Е и тихеева словарь детей. Детская речь от рождения до школы и способы её развития

Развитие речи детей дошкольного возраста нельзя пускать на самотек, ведь этот период жизни является... Ребенок эффективно воспринимает и «впитывает»...

Совершенная и красивая речь сегодня и для взрослых редкость, что уж говорить о детях. Лишённые нормального общения, они растрачивают свое внимание на просмотр телевизора и просиживание за компьютером. Развитие речи детей дошкольного возраста нельзя пускать на самотек, ведь только этот период жизни является тем самым дарованным природой временем, когда человек наиболее эффективно воспринимает и «впитывает» родной язык.

Особенности развития речи дошкольников

Формирование речевых навыков происходит индивидуально, при этом каждый ребёнок последовательно и планомерно осваивает умение говорить, не перескакивая ни через один этап.

Тематический материал:

Подготовительный этап (0 – 12 месяцев)

Названный так не случайно, данный период будет базой для дальнейшего развития речи малыша. В это время происходит формирование речевого аппарата и его подготовка для нормального членораздельного говорения.

Крик и плач (первый месяц) – со временем приобретает смысловое наполнение, связанное с потребностями новорождённого. По характеру звуков можно понять, что его тревожит. На смену требовательного плача приходит «комплекс оживления», сопровождающийся приветливой улыбкой.

Гуление (2 – 7 месяцев) – первые «разговоры» младенца, которые представляют собой гласные звуки и их сочетания с горловыми согласными (агу).

Это интересно! На интонацию и характер гуления оказывает влияние принадлежность к определённой нации. Это значит, что уже в несколько месяцев грудничок осваивает эмоционально-выразительную специфику родной речи.

Лепет (4 – 7,5 месяцев) – повторяемые слоги уже эмоционально окрашены, появляются губные и переднеязычные согласные (ма-ма-ма).

Первые слова (11 — 12 месяцев) – короткие простые слова и их упрощенные копии (мама, ам), употребляются с их значением и сопровождаются жестами.

Взрослый лексикон (1 год – год и 7-9 месяцев) – обычно дети выделяют ударные или последние слоги, но эти слова уже вполне разборчивы.

Раннее детство (1 – 3 года)

От первых слов, в основном глаголов и существительных, кроха переходит к фразовой речи (год и 9 месяцев). Например, «хочу кашу», «мама ам». К двум годам многие ребята начинают оперировать простыми предложениями.

Если развитие речи детей раннего возраста происходит правильно, то в 3 года они используют довольно сложные предложения с распространением и придаточными частями. Возникают первые вопросы «почему?» и «когда?».

Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, который соответствует 3 – 5 годам, также зависит от индивидуальных особенностей. Обычно малыши уже используют предлоги и союзы, согласуют слова по числам, спрягают глаголы.

В дальнейшем (старший дошкольный возраст) оценивание речевых способностей происходит не столько по количеству употребляемых слов, сколько по умению чётко и развернуто отвечать на вопросы, оперированию диалогическим и монологическим разговором. Ребята старшего дошкольного возраста должны уметь составлять рассказы по картинке, пересказать сказку или поведать о каком-то событии.

Какие проблемы с речью обычно возникают?

Как это ни странно, но главным показателем качества речи детей, перешагнувшим этап младенчества, является вовсе не правильность слов в звуковом плане, а умение использовать это слово в своем лексиконе, встраивать его предложения и фразы.

Чем больше активный словарь ребёнка, тем меньше он содержит правильно произносимых слов. Это объясняется несовершенством пока ещё только развивающегося артикуляционного аппарата.

Что делать, если малыш коверкает слова? Постарайтесь не исправлять его на каждом шагу, а спокойно повторите его просьбу или фразу правильно, медленно и чётко проговаривая звуки.

Материал по теме:

Типичные ошибки звукопроизношения дошкольников:

  • смягчение твёрдых согласных («толь» — стол);
  • замена шипящих согласных на свистящие («каса» — каша);
  • неправильное произношение звука [р], его выпадение или замещение на другие звуки;
  • замена [л] на [й] или на другой звук, смягчение [л];
  • отсутствие звуков [х], [г], [к] или их замещение;
  • пропуск неударных слогов.

Данные недостатки речи обычно проходят до 3-4 лет или успешно исправляются логопедом в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Когда пора беспокоиться, и что такое ЗПР

Оценка коммуникативных способностей происходит уже на первом году жизни. Стоит насторожиться, если грудничок совсем не реагирует на звуки и сам их не произносит. К 12 месяцам он должен использовать в общении жесты (показывать пальцем на нужный предмет, «прощаться», махая ручкой).

При нормальном развитии полуторагодовалый малыш уже умеет имитировать звуки животных, понимает простые просьбы.

К двум годам крохи взрослые должны понимать значение половины его слов.

Уже в этом возрасте решением психолого-педагогической комиссии в ДОУ малышу могут поставить ЗРР, что означает «задержка речевого развития». Она вовсе не является нарушением, обычно данный диагноз автоматически снимается уже к 4-5 годам. Еще недавно такой временный вердикт ставили всем двухлеткам, словарный запас которых был менее 200 слов. Сегодня ребёнок этого возраста должен говорить всего 50 слов, среди них вполне допустимы звукоподражания и лепет. Также о нормальном развитии свидетельствует наличие двухсоставных конструкций.

В помещении, где живет малыш, не должен беспрерывно работать телевизор или другая аудио аппаратура. Подобный звуковой фон оказывает негативное влияние на коммуникативные навыки. Лишние звуки мешают крохе разговориться, ведь вместо активизации собственной речи он занят слушанием.

Особенности речи аутичных детей

Иногда расстройство речи говорит о наличии такого заболевания как аутизм. Причем данный признак является лишь одним из целого «спектра» симптомов и проявляется у каждого ребёнка индивидуально. Один малыш с аутизмом может нормально общаться в раннем и старшем дошкольном возрасте и в один момент утратить речевые навыки, у другого данное явление может проявиться лишь к школьным годам.

Зачастую именно нарушения в раннем возрасте заставляют родителей детей с аутизмом насторожиться и впервые обратиться за помощью к специалистам.

Речь ребёнка с аутизмом может отсутствовать полностью или быть ограниченной и сведенной лишь к простым словам и жестам. Как и у остальных ребят, у малыша с аутизмом слово несёт какое-то значение. Но если оно ему не интересно или непонятно, он перестаёт его использовать в речи. Остаются лишь те слова и звуки, которые ему близки, их малыш может повторять целый день, но не применяет для общения. Так с потерей общения пропадает и навык говорения.

Что делать родителям, чтобы стимулировать развитие речи ребёнка, страдающего аутизмом:

  • Ищите способы подтолкнуть его к общению. Людям с аутизмом обычно сложно подобрать нужные слова и выразить свои мысли. Предлагайте крохе картинки, которые подскажут ответ. Или задавайте такие вопросы, ответы которых могут звучать по-разному.
  • Если дитя затрудняется с ответом, учите использовать фразу «я не знаю». Так он не станет нервничать и беспокоиться, что не может подобрать слова.
  • Детям с аутизмом сложнее расширять словарный запас. Им необходимы наглядные пособия и карточки, отражающие значения слов.
  • Очень помогает совместное пение. Оно дается ребёнку с аутизмом гораздо легче, чем речь, к тому же оказывает влияние на развитие рецептивных и экспрессивных навыков.
  • Еще одной особенностью речи людей с аутизмом является эхолалия. Если просто, то это неконтролируемое повторение услышанных где-то слов. Задача родителей – «достать» из сознания крохи эти слова и научить их использовать при общении.

Как развивать речевые способности

То, что не стоит равнодушно ждать, когда малыш сам «разговорится» — понятно каждому родителю. Но как действовать, и какие методы и средства помогут развить коммуникативные способности?

Изучите методическую литературу

Развитие речи ребёнка – работа непростая, в процессе которой возникает много вопросов и «подводных камней». Если родители решили отнестись к ней со всей серьёзностью, хорошо бы изучить методическую литературу.

Среди многочисленных научных и популярных книг лучше всего обратиться к классикам педагогики. Развитие речи у детей дошкольного возраста подробно и чётко описала в своих трудах Е.И. Тихеева. Несмотря на то, что первая программа обучения родному языку в детском саду была разработана ею ещё в 1934 г., идеи Тихеевой и ныне не потеряли своей значимости и широко применяются воспитателями.

Главным принципом её методики является единство и взаимосвязь воспитания детей дома, в саду и в школе. Тихеева видела детский сад, как подобие семьи, где между воспитателем и воспитанниками тёплые и доброжелательные отношения, а развитие речи детей младшего дошкольного возраста и старше происходит посредством систематических занятий. Живое слово, лексические упражнения, изучение фольклорных произведений и поэзии – вот, какие средства обучения в ДОУ предлагала Тихеева.

Зная, что голое слово не так поймется ребенком, как слово, закрепленное личным опытом и наблюдениями, Тихеева предложила игры-занятия, которые помогут уяснить его значение. Это номенклатура (уточнение качеств и предназначения объекта), описания и сравнения предметов, составления о них загадок и рассказов, поиск игрушки из стихотворения и др.

Тесно связывая интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие, она разработала свою оригинальную методику с огромным количеством дидактических материалов. Например, серия игр с дидактической куклой Тихеевой, где дети её одевали, кормили, катали в коляске, пересекаются с трудовыми процессами – приготовлением еды, стиркой, шитьём и др.

Понимая, какое влияние оказывает метод беседы на развитие речи, Тихеева дала подробные методические рекомендации: не уклоняться от темы, не перебивать и не прерывать речь ребёнка, побуждать к вопросам и комментированию высказывания и др.

Е.И. Тихеева выступала против изучения маленькими детьми грамоты и иностранных языков, объясняя, что вначале нужна основательная подготовка. При этом если ребёнок хорошо овладел родной речью, Тихеева вполне допускала изучение иностранного языка и в старшем дошкольном возрасте.

Играйте в театр

Самым любимым видом деятельности дошколят является игровая. Она может быть обучающей или творческой. Говоря о творческой игре, способствующей развитию речи, наиболее популярной является театрализованная. Это настольный театр, фланелеграф, марионетки, театр теней и др.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность происходит в лёгкой непринужденной форме: обогащается словарный запас, оттачивается диалогическая речь, улучшается дикция.

В домашних условиях довольно трудно организовать театральную игру (только если не подключить всех родственников и соседей!). Обычно данная деятельность широко применяется в проектах ДОУ.

Что такое проект? Если вкратце, то это организованная творческая работа, в которой сотрудничают педагоги, дети и их родители. Реализация проекта обычно длится довольно долгое время, в ходе которого решаются заранее поставленные задачи и распределяются роли.

Участниками театрального проекта могут быть и самые маленькие воспитанники сада, и дети старшего дошкольного возраста. Они анализируют с воспитателем литературное произведение, характеры персонажей. Кроме совершенствования речевых навыков, участие в театральном проекте помогает детям преодолеть собственные страхи, побороть стеснение и неуверенность. Родители же помогают подготовить реквизит, костюмы и праздник, которым заканчивается работа над проектом.

Конечно, представление организовать дома трудно, а вот разыгрывать сказки при помощи пальчиковых или перчаточных кукол понравится любому ребенку. Детей старшего дошкольного возраста уже можно повести в театр и познакомить с детскими постановками.

Пальчиковые игры как средство развития речи

Ещё один прекрасный способ влияния на речевые функции ребёнка – стимулирование мелкой моторики. Среди множества приёмов воздействия на руки крохи (перебирание круп, ощупывание фактурных поверхностей, шнуровка, мозаика, раскрашивание) особое место занимает пальчиковая гимнастика. Она рекомендована всем малышам – от младенцев до старших дошкольников.

Формирование языковых навыков происходит под влиянием двигательных импульсов, которые передаются от пальчиков. А значит, чем активнее и ловчее движения рук, тем скорее он «заговорит».

Пальчиковая гимнастика начинается и заканчивается лёгким массажем кисти руки. Проводится она ежедневно, по 2-3 минуты за занятие. Сами упражнения и игры для гимнастики подбираются с учётом возраста малышей, но все они носят игровой характер.

До двух лет

Происходит знакомство с ладошкой, в ходе гимнастики дети учатся выполнять самые простые движения – похлопывания, постукивание по ножкам, прятанье ручек за голову или спину. Например, «ладушки», «зайка».

2 — 3 года

Усложняется: более энергичные движения, составление несложных фигур.

3 — 4 года

В упражнениях участвуют обе руки, причём каждая выполняет свои движения, осваиваются фигуры животных, с которыми можно разыграть сценки.

4 – 5 лет

Движения правой и левой руки разные и выполняются одновременно, пальцы могут поочередно сжиматься и разжиматься.

5 – 7 лет

При систематических занятиях дети старшего дошкольного возраста выполняют довольно сложные комбинации: составляют фигурки животных с применением дополнительных предметов (платок), рассказывают стихи, часто меняя положение рук и пальцев.

Пальчиковой гимнастикой можно заниматься везде – в транспорте, очереди, поликлинике. Некоторые пальчиковые игры даже помогут уложить непоседу спать.

Составляйте рассказы по картинкам

Ещё одним эффективным способом развития речи является составление историй по сюжетным картинкам. Дошкольнику предлагается серия карточек, которые необходимо расположить в определённом порядке и составить по ним рассказ.

Из-за бедности словарного запаса справиться с подобным заданием на «отлично» бывает сложно даже некоторым взрослым детям. Поэтому перед занятием лучше подготовиться и заранее составить простой, но лаконичный рассказ. Так, если история малыша получится скудной, вы предложите свой вариант, чтобы показать крохе, как может отличаться текст по одной и той же картинке.

Вначале малыш внимательно рассматривает материалы и раскладывает их в правильной последовательности. Потом крохе предлагается ряд вопросов, ответив на которые, дитя сможет составить логичную историю.

Работа над речью дошколёнка должна проводиться не от случая к случаю, это планомерный и последовательный процесс, требующий регулярных занятий. Скорее всего, он отнимет много сил и времени, но кто, если не родители сможет помочь крохе усвоить сложнейшую систему родного языка.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Н. В. Новоторцева Развитие речи детей 2 - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 1997
    270 бумажная книга
    Развитие речи детей дошкольного возраста Развитие речи детей дошкольного возраста - Просвещение, (формат: 60x90/16, 220 стр.) 1979
    180 бумажная книга
    Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. Пособие для дошкольника Развитие речи детей 6-7 лет. Пособие для дошкольника - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 2016
    136 бумажная книга
    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет. Методическое пособие Развитие речи детей 3-4 лет. Методическое пособие - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 2016
    214 бумажная книга
    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты образовательной деятельности. Игры и упражнения. Методическое пособие Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты образовательной деятельности. Игры и упражнения. Методическое пособие - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 2016
    214 бумажная книга
    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы - (формат: 60x90/16, 220 стр.) 2016
    146 бумажная книга
    Бутусова Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. Учебно-методическое пособие Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения. Учебно-методическое пособие. Предназначено логопедам и педагогам ДОУ - Детство-Пресс, (формат: Твердая глянцевая, 304 стр.) 2012
    414 бумажная книга
    Громова О.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Часть 1. Осень-зима. Демонстрационный материал. ФГОС ДО 2018
    248 бумажная книга
    Громова О.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Часть 3. Весна-лето. Демонстрационный материал. ФГОС ДО Предлагаем вашему вниманию комплект пособий, предназначенных для проведения занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста и закрепления лексического материала в ходе индивидуальных… - Сфера, (формат: Твердая глянцевая, 304 стр.) Беседы по картинкам. Демонстрационный материал 2018
    248 бумажная книга
    Соломатина Г., Рукавишникова Е. Развитие речи детей 5-6 лет. Часть 1. Демонстрационный материал. 16 рисунков Вашему вниманию предлагается демонстрационный материал "Беседы по картинкам. Развитие речи детей 5-6 лет. Часть 1" - ТЦ Сфера, (формат: Картон, стр.) 2018
    282 бумажная книга
    О. С. Рудик Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации Пособие предлагает примерный вариант планирования работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время. Состоит пособие из четырех разделов: "Воспитание звуковой… - Сфера, (формат: 60x90/16, 176 стр.) Детский сад с любовью 2009
    57 бумажная книга
    Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности… - Сфера, Развиваем речь 2017
    233 бумажная книга
    Развитие речи детей 5-7 лет 2014
    119 бумажная книга
    Ушакова Оксана Семеновна Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. ФГОС ДО Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности… - Сфера, (формат: 60x90/16, 272 стр.) Развиваем речь 2019
    205 бумажная книга
    Ушакова О. Развитие речи детей 5-7 лет Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности… - ТЦ Сфера, (формат: Мягкая бумажная, 272 стр.) Психомоторика: cловарь-справочник

    РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ - (англ. memory development) происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на 1 м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные… …

    Соц. поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потому его развитие требует внимания. Соц. поведение включает не только взаимодействие чел. с др. людьми, но и с миром вещей, к рые приобрели свое смысловое значение и статус благодаря… … Психологическая энциклопедия

    развитие психическое: отклонение - неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического, нарушения… … Большая психологическая энциклопедия

    развитие детей двигательное - (развитие движений ребенка, двигательное развитие ребенка) процесс качественного видоизменения системы движений ребенка по мере его роста и накопления индивидуального опыта. В момент рождения ребенок не имеет вполне готовых механизмов… … Большая психологическая энциклопедия

    развитие психическое: задержка - парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом. Причинами задержки развития психического могут … Большая психологическая энциклопедия

    Развитие интеллектуальной сферы - Одна из важнейших задач школы развитие интеллектуальной сферы. При этом надо занять ум чем то интересным и направить энергию на созидание, а не на разрушение. Интеллектуальные умения включают в себя: развитие мышления (логического, критического,… … Энциклопедия педагогических технологий

    Речи развитие - процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа. Первый этап довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Речи нарушения - разл. отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Р.н. возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функц. характера, имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с … Психология общения. Энциклопедический словарь

    обучение речи дошкольников

    Принципы: народного воспитания

    1937 – «Развитие речи дошкольника». Задача: развитие словаря ребенка

    Задачи обучения:

    1. развитие аппарата речи детей, его гибкости

    2. накопление содержания речи, обогощен.словаря

    3. работа над функциями речи, её #

    Факторы развития речи:

    · закономерность развития речи

    · условия в которых протекает подготовительный период формирования речевого аппарата

    речевая среда дает детям словесные формы и образцы для подражания

    ведущие прц:

    Деятельностный подход к развитию речи (игра, труд)

    Взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребенка (умст, соц, эстет, физ, сенс.)

    Наглядности (среди веществ мира)

    Повторения и постепенности (окр. мир, среда, соц.жизнь, природа, дидакт.материал)

    Виды занятий по обучению речи: 1. по словарю 2. по живому слову

    10.Развития речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками (Е.И. Тихеева, М.И. Лисина).

    Цели развития языка – развитие двух сторон языка по культуре речи: грамотность и целесообразность.

    средства : 1. общение со взрослым 2. культура яз.среды 3. обучение 4. виды искусства 5. худ. литература

    общение – взаимодействие двух или нескольких людей, направлены на согласование и объединения их усилий с целью налаживания отношений.

    формы общения ребенка со взрослым:

    ситуативно-личностное (0-1) Дть ребенка – эмоциональное общение Средства – мимика, жесты

    ситуативно-деловое (1-3) Дть ребенка – предметная Дть Средства – вербальные средства, слова

    ситуативно-познавательное (3-6) Дть ребенка – игра, продуктивные виды Дти Средства – речь

    внеситуативно-личностное (5-7) Дть ребенка – Лное общение Средства – речь

    Культура яз.среда (речевая среда)

    1. Материальная (предметы, игрушки) 2. Социальная (родители, воспитатели)

    Требование от педагога:

    Недостатки речи педагога:

    1. многословность. 2. чрезмерная лаконичность. 3. часть употребления слов с уменьшительно ласкательных суффиксов. 4. небрежное произношение 5. монотонность речи. 6. бедность языка. 7. злоупотребление лишними словами

    Язык возникает из потребности человекав общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.


    7 . Использование идей Е.И. Тихеевой в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста. 1867-1944

    сама руководила детским садом. Вслед за К. Д. Ушинским она считала родной язык фоном, на ко­тором развертывается все обучение и воспитание в детском саду и школе. Основное место в своей педагогической теории Е. И. Тихее­ва отводила методике развития речи.

    В.И. Тихеева пришла к выводу о необходимости составления специальных программ и планов обучения детей в детском саду, а также организованных занятий. Важную роль сыграло появле­ние в 1937 г. книги Е. И. Тихеевой «Развитие речи дошкольника». В ней освещался опыт работы по формированию речи детей руко­водимого Тихеевой детского сада, а также опыт преподавания ме­тодики развития речи в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С материалистических позиций рассматрива­лась роль языка как орудия социального воспитания.

    Считая, что развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка (игра, труд, праздники, ин­теллектуальная деятельность), Е. И. Тихеева и свою методическую систему строила лишь вокруг этих видов деятельности. Этим объ­ясняется нечеткое выделение задач развития речи ". Наиболее под­робно разработала Е. И. Тихеева такие вопросы, как обогащение словаря (план-программа ознакомления с окружающей обстанов­кой; методы работы над словарем детей), а также развитие связной речи (рассказы об игрушках и картинках, занятия по жи­вому слову).

    Е. И. Тихеева была против слишком раннего обучения детей грамоте и иностранному языку. Она считала, что ребенка необхо­димо предварительно хорошо подготовить. Правда, Е. И. Тихеева допускала, что с детьми, хорошо овладевшими родным языком, можно начать изучение иностранного языка и несколько ранее, чем в 7-8 лет, но предупреждала, что родной язык должен оста­ваться первейшим фактором нормального всестороннего развития ребенка.

    Психолого-педагогические основы разработки программ речевого развития детей (Программа воспитания и обучения в детском саду, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С. Ушаковой).

    Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возраст­ном этапе, а также предусматривает воспитание определенных ка­честв личности. Например, выдвигая задачу формирования навы­ков диалогической речи (уметь отвечать па вопросы и задавать их), ирограмма одновременно подчеркивает необходимость воспитания у детей таких качеств, как общительность, вежливость, приветли­вость, сдержанность.

    Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего всем своим содержанием она направлена на реализацию тео­рии коммунистического воспитания, т. е. на всестороннее развитие личности ребенка.

    Кроме того, в основу программы положены данные психологии и смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенно­стях его познавательной деятельности, что определяет объем и по­следовательность требований к детям на разных возрастных сту­пенях.

    Программа построена также с учетом важнейшего педагогиче­ского положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с раз­личными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.).

    И наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом главных дидактических принципов - систематич­ности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и до­ступности; в ней прослеживается концентричность в формирова­нии у детей речевых умений (т. е. прохождение па каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением углублением их содержания).

    Все задачи и требования в программе изложены кратко. Четко названылишь общие требования к знаниям и умениям детей. Каж­дое общее требование программы воспитатель должен научиться конкретизировать.

    В условиях общественного воспитания ведущим средст­вом формирования речи ребенка является обу­чение.

    Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей", усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

    Основная форма дошкольного обучения - занятия.

    По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материа­ла; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (сметанные, объединенные).

    Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическими требованиями:

    1. тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения

    2. Оптимальная интенсивность нагрузки

    3. Воспитательный характер занятия

    4. Эмоциональный характер занятий

    5. распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия

    6. речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия

    7. сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом

    8. правильная организация занятия

    9. учет результатов занятия

    10. необходимость закрепения пройденного материала на других занятиях или в другой Дти. (игра, ИЗО, дет книга, праздники, зрелища, бытовая ДТЬ)

    1. Е.И. Тихеева – сторонница и последовательница взглядов К.Д. Ушинского.

    2. Е.И. Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.

    3. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.

    4. Разделы работы по развитию речи детей.

    5. Тихеева Е.И. о развитии ребенка в первые годы жизни.

    6. Характеристика занятий по «Живому слову».

    Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1943), известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.

    Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

    В 1918 г. Е.И. Тихеева ставит вопрос о возможности и необходимости создания единой программы речевого развития детей. Возможность ее создания она объясняет тем, что:

    У всех детей речь развивается по одним и тем же законам;

    Возрастные различия детей внутри одной группы невелики.

    Далее Е.И. Тихеева оговаривает и то, что должно войти в данную программу по содержанию. Во-первых, это то, что ребенка окружает. Во-вторых, то, что реально может познать дошкольник. В-третьих, каждый педагог в подборе методики – «хозяин».

    Прежде чем приступить к написанию содержания программы, Е.И. Тихеева разрабатывает задачи словарной работы с детьми, опираясь на механизм усвоения понятия, определенный в психологии (Л.С. Выготский). А также определяет основные принципы построения программы. К ним она относит принцип наглядности и связи с деятельностью.

    Раскрывая принцип наглядности, Тихеева, прежде всего, выделяет виды наглядности:

    Реальные предметы и игрушки их замещающие;

    Картины;

    Те образы, которые сложились у детей в результате ранее виденного и слышанного.

    Она отмечает, что все, что познает ребенок, должно быть представлено ему наглядно.

    Говоря о втором принципе, Тихеева отмечает, что только в деятельности, оперируя большим количеством предметов и орудий, у дошкольников активнее формируются словарь и активная речь.

