Если ребенок не садится на горшок. Ребенок не хочет писать-какать в горшок! Что делать

В первые годы жизни бывает, что дети отказываются что-то делать, казалось бы, без видимой причины. Под внешней капризностью и вредностью часто скрываются страхи. Когда ребенок боится горшка, то приучение его к туалету становится проблемой, т.е. именно приучение ходить на горшок становится проблемой…

Боязнь горшка: причины страха

  1. Часто малыша приучают к горшку, когда по физиологическим причинам он еще не готов к этому. Возникновение новых способностей, в том числе и удерживание кала и мочи, у всех детей зависит от созревания определенных центров в головном мозге. Области мозга, отвечающие за дефекацию и мочеиспускание, вступают в силу, начиная с 1.5-2.5 лет , поэтому требовать от годовалого ребенка умения пользоваться горшком абсолютно бесполезно. Можно подлавливать, использовать горшок как игрушку, подготавливая малыша к новому навыку, но ни в коем случае ни приучать. Несвоевременное, навязчивое обучение может привести к отрицательному восприятию малышом этого предмета, которое усугубляется страхами и полным отказом ходить на горшок в будущем.
  2. Ребенок боится горшка, потому что это новый для него предмет. Такое происходит, если родители не купили заранее горшок, малыш не успел привыкнуть к новому «другу». А теперь его пытаются посадить на этот холодный, скользкий и довольно-таки страшный предмет.
  3. В детском саду распространены случаи, когда воспитатели неадекватно реагируют на то, что ребенок не успел или забыл дойти до туалета. Эмоциональные возгласы по поводу неприятности, постигшей ребенка на виду у других детей, могут поселить в душе малыша страх не только перед самим горшком, но и актами дефекации и мочеиспускания. Устраивая ребенка в детский сад, родители обязаны посмотреть, какой там туалет: удобные ли горшки (унитазы), есть ли туалетная бумага, может ли ребенок уединиться. Отсутствие этих условий почти всегда ведет к тому, что дети сдерживают позывы на дефекацию до прихода домой, что приводит к запорам.
  4. Следующая причина того, что ребенок боится горшка напрямую вытекает из предыдущей. При появлении у ребенка физиологических запоров, малыши чувствуют боль при дефекации из-за того, что каловые массы становятся плотными и травмируют слизистую прямой кишки. Неприятные ощущения во время использования горшка ведут к тому, что у малыша этот предмет начнет ассоциироваться только с болью, и ребенок станет бояться какать в горшок. Такой запор уже является психологическим.
  5. Родители, которые пытаются высаживать ребенка по часам, лишают детей самостоятельности и скупы на похвалу, могут столкнуться с тем, что кроха начнет бояться садиться на горшок. Когда малыша наказывают за неопрятность, стыдят, у него возрастает уровень тревожности и страха. Боязнь не оправдать надежд родителей, с которыми у ребенка слабый эмоциональный контакт, накапливается внутри, не находя выхода. Если ребенок боится горшка – это может быть следствием чрезмерной требовательности к нему и недостаточной поддержки.
  6. Источником страхов у детей могут быть их собственные фантазии, которые часто не обходят стороной и горшок. Ребенку может казаться, что в унитазе кто-то живет и схватит его за попу, или при спуске воды его затянет в трубу. Подобные иллюзии у детей могут быть связаны и с обычным детским горшком. Необходимо доверительно поговорить с малышом и выяснить, чего конкретно он боится.
  7. Причина того, что ребенок боится садиться на горшок, может быть настолько банальна, что многие родители даже не подозревают, как они плохо понимают своего малыша. Есть застенчивые, не по возрасту стеснительные дети, которые в 3 года могут отказываться ходить в туалет в присутствии посторонних или родителей противоположного пола. В этом случае достаточно создать ребенку комфортные, уединенные условия и проблема будет решена.

Видео: Что делать при боязни горшка?

Итак, когда вы пытаетесь усадить ребенка на горшок, а он плачет, вопит, убегает, прячется, то в такой ситуации добиться от ребенка, чтобы он «свои дела» сделал в горшок бесполезно. Но есть ряд советов, как помочь малышу перебороть страх перед горшком.

  • Оставьте ребенка в покое, подождите пока ситуация забудется, а малыш перестанет бояться горшка. Это очень важно, без этого пункта все остальное работать не будет! Вы должны перестать бегать за малышом с горшком на перевес. Ведь именно фиксация на этой проблеме в семье ухудшает боязнь горшка у ребенка.
  • Можно купить ребенку новый горшок (пусть ребенок выберет себе его сам). Это очень важно, чтобы малыш почувствовал этакую власть над ситуацией.
  • Покупку поставить в комнате, где ребенок чаще всего находиться, но не настаивать, чтобы малыш сразу же использовал его по назначению. Иначе можно спровоцировать то, что ребенок начнет опять бояться горшка. Пусть малыш к нему попривыкнет, сам регулирует дистанцию. Это снимет давление с Вашей стороны, т. е. вы не будете бегать за карапузом с этим вопросом.
  • Можно изучить его, познакомиться с ним, посмотреть из чего он сделан, пощупать, попереворачивать и т. п. Этим снимется часть боязни неизвестного, т. е. непонятного горшка.
  • Нужно проигрывать в играх эту ситуацию. Пусть ребенок сажает на горшок куклы, игрушки и т. п. В результате таких игр, малыш будет постепенно воспринимать его, как что-то обыкновенное, обыденное. И что здесь самое главное: игра несет позитивные эмоции, проигрывание «горшковой»ситуации - позитивные эмоции по отношению к горшку.
  • Вместо того, чтобы настаивать «Аня, пойдем на горшок!», можно водить «на горшок» любимые игрушки ребенка: «Вот наш зайчик писать захотел, давай пойдем с ним вместе» и т. п. Этот прием очень похож на предыдущий и собственно механизм действия здесь тот же самый.
  • Наклейте на горшок глазки и улыбку. Так незнакомый обезличенный предмет превратится в друга малыша.
  • Очень хорошо работает такой прием: придумывать, рассказывать и проигрывать с малышом сказки на горшочную тему. Посыл сказки может быть таким: горшочку очень грустно просто стоять без дела, одиноко и т. п. он очень плачет, когда в него не писают и не какают.

