Распределение возраста человека по годам. Возрастная периодизация

Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:

  • Порядок жизненных событий;
  • Биологические процессы человека;
  • Развитие в социуме;
  • Онтогенез психологии.

Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.

На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.

Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.

Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.

Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:

  • Рождение человека;
  • Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
  • Развитие этих функций;
  • Старость и угнетение функционирования организма;
  • Физическая смерть.

Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.

Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.

Что же такое возрастная периодизация?

Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.

Периодизация возрастная с психологической точки зрения

1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:

  • Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
  • Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
  • Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.

2. Детство.

  • От нуля месяцев до года;
  • Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
  • Дошкольная пора с трех до шести лет.

В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;

  • Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.

3. Отрочество.

  • Подростковый период.

Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.

  • Юношеская пора.

Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.

Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.

Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.

Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.

Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.

4. Зрелость.

  • Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
  • Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
  • Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
  • Десятилетие кризиса (45 -55 лет).

Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.

В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.

  • Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.

5. Старость.

Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.

В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.

  • Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
  • Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
  • Осмысление и принятие смерти.

1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.

2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.

3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.

4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.

5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.

6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.

7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.

Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.

Философское понятие о возрастной периодизации

Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.

Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.

Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.

Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.

  • Весна.

Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.

  • Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.

  • Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
  • Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.

Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.

Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.

В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.

Так ли важен возраст?

Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.

Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.

Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Периодизация возраста – это разграничение человечес­кой жизни на отдельные этапы по биологическим, отчасти социальным и экономическим характеристикам. Число «ста­дий» развития человека после его рождения может варьиро­вать от трех до 24-х. Наиболее простая и универсальная клас­сификация включает три основных периода: детство, зре­лость и старость. Древнегреческий философ и математик Пифагор (IV в. до н.э.) различал четыре периода в жизни человека, соответствующие четырем временам года: становле­ние – «весна» (0-20 лет); молодость – «лето» (20-40 лет); расцвет сил – «осень» (40-60 лет); увядание – «зима» (60-80 лет).

В нашей стране принята следующая схема возрастной пе­риодизации (таблица 1).

Таблица 1

Возрастные периоды жизни человека

Для этой схемы характерно некоторое повышение границы старческого возраста, что соответствует основной демографи­ческой тенденции XX столетия – увеличению средней про­должительности жизни.

Разумеется, установление границ периодов всегда условно: индивидуально и исторически они могут смещаться в ту или иную сторону. Особенно это относится к периоду старения, когда бывает достаточно сложно разграничить старческий воз­раст с пожилым, с одной стороны, и долгожительским – с другой.

В то же время существует мнение, что «нисходящий» период жизни человека начинается уже в 30-35 лет, когда осуществ­ляется переход от молодости к зрелости, а ощутимые измене­ния обычно наблюдаются после 45 лет. Возраст 45-59 лет, не­посредственно предшествующий пенсионному, предлагается даже выделить как «средний» по физиологическим и соци­альным особенностям.

Следующий за ним период собственно пожилого возраста также может характеризоваться еще значительной активнос­тью и сохранением профессиональной работоспособности, тогда как конечный этап жизненного цикла – физиологическая старость – начинается с 75 лет. Долгожители (после 90 лет) могут уже рассматриваться как модель поздней физиологи­ческой старости.

Своеобразна возрастная периодизация аб­хазов – этноса с высоким процентом долгожителей. Ее называют «категориальной», а не хронологической. Для каждой категории описаны свои социальные роли, но сами возрастные пороги четко не фиксированы. Например, катего­рия молодого человека – от 18 лет до женитьбы, или девуш­ки от 15-17 лет до замужества. Вместе с тем, предполагается связь долгожительства с высо­ким социальным положением в обществе и семье. Существо­вание совета старейшин, куда обычно входили главы семейств, также способствовало развитию культа предков и почитанию «живых предков». Тем самым создавался бытовой, мораль­ный и психологический климат, помогавший самоутвержде­нию старейшин. Старейшины (обычно люди старше 50-60 лет) руководили всей хозяйственной, общественной и идеоло­гической жизнью групп.

