Нетрадиционные техники рисования.

Захарова Ирина Николаевна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №2 города Тюмени

Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне
!

Цель: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства.

Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка.

  • способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
  • ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия.
  • использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности.
  • занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков
  • ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства
  • рисование помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе, стране, мире и природе.

Способы нетрадиционной техники рисования

1. Рисование пальчиками.

2. Рисование ладошкой.

3. Печать листьями.

4. Кляксография.

5. Раздувание краски.

6. Рисование свечой.

7. Набрызг.

8. Рисование методом тычка.

9. Оттиск смятой бумагой.

10. Оттиск поролоном.

В работе использую такие материалы:

4. Ватные палочки и др.

1. «Рисование ладошкой»

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности:

Материалы:

2.«Рисование пальчиками»

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. «Печать листьями»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

4. «Кляксография»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

5. «Рисование методом тычка»

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. По­лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

6. «Раздувание краски»

Возраст: любой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: Альбомный лист, гуашевые краски, стаканчик с водой, кисть, трубочка для коктейля или полая часть от шариковой ручки.

Способ получения изображения: На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно нарисовать деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.

7. «Фотокопия – рисование свечой»

Возраст: от пяти лет

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: свеча, белая бумага и акварельные краски с кисточкой.

Способ получения изображения: На застеленный газетой стол нужно разложить листы белой бумаги и нарисовать на них любой рисунок с помощью свечи. Нажимать ею на бумагу нужно достаточно сильно. Затем этот рисунок сверху покрывается акварельными красками. Лучше всего использовать контрастные темные тона, черный или темно-фиолетовый.

8. «Рисование набрызгом»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

9. «Оттиск смятой бумагой»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

10. «Оттиск поролоном»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона, шаблон.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу через шаблон. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

Запомните:

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

В.А. Сухомлинский

Список используемой литературы :

  1. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста»,
  2. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
  3. Т.А. Цквитарий «Нетрадиционные техники рисования»
  4. Журналы «Дошкольное воспитание».

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000855

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

Рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

Отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

Рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

РИСОВАНИЕ ЗАБАВНЫМИ ОТПЕЧАТКАМИ

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин 2.Карандаш 3.Краска 4.Губка 5.Кисть 6.Бумага 7.Баночка для воды


2. Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Материалы: 1.Нить шерстяная 2.Основа 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма 2.Карандаш 3.Краска 4.Кисть 5.Бумага 6.Баночка для воды


4. Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды



5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды




РИСОВАНИЕ РУКАМИ

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками - это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Техника рисования "волшебных" картинок с помощью белой масляной пастели. На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Но как только кисточка и красочка начинают украшать белый лист, то….дети почувствуют себя настоящими волшебниками, когда под их кисточками начнут проявляться волшебные картинки.

Материалы: 1.Пастель масляная белая 2.Акварель 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды



МОНОТИПИЯ

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.
Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.
Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность 2.Гуашь 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска 2.Кисть 3.Бумага 4.Баночка для воды

КЛЯКСОГРАФИЯ

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель 2.Трубочка 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды


НИТКОГРАФИЯ

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Материалы: 1.Нить 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды


РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.
Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки 2.Краска 3.Бумага 4.Баночка для воды


ГРАТТАЖ «ЦАП-ЦАРАП»

Слово “граттаж” произошло от французского «gratter» (скрести, царапать).
Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон 2.Пастель масляная 3.Гуашь 4.Зубочистка/Спица 5.Кисть 6.Баночка для воды



ФРОТТАЖ

Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет 2.Карандаш 3.Бумага


ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин 2.Основа 3.Бусины/Бисер 4.Стеки



Попко Мария Степановна.

Педагог по изобразительной деятельности

детского сада на Остоженке

Любовь Севрюкова
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 21 "Сказка"

Севрюковой Любови Николаевны.

Условия возникновения опыта : Опыт формировался в условиях МБДОУ ДС №21 "Сказка" г. Старый Оскол. В ходе работы наблюдения над эффективностью применения различных техник рисования и обсуждения с коллегами привели к выводу о необходимости использования таких техник , которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию . Проанализировав детские рисунки, диагностический материал и изучив методическую литературу, сделали вывод, что необходимо повышать интерес детей младшего дошкольного возраста к рисованию . Существует много , их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог , чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду » , И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей », Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» , мы нашли очень много интересных идей и поставили перед собой следующие задачи :

Формирование навыков художественных действий с различным художественным материалом у младших дошкольников .

Развитие мелкой моторики , воображения, мышления.