Видео: Ребенок отказался ходить в туалет на горшок

Психотерапия


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Обычно к 2-м годам дети уже любят, когда им читают книжки. Прекрасным методом в лечении страхов у детей является сказкотерапия. Если ребенок начал бояться горшка по какой-то причине, сказка может помочь выявить ее и затем нейтрализовать. Слушая истории, дети ассоциируют себя с главными героями. Чаще всего малышам неосознанно нравятся сказки, сюжет которых отражает их собственную проблему или страх. Поэтому придумывая терапевтическую сказку для ребенка, который боится какать и писать в горшок необходимо:

  • Проводить аналогию между действиями в сказке и проблемами малыша;
  • Персонаж сказки должен быть ровесником ребенка;
  • В сказке должно быть решение проблемы с благоприятным исходом. Проводя параллели страхов в жизни ребенка и в истории, нужно приуменьшить значение того, чего ребенок боится;
  • Сказка должна быть на понятном для ребенка языке;
  • Рассказывать сказку, когда малыш позитивно настроен.

Ребенок, с которого только что сняли подгузник, с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног, вызывает у родителей умиление и восторг: «Вот как вырос наш малыш, уже и «памперс» с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз - вот время летит», умиляются взрослые. Однако сам малыш может быть иного мнения по вопросу садиться ли ему писать-какать на горшок или делать свои дела в более интересные места.

Как это бывает?

Много информации можно найти в специализированных журналах и в интернете на тему того, как приучить ребенка к горшку. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически «созреет» к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься снять штанишки и сесть на горшок, то после двух мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и сайтах!) «Пора!»

Хорошо, когда все получается «как по писанному», показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что писать и какать нужно на горшок или в унитаз.

Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы писать в горшочек, и какать тоже. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому - все это может приучить ребенка рано или поздно писать-какать в специально отведенное для этого место.

Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает мочу или какашки - все бесполезно. У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки писать-какать в специально отведенное для этого место даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят и как это делать, но он НЕ ХОЧЕТ писать-какать на горшок и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно очень вредит.

Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс писать и какать в специально отведенное для этого место. Возможно ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс или что-то еще и эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не писают и какают где попало. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема – не ребенок , который не хочет, а у ребенка , который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис, который кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.

Что делать?

Самое главное правило: быть на стороне ребенка!
Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: «Я на стороне своего ребенка!», но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. «Быть на стороне ребенка» означает давать и себе и своему ребенку быть таким какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.

Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!
Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться надолго.

Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди и уже много проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали негативное внимание на том, что у малыша не получается сделать.

Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.
Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть этому и не переживать и тогда все может очень быстро измениться 🙂 Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этого желания. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет писать-какая в унитаз…

Также, мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься какать-писать в горшок:

Привлечь знающих людей.
Детский психолог, врач-гомеопат - вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз - это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как «плохо», то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка и грамотно поработает с этим – нежелание писать-какать где попало у малыша отвалится само собой.

Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.
Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему место для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, чем он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда, почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, не зависимо от возраста, возможности и желание не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.

Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого:

Через заперт
Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители - это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют «война за горшок». Как известно, если начинаются любые военные действия - проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов, но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате «войны за горшок».

Через разрешение
Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители - это разрешить ему писать и какать так как он хочет, но при этом активно показывать ему как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда писают и какают где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие и тогда его придется стирать.

Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в «хорошем» обывательском смысле - знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями, но и «плохом» смысле, в частности не писать-какать на горшок, то у ребенка не возникает фиксация на этом «плохом», не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ «разрешение» труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости, почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.

Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем типа “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать” 🙂 но не пишется что-то у меня такое… Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно заряжена стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”, мол это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало и часто она противоречива и не дает работающих педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.

Advertisements

Like this:

Related

11 Comments

    Df replied:

    Глупая статья, ни о чем. Хоть бы слово было сказано о том как приучить. Все воду лили про то что если ребенок не ходит на горшок
    Это нормально. Но это не нормально и ребенок должен ходить на горшок, а если он до трех лет не научился, то это уже дефект и нет в этом ничего нормального.

  1. fass replied:

    Было б все так легко, не было б столько запросов в поисковике! Глупость говорить что ребенок ДОЛЖЕН! Ты мамаша ДОЛЖНА! С себя надо начинать а не эксперементы ставить. Автор, спокуха! Текст в теме! Не надо горячки на мамочек бродячек

    • fass , мерси за коммент 🙂
      Если бы “ДОЛЖЕН” было бы глупостью, то никто вообще не стал читать подобные статьи, не говоря уже про их поиск и злобное комментирование. Именно это “ДОЛЖЕН” заставляет родителей предпринимать действия для того, что их ребенок и они сами СООТВЕТСТВОВАЛИ. Соответствовали чему угодно: своим глюкам в голове, правилам социума, нормам врачей и педагогов, ступеням развития других людей (поколений). Когда я в свое время столкнулась с этим (что мой ребенок не соответствует), то перерыла весь интернет и все доступные мне на тот момент книги по детской педагогике и психологии. Один момент меня просто убил. На каком-то форуме мама задавала вопрос психологу. Вкратце вопрос звучал примерно так. С раннего возраста ее сын не ходил (как положено) в туалет и они привязывали его к унитазу, делая клизмы и массаж живота, чтобы он не убегал и какал туда куда ДОЛЖЕН. Куда какают все НОРМАЛЬНЫЕ люди (они). И сейчас их сын пошел в первый класс и у него большие проблемы с поведением, коммуникациями с детьми и взрослыми, с учебой (в вопросе все подробно перечислялось). А еще он до сих пор не научился делать то, что ДОЛЖЕН – какать в туалет, поэтому приходится до сих пор заставлять его это делать так, как они делали все эти годы. Но вот беда, ребенок все меньше времени проводит дома, да и большой уже…
      Понятно, это крайний случай, когда надо бы и таким родителям показаться к психологу, не говоря уже про их ребенка. Психолог та так и написала: прекратите издеваться над ребенком и срочно всей семье искать профессиональную психотерапию.
      Люди в большинстве своем считают тему “какать-писать в горшок” ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ темой. То есть надо научить, мотивировать, заставить, спровоцировать (только надо найти способ КАК) и все получится.
      Но забывают или не знают, что это тема также БИОЛОГИЧЕСКАЯ. Человек “социальный” (когда всем правят нормы и правила общества) по своему возрасту просто младенец по сравнению с человеком “животное” (когда поведение задается выживанием тела, семьи, племени). Для животных их помет (моча, кал) является тем, чем они обозначают свою территорию. И ни одна стая приматов не будет какать в одно место (типа туалет). Они обходят свою территорию и какают-писают где придется на ее границах. Чтобы другие приматы знали – место занято. Подобное поведение заложено многими поколениями, как эффективное. Поэтому мы выжили как вид. Погуглите как эволюционировал головной мозг человека – инфы не так много, но хотя бы в общих чертах, например, вот ссылка http://bernow.ru/tri-mozgovye-sistemy/ .
      А еще это тема ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ, т.к. в районе копчика находится первая чакра Муладхара, которая контролирует функции выделения. Это если совсем в дебри лезть… Но можно представить какой блокировкой из негатива нагрузили своему ребенку Муладхару те родители, привязывающие его к унитазу и в буквальном смысле слова ежедневно насилующие клизмами и выдавливанием какашек. И какими действительными ПРОБЛЕМАМИ это скажется на его взрослой жизни. Все это очень печально 😦
      Поэтому сказать “как приучить” не получится никак. Вот совсем никак. Потому что социальные способы просто не работают, если головной мозг отстает и/или не созрел и/или развивается по какому-то своему индивидуальному пути. А у детей это бывает очень часто в силу разных причин и обстоятельств. И я очень сомневаюсь, что современная наша медицина может это сделать гармонично таблетками. Головной мозг до сих пор для ученых большая загадка о которой они знают не так уж много.
      Поэтому перефразируя вывод из статьи, которую написала несколько лет назад, еще раз повторю: самое лучшее, что могут родители сделать для ребенка – это оставить эту тему в покое в социальном и педагогическом смысле . При этом, конечно, будет очень полезно с ребенком разучить асаны йоги для Муладхары и создать своему чаду такую внешнюю среду обитания (питание, солнце, воздух, вода и т.д.) и психологическую обстановку покоя и понимания, когда его головной мозг сам синхронизируется и разовьется таким образом, что проблема отпадет и станет не актуальной.

  2. Некоторые родители стремятся высаживать малыша на горшок с полугода, чтобы похвастаться его самостоятельностью, а также сэкономить на подгузниках и избавиться от частой стирки. Другие мамочки переносят процесс привыкания до момента поступления крохи в детский садик. Чье решение разумнее? Из нашей статьи вы узнаете, когда следует начинать приучение ребенка к горшку и как это правильно делать.

    Вы обязательно сможете научить вашего отпрыска пользоваться этим полезным приспособлением, но при соблюдении нескольких условий. Во-первых, в вашем доме должна царить спокойная, умиротворенная атмосфера. Во-вторых, вам следует приготовиться к возможным неудачам. Наконец, если вы испытываете малейшие сомнения в необходимости обучения, подождите еще чуть-чуть.

    Когда следует приучать ребенка к горшку?

