Уроки рисования для детей взрослых. Простые способы обучения детей рисованию

Чтобы достигнуть хороших результатов в воспитании и развитии ребёнка, нужно ему предлагать занятия по душе. Одним из занятий, которыми любят заниматься все дети, является рисование. Предлагая ребёнку порисовать, мы стимулируем его познавательный интерес, умственное развитие, мелкую моторику, творческое мышление. Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют простые способы обучения рисованию для малышей.

Виды рисования

Обучение рисованию - это образовательная деятельность, посредством которой ребёнок может усовершенствовать свои врождённые навыки умения рисовать. А помочь ему овладеть нужными навыками должны взрослые - родители или педагогические работники. Способы обучения изобразительному искусству должны преследовать цель не только научить правильно удерживать в руке карандаш или кисточку, но и, прежде всего, воспитывать эстетические чувства, а именно уметь видеть красоту и создавать её самостоятельно, изображать свои мысли, воплощать свои замыслы в жизнь.

Обучая рисованию, учитывайте возрастные особенности ребёнка

«Совет. При обучении детей рисованию следует подбирать методы, которые возбуждали бы интерес к рисованию и вызывали бы эмоциональный отклик в душе малыша».

Начиная заниматься рисованием с малышами, нужно учитывать их возрастные особенности, и подбирать соответствующие виды рисования. У маленьких детей ещё на развиты многие навыки. Младшие дошкольники ещё не могут правильно удерживать в руке карандаш и кисть, следить за силой давления ими на лист бумаги, правильно располагать изображения на листе бумаги, не выходить за контуры при закрашивании нарисованного и пр. Исходя из этих причин, лучше всего начинать занятия по рисованию для малышей простейших видов, навыков и приёмов.

Чему нужно научить ребёнка делать в первую очередь:

  • правильно удерживать в руке карандаш (кисть, фломастер)
  • изображать самые простые линии и формы, «палочки» и «дорожки»
  • не выходить за контуры рисунка при раскрашивании его

Когда кроха освоит этот первоначальный арсенал умений рисовать, он получит возможность воплощать на бумаге свои идеи, чувствуя при этом себя более уверенно.


Легко воплощать идеи, если овладеть простейшими видами рисования

Покажите малышу простейшие виды рисования:

  1. «Рисование в воздухе». Одним из первых уроков рисования может условное изображение линий и геометрических фигур рукой в воздухе. Делать это можно с помощью указательного пальчика или всей ладошки. Этот вид первоначальный вид рисования готовит ребёнка к тому, чтобы начать изображать что-то не бумаге. Это же движения можно делать на прямой гладкой поверхности, например, на столе.
  2. «Совместное рисование». Следующий этап в обучении детей рисованию - это когда взрослый водит рукой ребёнка с карандашом по бумаге. Малыш видит, как создаётся изображений, а взрослый комментирует то, что получается. С помощью этого вида рисования ребёнок учится правильно держать карандашик, надавливать им на бумагу и, в конце концов, рисовать простейшие линии, фигуры.
  3. «Дорисовывание деталей». Это рисование на основе заготовки, где нарисована часть рисунка (по типу зеркального отображения) или точки для соединения. Малыш должен дорисовать детали, которых не хватает на рисунке по аналогии с изображением справа или слева или же соединить точки, получив, таким образом, рисунок. Лучше, когда картинка сюжетная и взрослый что-то увлекательно рассказывает в соответствии с задуманным сюжетом.
  4. «Рисую сам». Поупражнявшись во всех начальных видах рисования, малыш будет готов нарисовать что-то сам. А взрослый может помочь ему тем, что подскажет сюжет для рисунка, даст задание.

Приёмы изображения


Знакомьте малыша с теми приёмами изображения, которыми несложно овладеть

Если вы продолжите показывать малышу приёмы рисования, которыми несложно овладеть, это значительно обогатит его изобразительную деятельность. Так ребёнок овладеет тем, что он раньше не мог делать. Убедитесь, что рука малыша окрепла, он может достаточно твёрдо держать карандаш, вполне осознанно повторять увиденные штрихи. После этого покажите ему несколько приёмов изображения:

  • рисование линий (прямых, волнистых)
  • штрихование короткими прямыми штрихами
  • штрихование длинными вертикальными и горизонтальными штрихами
  • штрихование наклонными отрывными и неотрывными штрихами
  • штрихование с помощью удлиняющихся штрихов
  • изображение круглых и прямоугольных предметов
  • примакивание (кистью)
  • закрашивание (карандашом, кистью).

Хорошо, когда взрослый не просто показывает малышу, как водить по бумаге карандашом или кисточкой, а сопровождает творческий процесс понятными ему рассказами. Например, рисуя разные линии, взрослый предлагает изобразить дорожку, палочку и т. д. А волнистая линия – это уже речка или море, дымок из трубы домика, лесная тропинка. Важно, чтобы образы были знакомы ребёнку.

Смотрите видео, в котором педагог по ИЗО рассказывает о том, с чего следует начинать при обучении малышей рисованию

Как научить ребёнка рисовать поэтапно

Если вы решили научить ребёнка рисовать, будьте готовы к тому, что заниматься придётся много и регулярно. Именно так отрабатываются навыки. Родителям и самим придётся изображать картинки, ведь малышу нужно же на что-то ориентироваться. Ребёнок будет смотреть на рисунки, сделанные вами, и пытаться повторять их.

«Совет. Не нужно слишком упрощать задачу, рисуя предметы для ребёнка схематически. Если вы рисуете домик – то пусть он будет окружён густым лесом, цветами, забавными зверюшками. Рисунок должен быть ярким и привлекать ребёнка».

В поэтапном обучении рисованию важно озвучивание сюжета изображение. В этом случае хорошо подходят не только сказочные истории, но и стихи. Так вы ещё и поспособствуете развитию речевых навыков малыша.