Воспитание эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

Теоретическая база опыта : В. А. Сухомлинский писал : “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период , когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей . Младший дошкольный возраст - это возраст интенсивного развития творческих способностей детей , период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у ребенка общего творческого отношения к окружающему миру. Основной путь развития творчества у детей : создание взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановка творческих задач ; формирование структуры опыта ребенка и его способов деятельности , которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач. У ребенка постепенно формируется сложный внутренний мир, который или придает всей его деятельности творческий характер , или наоборот, определяет развитие по готовым , проторенным схемам. Часто педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования . Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал : "Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу, это несомненно ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет".

Новизна опыта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения организованной образовательной деятельности по рисованию в младшем дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти "вдохновение" для творчества в окружающем мире . Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности , его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, доводить начатое до конца.

Технология опыта . Целью опыта является создание системы работы по развитию у детей раннего возраста творческих способностей путем внедрения в педагогический процесс техник нетрадиционного рисования .

Задачи в работе с детьми :

- Развивать воображение и творческие способности детей .

Обогащать и расширять художественный опыт детей .

Побуждать ребенка экспериментировать.

Поощрять и поддерживать творческие находки .

- Развивать целенаправленную деятельность детей и стремление к созидательной активности.

Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы, изобразительного искусства.

- Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования . Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Использование различных приемов способствовало выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивали художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования . С детьми использовали : рисование пальчиками , рисование ватными палочками , тычок жесткой полусухой кистью.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяло детям чувствовать себя смелее, развивало воображение , давало свободу для самовыражения, способствовало развитию координации движений.

Использовали несколько техник пальчикового рисования :

Полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу , холмы.

рисование ладошкой , при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка - вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки , рыбка - одна ладошка , приложенная к бумаге горизонтально);

рисование кончиками пальцев - ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу , виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску , проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры, прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге - выйдут кустики, деревья, звездочки, соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки) ;

рисование кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки) .

Рисование способом «Тычок жесткой полусухой кистью» предполагает использование материалов : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата. Способы получения изображения : ребенок опускал в гуашь кисть и ударял ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

«Оттиск поролоном» . Средства выразительности : пятно, фактура, цвет. Материалы : пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения : ребенок прижимал поролон к штемпельной подушке с краской и наносил оттиск на бумагу.

«Рисование по мокрой бумаге » Изображения таким способом получаются таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. Перед началом «живописи по-сырому» бумагу кистью равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, тогда начинают рисовать . Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

«Самоцветы» Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Для этого лучше взять акварельные краски. Мокрый лист бумаги - это «сундук с драгоценными камнями» . Ребенку предлагают попробовать все возможные сочетания красок и наполнить «сундук» разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки, которые от воды причудливо растекаются.

«Волшебные перчатки» Для развития пространственного и творческого воображения , снятия эмоционального напряжения с помощью цвета можно и поколдовать. «Все фокусники, иллюзионисты в цирке, хоть они и не настоящие волшебники, но умеют очень ловко совершать разные трюки, выступают в перчатках. Так они выглядят более загадочно и в то же время торжественно. Давай нарисуем перчатки для настоящего волшебника. Положи свою руку на лист бумаги и обведи её. А затем то, что получится, раскрась по своему желанию».

«Кляксы» Для развития творческого воображения , для снятия агрессии и страхов. Ребёнку предлагается выбрать краски нескольких цветов, нанести цветовые пятна в центр листа и прижать другим листом бумаги. Получившийся отпечаток рассмотреть и придумать на что или на кого похожа клякса. Дорисовать мелкие детали тонкой кистью.

Рисование мыльной пеной В миске или тазике смешать воду и мыло (шампунь, добавить немного гуаши в эту смесь…

Используя трубочку для коктейля раздуть большую пену из мелких пузырьков. Прикладывать лист бумаги к пене для получения необычных отпечатков. Можно создавать рисунки, сначала выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, а потом аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами , когда они высохнут.

Результативность опыта : Такое необычное рисование помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее . И, что очень важно, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться окружающему миру.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках , преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования . В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития . Творческий процесс научил детей исследовать , открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых. Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности , но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы увидели, что у детей раннего возраста возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования . Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество , фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее , содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса . Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно : дети слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Литература.

1. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992

2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

3. Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте »

4. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками» , Москва, Аквариум, 1998

5. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005

6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей »

7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре » , Москва, Просвещение, 1992

8. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному) »

9. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста » (нетрадиционные техники )

10. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников »

11. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду »

12. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004

13. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки » , Москва, Карапуз - Дидактика,

14. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки » »