История плетения из салфетки. История столовых салфеток и правила их использования


Столовое белье - неотъемлемая часть любого банкета. Но так было далеко не всегда. Многие вещи, которыми наполнена наша жизнь, и которые воспринимаются как само собой разумеющееся, имеют длинную историю, переплетающуюся с культурным развитием человечества.
Все знают, хотя бы по историческим фильмам, что столовые приборы появились всего несколько веков назад, а до этого принято было есть в основном руками, иногда при помощи ножа. Хорошо, но руки все-таки надо было вытирать? Древние греки, к примеру, использовали для этого, покрытые кучерявыми волосами, головы своих рабов. Ну а суровые северные воины - штаны, в которых вкушали трапезу.В конце средневековья столы стали покрываться тканым полотном. И делалось это отнюдь не из эстетических соображений. Свисающим тканым материалом было очень удобно вытирать руки. Ткань тогда стоила недешево, поэтому можно только догадываться, каким образом в те времена скатерти отстирывали от обильных жирных пятен.
С приходом эпохи Возрождения расцвели всевозможные виды искусства, в том числе - искусство изготовления столового белья - скатертей и салфеток, без которых немыслимо было застолье в аристократическом обществе. Тогда же стали появляться первые изысканные столовые приборы.
На Руси столовому белью всегда придавалось огромное значение. Девушки до 15-16 лет были обязаны полностью изготовить и вышить свое приданое, в которое входили скатерти и рушники - полотенца. При этом девушки обеспечивали себя таким приданым практически на всю будущую замужнюю жизнь, так что одних полотенец могло насчитываться штук сто.

Для русского человека обильная трапеза - неотъемлемая часть счастливой жизни. Чисто русское выражение «чтобы стол ломился» достаточно точно отражает гастрономические пристрастия наших соотечественников. Причём вкушать все это великолепное изобилие они предпочитают в компании друзей, родственников, сослуживцев, а, иногда и случайных знакомых.

Дореволюционные поваренные книги - это вообще гимн гастрономическим изыскам! В предлагаемых рецептах блюд продукты не экономили, а обеды готовили не только для членов семьи, но и с запасом на случай неожиданного прихода гостей. Умение продумать домашние и званые обеды, тщательно и со вкусом сервировать стол, следить за хранением в чистоте столовых принадлежностей (серебра и фарфора, скатертей и салфеток) ценилось в хозяйке дома также высоко, как и умение поддержать беседу, создать тёплую и доброжелательную атмосферу во время обеда. И теперь сервировка стола это проявление, прежде всего, художественного вкуса хозяйки, ее фантазии, необходимой для украшения, когда в ход идет всё от цветов и свечей до бантов из ткани. Но основными составляющими сервировки все же являются скатерти и салфетки, фарфоровая или фаянсовая посуда, стекло, хрусталь и столовые приборы (ложки, вилки и ножи всевозможных размеров и форм).

Как театр начинается с вешалки, так и декор стола начинается со скатерти и салфеток. Наших прабабушек учили строго следовать определенным правилам использования столового белья. Под скатерть, например, полагалось подстилать мягкую и тяжелую ткань, например, фланель, которая не давала скатерти скользить и смягчала стук тарелок и приборов. А белую парадную скатерть полагалось туго крахмалить и заглаживать на ней в центре складку, которая укладывалась точно посередине стола. Строго регламентировался и цвет скатерти: так парадной, как мы уже говорили, должна быть скатерть белоснежная и плотная, а для чаепития или завтрака рекомендовались цветные или вышитые скатерти. При этом столовое белье, как и постельное, готовилось перед свадьбой в приданое невесты и заказывалось в монастырях, где оно вышивалось, отделывалось кружевом, вязаными вставками или мережкой.


Приемы отделки столового белья, как и традиционные материалы - хлопок и лен, пришли к нам из далекого прошлого. Самым распространенным и старинным украшением является вышивка, которая по технике исполнения делится на гладь, вышивку крестом, стебельчатым швом и позднее появившимся «рококо», когда нитка накручивалась на иголку, а в результате на ткани появлялись туго скрученные рельефные спиральки, образующие цветочный рисунок. Многоцветный растительный узор вышивали шелковыми нитями, и на скатерти распускались нежные маленькие букетики ландышей, фиалок, ромашек или сочные алые маки, среди которых «летали» вышитые райские птички. Вышивка «гладью с настилом» предполагала несколько слоев цветных нитей, и тогда рисунок приобретал рельеф и мог переливаться за счет просвечивающего нижнего слоя.


Помимо вышивки, традиционно русским украшением столового белья считается плетеное на коклюшках тончайшее кружево и мережка - это тоже вышивка, но нитками, обычно в тон ткани, по полоскам образованным на скатерти, когда часть ниток, составляющих ткань, из нее выдернуто. Из-за такой технологии мережка на скатерти образует только геометрические узоры, а плетеное кружево может украшать скатерть в виде отдельных фигурных вставок или прошв (вшитых полос), или пришиваться по краю. Тонкая филигранная работа, сложный ажур, непревзойденная по изяществу исполнения ручная работа придает скатерти вид настоящего произведения искусства.




В XVII веке в Европе появилась техника вышивки «ришелье», когда переведенный на ткань рисунок обшивался плотными стежками шелком или хлопковыми нитями, а затем пространство между вышивкой аккуратно вырезалось, образуя сложные и очень нежные кружевные «острова» на полотне скатерти. В России ришелье стало очень популярным в период модерна: медальоны, отдельные цветы или растительные мотивы украшали столы в начале прошлого века. А для чаепитий и на дачных верандах в это же время использовались вязаные крючком скатерти, под которые подкладывалась ткань, иногда контрастного цвета.




Стремительный двадцатый век, с его тягой к минимализму принес пластиковые и стеклянные столешницы, а скатерти заменил салфетками под приборы. Причем салфетки были не только из ткани, но из тонких деревянных палочек и тростника.



А потом скатерти вновь стали входить в моду, но вместо ткани и кружевных полотен появилась их имитация из пластика или синтетики - их легче мыть и совсем не надо гладить. Правда, как всякая имитация, для торжественных случаев такие скатерти не подходят. Натуральные ткани вновь вернулись на наши обеденные столы, но обычно их отделка теперь уже не столь дорога и трудоемка: рисунки наносятся краской или вышиваются на машине. А с появлением прочных, не линяющих красок, скатерти стали сочного, насыщенного цвета. Такую однотонную скатерть, меньшего размера можно положить поверх большой белой и стол станет ярким и торжественным. Сейчас самыми распространенными тканями для столового белья по-прежнему остаются льняное полотно и плотный хлопок, имеющий блестящую поверхность с вытканным матовым рисунком - дамаст. Цвет скатерти нужно выбирать в зависимости от колорита интерьера столовой и в гармонии с цветом посуды на столе: чем ярче интерьер и посуда, тем светлее и более однотонной должна быть скатерть. И, наоборот, скатерти насыщенного густого цвета (сочно-красного, цвета малахита или темной бронзы) прекрасно оттеняют белый фарфор и хрусталь, в котором отражаются мерцающие свечи. Помимо популярных льна и дамаста, есть и более дорогие варианты. Например, светло-золотистая камчатная скатерть из шёлка напоминает о времени Людовика XV. На ее фоне гармонично смотрятся серебряные приборы и изящные подсвечники в стиле барокко.



Бумажные салфетки – предмет гигиены, который настолько прочно вошёл в наш обиход, что кажется порой, что он существовал всегда. Это практически правда, ведь бумажные салфетки появились очень давно, хотя и совсем не были похожи на те, которыми мы привыкли пользоваться сегодня.

Вот несколько фактов из истории бумажных салфеток:

