дальнейшем развитии. Чем раньше отклонения выявлены, тем больше вероятность их устранения. Поэтому исследования дифференцированы.

Для каждого составлен свой план работы . Если нужна помощь одновременно двух или более специалистов, существует междисциплинарное сотрудничество педагогов и врачей. Дефектолог каждому обеспечивает динамический мониторинг, по результатам которого можно сделать выводы об эффективности обучения. Также систематически проводится срез знаний.

Логопед

Логопеды – это специалист, получивший соответствующую подготовку. Учитель умеет диагностировать произношение, знает способы коррекции, а также проводит определенный курс обучения, предназначенный для осуществления индивидуального плана реабилитации каждого. Главная цель – развитие речевого аппарата . У некоторых детей возникают проблемы с произношением определенных звуков или слов. Дети, которые испытывают затруднения при произношении определенных звуков, могут исправить свое произношение с помощью логопеда. Задача логопеда помогать людям всех возрастов с различными нарушениями речи и языка.

Сходства профессий

Профессия дефектолога похожа по своей сути на профессию логопеда. Оба специалиста занимаются диагностикой, коррекцией, индивидуальной работой, обучением определенных навыков детей. Смежные профессии: психолог, учитель, врач, воспитатель детского сада. Специалисты должен расположить к себе и войти в доверие к детям на этапе реабилитации. Среди индивидуальных качеств, которыми должен обладать специалист выделяют:

  • Интуитивные способности для определения методологии, которая подходит для конкретного случая.
  • Преподаватель имеет высокий уровень интеллекта, правильно и четко формулирует свои мысли, имеет отличную память, умеет планировать и проводить занятие.
  • Общительность позволяет находить общий язык с детьми. Специалист умеет разговорить дошкольника и обладает талантом вести двусторонний диалог.
  • Наблюдение и забота помогают установить контакт с ребенком, определить план реабилитации.
  • Терпение, сильная нервная система, являются залогом эффективности и результативности обучения детей с физическими или умственными недостатками. Необходимо понимать, что работа дефектолога и логопеда – это не легкий труд. Квалифицированный специалист работает на результат.
  • Специалист должен иметь чувство такта, проявлять максимальную вежливость и осторожность при обращении с необычными детьми и их родителями.
  • Дефектолог и логопед – отзывчивые люди, которые приходят первыми на помощь детям. Они не остаются равнодушными к проблемам других людей.

Отличия

Дефектолог – широкое понятие. Логопед – узкая. Основное отличие этих двух специальностей в поставленной цели и мотиве реабилитации.

Цель дефектолога дошкольного или школьного заведения направлена на то, чтобы корректировать психическое развитие, помочь детям научиться выражать свои мысли, восстановить пробелы в знаниях. Специалист работает с особыми детьми, имеющими определенные отклонения в физическом и умственном развитии. К ним можно обращаться с маленькими детьми от 1 года .

Логопед работает с хорошо развивающимися детьми, у которых только проблемы с речью и произношением. Он помогает правильно развить речевой аппарат, корректировать речь. Занятие с логопедом не должно превратиться в наказание трехлетнего дошкольника. Логопед помогает детям и взрослым справиться с дефектами речи.

Вывод

Наука дефектология включает в себя несколько ключевых областей. К дефектологу обращаются если:

  1. У ребенка явное и незначительное отклонение слуха – занимается сурдопедагог.
  2. Необходима коррекция психического развития – занимается олигофренопедагог.
  3. Необходимо обучение детей с плохим зрением или слепых – занимается тифлопедагог.
  4. У ребенка основные показатели в пределах нормы, но есть нарушения речи, выявленные при произношении – занимается логопед.

Речь в контексте профессии логопеда – это физический процесс, с помощью которого мы словесно формулируем речь. Это метод общения, который использует голос и согласованные движения речевых артикуляторов (язык, губы, челюсть, зубы и так далее). Когда логопед обращается к терапии речи, он обучает человека координации речевой мускулатуры с помощью специальных упражнений.

