Проекты доу по взаимодействию с родителями. Совместный творческий проект с родителями в детском саду
Творческий Тип проекта Групповой Вид проекта Долгосрочный Продолжительность проекта Сроки реализации проекта 1 год Интеграция образовательных областей Коммуникативно-личностное развитие; Познавательно-речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Актуальность темы: 1. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта. терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». 1. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемных родителях и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности. 2. С каждым годом у нас становится всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т.д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически – эффективным содержанием.
Цель проекта: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. Обеспечить целостное развитие личности дошкольника при тесном взаимодействии с семьёй и повышении компетентности родителей в области воспитания. Задачи проекта: 1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; - при тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов; - при использовании новых нетрадиционных форм работы. 2. Установить доверительные и партнёрские отношения с родителями; - вовлечь семью в единое образовательное пространство. 3. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку. 4. Повышение профессионального уровня педагога, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности.
Этапы реализации проекта: 1 – Этап == Подготовительный. (социальный опрос). Цель: выявить социальный статус родителей, их возраст и образовательный уровень; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка. Анкетирование родителей. Цели: определение отношения родителей к вопросам воспитания детей, выявление уровня участия семьи и ДОУ в воспитании ребёнка. Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые); потребность детей и родителей в комплексной помощи. Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей. Анализ диагностики детей, изучение уровня развития. Анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи. Активизация родительского комитета, с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы.
2 - ЭТАП --- ПРАКТИЧЕСКИЙ. Ц ели: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребёнка; ориентация семьи на воспитание здорового ребёнка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи. Практическую часть начнём с определения принципов, форм, планирования. Принципы взаимодействия с семьёй. 1. Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучение детей. 1. Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучение детей. Помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи. Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ. Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.
Формы работы с родителями: Выстраивая взаимодействие с родителями, можно применять как традиционные формы обучения – лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые нетрадиционные формы: мастер – классы, недели совместной деятельности, совместные мероприятия за пределами дошкольного учреждения. Наиболее эффективными формами взаимодействия с семьёй являются нетрадиционные. Наиболее эффективными формами взаимодействия с семьёй являются нетрадиционные. 1.«Мы вместе» неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов; Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные возможности. Неделя «Мы вместе» даёт возможность родителям увидеть жизнь ребёнка в детском саду, многому научиться друг у друга; создаёт психологический комфорт при общении детей и родителей Открытые занятия с детьми для родителей. Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Посещение семьи. Цели: выяснить общие условия семейного воспитания; выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; с целью оказания материальной помощи семье; защиты прав ребёнка на одного из членов семьи и т.д. Цели: выяснить общие условия семейного воспитания; выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; с целью оказания материальной помощи семье; защиты прав ребёнка на одного из членов семьи и т.д.
Педагогические беседы с родителями. Цели: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитателя, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам Цели: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитателя, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам Тематические консультации. Цели: консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Групповые собрания родителей. На групповых собраниях родителей знакомить с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи. «Круглый стол» с родителями. Цели: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Наглядная пропаганда. Цели: в работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды, уголок для родителей. Тематические выставки - создаются для родительского коллектива группы. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы и выписки из газет для родителей.
3 – й ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. По окончанию проекта можно сказать, что сложилась определённая система работы с родителями. Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми; Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми; Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребёнка; Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребёнка; Дети чувствуют защищённость и поддержку со стороны родителей; Дети чувствуют защищённость и поддержку со стороны родителей; Наметились положительные стили воспитания. Наметились положительные стили воспитания. Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьёй, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, освоенные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах. Участники проекта: Педагог, родители и дети.
Литература 1. Антонова Т., Волкова Е, Мишина Н. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка. // Дошкольное воспитание «Дошкольное учреждение и семья – единое образовательное пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений // Т.Н. Доронова и др. М., Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М., Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (Письмо Министерства образования Российской Федерации от /30 – 16). 5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: ИД «Воспитание дошкольника», Детский сад и семья / Под редакцией Т.А. Марковой. М., 1998.
Суть инициативы
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
1.Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.
2.Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.
а/ Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
б/ Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
в/ Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.
г/ Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.
д/ Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Обоснование значимости
Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.
Поэтому каждый учебный год мы начинали со встречи, на которой освещали закономерности развития ребенка, учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Приглашали для консультаций специалистов: врачей, психолога, музыкального руководителя и др. Главное, что эти встречи проходили в неформальной обстановке. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.
Ожидаемый результат
1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.
2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.
3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.
Пути реализации
Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта
Состав участников
Дети, родители, воспитатели
Срок реализации проекта
Вид проекта
Ролево-игровой
Исходные теоретические положения
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.
Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от23 до 43 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны помогать молоды формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.
Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.
Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.
Распределение деятельности
План совместной работы с семьей на учебный год
№ | Формы работы | Задачи | Сроки | Ответственные |
1 | Выставка “Умелые руки” | Пополнить развивающую среду в группе | Январь | Родители Воспитатели |
2 | Семейный досуг “Какой хороший папа” | Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. | Февраль | Воспитатели |
3 | Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты | Привлекать родителей к совместной деятельности в семье | Февраль | Родители |
4 | Праздник “Мамин день” | Воспитывать любовь и доброе отношение к маме | Март | Воспитатели Родители |
5 | Встреча со специалистами “Теплый дом” | Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей | Апрель | Воспитатели Муз.рук-ль Инструктор ИЗО |
6 | Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ” | Воспитывать патриотизм и толерантность | Апрель | Воспитатели |
7 | Выставка “У мамы руки золотые” | Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе | Май | Мамы Воспитатели |
8 | Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало” | Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя | Май | Родительский комитет Воспитатели |
9 | Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка | Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка | Май - июнь | Воспитатели Родители |
10 | День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки” | Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение | Июнь | Родительский комитет |
11 | Выставка комнатных растений “Цветоград” | Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства | Июль | Родители |
12 | Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша” | Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов | Август | Старший воспитатель Психолог |
13 | Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето” | Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ | Сентябрь | Родители |
14 | Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети” | Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе | Сентябрь | Воспитатели Родительский |
15 | Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день” | Повысить педагогические знания родителей | Сентябрь | Родители Воспитатели |
16 | Консультация “Чем и как занять ребенка дома” | Заинтересовать родителей данной проблемой | Октябрь | Воспитатели |
17 | Беседа “Если хочешь быть здоров” | Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников | Октябрь | Врач Ст. медсестра |
18 | День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей” | Помочь родителям в воспитании детей | Ноябрь | Воспитатели Психолог |
19 | Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его” | Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам | Ноябрь | Воспитатели Родители Ст. воспитат. |
20 | Конкурс “Семья года” | Выявить победителя конкурса “Семья года” | Декабрь | Воспитатели Работники библиотеки |
21 | Новогодний праздник | Доставить детям радость и удовольствие | Декабрь | Воспитатели Родители |
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта
Мониторинг;
Мероприятия (групповые и общесадовские);
Анализ родительских анкет;
Праздники и развлечения;
Протокола родительских собраний и консультаций.
Методические разработки
Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.
Методы и технологии
Анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;
Детско-родительские гостиные;
Методы ТРИЗ;
Методы психофизического сопряжения;
Интеграция;
Театрализованная деятельность;
Метод КТД.
Необходимые условия реализации проекта
1.Интерес детей и родителей.
2.Наличие необходимой литературы.
3.Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.
Предложения по возможному распространению проекта
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности детского сада и родителей воспитанников. Итогом нашего проекта стало создание на базе нашего детского сада районного клуба “Молодая семья”. Это перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Татьяна Сергеевна
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».
Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой . В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями . В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи , родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ , повышение культуры педагогической грамотности семьи . Основное условие ФГОС ДО : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников , а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй . Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится : «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей , их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска» . Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями . Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта .
Цель проекта : Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями
Задачи :
1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
2. Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников .
3. Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей .
4. Создание творческой атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку , организацию и проведение различных мероприятий.
5. Выявление эффективности данного проекта .
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.
Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.
Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.
Форма педагогического планирования : план мероприятий
Принципы взаимодействия воспитателя с родителя
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;
Единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей , задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;
-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов ;
Доброжелательный стиль общения;
Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.
Формы работы с родителями :
Анкетирование;
Тематические консультации;
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
- родительское собрание ;
- совместные мероприятия : праздники, развлечения.
Почтовый ящик;
Совместные экскурсии;
Создание стенгазет.
Ожидаемый результат :
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями , детьми и педагогами,
2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.
3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей .
4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
5. Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями .
Этапы работы :
I этап. Подготовительный.
Цель : Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта .
Педагогическая деятельность :
изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями .
Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями :
Проведение анкетирования
Проведение опроса для выявления социального статуса родителей , их образовательного уровня, «проблемных» родителей , а также уровня их психолого- педагогической компетентности.
Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми :
изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
наблюдения за детьми и беседы с ними.
II этап Практический
Цель : Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность :
Проведение ряда запланированных мероприятий
Организация встреч с участниками данного проекта ;
Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями :
Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.
Практическая совместная с детьми деятельность.
Работа с детьми :
Проведение совместных мероприятий с родителями .
План совместной деятельности.
1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»
2. Наглядная агитация «уголок здоровья»
3. Консультация «Права и обязанности родителей » .
4. Развлечение «Осенины»
5. Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка» .
6. Выставка рисунков «Моя семья »
7. Создание и оформление альбомов «Золотая осень»
1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей »
2. Тематическая консультация «Игры зимой» .
3. Беседа «Рука развивает мозг»
4. Экскурсия «Путешествие в зимний лес» .
5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний» .
5. Беседа о правилах поведения на празднике
1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения»
2. Изготовление уголка ряжения
3. Консультация «Витаминная азбука» .
1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший»
2. Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться» .
3. Беседа «Можно, нельзя, надо» .
1. Беседа «Правила этикета» .
3. Фотовыставка «Мамы разные нужны»
4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» .
1. Развлечение «День смеха» .
2. Создание альбомов «Я и мой питомец» .
2. Подведение итогов, создание презентации.
III этап Заключительный.
Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта .
Критерии эффективности :
Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий
Согласованность действий родителей и педагогов ;
Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта .
Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности :
Семейные стенгазеты;
Декорации, костюмы;
Папки «Консультации с родителями » .
Фотоматериалы
Презентация.
Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты : поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями , многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.
Наташа Парунова
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности : воспитательно-образовательный.
По числу участников проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.
По времени проведения : долгосрочный.
По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат . Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие како-го-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » МДОАУ № 17.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;
Психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.
Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.
Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;
Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ
1. Информационно - аналитические
Анкетирование;
Тестирование;
Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .
2. Наглядно-информационные формы
Сайт ДОУ и педагогов;
Выпуск семейных стенгазет;
Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;
Фотовыставки;
Семейные презентации;
Нетрадиционные дни открытых дверей .
3. Познавательные.
Нетрадиционные родительские собрания ;
Информационно -практические занятия «Школа родителей ";
Маршруты выходного дня или экскурсии;
Совместная работа по тематическому плану проектам ;
Круглый стол.
4. Досуговые.
Совместные праздники, досуги, развлечения;
Совместные спартакиады;
Семейный театр;
Участие родителей в конкурсах , выставках
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .
2. Анкетирование родителей .
3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .
4. Разработка методических материалов для реализации проекта .
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ
1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )
2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.
3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ.
СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ
Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.
УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ
Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.
СТОРОННИКИ ПРОЕКТА
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители .
5. Администрация.
6. Общественность.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители .
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители ) .
2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО) .
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :
У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;
Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2011 -2012 уч. год
участников
1. Семинар – практикум «Основы семейного права»
Родители
Педагог – психолог
Юрист – консультант по семейному праву
2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель
родители
3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог
родители
4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители
5 Анкетирование «Какой я родитель ?» Родители
Педагог – психолог
6 Семейный театр Воспитатель
родители
7 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы
Экскурсовод
8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»
Педагог – психолог
Врач – невролог
Учитель – логопед
Инструктор по физической культуре
9 «Зов джунглей» Воспитатель
родители
10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник , воспитатели, родители
11 Родительское собрание «Копилка семейных советов» Воспитатель
родители
12 Опрос «Чем интересен детский сад » Воспитатель
родители
13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель
родители
14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2012 -2013 уч. год
участников
1. Родительское собрание «Родитель , ребенок, детский сад » Воспитатель
родители
2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Учитель СОШ
Юрист, врач.
Специалисты разных профилей
3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог родители
4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель
родители
5 «Веселые старты» Физкультурный работник , воспитатели, родители
6 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель
родители
7 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель
родители
8 Опрос «Воспитатель глазами родителей » Воспитатель
родители
9 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Воспитатель
родители
10 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы
Экскурсовод
11 Семинар – практикум «Мастер класс» Воспитатель
родители
12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель
родители
13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку) » Воспитатель
родители
14 Конкурс поделок из одноразовой посуды» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2013 -2014 уч. год
участников
1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель
родители
2 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель
родители
3 «Мама, папа, я спортивная семья» Физкультурный работник
4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» Педагог-психолог родители
5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель
родители
6 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник , воспитатели, родители , экскурсовод
7 Творческий конкурс «Эскиз участка детского сада » Воспитатель
родители
8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель
родители
9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду » Воспитатель
родители
10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель
родители
11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» » Воспитатель
родители
12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель
родители
13 Спартакиада Воспитатель
родители
14 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель
родители
15 Мультимедийная презентация «Где бывали? Что видали?» Воспитатель
родители
16 Конкурс поделок «Ёлочка красавица» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014 -2015 уч. год
участников
1. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель
родители
2 Спортивные игры» (шашки, шахматы, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник , воспитатели, родители
3 Анкетирование «Интересы семьи» Педагог-психолог родители
4 Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель
родители
5 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник
Экскурсовод
6 Выпуск семейной стенгазеты «Новогодняя открытка» Воспитатель
родители
7 Презентация «Моя семья» Воспитатель
родители
8 Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель
родители
9 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель
родители
10 Опрос «Чтобы вы хотели увидеть нового в детском саду » Воспитатель
родители
11 Семинар – практикум «Ролевая игра в воспитании ребенка» Воспитатель
родители
12 Родительское собрание «Кнут и рпяник» Воспитатель
родители
13 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель
родители
14 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель
Формы работы с родителями
Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
Родительские собрания в нетрадиционной форме по темам:
1. «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе в соответствии с ФГОС» - круглый стол
2. «О здоровье всерьез» - деловая игра
3. «Семья на пороге школьной жизни ребенка». - практикум
Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.
В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями - что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?»
Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Было много восторгов и удивлений.
На собрание были приглашены специалисты: учителя школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная
открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
«День открытых дверей»
(посещение родителями режимных моментов, праздников, НОД) .
Совместное создание проектов:
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ.
Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно - пространственной среды.
Проекты:
1.«Современный подход к работе с родителями»
2.«Лук - всем полезный друг»
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Совместное создание предметно - развивающей среды
Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей. Они и красят, и строят, и цветы с деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают!
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины,сшили красивую одежду в «уголок ряженья», помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.
С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть мультфильмы, дети сидят на диванчике и рассказывают интересные истории, играют. Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.
Совместно с родителями организовали
мини - музей «Моя семья».
Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
В Музее « Моя семья» хранятся:
1.Совместные поделки детей и родителей
2. Оформленные родителями семейные «Генеалогические Древа семьи.»
Слайд 23-25
Одной из результативных форм являются
Выставки совместного творчества .
Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.
Выставки семейного творчества:
1.« У солнышка в гостях»
2.« Новогодняя игрушка от нашей семьи»
3.« Весенний букет.» (поделки из бросового материала)
Слайд 26- 27
Выставки рисунков:
1. «Любимый вид спорта».
2. «Открытка Ветерану» -акция
3. «День победы»
Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Слайд 28-29
Ø Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Информационные стенды:
1.« Скоро в школу»
2.« Реализация ФГОС в ДОУ»
3.« Всё о здоровье детей»
4. « Времена года».
Библиотека для родителей: «Готовимся в школу», «Здоровье детей»,
Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.