Методические рекомендации для педагогов и родителей. ОБЖ дошкольника

Консультация ""

Консультация для родителей воспитателя 12 гр. Яковлевой Т.М.

Основы безопасности жизнедеятельности

При выходе из дома: · если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед; · если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности. При движении по тротуару: · придерживайтесь правой стороны тротуара; · не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; · маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку; · приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия; · разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю; · не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару. · при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей. Готовясь перейти дорогу: · остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть; · привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге; · подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей; · учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства; · не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами; · обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста; · неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части : · переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить где придется; · идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта; · выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни; · не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом; · не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами; · не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же; · не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно; · не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; · при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта. При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси) : · выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть; · подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса; · не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства; · научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть. При ожидании общественного транспорта : · стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. При движении автомобиля : · приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен; · не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель; · ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка; · не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра; · ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками. При поездке в общественном транспорте : · приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара; · объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.


Основы безопасности жизнедеятельности

БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОМЕ

Опасность первая .

Острые, колющие и режущие предметы .

Правило 1 . Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Опасность вторая .

Электрические приборы .

Они могут ударить током или стать причиной пожара. Правило 1 . Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, магнитофон, утюг и другие электроприборы. Правило 2 . Никогда не тяни за электрический провод руками (а кота за хвост). Правило 3 . Ни в коем случае не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность третья .

Лекарства и бытовая химия .

Правило 1 . Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом. Правило 2 . Что такое бытовая химия? Это стиральные порошки, средства для мытья посуды, средства от тараканов и многое другое. Дети, конечно не тараканы, но яд от тараканов действует и на людей. Поэтому ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвёртая (невидимая и неслышимая) .

Газ.

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила: Правило 1 . Срочно скажи об этом взрослым. Правило 2 . Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру. Правило 3 . Проверь, закрыты ли краны на плите. Правило 4 . Немедленно позвони по телефону 04. Правило 5 . Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.


ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ .

Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Правило 1 . Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек. Правило 2 . На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай «Нет». Правило 3 . Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму. Правило 4 . Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес. Правило 5 . Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона. Правило 6 . На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?» - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут. Правило 7 . Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее. Опасности подстерегают тебя не только дома, но и на улице. Чтобы их избежать, надо соблюдать следующие правила. Правило 1 . Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет обратись за помощью: на улице - к милиционеру, в магазине - к продавцу, в метро - к дежурному. Правило 2 . Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься. Правило 3 . Не играй на улице поздно. Происшествия чаще совершаются в тёмное время. Правило 4 . Не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, на пустырь или другие безлюдные места. Правило 5 . Никогда не заговаривай на улице с незнакомыми людьми. Также никогда не разговаривай с пьяными. Правило 6 . Не принимай от незнакомых взрослых угощение. Даже если родители никогда не покупали тебе таких вкусных вещей. Правило 7 . Если ты увидишь на улице, в троллейбусе, трамвае, метро какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет - не трогай его. В нём может оказаться бомба.


ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ .

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности. Правило 1 . Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. Правило 2 . Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. Правило 3 . Не суши бельё над плитой. Правило 4 . Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми). Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Если в доме начался пожар.

Правило 1 . Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды. Правило 2 . Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей. Правило 3 . Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. Правило 4 . При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше. Правило 5 . При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься. Правило 6 . Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. Правило 7 . Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.


БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ.

Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать Правила дорожного движения! Правило 1 . Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход». Правило 2 . Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. Правило 3 . Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин. Правило 4 . Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, а дойдя до середины дороги - направо. Правило 5 . Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов. Правило 6 . Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Правило 7 . Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Правило 8 . Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что: автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу. Правило 9 . Вне населённых пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.

Там, где шумный перекресток,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Н. Сорокин


БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ .

Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасности поведения на воде. Правило 1 . Не стой и не играй в тех местах, откуда можно свалиться в воду. Правило 2 . Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо. Правило 3 . Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне. Правило 4 . Нельзя заплывать за буйки. Правило 5 . Нельзя близко подплывать к судам. Тебя может затянуть под винты. Правило 6 . Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой - он может захлебнуться. Правило 7 . Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться. Правило 8 . Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну. Правило 9 . Игры в «морские бои» на лодках, раскачивание лодки, хождение по ней или перегибание через борт очень опасны, так как лодка от этого может перевернуться.

«Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»

ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм, кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и дорожно – транспортных происшествий…

Что бы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.

Безопа ́ сность - отсутствие какого-либо риска , в случае реализации которого возникают негативные последствия (вред) в отношении кого-либо или чего-либо.(Википедия)

Безопасность человека - такое состояние человека , когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма , сознания , психики и человека в целом и не препятствует достижению определённых желательных для человека целей.(Википедия)

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, любознательностью, проявлением инициативы и самостоятельности. В результате чего нередко возникают травмоопасные ситуации. От педагога требуется большая работа по воспитанию у детей безопасного поведения.

Для того, чтобы дети принимали правильное решение, необходимо:

Дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте;

Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Важно научить каждого ребёнка объяснять собственное поведение, давать оценку своим поступкам, уметь делать выводы.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей?

Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.

Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.

Тот ребенок, который усвоил "школу здорового человека" испытывает эмоциональное благополучие и психологический комфорт. Он ориентируется в строении своего тела, соблюдает правила личной гигиены, знает роль лекарств и витаминов, знает как относиться к больному человеку и т.д. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта . Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3 группы:

  1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
  2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).
  3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Что бы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, н еобходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Игровая деятельность: дидактические игры дают возможность познакомить детей с опасностями; уточнить и систематизировать данные представления, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. Всем известны такие игры как: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

Ознакомление через произведения художественной литературы: Произведения художественной литературы заставляет детей задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для них в повседневной жизни. Это загадки и сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.; стихи Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.; рассказы В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»; рассматривание иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.Очень важно проводить с детьми беседу о прочитанном произведении, интересоваться их мнением о поступке героев.

Целевые прогулки и наблюдения: по улицам города, к перекресткам, вдоль остановок, на городскую площадь, в пожарную часть… Где в ходе прогулки обсуждаются разные возникающие ситуации, закрепляются правила дорожного движения, правила безопасного поведения.

Совместная творческая деятельность: Полученные детьми знания желательно отражать в рисунках, макетах, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций. Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы.

Для связи между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению хорошо использовать метод И.И. Логвинова и И.А. Щеголева – ситуативно-имитационное моделирование (процесс конструирования модели реальной ситуации данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Т.е., научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками разворачивается в следующем порядке:

  1. ознакомление с макетом;
  2. инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы) ;
  3. совместное моделирование ситуаций на макете и в игровом уголке;
  4. самостоятельные игры детей.

Проведение мероприятий с детьми по основам безопасности жизнедеятельности необходимо проводить не только в месячник безопасности, а еженедельно: первый понедельник месяца - ППБ; второй понедельник месяца - ПДД; третий понедельник месяца - обращение с предметами домашнего обихода; четвертый понедельник месяца - природные катаклизмы и антитеррор и т.д. Необходимо приглашать на мероприятия сотрудников ПДН, ГИБДД, МЧС… Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни на практике.

В воспитании сознательного безопасного поведения у детей не мало важную роль играют союзники – родители . Для поддержания единых требований по безопасности с родителями проводятся консультации, размещается информация на сайде ДОУ, оформляются стенды, буклеты, папки – передвижки, проводятся совместные праздники по ОБЖ. Родители воспитанников принимают участие в изготовлении макетов, выставок, стендов по ОБЖ.

Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми.

старший воспитатель М.А. Севостьянова

Консультация по ОБЖ для родителей детского сада

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями
Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.

Обозначьте для ребенка границу «свой - чужой» : установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.
Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).
Для формирования более точного понимания того, кто является "своим” и "чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают "своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д.). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются "знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке. Не помешает провести несколько обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этих правил. Например, мама или папа могут договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию.
Если ребенок остается один дома: он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать НИКОМУ , кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц).

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).




При возникновении пожара в отсутствии взрослых - ребенку важно знать следующее:
- не прятаться под стол, в шкаф или под кровать (пожарные могут сразу не заметить ребенка и могут не успеть его спасти);
- по возможности выбежать на балкон или выглянуть в окно и кричать о помощи.

Безопасность ребенка на улице


Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места.


Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор - основа уличной безопасности.
Ребенок должен запомнить следующие правила.
1.Не выходить на улицу без взрослых.
2.Не играть на тротуаре около проезжей части.
3.Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
4.Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей.
5.Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых, детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они могут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.


6.Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
7.Хорошо знать ориентиры в районе своего дома.
8.Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.
9.Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
10.Не привлекать к себе внимания манерой поведения.

Безопасность в общественном транспорте

Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.


Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой- то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти на помощь.
При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.
1.Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.
2.Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
3.Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров.
4.Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
5.Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам

"Безопасность на дорогах"
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»


Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.


Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.
Как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать пусть даже малозначительные проблемы.Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы - объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.


Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе, улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.
Ваш ребенок должен знать:
на дорогу выходить нельзя;
дорогу можно переходить только с взрослыми, держась за руку взрослого;
переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
пешеходы - это люди, которые идут по улице;
для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет - движенья нет, желтый свет - внимание, а зеленый говорит: «Проходи путь открыт»;
машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.

Памятка родителям

ВНИМАНИЕ, ДОРОГА!

С каждым годом увеличивается количество транспортных средств на улицах городов и поселков, возрастает интенсивность и скорость движения. В век автомобилей и высоких скоростей дорожное движение становится все более сложным и без знания соответствующих правил обойтись невозможно. Для дошкольников дорога представляет серьезную опасность. К сожалению, очень часто в результате несчастных случаев на дороге страдают дети. По данным ГАИ, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет до 100 детей. Основные причины несчастий - переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части. Совершенно очевидно, что все названные причины - следствие незнания и невыполнения детьми правил дорожного движения.
Большую роль в поведении детей на улице играет положительный пример взрослых. Даже незначительные нарушения правил поведения на улице, допущенные родителями, могут повлиять на ребенка самым негативным образом.
Важно не только знакомить детей с правилами дорожного движения, но и формировать у них практические навыки поведения на улицах.
Прежде всего, ребенок должен понять и усвоить, что проезжая часть предназначена для автомобилей, а тротуар, пешеходные дорожки - для пешеходов, что переходить дорогу можно только в сопровождении взрослых и только в установленных местах. Ожидая разрешающий сигнал светофора возле дороги, нельзя толкаться, потому что можно упасть под колеса проезжающего автомобиля. Переходя проезжую часть даже при зеленом сигнале светофора, необходимо убедиться, что рядом машин нет или что они остановились перед переходом. Переходить дорогу надо быстро, останавливаться там нельзя.
Зимой, выбирая горку для катания, надо обязательно обращать внимание на то, чтобы дети не выезжали на проезжую часть дороги, где в любой момент может появиться машина.
Перевозить ребенка в легковом автомобиле можно только на заднем сидении. Если рядом нет взрослого, то дверцы машины должны быть заперты. Открывать их во время движения нельзя. Также нельзя высовываться в открытое окно движущегося транспорта или выставлять руку.

Памятка родителям

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила. Родителям необходимо знать следующее:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходному переходу.
3. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности: сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.
4. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зеленом свете светофора или разрешающем жесте регулировщика.
5. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать Правила дорожного движения, а также устраивать игры на проезжей части дороги, улицы, объясните, чем это может закончится.
6. Не разрешайте детям кататься на велосипедах по проезжей части.
7. Переходя улицу, не отпускайте руку ребенка, идущего с вами, не оставляйте детей на улице без присмотра.
8. Родители не должны пропускать ни одного случая нарушения правил детьми, своими или чужими.
9. Родители в обязательном порядке должны сами приводить детей в группу и забирать их домой. Очень опасно доверять уводить ребенка из сада ученику начальных классов. Он сам еще не твердо знает Правила дорожного движения, может заиграться на дороге или растеряться в сложной ситуации.
10. Родители должны знать о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разное время года, при различной погоде. Особенно в непогоду родители должны быть внимательны: не торопиться, не закрываться зонтиком при переходе улицы.
11. Родители должны хорошо знать место расположения дошкольного учреждения относительно городских магистралей, улиц, переулков, наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка за руку, учили его азбуке передвижения по улицам и дорогам.
12. Родители должны стать первыми помощниками воспитателя в таком важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей.

Будьте для детей примером
в соблюдении Правил дорожного движения!
Анкета для родителей «Осторожно: дорога!»

1. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения?
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать, какая:
- беседы с ребенком;
- чтение детской литературы по данной теме;
- практические навыки поведения на дороге;
- углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка:
- читаете педагогическую литературу;
- используете жизненный опыт;
- смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
- на основе рекомендаций педагога.
4. Как часто Вы беседуете с ребенком на эту тему:
- достаточно часто;
- редко;
- никогда.
5. Какие пособия, игрушки, литература для детей у Вас имеется дома? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие формы работы Ваших воспитателей с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с Правилами дорожного движения:
- организация выставки литературы по данной теме;
- проведение лекториев для родителей;
- встречи с инспектором ГАИ;
- проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);
- размещение информации в уголке для родителей;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания по данной теме.
7. Как Вы считаете, на каком уровне ведется работа по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения у нас в детском саду:
- на высоком;
- на среднем;
- на низком.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Наиболее характерными нарушениями правил пожарной безопасности в дошкольных учреждениях являются:
- использование противопожарных разрывов между зданиями для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта;
- проведение огневых и сварочных работ без письменного разрешения руководителя детского учреждения, с нарушениями правил пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ;
- ветхая электропроводка;
- несоблюдение строительных норм и правил.
Естественно, первейшей задачей при пожаре является эвакуация людей из горящего здания. Для этой цели необходимо выполнять элементарные правила:
1. Следите за тем, чтобы в местах проведения массовых мероприятий с участием детей находились дежурные из числа обслуживающего персонала, проинструктированные по правилам пожарной безопасности и эвакуации детей в случае пожара.
2. В период нахождения детей в здании двери эвакуационных выходов запирайте только изнутри с помощью легкооткрывающихся запоров. Эвакуационные выходы, проходы, коридоры, тамбуры содержите постоянно свободными.
3. Не загромождайте выходы из помещений столами, стульями, кроватями.
4. Запрещается устанавливать в помещениях, где находятся дети, металлические решетки или жалюзи на окнах, а также оклеивать стены обоями или бумагой.
Важно знать, что при пожарах температура внизу значительно меньше, чем вверху. Поэтому уходить из опасной зоны во избежание ожогов следует согнувшись или ползком. Чтобы облегчить дыхание, целесообразно смочить водой носовой платок и держать его у носа или рта. Входя в сильно задымленное помещение, необходимо держаться за стены и запоминать предметы по пути движения. В задымленном помещении нужно поддерживать друг с другом связь.
Запомните!
Сообщать о пожаре по телефону 101 необходимо даже в том случае, если он уже потушен собственными силами: огонь может оставаться в скрытых местах (в пустотах деревянных перегородок, под полом и т. д.) и через некоторое время разгореться вновь еще сильнее. Поэтому место пожара должно быть обязательно осмотрено специалистами пожарных аварийно-спасательных подразделений.

Информация для взрослых!

ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

Помните, в первую минуту пожар можно затушить стаканом воды, во вторую - ведром, в третью - пожарным водоемом.
Если загорелся телевизор - сразу же необходимо отключить его от сети, затем залить водой через верхние вентиляционные отверстия задней стенки (стоять сбоку) или набросить плотное одеяло, чтобы огонь не переметнулся, например, на шторы; срочно вызвать пожарных. Если кинескоп взорвется, то опасен ядовитый дым, поэтому помещение необходимо срочно покинуть.
На пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма. Порой нужно совсем немного глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения синтетики. Поэтому, покидая помещение, где возник пожар, всеми способами защищайтесь от дыма: дышите через мокрую тряпку, по задымленным коридорам пробирайтесь согнувшись или ползком - внизу меньше дыма. Особенное внимание обратите на детей: они могут прятаться от огня и дыма в самых укромных местах. Обязательно проследите, чтобы все они выбрались из загоревшегося помещения.
Если загоревшийся дом современной постройки и вы находитесь в его помещении, где пожара нет, закройте плотно двери, забейте щели мокрыми тряпками, заткните вентиляционные отверстия и ждите помощи спасателей-пожарных. Если же они не вызваны, то подойдите к окнам или выйдете на балкон и попросите сделать это прохожих.

Информация для взрослых!

ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ РТУТИ

Ртуть используется при изготовлении термометров, люминесцентных и ртутных ламп, в медицине. Металлическая ртуть, как и все ее соединения, относятся к чрезвычайно ядовитым веществам. Ее действие отличается одной особенностью - оно становится заметным не сразу. Яд ртути способен накапливаться и задерживаться в организме человека. Он повреждает клеточные мембраны, снижает активность ферментов. К ртутному яду особенно чувствительные дети. Поскольку клеточные мембраны детского организма обладают повышенной проницаемостью, этот яд легко получает доступ буквально во все жизненно важные органы ребенка, медленно и неотвратимо оказывая свое разрушительное действие. При отравлении парами ртути на первый план выступает поражение дыхательных путей и нервной системы. Поначалу их симптомы сходны с симптомами респираторной инфекции. Позднее начинает нарастать слабость, появляются признаки поражения почек.
Найдя ртуть, нельзя выбрасывать ее в мусорное ведро или мусоропровод, раковину, унитаз, тем более, за окно. Если она рассыпалась, попала в щели пола, куда-нибудь закатилась, необходимо собрать ее всю, до самого маленького шарика, иначе, испаряясь, она будет вызывать интоксикацию у живущих в доме. Собрать эти шарики можно с помощью резиновой груши. Но надежнее всего - вызвать спасателей из подразделений МЧС. Телефон самый легкий и знакомый - 101.
Помните, опасен даже разбитый градусник. В случае, если это произошло, не теряя ни минуты, откройте настежь все окна, выведите из комнаты детей и, если ртути мало, то сметите кисточкой шарики на бумагу и, опустив их в банку с плотной крышкой, позвоните по телефону 101. Вы получите необходимые консультации, а при необходимости в квартире проведут демеркуризацию.

С ОГНЕМ НЕ ШУТИ!

Наиболее часто гибель дошкольников происходит на пожарах. Ежегодно на них в Беларуси гибнет от 50 до 100 детей. Причины возникновения пожаров - самые разнообразные.
Огонь всегда привлекал детей. Малыши видят, как появляются огненные языки пламени, когда родители зажигают спички. И ничего страшного не происходит. Однако, если не объяснить вовремя ребенку об опасности, сопровождающей даже крохотный огонек, пожара не миновать.
Во многих случаях причиной возникновения пожара по вине дошкольников становятся игры с различными горючими средствами и материалами, к которым относятся спички и зажигалки, свечи и факелы, электроприборы (утюги, обогреватели и т. п.), бенгальские огни, бензин или тара из-под него. Как правило, это происходит в местах, представляющих большую опасность (сараи, сенохранилища, подвалы, чердаки, жилые помещения), если дети находятся там без взрослых.
Опасность возгорания может поджидать ребенка и на улице. Начало лета совпадает с обильным цветением тополей. Улицы, дворы и скверы покрываются тополиным пухом. Он проникает в слуховые окна чердаков, забивается в подвалы. Для ребят этот пух - предмет забав: стоит поднести спичку - и он вспыхивает, как порох. Огонь скользит по нему, как по бикфордову шнуру, пробегая десятки метров, и часто заканчивается пожаром. Нередко дети школьного возраста, которые зажигали пух, успевали убежать, а малыши получали ожоги.
Часто взрослые оставляют ребенка в квартире одного, включив ему, чтобы не было скучно, телевизор. А ведь телевизор нередко бывает источником возникновения пожара. Около половины массы этого электроприбора составляют полимерные материалы, которые при горении выделяют токсичные вещества, способные вызвать отравление. Неподготовленные дети теряются, они не знают, что нужно предпринять в таких случаях. В результате - пожар. А ведь его можно было предотвратить, выдернув вилку из розетки.
Перечисленные выше причины возникновения пожаров, в результате которых пострадали дети, наиболее часто встречающиеся. В большинстве их дети не смогли избежать беды из-за своей неподготовленности к действиям в той или иной экстремальной ситуации. Однако дошкольники уже в состоянии усвоить, что огонь и дым - это опасность, от которой нельзя спрятаться, но можно спастись, убежав из горящего помещения или позвав на помощь взрослых. Знание детьми элементарных правил безопасности и умение сориентироваться в чрезвычайной ситуации могут не только спасти их при возникновении пожара, но и предотвратить сотни пожаров из-за детских шалостей.
Памятка родителям

ГРОЗА И СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

Географическое расположение нашей республики таково, что для нее стихийные бедствия, такие как смерчи, извержения вулканов, оползни не являются характерными. К нам не доходят волны океана, которые смывают целые населенные пункты на побережьях. Сильные ураганы также для Беларуси редкость. Поэтому целесообразно будет рассказывать детям о таком атмосферном явлении, как гроза, о наводнении, которое обычно является стихийным бедствием. Полезно будет также узнать и о сильном ветре, снежной буре.
Весной стихийным бедствием для жителей Беларуси может стать паводок, когда вследствие таяния снега, льда, сильных дождей и т. п. происходит кратковременное поднятие уровня воды в реках и других водоемах. В некоторых районах вода может доходить до населенных пунктов, затапливая подворья и жилые дома. Детям, проживающим в районах затопления, не нужно убегать далеко от дома, так как они могут оказаться отрезанными от суши. Опасность представляет затопленная поверхность земли. Поскользнувшись, ребенок может упасть в холодную воду и утонуть. Ни в коем случае дети не должны пользоваться лодками для передвижения без взрослых. Летом значительное затопление местности может произойти в результате проливных дождей.
Во время грозы опасен удар молнии. Необходимо рассказать детям о безопасном поведении во время грозы. Во время грозы нельзя кататься на лодке, купаться, опасно находиться рядом с металлическими предметами, бежать. Лучше всего присесть к земле или укрыться на склоне холма. На открытом месте нельзя прятаться под отдельно стоящими высокими деревьями. Не рекомендуется также прятаться в отдельно стоящих сараях, стогах сена, особенно если они находятся на возвышенности. Дети должны знать, что если они дома, то бояться грозы не нужно. Просто необходимо закрыть все окна и форточки.
Детям полезно будет знать о том, каким несчастьем могут обернуться вьюги и снежные бури. Если начинается метель, то детям лучше остаться дома, так как вероятность потеряться и замерзнуть очень велика. Найти детей в таких случаях очень трудно, потому что сильный ветер заносит снегом все следы. Если же метель застала в пути, то необходимо быстро вернуться домой или пойти туда, где поблизости работают взрослые (в сельской местности - это животноводческие помещения, административные здания колхоза или совхоза). Во время снежной бури в городе дети, сбившиеся с пути, должны зайти в ближайший магазин, аптеку, почту и попросить позвонить родителям.
Памятка родителям

ВОДА И БЕДА

Дети любят купаться и радуются возможности поиграть в воде. Однако это не только доставляет удовольствие, но и представляет опасность. Для маленького человечка опасны любые емкости, наполненные водой. В своем стремлении познать окружающий мир у малыша любопытство преобладает над чувством опасности. Очень часто дети тонут во время отдыха с родителями на берегу речек и озер, когда внимание взрослых к детям ослабевает. Поэтому недопустимо оставлять их у воды без присмотра. Опасно оставлять детей на надувных матрацах, кругах, игрушках, так как их ветром может отнести от берега.
Купаться детям можно только под присмотром взрослых в специально отведенных местах. Нельзя отходить далеко от берега и купаться в речках, глубина которых неизвестна. Нельзя в воде толкать друг друга. Не следует младшим повторять действия старших, так как дети постарше уже умеют плавать, а младшие только учатся держаться на воде.
Недопустимы шутки детей, когда они без всякой причины зовут взрослых на помощь. Дошкольники должны знать: если они будут шутя просить о спасении, то в случае, когда помощь будет действительно нужна, на их слова, возможно, никто не обратит внимания, считая, что это снова розыгрыш.

Памятка родителям

ТРАВМЫ И ОТРАВЛЕНИЯ

Травмы - повреждения тканей и органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия (ранения, ушиба, ожога и т. д.).
Причинами детского травматизма являются: отсутствие необходимого житейского опыта, повышенная любознательность, склонность к шалостям и др.
Переломы рук и ног чаще всего происходят во время падения с заборов и деревьев летом, во время катания с горок зимой.
Нередко бытовые травмы у детей возникают при небрежном хранении горючих и взрывчатых веществ. Даже дезодорант может быть опасным, так как находящаяся в нем под давлением жидкая смесь в большинстве случаев горюча. Поэтому его нельзя ставить вблизи источников тепла (повышение давления приводит к разрыву баллона), вскрывать даже после полного использования.
Дошкольники получают ожоги от опрокинутых на себя емкостей с кипятком, а также при вспышке легковоспламеняющихся жидкостей. Кроме того, маленькие дети могут получить ожоги от открытого пламени в печи, костра, даже новогодней свечи или петарды.
Представляют собой опасность новогодние петарды и бенгальские огни, тем более, что в ожидании праздничного зрелища малыши часто забывают об осторожности.
В последнее время участились случаи взрывов от скопившегося бытового газа. Кроме того, газ опасен еще и тем, что обладает сильным отравляющим свойством.
Отравление лекарствами - одно из самых опасных. Хранить их нужно так, чтобы ребенок не смог сам взять таблетки из аптечки. Взять не то лекарство или допустить его передозировку - одинаково опасно для жизни ребенка.
Для предупреждения травм большое значение имеет правильная организация быта детей в детских учреждениях и домах, надлежащий надзор над ними, правильная и систематическая работа.

Памятка родителям

ОПАСНЫЕ ВСТРЕЧИ С ЖИВОТНЫМИ

В городах опасность представляют бездомные собаки, которые к тому же могут быть больны. Часто они собираются возле мусорных баков. У многих из них когда-то были хозяева, но в силу обстоятельств собаки оказались выброшенными на улицу. Во избежание неприятностей детям не стоит приближаться к ним. Обозленные и голодные, они могут броситься на ребенка и, если не укусить, то сильно испугать.
Часто детей кусают домашние собаки, которые выгуливаются без хозяина. А иногда даже хозяин не ожидает агрессии от своего питомца, поэтому не успевает остановить пса, бросившегося на малыша. Кроме того, есть породы собак, которых воспитывают быть злыми целенаправленно. В любом случае приближаться к чужой собаке ребенку опасно.
Если собака живет в доме, то дети знают характер своего воспитанника и все случаи, когда пес может укусить.
Менее опасными домашними животными считаются кошки. Однако царапины от их когтей бывают глубокими. Имеет смысл осмотреть ранку поцарапанного ребенка, промыть ее, обработать, забинтовать.
Угроза безопасности исходит от общения с животными, заболевшими бешенством. Признаками бешенства животных являются обильное выделение у них слюны, красные слезящиеся глаза, неподчинение командам хозяина. При укусе необходимо обратиться в поликлинику.
Выезжая с ребенком в лес, родители не всегда предупреждают его о возможных опасных встречах с дикими животными. Однако хотя бы минимум информации детям необходим. Детям полезно знать, кто из лесных жителей представляет опасность и как действовать при встрече с ним. Из хищников опасными являются волки и рыси. Медведи, кабаны, лоси, олени первыми на человека не нападают. Водятся в наших лесах и ядовитые змеи. Но и они, встретившись с человеком, предпочитают ускользнуть в укрытие, однако немедленно нападают, если им преградить дорогу.

