Кто имеет право на получение трудовой пенсии по старости в россии. Понятие досрочной трудовой пенсии и работники, имеющие на нее право

Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению. Во-первых, право на такую пенсию возникает только по достижении установленного в законе возраста. Во-вторых, она предоставляется только лицам, имеющим стаж определенной продолжительности (страховой, специальный). В-третьих, она назначается пожизненно.

Понятие трудовой пенсии закреплено в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях. Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Приведенное родовое понятие не исключает научной разработки видовых понятий – "трудовая пенсия по старости", "трудовая пенсия по инвалидности", "трудовая пенсия по случаю потери кормильца".

Трудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или трудового дохода лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим установленный страховой стаж.

Страховым случаем, дающим право на трудовую пенсию по старости, является достижение пенсионного возраста.

На общих основаниях право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет, чья трудовая деятельность проходила в нормальных условиях труда.

Помимо достижения пенсионного возраста, для приобретения права на трудовую пенсию по старости необходимо иметь страховой стаж. Для лиц, работавших в нормальных условиях труда, минимальная продолжительность страхового стажа составляет пять лет. С 2015 г. для приобретения права на трудовую пенсию по старости устанавливается минимальная продолжительность страхового стажа – 15 лет. Максимальный страховой стаж, необходимый для возникновения права на трудовую пенсию по старости в полном размере, будет составлять 35 лет, что противоречит Конвенции МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952), в соответствии с которой он не должен превышать 30 лет.

При отсутствии минимального страхового стажа – пять лет (с 2015 г. – 15 лет) – лица, достигшие 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), могут обратиться за социальной пенсией.

До достижения нормального пенсионного возраста, но не ранее чем за два года трудовая пенсия по старости может назначаться с их согласия безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем либо сокращением численности или штата работников, если по заключению службы занятости отсутствует возможность для их трудоустройства.

Это правило распространяется и на досрочные пенсии (ст. 32 Закона о занятости населения). Дополнительным условием является наличие у безработного гражданина страхового стажа продолжительностью не менее 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) или стажа, дающего право на досрочную пенсию в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.

Одновременно с трудовой пенсией в данном случае может назначаться и пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Закона о государственном пенсионном обеспечении. При заключении безработным трудового договора или возобновлении иной деятельности, включаемой в страховой стаж, выплата пенсии прекращается.

В связи со сложной демографической ситуацией в стране вновь возникает дискуссия о повышении пенсионного возраста. К выводу о неизбежности принятия такого решения пришли эксперты Всемирного банка в докладе "Система пенсионного обеспечения в России" (2005), рекомендовавшие увеличить его до 65 лет. Правда, они предложили осуществлять переход постепенно, например повышая пенсионный возраст на месяц ежегодно.

Согласно Конвенции МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 г.) нормальным пенсионным возрастом считается одинаковый для мужчин и женщин возраст – 65 лет. Национальное законодательство разных стран может устанавливать и более высокий возраст с учетом средней продолжительности жизни и экономического положения страны.

Старение населения – проблема, стоящая перед многими экономически развитыми странами. Этот процесс приводит к изменению соотношения между количеством работающих лиц, из заработка которых уплачиваются страховые взносы, и количеством пенсионеров, получающих пенсии по солидарной системе финансирования, в пользу последних. Доля плательщиков сокращается, а доля получателей растет, что приводит к возникновению дефицита средств и требует корректировки условий пенсионного обеспечения или повышения размеров пенсионных взносов. По данным статистики для нормального финансирования пенсионной системы минимально необходимое соотношение между численностью работающих лиц и пенсионеров должно быть не менее 3 к 1.

Одним из вариантов решения финансовых проблем пенсионной системы является повышение пенсионного возраста и (или) увеличение страхового стажа, дающего право на получение полной пенсии.

В 1990-х гг. в целях финансовой стабилизации пенсионной системы в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин). В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет осуществляется поэтапно с 2010 до 2020 г.

В Германии повышение этого возраста для мужчин с 63 до 65 лет, а для женщин с 60 до 65 лет осуществляется с 2001 по 2012 г.

Повышение пенсионного возраста произошло и в государствах – участниках СНГ. Такой же пенсионный возраст, как и в России, сохранился только в Беларуси, Узбекистане и Украине. В остальных государствах в результате проведенных пенсионных реформ он изменился. Так, в Азербайджане, Молдове, Туркменистане пенсионный возраст составляет 62 года (мужчины) и 57 лет (женщины). В Армении в 2005 г. он достиг 63 и 60 лет соответственно, дальнейшее повышение пенсионного возраста женщин до 63 лет производилось постепенно до 2011 г. В Казахстане и Кыргызстане пенсионный возраст увеличен соответственно до 63 и 58 лет.