Своеобразная черта уклада – «социальная импликация» («подразумевание») долголетия влиятельного и ценного чле­на группы. Это сформировавшееся в абхазском этносе поня­тие «настоящего старика», которое в дальнейшем могло быть уже достаточно не зависимо от реального биологического дол­голетия. Получалось некое «социальное долголетие» – возве­дение в статус долгожителя – глубокого старика – людей, еще далеко не достигших этого возраста. Этнологи считают «социальное долголетие» самостоятельным этнокультурным феноменом, который в своей дальнейшей эволюции подчиня­ется социальным закономерностям. В целом перечисленные выше особенности уклада содействовали престижу старости и активному долголетию. В истории народа это был интуитивно найденный путь к продлению человеческой жизни.

3.2. Основные медико-биологические концепции старения организма чело­века

Старение человека – универсальный и закономерный биопсихологический процесс, характеризующийся постепенностью, разновременностью и неуклонным прогрессированием, и затрагивающий в той или иной степени все уровни биологической организации. Старение ведет к снижению жизнеспособности человека и в конечном итоге определяет продолжительность его жизни.

Проявления старческой инволюции, характерные для некоторых органов, отмечаются уже на третьем десятилетии жизни. Атрофия тимуса (вилочковой железы) начинается в подростковом возрасте, а к 30 годам эта железа может вообще не определяться. Яичники подвергаются инволюции к 50 годам или даже позднее. В центральной нервной системе старение разных ее отделов происходит в различные сроки. В ходе старения возрастные изменения могут протекать с разной скоростью. Например, возрастные изменения скелета развиваются раньше, но прогрессируют медленно, тогда как в нервной системе изменения возникают намного позже, но протекают гораздо быстрее.

Характерная особенность периода старения – развитие приспособительных механизмов, которые как бы притормаживают, замедляют угасание жизненных функций. Это так называемый процесс «витаукта» (от лат. vita – жизнь, auctum – увеличивать). Так, при гибели одних клеток, другие берут на себя их функцию.

Для старения человека характерно большое индивидуальное разнообразие в темпах и интенсивности его проявлений.

В современной геронтологии для оценки процессов старения выделяют следующие понятия:

гетерохронность – различие во времени наступления старения от­дельных клеток, тканей, органов и систем;

гетерокинетичность – старение с различной скоростью;

гетерокатефтенность – разнонаправленность возрастных изме­нений, при которой идет подавление одних процессов и активизация других.

Таким образом, старение является длительным, неравномерным процессом, определяющим время и характер наступления старости – заключительного этапа жизни.

Исследования биологии и медицины позволили ответить преимущественно на два вопроса – когда и как начинается старение. Наиболее сложно оказалось объяс­нить, почему оно происходит, раскрыть причины и механиз­мы этого явления.



В процессах старения на возрастные изменения органов и тканей наслаиваются и те, что вызваны внешними воздей­ствиями. Обусловленные старением изменения – это физио­логические процессы, которые, по мнению многих ученых, первично не являются заболеваниями, но все же приводят к ограничению функциональных возможностей организма и снижению его устойчивости к различным вредным влияни­ям.

Несмотря на большой интерес ученых самых разных специ­альностей и широких кругов научной общественности к про­блеме старения, мы до сих пор не знаем в точности, что его вызывает. Нет пока единой универсальной и завершенной те­ории старения. Есть многочисленные гипотезы, нередко час­тично совпадающие друг с другом или рассматривающие раз­ные звенья одних и тех же процессов. В целом эти гипотезы затрагивают все уровни – от молекулярного до систем регу­ляции целостного организма, так как при всей важности и первичной значимости молекулярно-генетических изменений только ими было бы трудно объяснить все многообразие про­явлений в общей картине старения человека. На каждом но­вом уровне биологической организации возникают свои каче­ственно новые механизмы, ведущие к старению.