Памятка родителям

ЧУЖИЕ ЛЮДИ

Нередко родители по той или иной причине оставляют малолетних детей дома одних. При правильном поведении ребенка во время отсутствия взрослых некоторое время он вполне может поиграть самостоятельно. Однако в жизни немало случаев, когда преступники выбирают квартиру для кражи, используя непосредственность детей. Причем невозможно предугадать, какой способ они могут избрать в следующий раз для проникновения в дом. Поэтому дети должны знать, как себя вести, чтобы избежать экстремальных ситуаций, одной из которых может быть звонок в дверь незнакомых людей. С самого раннего возраста детям необходимо усвоить, что ни в коем случае нельзя открывать дверь чужим людям, уходить с ними куда бы то ни было, брать у них что-либо.
Оставшись один в квартире, ребенок может быть уверен, что за закрытыми дверями он находится в безопасности, что открывать дверь нельзя никому. Будет лучше, если члены семьи, придя домой, не звонили в дверь, а открывали бы ее своим ключом. Тогда ребенку не надо будет решать: открывать или не открывать дверь в случае, если кто-то позвонит: однозначно не открывать.
Если ребенок бывает на улице один или играет там с друзьями без присмотра взрослых, то также необходимо подготовить его к встречам с чужими людьми. Нужно объяснить ему, что в минуту опасности нужно действовать решительно: кричать, кусаться.
Формирование навыков личной безопасности у ребенка должно сопровождаться чувством меры. В этой работе следует использовать положительные примеры, чтобы не запугать ребенка и вместе с тем научить его правильному поведению в экстремальных ситуациях.

Памятка родителям

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬСЯ

Маленького ребенка потерять легко, а найти трудно. Чаще всего, испугавшись, малыш не может назвать даже своего имени. Остается только ждать, когда его начнут разыскивать родители. Дети теряются в основном на вокзалах, рынках, в больших магазинах и других людных местах. Стоит несмышленышу лишь на минуту отпустить руку взрослого, как он может оказаться один в толпе.
Сложно бывает с детьми, у которых характер путешественника. Такие дети могут уйти со двора, увидев котенка, щенка и т. д. Они даже не задумываются о том, что могут не найти дороги обратно.
Зачастую дети, проживающие в сельской местности, без сопровождения взрослых ходят в лес за ягодами и грибами. В их компании бывают и городские ребятишки, приехавшие на лето к родственникам. В незнакомой местности они могут легко заблудиться. Если, заблудившись в лесу, ребенок точно знает, что шел только по одной имеющейся тропинке, надо повернуть назад и возвращаться по ней же. При этом необходимо вспоминать знакомые ориентиры. Если тропинка вывела к незнакомой деревне, то лучше идти туда, к людям, которые всегда окажут помощь. Выйти к людям помогает работающий трактор, лай собак, проезжая дорога.
В метель найти детям дорогу домой очень сложно. Потерявшись в лесу, они могут замерзнуть или погибнуть от голода. Поэтому в метелицу выходить детям из дома без взрослых не стоит, даже если они хорошо знают местность.
Во всех случаях опасность потеряться значительно уменьшается, если дети привыкли держаться рядом со взрослыми, имеют навыки ориентировки на местности, могут сообщить что-то о себе.

Правила пользования бытовыми электроприборами

Для чего нужно знать правила пользования электроприборами?
Электроприборы - наши верные друзья и помощники. Хоть они и не живые, а железные, но обращаться нужно с ними бережно и осторожно. Электрический ток, без которого не заработает ни один прибор, может быть очень опасен. Чтобы не пострадать из-за неправильного обращения с электричеством, познакомимся с основными правилами пользования электроприборами, которые должен знать каждый.
Правило первое: Не засовывайте в розетку посторонние предметы!
Как вы уже знаете, розетка предназначена для включения электроприборов в сеть, а вовсе не для ваших пальцев. Однако в розетку опасно засовывать не только пальцы, но и посторонние предметы, особенно металлические: гвозди, проволоку, вязальные спицы, шпильки. Эти предметы - хорошие проводники электрического тока! Ток по ним, как по мостику, моментально переберется на вашу руку, и ударит так, как будто вы сунули в розетку палец.
Правило второе: Не касайтесь руками оголенных проводов!
Провода, через которые к приборам поступает электрический ток, имеют изоляционную защиту. Это значит, что металлический провод, где течет электричество, помещен в другой провод, пластмассовый, резиновый, с тканевой обмоткой. И резина, и пластмасса, и ткань являются изоляторами, через которые ток не проходит и не сможет никому причинить вреда. Но бывает, что изоляционная оболочка провода повреждается, и опасный металлический провод оголяется. Это очень опасно. Если задеть оголенный провод включенного прибора, можно получить удар током. Поэтому, прежде чем включить прибор в сеть, проверьте, не выглядывают ли из-под изоляционной оболочки металлические провода. Если да, то никогда не пользуйтесь таким прибором, пока его не отремонтируют!
Правило третье: Не трогайте включенные приборы мокрыми руками!
Помните о том, что вода является проводником электрического тока. Она, как и металлические предметы, является мостом, через который электричество перебирается на человека. Если вы прикасаетесь к включенному электроприбору мокрыми руками, то рискуете получить удар током. Запомните: Перед тем как включать, выключать или еще что-либо делать с электроприбором, руки надо вытереть насухо!
Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки вытирать!
Правило четвертое: Нельзя протирать включенные электроприборы влажной тряпкой!
Вода, которая находится во влажной тряпке, служит таким же проводником для электрического тока, как и вода на мокрых руках. Если вам захочется, например, протереть включенный телевизор, то сначала выключите прибор, а потом уже вытирайте с него пыль.
Правило пятое: Нельзя пользоваться электроприборами, касаясь воды!
Как вы уже знаете, вода - отличный проводник-мост для электрического тока, поэтому никогда не касайтесь одновременно воды и включенного электроприбора!
Нельзя одну руку держать под струей воды, а другой включать электроплиту или стиральную машину. Ни в коем случае не пользуйтесь электроприборами, лежа в ванной!
Правило шестое: Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы. Оставленные без присмотра электроприборы часто становятся причиной пожара!
Правило седьмое: Не засыпайте при включенных телевизоре, магнитофоне, электрообогревателе и других бытовых электроприборах!
Правило восьмое: Не включайте в одну розетку больше трех электроприборов!
Правило девятое: Не обертывайте электролампы горючими материалами (тканью, бумагой, клеенкой и т. д.).

Как вести себя при возгорании электроприборов?

Правило первое: Если прибор загорелся и родители дома, то нужно им немедленно сообщить о случившемся!
Правило второе: Если вы одни, то нужно запомнить основное правило: ни в коем случае нельзя тушить прибор водой, пока он включен в сеть! Сначала нужно отключить прибор, то есть вынуть вилку из розетки, а только потом заливать водой. Если поблизости нет воды, можно накрыть прибор одеялом, засыпать песком, землей.
Правило третье: Если вы видите, что не справитесь с огнем, то необходимо выйти из квартиры или дома и позвать взрослых. Чтобы вызвать пожарных, нужно набрать по телефону 101.
Правило четвертое: Если из дома выйти невозможно и у вас нет телефона, то нужно выглянуть в окно и привлечь внимание людей. Необходимо громко и настойчиво кричать: Пожар! Пожар! Наберите 101!

Информация для взрослых!

Как помочь ребенку,
пострадавшему от удара током?

Как это ни печально, наши дети не всегда слушают нас и порой поступают по-своему. Чтобы ребёнок не пострадал от электричества, необходимо заранее принять меры.
1. Все розетки снабдить специальными токонепроницаемыми заглушками.
2. Постарайтесь спрятать все электропровода так, чтобы малышам было трудно до них добраться.
3. Если ребенок все же засунул в розетку палец или предмет и его бьет током, необходимо оттолкнуть или оттащить малыша за край одежды или ремень. Для безопасности необходимо встать на сухую доску, резиновый коврик, стопку газет или книг. Свою руку нужно обернуть сухой тканью или надеть резиновую перчатку.
4. Если ребенок схватился за оголенный провод, нужно немедленно отключить прибор от сети. Если по каким-то причинам это сделать невозможно, то следует перерубить провод топором с деревянным сухим черенком или перекусить кусачками с хорошо изолированными ручками. Можно отодвинуть провод сухой палкой.
5. После того как прекратилось действие тока, необходимо уложить ребенка на ровную поверхность, укрыть его и немедленно вызвать врача.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!
Мы проводим исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту. Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы.
Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, количество детей в семье, образование.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста. _________________________
2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости):
- родители,
- воспитатели,
- школьные учителя,
- медицинские работники,
- преподаватели безопасности жизнедеятельности,
- другие (укажите).
3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у Вас в доме. _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Какие правила безопасности жизни в быту должны знать дети дошкольного возраста:
а) нельзя играть спичками, зажигалками,
б) нельзя трогать электроприборы,
в) нельзя брать лекарства без разрешения,
г) при пожаре - не прятаться, позвонить по 101,
д) другие (укажите).
5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?
а) прячем,
б) учим пользоваться (уточните чем),
в) запрещаем,
г) (свой вариант). ___________________________________________________
6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время дома один? Если да, то что Вы говорите ему, когда уходите:
а) не ешь грязные овощи и фрукты,
б) никому не открывай дверь,
в) не трогай лекарства,
г) не включай газ/плиту,
д) не играй спичками,
е) не подходи к телефону,
ж) (укажите свой вариант). ___________________________________________
7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?
а) да
б) нет
в) не знаю
г) только (укажите что) _____________________________________________
8. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок, как вызвать (подчеркните):
- скорую помощь - да, нет, не знаю
- милицию - да, нет, не знаю
- пожарных - да, нет, не знаю
9. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (по возможности, укажите автора и название). __________________________________________
10. Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? (По возможности укажите название.) ______________
__________________________________________________________________
11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту? _______________
12. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту? _____________________________
Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения? ______________________________________________________
13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде Вы хотели бы получить от педагогов дошкольного учреждения? ___________________________________________
__________________________________________________________________
14. Какие травмы получал Ваш ребенок дома? (ответ обведите):
- порезы,
- отравления (чем),
- ожоги (уточните какие),
- электротравмы,
- переломы,
- попадание инородных тел,
- ушибы,
- другое (укажите).
15. Ваши действия при порезах и ссадинах (выберите):
- промыть рану проточной водой,
- приложить холодный предмет,
- прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,
- обработать края раны йодом,
- наложить повязку.
16. Первая помощь при термических ожогах (выберите):
- подставить под струю холодной воды.
- смазать маслом или вазелином,
?
«АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
(учим ребенка правилам безопасности)

Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста.
Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.
Вероятность травм ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.
Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота, или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.
«Дозированный опыт» - это когда ребенку дают убедиться, что вода, утюг и головешка обжигают, иголка колется и т.п. Он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок».
Если Ваш метод обучения детей безопасному поведению - запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.
Животные (даже домашние) могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.
Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.
Игрушки и личные вещи учите ребенка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребенку.
Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребенка. Убирайте их из виду. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендаций врача.
Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы типа «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она умудрилась попасть в такую труд¬ную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» и обсудить их.
Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, произошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.
Обучать ребенка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.
Программы по безопасности для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны криминальной статистики и ненужного натурализма.
Режущие и колющие предметы храните в специально отведенных местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.
Спички и зажигалки - не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах.
Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.
Уходя из дома ненадолго, найдите ребенку интересное занятие (игру), чтобы он не стал искать себе другое, может быть опасное.
Факты выпадений детей из окон и с балконов убеждают, что они должны быть надежно закрыты, если в комнате играют дети.
Холодная вода - Ваш помощник при порезах, ушибах, ожогах.
Цените в Вашем ребенке находчивость, уверенность и самостоятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в «нужное» русло.
Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций.
Широко распространенные электроприборы могут быть доступны в обращении ребенку, начиная с 4 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в Вашем присутствии и с Вашего разрешения.
Щетка, мыло, и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет.
«Это нельзя, а это можно» - такое пояснение важно для правильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребенку, что ему можно делать, чем играть.
Юные исследователи - это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов вместе со взрослыми или рядом.
Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но главное - упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.

Знаете ли вы правила пожарной безопасности?
(вопросы и задания детям по окончании работы по проекту)

1. Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?
2. Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?
3. Почему возникают лесные пожары?
4. Почему говорят: «От копеечной свечи Москва сгорела»?
5. Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?
6. Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?
7. Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?
8. По какому номеру нужно звонить при пожаре?
9. Каких качеств требует работа пожарного?
10. Где следует хранить горючие жидкости?
11. Где нужно хранить спички и зажигалки?
12. Почему новогоднюю елку нельзя ставить у дверей?
13. Почему елку нельзя ставить на толстом ковре?
14. Почему нельзя украшать елку восковыми свечами и зажигать их?
15. Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери?
16. Как поступить, если дым попадает в квартиру с лестничной клетки?
17. Почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры?
18. Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров?
19. Какие признаки говорят о неисправной электропроводке? Сломанных электроприборов?
20. Составьте короткий рассказ со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.
21. Можно ли во время пожара пользоваться лифтом? Обоснуйте свой ответ.
22. Почему нельзя завешивать заднюю стенку телевизора?

Консультации воспитателей и педагогов по теме "Безопасность"

Содержится в разделах:
  • Безопасность. ОБЖ, основы безопасности жизнедеятельности
Включает в себя разделы:
  • Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации для родителей

Показаны публикации 1-10 из 1404 .
Все разделы | Безопасность детей, ОБЖ. Консультации для родителей

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как родители подстригают ногти , волосы. Этот процесс вызывает интерес у детей . Ножницы в неумелых руках – достаточно опасный инструмент, которым можно не только повредить хорошие вещи, но и порезаться. Поэтому при...

Консультация для родителей по ПДД «Малыш и дорога» ПДД – Правила дорожного движения. Тема : «Малыш и дорога» Цель : Сформировать у детей знания о правилах дорожного движения, обеспечить их безопасность на дороге . Не все родители придают значение обучению своих детей знакам и Правилам дорожного движения, ссылаясь на то, что...

Безопасность детей, ОБЖ. Консультации для родителей - Консультация для родителей «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников»

Публикация «Консультация для родителей «Правила пожарной безопасности во время...» Консультация для родителей «Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников» 1. Не украшайте ёлку матерчатыми и пластмассовыми игрушками. 2. Не обкладывайте подставку ёлки ватой 3. Освещать ёлку следует только электрогирляндами промышленного производства. 4. В...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рекомендации для родителей «Научим детей соблюдать правила пожарной безопасности» РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Дорогие родители все мы, хотим своим детям счастья. Общим чаянием всех родителей является здоровье детей и их безопасность. Но если обратиться к статистике, то каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской...

Советы и рекомендации для родителей по правилам дорожного движения 1. При движении по тротуару: - придерживайтесь правой стороны тротуара; - не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; 2. Готовясь перейти дорогу: - остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть; - привлеките ребенка...

Консультация для педагогов «Техники по созданию условий охраны и укрепления психологической безопасности в ДОУ» МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Консультация для педагогов «ТЕХНИКИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОУ» Выполнила: педагог-психолог Соколова Татьяна Владимировна ТЕХНИКИ ПО СОЗДАНИЮУСЛОВИЙ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Безопасность детей, ОБЖ. Консультации для родителей - Памятка для родителей воспитанников по пожарной безопасности

Родители должны помнить, что детей привлекает огонь, но их естественный познавательный интерес должен быть направлен в нужное русло. А это значит, что с самого раннего возраста дети должны знать правила обращения с огнем. От 3-х до 5-ти лет. Это возраст активных вопросов и...