Как объяснить ребенку, что можно и что нельзя, как рождаются дети, кто такой Бог? Советы для родителей любознательных детей. Как правильно объяснить ребенку, что — хорошо, а что — плохо

Каждый родитель мечтает вырастить успешного и счастливого ребенка, который сможет найти свое место в обществе. Конечно, общий портрет такого человека невозможен без слова «ответственность». Развивать это качество нужно с маленького возраста, а вот объяснить малышу необходимость этого трудно. Ведь он сможет понять значение слова только на конкретном примере.

Работаем с малышом

Многие понимают, для чего нужна ответственность, а вот, что она собой представляет, имеют лишь смутное представление. Поэтому к беседе с ребенком нужно тщательно готовиться. Ведь малыш может задать самые неожиданные вопросы, на которые ответить будет очень сложно.

Маленькому ребенку об ответственности не рассказывают, а … показывают собственным примером . Например, если с малышом в возрасте 1 года убирают игрушки и книжки на место родители, то к трем годам он уже начинает это делать сам. Если, конечно, взрослые сами убирают вещи на места, показывая положительный пример. Двухлетнему карапузу можно доверить полив цветов, раскладывание посуды на столе, а четырехлетние дети уже могут самостоятельно убрать игрушки, подмести пол и даже вымыть за собой посуду.

Не нужно заставлять его убираться, если он не хочет, лучше обеспечить его положительными эмоциями и объяснить важность проводимых действий:

  • , чтобы избавиться от вредных микроорганизмов.
  • Игрушки нужно убрать, чтобы не наступить, не споткнуться.
  • Цветы поливают, чтобы они были живыми и здоровыми.

С этого момента начинает формироваться ответственность у ребенка за свои действия. Он начинает понимать, что если цветы не полить, то они завянут, а разбросанные игрушки будут мешать передвигаться по комнате.

Беседа с младшим школьником

Рассказ об ответственности лучше проводить на основе произведения. Таким качеством обладает, например, мальчик из рассказа Л.Пантелеева «Честное слово». Его поступок можно назвать не только смелым и честным, но и ответственным. Можно сказать, что ответственность живет там, где есть честность и порядочность.

Это качество представляет собой обязанность отвечать за свои действия и поступки , которые могут быть непоправимыми (предательство, убийство) или исправляемыми (опоздание, баловство, потеря, порча предметов).

Человек, который совершил ошибку, но признал ее, достоин уважения . Ведь для этого нужно иметь сильный характер, быть мужественным и смелым. Того, кто старается не повторять ошибок, не совершать их, можно назвать ответственным. Такая личность достойна уважения.

После этого ребенку объясняют:

  1. Когда он был маленьким, за него думали родители, решали, что и когда есть, куда идти. Ребенок полностью зависел от них.
  2. По мере приобретения навыков он становился самостоятельнее и ответственнее, ему доверяли посильные дела.
  3. Эти дела постепенно преобразовались в обязанности: ходить в школу, делать домашние задания, заправлять кровать, мыть посуду и т.п. Таким образом, малыш стал нести ответственность за чистоту в комнате и свою успеваемость.
  4. Когда ребенок повзрослеет, он будет отвечать за себя в полном объеме, нести ответственность не только за свои действия и поступки, но и других, зависимых от него.

После беседы нужно уточнить, что малыш на данный момент несет ответственность не только перед родителями, но и перед собой своими товарищами . А затем рассмотреть все примеры ответственного поведения: посещение школы, помощь по хозяйству, помощь друзьям в учебе.

Следующий этап – беседа о безответственности и почему она имеет место: люди не желают брать ответственность за свои действия, поступки («Это не я сделал – это кошка чашку уронила на пол!», «Это не мои следы на полу!») из-за лени, трусости, легкомыслия.

Маленькие дети поступают безответственно потому, что не понимают, к чему приведут их действия: ломают игрушки, едят сосульки . Затем рассматривают ситуации, к чему может привести безответственный поступок людей разных профессий: врача, учителя, пилота, шофера. Приходят к выводу, что такие действия могут привести к очень печальным последствиям, вплоть до смерти зависимых от них людей.

Если ребенок поступил безответственно, то так же могут поступать и другие:

  1. Мама не приготовит завтрак, потому что не хочет рано вставать, поэтому вся семья на работу, в школу и садик пойдет голодной.
  2. Папа не будет ходить на работу, захочет смотреть постоянно телевизор, как итог – финансовые затруднения.
  3. Старшая сестра не поможет разобраться с домашним заданием, потому что пойдет гулять – будет неудовлетворительная отметка и пробел в знаниях.

Чтобы в семье был порядок, каждый должен поступать ответственно, думать о возможных последствиях своих поступков и действий.

Человек поступает так не из-за страха наказания, а потому, что результат безответственного поступка может навлечь несчастье на других людей:

  1. Ребенок учится хорошо, потому что понимает – знания ему пригодятся в будущем, да и огорчать родителей не хочется.
  2. Убираться в комнате нужно, чтобы вещи не терялись и лежали на своих местах, тогда при необходимости их можно будет быстро найти.
  3. Слово, данное другу, нужно сдержать, потому что он может огорчиться.

Стать ответственным очень сложно, ведь для этого нужно научиться управлять своим поведением . Если человек не хочет брать эту ответственность, то его жизнь будет зависеть от других людей.

Литература

Проанализировать ответственность героев дети могут в следующих произведениях:

  • Н.Носов «На горке» — герой своими непродуманными действиями навредил самому себе, но в итоге он не только расплатился за свою ошибку, но и исправил ее.
  • В.Осеева «Плохо» — рассказ говорит о том, что даже за свое бездействие человек должен нести ответственность.
  • А.Экзюпери «Маленький принц» — герой рассказа осознает свою ответственность перед питомцем – Розой.
  • А.Гайдар «Тимур и его команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише» — ответственные мальчики помогают нуждающимся просто потому, что это делает их и мир, в котором они живут лучше.
  • К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» — герой понес наказание за свой проступок, пострадал не только он, но и все жители деревни, ему пришлось долго трудиться, чтобы исправить ошибку.
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — Гринев был наказан за дезертирство из армии.

Со старшими детьми можно разговаривать, как со взрослыми. Чтобы им было понятно, следует дать им порассуждать, направляя наводящими вопросами в нужное русло.

О чем можно говорить:

  1. Однокоренные слова – ответ, отвечать – позволяют разобраться в понятии: ответственность – это умение отвечать за свои действия и слова. Это необходимость отчитываться в своих действиях и отвечать за любые последствия.
  2. Чувство ответственности появляется вместе с выбором человека поступить каким-либо образом. Например, ученик решил сбежать с уроков, осознавая, что ответ придется держать перед директором и, вполне возможно, родителями. Или получил «2» за проверочную и решил исправить. В этом случае отвечать придется перед самим собой, перед своей совестью.
  3. Ответственность может быть личной, когда поступки и слова влияют только на саму личность, и перед другими людьми, когда последствия будут сказываться на окружающих.
  4. Безответственное поведение меняет жизнь только в худшую сторону: опоздал или прогулял урок – недостаточность знаний; нагрубил другу – создал конфликтную ситуацию; не выполнил обещанное – подвел того, кому обещал.

Чувство ответственности характеризуется тремя составляющими:

  • Тот, кто является ответственным.
  • Тот, перед кем отвечают.
  • То, за что несут ответственность.

Пример: школьник несет ответственность перед родителями за свою учебу, а родители несут ответственность перед ребенком за его воспитание и обеспечение.

За каждый безответственный поступок поступает наказание:

  1. Поздно лег спать – не выспался, в школу пошел уставший.
  2. Дрался в общественном месте – административное высказывание.
  3. Не уступил место старушке – осудили окружающие.
  4. Украл – понес уголовную ответственность.

До 18 лет всю ответственность за поступки детей несут родители. Они отвечают перед государством и своей совестью за их недостойное поведение и проступки. Но уголовная ответственность может наступить уже в 16 лет, если было совершено особо тяжкое преступление.

Чтобы избежать такой участи для ребенка, важно правильно воспитывать их , в соответствии с этическими нормами и правилами, формировать в их душе такие незыблемые ценности, как порядочность, ответственность, честность и .

Люди живут в обществе. Каждый день мы сталкиваемся со множеством людей, мы работаем с ними, общаемся и дружим. Коммуникация между людьми осуществляется по особенным законам нравственности и морали, которые мы должны соблюдать. Вскоре нам придется отправлять «в люди» собственных детей. Стоит задуматься об их нравственном воспитании.

Когда начинать нравственное воспитание ребенка?