При этом средняя продолжительность жизни в странах СНГ остается невысокой. Она превышает 70 лет только в Армении и Азербайджане. В остальных странах она составляет: Беларусь – 68,5 года, Казахстан – 66 лет, Кыргызстан – 68 лет, Молдова – 68 лет, Таджикистан – 68 лет, Туркменистан – 67 лет, Узбекистан – 70 лет, Украина – 68 лет.

Таким образом, в большинстве экономически развитых стран и государствах СНГ пенсионный возраст выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию. Чтобы изменить ситуацию, с 2007 г. Правительство РФ предпринимает беспрецедентные меры по стимулированию рождаемости и сокращению уровня смертности в стране (материнский капитал на второго и последующих детей, профилактика заболеваемости, высоко-технологическая медицинская помощь, экстренная медицинская помощь лицам, пострадавшим в автокатастрофах, и др.). Но эти меры приведут к реальному улучшению демографической ситуации через десятилетия, а проблему дефицита текущих поступлений в ПФР необходимо решать сегодня.

Что касается повышения пенсионного возраста, то это предложение является крайне непопулярным среди населения России. Поэтому руководство страны рассматривает его как самый последний способ финансовой стабилизации бюджета ПФР, когда другие возможности будут исчерпаны.

В связи с этим заслуживает внимания и детального изучения опыт тех стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например от 60 до 65 лет, с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет. По достижении 65 лет при наличии необходимого страхового (или трудового) стажа пенсия по старости назначается в полном размере. В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, реализация которой начнется в 2015 г., заложен механизм материального стимулирования позднего выхода на пенсию. Он заключается в следующем: если мужчина или женщина, достигшие пенсионного возраста, продолжат работать без получения пенсии, то за каждый год дополнительного стажа размер пенсии будет повышаться на определенный коэффициент.

С учетом средней продолжительности жизни мужчин наиболее приемлемым решением для нашей страны может быть постепенное увеличение пенсионного возраста женщин до 60 лет, отложенное во времени, например до 2030 г.

Наравне с гражданами Российской Федерации право на трудовую пенсию имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, если федеральным законом или международным договором РФ не предусмотрено иное.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 17

В целях обеспечения правильного применения положений Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, Пленум ВС РФ принял Постановление от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (далее - Постановление).

Так, в п. 1 Постановления разъяснено, что дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовой пенсии, подведомственны судам общей юрисдикции (следует иметь в виду, что решение пенсионного органа может быть обжаловано и в вышестоящий пенсионный орган). Причем заявление подается в суд по месту нахождения пенсионного органа, с решением которого гражданин не согласен.

В соответствии с п. 7 Постановления дела по спорам между гражданином и ПФР, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. При этом взимается государственная пошлина, правда, в ряде случаев предусмотрено освобождение от ее уплаты. Например , на основании пп. 2 и 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений п. 3 названной статьи освобождаются истцы, являющиеся инвалидами I и II группы, а по искам имущественного характера к ПФР, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службы, - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. От уплаты государственной пошлины освобождаются также истцы по делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Таким образом, граждане, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов - инвалидов I и II группы и обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, уплачивают государственную пошлину в размере и порядке, предусмотренных ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 333.20 НК РФ суд, учитывая имущественное положение гражданина, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ, но не вправе освободить полностью от ее уплаты.

В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. ст. 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

Ряд пунктов Постановления касается исчисления стажа, необходимого для назначения пенсии и определения ее размера. Так, например, при разрешении споров, возникающих в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком (ст. ст. 27 и 28 Закона), судам рекомендовано исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (т.е. времени вступления в силу ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Если в связи со смертью пенсионера начисленные суммы пенсии, причитающиеся ему в текущем месяце (в том числе и за прошедшее время), остались неполученными, то, как отмечается в п. 8 Постановления, судам следует руководствоваться положениями, закрепленными в п. 3 ст. 23 Закона, поскольку это специальный Закон, и он принят позже, чем часть третья ГК РФ. В связи с этим при отсутствии лиц, перечисленных в п. 3 ст. 23 Закона, право на получение сумм пенсии умершего пенсионера может быть признано за иными лицами, указанными в ст. 1183 ГК РФ.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрена возможность компенсации гражданину причиненного морального вреда (т.е. физических или нравственных страданий). В ст. 1099 ГК РФ установлено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В связи с этим в п. 21 Постановления отмечается, что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суду исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ следует отказывать в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Главой 60 ГК РФ установлена обязанность возвратить неосновательное обогащение (т.е. лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество). Однако, как предусмотрено ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения в том числе пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Исходя из этого в п. 24 Постановления определено, что так как в соответствии со ст. 1109 ГК РФ суммы пенсий не подлежат возврату, то при отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии поворот исполнения решения суда при отсутствии названных обстоятельств не допускается.

В Постановлении также отмечается, что, учитывая социальную значимость дел указанной категории, судьям необходимо соблюдать установленные ч. 1 ст. 154 ГПК РФ сроки рассмотрения этих дел (названной статьей установлено, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству), а также проводить тщательную подготовку таких дел к судебному разбирательству, в том числе в необходимых случаях проводить предварительное судебное заседание.

Внимание судов обращено также на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 23 Постановления, в случае когда истец в установленном порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, но ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

от 07/03/2019

Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют и .

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с , которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии — неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Статьей 3 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» закреплен основной круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Право на трудовую пенсию имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Право на пенсию возникает при соблюдении ими условий, дающих право на такую пенсию. Как правило, это наличие страхового стажа требуемой продолжительности и достижение определенного возраста.

Однако следует обратить внимание, что имеется существенное отличие в круге лиц между гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства. У последних двух категорий лиц право на пенсию, как правило, возникает при наличии дополнительного условия, а именно постоянного проживания на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами и заключенных Российской Федерацией, как я говорила, на принципах пропорциональности.

Статьей 4 закреплено несколько принципиально важных положений.

Первое положение заключается в том, что право на пенсию реализуется путем обращения граждан за пенсией , т.е. автоматического установления пенсии не происходит. Воля гражданина должна быть выражена путем подачи письменного заявления об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту его жительства. Порядок обращения за пенсией регламентирован Правилами обращения за пенсией, утвержденных (уже упоминаемым мною в свете делегированных законодателем полномочий) постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб.

Второе положение заключается в том, что при наличии у граждан права на несколько видов пенсий, установлена может быть только одна пенсия . Это положение соответствует статье 33 Конвенции МОТ 1967 года за № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», устанавливающей, что в случае если застрахованное лицо имеет право более чем на одну пенсию по обязательному пенсионному страхованию, то ему устанавливается сумма, равная самой выгодной по размеру пенсии. При этом право выбора принадлежит самому гражданину и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер.

Третье положение заключается в том, что в ряде случаев гражданин может иметь право на одновременное получение двух пенсий .

Впервые эта норма – о праве на две пенсии – была закреплена Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и касалась в первую очередь инвалидов вследствие военной травмы. Вопрос об установлении им наряду с трудовой пенсией и фронтовой неоднократно обсуждался еще в период действия союзного пенсионного законодательства.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части получения одновременно двух пенсий содержит отсылочную норму к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (№ 166-ФЗ от 15.12.2001 г.). В статье 3 данного Закона указаны шесть категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий .


К таким гражданам относятся:

во-первых , инвалиды вследствие военной травмы,

во-вторых , участники Великой Отечественной войны,

в-третьих , родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения либо умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы,

в-четвертых , нетрудоспособные члены семьи отдельных категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

в-пятых , вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Категория вдов была расширена с 6 января 2007 года Федеральным закон от 21 декабря 2006 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

До этой даты право на две пенсии имели лишь не вступившие в повторный брак вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и войну с Японией,

в-шестых , лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда. Эта категория получателей двух пенсий также появилась сравнительно недавно, с 10 декабря 2006 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.11.2006 № 196 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, блокадникам устанавливается трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Членам семей военнослужащих и «чернобыльцев» – трудовая пенсия по старости или трудовая пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации».

В правоприменительной практике право на две пенсии имеют федеральные государственные служащие . Им устанавливается трудовая пенсия по старости (инвалидности) и пенсия за выслугу лет по статье 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Справедливости ради следует сказать, что многие специалисты не без основания считают, что данную категорию граждан нельзя в полной мере отнести к получателям двух пенсий. Поскольку, во-первых, пенсия за выслугу лет им назначается при условии назначения трудовой пенсии по старости или инвалидности и, во-вторых, размер пенсии за выслугу лет исчисляется с учетом установленного размера трудовой пенсии.

Кроме того, право на трудовую пенсию предоставляется некоторым категориям граждан, которые являются получателями пенсий по линии силовых структур и указаны в статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Это - вдовы и родители военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) вследствие военной травмы. Им, кроме пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с указанным Законом, могут устанавливаться трудовая пенсия по старости (инвалидности).

Также в статье 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплена норма об установлении наряду с пенсией, предусмотренной Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, накопительной части трудовой пенсии. Теоретически за счет права на накопительную часть трудовой пенсии круг получателей двух пенсий также может быть существенно расширен.

К наиболее распространенной категории таких лиц следует отнести граждан 1967 года рождения и моложе, которым пенсия по старости будет назначаться по нормам Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за работу или проживание в зоне радиоактивного загрязнения. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм указанного Закона и накопительную часть трудовой пенсии.

К этой же категории можно отнести и получателей пенсий за выслугу лет из числа военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и накопительную часть трудовой пенсии.

Законодательство предусматривает три вида трудовых пенсий : трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости - наиболее распространенный вид трудовой пенсии. Около 80 % пенсионеров получают трудовую пенсию по старости. Эта пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет. Данный пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся. Дополнительным условием для назначения трудовой пенсии по старости служит наличие страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования не менее пяти лет. В страховой стаж включаются все периоды трудовой деятельности, осуществляемой лицом на территории РФ, в течение которых осуществлялись страховые выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Исключением из общего правила являются случаи, установленные ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этими статьями названного закона пенсионный возраст может быть снижен в зависимости от характера трудовой деятельности. При этом законодатель устанавливает дифференцированный подход к снижению возраста, с которого назначается трудовая пенсия по старости, в зависимости как от пола лица, так и от характера его трудовой деятельности.

Условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности служит наступление инвалидности, которая определяется ограничением к трудоспособности III, II или I степени и устанавливается в соответствии с медицинскими документами.

Право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца возникает у членов семьи умершего кормильца, состоявших на момент смерти кормильца у него на иждивении, а также у одного из членов его семьи (супруга, родителя или другого члена семьи) независимо от того, состоял ли он на иждивении умершего.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из трех частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части и страховой части. Размер назначенной пенсии определяется как сумма ее частей.

Базовая часть трудовой пенсии представляет собой гарантированное государством минимальное пенсионное обеспечение и несет в себе функцию обеспечения малоимущих пенсионеров трудовой пенсией, соответствующей прожиточному уровню. Поскольку эта категория пенсионеров в период осуществления трудовой деятельности получала небольшую заработную плату и соответственно сформированные за счет страховых перечислений накопительная и страховая части трудовой пенсии часто не обеспечивают эту категорию пенсионеров пенсией, соответствующей прожиточному уровню, есть необходимость установления гарантированного минимума, которым является базовая часть. Финансирование этой части трудовых пенсий осуществляется из федерального бюджета за счет сумм единого социального налога. Базовая часть трудовых пенсий постоянно увеличивается с целью сохранения ее размера на уровне прожиточного минимума и индексируется в соответствии с темпами инфляции. В настоящее время законодательство устанавливает минимальную сумму базовой части трудовой пенсии в размере 1950 руб. в месяц.

Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет сумм страховых взносов, взимаемых в рамках системы обязательного пенсионного страхования. В течение периода трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина за счет страховых средств накапливается сумма, которую гражданин имеет право получить в виде надбавок к пенсии. Таким образом, размер надбавок к пенсии эквивалентен размеру суммы, накопившейся на индивидуальном счете гражданина.

Накопительная часть трудовой пенсии, так же как и страховая часть, формируется за счет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, направленных на финансирование именно накопительной части трудовых пенсий. Отличие накопительной части трудовой пенсии от страховой заключается в том, что суммы накопительной части могут быть инвестированы государством с целью увеличения размеров накопительной части трудовых пенсий. После наступления пенсионного возраста гражданин может получать суммы, накопившиеся на индивидуальном страховом счете. В соответствии с действующим законодательством накопительная часть пенсии формируется у мужчин 1953 и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше этого возраста не имеют права на формирование накопительной части пенсии, соответственно, у этой категории лиц накопительная часть трудовой пенсии отсутствует. В этих случаях трудовая пенсия состоит из двух частей: базовой и страховой. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности также формируется только для мужчин 1953 и женщин до 1957 г. рождения и моложе, получивших инвалидность после 1 января 2001 г.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой. Средства, которые к моменту смерти были учтены в специальной части лицевого счета, предназначенные для формирования накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются в установленном законодательством порядке лицам, указанным в ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Законодательство предоставляет пенсионерам право на неодновременное получение трех составных частей трудовой пенсии. Пенсионер имеет право получать только базовую часть трудовой пенсии, а страховую и накопительную части пенсии получить позже в любое время по своему усмотрению.