Он работает над тем, чтобы научить их правильной артикуляции или размещению артикуляторов для производства определенных согласных и гласных звуков. Например, когда малыш неправильно произносит звук «ф», логопед объясняет, что нужно поместить язык, между верхними и нижними зубами, и дуть осторожно, а не осторожно прикусывать нижнюю губу. Как только малыш выучит правильное размещение, логопед практикует произношение одного только звука, затем на уровне слогов, во всех позициях коротких слов, переходит к много слоговым словам, затем к фразам, предложениям и, наконец, к разговору.

Исправление звука ошибки – длительный процесс , потому что человеку необходимы сознательные усилия. В конце концов, с практикой возникает мышечная память и переход от произвольной концентрации на звуке к непроизвольному переносу правильного произношения. Это можно сравнить с исправлением любой плохой привычки.

Самое дорогое, что есть у каждого родителя, – это их дети. Мы хотим, чтоб они развивались наравне со сверстниками, получили хорошее образование. Однако этому могут помешать речевые проблемы. За помощью можно обратиться к друзьям, знакомым или поискать ответы в интернете. Однако надежней всего получить консультацию профессионала. Но какой именно специалист окажет наилучшую поддержку в сложившейся ситуации? Чем логопед отличается от дефектолога?

ЛОГОПЕД

Логопед – это специалист, задачей которого является устранение речевых дефектов (произношение звуков, слогов, постановка речи). Он занимается с обычными детьми, у которых нет задержки в работе центрально-нервной системы и умственного развития.

К логопеду необходимо обратиться если ваш ребенок:

  • не выговаривает отдельные слова, фразы;
  • нарушена структура слога;
  • заикается или запинается;
  • допускает грамматические ошибки при разговоре;
  • нарушен темп речи

Он поможет малышу исправить дефекты в произношении с помощью проговаривания различные фраз и букв, расширит его . Приступить к занятиям можно с трехлетнего возраста.

ДЕФЕКТОЛОГ

– это широкопрофильный специалист. Он работает с детьми, у которых наблюдают недостатки и отклонения психического или физического характера. Дефектолог обладает навыками в невропатологии, педагогике, психологии. Теми знаниями, которые пригодятся в процессе работы с ребенком, позволят максимально развить возможности малыша, более точно понять и оценить

К дефектологу стоит обратиться :

  • если наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • задержка психического развития;
  • при умственной отсталости;
  • нарушения в развитии зрительного или слухового аппарата;
  • после черепно-мозговых травм.

Деятельность специалиста рассчитана на формирование познавательной сферы малыша. Дефектолог учит ребенка мыслить, различать цвета, предметы, улучшает мелкую моторику. Он не формируем речь, а работает с причинами возникновения патологий. Учит малыша высказывать свои мысли. Приступить к занятиям можно с одного года.

ТАК ЧЕМ В ИТОГЕ ЛОГОПЕД ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЕФЕКТОЛОГА?

1. Логопед – это специалист с узкого профиля. Его задача – исправление изъянов речи. – это широкопрофильный специалист. Его задача – борьба с причинами возникновения патологий, помощь в развитие способностей малыша.

2. Занятия с логопедом начинаются в возрасте трех лет, а с дефектологом – с годовалого возраста.

3. Логопед занимается со здоровыми детьми, а дефектолог с больными и проблемными ребятами.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию речи.

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.

Кто такой дефектолог?

Дефектолог – это специалист, обладающий профессиональной подготовкой в такой области как дефектология (также называется коррекционной педагогикой ). Следует отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики. Дефектология занимается особенностями развития детей с недостатками со стороны психического или физического здоровья. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Соответственно, дефектолог – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками.

Чтобы работать дефектологом, необходимо получить высшее педагогическое образование по специализации «дефектология». Во время обучения будущие дефектологи кроме педагогических дисциплин получают подготовку в психологии и некоторых сферах медицины. Специалист с таким образованием может работать в учреждении как обучающего (детские сады, школы ), так и лечебного (поликлиники, больницы ) профиля. Также дефектологи могут состоять в штате различных реабилитационных заведений, центров социальной защиты и психологической помощи.

Учитель-(педагог )-дефектолог

Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы ) общего или специального профиля. Работать такой педагог может как с отдельными пациентами, у которых присутствуют те или иные проблемы, так и со всеми воспитанниками или учащимися (например, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слуха ).

Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у малыша.

Эта специальность объединяет много направлений, так как принцип работы с ребенком, который обладает проблемами со слухом, отличается от подхода к малышу с отклонениями в умственном развитии. На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии.

Дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

  • Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия ) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
  • Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности ) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения .
  • Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание , задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением ), дизартрия (неясная, смазанная речь ), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга ). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности ), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
  • Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения ), аутизм (психическое расстройство ). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости ), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью ), помогает находить общий язык со сверстниками.

Работа дефектолога с детьми

Характер работы дефектолога с детьми во многом зависит от направления, в котором он специализируется. В то же время, существуют и общие принципы, на которые опирается коррекционный педагог в своей практике, вне зависимости от его специализации. Так, единой целью для всех дефектологов является мотивация детей к обучению (как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологом ). У многих детей с нарушениями слуха, зрения или умственного развития отсутствует стремление к обучению (например, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе ). В задачу дефектолога входит объяснить ребенку важность обучения и сделать все возможное, для того чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает малыш.

Работа педагога по коррекции начинается с обследования учащихся с целью выявления детей с теми или иными проблемами. Затем проводится идентификация (по виду, по степени выраженности ) дефектов и последующее объединение детей со схожими нарушениями в группы. Впоследствии дефектолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Работа строится на основе различных современных методик, выбор которых зависит от типа отклонений у учащихся.

Всю работу с детьми, которую проводит дефектолог, можно условно разделить на несколько этапов, последовательность выполнения которых определяется самим специалистом.

Существуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

  • Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь ).
  • Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
  • Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук ). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют ), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев. Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию ), целью которых является соблюдение личной гигиены .
  • Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
На таких занятиях ребенок получает знания общего характера, поэтому чаще всего они проводятся групповым образом. На индивидуальных уроках дефектолог работает более основательно над развитием и совершенствованием тех навыков и функций, которые актуальны для конкретного случая. Так, если у ребенка полностью утрачен слух, нет смысла работать над его улучшением. В данном случае специалист по коррекции направляет усилия на то, чтобы обучить ребенка, например, тактильному общению. Также на индивидуальных занятиях закрепляются полученные в ходе группового обучения знания, стимулируется познавательная активность (стремление к учебе ), отрабатывается пропущенный материал.

Большим значением в профессиональной деятельности этого специалиста является консультирование родителей. Помощь дефектолога направлена на то, чтобы научить взрослых создавать и поддерживать здоровую внутрисемейную атмосферу. Часто дефектолог проводит занятия, на которые приглашаются не только дети, но и их родители.

В чем заключается разница между дефектологом и логопедом?

Разница между логопедом и дефектологом, который специализируется на работе с детьми, обладающими дефектами речи, заключается в целевой аудитории и целях проводимых занятий. Так, если к логопеду направляются дети без отклонений в психическом или физическом развитии, то дефектолог работает с пациентами, которые обладают теми или иными нарушениями. Работа обычного логопеда сводится к тому, чтобы устранить существующие нарушения речи (неправильное произношение звуков, слов ). В цели же дефектолога-логопеда входит обучить ребенка высказывать свои мысли и восстановить пробелы в знаниях, провоцирующие сложности в общении. Наглядно объясняет разницу между этими специалистами следующий пример. Так, пациентом логопеда может быть ребенок, который неправильно произносит слово «коробка» из-за неверного произношения звука р. К дефектологу-логопеду же направляют ребенка, который не только не умеет произносить, но и неуместно использует слово «коробка» из-за того, что не знает его значения.

Врач-дефектолог

Как было сказано выше, дефектолог не является врачом, так как не обладает медицинским образованием. В то же время, такой специалист может работать в штате поликлиники, больницы или другого лечебного учреждения, чаще всего детского профиля. Причинной для посещения дефектолога могут быть подозрения на отклонения в психическом или физическом развитии ребенка. Этот специалист проведет диагностический тест, который подтвердит или опровергнет предположение об отставании ребенка.

Диагностика (анализы ) дефектолога

Дефектолог не проводит и не назначает какие-либо лабораторные исследования (типа анализа крови или анализа мочи ). Этот специалист использует диагностический тест, который позволяет оценить уровень развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков. Для этого дефектолог задает вопросы, просит выполнить некоторые действия, а также оценивает внешний вид ребенка. Иногда он специально делает положительные или отрицательные замечания, для того чтобы оценить детскую реакцию на негатив или одобрение. Также могут быть искусственно смоделированы обстоятельства, позволяющие определить отношение ребенка и его поведение в сложных, нетипичных ситуациях. Для более полной оценки могут быть опрошены родители, а также использованы документы, показывающие успеваемость ребенка в школе или дошкольном учреждении. В некоторых случаях может быть использована диагностическая карта, которая предварительно разрабатывается дефектологом.

Диагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:
  • данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения );
  • заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
  • данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш );
  • информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить );
  • как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы );
  • перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
  • занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
  • выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.

Справка (заключение ) дефектолога

Заключение дефектолога – это подтвержденный документально вердикт, который выносит этот специалист после обследования ребенка. Следует уточнить, что дефектолог не делает заключение о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений, а лишь предоставляет оценку тех или иных навыков ребенка. Другими словами, этот специалист не ставит диагноз, а только описывает состояние малыша.
Характер данных, которые указываются в справке дефектолога, зависит от возраста и проблемы ребенка. Но существуют также и общие характеристики, указывающиеся во всех заключениях, которые выносит дефектолог.

В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:

  • каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя );
  • умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес );
  • характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время );
  • адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности );
  • как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
  • оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
  • понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
  • насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
  • насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
  • соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение ) требованиям программы и возрасту;
  • различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
  • ориентируется ли он в пространстве и времени.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Многих родителей, столкнувшихся с задержкой развития речи у ребенка, алалией и другими проблемами, касающимися развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом в первую очередь нужно заниматься.

Каждый невролог (а обычно в первую очередь обращаются к нему) по-своему обозначает и называет такого коррекционного педагога: логопед, дефектолог, логопед-дефектолог, педагог-дефектолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог. Поэтому у родителей возникает недопонимание, кого же искать? Например, некоторые мамы уверены, что ребенку с алалией нужен именно дефектолог, а логопед не нужен. Другие же наоборот, обращаются к логопеду и теряют время, так как логопед конкретно в их ситуации мало что может сделать.

Давайте прольем свет на то, чем же занимается каждый из специалистов, чем отличается логопед от дефектолога и кто тогда такой логопед-дефектолог? Какие у них «зоны ответственности» и как выбрать подходящего педагога для занятий?

Дефектология (коррекционная или специальная педагогика) - это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • логопедия (занимается коррекцией нарушений речи);
  • олигофренопедагогика (занимается коррекцией интеллектуальных нарушений - умственной отсталости, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др.)
  • тифлопедагогика (занимается обучением детей с нарушением зрения и коррекцией сопутствующих и вторичных нарушений развития);
  • сурдопедагогика (занимается обучением детей с нарушениями слуха и компенсацией вторичных дефектов).

Как мы видим, в данном списке нет «просто дефектолога», как часто пытаются найти мамы для своего ребенка. И получается, что логопед - это тоже дефектолог.

На практике это выглядит так: в педагогическом вузе есть факультет дефектологии (он может называться по-разному, например, «факультет коррекционной педагогики и психологии», это синоним), который выпускает разных специалистов: дефектолога со специализацией по олигофренопедагогике, по тифлопедагогике, по сурдопедагогике, по логопедии. То есть выпускник такого факультета может называться и «логопед-дефектолог», и «педагог-дефектолог» с пометкой об имеющейся специализации. Важно помнить, что общая теоретическая база у всех специализаций одна. Олигофренопедагог и в своей подготовке имеют много общего. Оба знают классификацию нарушений развития, способы их диагностики, методологию работы с детьми, имеющими особенности развития. Поэтому на практике часто оказывается, что в речевом детском саду дополнительно ведет логопедические занятия, а логопед-дефектолог выполняет роль олигофренопедагога в работе с «неречевым» ребенком (поскольку речи как таковой еще нет, методика работы одного и другого специалиста мало отличается на этом этапе).

Но различные курсы повышения квалификации и практический опыт работы тоже могут позволять такому специалисту успешно работать с детьми, имеющими сложные диагнозы. То есть даже если у специалиста в дипломе об основном образовании написано « », это не говорит о том, что он не способен помочь ребенку с более тяжелыми диагнозами («РАС», «алалия», «заикание»).

Чаще всего, когда говорят «просто дефектолог» имеют в виду дефектолога-олигофренопедагога. Можно предположить, что само название специализации «олигофренопедагог» (от лат. «олиго» — мало, «френос» — ум) несколько устарело, ведь сегодня этот коррекционный педагог работает не только с умственной отсталостью. Вероятно, поэтому в повседневном обороте название сократилось до «педагог-дефектолог»/«дефектолог». Данный специалист занимается обучением детей, имеющих отставание в интеллектуальной сфере. Пугаться такого определения не стоит. Для многих детей своевременные занятия с дефектологом-олигофренопедагогом помогают компенсировать особенности развития, возникшие, например, после родовых травм, гипоксии или вследствие недоношенности. Конечно, сферу речи олигофренопедагог тоже затрагивает, но в более общем смысле. То есть «просто дефектолог» может проводить артикуляционную гимнастику, стимулировать речевую активность на занятиях, обучать навыкам коммуникации, а также использованию речи в различных ситуациях (например, упражнения на обобщение: «машина, автобус, трамвай и троллейбус - это транспорт»). В отличие от логопеда, дефектолог-олигофренопедагог может начать заниматься с ребенком в довольно раннем возрасте, то есть примерно с года-полутора. Для сравнения, большинство логопедов берут на занятия детей с 4 лет (в нашем Центре консультативно логопеды принимают с 2 лет, а на занятия берут с 2,6 лет).

Трудность с выбором специалиста в том, что у огромного числа детей в наши дни так называемые «сочетанные нарушения». То есть очень часто (по последним данным, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет 1 ребенок из 68!) искажен весь процесс развития. Имеется и снижение интеллекта, и расстройства речи (а часто попросту ее отсутствие), и проблемы в поведении, двигательная расторможенность. После трех лет интеллект и мышление у ребенка развивается через речь, опосредован речью. То есть даже в том случае, когда до трех лет интеллект сохранен, но нет речи, начинается задержка психического развития. Самые распространенные диагнозы, при которых можно запутаться с выбором специалиста - это алалия, расстройство аутистического спектра. Конкретные названия диагнозов могут быть различными в зависимости от врача, который их ставил, и проявлений нарушения (при этом диагнозы неврологические и педагогические/логопедические могут звучать по-разному). Дефектолога со специализацией на алалии и аутизме не существует. Поэтому так сложно понять, какой же специалист и какого рода занятия необходимы.

В наши дни ВУЗы предпринимают попытку создать «собирательную» специальность в коррекционной педагогике, которая бы решала проблему занятий с детьми, имеющими сложную структуру дефекта. Например, можно встретить дипломы, где написано: «Педагог-дефектолог. Учитель-логопед. Специализация «Специальная психология». Это внушает надежду, что в ближайшем будущем система помощи детям с особенностями развития станет более простой и понятной.

Какие выводы можно сделать?

  1. Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит - это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как , то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
  2. Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, и ). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри. Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
  3. Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
  4. При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки. Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).