Показывая, как рисуются простейшие линии и геометрические фигуры, постепенно преобразовывайте их на глазах у ребёнка. Так из круга будет получаться солнышко, из треугольника – крыша домика, а короткие вертикальные линии станут травой. Это основной принцип поэтапного рисования.

Смотрите, как можно легко показать ребёнку, как рисовать цыплёнка:

Знайте, что простое рисование быстро надоедает детям. Не ленитесь подсказывать и показывать ребёнку новые приёмы, предлагать новые образы для закрепления навыка поэтапного рисования. У заинтересованного ребёнка рисовать будет получаться всё лучше и лучше.

Возьмите в руки карандаш


Научите ребёнка правильной работе с карандашом

Чтобы правильно организовать обучение ребёнка рисованию карандашом, следуйте следующим рекомендациям:

  1. Научите малыша сначала держать карандаш в руке в правильном положении, а потом уже непосредственно к обучению рисованию.
  2. Сначала помогайте: водите руку малыша своей рукой.
  3. Начните обучение с прямых и волнистых линий, простых фигур, постепенно «оживляя» нарисованное.
  4. Как только малыш овладеет изображением простых крупных форм, постепенно усложняйте задания, предлагая ему заниматься рисованием мелких деталей: человечка возле дома или фрукты на дереве.

«Совет. Занимаясь рисованием, учите малыша узнавать цвета, правильно подбирать и комбинировать их».

Помните, что для закрепления навыка нужно регулярное повторение упражнений с карандашом.

Рисуем красками


Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь

Советы родителям по обучению ребёнка работе с красками:

  1. Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь. Эти краски безопасны для детей и легко отстирываются.
  2. Снабдите малыша кисточками разного размера, которые должны быть изготовлены из мягкого ворса. Хороши кисточки из шерсти пони и белки – они мягкие и недорогие.
  3. Запаситесь плотной бумагой для рисования. Формат листов А-3 идеально подойдёт для творчества дошкольников.
  4. Приобретите малышу специальный стаканчик-непроливайку для промывания кисточек. Такой стаканчик не запачкает ваш красивый ковёр, если малыш случайно столкнёт его со стола.
  5. Хорошо, когда есть палитра для смешивания красок. А в первое время сгодится обычная пластиковая тарелка.
  6. Первое занятие начните с рассказа о красках и кисточках. Лучше, если это будет сказка или даже небольшое театральное действо.
  7. Поведайте о цветах, подкрепив рассказ наглядными материалами (красочными картинками). Расскажите доступно, что каким цветом принято рисовать.
  8. Научите малыша удерживать кисть и пользоваться ею: держать в руке, набирать краску, наносить её на бумагу, ополаскивать кисть, промакивать её. Пусть сначала кроха поводит сухой кисточкой по бумаге, потренирует степень нажима и верность движений.
  9. Начните рисовать, используя поначалу один цвет. Пусть малыш нарисует линии – прямые и волнистые, штрихи, простые фигуры с замкнутыми контурами, которые можно раскрасить. Покажите, как делать примакивание.
  10. Учите поэтапно. Когда кроха овладеет рисованием одним цветом, добавьте ещё один, потом ещё один.


Постепенно ребёнок научится рисовать гораздо аккуратнее

Когда ребёнок будет рисовать уже двумя цветами, вы увидите, что рисунки не отличаются чёткостью и аккуратностью. Ничего страшного, ведь маленький художник ещё не совсем закрепил навык изображения чётких и аккуратных линий. Многозадачность ещё не под силу малышу: надо научиться работать двумя красками, не мазать, не выходить за контур, вовремя мыть кисточку, не лить воды. Постепенно ребёнок научится всё делать гораздо аккуратнее.

«Если обучением рисованию руководит опытный педагог, то он поспособствует развитию у малыша наблюдательности, творческого воображения, аккуратности».

Рисунки трёхлеток – хаотичны, так как предметное рисование им ещё не под силу. Не требуйте аккуратности рисования и максимальной схожести с реальными предметами: всё это будет постепенно сформировано, если малыш будет регулярно упражняться. Чтобы сохранить у ребёнка интерес к рисованию, нужно всячески поддерживать его и создавать позитивные ситуации, связанные с рисованием. Не ругайте малыша, если он испачкал красками одежду или ковёр. Устраните беспорядок вместе.

Хотите найти репетитора по рисунку в Москве? В нашей базе их - 374!

Если же у Вас нет времени искать репетитора рисунка самостоятельно, просматривая все анкеты, Вы можете написать , какой именно репетитор нужен, и администратор бесплатно сделает подбор репетитора в соответствии с Вашими требованиями.

Частный репетитор по живописи и рисунку (изобразительному искусству) в Москве.
  Черчение на основе МАРХИ (московский архитектурный), AutoCad, ArchiСad. Рисунок (от акдкемии до свободного стиля). Живопись, обучение различным техникам: карандаш, уголь, соус, акварель, масло, темпера, гуашь и другие виды, дошкольники (с 5 лет), школьники (1 - 11 классы), абитуриенты, студенты, взрослые; индивидуальная программа, разработанная на личном опыте преподавания.
  Также обучение программам Adobe Fhotoshop и Autodesk 3ds Max.
  Портретная живопись различными техниками. Возможны занятия в позднее вечерние и ночное время в мастерской преподавателя для тех, кому нужна срочная помощь по...
  

Частный репетитор по рисованию (изо) для детей и взрослых на дом.
  Преподаю рисунок, живопись, композицию и историю искусств детям и взрослым. Курс пластической анатомии. Обучение с нуля. Подготовка к поступлению в ВУЗы. Подготовка к поступлению в московские художественные школы.
  Академический рисунок (Строгановская школа), живопись (масло, акварель, темпера, гуашь), пастель, разнообразные графические техники. Разработана авторская методика преодоления творческих кризисов и психологических барьеров.
  Член Союза Художников России и Московского союза художников. Дипломант и участник 36 российских и международных выставок. Продолжительность занятий 2-3 часа, по...
  

  • Стоимость занятий: От 500 р. до 2000 рублей за час в зависимости от формата занятия.
  • Предметы: Рисунок, История искусств, Анатомия
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Смоленская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Аспирант
  • Образование: Московский Государственный художественно-промышленный Университет им. С. Г. Строганова (факультет монументально-декоративного и прикладного искусства), 2008 год окончания. В настоящее время являюсь а...

Опытный репетитор по рисунку и живописи в Москве.
  Рисунок, живопись, композиция.
  Профессиональный художник - педагог. Кандидат педагогических наук. Профессор живописи и композиции. Стаж работы в вузе - 30 лет. Уроки для школьников 6 -11 классов и взрослых в личной творческой мастерской. Основные программы занятий: 1) фундаментальная подготовка в любые художественные вузы по академическому рисунку, живописи и композиции с учетом требований избранного вуза; 2) системное художественное образование для начинающих и продвинутых, необходимое для их успешной самореализации в изобразительном искусстве; 3) когнитивное развивающее тестирование. Препод...
  

  • Стоимость занятий: Продолжительность занятия по рисунку, живописи и композиции составляет 180 минут. Стоимость одного часа
    занятий - 1000 руб.
  • Предметы: Рисунок
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Водный стадион, Петровско-Разумовская
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Московский педагогический государственный университет им. Ленина (бывший МГПИ им. Ленина), кандидат педагогическ...

Частный репетитор по рисованию (изо) на дом в Москве.
  Рисунок, живопись, основы композиции. Подготовка в любые художественные ВУЗы с учетом их требований и специфики. А также начальная школа рисунка и живописи (с нуля) для тех, кто хотел бы научиться рисовать "для себя". Системные занятия по программе: натюрморт, портрет, пейзаж, фигура, композиция.
  Материалы: масло, акварель, гуашь, пастель, уголь, сангина, соус и др. Развитие общих художественных способностей для реализации вашего творческого потенциала, либо поступления в художественные ВУЗы.
  Член МОСХа, а также Международной Организации Художников при ЮНЕСКО. Участник выставок в России и за...
  

  • Стоимость занятий: индивидуально - 800 р./60 минут.
    Занятия проводятся обычно в малых группах или индивидуально (по договоренности). Занимаюсь со своими учениками у себя в мастерской, в живой творческой атмосфере. Прод...
  • Предметы: Рисунок
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Алтуфьево
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, факультет интерьер. (год окончания - 1989)

Квалифицированный репетитор по живописи на дом.
  Академический рисунок, живопись. Для абитуриентов, детей, взрослых. Уроки акварели (все техники).
  Член Творческого Союза Художников России, персональные выставки в России и США.
  

  • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
  • Предметы: Рисунок
  • Города: Москва, Щербинка
  • Ближайшая станция метро: Царицыно
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МГОПУ, художественно-графический факультет, 1997 год окончания.

Опытный репетитор по рисованию (по изобразительному искусству) для взрослых и детей.
  Занимаюсь с учениками от 6 лет и до любого возраста, учитываю способности учащегося, пожелание родителя, составляю индивидуальную методику обучения. С детьми предпочитаю работать в игровой форме, весело и непринуждённо. Для взрослых, которые считают, что у них нет способностей к рисованию, разработала свою методику, мастер-класс, инициируя творческий потенциал ученика. Для абитуриентов разработала ускоренную методику подготовки. Провожу мастер-классы по живописи (масло, акрил, мастихин). Владею методиками (артреабилитация) по восстановлению графических навыков. В результате многолетней педаго...
  

  • Стоимость занятия: 500 руб. / 60 мин
  • Предметы: Рисунок, Компьютерная графика
  • Города: Москва, Долгопрудный, Лобня
  • Ближайшие станции метро: Бибирево, Отрадное
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Московский государственный университет дизайна и технологии (1978 г.), бывший технологический институт легкой промышленности. Факультет:дизайн и конструирование изделий из кожи.Балтийская педагогическ...

Частный репетитор по изо и рисованию в Москве.
  Буду рада позаниматься с Вами академическим рисунком и живописью или рисованием с Вашим ребёнком. Также готова объяснить основы перспективы: начертательная геометрия и черчение по школьной программе.
  За годы преподавания успела поработать с детьми и взрослыми людьми разных возрастов. От 4 до 65 лет. К каждому был выбран свой подход и индивидуальная программа. Помимо преподавательской практики занимаюсь дизайном интерьеров.
  

  • Стоимость занятий: 1100 - 2200 р./час в зависимости от поставленных целей, задач и формата занятий.
  • Предметы: Рисунок, Черчение
  • Города: Москва, Троицк, Коммунарка
  • Ближайшие станции метро: Тёплый Стан, Юго-Западная
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МГХПУ им. С.Г. Строганова. Факультет: художественное проектирование интерьеров, 2001-2007 годы.

Квалифицированный репетитор по рисованию для детей и взрослых на дом.
  Провожу занятия по ИЗО (рисунок, живопись, композиция, лепка) с детьми от 5.5 и взрослыми. Научу рисовать с нуля или отточить имеющиеся навыки, подготовлю к поступлению в художественную школу или вуз. Индивидуальный подход, творческая атмосфера, обучение в различных техниках.
  Творческий, общительный и весёлый репетитор. Научу рисовать и писать в разных техниках!


Способность творить, фантазировать, изучать дана каждому ребенку самой природой. Детство - именно тот возраст, когда нет условностей, стереотипов и правил. Ребенок всегда готов к творчеству и способен создавать настоящие шедевры. В нашей школе мы делаем все, чтобы развить в ребенке его способность к творчеству, дать представление об устройстве окружающего мира, о светотени, цвете, композиции, линейной и воздушной перспективе. Ребенок учится использовать разные техники живописи и рисунка, правильно изображать предметы в пространстве, писать композиции на заданные темы. Чтобы занятия были максимально комфортны для ребенка и доставляли ему радость, программа обучения составляется индивидуально под каждого ребенка, учитывая его возраст и уже полученные навыки.






Школа живописи «АртВилль» предлагает начинать обучение рисованию и живописи детей с самого раннего возраста - с момента, когда ребенок начинает идентифицировать себя как личность, понимать смысл в обучении и хотеть учиться. Но это не значит, что старшим детям поздно начинать учиться быть художником. Этому учиться никогда не поздно, чем старше ребенок, тем ему будет интересней познавать прекрасный мир изобразительного искусства.

Обучение рисованию детей

В процессе обучения рисованию детей у них развивается мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, эстетические и нравственные чувства, что в итоге приведет к успешному формированию разносторонней полноценной личности. У детей, которые занимаются в наших группах, заметно расширяется круг интересов, происходит всплеск в эмоциональном развитии, повышается мыслительная и творческая активность. Проходящие курс обучения живописи школьники, по словам их родителей, начинают лучше учиться в школе, у них формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.











В процессе творческой деятельности на занятиях обучения рисованию и живописи, дети приобретают графические и художественные навыки, учатся наблюдать, анализировать явления и объекты окружающего мира, общаться между собой и с взрослыми на новом уровне. То есть, мы c уверенностью можем сказать, результатом обучения Ваших детей в школе живописи «АртВилль» станет не только умение рисовать и писать картины, но широкий кругозор, повышение уровня зрительных восприятий, богатое воображение, развитие памяти, чувств и других психических процессов.

Дети все разные, и не только по возрасту. Каждый ребенок - уникален, и самая главная задача педагога - не навредить, не разрушить эту уникальность, не сделать Вашего ребенка таким, «как все». Поэтому, мы для каждого нашего ученика мы разрабатываем индивидуальную программу обучения в зависимости от того, что он уже умеет, чему хочет научиться и насколько это легко и него получается. Процесс обучения похож на интересную игру и дети с удовольствием ходят на занятия. Причем, каждый ребенок учится не только тому, чему его персонально учат, но и тому, чему учат его соседей по классу, на лету схватывают все, что преподаватель говорит другим ученикам. Обучение рисованию и живописи детей в нашей школе - это самое лучшее, что Вы можете сделать для их полноценного развития.

Живопись

Живопись
1 занятие/5 часов

Живопись
Абонемент
4занятия/5 часов

Живопись
1 занятие/2.5 часа

Живопись
Абонемент
2.5ч/4 занятия

Живопись
1 занятие/4 часа

Живопись
Абонемент
4 занятия/4 часа

4500р
Материалы Артвилль

16000р
Материалы Артвилль

3000р
Материалы Артвилль

10000р
Материалы Артвилль

4000р
Материалы Артвилль

12000р
Материалы Артвилль

48000р
Материалы Артвилль

30000р
Материалы Артвилль

3500р
Свои материалы

12000р
Свои материалы

2000р
Свои материалы

7000р
Свои материалы

3000р
Свои материалы

10000р
Свои материалы

30000р
Свои материалы

22800р
Свои материалы

Академический рисунок

1 занятие/5 часов

1 занятие/2.5 часа

1 занятие/4 часа

Абонемент на 4 занятия

30000 р
5 часов/12 занятий

10000 р
5часов/4 занятия




20000 р
2.5 часа/12 занятий

7000 р
2.5 часа/4 занятия




27000 р
4 часа/12 занятий

9000 р
4 часа/4занятия

Детская группа

1 занятие/2 часа

Многих родителей малышей беспокоит вопрос: "В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в той степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?"

Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, бытует мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. Ребенок должен копировать предлагаемые ему образцы правильного рисования, а создавать произведения на основе собственного воображения он будет позже, так как настоящее творчество невозможно без опоры на отработанные навыки владения карандашом и кистью.

При всей кажущейся привлекательности этой точки зрения, ее несостоятельность становится очевидной для всех, кто когда-нибудь пробовал заставить ребенка научиться рисовать. Глядя на подобные рисунки, психологу трудно поверить, что ребенок может так видеть и воспринимать окружающий мир, и невозможно отделаться от мысли, что его рукой водила рука взрослого.

Чем больше взрослый, обучающий ребенка рисованию, будет добиваться внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира, тем более высокие психологические барьеры перед занятиями рисованием будут устанавливаться в психике малыша.

Итак, постараемся понять, почему взрослым не рекомендуется вмешиваться в процесс выполнения той огромной интеллектуальной работы, которую совершает мозг рисующего ребенка.

Детские психологи выделяют две основные стадии развития детского рисунка: доизобразительная и собственно изобразительная.

Первая ступень доизобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие.

Чтобы не испортить впечатления от этих первых опытов, юного художника нельзя ругать за испачканные полы, обои, столы, скатерти, а предусмотрительно закупить несколько рулонов белых обоев и расстилать на полу, разбросав по ним мелки, краски, карандаши, пастель, сангину и все, что может пригодиться малышу. Есть дети, которым уже в год нравится мольберт, но не как навязанное родителями место для рисования, а как предмет интерьера, на котором родители, специально не обращая на это внимания ребенка, сами любят порисовать. Очень часто природная потребность ребенка к совершению предрисовальных движений затухает из-за требований соблюдения порядка, который невозможен в мастерской настоящего художника.

Вторая ступень доизобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями "каракулей", в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций — это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

На этой ступени так же, как и на предыдущей, от родителей требуется только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности: чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить. Важно также помнить, что любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию.

На третьей ступени доизобразительной стадии , на которую ребенок переходит через шесть-двенадцать месяцев после наступления предыдущей, он совершает следующее интеллектуальное открытие - оказывается, что у листа бумаги, на котором он "малюет", есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. Если ребенок через год после установления зрительно-моторных координаций продолжает игнорировать границы листа, стоит проконсультироваться с психологом.

На четвертой ступени доизобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои "каляки-маляки". Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: "папа едет на машине", "мама и Саша идут в магазин", "Юля катается на велосипеде".

Стадия интерпретации наступает к двум с половиной-трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое развитие ребенка и формирование его представления о своем месте в окружающем мире.

На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Переход от наглядно-действенного к образному мышлению сопровождается называнием персонажей, видимых только ребенку, а для того, чтобы хорошо развивались коммуникативные способности малыша, ему нужен взрослый, способный подыграть ему на листе бумаги. Однако большинство детей этого возраста болезненно относится к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому родителям лучше просто спрашивать, кто есть кто, и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.

Следует также отметить, что, хотя большинство детей любит контактировать со взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе ребенка над созданием собственного мира тоже мешать не стоит, однако у таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши , но именно из этой категории детей получаются талантливые художники.

Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие — окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними — линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал — "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам — выше всех членов семьи.

Эта ступень продолжается до пяти-шести лет, и дети редко прибегают к помощи взрослых. Но если ребенок просит показать ему, как изобразить бегущую лошадь или прыгающего человека, важно не утратить его доверия к вам, показывая именно то, о чем он просит. Художественные шедевры родителей не вдохновляют, а унижают ребенка, только приступающего к освоению изобразительного языка.

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире, однако давление взрослых и на этой ступени изобразительной стадии недопустимо. Дети, родители которых терпеливо и с пониманием относились к их созидательной работе на листе бумаге, начинают обращаться за помощью к взрослым сами. В этом возрасте уже можно отдавать ребенка в изостудию или приглашать домой педагога-художника. Однако, если развитие детского рисунка задерживалось или переживало возникновение психологических барьеров, отдавать ребенка в изостудию лучше не раньше одиннадцати-двенадцати лет.

Дорогие мамы и папы! Систематическое и целенаправленное руководство детской изобразительной деятельностью, так же как и ограничение потребности ребенка в рисовании, лишает маленького исследователя собственных открытий в окружающем мире, дезориентирует его и мешает пройти все необходимые стадии развития способности к рисованию, последовательное преодоление которых в условиях свободы и отсутствия давления и есть путь к истинному творчеству.

Элла Прокофьева, детский психолог.



Обсуждение

04.03.2006 17:03:49

Новой информации не получила, т.к. читала об этом в нескольких книгах и журналах. Если кто-то не читал больше ничего, то, наверное, полезная статья.

Все желание рисовать (да и все остальные) может загубить средняя общеобразовательная школа с ее ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ программой. Я рисую сыну в 4 классе лицо женщины из 18-19 века, рыцаря,девушку в сарафане из прошлого. Ну что это такое????

09.02.2004 18:34:02, Сюсанна

09.02.2004 18:31:34, Сюсанна

Мой сын 4 лет очень любит рисовать деревья с ветками, причем, делает он это лет с 2 и с тех пор не видно большого прогресса в их изображении,я сравнивала его рисунки.Во всех других рисунках многое изменилось, цветочки стали "правильнее" что-ли, паровозики больше похожи на настоящие и едут по рельсам, домики стали походить на сказочные замки, прямые линии, закругленные... с этим все в порядке. А вот деревья так и остались смешными, взлохмаченными, кривыми и такими же как были,со множеством торчащих кривых веток под прямым углом исходящих от ствола. Интересно почему?

04.01.2002 11:46:28, Еленочка

10.05.2001 10:17:18

В садике дочке (3г8м) для закрепления умения проводить прямые линии задали нарисовать красками "Дом, в котором я живу". Дома я для поддержания интереса тоже села рядом с дочкой рисовать, соответственно, Маша начинает красками мазюкать, размалевывать по листу, приговаривая: "Тут бабушка печет пирожки, тут кошка сидит" - фантазия налицо, но рисунок далек от исходного задания (проводить прямые линии). Я без всякой фантазии нарисовала прямоугольник и в нем кучу квадратиков (многоэтажный дом с окнами - фантазии никакой, но зато близко к теме задания). В результате, дочь видит мой рисунок и говорит:"хочу такой же нарисовать", берем второй лист бумаги и опять у дочки мазюки - нравится, видимо, этот процесс красками, дочь видя, что результат далек от моего варианта, начинает плакать, я успокаиваю, говоря, что ее домик и с бабушкой и кошкой, а у меня фантазии не хватает. Что же нам делать в такой ситуации - учиться все-таки рисовать прямые линии или дать волю фантазии и как быть с садиком, там-то дети потом показывали свои рисунки, а дочь свои мазюки отказалась нести в садик, показывать?

А вот появление "головоногов" действительно в 3,5 года происходит? Мой ребенок нарисовал именно голову с ножками, внутри головы две точки - глазки. И сообщил, что это мама. Это было в 1 год 11 месяцев.
В том же возрасте был нарисован другой головоног и рядом внизу кружочек. Нам было объяснено, что это "бабушка играет в мячик".
А сейчас (2 г. 5 мес.)фломастерами тоже дочка рисует шарики, людей и животных (хотя на вид они все похожи:-))), а вот красками - берет ОДНУ краску и полностью закрашивает лист бумаги. Аккуратно-аккуратно. Рисовать на белом фоне ей почему-то неинтересно...
Это что-то значит?

Маленький вопрос. Дочка гуашью рисует увлеченно сама. Малякает, смешивает. Все хорошо. А карандашами или мелками обычно все происходит примерно так. Ко мне она приходит с карандашом и чистым листом и просит: «Нарисуй, пожалуйста, киску.» Что делать?

Комментировать статью "Психология обучения рисованию"

В которой детские рисунки разбираются по стадиям развития как в сторону повышенного, так и пониженного интеллекта. так и в сторону эмоциальных состояний, повышенной сенсорной чувствительности. книга с моей точки зрения просто золотая. для тех...