По сути, основной вопрос о природе старения был поставлен еще знаменитым философом древности Аристотелем (384-322 до н. э.): является ли старение естественным про­цессом или болезнью? Как известно, древнегреческий ученый ответил на него так: «Болезнь есть преждевременно приобре­тенная старость. Старость – естественная болезнь». Это опре­деление не потеряло своего значения и в наше время. Хотя ныне представляется неоспоримым, что старение – это естественный процесс, несомненно и то, что у высших позвоночных и особен­но у человека характерной формой старения является возрас­тание числа патологических изменений, проявляющихся раз­личной симптоматикой и вызывающих разнообразные жалобы. Эту специфическую особенность периода увядания весьма ла­конично, но точно выразил древнеримский врач Гален, пи­савший, что здоровье в старости качественно отличается от здо­ровья в любом другом возрасте, представляя нечто среднее меж­ду здоровьем и болезнью. Высказывание античного медика под­тверждают результаты современных исследований долгожите­лей, чей возраст превысил 100 лет.

К числу наиболее ранних гипотез относится представление о старении, как прогрессивном истощении заданной жизнен­ной силы, – например, восходящие к Аристотелю и Гиппок­рату теории «изнашивания» организма и «растраты» жизнен­ной энергии и силы, прослеживающиеся вплоть до 50-х годов XX века и даже позднее.

Молекулярно-генетические гипотезы. Наибольшее внима­ние обычно привлекают молекулярно-генетические гипотезы, объясняющие процесс старения первичными изменениями генетического аппарата клетки. Большую их часть можно подразделить на два основных варианта. В первом случае возрастные изменения генетического аппарата клеток рассматри­ваются как наследственно запрограммированные, во втором – как случайные. Таким образом, старение может являться зап­рограммированным закономерным процессом, логическим следствием роста и созревания, либо результатом накопления случайных ошибок в системе хранения и передачи генетичес­кой информации.

Если придерживаться первого мнения, то старение по сути становится продолжением развития, в течение которого в оп­ределенной, закрепленной в эволюции последовательности включаются и выключаются различные участки генома. Тог­да при «растягивании» программы развития замедляется ра­бота «биологических часов», задающих темп программе ста­рения. Например, в опытах с ограничением питания в моло­дом возрасте (животные с «продленной жизнью») происходит замедление роста, а, следовательно, и старения, хотя меха­низм далеко не так прост. Предполагается, что замедление роста и отодвигание полового созревания и достижения окон­чательных размеров тела приводит к увеличению продолжи­тельности жизни. То есть, старение, как и другие этапы онто­генеза, контролируется генами.

Гено-регуляторная гипотеза. Согласно этой гипотезе первичные изменения происхо­дят в регуляторных генах – наиболее активных и наименее защищенных структурах ДНК. Предполагается, что эти гены могут определять темп и последовательность включения и выключения тех структурных генов, от которых зависят возрастные изменения в структуре и функции клеток. Пря­мых доказательств возрастных изменений ДНК немного. В последнее время высказывалось предположение о связи ста­рения с участками ДНК, некоторые из которых сокращаются в размерах при старении. Сообщалось и об открытии особого хромосомного фермента, препятствующего старению ДНК и способного омолаживать клетки человека (В. Райт и сотруд­ники).

Гипотеза ошибок была впервые предложена Л. Оргелем (1963). Она основывается на предположении, что основной причиной старения является накопление с возрастом генети­ческих повреждений в результате мутаций, которые могут быть как случайными (спонтанными), так и вызванными различ­ными повреждающими факторами (ионизирующая радиация, стрессы, ультрафиолетовые лучи, вирусы, накопление в орга­низме побочных продуктов химических реакций и другие). Таким образом, гены могут просто терять способность правильно регулировать те или иные процессы в связи с накоплением повреждений ДНК.

Особое значение придается так называемым «свободным радикалам» – высокоактивным химическим частицам. С воз­растом они накапливаются в тканях и в силу своей активнос­ти могут в конечном итоге ухудшать работу клеток и повреж­дать ДНК. В экспериментах Н.М. Эммануэля (1972) достиг­нуто продление жизни лабораторных животных при введении веществ, связывающих свободные радикалы, прежде всего так называемых антиоксидантов (метионин, витамин Е и другие). Этот результат рассматривается как косвенное свидетельство в пользу свободнорадикальной гипотезы.

В то же время существует специальная система репарации (то есть, восстановления, от лат. reparatio), обеспечивающая относительную прочность структуры ДНК и надежность в си­стеме передачи наследственной информации. В опытах на нескольких видах животных показана связь между активнос­тью систем репарации ДНК и продолжительностью жизни. Предполагается ее возрастное ослабление при старении. Роль репарации отчетливо выступает во многих случаях преждев­ременного старения и резкого укорочения длительности жиз­ни. Это относится, прежде всего, к наследственным болезням репарации (прогерии, синдром Тернера, некоторые формы болезни Дауна и другие). В то же время имеются новые дан­ные о многочисленных репарациях ДНК, которые использу­ются как аргумент против гипотез ошибок. В статье под на­званием «Наука отрицает старость» французский исследова­тель Р. Россьон (1995) полагает, что в свете этих фактов тео­рия накопления ошибок в нуклеотидных последовательно­стях требует пересмотра. Все же репарация, видимо, не при­водит к 100% исправлению повреждений.

Обобщая об­зор некоторых молекулярно-генетических гипотез старения, делаем вывод, что вряд ли позиции «запрограммированных» и «незапрограммированных» воздействий на генетический аппарат можно жестко противопоставлять друг другу. В про­цессе старения происходит взаимодействие генетических и экологических факторов, то есть, образ жизни, экология могут повлиять на темп старения. Иными словами, представление о старении как следствии развития и дифференциации, неизбежный итог хода биологи­ческих часов, определяющих программу биологического разви­тия, отнюдь не исключает влияния разнообразных случайных молекулярных повреждений, которые могут порождать даль­нейшие ошибки.

Нейроэндокринные гипотезы. Нейроэндокринная система человека является основным регулятором его жизненных функций. Поэтому с самого начала в геронтологии активно разрабатывались гипотезы, связывающие ведущие меха­низмы старения на уровне организма с первичными сдвигами в нейроэндокринной системе, которые могут привести к вторичным изменениям в тканях. При этом, более ранним представлениям о первичном значении изменений деятельности той или иной конк­ретной железы (гипофиза, щитовидной или, особенно, половых желез и т. д.) приходят на смену взгляды, согласно которым при старении изменяется функция не одной какой-либо железы, а вся нейроэндокринная ситуация организма.

Довольно широкую известность получили гипотезы, связы­вающие старение с первичными изменениями в гипоталамусе. Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, генератор биоло­гических ритмов организма, играющий ведущую роль в регуля­ции деятельности желез внутренней секреции, которая осуще­ствляется через центральную эндокринную железу – гипофиз.

Согласно гипотезе «гипоталамических часов» (Дильман, 1976), старость рассматривается как нарушение внут­ренней среды организма, связанное с нарастанием активнос­ти гипоталамуса. В итоге в пожилом возрасте резко увеличи­вается секреция гипоталамических гормонов (либеринов) и ряда гормонов гипофиза (гонадотропинов, соматотропина), а также инсулина. Но наряду со стимуляцией одних структур гипоталамуса, другие при старении снижают свою активность, что приводит к «разрегулированию» многих сторон обмена и функции организма.

Опыт создания общебиологической комплексной теории ста­рения целостного организма отражен в адаптационно-регуляторной гипотезе (Фролькис, 1975). Она опирается на общее представление об изменениях саморегуляции организма на разных уровнях его организации как причинах старения. Следствием этих процессов являются сдвиги в адаптивных воз­можностях. Благодаря неравномерному характеру этих возра­стных изменений, приспособительные механизмы развивают­ся на разных уровнях жизнедеятельности, начиная с регуляторных генов. Ведущее значение в механизмах старения целос­тного организма придается изменениям нейрогуморальной ре­гуляции, затрагивающим и сферу психики, эмоций, мышечную работоспособность, реакции в системах кровообращения, дыха­ния и т. д. Вместе с гено-регуляторной концепцией, эти положения и составляют основу адаптационно-регуляторной теории, рассматривающей старение как сложный, внутрен­не противоречивый процесс. В. В. Фролькис (1995) считает, что болезни старости также зависят от изменения активности оп­ределенных генов. Следовательно, можно предположить связь возрастной патологии с гено-регуляторными механизмами ста­рения.

Наряду с возрастной инволюцией, угасанием, нарушения­ми обменно-гормонального статуса и ряда функций, этот пе­риод характеризуется также возникновением важных адап­тивных механизмов. Так, например, при падении секреции гормонов щитовидной железы повышается чувствительность к ним соответствующих тканей («мишеней»).

К молекулярно-генетическим и нейроэндокринным гипо­тезам непосредственно примыкают и иммунные гипотезы ста­рения.

Иммунная система тесно связана с адаптацией, приспособ­лением организма к стрессу, вызываемому изменениями ок­ружающей среды. Здоровая иммунная система защищает орга­низм от вторжения вирусов, бактерий, грибков и многих дру­гих чужеродных субстанций. При старении ее функция сни­жена, она теряет свою эффективность в выполнении ряда специфических задач. С этим связано повышение восприимчивос­ти организма к ряду заболеваний, особенно к так называемым аутоиммунным болезням, в основе которых потеря способнос­ти организма отличать «свои» белки от «чужих». У пожилых людей процент различных аутоантител, вырабатывающихся против собственных белков, значительно повышен. В период от 40 до 80 лет он может увеличиться в 6-8 раз. Все это ведет к са­моразрушению и старению организма, его «иммунологическому разоружению». Критика этой гипотезы сводится к тому, что в этом случае речь идет не о первичных изменениях. Посколь­ку сама иммунная система очень сложна, а ее регуляция не вполне выяснена, попытки ее «омоложения» еще не вполне под­готовлены: «взбодрение» общей иммунной реакции может уси­лить аутоиммунные процессы.

Лимфоидная гипотеза. Новый вариант иммунной теории старения основывается на представлении о старении как воз­растном снижении интенсивности самообновления организма и утрате его сопротивляемости, на несомненной связи иммун­ной системы со старением и длительностью предстоящей жизни (Подколзин, Донцов, 1996). Предполагается, что причиной рано наступающего снижения иммунных функций является необходимость ограничения роста, при этом лимфоцитам при­писывается контроль над процессами деления самых различ­ных типов клеток, а следовательно, участие в ключевых ме­ханизмах реализации программы роста. Ослабление этой фун­кции лимфоцитов может предопределить и снижение потен­циальной способности клеток к делению в старости. Морфо­логическим субстратом старения, по мнению авторов гипоте­зы, является гипоталамус, оказывающий первичное регули­рующее влияние на иммунную систему.

В качестве аргумента приводятся, в частности, некоторые результаты пересадки регуляторных ядер гипоталамуса ста­рым животным, что позволило восстановить у них ряд част­ных функций (половую, иммунную и другие) и достичь неко­торых показателей общего омоложения.

В заключение можно отметить, что к настоящему времени собрано огромное количество фундаментальных данных о сущ­ности, особенностях и механизмах процессов старения на раз­ных уровнях биологической организации. Хотя предложено уже около 300 гипотез, действенная полноценная теория онтогенеза пока еще не создана. Несомненно, что она вберет в себя многое из того, что содержится в современных гипотезах. В лю­бом случае, очевидно, что поскольку старение человека определя­ется по крайней мере двумя группами факторов – генетически­ми и экологическими, – не существует какой-то единственной универсальной причины старения, но множество частично вза­имосвязанных и независимых механизмов как запрограммиро­ванных, так и случайных, которые и составляют комплексный феномен – старение.

Курсовая работа по возрастной психологии

на тему:

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Введение

1. Период детства

2. Период зрелости

3. Пожилой возраст

Заключение

Список использованной литературы

Понятие «возраст» охватывает период от рождения до исчисляемого момента, однако целесообразно учитывать и предшествующий рождению человека период, т.е. эмбриональное развитие, поскольку именно в это время происходит закладка всех отличительных особенностей конкретного человека. Эмбриональный период (эмбриогенез, или зародышевый период) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и завершается выходом молодой особи из тела матери - рождением нового существа. Весь последующий после рождения период называется постэмбриональным. Кроме того, эмбриогенез делят на два периода. В медицинской практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9-й недели (т.е. с момента образования зачатков органов) – плодом.