2.2. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Для того чтобы получить право на трудовую пенсию, лицо должно соответствовать трем необходимым условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Во-первых, лицо должно быть гражданином РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации. Во-вторых, для получения права на трудовую пенсию лицо должно быть застраховано в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В-третьих, лицо должно выполнить условия, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях», необходимые для получения трудовой пенсии.

Гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» признаются лица, которые имели гражданство РФ на день вступления Федерального закона «О гражданстве РФ» в силу, т. е. на 1 июля 2002 г., и которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Приобретается гражданство РФ в соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ» по трем основаниям:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство;

3) в результате восстановления в гражданстве.

По иным основаниям гражданство РФ может быть приобретено только в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» либо в соответствии с международными договорами. Порядок приобретения гражданства по рождению устанавливает ст. 12 Федерального закона «О гражданстве РФ», в соответствии с которой ребенок приобретает гражданство РФ:

1) если на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ;

2) если один из родителей имеет гражданство РФ, а второй является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим;

3) если один из родителей является гражданином РФ, а второй – иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории РФ или если в ином случае ребенок останется без гражданства;

4) если оба родителя ребенка или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;

5) если ребенок находится на территории РФ, а его родители неизвестны и в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка не объявятся.

Гражданство РФ в результате приема в гражданство может быть приобретено в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ «О гражданстве в РФ» в общем и упрощенном порядке. Прием в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на основании соответствующих заявлений.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение трудовой пенсии наравне с гражданами РФ. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В соответствии с нормами этого закона иностранными гражданами являются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства в соответствии с этим Законом признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Право на восстановление в гражданстве имеют иностранные лица и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве РФ.

Второе условие, необходимое для приобретения права на получение трудовой пенсии, – необходимо быть застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании». В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» застрахованными признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К их числу относятся следующие категории граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ:

1) лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

3) лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) лица, работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», если иное не предусмотрено международным договором РФ;

5) лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

В случае потери кормильца право на получение трудовой пенсии приобретают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, на момент его смерти находившиеся у него на иждивении.

2.3. Условия назначения трудовых пенсий

Основной перечень условий, соблюдение которых необходимо для назначения трудовых пенсий различных видов, содержится в главе 2 ФЗ «О трудовых пенсиях». Статья 7 содержит в себе указания на два основных условия, необходимых для получения трудовой пенсии по старости. Во-первых, для приобретения права на получение трудовой пенсии по старости необходимо достижение установленного законодательством возраста, с которого назначается трудовая пенсия по старости. Мужчинам трудовая пенсия по старости назначается в возрасте 60 лет, женщинам – в возрасте 55 лет. Во-вторых, для этого необходимо иметь не менее пяти лет страхового стажа. Для некоторых категорий граждан законодательство снижает возраст, необходимый для назначения пенсии по старости. Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит положения, в соответствии с которыми минимальный возраст, с которого может быть назначена пенсия по старости, устанавливается для мужчин в 50 лет и для женщин в 45 лет.

Трудовая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливается в случае наступления инвалидности и при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Инвалидами в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признаются лица, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты таких лиц. Наличие инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовая пенсия по инвалидности в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливается независимо от причин инвалидности, от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также независимо от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, а также если инвалидность наступила в результате совершенного им уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, то ему назначается социальная пенсия.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается после потери (смерти) кормильца членам его семьи, на момент смерти состоявшим на его иждивении. Состоящими на иждивении кормильца считаются те члены семьи, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Одному из членов семьи кормильца (родителю, супругу, дедушке, бабушке, брату, сестре, ребенку, достигшему 18-летнего возраста), если этот член семьи занят уходом за детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, пенсия по случаю потери кормильца назначается независимо от того, состояли ли они на момент смерти кормильца на его иждивении или нет. Также имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, если они утратили источник средств к существованию.

2.4. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии

Перечень документов, необходимых для назначения трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден совместным Постановлением Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и „О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“».

Во-первых, для назначения пенсии гражданин должен подать заявление о назначении соответствующего вида пенсии. Если гражданину назначается трудовая пенсия по старости, то к заявлению должны быть приложены следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность, возраст, местожительство и принадлежность к гражданству, – паспорт гражданина Российской Федерации, а в случае его отсутствия – иные документы, подтверждающие указанные сведения;

2) документы о страховом стаже гражданина – трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

3) документы о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд – справка о среднемесячной заработной плате.

Если на иждивении гражданина, которому назначается трудовая пенсия по старости, находились нетрудоспособные члены семьи, то необходимо представить:

1) документы, подтверждающие их нетрудоспособность, – справку об инвалидности или др.;

2) документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении гражданина, которому назначается трудовая пенсия.

Если гражданин является иностранцем либо лицом без гражданства и претендует на назначение трудовой пенсии по старости, то ему необходимо представить вместе с трудовой книжкой, страховым свидетельством государственного пенсионного страхования и справкой о среднемесячной заработной плате за 60 месяцев подряд документы о местопребывании или документы, подтверждающие фактическое проживание на территории Российской Федерации.

Если гражданин, обратившийся за назначением трудовой пенсии по старости, постоянно проживает за рубежом, то он должен вместе с иными, необходимыми для назначения трудовой пенсии по старости документами предоставить документы, подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за рубежом.

Если до назначения трудовой пенсии по старости изменялись фамилия, имя, отчество, то необходимо приложить документы об изменении фамилии, имени или отчества. Для большинства женщин таким документом служит свидетельство о браке.

Если гражданин, обратившийся за назначением трудовой пенсии по старости, имеет инвалидность или ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени, то он прилагает к вышеперечисленным документы об установлении инвалидности или степени ограничения к трудовой деятельности (заключение медико-социальной экспертизы, справку об инвалидности или др.).

Если лицо, обратившееся за назначением трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», имеет право на назначение этой пенсии до наступления возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), то в необходимых случаях могут потребоваться требуются следующие документы:

1) заявление о назначении пенсии;

2) документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ;

3) документы о рождении ребенка;

4) документы о воспитании ребенка до восьмилетнего возраста;

5) документы, подтверждающие признание гражданина инвалидом с детства;

6) документы, свидетельствующие о признании инвалидом вследствие военной травмы;

7) документы о признании инвалидом по зрению, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени;

8) документы о наличии заболевания, предусмотренного подп. 5 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях»;

9) документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Гражданин, обратившийся за назначением трудовой пенсии по инвалидности, должен приложить к своему заявлению о назначении трудовой пенсии по инвалидности следующие документы:

1) документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт гражданина РФ);

2) документы об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности (справку об инвалидности);

3) документы о страховом стаже (трудовую книжку, свидетельство государственного пенсионного страхования);

4) документы о среднемесячном заработке за последние 60 месяцев (справку о заработной плате).

В необходимых случаях, кроме перечисленных документов, должны быть представлены документы о нетрудоспособных членах семьи; документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении лица, обратившегося за назначением трудовой пенсии по инвалидности; документы о местопребывании или месте фактического проживания на территории Российской Федерации; документы, подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ; документы о смене фамилии, имени, отчества.

При обращении гражданина за назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца должны быть предоставлены следующие документы:

1) заявление о назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

2) паспорт гражданина РФ;

3) справка о смерти кормильца;

4) трудовая книжка и свидетельство о государственном пенсионном страховании;

5) справка о среднемесячном заработке за период 60 месяцев;

6) документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем (свидетельство о браке, свидетельство о рождении или др.). Если это необходимо, то от лица, обратившегося за назначением пенсии по случаю потери кормильца, помимо перечисленных, могут быть затребованы:

1) документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя умершего – его усыновителя, опекуна или попечителя;

2) документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении умершего кормильца;

3) документы, подтверждающие факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима или мачехи;

4) документы, подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью;

5) документы, удостоверяющие, что лицо, которому назначается пенсия, обучается по очной форме в образовательном учреждении;

6) документы, подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи не работает и занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет;

7) документы, подтверждающие, что дети, братья, сестры или внуки умершего кормильца, за которыми осуществляется уход, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца;

8) документы о других получателях пенсии по случаю потери кормильца, установленных в связи со смертью кормильца;

9) документы о смерти другого родителя;

10) документы о признании того лица, которому назначается пенсия, инвалидом;

11) документы о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим;

12) документы об утрате источника средств к существованию;

13) документы о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации;

14) документы, подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ.

Все документы, необходимые для получения пенсии, подаются в орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства – в районное отделение ПФР.