    Физиология детей младше годика такова, что они не ощущают наполненность мочевого пузыря и прямой кишки. Следовательно, процессы опорожнения и мочеиспускания осуществляются вне зависимости от желания младенца, поэтому регуляция с его стороны попросту исключена.

    Доктор Комаровский утверждает, что детки начинают контролировать выделительные функции приблизительно к 2,5-3 годам. Чем ближе ваше чадо к этому возрасту, тем проще будет привить ему гигиенические навыки. Безусловно, определенных успехов можно достичь и в шесть месяцев, но они станут кратковременными и неустойчивыми.

    Признаки готовности ребёнка к горшку:

    • малыш может озвучить (показать знаками), что описался или испачкал памперс;
    • не справляет естественную нужду в подгузник более двух часов;
    • проявляет заинтересованность унитазом;
    • способен выполнить простейшие инструкции;
    • чувствует себя неуютно в мокрой и грязной одежде;
    • умеет стягивать трусики и надевать их обратно;
    • дневной сон обходится без «сюрпризов».

    Конечно, от вас зависит, во сколько месяцев начинать знакомить кроху с «пластиковым другом». Постарайтесь ориентироваться не на подсказки подруг и мнение окружающих, а на возможности собственного малыша.

    Приготовьтесь к тому, что первые шаги по «горшочному этикету» не всегда приводят к моментальным результатам. Может пройти неделя, месяц, прежде чем ваш карапуз поймет, чего вы от него ждете. Возьмите на заметку следующие советы, чтобы приучение прошло максимально быстро.

    1. Выбирайте комфортный и функциональный горшок, чтобы детки не развлекались, а применяли по назначению. Минимизируйте отвлекающие факторы: музыку, освещение и прочие эффекты. Помните, что знакомая мелодия может застать малыша в неподходящем месте! Оптимальная же модель – горшок-кресло, оборудованный спинкой и подлокотниками.
    2. Продемонстрируйте с помощью резиновой игрушки с дырочкой, как правильно использовать этот предмет личной гигиены. Наберите в пупсика или мишку немного жидкости, поиграйте с ним и расскажите, что тот хочет «пи-пи». Высадите медвежонка на горшочек и нажмите, чтобы вытекла вода.
    3. Поставьте аксессуар в детской в пределах досягаемости. Пусть сначала маленький пользователь заинтересуется новым приспособлением и привыкнет к нему. Затем можете на несколько минут присаживать малыша на горшок.
    4. Предлагайте сходить в туалет после приема пищи и пробуждения, когда по графику необходимо покакать и пописать. Также отмечайте приметы того, что кроха хочет облегчиться. Он может напрячься, закряхтеть, покраснеть или замереть.
    5. Если все прошло удачно, обязательно похвалите ребенка, тогда ему захочется повторить это еще раз. Не скрывайте от него итоги жизнедеятельности. Пусть юный исследователь установит связь между собственной нуждой и ее закономерным результатом.
    6. Чем чаще малыш ходит голенький, тем проще пройдет процесс приучения. Оставьте подгузники для прогулок и посещений больниц, а дома разрешите ему бегать голышом (конечно, если в квартире не очень прохладно).

    Как приучить мальчика к горшку?

    В общем и целом, обучение будущих мужчин ничем особым не отличается от девочек, за исключением того, что последние раньше начинают и скорее овладевают этим умением.

    Учить сына ходить на горшок нужно постепенно, не проявляя излишнюю настойчивость. Итак, приучаем мальчика в несколько шагов:

    1. Если для маленьких принцесс следует приобрести круглый горшок, то для представителя сильного пола – овальной формы. Продиктовано это особенностями строения тела. При покупке также обратите внимание на аксессуары с выступами впереди.
    2. Мочеиспускание и опорожнение кишечника часто происходит одновременно, поэтому сначала стоит научить мальчугана какать и писать в сидячем положении. Так он быстрее догадается, что чудо-горшок предназначен и для того, и для другого.
    3. После закрепления навыка разрешите сыну попробовать пописать в унитаз стоя, как папа, заблаговременно приготовив устойчивый стульчик или скамейку, на которую он сможет встать. Только не форсируйте события: если малыш отказывается, не настаивайте на своем – всему свое время.
    4. Бросайте в унитаз обрывки туалетной бумаги, пусть ваше чадо в них целится. Приготовьтесь неоднократно вытирать пол в туалете за мальчуганом, пока тот будет оттачивать свое мастерство.

    Ребенок боится горшка: что делать?

    Иногда родители замечают, что их кроха отказывается садиться на горшок, плачет на нем, извивается и всячески пытается вырваться из маминых рук. Почему так происходит? Виной тому может стать несвоевременное обучение, неприятные ощущения при использовании или навязчивое стремление взрослых силой усадить строптивое дитя на прохладный пластик.

    Если ваш малыш панически боится горшка, не хочет даже присесть на него, уговаривать бесполезно. Психологи предлагают несколько рекомендаций, которые помогут преодолеть у ребенка страх перед этим аксессуаром.

    1. Важно! Оставьте его в покое, чтобы малыш забыл о неприятной ситуации и перестал пугаться своего «друга». Без этого условия все остальные советы вам не помогут. Не бегайте с горшком наперевес за детками, это только усилит боязнь и надолго отодвинет успешное освоение данного навыка.
    2. Задумайтесь над приобретением нового горшка, главное, чтобы кроха сам его выбрал. Поставьте покупку в игровой уголок, но не настаивайте на немедленном ее использовании. Пусть ребенок немного привыкнет, успокоится и сам подойдет к новой вещице.
    3. Снова призовите на помощь игрушки. Совместная игра с любимой куклой, которая без слез и страха садится «писать», поможет детям воспринять приучение к горшку, как что-то обычное и совсем нестрашное, и подарит позитивные эмоции всей семье.
    4. Придумайте (найдите в Интернете), расскажите и проиграйте с малышом волшебную сказку на «туалетную» тему. Мораль простая: одинокий горшок очень расстроен тем, что маленький Петя (Даша) не ходит в него. Поэтому постоянно грустит и горько плачет. Финал у такой истории должен быть оптимистичным – ребенок полюбил свой горшочек и стал с ним дружить.

    Не расстраивайтесь, если ваше чадо еще не научилось пользоваться горшком. Зачастую на формирование этого умения требуются недели или даже месяцы. Однако благодаря маминой заинтересованности и ласки малыш быстро забудет о таких неудобствах, как мокрые трусики или грязные штанишки.

    Другая информация по теме


    • Растем уверенными!

    В жизни каждого ребеночка приходит время, когда «пачкать штанишки» становится просто неприличным. Мамочка сажает малыша на горшок, но этот непонятный объект не внушает ему доверия, и вот он капризничает, пытается встать, не слушает призывов к «пи-пи» и «а-а». Терпение готово лопнуть, когда через пять минут этих баталий кроха преспокойно делает невдалеке от горшка маленькую лужицу. И мама, хватаясь за половую тряпку, задумывается о том, что, может быть, еще рано приучать к горшку, или, наоборот, продолжает разыгрывать «туалетные страсти», все-таки перебирая в голове ответы на вопрос: почему ребенок не хочет садиться на горшок?

    Проверьте готовность малыша

    Как и любой другой вопрос, связанный с жизнью ребенка, приучение к горшку - дело сугубо индивидуальное. Китайцы считают, что сажать ребенка на горшок надо рано, американцы не советуют этого делать. Многие эксперты утверждают: ребеночек готов обучаться «горшечному вопросу» в период от 1 до 1,5 лет. Поэтому, действительно, в некоторых случаях ребенок может быть не готов к подобным испытаниям.

    А как определить его готовность к этому? Во-первых, он должен оставаться сухим достаточно продолжительное время (до 2 часов и более), просыпаться иногда утром и днем в сухих штанишках. Во-вторых, он должен сигнализировать как-то о том, что ему хочется в туалет. Некоторые дети, например, начинают ерзать, мычать, или, наоборот, затихают, смотрят на взрослых, некоторые садятся на карточки, похлопывают ручками между ног и т.д. В-третьих, малышу становится интересно, как другие члены семьи ходят в туалет. Личный пример, вообще вещь отличная. Приведите малыша с собой в туалет, объясните ему, что вы делаете. Скажите, что ему еще рано пользоваться унитазом, но у него есть маленький помощник – горшочек. В-четвертых, ребенку становится неприятно ходить в мокрых штанах, он тянет за грязный подгузник, понимая, что там «спрятано».

    Ребенок не хочет садиться на горшок: первые правила

    Для начала сажайте ребеночка на горшок в строго определенные часы: перед сном, после сна (если встал сухим), перед прогулкой. Это помогает выработать условный рефлекс. Но специалисты не советуют давать при этом в руки игрушку: якобы она только мешает вырабатывать навыки. Проговаривайте свои действия: «Сейчас мы с тобой снимем трусики, сядем на горшочек. Ах, какой красивый горшочек!» и т.д. Разрешается петь песенки, читать сказки, ведь ребенок должен посидеть не 5 секунд, а 3-5 минут.

    Если все получилось, похвалите малыша, хотя особо не увлекайтесь, все-таки все люди ходят в туалет и грамоты им за это не выдают. И в обратной ситуации, когда ребенок не хочет садиться на горшок, описался в штаны, не ругайте малыша. Силой заставлять не стоит. Не запрещайте вставать с горшка. Не понравилось ему что-то в этот раз, может, в следующий – понравится. Ребенок часто не понимает: почему он должен бросить свои интересные игры и садиться туда, куда указывают родители. Детки часто упрямятся. Как всегда от мамочки требуются терпение и еще раз терпение.

    Если все же ребенок демонстрирует свой характер, отказывается каждый раз садиться на горшок, закатывая истерику, отложите данные мероприятия на некоторое время, например, на недельку. А заодно проверьте, правильно ли вы выбрали горшок.

    Как выбрать горшок

    Горшок не должен выглядеть как игрушка, подходит классический дизайн, но со спинкой и широкими краями для удобства сидения. Поверхность должна быть гладкая, чтобы ее удобно было мыть. Горшочек нужно выбрать с антискользящим дном, чтобы он не выскочил из-под ребенка, когда тот будет на него садиться. Будьте осторожны с музыкальными горшками: одним детям музыка нравится, других она пугает. Цвет значения не имеет, если хотите, пусть малыш сам выберет понравившийся ему горшок. Берегитесь дешевых пластмасс некоторых недобросовестных производителей – они могут вызвать горшечный дерматит.

    У горшка должно быть свое постоянное место, кроха должна знать, где его найти. Только не держите горшок среди игрушек. Некоторые советуют перед каждым использованием ошпаривать горшок кипятком, чтобы он был тепленьким.

    Ребенок не хочет садиться на горшок: формируем привычку

    Если ребенок не хочет садиться на горшок без штанишек, то можно их в первое время и не снимать. Главное, чтобы шло привыкание, а не отторжение. Но не сажайте мокрого ребенка на горшок. Не усаживайте его слишком часто, приставая с вопросом «Ты хочешь на горшочек?».

    Попробуйте посадить на горшок любимую куколку или другую игрушку на горшок, сказав: «Смотри, Лялечка садиться на горшочек. Пс-Пс-Пс, Ляля! Вот, как наша Лялечка писает, молодец! Ну-ка, давай теперь Ванечка».

    Если ребенок выполнил поставленную задачу, можно вместе с ним вылить водичку из горшка, как-то наградить (только сладким не увлекайтесь).

    Приучать ребенка к горшку лучше летом. Отвести для этих целей нужно недели две. Пусть ваш малыш щеголяет по дому в обычных трусиках и горшок будет постоянно рядом. Следите за сигналами, которые подает кроха.

    Долой подгузники!

    Если ребеночек стал иногда пользоваться горшком, не возвращайтесь к памперсам. Одноразовые подгузники усложняют процесс. Запаситесь клеенками и пленками на ночь. Объясните малышу, как хорошо и легко, оказывается, спать без этого мешочка. Он постепенно будет привыкать просыпаться и проситься на горшок ночью.

    Если решили отправиться в путешествие, то возьмите горшочек с собой и запасные штанишки.

    Иногда уже сформированная привычка вдруг исчезает, вновь ребенок не хочет садиться на горшок, пачкает штанишки. Это может быть из-за болезни, стресса, чувства протеста.

    Не ждите от ребенка слишком многого. От вас многое зависит, будьте последовательны. Рано или поздно чудо свершится: и он самостоятельно станет пользоваться горшком. Все проходят «туалетную науку», а любовь и понимание близких помогают ее усвоению. Успехов вам!

    Приучение к горшку становится очередной важной вехой на пути взросления ребенка. В один прекрасный день, часто под действием разговоров с другими родителями, мама решает, что пора переводить ребенка на «взрослый» способ мочеиспускания и дефекации. Причем принять это решение и начать на нем настаивать могут родители как 8-9-месячного, так и 3-4-летнего малыша. И, несмотря на такой серьезный возрастной шаг, поведение и отношение родителей к ребенку, который «никак не поймет» или «никак не хочет» делать то, что от него ожидают, будут похожими. Когда попытки уговорить, показать на игрушках, возможно, увлечь собственным примером не дают результата, родители могут начать раздражаться, ругать ребенка, даже наказывать его.

    На это давление чаще всего ребенок реагирует отказом подчиняться родителям. При этом ребенок может настаивать на старом привычном способе мочеиспускания, например, в памперс, или «делать свои дела» в штанишки, рядом с горшком, но только не в горшок.

    Например:

    И смех, и грех - мой ребенок (1 год 5 месяцев) взял за правило писать и какать на ковер. Сегодня вообще вынул вещи из комода, выдвинул полку и пописал туда. Что с ним делать - ума не приложу! Говорили с ним и по-доброму, и ругали, и даже шлепали - он только смеется в ответ. На горшок он ходить отказывается: сидит на нем подолгу в штанах, кряхтит, но потом встает и писает в штаны. Купили ему детское сиденье на унитаз - он один раз пописал, сидя на нем, мимо - теперь тоже залезает только, чтобы «поиграть в ка-ка» и покряхтеть. Мокрые штанишки ему, правда, не нравятся - сам снимает и относит в стирку. А если покакает в штанишки - еще одна проблема: пачкает в какашках ручку и показывает мне или бабушке! Ну что с ним делать? Ольга

    В самом худшем случае ребенок вообще отказывается писать или какать. У него начинаются запоры, справиться с которыми помогает только клизма, да и то не всегда. Приучение ребенка к горшку становится серьезной проблемой. Причем чем больше усилий предпринимают родители, чтобы добиться ее решения, тем хуже и хуже становится результат.

    Моему сыну 2 года 6 месяцев. Отучать от памперсов начали в два года. По-маленькому ходит без проблем в туалет, на травку, - везде. А вот по-большому - проблема. Он ходит в д/с, и там говорят, что он какает на горшок, но не похоже, т. к. ребенок мучается и дома согласен ходить только в памперс и какать стоя. Пытаемся приучить его к горшку или туалету, но это вызывает только отрицательную реакцию и запор! Как вести себя в этой ситуации? Анна

    Как правило, сопротивление ребенка является сюрпризом для родителей. Они совершено не понимают его природы. Им кажется, что ребенок специально, нарочно не подчиняется. Они считают, что он может сделать это, что от него хотят, но «из вредности» поступает по-своему. Именно поэтому чаще всего родители и прибегают к наказаниям, чувствуя при этом свою беспомощность, оттого что не могут справиться с малышом.

    Почему же ребенок сопротивляется?

    * Во-первых, он просто может быть недостаточно взрослым, чтобы сознательно контролировать свои органы мочеиспускания и дефекации. Ведь использование горшка требует от ребенка довольно высокой степени самоконтроля.
    * Во-вторых, помимо физиологических, есть и психологические причины. Проще говоря, ребенок должен и мочь, и хотеть пользоваться горшком. Ведь то, что раньше происходило само и без каких-либо усилий с его стороны, должно подвергнуться полной перестройке. Малыш должен научиться управлять сложным внутренним процессом.

    Если разложить этот процесс на составляющие, то получится, что ребенок должен научиться:

    1. распознавать сигнал к мочеиспусканию, то есть понимать, чего именно ему хочется;
    2. сдерживать первичный импульс;
    3. осознанно и добровольно искать «подходящие» для этого условия;
    4. сознательно «приступать к делу», оказавшись в нужных условиях.

    Определить, в каком точно возрасте ребенок становится способен на это, довольно сложно. Здесь могут быть значительные индивидуальные различия. Ясно, что к этому моменту ребенок должен уже достаточно хорошо уметь ходить и управлять своим телом. Чтобы хоть как-то обозначить возрастные рамки, будем считать, что это происходит ближе к двум годам.

    Есть примеры, когда мамам удается приучить детей к горшку и в более раннем возрасте*. Но чаще всего это происходит благодаря усилиям мамы, когда она распознает желание ребенка пописать или покакать и вовремя подставляет ему горшок. Ловкость мамы в подобных случаях, конечно, похвальна, но это еще не означает, что ребенок освоил горшок и умеет самостоятельно им пользоваться. Маме еще предстоит «передать ему ответственность» за отправление своих естественных потребностей и, быть может, также столкнуться при этом с некоторыми трудностями.

    Таким образом, мы видим, что перед ребенком стоит довольно сложная задача, требующая от него высокой концентрации внимания и сил. При этом, прежде чем научиться пользоваться горшком, ребенку скорее всего придется пережить опыт неудачи. Он, например, может или не распознать призыв к мочеиспусканию, или не успеть добежать до горшка вовремя, даже если будет сильно стараться сделать все «как надо». Его разочарование в себе и своих способностях в этом случае грозит отказом от приобретения нового навыка, это психологически для него проще, чем испытывать по этому поводу сильные негативные эмоции.

    А теперь представим, что ко всем этим переживаниям добавляется критика родителей, а то и наказания. И неизвестно, что «бьет» его больнее. Иногда ребенку гораздо проще выдержать шлепки по попе, чем видеть, как расстроены мама и папа его неуспехами. И тогда в лучшем случае он начнет писать не туда или не тогда, когда это требуется. В худшем решит, что с ним, когда он писает или какает, что-то не в порядке и что его все равно будут ругать и стыдить. Чтобы избежать этого, он не станет это делать вообще, во всяком случае, на глазах родителей. Он либо сделает дело втихаря и потом опять же «получит» за это от родителей (а значит, убедится в том, что его опасения были не напрасны), либо будет терпеть до последнего. А это - запор, слабительные, иногда попытки мамы помочь ребенку надавливанием на животик и т. п. Вся эта суета вокруг горшка еще больше пугает и нервирует ребенка.

    Таким образом, чаще всего (если ребенку исполнилось 2 года и больше) проблема с приучением к горшку возникает не на уровне физиологии, а на уровне психологии. Ребенок вполне в состоянии распознавать и сдерживать первичный импульс, но вот дальше наступает сбой. Негативные эмоции «убивают» само стремление освоить этот непростой процесс.

    Родители должны понимать, что главное - не заставить ребенка пользоваться горшком, чем быстрее, тем лучше, а стимулировать его заинтересованность в результате, добиться его добровольного сотрудничества в этом процессе.

    Для этого необходимо:

    * забыть про критику, действовать только похвалой, неудачи не замечать;
    * создавать мотивацию у ребенка, поощрять его похвалой и даже «призами», причем не только за результат, но и за любую попытку достичь его;
    * можно разбить процесс на несколько этапов: первое - научить ребенка предупреждать о своих намерениях (пусть при этом он писает туда, куда ему удобно); второе - научить делать это в одном специальном месте; и только третье - использовать для этого горшок или туалет.

    Важно, чтобы начало приучения было наиболее комфортным для ребенка. Не обязательно добиваться использования исключительно горшка. Кто-то из детей сразу отдаст предпочтение туалету (например, с мягким удобным сиденьем), кому-то подойдет тазик или даже коврик в ванной (с которого легко убрать), в крайнем случае памперс (если надевать его на ребенка по его просьбе непосредственно перед мочеиспусканием или дефекацией).

    Часто родители считают такой промежуточный этап в процессе приучения ребенка к горшку не своим достижением, а ненужной «уступкой» ребенку. Это ошибочная позиция. Ребенку легче научиться управлять собой постепенно. Каждый маленький успех будет стимулировать его на дальнейшее учение, подталкивать к освоению более сложных «ступеней мастерства». Тем самым нервная система ребенка и его родителей будет защищена от серьезных потрясений, а процесс приучения к горшку будет идти максимально быстро.
    Несколько полезных советов-комментариев

    * Приучать ребенка к горшку/туалету стоит днем, когда он в сознании и силах. И не приучать, если ребенок болен или возбужден, испытывает какой-то стресс.
    * Хорошо, если ребенок играет с горшком, сажает туда игрушки, хотя и не пользуется им сам. Это говорит о том, что он находится в процессе освоения горшка (а вовсе не о том, что он «издевается над родителями»).
    * Если ребенок использует горшок/туалет только по какой-то одной надобности - или писает туда, или какает, - это не повод для беспокойства. Надо продолжать поощрять его попытки и спокойно ждать, пока он решится на большее.
    * Не огорчайтесь, если ребенок, научившись пользоваться горшком в течение дня, продолжает писаться по ночам в постель. Ночью детям сложнее контролировать свои позывы. Иногда сон столь глубок, что у малыша просто не получается проснуться, чтобы пописать. И эту ситуацию стоит отличать от энуреза и энкопреза - заболеваний, о которых речь пойдет ниже.

    Бывает так, что ребенок, освоив «правильные навыки», вдруг теряет их, «разучивается». Это уже неблагоприятный симптом, который свидетельствует о том, что в психике ребенка происходят какие-то изменения, мешающие ему нормально контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Однако это еще не свидетельствует о наличии болезни. Когда же родителям стоит начинать беспокоиться?

    Существует несколько определений энуреза. Наиболее простым и понятным можно считать следующее: энурез - ненамеренное мочеиспускание днем и/или ночью ребенком в возрасте шести (!) лет и старше, при отсутствии врожденных или приобретенных дефектов нервной системы или мочевого тракта, происходящее на систематической основе.

    Если не брать в расчет чисто медицинские факторы (такие, как заболевания центральной нервной и мочевыводящей систем, а также тяжелые инфекции), то на появление энуреза оказывают влияние следующие неблагоприятные психологические факторы:

    Психотравма

    Травму чаще всего наносят ссоры и конфликты в семье, которые происходят на глазах ребенка. Болезненно переживаются также изменение состава семьи (например, рождение ее нового члена или смерть близкого родственника), резкое изменение условий жизни ребенка (период адаптации в детском саду или школе, переезд на новое место жительства, длительная разлука с родителями, вызванная, например, тем, что ребенку пришлось лечь в больницу).

    Наказания за мокрую постель и другие ошибки родительского поведения

    Страх перед наказанием не только не способствует избавлению от недержания мочи, а, как правило, ухудшает ситуацию. Страх сам по себе становится фактором, способствующим появлению и развитию болезни. Педиатры и невропатологи, не говоря уже о детских психологах, подчеркивают, что непроизвольное мочеиспускание в постель является наказанием для ребенка просто по факту случившегося. Чтобы добиться избавления от этого заболевания, важно внушить ребенку, что его дефект носит временный характер и вскоре пройдет.

    Примерно те же факторы могут сыграть свою негативную роль и в появлении у ребенка энкопреза - непроизвольной дефекации.

    В детской психологии существуют различные методики немедикаментозного лечения энуреза и энкопреза, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Например, методы игровой терапии и арттерапии. Рисуя и играя в игры на тему своих переживаний, ребенок избавляется от внутреннего напряжения, интуитивно ищет пути разрешения своих трудностей.

    При этом самый важный компонент лечения - создание для ребенка благоприятных внешних условий. Опыт показывает, что после хорошего отдыха, если нет новых стрессов, энурез и энкопрез (когда нет медицинских осложнений) проходят бесследно.
    Ошибки родителей

    * Типичная ошибка, которую обычно совершают родители, - стремление к соблюдению жестких временных норм при приучении ребенка к горшку. Причины: нормативы, оставшиеся от старой советской медицинской школы.
    * Плохие советчики: врачи «старой закалки» и родственники, воспитывавшие своих детей по их предписаниям; их неготовность пересмотреть свои взгляды.
    * Неблагоприятные внешние условия, толкающие маму к совершению ошибок: ощущение, что ее ребенок «отстает» от детей знакомых.

    Ошибочные действия: высаживание ребенка на горшок, невзирая на его нежелание, давление на ребенка, обвинения и наказания его за неправильное использование горшка, за грязные штанишки.

    Последствия: запоры, страх ребенка перед мочеиспусканием, дефекацией, переживание ребенком своей несостоятельности, неполноценности (особенно если мама ставит ему в пример знакомого ему «хорошего» ребенка, который уже делает то, что у него не получается); испытываемый стресс может влиять на аппетит, сон, давать агрессивные проявления или, наоборот, способствовать замкнутости ребенка.

    Правильные действия:

    * принцип добровольности: ребенку предоставляется выбор - использовать горшок или нет;
    * спокойное отношение к проблеме использования горшка: поощрение за попытки пользования горшком (похвала, призы) при полном отсутствии критики за «неправильные» действия;
    * длительный срок приучения к горшку: каждый ребенок индивидуален, у каждого собственная «скорость» и степень готовности к контролю за своими испражнениями (условием успеха является физиологическая и психологическая готовность ребенка к контролю за процессами отправления своих потребностей).

    Из книги

    Чего не стоит делать родителям

    Эти советы проверены на собственном опыте. Вы знаете, помогло! Нужно только терпение и ещё раз терпение!
    Удачи и вам в этом нелегком деле!!!