  • считается, что первой в мире салфеткой был обыкновенный фиговый листок – именно им древние греки вытирали рот во время трапезы. Правда это касалось только представителей благородного сословия – простые жители Греции обходились небольшими кусками хлеба. Что касается римлян, то они и вовсе предпочитали использовать для этих целей скатерть. Конечно, ни первое, ни второе, ни третье нельзя назвать салфетками в современном значении, однако важно то, что именно тогда появилось соответствующее правило этикета.
  • предмет гигиены, который имел бы примерное подобие современных салфеток, возник в Европе, а точнее в Италии, в XIV веке. По форме они мало чем отличались от привычных салфеток, однако производились из кружев и шёлка. Именно в это время салфетки приобретают большую популярность и закупаются владельцами знатных домов, если выражаться современным языком, практически оптом.
  • Россия наличием салфеток обязана Петру I, который привёз их после своего «вояжа» по Европе. Кстати, есть в этом определённый парадокс. Принято считать, что почитателей салфеток было больше в тех странах, где в моде были усы и бороды, однако, невзирая на то, что Пётр активно боролся с растительностью на лицах бояр, европейская мода всё же взяла своё. Постепенно эта деталь гигиены перестала быть дворцовой привилегией и начала распространяться по стране и даже стала определённым элементом народного быта.
  • вместе с тем, самая главная роль в придании салфеткам современного облика принадлежит Японии – именно там впервые были изготовлены бумажные салфетки. Произошло это в XIX столетии, когда бумага не была такой дешёвой, как сегодня, поэтому любые бумажные изделия были дорогим удовольствием.
  • производить их массово стали примерно сорок лет назад в Германии, которая славится своей практичностью. Тогда же появились первые магазины, которые реализовывали бумажные салфетки оптом.

Как обстоят дела с бумажными салфетками сегодня?

Сегодня приобрести оптовую партию этого изделия не проблема. Задача лишь в том, чтобы подобрать среди конкурирующих предложений максимально комфортные условия для покупки. Узнать о том, где можно приобрести салфетки бумажные по наиболее демократичным ценам, Вы сможете здесь.

История столовых салфеток: от древности до наших дней

Каждый человек, наделенный даром воображения, может совершать путешествия во времени. Достаточно оглянуться вокруг, выбрать какой-нибудь самый обычный предмет и задуматься, откуда он к нам пришел и как он выглядел сто или двести лет назад.

Первые заметки об использовании столовой салфетки, берут свое летоисчисление 3500 лет назад. Здесь столовая салфетка являлась нам в прообраз фиговых листочков, которым рабы вытирали руки и лицо своих господ.

Древний Рим. Здесь изготавливали столовую салфетку из алебастровых волокон и были очень дороги. Поэтому пользоваться такой салфеткой в то время могли лишь богатые и знатные особы. Очень долго такими салфетками пользовались и греки, и правители восточных государств. И лишь на границе старой и новой эры римляне открыли для себя полотняные салфетки. Такие салфетки начали украшать вышивкой с различными узорами и вензелями с инициалами хозяев дома.

В Японии и Китае столовые салфетки изготавливали из рисовой бумаги. Их носили с собой и, чтобы вытереть губы или руки, сначала разминали. Использованную бумагу просто выбрасывали. А в некоторых восточных странах салфетки заменяли тонким лавашем.

Европейская мода на салфетки развивалась благодаря мужчинам, вернее их усам и бородам, которые нуждались в дополнительном уходе во время трапезы.

Итальянцы первыми закрепили правило использования столовой салфетки во время приема пищи. А в эпоху Возрождения салфетка вместе с прочими достижениями науки и искусства распространилась далее по Европе.
Для этого обязательного атрибута застолий использовали дорогие прочные ткани, их расшивали тесьмой и золотом. Каждая страна стремилась создать свой стиль в оформлении застолий, где салфеткам отводилась не последняя роль.

Мода на столовые приборы менялась, а вместе с ней и внешний облик столовых салфеток. После начала промышленного производства фарфора в 1710 году, салфетки стали делать из легких тонких тканей и кружев. Именно тогда появилось искусство складывать их в разные фигуры.

На Руси вместо салфеток всегда пользовались рукавами одежд или полами скатерти. И продолжалось так почти до XVIII века, пока Петр I не прорубил «окно в Европу». Свои указом он ввел столовые салфетки в обязательный повседневный обиход русской знати. В 1729 году в книге по этикету было дано указание, как и для чего, следует использовать столовые салфетки.

«Для вытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножа перед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. Если пальцы слишком грязные, для начала вытрите их об хлеб, чтоб не использовать много салфеток ».

Из всего перечисленного выше современный человек не может воспользоваться ни одним из пунктов.

Еще в начале века тканевые столовые салфетки было принято вешать за воротник, а сегодня в изысканном обществе это сочтут верхом неприличия. Современную тканевую салфетку можно лишь расстелить на коленях, чтобы защитить одежду от капель и крошек. А для всего вышеописанного правильно использовать бумажную.

Бумажные салфетки появились лишь в начале ХХ века, когда после первой мировой войны компания «Кимберли-Кларк» вынужденно начала конверсию. Чтобы избавиться от запасов целлюлозной ваты, которая ранее шла на изготовление противогазных фильтров, повязок и набивки спасательных жилетов, было решено начать производство бумажных салфеток.

В начале века тканевые столовые салфетки были несколько больше, чем современные. Словарь Даля, например помимо привычного нам определения «салфетом», называет цветную скатерть для небольшого чайного столика.

Во время революции и гражданской войны столовая салфетка на некоторое время исчезла из обихода, как и многие другие атрибуты аристократической роскоши. Но уже во времена НЭПа интерес к красивой сервировке стола возродил столовую салфетку к жизни.

Материалы современных салфеток могут быть самими разнообразными. Размеры обеденных салфеток чуть больше - 35 или 45 см, а чтобы выпить чашечку чая или кофе за маленьким столиком обходятся салфеткой всего 25 см.

Салфетки обязательно крахмалят и разглаживают, чтобы иметь возможность удивить гостей умением создавать различные фигуры. И порой, глядя на изысканно накрытый стол, сложно представить, что предками этого великолепия были обычные фиговые листочки.

Что такое декупаж и историю его возникновения сейчас знает каждая рукодельница. Даже та, которая никогда не занималась декупажем. А вот откуда пришла к нам салфетка и каков ее путь в наш современный мир знают не многие и я в том числе.

Конечно, в идеале мне надо было бы сходить в различные библиотеки и покопаться в первоисточниках... Но откуда же взять столько время? Поэтому я воспользовалась информацией самой близкой и самой доступной - размещенной в интернете.

И так, начнем. Преобладает версия о фиговом листке как прообразе современной салфетки. Якобы 3500 лет назад рабы листками вытирали губы хозяевам после сытной трапезы.

Самые первые салфетки изготовлялись из асбестовых волокон (которые используются сейчас при производстве шифера). Если честно, то я не особо представляю как можно вытираться такими волокнами, но видимо асбест - это не только твердый и шершавый шифер))). Асбестовые салфетки стоили очень дорого - позволить их себе могли только представители знати, а позднее - монархи Ближнего Востока. Для очистки после применения их бросали в огонь. Оказывается, что скатертью из асбеста пользовалась даже императрица Екатерина II. Забавляясь, она швыряла эту скатерть в камин, и гости императрицы были шокированы, когда слуга вынимал скатерть из огня совершенно целую и даже не потемневшую.


Так же упоминается о том, что спартанцы в качестве салфеток использовали хлебные мякиши, нарезанные на кусочки и разложенные на столе.

Первые же полотняные салфетки появились в античном Риме и имели маленький и большой размер. Sudarium (латинский - носовой платок) был маленького размера и предназначался для промокания лба во время трапезы, так было принято в средиземноморском климате, т.к. было жарко и влажно. Mappa (латинский - полотнище) была бОльшего размера и размещалась на крае дивана при приеме пищи лежа и защищала диван от загрязнения. Она же служила для промокания губ и вытирания рук от остатков пиши. Кроме того, в маппу заворачивали остатки еды и относили домой, когда трапезничали в гостях. И сейчас в ресторанах есть такая услуга, когда можно взять с собой то, что не доели. В английском языке даже есть выражение для этого "doggy bags".

И дальше промежуток в более чем тысячу лет. Следующий свой след салфетка оставила на Гобелене из Байё (иногда ковёр из Байё; англ. Bayeux Tapestry; фр. Tapisserie de Bayeux), созданный в конце XI века. Я была потрясена, когда впервые прочитала про этот гобелен. Представляете в конце 11 века на льняном полотне вышили гобелен шириной 48/53 см, а длиной аж 68,38 м (!!!). На гобелене изображены сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. Кроме того, на гобелене есть изображение пиршества норманнов и на нем лицо, ответственное за омовение, подносит не только чашу с водой, но и салфетку своему господину и его друзьям.

Вот фрагмент этого гобелена, слуга с чашей правее от середины внизу.

В раннем средневековье салфетки исчезли со стола, и вытирались тем, что было под рукой - одежда, руки, хлеб и т.д. Спустя некоторое время начали использовать одно общее большое полотно, которое клали на стол и его было достаточно, чтобы каждый нашел для себя чистое место. Пример этого можно увидеть на картине Дирка Боутса "Тайная вечеря" (1464-1467 гг).

История салфетки так же связана и со знаменитым художником Леонардо да Винчи, который был не только великим художником, но и искусным поваром. Оказывается он любил устраивать банкеты для своих друзей, но после празднеств на столе оставались грязные скатерти. Да Винчи брезгливо относился к традиции привязывать к ножкам стула кроликов и вытирать об их шерсть грязные руки и поэтому художник настаивал на том, чтобы у каждого сидящего за столом был свой кусок ткани для гигиены рук и рта.

В средние века мода на салфетки распространилась по всей Европе. И законодателями этой моды были не прекрасные дамы, а бородатые и усатые мужчины, вытиравшие бороды и усы после трапез. Поэтому в Англии, где мужчины в основном брились, салфетки были популярны гораздо меньше.

После этого периода мнения источников разделились, одни пишут, что в 17 веке, другие, что в 18 веке знать перешла на использование столовых приборов. Я не смогла докопаться до истины, хотя, если бы у меня было больше времени, возможно я бы и нашла точную дату, но... В общем, в каком-то из веков, наконец, салфетка стала менее востребована чем ранее.

Во французском дворе были приняты кодексы этикета для аристократии, среди них способы использования салфетки: когда ее использовать и даже как развернуть на коленях. Во французском трактате, датирующимся 1729 годом, отмечается: "Это не по-джентльменски использовать салфетку, чтобы вытереть лицо или очистить зубы. А самая вульгарная ошибка - это вытереть ей нос". Правило этикета того же самого года гласит: "Человек самого высокого ранга в компании разворачивает свою салфетку первым, все другие ожидают пока он не сделал этого. Если же все социально равны, то все разворачивают салфетки одновременно, без церемоний".

Описывается один интересный факт об использования салфетки, однако, я так и не смогла точно определить какое время в нем описывается. Я так поняла, что это как раз 17-18 век: салфетки не стирались между приемами пищи. Они использовались в течение нескольких дней, прежде чем стирались. У каждого члена семьи была личная салфетка и после еды она размещалась в специальном месте. Как предполагают продавцы салфеток, а информация мной была взята с сайтов именно таких компаний, кольца для салфеток изначально использовались для облегчения процесса поиска своей салфетки. Ну и наконец про Россию. Пётр I, прорубивший «окно в Европу», привез в Россию и обычай вытираться после обеда салфеткой (сам он использовал немецкую). Во времена великого государя даже существовало приветствие: «Салфет Вашей милости!», что означало «Здравствуйте».

Когда Владимир Даль составлял свой «Толковый словарь», салфетки уже прочно закрепились в обиходе российской аристократии. Что интересно, салфеткой называли и маленькую скатерть для чайного столика, чаще цветную. Да и сами салфетки были намного больше, чем сейчас. Их красиво вышивали, покрывали узорами и передавали в качестве приданого.

В начале 1800-х годов, салфетки стали частью буржуазного образа жизни, в основном для защиты роскошного платья во время еды.

И уже в 1861 году была опубликована «Книга миссис Битон о ведении домашнего хозяйства». Первое издание руководства насчитывало 1112 страниц, на которых усердный читатель обнаруживал 2751 главу и более 900 рецептов, в том числе в ней был и обширный справочный раздел по салфеткам и их складыванию.

Но днем рождения салфетки считается 9 июля 1867 года. Именно в этот день английский фабрикант и бумажный магнат Джон Дикинсон из Хартфордшира представил другим фабрикантам одно новшество - бумажные салфетки. Это была маленькая революция в нормах застольного этикета и развития цивилизации в целом. Дикинсон, кроме того, изобрел станок, безостановочно производящий бумагу из целлюлозы. Это было начало производства бумаги в промышленных масштабах в Великобритании.

В каждом доме, в каждом кафе и ресторане есть бумажные салфетки. И тем не менее далеко не все знают о том, что им можно доверить любую ТАЙНУ. Они умеют её хранить. Они умеют с ней летать, и её сбывать(если тайна похожа на желание). На них можно оставить мысли и стихи. Они это особенно любят! Давайте в этот день посещать кафе и дарить друг другу салфетки с ТАЙНОЙ?!

В древние времена так называли платок для вытирания губ или небольшую скатерть. История бумажных салфеток такова, что в Древней Греции более 3000 лет тому назад салфетками служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своему хозяину. Есть данные, что полотняные салфетки появились в Риме около 2000 лет назад. Салфетки клали на стол, а иногда гости приносили их с собой. Особой популярностью в эпоху средневековья салфетки пользовались в странах, где мужчины носили бороду и усы, а в Англии - стране бритых джентльменов - они до сих пор распространены мало. В Древнем Риме салфетки заменялись краем скатерти или рукавом одежды. Так, правила хорошего тона XVI в. советовали использовать край скатерти для вытирания ложки. Бумажные салфетки давно превратились для современного человека в нечто обыденное. Мы пользуемся ими за столом совершенно автоматически. Для повседневных трапез покупаем белые салфетки, для торжественных застолий - цветные, с узорами или рисунками. Салфетки бумажные, как и носовые платочки из того же материала, незаменимы везде, где требуется чистота, — дома ли, на работе, в походе или на даче. Еще в древности существовали аналоги современных бумажных салфеток.

Так, в Древней Греции салфетками служили листья фигового дерева - по размеру и плотности они отлично подходили для использования в качестве салфетки. Первые тканевые салфетки появились в Древнем Риме - возможно, это было связано с устоявшейся привычкой среди римлян вытирать руки о скатерть. Необычный вид салфеток - из асбеста - продавали по высоким ценам богатым людям. Скатертью из асбеста пользовалась даже императрица Екатерина II. Забавляясь, она швыряла эту скатерть в камин, и гости императрицы были шокированы, когда слуга вынимал скатерть из огня совершенно целую и даже не потемневшую.В Средние века салфетки были особенно широко распространены в тех государствах, где среди мужского населения были принято носить бороду и усы. В России же салфетки получили распространение благодаря Петру Великому. Салфетки стали изготавливать из бумаги лишь в начале прошлого столетия в Японии. Японцы впервые стали размягчать бумагу и производить из нее одноразовые платочки. Еще в 19 веке бумага ценилась довольно дорого, и подобная традиция удивляла путешественников из других стран. Однако постепенно производство бумажных салфеток было поставлено на поток, и сегодня отличные салфетки бумажные можно купить по совершенно смешной цене.

11 августа - День полета на воздушном шаре.
Всем нам снятся небеса и полёты. Не знаю ни одного человека, кто бы не испытывал хотя бы раз состояния, близкого к парению птиц. Как и не знаю ни одного, кому бы это не понравилось! Сегодня - это возможно повторить! С помощью воздушного шара.

Начало воздухоплавания на воздушных шарах.
Полет на воздушном шаре нельзя ни с чем сравнить кроме как с полетом на другом воздушном шаре. Это яркое и красочное зрелище, это море сильных ощущений, это красота и романтика, эмоции и воспоминания не на один год! Это подарок себе и своим близким сплава сильнейших ощущений, потрясающих по красоте видов и свежих впечатлений. Ощущение свободного полета поможет в буквальном смысле подняться над повседневной суетой и подарит участникам незабываемые эмоции!

.. "Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей".

Такую записку получил в 1782 году Этьенн Монгольфье, владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брата Жозефа. В результате нехитрого эксперимента Э. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх.

Окрыленные успехом, братья решили показать изобретение широкой публике. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его оболочка, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения непроницаемости. Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Воздушный шар, наполненный дымом, устремился вверх, поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом 2 километра. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию.

Последние 17 лет , наряду с почетным званием «Город Воинской Славы», Великие Луки все чаще упоминаются как Столица российского воздухоплавания. Ежегодно сюда съезжаются пилоты воздушных шаров не только со всей России, но и других стран. В 2013 году был поставленный очередной рекорд по численности участников, приехавших в Великие Луки. Порядка 50 аэростатов - из Москвы, Екатеринбурга, Тулы, Рязани, Киева, Елгавы, Минска, Риги...Феерическое зрелище! Огромные многоцветные шары поочередно отрываются от земли и величаво парят в рассветной дымке над древней крепостью, над многочисленными памятниками - символами воинской доблести великолукцев, над излучиной Ловати... Вечерние полеты были спланированы так, чтобы красочное зрелище было доступно максимальному числу горожан - над городскими кварталами. Хотя и загородные стартовые площадки от отсутствия зрителей не страдали.

Успешных Вам полетов!