Многие родители считают, что их ребенок, которому чуть меньше 3 лет совершает различные глупости и шалит совершенно непроизвольно. Просто многое ему еще неизвестно, да и к усвоению моральных норм он не готов еще. Именно поэтому малыш не понимает что хорошо, что плохо, и, по мнению родителей, не способен понять.

Психологи советуют провести простейший тест. Попросите своего ребенка зайти в пустую комнату и отвернуться от вас. Затем объясните, что он не должен оборачиваться, пока вы разворачиваете для него подарок. Если ребенок не сможет сдержаться и посмотрит, то его рефлексы действительно еще непроизвольны, и он не способен руководить собой. Если же чадо вытерпело момент распаковки подарка, значит, оно готово к усвоению первых моральных понятий и соблюдать нравственные нормы.

Правильная организация свободного времени ребенка

Приблизительно к 3-4 годам ребенок становится действительным членом общества, так как теперь ему доступны нравственные отношения. Общество само презентует ребенку первые правила поведения. Сначала родители объясняют, что нельзя воровать, врать, обижать более слабых, что надо делиться с друзьями, помогать им. Потом примерно тоже самое ребенок слышит и в детском саду, на улице, в транспорте и т.д. Формированию поведения ребенка также способствуют мультфильмы, книги, компьютерные игры. Именно поэтому родители должны внимательно следить за «ассортиментом» развлечений у их ребенка.

Если вы правильно организуете свободное время ребенка, то вскоре он начнет понимать, какие качества можно отнести к добродетелям, а какие нет, как необходимо действовать в определенных ситуациях. При этом, вы должны следить и за собой. У маленьких детей наглядно-образное мышление , а родители - безоговорочный авторитет. То есть, действуя в какой-либо ситуации, вы даете ребенку модель поведения, которую он рано или поздно обязательно применит. Вспомните притчу о том, как семья не уважала старого дедушку, жившего с ними: плохо кормили, не помогали, смеялись над ним. Их маленький сын, наблюдая за этим, однажды сказал, что когда они состарятся, он обходиться с ними будет так же. Прежде чем чему-то учить ребенка, научитесь этому сами!

Однако, вашему ребенку мало просто знать правила надлежащего поведения. Их нужно уметь соблюдать, применять на практике, да и не просто уметь, а проявлять искреннее желание делать так, а не иначе. Возникает вопрос: как этому научить?

Как научить ребенка правильному поведению?

Конечно же, можно заставить. С детства ребенок привыкает к стандартному методу «кнута и пряника»: сделал правильно - награда, неправильно - наказание. Со временем у детей вырабатывается рефлекс. Они стремятся получить похвалу или награду, соответственно выполняют правильные действия, совершают верные поступки. Однако, такие мотивы не способствуют личностному развитию. Вскоре поведение ребенка перестроится, у него появятся другие авторитеты, интересы, друзья и, как следствие, огромное количество вариантов моделей поведения.

Есть очень интересный способ развития навыков правильного поведения. Это игра . Возьмите шарики для настольного тенниса, положите их в емкость. Другую емкость оставьте пустой. Попросите ребенка переложить шарики из одного сосуда в другой при помощи вогнутой лопатки. После того как задание будет выполнено, расскажите ему историю о мальчике. Взрослый попросил его переложить шары без помощи рук. Мальчик сначала старался, но когда взрослый вышел, он стал все делать руками, а потом так и не признался, как ему удалось выполнить задание.

Узнайте у ребенка:

  • — как поступил мальчик?
  • — почему ребенок считает его поступок неправильным?
  • — как бы ребенок сам поступил в этой ситуации?

Внимательно выслушайте чадо. Потом попросите его переложить шарики плоской лопаткой. В середине процесса выйдете и пронаблюдайте, насколько честно ребенок все выполняет. Затем проведите беседу.

Как объяснить ребенку слово «нельзя». Как правильно оградить малыша от опасностей?

Родители часто жалуются, что их годовалые сорванцы не понимают слово «нельзя» – смеются и специально тянутся к «запретному плоду», хитро оглядываясь на родителей.

Это вселяет ужас в неопытных мам и пап: то дитя теребит вилку в розетке, то щелкает ручками плиты, то лезет в кружку с кипятком… Как объяснить ребенку, что нельзя делать что-то опасное?

Дерево с запретными плодами

Чем больше нельзя, тем больше хочется – это известно даже взрослым. Поэтому волшебное слово в его категоричной форме должно звучать нечасто в вашей квартире и только в серьезных ситуациях.

