Что нужно малышу в 5 месяцев. Упражнения и занятия с ребенком

До полугода, при отсутствии патологических заболеваний маленькие дети развиваются стремительными темпами. Так, пятимесячный малыш при нормальных показателях роста и веса уже должен уметь самостоятельно сидеть, улыбаться на знакомые звуки речи, фиксировать зрительское внимание на родителях и демонстрировать другие достижения.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев, как и в предыдущие периоды его жизни, активно развивается и имеет свои особенности. Какие еще происходят изменения в этом возрасте? Как и чем можно помочь крохе в освоении новых навыков и умений? Давайте разбираться подробнее.

Физическое развитие

На 5 месяц жизни, ребенок постепенно прибавляет в весе и росте. Мальчики растут и поправляются чуточку быстрее, чем их сверстники – девочки. Физические изменения каждого младенца зависит от индивидуальных показателей.

В нижеприведенной таблице указаны средние нормы веса и роста, по которым педиатры определяют, как развивается мальчик и девочка.

Физиологическое развитие

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. Также улучшается и развитие зрения малыша – становится острее.

Сейчас он больше концентрирует внимание на быстро перемещаемых предметах, узнает своих родителей и незнакомых людей. Кроме того, ребенок любит рассматривать яркие и контрастные предметы, свое тело (ручки, ножки), а также отдаленные объекты.

Как и острота зрения, слух у ребенка в пять месяцев, заслуживает особой похвалы. Примечательно, что маленький уже различает голоса мамы, папы, бабушки, дедушки, их интонацию и мимику.

В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения. Это можно заметить по его поведению. Например, когда он берет игрушку в ручку, то сначала ее рассматривает, а затем кладет в свой маленький ротик. Так он получает информацию о незнакомом предмете.

У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки , поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев. Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят.

Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Что касается малышей, которые питаются материнским молоком, то их стул может меняться относительно установленной нормы. За одни сутки кроха может какать очень часто (5-6 раз) либо не ходить в туалет на протяжении 1-2 дней – это также вариант нормального развития таких детей.

Частота мочеиспускания у детей 5 месяцев может колебаться от 18 до 20 раз за сутки. В норме моча имеет прозрачный (светло-желтоватый) цвет, без резкого запаха, слизи и других примесей. Если ребёнок мочится (писает) слишком часто или с большим промежутком времени – это должно насторожить молодых родителей.

Что умеет малыш?

Усовершенствование двигательных навыков является одной из особенностей развития ребенка на 5 месяце жизни. Умение сжимать кулачки и крепко удерживать бутылочку в своих маленьких ручках, доставляет крохе огромное удовольствие. Он может так увлечься игрушкой, что не замечать рядом стоящих и наблюдающих за ним родителей.

Кроме того, в этом возрасте «карапуз» уже много чего достиг и умеет делать следующее:

  • старательно наблюдает за взрослой едой и пытается взять из тарелки блюда, которые кушают родители. В возрасте 5 месяцев еще рановато вводит прикорм, особенно для детей находящихся на грудном вскармливании.
  • освоил свои первые перевороты с живота на спину, а более проворные груднички и в обратную сторону;
  • хорошо удерживает спинку и голову в вертикальном положении;
  • в отличие от предыдущих месяцев, все движения малыш делает самостоятельно и осознанно. Он может легко подняться на локти, ползать на животе в нужном ему направлении, изучая окружающую обстановку;
  • около 20% детей к пяти месяцам начинают издавать отдельные звуки и слога. Речь ребенка еще неосмысленна в его воспроизведении, однако формирование интонации и отдельных слогов уже наблюдается. Свои эмоции от общения с родными он проявляет в виде улыбки.
  • кроха понемножку осваивает навыки сидеть в детском стульчике для кормления, а также при поддержке родителей. В сидячем положении первенец еще не может долго удерживать спинку, поэтому его лучше обложить подушками.
  • если взять малютку под мышки и слегка поставить на ножки в вертикальном положении, то он будет стремительно перебирать ступнями, как бы пытаясь от вас убежать.

Стремление 5-ти месячного малыша к взрослению и развитию навыков координации движений, приносят большую радость маме и папе. Хотя эти двигательные способности и носят рефлекторный характер, однако в будущем, они станут еще более осознанными и уверенными.

Нормы сна и бодрствования

Приучение ребенка к дневному распорядку способствует быстрой адаптации младенческого организма к условиям новой жизни. Поэтому календарь развития должен формироваться с первых месяцев жизни.

Родители должны уметь правильно спланировать график сна, игр и прогулок для 5 месячного младенца. Об этом говорят психологи и детские педиатры, в том числе известный практикующий врач Евгений Комаровский.

Сейчас на сон ребенка 5 месяцев, уходит много времени. Если карапуз в отличном расположении духа, здоровый и его ничего не тревожит, он может спать ночью до 15 часов , без просыпания для ночных кормлений.

Расписание режима сна можно условно разделить на 3 промежутка с интервалом 2-3 часа после еды и бодрствования. Крепче всего младенец засыпает после прогулок на свежем воздухе.

Как правило, график дневного отдыха разбивают следующим образом:

  • утренний: 8.30-10.00 час;
  • обеденный: 12.30-14.30 час;
  • вечерний: 17.00-19.00 час.

Первый раз, малыша лучше укладывать спать через 1-1,5 часа, после утреннего кормления и активных игр, способствующих его развитию. Второй, лучше совмещать с прогулками на улице. Свежий воздух благоприятно влияет на здоровье и общее самочувствие малыша. Третий сон выпадает на вечер, поэтому следите за терморегуляцией помещения и атмосферой в семье. Маленький карапуз, как и взрослые, любит тишину.

Питание младенца в 5 месяцев

На пятом месяце некоторые малыши нуждаются в дополнительной пище – прикорме. Как правило, это дети, которые находятся на искусственном вскармливании.

Лучше всего подбирать адаптивную смесь, в которой много железа, кальция, фосфора и других полезных витаминов. Сытый кроха всегда будет в хорошем эмоциональном настроении, и не будет иметь отклонений от норм развития.

В этом возрасте, педиатры советуют снижать частоту приемов пищи. Вместо привычных шести кормлений, теперь грудничку достаточно лишь пяти раз в день. Дневная норма молока теперь составляет 500 мл. Такая смена графика принятия еды на общее развитие ребенка никак не влияет.

Тем детям, которые продолжают находиться у материнской груди, вводить в рацион новые продукты ранее 6 месяцев не рекомендуется.

Развивающиеся занятия


  • Занятие гимнастикой. Вашему малышу уже исполнилось 5 месяцев? Тогда ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.
  • Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.
  • Водные процедуры. Купание пятимесячных детей в теплой ванне, с использованием целебных трав, улучшает пищеварение и служит прекрасной профилактикой от различных кожных заболеваний.
  • Занятия на развитие мелкой моторики. Все малыши очень любят подолгу держать в руках игрушки. Чтобы развивать у ребенка мелкую моторику, следует покупать игрушки небольших размеров (звонкие погремушки, колечки с подвесками, пирамидки). Обязательно следите за качеством и безопасностью изделия – перед тем как что-то купить, изучайте инструкцию и возрастные особенности.
  • Обучение навыкам ползания. Есть категория детей, которые в 5 месяцев, еще не очень активные и подвижные. Педиатры рекомендуют приучать их координировать свои движения с помощью игрушек. Для этого положите в дали на кроватке его любимую игрушку, любопытный малыш захочет к ней дотянуться и будет пытаться ползти.
  • Когда кроха бодрствует. Общаясь с младенцем, показывайте ему аппликации животных, картинки фруктов, овощей, произносите вслух их названия. Давайте крохе дотронутся до незнакомых объектов, пусть у него развиваются органы чувств.
  • Уличные прогулки. Гуляя на улицах, в парках, скверах, чаще усаживайте крохотного малыша в слинг или «рюкзачок-кенгурушку» . Это освободит ваши руки и установит гармоничную близость с карапузом. Так он будет чувствовать себя спокойным и защищенным от внешнего мира. Часто этот атрибут педиатры назначают детям с эмоциональной и тактичной задержкой развития.

Уход за 5 месячным ребенком

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Купать ребенка необходимо в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю.

В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

Не менее важным элементом ухода является массаж и гимнастика. В 5 месяцев, гимнастические занятия желательно проводить утром, когда ребенок проснулся и его нужно взбодрить.

В отличие от гимнастики, профилактический массаж проводят в вечернее время, за 1 час перед сном. Техника массажных движений состоит из легких поглаживаний и пощипывания кожи. Нельзя проводить занятия вечером с гипер-активными малышами, которые могут получить высокий заряд энергии и иметь проблемы с ночным сном.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

    • чистка носика, протирание грязи вокруг ушей и внутри ушной раковины;
    • подмывание теплой водичкой попы и половых органов;
    • использование ;
    • смена памперсов во время туалета и в течение дня;
    • умывание лица и ручек, протирание влажной салфеткой во время бодрствования и по окончанию игровых занятий.

Выполнение этих гигиенических действий способствует здоровому духу и гармоничному развитию малыша.

Развитие недоношенных пятимесячных детей

Недоношенный младенец ничем не отличается от сверстников, которые родились в срок. В возрасте 5 месяцев, у малыша активно развивается двигательная активность, мелкая моторика, он умеет агукать, уверенно держать голову лежа на животе, ползать и делать перевороты.

Основной вид деятельности малышей в возрасте до 1 года – игра. С ее помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает органы чувств и интеллект.

Совместные занятия с родителями позволяют ощутить любовь и заботу близких людей, что впоследствии благоприятно скажется на развитии личности.

Что должен уметь ребенок?

Пятимесячный малыш уже переворачивается с боку на бок и на спину – это позволяет расширить восприятие пространства и мира вокруг. Ребенок начинает интересоваться окружающими его предметами и своим телом:

  • ему нравится рассматривать лица на фотографиях и рисунках;
  • он все чаще начинает гулить (распевать гласные звуки) и лепетать (произносить отдельные слоги – «ма», «па», «ба» и другие);
  • ребенок хватает предметы и игрушки, ощупывает их руками и тянет в рот, бросает;
  • отличает знакомых и незнакомых людей;
  • капризничает при виде незнакомцев;
  • в течение 5-10 минут может самостоятельно заниматься с игрушками;
  • пытается сесть;
  • лежа на животике, опирается на ручки и приподнимается;
  • повторяет движения и слова за взрослыми.

Правильно подобранные игры для ребенка помогут мамам и папам быстрее научить свое чадо управлять телом, сидеть, ползать и говорить.

Какие игрушки нужны?

Малыш в этом возрасте начинает активно интересоваться предметами, находящимися вокруг него. Это дает родителям возможность заняться развитием тактильных ощущений и мелкой моторики ребенка. Для этого понадобятся следующие игрушки:

  1. Подвески в кроватку. Они вешаются над грудью ребенка на расстоянии вытянутой руки. Малыш самостоятельно хватает и отпускает игрушку. Желательно выбирать такие подвески, на которых закреплены погремушки или бубенчики. Помимо ощущений и мелкой моторики они будут тренировать и слух.
  2. Мячик или кубик из ткани. Резиновый шарик малышу в 5 месяцев будет сложно удержать в руках. Поэтому стоит выбирать тряпичные игрушки в форме геометрических предметов. Если мячик или кубик будут сшиты из нескольких видов тканей, ребенок научится отличать мягкое и колючее, пушистое и гладкое.
  3. Музыкальные игрушки. К ним относятся погремушки, дудки, свистульки. Они оказывают влияние на развитие слуха малыша. Ребенок начинает понимать, что такое тихо и громко, определять откуда исходит звук.
  4. Игрушечные бусы. Это хороший тренажер для развития мелкой моторики. Если взять несколько таких игрушек из разных материалов (дерево, пластмасса), то можно научить малыша их различать.
  5. К 5 месяцам детей начинают беспокоить режущиеся зубки, поэтому следует приобрести прорезыватель. Желательно, чтобы его поверхность не была гладкой, а имела выпуклости различной формы (кружки, полоски).

Развивающие игры

Детские игры могут быть активными и пассивными. Также они могут быть направлены на развитие речи, мышления, мелкой моторики и подготавливают к ползанию и хождению. Чтобы игры с ребенком пошли ему на пользу, следует соблюдать несколько несложных правил:

  • малышу нравится играть с родителями или братиком и сестренкой. Не стоит постоянно оставлять его наедине с игрушками, даже самыми интересными;
  • дети в возрасте 5 месяцев могут испугаться, если кто-то резко появится перед ними. Поэтому не стоит бежать малышу навстречу или внезапно появляться из-за его спины;
  • заканчивая игру, не стоит сразу отпускать ребенка с рук. Подержите его еще пару минут, поговорите или поласкайте его. Так малыш быстрее успокоится после активной игры;
  • если вы видите, что ребенок устал, нужно прекратить игру и дать ему отдохнуть;
  • необходимо чередовать активные и пассивные занятия, а также игры на спине и животике;
  • не стоит слишком многого требовать от ребенка, если у него не получается ухватить игрушку или повторить потешку, оставьте эту игру до следующего раза;
  • занимаясь с малышом, не забывайте ласково с ним разговаривать, смотреть ему в глаза и улыбаться. Это позволит ему почувствовать вашу любовь.

Развитие речи

Знакомство с предметами. Эта игра развивает навыки общения, а также проводит связь между названием и предметом. Возьмите несколько игрушек, изображающих животных, машинки, кораблики, показывайте их по очереди ребенку и произносите стишки:

Плачет кошка в коридоре –

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дадут украсть сосиски.

В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научиться

Петь, как петух – «Кукареку!»

Что ж ты, еж, такой колючий?

– Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Танк – военная машина,

Гусеницы вместо шины.

Винтокрылый вертолет

Всех ребят зовет в полет.

Говорун. Эта игра хороша тем, что в нее можно играть, когда вы купаете, кормите, одеваете или укладываете спать ребенка. Каждый раз, когда вы что-то делаете, комментируйте вслух каждое свое движение. При этом желательно чтобы ваше лицо всегда было в поле зрения ребенка. Помимо запоминания звуков, детки любят наблюдать за артикуляцией. Повторяя слова и движения губ, малыш быстрее начнет говорить.

«А где у нас?» С помощью этого занятия вы можете одновременно развивать речь ребенка и знакомить его со своим телом. Для этого необходимо уложить ребенка и задавать ему вопросы:

«Где у Саши носик?» – дотронуться до носика;

«Где у Саши глазки?» – показать, где глаза;

«где у Саши ручка?» и т.д.

Развитие двигательных навыков

  1. «Выше, еще выше!» – положите малыша на диван или кровать. Возьмите одну ручку и аккуратно тяните ее верх, приговаривая: «Выше, еще выше!». Повторите движение со второй рукой и ногами. Такая игра снимает тонус в теле и тренирует мышцы.
  2. Тренируем ножки – поможет подготовить ребенка к ходьбе. Положите малыша на спинку, возьмите его лодыжки и начинайте поочередно сгибать и разгибать ноги. Можно при этом приговаривать:

Раз, два, три,

Коленочки согни.

Раз, два, три,

Коленочки согни.

  1. Перевороты. Переворачивания с живота на спину развивают мышцы грудной клетки и рук. Положите ребенка на животик и привлеките его внимание любимой игрушкой. Затем отводите ее вправо до тех пор, пока малыш за ней не потянется и не перевернется. Проделайте то же в другую сторону.

Расширение кругозора

  1. Экскурсия. Возьмите ребенка на руки или посадите в слинг и ходите с ним по квартире. Пройдите на кухню, в ванную, спальню, расскажите ребенку, для чего предназначены эти комнаты. Покажите ребенку висящие на стене фотографии и картины, а также различные предметы. Дайте малышу подержать в руках те, которыми он заинтересуется, если они не опасны для него.
  2. «Кто здесь?» Возьмите малыша и поднесите к зеркалу. Он начнет улыбаться, кривляться, а может, и «разговаривать» со своим отражением. Спросите у ребенка: «Кто здесь?» и ответьте: «Это Маша!».

Игры с малышами должны приносить удовольствие и детям, и их родителям. Только в этом случае они пойдут на пользу физическому и психическому развитию.

Практические советы

Опустите двигающиеся игрушки

Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.

Детский рюкзачок

Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.

Посадите малыша к себе на спину

Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).

Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки

Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.

Протягивайте руки навстречу малышу

Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом “Он!” Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Время игр

Новые открытия

Блестящая кастрюля

Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся “игрушки” взрослых.

Перед зеркалом

Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит

свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

Несколько игрушек в детской кроватке

Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.

Куклы-неваляшки

В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Детские качели

Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: “До свидания”, а когда вернутся обратно: “Здравствуй”. Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Потрогай звук

Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Погремушки

Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.

Развитие координации

“Вот какой ты большой”

Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: “Ты большой?” Затем поднимите руки над головой и скажите: “Вот какой ты большой!” Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.

Веселые прыжки

Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с “сюрпризом”. Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Раз-два встали!

Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на

ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.

Прикрепите кольца к детской кроватке

Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.

Вниз под горку

Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться.

Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Спасательный круг

Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.

Принятие решений

По игрушке в каждой руке

Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.

Игра в мяч

Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.

Нарисованное лицо

Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.

Карусель

Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы с одной стороны веселую, а с другой - печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или

менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?

Исчезающий мяч

Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Повседневные дела

Время кормления

Дайте ребенку ложечку

Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.

Дайте ребенку чашку

Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2 - 3 капли и дайте подержать ее своему малышу.

Называйте части тела ребенка

Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.

Застывшее лицо

Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.

Кораблик в детской ванночке

Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.

Время отдыха

Ласково похлопайте малыша

Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.

Разговор шепотом

Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Укачивание

Как происходит развитие грудничка в 5 месяцев, во многом зависят от того, как прошли роды и был ли ребенок доношенным. Врожденные патологии влияют на активность младенца вплоть до годовалого возраста. Если ребенок родился здоровым, он будет соответствовать нормам развития для 5 месяцев, которые указаны в статье.

Девочки и мальчики пятимесячного возраста могут отличаться друг от друга в развитии приобретенными навыками и способностями. Но этот показатель не говорит о нарушениях, так как детям свойственна индивидуальность. Девочки скорее развивают свои умения, а мальчики считаются несколько ленивыми.

В зависимости от пола младенца могут варьироваться показатели роста и веса. В 5 месяцев развития ребенок может весить в пределах 5,8 - 9,1 кг, рост грудничка составляет от 59 до 70 см. Также на показатели роста и веса ребенка в 4 5 месяцев могут повлиять наследственные факторы, некоторые детки немного отстают от них, так как папа или мама имеют сравнительно невысокий рост и компактное телосложение.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев предполагает приобретение новых навыков. На данном этапе ребенок способен:

  • узнавать близких в лицо и по голосу;
  • держит предметы в руках (игрушки, ложку, пустышку);
  • засовывает пальчики и различные предметы в рот, поэтому следите за тем чтобы ему не попадались мелкие и грязные предметы;
  • пробует взрослую пищу ( овощными и фруктовыми пюре);
  • поворачивает головку на шум, звук музыки или голос;
  • узнает свое имя;
  • пытается самостоятельно усаживаться, ползти и вставать на ножки. О том, допустимо ли ребенку в этом возрасте самостоятельно садиться, прочтите .

При правильном развитии ребенок в 5 месяцев способен реагировать на смену обстановки, играть, и показывать это плачем или восторгом.

Эмоции и психика младенца в пять месяцев: что списать на отклонение?

В возрасте от 3 до 5 месяцев ребенок способен для себя определять, к кому он желает пойти на ручки.

Важно! Не лишайте кроху возможности выбирать себе собеседника по душе. Если он желает находиться у мамы на руках, не отбирайте у него это право, так как на этом этапе развития у детей формируется отношение и привязанности к окружающим родственникам.

Ребенок пяти месяцев развития самостоятельно выбирает себе понравившиеся игрушки, показывает свое недовольство плачем или гримасой. Не удивляйтесь, что грудничок злится, если у него что-то не получается - помогите ему достичь того, чего он хочет.

Улыбнемся! Диалог с дочкой перед обедом:
- Дочь, пойдём кушать суп.
- Пойдём, хочу суп с лапшой.
- Но я сварила гороховый.
- Я хочу с лапшой.
- Но у меня нет супа с лапшой, сегодня только гороховый.
- Хорошо, давай гороховый. Но только без гороха, а с лапшой.

Посмотрите видео от Комаровского о развитии ребенка в 5 месяцев.

Евгений Комаровский считает, что грудничку в этом возрасте, независимо от пола, можно предложить ползать. Для этого положите перед ним игрушку и предложите крохе до нее дотянуться, обязательно похвалите ребенка - это стимулирует его желание расти и развиваться дальше.

Физическое развитие ребенка: гимнастика и закаливание

Начиная с пятого месяца жизни грудничка развивается мускулатура, укрепляются косточки и появляются активные познавательные движения. Очень важно не ограничивать ребенка в этом возрасте, а наоборот, помогать ему познавать движения, которые выполняют его конечности.

Поэтому полезно заниматься такими физическими упражнениями грудничку в 5 месяцев:

  1. Используйте фит-болл: положите ребенка на него сверху и раскачивайте. Круглая поверхность помогает укрепить мышцы брюшной полости, нормализовать пищеварение и устранить колики, если по какой-то причине ребенок ими до сих пор страдает.
  2. Стимуляция к усаживанию: приподнимайте грудничка за ручки из лежачего положения несколько раз. Такая гимнастика поможет ребенку в 5 месяцев поскорее укрепить мышцы и кости позвоночника.
  3. Стимуляция ходьбы: возьмите ребенка за одну руку в детской кроватке и предложите ему пройтись по ней, опираясь на вашу руку. Такие упражнения следует выполнять только в том случае, если грудничку это интересно и не доставляет дискомфорта.
  4. Носите ребенка в 5 месяцев на руках. Также они очень любят, если их подкидывают к верху или раскачивают. Обычно у здоровых и доношенных деток это вызывает положительные эмоции. Выполняя эти упражнения с ребенком, вы помогаете ему координировать движения.
  5. Занятия в воде. Если у вас нет возможности регулярно посещать бассейн, можно проделывать такие процедуры во взрослой ванной. Через несколько дней активных движений пятимесячного ребенка в воде, кроха покажет навыки плавания.
Важно! Выполняйте регулярно расслабляющий массаж грудничку, проводите : обтирание полотенцем, обливание прохладной водой, воздушные ванны. Помните, что такие процедуры допустимы только в том случае, если малышу не противопоказан такой режим с рождения.

Игры и игрушки или как занять пятимесячного ребенка

Развитие ребенка в 5 месяцев, если соответствует нормам, позволяет самостоятельно выбрать для себя род игры, которую предлагают взрослые. На некоторые занятия и предметы кроха будет довольно реагировать, а другие отвергать. Поиграйте с ребенком в мягкий легкий небольшой мячик, помогайте ему ловить его.

Приобретите специальный игровой мягкий коврик с различными орнаментами и яркими изображениями. Начиная с этого возраста, знакомьте своего кроху с предметами, фруктами, овощами и цветами. Это поможет ему в будущем без труда узнавать предметы. Если грудничок начинает «гулеть» или «агукать», поговорите с ним на его же языке. Такое поведение стимулирует скорейшее развитие речи.

Развивать и развлекать грудничка в 4-5 месяцев можно интересными сказками и смешными детскими стишками, показывайте мультики, предназначенные специально для деток до года.

Говорят дети! Дочка (2 года 9 месяцев) подходит ко мне на цыпочках и шёпотом говорит:
- Хочу орать!

Чтобы развлечь дома малютку отлично подойдет крупный конструктор с отсутствием твердых и острых углов. Приобретите специально для него цветные познавательные кубики с картинками, с их помощью стройте вместе замки и другие интересные для него развивалки.

Помните, что в этом возрасте нужно контролировать поведение младенца, все предметы которыми он пользуется должны быть относительно большими, чтобы он не смог их проглотить. Следите за тем, чтобы кроха не упал и случайно не ударился, так как такие явления вызывают испуг.

Особенности развития пятимесячного ребенка в нашем видео.

Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку: схватить, осмотреть и снова схватить. Точно также кроха ведет себя по отношению к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, он как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В возрасте 5 месяцев дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, увидев входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего младенца, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Учимся понимать друг друга

Внимание младенца привлекают лица любого вида и формы – он радуется приходу гостей и с интересом их рассматривает. Но, несмотря на то, что крохе нравится видеть новых людей, на пятом месяце жизни он уже начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Среди последних может оказаться не только посторонний человек, но и мама, решившая не бросать карьеру и вышедшая на работу.

Поэтому, как бы вы ни были загружены своими «взрослыми» делами, заведите себе за правило каждый день уделять хотя бы несколько минут общению с малышом. Тех же, кого ребенок считает «своим», он с удовольствием изучает: притрагивается к глазам, кусает за нос, дергает за волосы. Когда мама или папа разговаривают с младенцем, он сует пальцы им в рот, как будто пытается схватить вылетающие слова.

По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный звуковой репертуар все больше расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и даже глухие одинаково произносят звуки.

В 4-4,5 месяца можно заметить, что дети подражают языку, на котором говорят окружающие. Свое умение «говорить» младенец с готовностью демонстрирует и игрушке, оказавшейся в поле его зрения, и маме, смотрящей на него. Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса.

Огромную радость доставляют ребенку физические игры, которые так любят папы. Легкие подбрасывания вверх, щекотка или громкое чмокание вызывают у малыша громкий смех. Но при этом важно помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны. Многим знакома следующая ситуация: ребенок заливисто хохочет от легких подбрасываний, но стоит поднять его чуть выше, как он тут же заливается плачем. Это говорит о том, что у маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Старайтесь играть с любимым чадом, не перевозбуждая его.

Двигательные навыки ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.

На 5 месяце жизни многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым детишкам удается переворачиваться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев ребенок способен некоторое время проводить в полусидячем положении – это очень полезно, поскольку кроха может наблюдать, что происходит вокруг, замечать проходящих мимо людей, которые, отвечая на улыбку, останавливаются и разговаривают с ним.

Однако мягкая мебель не лучшее место для того, чтобы усаживать ребенка. Подкладывать под спину подушку тоже не рекомендуется, а вот та же подушка, подложенная под матрасик, дает хороший наклон, удобное положение и достаточный обзор. Лучшее решение – посадить ребенка в шезлонг с регулируемой спинкой, в котором младенец будет чувствовать себя удобно и комфортно.

Заметные сдвиги наблюдаются и в способности маленького человечка перемещаться, находясь в положении на животе. Младенец принимает позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигается вперед. Некоторые малыши передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, ребенок начинает пятиться назад.

Но самой подвижной частью тела по-прежнему являются руки. Они постоянно чем-то заняты. Малыш тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Он будет стремиться достать все, что попадается ему на глаза, до тех пор, пока видит собственную руку и объект. Однако в действиях еще не достаточно ловкости. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Кроха скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремиться использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он захватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Вижу, слышу, ощущаю…

До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом: он мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет.

Самая любимая игрушка 4-x месячного ребенка – зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему.

Несмотря на развитие зрительных навыков, младенец исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Народная поговорка: «Губа – не дура, язык – не лопатка, знают, где горько, где сладко» иллюстрирует именно этот период в развитие малыша. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравится, и он повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получает удовольствие от эффекта, который они производят.

Занятия с ребенком 5 месяцев

Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.

Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Физическое развитие детей 5 месяцев

Ребенок совершенствует хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Запаситесь погремушками разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой ручки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите игрушку высоко, затем приблизьте к младенцу и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Расстелите одеяло и положите кроху на живот на край. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет: для того чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте младенца. Если он не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

Практические советы

Опустите двигающиеся игрушки: Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.

Детский рюкзачок: Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.

Посадите малыша к себе на спину: Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).

Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки: Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.

Протягивайте руки навстречу малышу: Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом «Оп!» Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Время игр

Новые открытия

Блестящая кастрюля: Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся «игрушки» взрослых.

Перед зеркалом: Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.

Несколько игрушек в детской кроватке: Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.

Куклы-неваляшки: В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.

Детские качели: Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: «До свидания», а когда вернутся обратно: «Здравствуй». Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.

Потрогай звук: Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Погремушки: Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.

Развитие координации

«Вот какой ты большой» Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: «Ты большой?» Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой ты большой!» Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.

Веселые прыжки: Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с «сюрпризом». Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.

Раз-два встали! Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.

Прикрепите кольца к детской кроватке: Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.

Вниз под горку: Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.

Спасательный круг: Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.

Принятие решений

По игрушке в каждой руке: Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.

Игра в мяч: Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.

Нарисованное лицо: Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.

Карусель: Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы – с одной стороны веселую, а с другой – печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?

Исчезающий мяч: Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Повседневные дела

Время кормления

Дайте ребенку ложечку: Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.

Дайте ребенку чашку: Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.

Называйте части тела ребенка: Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.

Застывшее лицо: Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.

Кораблик в детской ванночке: Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.

Время отдыха

Ласково похлопайте малыша: Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.

Разговор шепотом: Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.

Укачивание: Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.