Генетические исследования показали, что развитие признаков, свойственных данному организму, происходит под контролем генетического аппарата, т.е. на разных этапах роста и развития организма происходит последовательное включение разных генов.

Изучение генетической программы эмбрионального периода развития организма имеет важное значение для того, чтобы выявить у будущего ребенка предрасположение к различным заболеваниям нервной системы, болезням обмена веществ и другим, которые можно определить именно в период эмбриогенеза. Знание причин возникновения и характера течения подобных болезней, выявляемое в процессе медико-генетического консультирования, дает возможность специалистам рассчитать и «предсказать» степень риска передачи генетических нарушений потомству.

Всю жизнь человека после его рождения делят на определенные возрастные периоды.

Медицинская практика и жизнь вносят свои коррективы в классификации возрастных периодов человека. В частности, всю временную продолжительность жизни человека стали делить на две группы возрастных периодов. Первая из них охватывает период наиболее динамичного и интенсивного роста и развития организма (возрастные периоды у детей с выделением периода внутриутробного развития). Вторая группа (возрастные периоды взрослого человека) охватывает отрезок жизни человека, организм которого после относительно продолжительной стабилизации развития функций и строения начинает испытывать изменения, связанные с последующим старением и неизбежным итогом - смертью индивида. Каждый возрастной криз требует самого внимательного к себе отношения: кто-то нуждается в консультации терапевта, невролога или сексопатолога, кому-то следует обратиться к врачам иной специальности. Но во всех случаях требуется внимательное, доброжелательное и тактичное отношение со стороны родных, близких и просто окружающих людей.

В данной курсовой работе проводится исследование периодов жизни человека.

1. Период детства

Для всего периода детства характерны постоянное развитие и рост. На ход развития ребенка оказывают влияние разнообразные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Под эндогенными факторами понимают особенности организма и его функциональных систем, сформировавшиеся у предков под влиянием среды и унаследованные ребенком, а также образующиеся у самого ребенка под воздействием экзогенных факторов. Остаточные изменения после перенесенных инфекционных заболеваний, травм нервной системы и тому подобные последствия, будучи экзогенного происхождения, становятся после своего образования эндогенными по действию факторами. Доминирующее значение приобретает среда, в которой растет ребенок. Громадную роль играет питание. Правильная организация режима и ухода, профилактика заболеваний - все это может предотвратить нарушения развития детей во всех возрастах.

Период новорожденности характеризуется незаконченностью развития всех органов младенца, который мало приспособлен к факторам окружающей его среды. Длительность этого периода определяется временем адаптации организма новорожденного к новым условиям существования и составляет примерно 10 дней.

Период грудного возраста определяется сроком грудного вскармливания. Условно его продолжительность считается равной 1 году (1-й год жизни). Ребенок в этот период, как и в предыдущий, крайне беспомощен, он требует постоянного и бережного ухода. Недостаточное развитие пищеварительного аппарата при относительно высокой потребности в пище в силу интенсивного роста требует правильной организации питания. Ошибки в определении качества и количества пищи могут способствовать быстрому развитию расстройств пищеварительной системы.

У детей первых 2-3 мес. жизни слабо развита система терморегуляции. Тонкая и легкоранимая кожа, слабость большинства барьерных функций делают детей первых месяцев жизни более подверженными различным инфекциям. Отмечается недостаточность иммунитета. В возрасте 5-10 мес. ребенок наиболее беззащитен относительно инфекций. Это обстоятельство связано со снижением пассивного иммунитета (обусловленного ослаблением действия материнских антител, поступающих в организм ребенка через плаценту или с материнским молоком) и недостаточностью собственного активного иммунитета из-за несовершенства развития иммунной системы детского организма первого года жизни.

Особенно опасно проявление слабости иммунной системы для детей, живущих в крупных городах с развитой промышленностью, а также в крупных промышленных центрах, где в последние годы наблюдаются массовые заболевания детей различного рода аллергическими заболеваниями. Эта проблема получила большую социальную значимость и требует решений со стороны государственных органов. Бедственное состояние экологии во многих районах угрожает здоровью населения, в первую очередь детей и уже рожденных, и еще находящихся в утробе матери.

Дошкольный возраст представляет собой достаточно продолжительный период жизни человека. Обычно его делят на две возрастные группы: ясельный возраст (1-3 года) и собственно дошкольный возраст, или возраст детского сада (3-6 лет).

Такое деление достаточно искусственно и связано в основном с социальными причинами. Ребенок, прошедший ясли и детский сад, более общителен, легко вписывается в новый коллектив, что очень важно при начале обучения в школе, приобретает иммунитет к некоторым инфекциям, которые чаще всего встречаются в детских коллективах, и др. Вместе с тем жизнь показала, что малыш, воспитываемый до 3-4 лет в домашних условиях, обладает более высоким уровнем умственного и физического развития, лучше воспринимает школьную программу, более воспитан. Это, конечно, отмечается в тех случаях, когда дома ребенку уделяют достаточно времени и внимания. Период дошкольного возраста называют еще «периодом молочных зубов». В этом названии подчеркнута биологическая особенность возрастного периода. Действительно, именно в этом возрастном интервале жизни ребенка появляются и вырастают так называемые молочные зубы, что сопровождается развитием и совершенствованием пищеварительной системы. Ребенок постепенно приобретает способность употреблять и усваивать практически любую пищу, что дает возможность увеличиваться росту и массе тела, совершенствоваться двигательным навыкам и т. п.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью ребенка, повышенной любознательностью и активностью, стремлением к инициативе и действию. Чтобы предупредить развитие эгоизма и эгоцентризма, вызываемых описанными качествами, ребенка следует приучать к правилам коллективного взаимодействия. Однако такая работа ни в коем случае не должна убивать в нем духа самостоятельности и инициативности, не должна превращать его в «винтик» сложного сообщества, в котором ему приходится существовать. Главное - привить будущему члену общества уважение к себе подобным, научить его жить в обществе, но не подавлять его личность. Это сложная, трудная, но благородная задача. Примеры и «антипримеры» мы легко найдем в нашем обществе, где на протяжении десятилетий происходило целенаправленное уничтожение или «перевоспитание» всех, кто мало-мальски выделялся среди своих соотечественников. Итогом такой «работы» с подрастающим поколением стало изобилие заурядных серых личностей, неспособных к какой-либо самостоятельной и тем более творческой деятельности.

Следует иметь в виду, что у детей дошкольного возраста существует разрыв между стремлением к активному выражению свойственной им подвижности и реальными возможностями организма. Высокая подвижность и любознательность ребенка в то же время сопровождаются быстрой утомляемостью, поскольку адаптационные возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы значительно ниже, чем у взрослых. Игры в этом возрасте следует рассматривать как трудовую нагрузку.

Переутомление, перегрузки ведут к развитию невротических реакций, изменению поведения и характера ребенка. Об этом необходимо помнить и при организации обучения ребенка школьного возраста.

Школьный возраст условно делят на младший, средний и старший. Общим свойством младшего школьного возраста является интенсивное течение процессов роста и развития организма. Годовые прибавки в длине составляют от 2,5 до 7 см, а в массе тела - от 1 до 4-5 кг. Следует заметить, что в этой возрастной группе мальчики развиваются значительно быстрее, чем девочки. Продолжаются окостенение и рост скелета, но поскольку не завершено окостенение позвоночника, он остается гибким и податливым. При длительном неправильном положении тела возможно развитие искривления позвоночника. Происходит нарастание мышечной ткани, заканчивается формирование нервного аппарата мышц, увеличивается их сила. Растет легочная ткань, увеличиваются жизненная емкость легких и их минутный объем. Наблюдается повышенная возбудимость дыхательного центра, в связи с чем даже небольшая физическая нагрузка вызывает учащение дыхания. В возрасте 7-8 лет происходит интенсивное функциональное развитие головного мозга при относительно небольшом увеличении его массы.