Обсуждение

А эти разборы чем-то принципиально отличаются от общепринятых? По части привязки рисунка к развитию интеллекта, особенно у младших детей, вроде много литературы и часто встречается в "смежных" разделах.
А если отличаются, то чем - толкование идет вразрез с принятым?

Такая же стадия развития как рисунки концентрических кругов, "головоногов" и т.д Позже и писать могут справа на лево,и Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Если ребенок все время не рисует круги в 3 года, это еще ничего не значит.

Обсуждение

Помоему ничего не значит. Многие дети располагают изображение на бумаге хаотично. Фигуры поначалу не стоят "прямо" а размещаются свободно в любой части листа. Такая же стадия развития как рисунки концентрических кругов, "головоногов" и т.д Позже и писать могут справа на лево,и буквы "зеркалить"
Просто обращать внимание ребёнка на то,где на листе верх-низ-право-лево "вот внизу земля,травка... сверху небо,солнышко"

Она не левша?

Следует, ли нам теперь пройти все те же стадии развития рисунка по порядку (как дети с 3-х лет должны были освоить)? "На самом деле изобразительная деятельность, действительно, важна для формирования детской личности.И, действительно, считается ведущей." - кем...

Обсуждение

хорошего педагога вам нужно с кружком, тоже хорошим.

Мне кажется, я знаю, что вам надо! :)
ВОт по ссылке посмотрите - называется эта штука АНТИРАСКРАСКА.
Цвет обложки и пол нарисованного на ней ребёнка (мальчик или девочка) не важен, т.е. нет разницы - задания внутри универсальные.
Я покупала такие раскраски племянникам и детям знакомых.
Вот приблизительные задания оттуда, которые я помню (кликните на обложках, чтобы увидеть их крупно - там видны эти задания):
- нарисована улица с домами. Между ними - просвет. Нарисуй дом, который стоит на этом месте
- волшебник колдует. Что он наколдовал?
- мальчик молится. О чём он просит Бога?
- Учёные открыли новый вид рыбы. Нарисуй её и дай название.
Задания в книжках не повторяются.

Мне кажется (и я помню себя из детства) дети часто не рисуют, потому что не знают, что именно изобразить. Помню, что на рисовании (в школе) жутко все не любили, когда учитель говорил типа "рисуйте, кто что хочет".

Основные стадии развития детского рисунка. Доизобразительная и изобразительная стадии. Дом вашей мечты? детские рисунки олимпийские игры. низкий пульс при повышенном давлении.

Основные стадии развития детского рисунка. Доизобразительная и изобразительная стадии. О рисовании. ...следов на бумаги пальцами, смоченными в краске (как на замерзшем стекле автобуса рисуют ножки, знаете?) и Прокофьева Элла.

Обсуждение

от нас (если только калесики в виде прямоугольников нарисованы)

16.05.2005 16:57:24, irr

Идет налево:-) И не по правилам рисунка или руки, а потому, н-да, что дверь не нарисована, значит, если мы стоим на улице и не видим дверей автобуса, то он идет через полосу - справа -налево.
О как. Приду домой -спрошу у сына:-)

Исправляют детские рисунки, или рисуют рукой ребёнка. Фотографируешь стадии развития работы, НЕ останавливая ребёнка. Если цифровой - да хоть после каждого штриха фотографируешь.

Обсуждение

Вопрос насчет стереотипов!!! Я и не говорю ребенку (1,4): "нарисуй солнышко". Но она очень часто дает мне в руку карандаш, бумагу и требовательно кричит. Что, спрашивается, мне делать, кроме как рисовать солнышко, домик, человечка и прочее? Или самой рисовать можно? А когда я рисую и рассказываю, то это очень любит. А старшая любовно хранит ее первый рисунок, когда Женя на какую-то каляку сказала:"в-в-в" (машина). И что меня поражает, карандаш берет правильно! Старшую учили много позже с боем:).

ну, в вашем возрасте это все таки, так называемый, "доизобразительный" период.Проба материала на цвет и вкус, осознание своего " я" через сознательное оставление "следов" , словом, чистый эксперимент.Краски для этого не обязательны, ни гуашь, ни такие, как в "удачной покупке". :-)

Краски для пальчикового рисования имеют два достоинства- они горькие(много не сожрешь) и легко отстирываются.
если вы готовы платить за эти сомнительные достоинства- рисуйте ими.

По сути рисовать ребенок в этом возрасте может чем угодно.Лучше пищевыми красками- свеклой,йогртами, джемами.Печатать или мазать.
Кисти лишь один из многочисленных материалов- я бы не акценттировала на них внимание.

да, осознанное рисование начинается, когда ребенок может озвучить свои мысли в плане " а теперь я нарисую"..и неважно, что у него в итоге вышло.Это возраст от 2 до 4- у всех по разному.

Предостерегу, что грудничковое рисование вещь грязная и неблагодарная.шедевров может и не быть(рисование неосознанно), а грязи будет точно важно. Поэтому жэксперементы нужно ставить учитывая это. :-)

Конференция " Детская психология" " Детская психология". Раздел: Психология рисунка. Тоже о рисунках. Очень долго дите отказывалось рисовать (няня перегнула палку). На определенном этапе развития рисунка

Обсуждение

На определенном этапе развития рисунка, дети начинают отражать динамику изменений состояния различных явлений и вещей окружающего мира.
Возможно, скоро ребенок начнет рисовать "пляшущих" человечков - то есть отображать движение человека в пространстве.
Оранжевый цвет весьма гармоничен. В цветотерапии его используют для постепенного, нерезкого, повышения общего тонуса организма.
В нем агрессия и вызов красного гасится всеобъемлющей любовью желтого. Оба эти цвета в сочетании дают оттенок активной заботы друг о друге.
Окрашивание дома в оранжевый цвет - стремление отразить заботу и тепло домашнего очага...

Данка, у Вас наверняка ОЧЕНЬ одаренный ребенок. Такие дети, кроме всего прочего, более чувствительны. Именно Вам придется защищать ее от таких, как эта учительница. Иначе много чего печального может произойти. В том числе со школьными успехами. Это сейчас она соглашается нарисовать "блин с палками", а когда придет подростковый нон-конформизм (ожидайте через пару лет, такими темпами развития!!) - все...

Советую найти для нее ГОРАЗДО более продвинутого и гораздо более чуткого педагога по рисованию. Может, примерно с десятилетней но свободной группой. Мне кажется, первая его задача - помочь ребенку делать то, что ребенок хочет. И еще - для целей подготовки (Вашей) к ее школе, может пригодиться узнать ее "ментальный возраст". Вы может быть будете удивлены (моя прикидка - около десяти-двенадцати)... Только спросите у кого-нибудь знающего, Эллы может, чтоб найти опытного специалиста для тестов.

01.11.2000 21:42:14, Мария Д.

Светлана Кривошеина
Программа по изобразительной деятельности. Обучение детей 5–7 лет рисованию с использованием нетрадиционных техник

Программа по изобразительной деятельности

«Мир вокруг нас»

(Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник и материалов в возрасте 5 – 7 лет)

Пояснительная записка

Ни для кого не секрет, что основным методом в работе с детьми является наблюдение. В процессе своих наблюдений отметила, что дети пытливы, изобретательны , наблюдательны. Многие из них к пяти годам имеют свою точку зрения. Проявляют интерес ко всему новому, неизвестному, любят экспериментировать и радуются даже своему самому малому успеху. Я поняла, что это для них важно, и приняла решение сделать занятия для детей более познавательными, творческими, «живыми» .

Целью занятий рисованием ставлю : развивать творческие идеи у детей и навыки изображения . Учить детей анализировать форму предмета и уточнять знания о нем. Искать место детской инициативе, воображению, фантазии, возможности ребенка выполнять задания, опираясь на свой личный опыт и знания.

Особенно на первых занятиях целесообразно использовать прием показа для разъяснения технических приемов работы . Наглядный метод и входящие в него методические приемы (осязание предметов, движение руки в воздухе, как бы обрисовывающие предмет , его части). Словесные методы (пояснять, что и как следует выполнять, беседовать с детьми, задавать вопросы, предварительно сообщив тему занятия). Игровые приемы (предлагать детям роль : мастеров, художников, архитекторов) . Дидактические игры (на развитие, формирование и овладение сенсорными эталонами, на получение новых цветов и др.).

На занятиях рисованием необходимо учитывать особенности и возможности материалов, и чаще давать возможность выбора детям. Предварительно ознакомив детей с материалами : гуашью, пастелью, тушью, пером, палочками, губкой, и обучить техническим приемам работы с ними.

Данная программа позволит познакомить детей с понятиями : композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение , набросок.

Чтобы закрепить в памяти детей эти понятия , необходимо обеспечивать повторность и варьирование изображения предметов и явлений с постепенным и последовательным усложнением программного материала . Такой подход к занятиям позволит, без особых усилий, познакомить детей : с жанрами живописи (натюрморт, портрет, пейзаж) ; с декоративно – прикладным искусством (на примере народных мастеров из г. Городца, с. Золотая Хохлома, с. Гжель, с. Дымка. Дети познакомятся с художественно – графическими техниками : тычок жесткой кистью, свеча + акварель, монотипия, отпечатки, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечаток силуэта, цветной граттаж, аппликационный метод, работали пастельными мелками.

Все занятия разбиты на циклы по месяцам. Каждый из них имеет свое название и включает в себя предметное, сюжетное, рисование , по собственному замыслу и с натуры.

Важным, считаю цикл «Цветоведение» , он рассчитан на 8 – 9 занятий. На них дети познакомятся с цветами спектра. Узнают, что цвета делятся на хроматические (цвета радуги, и на ахроматические (черный, белый, серый, основные (красный, синий, желтый, промежуточные (оранжевый, фиолетовый, зеленый, последний считается нейтральным) . Дети научатся : получать промежуточные цвета, используя основные , путем их смешения; дифференцировать теплые и холодные цвета; разбеливать краски и получать их оттенки; находить цветовой контраст.

Неотъемлемой частью программы считаю цикл «Декоративно – прикладное искусство» . Здесь дети учатся : познавать прекрасное, ценить труд других людей, делать окружающим их людям приятное. На занятиях этого цикла у детей разовьется чувство цвета, ритма, композиции. Закрепится навык : работы со схемами, дифференцировать цвета, координировать движения руки и глаза, использования различных технических приемов . Во время изображения элементов орнамента детям часто приходится работать концом кисти, этот прием развивает мелкую моторику пальцев руки, что очень важно для детей готовящихся к поступлению в школу.

Очень понравится детям циклы «Портрет» и «Изображение людей » . На таких занятиях дети покажут все свои возможности : знания, умения, навыки. Проявят фантазию, воображение, любовь к близким людям. Закрепят умение работать со схемами и с различными художественными материалами.

На занятиях цикла «Изображение цветов » , «Изображение животных » и «Природа» дети научатся различать формы предметов, сравнивать их, учитывать во время изображения . Работать со схемами, определять возможности и особенности материалов. Закрепят знания о жанрах живописи, научатся их различать. Проявят творчество, воображение, фантазию, ассоциативное мышление.

Все занятия строятся с учетом сенсомоторного опыта детей . Дети учатся видеть линию в образе (например, рассматриваем шерсть барана и видим сходство с линией виде соединенных между собой петелек, а у козы – с зигзагообразной линией и т. д.).

На занятиях циклов «Воздух, земля, вода» и «Что мы умеем» дети познакомятся с нетрадиционными техниками , со способами их выполнения и применения. Смогут проявить свой потенциал, возможности, знания, умения, навыки, владение техническими приемами , все то чему они научились.

В следующих разделах можете ознакомиться с задачами и тематическим планом работы на год.

Программа направлена :

На полное овладение системой эталонов цвета путем знакомства со всеми тонами, представлением о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, получения цветов путем смешения других;

На развитие способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения, развивать внимание, память, зрение с опорой на представления о цвете;

На развитие способности определять жанры живописи путем ознакомления с произведениями изобразительного искусства ;

На сенсомоторное развитие через моделирование предметной среды;

На развитие восприятия путем синтеза и анализа объектов и предметов;

На овладение детьми техническими приемами в работе с различными художественными средствами;

На развитие крупной и мелкой моторики рук при ознакомлении детей с различными художественно – графическими техниками ;

На развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления через осмысление детьми схематического изображения ;

На реализацию потенциальных возможностей детей в отражении мира через художественное творчество;

На развитие инициативы, творчества, через возможность самостоятельного выбора детьми изобразительных материалов , с учетом личного опыта.

Тематический план работы по рисованию на год

для детей в возрасте 6 -7 лет .

Октябрь Цветоведение

1. «Как я провел (а) лето»

2. «Радуга – дуга» (смешение красок)

3. См. занятие № 2.

4. «Ветка рябины» (натюрморт в теплых тонах)

5. «Поздний виноград» (натюрморт в холодных тонах)

Цветоведение

6. «Листопад» (техника «набрызг» , «монотипия» , «оттиск» )

7. «Мерзнет зайка под кустом» (свеча +акварель)

8. «Зимняя ветка» (цветной гроттаж, примакивание губкой)

9. «Пришла зима в лес» (метод тычка)

10. «Город ночью» (техника набрызг , вырезывание силуэта)

11. «Домик для Бабы – Яги» (пастель)

12. См. занятие № 11.

13. «Жилище деда мороза» («тычок жесткой кистью» )

14. «Городецкий петушок» (роспись)

15. «Хохломские узоры» (роспись)

16. «Гжельский чайник» (роспись)

17. «Дымковские игрушки» (роспись)

Февраль Изображение человека

18. «Клоун – музыкант» (гуашь)

19. «Как я гуляю со своими родителями» (по желанию)

20. «Папа может все что угодно» (по желанию)

21. «Как я помогаю маме» (по желанию)

Март Изображение цветов

22. «Цветы для любимой мамы» (аппликационная техника )

23. «Букет сирени» (оттиск смятой бумагой + трафарет)

24. «Мои любимые цветы» (используя способы и методы )

25. «Цветущая весна» (используя методы и способы )

Апрель Воздух, земля, вода

26. «Красавица Земля» (пятнокляксография)

27. «Обитатели океана» (цветной граттаж)

28. См. занятие №28.

29. «Рисованная мозаика » (тычок ватной палочкой)

30. «Красивое – некрасивое» (по желанию)

Май Что мы умеем

31. «Мозаика» использованием пластилина и пера и туши)

32. См. занятие № 30.

33. «Герб семьи» (по желанию)

34. См. занятие № 32.

Тематический план работы по рисованию на год для детей в возрасте 5 -6 лет .

Октябрь Природа

1. «Осенний букет» (набрызг)

2. «Осенний натюрморт» (гуашь)

3. «Осенний пейзаж» (сухая кисть, набрызг, штамп)

4. «У природы нет плохой погоды» (по желанию)

5. «Осеннее настроение» (оттиск смятой бумагой)

Ноябрь Изображение животных

6. «Лебеди на пруду» (методом тычка)

7. «Осень пришла в горы» (пастель)

8. «Козы на лугу» (методом тычка/пастелью)

9. «Такие разные котята» (методом тычка)

Декабрь Архитектурные сооружения

10. «Праздничный салют в городе» (техника «набрызг» )

11. «Домик для Бабы – Яги» (примакивание губкой, смешение красок)

12. «Зимний город» (черно – белый гроттаж)

13. «Узоры Деда Мороза» (пятнокляксография с трубочкой)

Январь Декоративно – прикладное искусство

14. «Городецкие узоры» (роспись)

15. «Золотая Хохлома» (роспись)

16. «Голубая Гжель» (роспись)

17. «Дымковские игрушки» (роспись)

Февраль Портрет

18. «Веселый клоун» (пастель)

19. «Эмблема моей семьи» (гуашь)

20. «Портрет папы» (по желанию)

21. «Портрет мамы» (по желанию)

Март Изображение цветов

22. «Тюльпаны для мамы» (гуашь)

23. «Букет сирени» (метод тычка)

24. «Полевые цветы» (примакивание, оттиск смятой бумагой)

25. «Ромашки» (пастель)

Апрель Природа

26. «Небылицы» (кляксография с трубочкой)

27. «Ежи на полянке» (метод тычка, кляксография с трубочкой)

28. «Подводное царство» (обводка силуэта по контуру пером)

29. См. занятие №28.

30. «Рисование по замыслу » (по желанию)

Май Природа

31. «Березовая роща» (примакивание губкой)

32. «Сосновый бор» (оттиск смятой бумагой)

33. «Утро на реке» (пастель)

34. «Где бы я хотел (а) провести лето? (по желанию)

Список используемой литературы

1. Обучение детей рисованию . Пособие для воспитателей детских садов. Изд. 2 – е испр. И доп. Под ред. С. В. Парафеевой, М., «Просвещение» , 1972.

2. Методика обучения рисованию , лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ. Под ред. Докт. Пед. Наук Н. П. Сакулиной. Изд. 5 – е, испр. М., «Просвещение» , 1971.

3. Пантелеев Г. Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старших групп дет. Сада. М., «Просвещение» , 1976.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

5. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству : Пособие для педагогов дошк. учреждений. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 224 с.

6. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях : Практическое пособие. – М.:Айрис – пресс, 2005, - 144с.

7. Ремезова Л. А. играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4 -5 лет : Методика. – М.: Школьная пресса 2004.- 96 с.

8. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет : Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д» ,2004.-64с. (опыт работы практического педагога)

9. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.:Педагогика, 1981. – 240 с. ,16 л. ил.

10. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М..