    Большее предпочтение Е.И. Тихеева отводит игровой деятельности и разрабатывает три группы дидактических игр. 1-я группа позволяет реализовать первую задачу словарной работы (обогащение словаря) и помогает ребенку установить связи между предметом, образом и словом его обозначающим. К данной группе относятся игры типа «Угости куклу Машу чаем», «К нам приехали гости» и т.п. 2-я группа игр позволяет реализовать вторую задачу словарной работы (уточнение словаря) и помогает установлению связей между предметом, его признаками и словами, это обозначающими. К этой группе относятся игры, построенные по принципу парности. Например: «Найди такой же флажок», «Домино-ягодка» и т.п. 3-я группа позволяет реализовать третью задачу (активизация словаря) и помогает установить связь между предметом, его образами и понятием в целом. К этой группе относятся словесные игры типа «Угадай по описанию», «Магазин игрушек» и т.п.

    Не менее важное место в работе с дошкольниками занимает и трудовая деятельность, считает Е.И. Тихеева. Она выделяет 4 уголка, где ребенок может трудиться и между тем обогатить свой словарь:

    Уголок труда;

    Уголок природы;

    Уголок игры; уголок кухни.

    Е.И. Тихеева также определяет условия (материальные, социальные) организации работы с детьми раннего дошкольного возраста; методику проведения специальных занятий.

    Таким образом, теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения:

    Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;

    Речь детей развивается в социальной среде при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

    Речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;

    Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;

    Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;

    Развитие речи связано со всем педагогически процессом детского сада.

    Развитие стиля речи у детей. Что такое стиль ? Зачем он нужен? В каком случае он проявляется у человека? Как воспитать стиль речи у малыша? Каких ошибок нужно избегать? Статья Е.И. Тихеевой «О стиле» (1923 год)

    Сейчас, в наши дни, когда дети плохо говорят, часто мы ставим перед собой задачу до школы – помочь ребенку правильно произносить все звуки родной речи, овладеть ее лексикой и грамматикой и научиться говорить связно, понятно, логично и по возможности выразительно. И даже почти и не ставим задачу развития и воспитания индивидуального стиля речи ребенка. А такая задача, оказывается, ставилась основоположником методики развития речи в России Елизаветой Ивановной Тихеевой сто лет назад. И эта задача очень важна. Ведь речь — это зеркало внутреннего мира ребенка, его восприятия жизни, его индивидуальности. И она должна быть индивидуальной!

    Много работая с детьми, я вижу как у одного малыша исключительно богатый глагольный словарь – «вбежал вихрем», «выскочил как пуля», «помчался», «поплелся», «полетел как самолет»- его речь быстрая, энергичная. А вот словарь прилагательных у этого ребенка очень беден. Чаще всего такая особенность речи наблюдается у мальчиков. У другого малыша глагольный словарь бедный, но зато какие прилагательные! Девчушка, возвращаясь с детсадовской прогулки, говорит мне: « У меня щечки от мороза раскраснелись как румяные яблочки!». Какое сравнение! Какой яркий образ – поэтический! Кто из этих двух малышей более развит в плане речи? Вопрос без ответа! Они просто разные! И как хорошо, когда есть эта разница. А такая разница в речи может быть лишь тогда, когда ребенок освоил родную речь достаточно хорошо и свободно в ней себя чувствует и ею владеет. Иначе речь его однообразна и «как у всех». И уже не до индивидуальности!

    Давайте сегодня поговорим о стиле речи. Работая с книгами начала 20 века для педагогов в процессе подготовки к своему курсу по игровым коммуникативным ситуациям, я случайно наткнулась на эту статью – статью Е.И. Тихеевой «О стиле». И она стала для меня откровением, хотя еще 15 лет назад я на данную статью не обратила особого внимания – тогда я еще «не дозрела» до ее понимания. Сегодня, когда во всем мы ищем «стильность» , мы забываем, что «стильность» и стил ь зависит не от моды, не от того, что нам пишут журналы, не от того « с чем сочетается красный цвет, а с чем он не сочетается» и не от того, что «так говорить красиво, а так плохо и не принято». А от того, насколько богат наш внутренний мир и насколько мы научились выражать свое внутреннее человеческое богатство во внешнем мире – в своей речи, одежде, в создаваемых нами вещах, в обстановке, в своем образе жизни. Стиль Пушкина, Лермонтова, Есенина в литературе, стиль Репина, Айвазовского, Врубеля в живописи – их не перепутать друг с другом, так как они индивидуальны! И наша «стильность» зависит прежде всего оттого, насколько мы духовно богаты и индивидуальны и насколько мы научились творить свою жизнь и обстановку, которая нас окружает. И задача воспитания своего индивидуального стиля в начале 20 века ставилась уже по отношению к детям дошкольного и младшего школьного возраста! Ведь очень важно, чтобы ребенок вырос Человеком, а не частью толпы без своих интересов, взглядов, вкуса к жизни и индивидуальности!

    В этой статье выражены очень важные мысли о том, что слово и речь нужны нам не для того чтобы просто болтать, то есть не для того чтобы говорить первое, что придет на ум или что попало. А для того чтобы развивать себя, слушать себя и выражать себя в мире – выражать то, что является нашей мыслью, плодом своего собственного размышления… Я всегда хотела послушать, как говорили люди раньше – хотя бы полвека назад, как они рассказывали, беседовали друг с другом. И вот в апреле мне попалась в Интернете аудиозапись речи К. И. Чуковского – он рассказывает слушателям о своей биографии. Послушайте эту запись! Какой разительный контраст с современной речью! Как много мы потеряли и продолжаем терять! Какой слог! Речь К.И. Чуковского медленная, размеренная, каждое слово выверено и точно передает эмоции, чувства, мысли! Такого уже не встретишь почти в наши дни. Слушая эту запись, как будто пьешь воду из чистейшего родника, а не из-под крана!

    И еще одна очень важная мысль из статьи – слово малыша с первых дней его жизни должно отражать непосредственные впечатления ребенка, ЕГО опыт, ЕГО мысли! А не опыт и мысли взрослых, которые надо запомнить и повторить! Это должны быть выводы малыша! Его рассуждения, вопросы к взрослому, сравнения, гипотезы! Увы, как часто встречаются сейчас так называемые «развивающие видео», в которых малышу надо просто запомнить и повторить названия планет, вещей, цифр, букв, животных, стран на родном языке или на иностранном. А где здесь умение передавать в своем слове свои впечатления и эмоции? Где сравнение и размышление ребенка? Что может сказать и почувствовать ребенок, повторяя за диктором слово «пляж», «замок из песка» или «солнцезащитные очки», если он этого пляжа в глаза не видел??? И не знает, какие пляжи бывают, не лежал на песочке, не пересыпал его из руки в руку и не купался в море и никогда не надевал эти самые очки!!! Назвал, повторил за взрослым слова, всё хорошо запомнив — как собачка повторяет за человеком на дрессировке и… всё. Разве это развитие речи? Нет, это воспитание «пустой болтовни» , о которой тоже речь идет в этой статье. И которая названа выдающимися людьми 19 века самым разрушительным фактором для развития индивидуальности человека и воспитания его индивидуального стиля.

    Желаю приятного прочтения и интересных мыслей и идей, осознаний и размышлений! И нового осознания того, что понимается под «развитием речи детей» и для чего всё это нужно и нам, и ребенку.

    Статья из цикла «Детский сад 100 лет назад». Из истории отечественной дошкольной педагогики и методики развития речи. Книга Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию » — статья цитируется по изданию 1923 года.

    О стиле речи и его воспитании у детей.

    «Совершенства и недостатки речи, ее индивидуальные особенности проявляются в том, что мы называем стилем. Содействовать развитию речи ребенка значит содействовать выработке его стиля. «Le style c est I home», сказал Бюффон.

    Та же мысль выражена и в следующем изречении Паскаля:

    «Истинное красноречие смеется над красноречием. Стиль естественный и прекрасный приводит нас в восхищение и удивление: мы полагали встретить писателя, а находим человека ».

    А потому все меры, клонящиеся к развитию стиля ребенка, должны опираться на главнейшую и основную заботу – сделать из него человека. Наш язык находится в непосредственной зависимости от богатства нашего внутреннего содержания.

    «Стиль покоится на глубоких основах наших познаний, на сущности вещей, поскольку нам дано постигать ее в видимых и осязаемых образах»,сказал Гёте.

    Первая и основная забота воспитателя и учителя, задумывающегося над вопросом о развитии речи детей, — содействовать количественному и качественному росту их внутреннего содержания, накоплению в них представлений, образов и знаний; и только опираясь на это незыблемое основание, можно не развивать, а содействовать самодовлеющему, естественному развитию речи и стиля, создавая благоприятные для этого условия и обстановку.

    То, что мы называем стилем, есть часть духовного облика самого человека. Это нечто рождается с человеком, растет незаметно и параллельно с его общим духовным ростом. Мы замечаем это нечто, когда оно уже налицо, и не можем уловить времени его окончательного «формирования». Да у человека глубокого и богатого содержанием этого времени и не бывает. Духовный рост его, а стало быть и рост его стиля совершается в течение всей его жизни. Изучать стиль невозможно. Стиль вытекает из самодовлеющего напряжения всех духовных сил и способностей человека. Великие стилисты не изучали стиля, а сила, красота, оригинальность их стиля вытекала из их духовной глубины, их их внутреннего содержания и знания дела.

    Но слух и язык даны всем людям, а в силу этого и способность речи присуща каждому человеку независимо от его духовной ценности и содержательности. Жизнь поверхностная, пустая и исковерканная, школа непродуманная и извращенная создают, к сожалению, очень распространенный тип людей: внутренний мир их, духовный багаж мизерны и незначительны, но, благодаря ли тому, что язык их хорошо подвешен, благодаря ли заботам о чисто внешнем развитии их речи без соответствующих забот о их внутренней ценности, — эти люди обладают способностью болтать легко и свободно. Это – противный тип пустых поверхностных болтунов, трескучая болтовня которых, лишенная всякой ценности и содержания, так нестерпима для каждого человека, хоть сколько-нибудь глубокого и дорожащего своим временем. Ушинский с присущим ему пониманием вопросов воспитания и критическим отношением к явлениям жизни говорит по поводу этих «изболтавшихся личностей»:

    « У нас не сознается та истина, что действительно хорошая речь вовсе не то, что гладкая болтовня, и что болтовню, не имеющую действительного содержания, нет надобности развивать в детях, а напротив надо подавлять, если она уже развилась под влиянием каких-нибудь жизненных условий».