Считается, что малыш не в силах запомнить десять запретов сразу. До года введите одно-два «нельзя», затем каждый год прибавляйте еще по паре нежелательных действий.

Все это касается только тех вещей, которые несут реальную опасность для жизни – электричества , кипятка , огня , проезжей части , высоты.

Совершенно непедагогично поведение бабушек, гуляющих с внуками и запрещающих все на пути: тронуть листик на тротуаре – нельзя, пошевелить корягу – фу, поковыряться в земле – ай-яй-яй.

Во-первых, это побуждает ребенка к протесту против запретов.

Во-вторых, мешает его познавательной деятельности. Ведь именно наступив в лужу и потрогав грязный каштан, он получает опыт и знания об окружающем мире.

Слово «нельзя» должно подкрепляться вашим суровым видом (никаких улыбок, подмигиваний и хихиканий), недовольным тоном и немедленным прекращением опасной деятельности.

Причем запрет должен быть неизменным – не разрешает ни , ни , ни завтра, ни послезавтра. И, конечно, все запреты нужно терпеливо объяснять.

Если ребенок категорически не понимает и продолжает лезть, куда не надо, некоторые психологи позволяют его слегка шлепнуть по попе, ущипнуть или ударить по руке. Речь не идет о физическом насилии!

Просто непонятливый малыш должен научиться сопоставлять розетку с неприятными ощущениями.

Существует также способ оградить ребенка от опасностей, основанный на его личном опыте. Познакомьте его с понятиями «горячо», «холодно», «больно» в микродозах.

Позвольте окунуть один пальчик в горячий чай, откусить кусочек не остывшего пирога, уколоться об иголочку, чуть-чуть пораниться бумагой, дотронуться до теплого чайника, затушить свечку. Если он упал, пожалейте и объясните: «тебе больно».

Малыш навсегда запомнит ощущения, и в следующий раз будет достаточно словесного предупреждения.

Придумайте мифическое существо, которое «живет» в розетке или на лестничной площадке – Бабай, злой дядя Ток, Кощей и так далее. Припугните заигравшегося малыша, что Бабай придет и укусит, если тот не остановится.

Самый лучший способ оградить ребенка от опасностей – обезопасить дом . Конечно, невозможно изолировать малыша в детской, обитой матрасами и плюшевыми игрушками.

Но можно поставить заглушки на розетки, силиконовые наконечники на острые углы, блокираторы на дверцы, и тем самым уменьшить риски.

Словарный запас

А как быть с действиями, которые не опасны, но неприятны родителям? Если слово «нельзя» мы оставили для электричества и плиты, то как объяснить, что мамин мобильный телефон не нужно кидать в унитаз?

Расширьте свой словарный запас и арсенал жестов и мимики! «Не надо так делать», «это опасно», «это плохая игра», «ай-яй-яй», «мама сердится», «это папино, он будет недоволен», «это чужое».

Вы также можете делать удивленное или испуганное лицо, с присвистом вдыхать междометия «Аааа!», «Ой-ой-ой!», «Ох! Ах!». Иногда если просто окрикнуть ребенка по имени и погрозить пальцем, он положит ваши вещи на место.

Предлагайте альтернативу : «не нужно раскидывать вещи братика, он расстроится, зато можно разобрать кукольный домик», «кидаться тапками в телевизор – плохая игра, а собирать пазл – хорошая», «опасно открывать дверь на балкон, но можно открыть твой ящик и убрать туда ».

Так вы скрасите запрет, отвлечете от негативных мыслей и переключите ребенка на другую деятельность .

Не стесняйтесь подробно объяснять ребенку, что нельзя, а что можно, и почему . Дети очень сообразительны даже в раннем возрасте!

Ребенок пошел в школу. Ему нужно рано вставать, делать домашние задания, порой достаточно объемные. Очень мало времени остается на любимые игры. Как можно полюбить то, что отнимает драгоценные минуты и силы, которые можно было бы потратить на другое, более интересное занятие?

Очень просто: нужно понять, что это действительно нужно и заинтересоваться учебой. Вот здесь без помощи взрослых никак не обойтись. В каждой семье по-разному объясняют значение учебы.

Учиться, чтобы жить хорошо

Зачастую, родители, отвечая на детский вопрос «Зачем нужно учиться?», отвечают:

  1. «Чтобы поступить в университет (институт, академию)».
  2. «Чтобы в будущем получать хорошую зарплату» (вытекает из предыдущего).
  3. «Не будешь стараться – никуда не поступишь, пойдешь работать дворником (санитаркой и другие низкооплачиваемые должности)».

Такая мотивация малоэффективна:

  • Младшие школьники долгосрочные прогнозы воспринимать не могут. За них все проблемы решают родители, они еще не понимают, что нужно трудиться, чтобы что-то заработать: «А дворник, который метет наш двор, мне очень нравится. Я хочу быть таким же!».
  • Подростки решат, что их просто пугают: «И что? У меня-то все будет хорошо, несмотря ни на что!».
  • Старшеклассники могут даже рассмеяться: «Дядя Петя окончил школу с медалью, институт – с красным дипломом, но не смог устроиться на работу!».

Такое объяснение зачастую просто не удовлетворяет ребят. И вопросы (особенно со стороны младших школьников) задаются дальше: «Это будет потом, а сейчас мне зачем учиться?»

Учиться, чтобы развиваться

И вот здесь можно поговорить о том, что на самом деле люди учатся всегда! Абсолютно! Начиная с младенчества и до конца своей жизни: сначала ходить и разговаривать, потом играть и бегать, наконец, жить в обществе. Пусть ребенок перечислит, чему еще он уже научился в течение всей своей короткой жизни. Так ему будет легче понять, что все, чего он достиг, на самом деле досталось большим трудом (ведь не сразу же он начал разговаривать, да и ходить, не падая, научился не за один день).

Эти навыки нам необходимы, чтобы нормально жить:

  • Способность ходить позволяет перебираться на некоторые расстояния.
  • Поддерживают физическое здоровье умение бегать, прыгать, ходить, плавать.
  • Речь позволяет понимать друг друга и т.п.

Но есть еще такие умения, которые помогут выжить в современном обществе:

  1. Прочитать инструкцию к прибору.
  2. Написать письмо другу.
  3. Расплатиться за покупки в магазине.
  4. Выбрать интересный город для отдыха.
  5. Найти место жительства знакомых по адресу и т.п.

Без них очень сложно будет ориентироваться в мире. Получить эти навыки поможет учеба.

Таким образом, учиться – значит самосовершенствоваться, становиться лучше, получать те умения, которые пригодятся в жизни. Это не просто нужно, но и полезно! А если правильно подойти к этому процессу, то .

значение учебы с точки зрения развития и воспитания таких характеристик, как:

  • Самодисциплина.
  • Ответственность.
  • Грамотность.
  • Работоспособность.
  • Самостоятельность.
  • Коммуникабельность.
  • Креативность.
  • Культурность.
  • Умение производить все мыслительные операции.

Постоянное пополнение знаний способствует также успешной учебе, расширению возможностей ученика и, как следствие, укреплению его веры в себя, повышению самооценки.

Понять смысл учебы поможет также личный пример родителей. Но не из области: «Я училась хорошо – теперь много зарабатываю». Большой заработок не восполнит моральное неудовлетворение от нелюбимой работы. Важнее – успешность, которая приведет к гармонии.

Здесь правильнее слова: «Я люблю учиться – это интересно и полезно, потому что помогает мне стать лучше». И пояснить, как это – лучше (целеустремленнее, счастливее, спокойнее и т.п.). И, конечно, подтверждение своих слов конкретным примером. Только в этом случае дети поверят, что учиться нужно!

Мотивирование к учебе

Чтобы школьнику было учиться интересно и легко, важно объяснить ему смысл обучения еще в начальной школе. А после того, как он поймет необходимость этого действия, всячески содействовать развитию его познавательного интереса, действуя наедине с педагогом.

Чтобы не отбить желание учиться, со стороны родителей важно придерживаться следующих правил:

  • Собственным примером показывать , что узнавать что-то новое – это интересно.

Американскими учеными было проведено тестирование: к психологу для занятий пригласили несколько детей вместе с родителями. Заранее в комнате разложили различные развивающие игры и инструкции к ним, установили камеры наблюдения. Когда взрослые и ребенок заходили, психолог под каким-то предлогом отлучалась, предлагая не стесняться и вести себя «как дома».

Родители поделились на 4 группы: запрещающие трогать ребенку что-либо, ни на что не реагирующие (ребенок изучал игры самостоятельно), объясняющие инструкции детям и заинтересованные (им самим было интересно, как играть).

Через время психолог возвращался и проводил тест на определение уровня развития ребенка. Результаты показали, что лучшее развитие ребенок получил у последней группы родителей. Низкий уровень был у тех, кому родители сами объясняли смысл игры. Такие показатели позволяют выделить следующее правило.

  • Позволять проявлять самостоятельность , если ребенок этого пожелает: сам сделает домашнее задание, соберет портфель, подпишет тетрадь, заполнит дневник.
  • Оценивать достижения на основе его предыдущих умений: «Сегодня у тебя получилось написать слово аккуратнее, чем вчера».
  • Адекватно загружать . У каждого человека свои особенности, кто-то может решить 4 задачи и приступить к пятой, а кому-то сложно осилить даже три. Не нужно заставлять ребенка писать больше, чем он может. Перенапряжение и усталость будут способствовать появлению негативного отношения к учебе.
  • Спрашивать о школьных успехах, жизни в коллективе . Неравнодушное отношение к учебе со стороны родителей позволит ребенку оценить важность процесса.
  • Рассказывать о своих неудачах и успехах, советоваться . Хорошие отношения с родителями – залог спокойствия ребенка, который знает, что его всегда поддержат. А отношение к нему, как к взрослому, воспитывает ответственность, дисциплинированность.

Роль семьи в объяснении смысла учения и развитию мотивации к процессу огромна. Даже если предмет преподается на недостаточно высоком уровне, родители способны воспитать интерес к нему у ребенка.

С другой стороны, даже усиленное влияние учителя по повышению мотивации неспособно конкурировать с неправильными действиями родителей, перечеркивающими все старания педагога.

Чтобы избежать этого, не следует:

  • При ребенке критически отзываться о школе и педагогах.
  • Ругать детей за плохие отметки и нарушение дисциплины.
  • Игнорировать учебный процесс.

Лучшие родители – это те, которые поддерживают свое чадо во всех начинаниях, радуются победам и поддерживают в период неудач, стимулируют интерес ребенка к любой области знаний.

Ваш ребенок не делится? Или, отстаивая свою «собственность», ругается, дерется, обижается, позоря Вас перед друзьями и родственниками? Если Вы не справляетесь с двумя малышами, не желающими делить игрушки между собой, то нужно понять, как объяснить ребенку, что надо делиться.

При достижении ребенком 2х лет, а то и раньше родителей начинает интересовать вопрос, как объяснить ребенку, что надо делиться и стоит ли это делать вообще. Когда ребенок еще маленький, он не делится тем, что ему нравится – он все забирает себе. И если ему не объяснить, с чего бы ему вообще менять свое первичное желание на противоположное?

Как объяснить ребенку, что надо делиться, ведь это – основа всего?

Прежде чем родителю понять как, следует знать – зачем. Зачем люди делятся?

Человек немногим отличается от животного. И это немногое – его социальность, объединение людей в одно целое для того, чтобы развиваться и выживать всем вместе, а значит и каждому по отдельности. Без этого общество бы не сумело выдержать первобытные времена ограниченного пропитания и опасностей от хищника, не выдержало бы затяжных войн, если бы внутри стаи ее члены не делились бы друг с другом самым необходимым. Такое взаимопоручительство дало возможность человеку как виду слабовыживаемому на ландшафте расширить популяцию от 2 тыс. особей до 7 млрд. и заселить всю планету.

Животные не делятся пищей и потому не могут сплотиться и развиваться единым целым, как это делает человечество. Так умение делиться – это основополагающий навык в процессе социализации ребенка, это та необходимая база, которая поможет ему адаптироваться в коллективе. Это важно понимать, задаваясь вопросом, как объяснить ребенку, что надо делиться.

Основа объединения – это совместный прием пищи как удовлетворение первичного базового инстинкта. На базе пищи строятся все отношения. Общий стол объединяет, нивелируя неприязнь между людьми, делая их единым МЫ, способным противостоять общим бедам. Зная, что с тобой поделятся пищей другие соплеменники, человек испытывает чувство защищенности и безопасности – это дает силы для развития. Потому этот вопрос столь важен. Прежде всего нужно научиться делиться пищей. Способность делиться чем-то другим кроме пищи это дополнительный бонус, скрепляющий отношения.

КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО НАДО ДЕЛИТЬСЯ. КОГДА ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Часто читают