    Важные по своей глубине и значению строки посвятил этому же вопросу и Песталоцци :

    «Невозможно определить, насколько порча языка – болтовня, проникла во все мировые явления нашего времени, насколько она господствует во всей своей губительной силе, куда бы мы ни обратили взор. Замечательно, что в наши дни более, чем когда-либо, эта порча, проявляющаяся чуть ли не с колыбели, поддерживаемая школою, укрепляемая жизнью, выражается среди нас, можно сказать, повсюду одинаково, начиная с кафедр и до трактиров и пивных. Она является центром, вокруг которого группируются все другие источники порчи человеческой. …

    Пока человек остается достойным великого дара человеческого рода – речи, пока он пользуется им как могущественным средством для выражения и сохранения своих человеческих преимуществ, с чистым желанием облагораживать и очеловечивать себя посредством него, до тех пор этот дарованный ему дар остается его святыней. Но раз он стал недостойным его, раз он больше не сохраняет его как могущественное средство для проявления своих преимуществ как человека, и пользуется им без чистого желания посредством него себя очеловечивать, дар этот становится для него лишь материальным орудием для проявления своих животных чувств и постепенно приводит его к потере человечности».

    Педагог, руководящий развитием речи детей, должен неизменно памятовать сам и внушать своим воспитанникам, что есть речь и речь. Развивать нужно только такую речь, которая не является синонимом болтовни, которая ценна и значительна не одним гладким внешним построением, но прежде всего глубиною содержания.

    Болтовня, как типичная представительница речи бессодержательной и ненужной, за которой кроется бездонная пустота, спокон веков заклеймлена народной мудростью. Она является тем огромным злом человечества, которое заставило Карлейля и многих других великих людей петь гимны молчанию.

    «Молчание, молчаливость!» — восклицает Карлейль – в честь их следовало бы воздвигать алтари, если бы наше время алтари еще воздвигало. В молчании формулируются и заключаются все великие дела, которым суждено вступить в жизнь, чтобы этой жизнью управлять. Среди твоих повседневных дел, сомнений, продержи свой рот закрытым в течение только одного дня, и с какой ясностью предстанут перед тобой твои обязанности, дела и намерения, от какого только сора и хлама не очистится твоя душа в тиши уединения! Народная мудрость гласит: речь есть серебро, а молчание золото, — а я говорю: речь – дитя времени, а молчание – вечности».

    «Праздная болтовня – родоначальница пустоты, половинчатости, она создает наиболее благоприятную атмосферу для того, чтобы сорные травы приобретали господство над благородными семенами человеческой жизни, их подавляли и глушили. Это одно из наиболее вопиющих зол нашего времени, с которым следует бороться всеми мерами. Мудрейшее из мудрых старое речение: «береги свой язык, потому что из него проистекает источник жизни». Человек есть в сущности воплощенное слово. Слово, которое он произносит, есть сам человек. Для чего дан нам язык: для того ли, чтобы произносить правду о том, что мы видим, и этим служить братству людей, или для того, чтобы изощряться и опошляться с бессодержательной болтовне, смущающей души и, словно стенами мрака, препятствующей единению людей? Ты, владеющий речью, этим совершеннейшим даром, подумай об этом. Говори, я умоляю тебя об этом, только тогда, когда твоя мысль созрела в молчании, при уверенности, что слово, которое ты произносишь, не будет пустым, ничего не значащим звуком…»

    «В молчании твоя сила. Глупец! Ты думаешь, что если некому записать твою болтовню, она безвредна и не вечна? Ничто не погибает, ничто не может умереть. Праздное слово, тобой произнесенное, подобно зерну, посеянному во времени и которое преумножится в вечности»

    «Мой юный друг, которого я люблю и знаю, хотя никогда не видал, учись быть чем-нибудь и что-нибудь делать вместо того, чтобы болтать о том, что делали и будут делать другие. За словом, хотя бы даже чего-либо и стоящим, скрывается несравненно более ценное молчание. Молчание глубоко, как вечность; слово мелко, как время. Это тебе кажется странным? Горе тому времени, горе тем людям, для которых эта вековечная истина стала чуждой…»

    Роль и значение, в этом смысле, слова,с одной стороны, и молчания, с другой, должен продумать каждый, кто взялся за трудно и ответственное дело воспитания юношества. Не всякое слово ценно. Наиболее ценно, конечно, то слово, в котором глубина и значительность содержания гармонируют с изяществом, силой и литературностью изложения . Но если этой гармонии уже суждено быть нарушенной, пусть это нарушение всегда совершается в пользу содержания. А потому, прежде всего и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, в том числе и путем слова, содействовать формированию в детях прочного и богатого внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению значительных по ценности мыслей и представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык не имеет цены и неразлучен с пошлостью. При наличности – он развивается естественно и легко из духовной глубины человека. Забота школы, воспитателя заключается лишь в том,чтобы не препятствовать, а способствовать этому развитию.

    Гораздо легче научиться излагать свои мысли, чем эти мысли приобретать и усваивать. Мысль ясная, продуманная, духовно слившаяся с человеком, найдет легко свое словесное выражение, если человек пройдет через соответствующую школу речи. Особых способностей для этого не требуется.

    «Чем истинно мудрее человек, тем проще язык, на котором он излагает свои мысли», сказал Лев Толстой .

    И это несомненно так».

    Так писала Е.И. Тихеева о развитии у ребенка стиля речи в 1923 году . А как современно звучат ее мысли сейчас!

    Еще об истории дошкольной педагогики и методики развития речи Вы можете прочитать: